textarchive.ru

Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

____________________ С.Н. Летута

«_____» ________________ 2011 г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

ПО ФИЛОСОФИИ

Оренбург 2011

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор ________________________________П.А. Горохов, д.ф.н., профессор

Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________

от «______»___________2011 г., протокол № _____.

Согласовано:

Зав. кафедрой социальной философии____________________________ /П.А. Горохов

Зав. кафедрой истории философии_____________________________ /Л.М. Демченко

Зав. кафедрой философской антропологии_______________________ /Ю.Ш. Стрелец

Декан факультета гуманитарных и социальных наук_____________ /Н.Б. Шебаршова

Зав. отделом докторантуры и аспирантуры_____________________ /Е.А. Кострюкова

Содержание

  1. Общие требования………………………………………………………………………...…4

  2. Основные разделы и блоки философских проблем…………………………………….….4

    1. Природа и предмет философии………………………………………………………..…....4

    2. Цели и функции философии…………………………………………………………..…….4

    3. Философия как объект рациональной рефлексии……………………………………..…..5

    4. Структура и особенности проблемного поля философии…………………………..…….5

    5. Методология философского познания…………………………………………..…………6

    6. Онтология………………………………………………………………………….…….…..7

    7. Гносеология……………………………………………………………………….………....9

    8. Проблема сознания …………………………………………………………….….…….…11

    9. Мышление и язык ……………………………………………………………….….……...12

    10. Познание, практика и творчество…………………………………………………...……12

3 Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по философии……………………..13

4 Литература для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по философии..15

1 Общие требования

Поступающий в аспирантуру должен обладать достаточно широким кругозором в области гуманитарного знания, пониманием важнейших философских проблем в их историческом развитии. Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь навыки философского осмысления проблем бытия мира и человека, процессов социальной практики, результатов и исследовательских стратегий современной науки.

Поступающий в аспирантуру должен также ориентироваться в многообразии понятийных структур и методов современной философии, её связей с иными формами интеллектуального и духовного освоения действительности, определять и оценивать культурную роль философии. От него требуется основательное знакомство с философской классикой, с наиболее известными произведениями ученых и философов отечественных и зарубежных школ.

2 Основные разделы и блоки философских проблем

2.1 Природа и предмет философии

Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. Социальный и ценностный статус философии в его историческом развитии. Социально-историческая обусловленность представлений о природе философии и о ее культурной ценности.

Предмет философии. Исторические формы представлений о содержании, целях и функциях философии.

Проблема оснований философского знания. Принципы философского синтеза идей и представлений, вырабатываемых иными формами практической, интеллектуальной и духовной деятельности.

Философская картина мира и ее связь с общенаучной и специально-научными картинами мира. Философия как мировоззрение и как рационально-теоретическое знание.

Философия как «знание о бытии» и как «знание о знании». Единство онтологии и гносеологии. Онтологические и гносеологические аспекты философской антропологии.

Философия в культурном контексте. Философия в ее отношениях с наукой, политикой, экономикой и идеологией. Философия и власть. Философия и религия. Философия и искусство.

Образ философии и стратегии философствования в современной культуре.

Структура проблемного поля философии. Взаимосвязь элементов этой структуры: проблемы бытия, сознания, их соотношения; проблемы человека, его общественно-исторического и культурного бытия.

Философия как самосознание культуры. Выявление и конструирование предельных оснований культуры.

2.2 Цели и функции философии

Философия как базовая теория бытия, позволяющая выдвигать основные гипотезы существования (онтологическая функция). Философия как предельно общая схема объяснения и истолкования мира (экспланативно-интерпретативная функция). Выявление предельных оснований, составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта (аналитическая функция). Философия как рефлексия над культурно-историческими условиями человеческого бытия, рационализация этих условий, выявление их конечных смыслов (рефлективная функция). Философия как система взглядов, объединяющих человеческие общности, устанавливающих общие системы ценностей, идеалы, жизненные ориентации, перспективы общественного развития (культурно-интегративная функция). Философия как универсальная установка на рациональный критицизм по отношению к действительности, как программа ее изменения в целях человека (критическая функция).

Философия как система ценностных ориентаций в культуре (аксиологическая функция). Установление определенных условий, при которых человеческое существование направлено к своей сущности (гуманистическая функция).

