Главная > Методические указания


Понятие культуры, его многозначность. Культура как единство деятельности и ценностей. Культура и цивилизация. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. История становления представлений о культуре. Понимание культуры в античности; образованность и гражданственность как характеристики культурного человека. Средневековые трактовки культуры. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения. Культурологические концепции эпохи Просвещения (Вольтер, Й. Гердер, Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо и другие). Культурологические идеи в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля.

Структура культуры. Социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, регулятивная, ценностная и другие.

Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры). Культурные ценности и нормы.

Субъект культуры. Культура и развитие человека. Различие мира человека и природы. Культурная деятельность. Культурная самоидентичность. Этнокультурная идентичность. Инкультурация и социолизация.

Методические рекомендации по изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: многозначность понятий определений культуры, культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание; культура и общество, культура и личность, культура и природа; полифункциональность культуры; семиотика культуры; культурная самоидентичность, инкультурация и социализация.

По данной теме необходимо:

знать: различие в понимании культуры; различие и взаимосвязь культуры и цивилизации; культура-личность-общество, полифункциональность культуры.

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме, объяснить феномены культуры и цивилизации.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «культура». Отличие феномена культуры от природных объектов.

  2. Культура как единство деятельности и ценностей.

  3. Охарактеризуйте субъекты культуры. Культура и личность.

  4. Культура и общество. Социальные функции культуры.

  5. Проанализируйте: общее и отличное между понятиями «социализация» и «инкультурация».

  6. Противоречивость процесса социализации.

  7. Роль знаковых систем в культуре.

  8. Специфика проявлений традиций и инноваций в культуре.

  9. Социокультурная идентичность.

Основные понятия к теме 2

Альтернативные культуры – подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказываются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие общины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Денотат (отмечать, обозначать) – объект, имеющий в языке знаковое выражение.

Идентификация - уподобление себя другому, взгляд на вещи с его точки зрения.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм и паттернов поведения (устойчивых образцов, моделей поведения), свойственных данной культуре.

Код культуры – совокупность знаков, символов, смыслов и их комбинация, которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Когнитивный – относящийся к познанию, познаваемый, изучающий процессы познания. Существуют когнитивная психология, когнитивная философия, когнитивная антропология, когнитивная культурантропология.

Культура этническая – совокупность культурных элементов и структур, обладающих ярко выраженными отличительными чертами

Культурный релятивизм – научное направление, признающее относительный характер всех культурных ценностей и отдельных культур, основывающееся на убеждении, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и потому заслуживает изучения и сохранения.

Лингвокультурология – научное направление, занимающееся исследованием языка и культуры в их синхронном взаимодействии.

Мем – культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы – это аналоги биологического генотипа. Мемы – это идеи, которые мутируют и наследуются подобно генам, а распространяются подобно вирусам.

Меметика – наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом сообществе. Меметика до сих пор не развилась в точную науку, ей не хватает формализации, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез.

Нормы культурные – общие представления, регулирующие поведение людей; они исторически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер (правила, образцы поведения, критерии и т.п.).

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

Ценностные ориентации – совокупность убеждений и представлений личности об окружающем мире, позволяющих ей ран жировать все предметы и явления по их значимости для жизни.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами культуры, психологии, языка, осознанием своей общности и самоназванием.

Этноцентризм – свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».

Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.

Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.

По данной теме необходимо:

знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;

уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.

  2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.

  3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.

  4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.

  5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.

  6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.

  7. Пассионарная теория этногенеза.

  8. Дайте характеристику диффузионизма.

Основные понятия к теме 3

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.Г. Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. Архетип является основой общечеловеческой символики.

Бессознательное Оно и Сверх Я – согласно концепции З. Фрейда, два противостоящих начала человеческой психики, отражающие соответственно интстинктивно-природное и социокультурное начала в подсознании индивида.

Диффузионизм – направление в культурологии, антропологии, этнографии и других науках полагающее основой общественного культурного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация и миграция, добровольное подражание, потеря родного языка, а также внутрисистемные факторы развития.

Евразийство – направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-30-х годов, возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России. Отрицали европоцентризм.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Игровая концепция происхождения культуры – концепция, рассматривающая возникновение человеческой культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре. (Й. Хейзинга, С. Лем и др.)

Классическая модель культуры – модель культуры, сформированная европейской философской мыслью в эпоху Просвещения. Рассматривает культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.

Культурные сверхсистемы – по концепции П. Сорокина, органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей (идеациональная, идеальная и чувственная сверхсистемы).

Ментальность (менталитет) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания; формируется под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических и поведенческих установок индивида или социальных групп.

Осевое время – согласно концепции К. Ясперса, один из четырех и наиболее важный этап в культурно-историческом развитии; время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем.

Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.

Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т.д.)

Структурная антропология – научное направление, связанное с изучением культуры первобытных племён. Основной метод исследования – выявление повторяющейся, неизменной совокупности отношений и связей в культуре (структуры). Структурный анализ знаковых систем, например мифология, позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым подчиняется человек в своей деятельности.

Теория пассионарности – идейная основа культурологической концепции Л. Гумилева, на основании которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры.

Теория этногенеза – концепция, объединяющая всемирную историю и культуру с различными влияниями космических сил. История народов (этносов) зависит от географического пространства и обусловлена генетическими мутациями, приводящими к появлению «пассионариев» - людей с повышенной энергией и тягой к действию.

Циклическая концепция существования культуры – культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.

Эволюционизм – совокупность теорий общественного и культурного развития 19 – первой половины ХХ века, которые исходили из понятия «эволюция», то есть из представления о постепенном, закономерном и прогрессивном развитии общества и культуры.

ТЕМА 4. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Закономерности процесса культурогенеза. От биологической формы бытия – к антропосоциокультурной. Место культуры в системе бытия и её строение. Антропологические аспекты культуры: культура и человек, культура и общество, культура и природа, культура и личность. Историческая динамика бытия культуры (синхронный и диахронный подходы, синергетический, традиционализм и т.д.). Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур. Межкультурная коммуникация; диалог культур.

Методические рекомендации по изучению темы. Для успешного освоения данной темы необходимо глубоко проработать следующие вопросы: Культурогенез: закономерности процесса. Культурология как знание разных культур в их отличии друг от друга, осознание человеком своей культурной идентичности, или, другими словами его культурное самосознание; основные понятия теории межкультурной коммуникации и проблема «диалога культур». Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур.

По данной теме необходимо:

знать: закономерности культурогенеза; специфику межкультурной коммуникации как коммуникации между разными народами; понятия культурной идентичности, этноидентичность; культурные универсалии

уметь: определять базовые понятия и категории межкультурной коммуникации.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки

  1. Закономерности культурогенеза в истории человечества. Место культуры в системе бытия.

  2. Соотношение понятий культура и природа.

  3. Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества.

  4. Особенность духовной культуры в системном бытие культуры.

  5. Характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры.

  6. Межкультурная коммуникация как коммуникация между разными народами.

  7. Дайте определения: этническая культура, национальная культура, мировая культура

Основные понятия к теме 4

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Диахронный подход к культуре – аналитический подход, направленный на изучение и сравнение различных явлений и процессов культуры, а также их черт во времени; противоположен синхронному подходу, который сводится к сравнению одновременно существующих явлений и объектов культуры.

Коммуникация межкультурная – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.

Культурогенез – процесс зарождения культуры.

Культурная компетенция – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих понимании е ценностных установок, психологических особенностей и социокультурной идентичности, свойственных данной культуре.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающее в процессе столкновения индивида с иной культурной реальностью; реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами.

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития.

Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания.

По данной теме необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Литература: [29], [61], [65], [67], [69].

Вопросы для самопроверки:

  1. Современные концепции происхождения человека и культуры.

  2. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

  3. Ранние формы религиозных верований.

  4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

  5. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

  6. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

  7. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

Основные понятия к теме 5

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им дееспособности и сверхъестественного могущества.

Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Культ – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре, его корни уходят в язычество (магия, фетишизм, тотемизм и т.п.). Центр отправления – культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). В православной концепции культуры (в частности П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше, как отражение «божественной красоты».

Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных, человека. Первобытные магические обряды тесно связаны с материальной практикой, поэтому естественна классификация видов магии в соответствии со сторонами этой практики (лечебная, промысловая, аграрная, вредоносная, любовная и пр.). Магия выступала способом предугадывания будущего, снятия его неопределённости.

Миф – форма общественного сознания, характерная для архаических культур и отражающая в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Особенность мифологического мышления – очеловечивание природной среды. Природа и общество в мифе не отделены друг от друга, все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Для родового общества миф – способ не только объяснения, но и практического освоения мира. В мифах «кодировались» основные нормы и правила человеческой деятельности.

Обычай – исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу – в первобытной культуре система запретов (на употребление какой-либо пищи, слова, контакты с определенными людьми и т.д.), крушение которых будто бы неминуемо влечёт кару со стороны сверхъестественных сил. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека.

Тотемизм – ранняя форма религии; представление о сверхъестественной кровной связи родовой группы с каким-либо животным или растением. Тотемные представления способствовали осознанию единства родового коллектива его членами.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной.

Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира.

Христианство и Египет.

Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности.

Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.

Методические рекомендации по изучению темы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

    Отчет
    ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

Другие похожие документы..