textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой, проф. __________Дзуев Р.И.

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан ХФ _________ Лигидов М.Х.

Декан БФ_________ Паритов А.Ю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДС. « Охрана и рациональное использование земель»

для специальности – 020201.65 «Биология»

Нальчик, 200__г.

Автор-составитель:

Шугушева Л.Х.,к.с/х.н. доцент кафедры общей биологии, экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс по дисциплине по дисциплине ДС. «Охрана и рациональное использование земель»

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.65 – Биология.

Шифр 020201.65 – Биология

Дисциплина входит в федеральный компонент естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Дисциплина входит в компонент специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

Аннотация 8

2.1. Пояснительная записка 13

2.2. Распределение часов по видам учебных занятий 14

2.3. Тематический план курса 15

2.3.1. Тематика лекционных занятий 15

2.3.2. Тематика лабораторных занятий 17

2.4. Содержание учебного материала 18

2.4.1. Лекционные занятия, их содержание и объём в часах 18

2.4.2. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах 21

2.5. Глоссарий 21

2.6.Формы контроля по дисциплине «Охрана и рациональное использование земель» 35

Контроль знаний (текущего, промежуточного и итогового) по дисцип­лине «Охрана и рациональное использование земель» проводятся в соответствии с учебным планом образова­тельной программы и в соответствии с действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ: тестирование, коллоквиум, реферат, экзамен. Ниже приводится те­матика и содержание примерных тестовых работ, рейтинговых и экзаме­национных вопросов, предусмотренных РУПД для реализации формы контроля по семестрам. 35

2.6.1. Примерные тестовые задания (полная версия АПИМ см. Интернет –центр) 35

2.6.2. Рейтинговые контрольные вопросы 39

III. Вопросы к рейтинговой контрольной работе № 3 40

2.6.3. Зачетные вопросы 41

43

2.7. Список литературы (основная и дополнительная). 43

Дополнения и изменения в рабочей программе 45

3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 47

3.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя: 47

3.2. Методические указания для студентов 49

3.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (КСРС) 50

3.3.1.Программа по реализации контролируемой СРС 51

3.4.Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине 52

« Охрана и рациональное использование земель» 52

3.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине 52

3.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.д. 53

4. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине 54

5. Инновационные методы в процессе преподавания « Охрана и рациональное использование земель» 57

Раздел 1: Ведение в экологию. Основы факториальной экологии 151

Тема 1: Экология как наука. Предмет и отрасли экологии 151

Тема 4: Взаимоотношения организма и среды 152

1. Человек как биологическое и социальное существо. 152

153

Тема 9: Экозащитная техника и технологии 154

4. Особенности воздействия и меры защиты литосферы. Загрязнение земель и почв. 154

154

Тема 1: Экология как наука. Предмет и отрасли экологии Экология сообществ и экосистемы 155

Тема 5: Основы экономики природопользования. Экозащитная техника и технологии 160

Раздел 1: Ведение в экологию. Основы факториальной экологии 227

Тема 1: Экология как наука. Предмет и отрасли экологии 227

Тема 4: Взаимоотношения организма и среды 228

1. Человек как биологическое и социальное существо. 228

229

Тема 9: Экозащитная техника и технологии 230

4. Особенности воздействия и меры защиты литосферы. Загрязнение земель и почв. 230

230

Тема 1: Экология как наука. Предмет и отрасли экологии Экология сообществ и экосистемы 231

Тема 5: Основы экономики природопользования. Экозащитная техника и технологии 236

1.2. Контрольные вопросы 388

409

Экологические кризисы в истории человечества. Общая характеристика источников загрязнения – атмосферы, гидросферы и литосферы. Антропогенные воздействия на биотические сообщества (на лес, растительные и животные сообщества). Нарушение кислородного баланса Земли. Экологические последствия глобального загрязнения: «парниковый эффект», нарушения озонового слоя, выпадения кислотных дождей. Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем. 409

Тема 6. Глобальные проблемы окружающей среды 414

1. Экологические кризисы в истории человечества. 414

2.Общая характеристика источников загрязнения – атмосферы, гидросферы и литосферы. 414

3.Антропогенные воздействия на биотические сообщества (на лес, растительные и животные сообщества). 414

4.Экологические последствия глобального загрязнения: «парниковый эффект», нарушения озонового слоя, выпадения кислотных дождей. 414

414

Тема 7. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы 414

Самостоятельная работа студентов 416

Тема 2. Экологические системы 416

Тема 6. Глобальные проблемы окружающей среды 418

418

1.Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем. 418

Аннотация

УМК по ДС "Охрана и рациональное использование земель " предназначен для подготовки специалистов-биологов, специализирующихся по экологии и рациональному природопользованию.