Проблема существования философского метода: философия как рефлексия.  Специфика точности и строгости философского рассуждения. Выявление общих предпосылок методологической успешности практических и мыслительных действий. Принципы метода как корреляты мировоззренческих установок. Философские теории метода (рационализм, эмпиризм, феноменология, герменевтика, диалектика). Методологические функции философии: эвристическая, координирующая и логико-гносеологическая. Разнородность методологических принципов в философии (очевидность, ясность, отчетливость; историзм, совпадение исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному; и т.д.). Рациональные средства познания в философии (индуктивное обобщение, дедуктивный вывод, мысленный эксперимент, метод гипотез и др.).

2.3 Философия как объект рациональной рефлексии

Специфика философского мышления. Философствование как интеллектуальная и духовная деятельность. Культурная позиция философа. Проблема культурной идентификации философской мысли. Философский спор как форма существования и развития философии.

Философия как порождение смыслов и интерпретаций.

Специфика философских теорий и концепций. Философский анализ условий, смысла и форм человеческой свободы. Понимание и постижение. Монологическая, диалогическая и полилогическая формы философствования.

Место философии во взаимодействии культур. Философская рефлексия культурного процесса. Противоречие между культурной ангажированностью и рефлексивной функцией философии.

Проблема истинности философского знания. Историческая и социально-культурная обусловленность попыток «демаркации» между философией и наукой, причины их неудачи.

2.4 Структура и особенности проблемного поля философии

Что такое «философская проблема»? «Вечный характер» философских проблем, их воспроизведение на разных уровнях развития культуры и цивилизации. Философский универсум: онтологические, гносеологические, праксеологические, этические и эстетические стороны философского понимания мира и места человека в нем.

Отличие философской и научной проблематизации действительности. Зависимость философских проблем от характера философского мировоззрения. Возможно ли единое смысловое поле философских проблем? Философская проблема как встреча различных категориальных, смысловых и ценностных позиций. Воздействие науки, религии, политики, искусства на формирование философских проблем и характер философских дискуссий.

Основные направления философской мысли и их проблемные поля. Теоретические конфликты в философии. Возможен ли синтез философских направлений? Проблема преемственности и новаций в разработке философской проблематики. Что такое «философская традиция»?

Философия как история философии. Критерии новизны и роста философского знания. Философские парадигмы. Условия их взаимодействия, конкуренции и смены в социокультурном контексте. Виды и типы философской аргументации. Рациональность философствования как ценность культуры.

Единство рационально-теоретических и личностно-экзистенциальных мотивов в философии. Особенности философского дискурса. Философия как личностное самовыражение философа. Язык философии. Проблема общего семантического пространства в философии. Философский текст как объект философского, научного и культурологического анализа.

2.5. Методология философского познания

Проблема метода в ее историческом развитии. Принципы философской методологии в античной философии. Логика как онтология и теория познания. Античный “Органон” как единство философской и научной методологии. Античная диалектика. Различие методологических стратегий античной философии как выражение различных мировоззренческих представлений о Космосе и Человеке.

Средневековая схоластика. Выработка основных методологических ориентаций в споре различных теологических доктрин (реализм и номинализм, проблема универсалий). Вызревание предпосылок научного метода, их взаимосвязь с социально-экономическими, политическими и культурными реалиями европейского Ренессанса. Возникновение научного метода (от Леонардо и Николая Кузанского к Ф. Бэкону и Г. Галилею).

Развитие научной методологии творцами науки XVII-XVIII веков (И.Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц). Проблема оснований научного знания: эмпиризм и рационализм. Математическое естествознание как магистральная линия методологического развития науки.

Философское исследование методов науки в связи с развитием собственно философской методологии. «Размышления о метода» Р. Декарта.

Возникновение “философии науки” как особой философской дисциплины. Философское исследование общенаучных методов: дедукции и индукции, экспериментального метода, метода математического моделирования, классификации и типологии, аналогии и вероятностных выводов. Идеал “универсальной математики”. Рационалистическая идея тождества причинно-следственных и логических связей.

Конфликт между метафизическими притязаниями философии и ростом суверенитета науки. Изменение воззрений на методологическую функцию философии. Кант: философия как критика “чистого разума”. Формирование трансцендентальной методологии. Трансцендентализм и идея тождества бытия и мышления. Г.Фихте: философская методология как путеводитель науки (“наукоучение”). Ф. Шеллинг: натурфилософия определяет принципы миропонимания; эмпирическая наука с ее методами занимает подчиненное положение по отношению к натурфилософии. “Панлогизм” Г.Гегеля. Материалистическая интерпретация диалектики (К.Маркс).

