textarchive.ru

Главная > Урок


Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

№ уро-ка

Тема урока

Коли-чество

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Вид контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата по

пла-ну

Дата

факти-ческая

Вводный урок (1 час)

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Усвоение новых знаний

Русский язык как раз­вивающееся явление. Лексические и фра­зеологические нова­ции последних лет. Необходимость бе­режного и сознатель­ного отношения к рус­скому языку как к на­циональной ценности. Контроль знаний (нулевой срез)

Выразительно прочитать сти­хотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова», под­твердить при­мерами мысль «Язык и стар, и вечно нов»

Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элемен­тарные сведения об историче­ских изменениях в разных об­ластях русского языка, об эти­мологии как науке о происхож­дении исконно-русских и ино­язычных слов, уметь работать с учебным этимологическим сло­варем

Выучить

конспект, выполнить №3

Повторение изученного в 5 классе (8ч+2ч)

2

Фонетика, орфоэпия, графика.

1

Повторительно-обобщающий

Звук как единица ре­чи. Звуки речи (глас­ные и согласные, глу­хие и звонкие, твер­дые и мягкие, шипя­щие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двой­ная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический раз­бор слова. Нормы произношения

Фонетический разбор слов

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягко­сти-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвон­чения согласного. соблюдать основные правила орфоэпии

Выполнить №5.

Сделать фонетический разбор.

3

Фонетический разбор слова. Орфография

1

Повторительно-обобщающий

Выполнение морфологического разбора слова

Оценивание выполнение морфологического разбора

Уметь нахо­дить фонетические явления, делать фонетический разбор слова;

Выполнить №9,

запомнить схему разбора

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1

Повторительно-обобщающий

Морфем­ный разбор слова.

Морфемный разбор, состав­ление слов по схемам, объяс­нительный диктант

Знать определения морфем, орфографические правила, изу­ченные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структур­но-грамматическую характери­стику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинако­вой морфемной структурой.

Выполнить № 16. Подобрать отрывок с изучае­мыми орфограм­мами

5

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

Повторительно-обобщающий

Повторение частей речи, изучен­ные в 5 классе.

Деформирован­ный текст (оп­ределить части речи, вставить пропущенные буквы и знаки препинания)

Знать определения частей ре­чи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грам­матическое и лексическое зна­чения слова.

Упр. 18. Обо­значить части ре­чи в тексте

6

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Повторительно-обобщающий

Образо­вание формы имени­тельного (инженеры, выборы) и родитель­ного (носок, носков) падежей множествен­ного числа

Оценивание выполнения морфологического разбора

Знать орфогра­фические правила, уметь при­менять их на практике. Уметь образовывать формы имени­тельного и родительного паде­жей множественного числа. Уметь правильно ставить уда­рения в краткой форме прила­гательных, в глаголах, при про­изношении которых допускают­ся ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфем­ных признаков

Выполнить №25

7

Словосочетание. Простое предложение.

1

Повторительно-обобщающий

Синтакси­ческий и пунктуацион­ный разбор предложе­ний.

Работа с текстом

Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор.

Знать правила постановки зна­ков препинания в сложных предложениях, в простых пред­ложениях с обобщающими сло­вами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять прави­ла, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов

Написать

сочине­ние-миниатюру

8

Сложное предложение. Запятая в сложном предложении.

1

Повторительно-обобщающий

Выполнение синтакси­ческого и пунктуацион­ного разбора предложе­ний.

Оценивание выполнение синтакси­ческого и пунктуацион­ного разбора предложе­ний.

Уметь отличать сложное предложение от простого

Выполнить №32

9

Прямая речь. Диалог.

1

Повторительно-обобщающий

Составление диалога «В книжном магазине»

Оценивание составление диалога

Уметь оформлять прямую речь, строить диалоги

Выполнить №38

10

Р. Р. Текст. Деление текста на части

1

Урок развития речи

Чтение текста, нахождение признаков текста. Выполнение комплексного анализа текста.

Работа с текстом.

Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему.

Выполнить

упр. 49

11

Р. Р. Официально-деловой стиль речи, его языковые особенности.

1

Урок развития речи

Составление текстов.

Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов

Знать особенности стилей ре­чи, сферу употребления, ти­пичную ситуацию речевого об­щения, задачу речи, умение использовать в речи существи­тельные-синонимы, прилага­тельные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для уст­ранения неоправданного по­втора одних и тех же слов.

Написать сочине­ние на тему: «Ка­кой должна быть школьная пере­мена?»

Лексика и фразеология. Культура речи. (10ч+3ч)

12

Лексика. Лексическое значение слова.

1

Усвоение новых знаний

Повторение таких терминов, как лексикология как раз­дел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лек­сическое и граммати­ческое значения. Мно­гозначные и одно­значные слова. Пря­мое и переносное значения слов. Омо­нимы. Синонимы. Ан­тонимы. Толковые словари

Терминологиче­ский диктант, анализ фраг­ментов художе­ственных тек­стов

Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лекси­ческого и грамматического зна­чения слова. Знать определе­ния синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и мно­гозначных слов, прямого и пе­реносного значения слова. Уметь находить синонимы, ан­тонимы, омонимы, слова в пе­реносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лекси­ческого значения слова.

Упр. 58 Подготовить со­общение об одной из словарных ста­тей Детской эн­циклопедии

13

Р. р. Сочинение «Вид из моего окна» по теме: «Лексика»

1

Урок развития речи

Работа со словарями: эн­циклопедическими, тол­ковыми, этимологиче­скими, орфографиче­скими, иностранных слов, крылатых слов и выражений, синони­мов, антонимов, сло­вообразовательные.

Написание сочинения «Вид из моего окна»

Работа с тек­стом-отрывком из книги Д. С. Лихачева «Письма о доб­ром и прекрас­ном». Объяс­нить значения слов при помо­щи словаря, по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Знать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью

Дописать сочинение

по плану

14

Общеупотреби-тельные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.

1

Усвоение новых знаний

Выполнение анализа текста

Анализ текста

Осложненное списывание

Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употреб­ления).

Составить предложения

с профессиона-лизмами.

15

Жаргонизмы

Нейтральные и стили­стически окрашенные слова

1

Усвоение новых знаний

Жаргонизмы. Неоп­равданное расшире­ние сферы употребле­ния жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой информации, публич­ных выступлениях. Нейтральные и стили­стически окрашенные слова, сфера их упот­ребления.

Выборочное списывание

Знать определение жаргониз­мов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка

Знать определение нейтраль­ной и стилистически окрашен­ной лексики, сферу употребле­ния лексики

Редактировать текст,

упр. 83

16

Р. р. Контрольное изложение по теме: «Лексика и фразеология» .

1

Урок контроля

Составление плана, использование приёмов сжатия текста

Контрольное изложение.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять глав­ную информацию, вычленять структурные части текста, пе­ресказывать основное содер­жание прослушанного текста

Ответить устно

на вопросы 1-3

17

Р.р. Написание изложения по теме: «Лексика и фразеология» .

1

Урок контроля

Написание изложения

Контрольное изложение.

Правильно изложить свои мысли в письменной форме.

Составить рассказ о лексики и фразеологии.

18

Устаревшие слова и неологизмы.

1

Усвоение новых знаний

Проследить над исторической измен­чивостью словарного состава языка. Работа со сло­варями устаревших слов и неологизмов

Привести при­меры устарев­ших слов, поль­зуясь учебником истории, отве­тить на вопрос: что дает исто­рия родного языка для его изучения?

Знать причины выхода из об­щего употребления одних и по­явления новых слов в русском языке.

Уметь различать общеязыко­вые и индивидуально-авторские неологизмы; разли­чать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения ус­таревших и новых слов, пра­вильно использовать их в речи

Найти и выписать устаревшие слова в былине.

19

Исконно русские слова. Иностранные слова.

1

Усвоение новых знаний

Работа со словарями.

Редактирование текста, насы­щенного заим­ствованными словами, заме­нить заимство­ванные слова русскими синонимами

Знать определение заимство­ванных и исконно русских слов; основные причины заимствова­ния новых слов, способы заим­ствования, признаки и источни­ки заимствования. Уметь оце­нивать речь с точки зрения це­лесообразности и уместности

Объяснить значение иностранных слов

20

Фразеология. Фразеологизмы.