Лекционный курс, лабораторные занятия и самостоятельная работа студентов, отраженные в данном УМК, подчинены задаче – дать студентам теоретическую базу о современном состоянии и тенденциях изменений земельных ресурсов РФ и Кабардино-Балкарии, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования.

В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.

Успешное решение этой задачи во многом зависит от подготовки высококвалифицированных учителей-биологов, призванных привить студентам и учащимся бережное отношение к природе, земле, воспитание нравственности к окружающей среде, а также дать системные представления о проблемах взаимодействия общества и природы, возможности последствия техногенного влияния на окружающую среду, в частности на земельные ресурсы.

Программа рассчитана на 24 часа лекционных и 27 часов лабораторных занятий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

УТВЕРЖДАЮ

Дек

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Шифр и наименование дисциплины – ДС. « Охрана и рациональное использование земель»

Статус дисциплины – Обязательная

Специальности – 020201.65 «Биология»

Форма обучения – очная

Объем дисциплины – 73

Нальчик, 200__ г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС высшего профессионального образования специальности 020201.65 «Биология»

Разработчик: Шугушева Л.Х.., к.с/х.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и природопользования

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей биологии, экологии и природопользования.

Протокол №____

от «___»_________________200__г.

Заведующий кафедрой, проф. __________ Дзуев Р.И.

Одобрена Учебно-методическими советами (методической комиссией) Биологического и Химического факультетов.

«___»_________________200__г.

Председатели ______________ А.Ю.Паритов

_________ М.Х.Лигидов

2.1. Пояснительная записка

Цели преподавания дисциплины

Основная цель спецкурса “Охрана и рациональное использование земельных ресурсов” дать студентам представление о современном состоянии и тенденциях изменений земельных ресурсов РФ и Кабардино-Балкарии, охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования, важная роль отводится организации государственного мониторинга земель, предназначенного для своевременного выявления изменений, их оценки прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.

Данная программа по дисциплине «Охрана и рациональное использование земель » предназначена для студентов 5 курса специальности «Биология». Основная цель дисциплины – формирование у студентов биологического мышления и экологической культуры.

Задачи изучения дисциплины: Содержание программы ДС построено таким образом, что в начале изложения, дается современное состояние земельных ресурсов мира, РФ, КБР. Рассматриваются тенденции изменений земельных ресурсов в сравнительном аспекте, причины этих изменений.

Не менее значима задача научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с экологией.

2.2. Распределение часов по видам учебных занятий

Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации

Общий объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

семинары

9

73

51

24

27

7

зачет

2.3. Тематический план курса

2.3.1. Тематика лекционных занятий

п/п

Тема лекционного занятия

Количество часов

I.Современное состояние и тенденции изменений земельных ресурсов

10

Понятие земельных ресурсов. Земельный фонд России

2

Почвенный покров как саморегулирующаяся биологическая система. Учение о почве

2

Классификация почв.

2

Почвенные карты, принципы их составления и использование материалов почвенного обследования

2

Почвенные ресурсы Кабардино-Балкарии

2

II.Негативные факторы формирования современного землепользования

6

Эрозия почв

2

Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания, осослонцевания, подтапливания, кислотности, опустынивания, загрязнения пестицидами, токсикантами промышленного происхождения, радиоактивного загрязнения, деградация лесов, пастбищ.

2

Рекультивация земель, нарушенных промышленностью.

2

III. Принципы и задачи почвенного мониторинга

4

Государственный мониторинг земель -необходимая система наблюдений за состоянием земельного фонда

2

Научно-техническое обеспечение мониторинга земель

2

IV. Проблемы охраны и рационального использования и

восстановления земельных ресурсов

4

11

Земельный кодекс и др. нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства России (от 25 апреля 1991 года).

2

12

Природноресурсное право. Лицензия на использование земель.

2

Итого:

24

2.3.2. Тематика лабораторных занятий

Тема лабораторных занятий
Количество часов

Взятие образцов почвы и подготовка их к анализу

4

Определение влажности почвы весовым методом

4

Определение гигроскопической воды в почве

4

Определение механического состава почвы (в полевых условиях и по методу М.М. Филатова

6

Определение строения (сложения) пахотного слоя почвы

5

Определение количества гумуса по методу И.В.Тюрина

4

Итого:

27


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (15)

    Учебно-методический комплекс
    ... УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕДС.02.4.Сравнительная анатомия животных Дляспециальности - 020201.65-Биология ... в области охраны и рациональногоиспользования природных ресурсов. ... климата; +: распашка земель; -: строительство дорог; ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (218)

    Учебно-методический комплекс
    ... УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕДС.02.4.Сравнительная анатомия животных Дляспециальности - 020201.65-Биология ... в области охраны и рациональногоиспользования природных ресурсов. ... климата; +: распашка земель; -: строительство дорог; ...

Другие похожие документы..