Достижения и неудачи диалектического трансцендентализма. Сложность взаимоотношений философии и науки в XIX веке. Плодотворность законов и принципов диалектики (принцип целостности Универсума, принцип системности, принцип всеобщего и закономерного развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, принцип историзма) как метода философской рефлексии над результатами и тенденциями науки (физики, биологии, химии, космологии и др.), изменяющими научную картину мира. Неокантианство и “феноменология” Э. Гуссерля в поиске “логических оснований науки”. “Феноменологическая редукция” - метод выявления фундаментальных условий возможности познания в структуре “Я”.

Критика философской рационалистической методологии (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Позитивистская идея “наука – сама себе философия”; стремление разрешить методологические проблемы науки без вмешательства философии. Противоречивость этой идеи, невыполнимость программы позитивизма.

“Диффузия” научных методов в философию. Методологические идеи современной физики и космологии, методы математической логики, логической семантики, теоретической лингвистики, общей теории систем, кибернетики, синергетики. “Аналитическая философия” – перемещение центра методологических исследований в сферу языка, порождающую и воспроизводящую все смысловые конфликты; “терапевтическая” функция философии по отношению к этим конфликтам.

“Неорационализм”: реформирование философской и научной методологии за счет интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности, привлечения продуктивного воображения, творческой интуиции, метафизических “инсайтов”.

Идея взаимосвязи “аналитических” и “герменевтических” методов, соединяющих процессы смыслопознания и смыслотворчества (Г.Гадамер). “Критический рационализм” (К. Поппер) как философская концепция научного метода и методология социальной философии. Идея “рациональной реконструкции” истории науки и трудности, связанные с ней.

2.6. Онтология

Место онтологии в структуре философского знания. Исторические этапы онтологии.

Античная метафизика Космоса. Аристотель: метафизика как учение о сущем (“первая философия”). Платоновская метафизика “идей” как первопричин, идеальных образцов и планов вещей.

Средневековая метафизика: философская интерпретация теологии. Примат веры над знанием. Рациональное конструирование мира – способ богопознания, подчиненный откровению. Метафизика Фомы Аквинского.

Метафизика эпохи Возрождения. Неоплатонизм как интерпретация самостоятельной ценности человеческого существования; человек-микрокосм, концентрирующий в себе содержание Макрокосмоса. Метафизический антропоцентризм. Социально-культурный контекст антропоцентрического гуманизма. Проблема свободы воли. Спор гуманистов (Эразм) и реформаторов (Лютер) о свободе как выражение главных метафизических противоречий эпохи. Метафизика как эвристический источник фундаментальных научных идей (Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер).

Метафизика Нового времени. Механистическая парадигма. Попытки метафизической интерпретации оснований научной картины мира (Декарт, Лейбниц), наполнение метафизической онтологии диалектическим содержанием (Спиноза). Разрушение догматической метафизики Кантом. Метафизика как “критика чистого разума”. Метафизика Шеллинга. Гегель: возрождение метафизики на пути диалектического метода. К. Маркс и Ф. Энгельс: метафизика - исторически ограниченная, но абсолютизированная “мировая схематика”, претендующая на законченную и фундаментальную картину мира в отрыве от результатов науки и социально-культурного контекста. Гносеологические и социальные корни метафизики.

Споры о метафизике в философии XIX – XX вв. Антиметафизический поход позитивизма. “Возрождение метафизики” (Н. Гартман, М. Хайдеггер), критика сциентизма. Варианты экзистенциальной метафизики: фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Мир трансцендентного бытия К. Ясперса. Постмодернизм и метафизический плюрализм.

Базовые понятия онтологии. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции онтологии (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Объективная и субъективная реальность, их структуры. Компьютер и виртуальная реальность.

Проблема субстанции. Субстанция, субстрат, атрибуты и модусы. Материалистический субстанциализм. Идеалистический субстанциализм. Пантеизм. Персонализм.

Системный характер бытия. Единство и многообразие форм бытия. Системно-структурный подход в онтологии. Законы системной организации и развития. Онтологические гипотезы и современная наука. Проблема части и целого в современной физике. Антропный принцип. Законы сохранения как основания научной онтологии. Симметрия, гармония, линейность и нелинейность, организация и самоорганизация, «порядок из хаоса» - онтологические категории современной науки и философии. Синергетические идеи в современной онто-гносеологии.

Развитие как характеристика природного мира, человека, общества, культуры. Представления о необратимых, направленных и закономерных изменениях сложных природных и социальных систем. Философия и научная космология, биологическая и геологическая теории эволюции. Трансляция идеи развития в сферу наук о человеке и обществе. Социальная и культурная история как развитие.

Философское исследование процессов развития. Диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса. Философская теория всеобщих законов развития. Универсальный механизм развития: возникновение, борьба противоположностей, разрешение противоречий как основа перехода к новому состоянию развивающейся системы. Эволюция и революция – основные формы процессов развития.

Развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других. Всеобщая взаимосвязь как объяснительный принцип развития. Проблема исторического развития человеческого общества.

Особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. Развитие науки как парадигма рационального развития. Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке. Кумулятивные и дискумулятивные модели развития науки. Существует ли прогресс в науке? Реалистические, инструменталистские и прагматистские критерии прогресса в науке.

Процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам. Динамика культуры. Проблемы коммуникации между культурами с разными темпами и характером развития. “Осевое время” культуры. Культурные катаклизмы и перевороты. Культура и цивилизация: диалектика взаимозависимости. Философские концепции культурно-исторического развития: теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), “идеальных типов” (М.Вебер) и др. Применимо ли понятие развития к искусству?

Детерминизм и индетерминизм – онтологическая антиномия.. Связь представлений о развитии природных и социальных систем с принципом детерминизма. Универсальный характер причинно-следственных связей. Своеобразие причинно-следственных связей в различных природных сферах, зависимость их выражения от принятых концептуальных “каркасов”. Жесткие (однозначно-детерминированные) и вероятностные (статистические) причинно-следственные зависимости. Логические методы анализа причинно-следственных отношений. Естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики. Детерминизм и культурно-историческая деятельность.

Пространство и время как категории онтологии. Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Философия и релятивистская физика. Направление времени: философский и научный аспекты проблемы. Космологические модели в современной науке и их философский смысл. Философский анализ научных гипотез о происхождении и эволюции Вселенной.

Философские и научные модели развития. Диалектика как логика и как онтология. Развитие и движение. Линейные и нелинейные формы эволюции. Процессы самоорганизации в открытых (нелинейных) системах. Синергетика и ее основные понятия. Глобальный эволюционизм.

Человек как природное и социальное бытие. Свобода и необходимость в бытии человека. Свобода и ответственность. Биосфера, техносфера и ноосфера. Онтология культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по социальной философии

    Программа
    ПРОГРАММАВСТУПИТЕЛЬНОГОЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУпо специальности 09.00.11 – социальная философия Вопросы к вступительному экзамену в аспирантурупо социальной философии ... конституировании судьбы. – Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2011. – 176 с. ...
  2. ХАННАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ РАШИТОВНЫ

    Документ
    ... производства в условиях перехода к рынку".-Оренбург,1994. -С.99-100 0,1 - ... of high school», - 2011. Том 15. Философия. Политика. «Бял ГРАД ... Е.И. 11. Программавступительногоэкзамена в аспирантуру ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ» по специальности 12.00 ...
  3. О мск 2011 Уважаемые читатели!

    Документ
    ... был переведен в Оренбург. С 1919 ... Проблемы философии, ... программ позволяет получить квалификацию специалиста, степень бакалавра, а в дальнейшем и магистра. В университете работают аспирантура ... 2011; Живи и пой ... вступительныеэкзамены. Без вступительных ...
  4. О мск 2011 Уважаемые читатели!

    Документ
    ... был переведен в Оренбург. С 1919 ... Проблемы философии, ... программ позволяет получить квалификацию специалиста, степень бакалавра, а в дальнейшем и магистра. В университете работают аспирантура ... 2011; Живи и пой ... вступительныеэкзамены. Без вступительных ...
  5. Категории СМИ Газеты (3)

    Отчет
    ... философии Российского ... (инфляция в 2011 году - 7-8%, ... г. Оренбург, Дом ... по следующим предметам: Социология; Иностранный язык (английский). Вступительныеэкзамены на магистерскую программу ... Аспирантура в Эдинбурге Конкурс на поступление в аспирантуру ...

Другие похожие документы..