1

Усвоение новых знаний

Работа с фразеологическими словарями русского язы­ка, их использование

Оценивание написание нача­ло сказки о лен­тяе и труженике, используя фра­зеологизмы; озаглавить сказ­ку, использовать сложные пред­ложения с сою­зом А

Знать определение фразеоло­гии как раздела лексикологии; основные признаки фразеоло­гизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и раз­личие со словом и словосоче­танием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетани­ем. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения

Составить предложения с фразеологизмами

21

Использование фразеологизмов в речи.

1

Усвоение новых знаний

Сообщение «О происхождении фразеологизмов»

Оценивание домашнего задания

Уметь определять значение фразеологизмов по словарям

22

Систематизация и обобщение знаний

по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Повторительно-обобщающий

Повторении изакрепление таких терминов как «Профессиональные слова. Общеупотре­бительные слова. Диалектизмы. Жарго­низмы. Стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские и заимство­ванные слова. Фра­зеологизмы»

Подбор примеров с ино­язычной мор­фемой. Работа с текстом, устный рассказ в науч­ном стиле на тему «Измене­ние в словарном составе русского языка»

Лексический диктант.

Знать определения всех групп слов. Уметь определять лекси­ческое значение слова и фра­зеологизма, используя различ­ные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в кон­тексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соот­ветствии с их лексическим зна­чением и стилистическими свой­ствами. Уметь определять уме­стность употребления слов в ре­чи, в художественном тексте

Из афоризмов книги

Л. Н. Толстого «Путь жизни» вы­писать слова- антонимы, отве­тить на вопрос: как связаны сове­ты, касающиеся правил владения словом с закона­ми нравственно­сти?

23

Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Урок контроля

Написание контрольного диктанта

Контрольный диктант

Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопос­тавлении синонимы и антонимы, определять их функции в тексте, группировать слова и фразеоло­гизмы по заданному основанию, определять лексическое значе­ние слова и фразеологизма, ис­пользуя различные типы слова­рей; определять, в каком значе­нии употреблены слова и фра­зеологизмы в контексте.

Ответить письменно на вопросы 1-5

24

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Классифицировать ошибки, выполнение работы над ошибками

Работа над ошибками

Уметь правильно объяснять графическую орфограмму

Выполнить тестовые задания

Словообразование. Орфография. Культура речи. (24ч+4ч)

25

Повторение изученного

в 5 классе по теме: «Морфемика»

1

Урок обобщения и повторения

Написание диктанта, повторение понятия основных морфем

Оценивание диктанта «Проверяю себя»

Знать определения морфем, ор­фографические правила, изучен­ные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный раз­бор слова, различать разные типы морфем, определять за­висимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем

Упр. 119. Заполнить табли­цу примерами.

26

Повторение изученного по теме: «Морфемика»

1

Урок повторе-ния

Повторение понятий

« Однокоренные слова и формы слова»

Работа по карточкам

Уметь подбирать однокоренные слова

Выполнить задания

по карточкам

27

Р.р. Сочинение -писание интерьера помещения.

1

Урок развития речи

Составление плана сочинения, знакомство со структурой текста описания, помещения, языковые особенности

Оценивание сочинения

Уметь подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать содержание прослушанного текста, сохра­няя его структуру и языковые средства выразительности, включать в повествование опи­сание помещения

Дописать сочинение

по плану

28

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Усвоение новых знаний

Рассмотреть основные способы образования слов в русском языке.

Выборочный диктант, анализ текстов.

Знать основные способы обра­зования слов в русском языке. Уметь производить словообра­зовательный разбор слова.

Выполнить

упр. 124

29

Особенности различных способов словообразования

1

Усвоение новых знаний

Обра­зование слов с помо­щью морфем (приста­вочный, суффиксаль­ный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный). Сложе­ние как способ слово­образования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение соче­тания слов в одно слово. Словообразо­вательные словари

Образование слов разными способами

Уметь пользоваться сло­вообразовательными словаря­ми, группировать слова с оди­наковой структурой, определять способ и средства словообра­зования

Указать способ словообразования № 125

30

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов.

1

Усвоение новых знаний

Работа с этимологическими словарями, особенности построения словар­ных статей в этимоло­гических словарях. Использование эти­мологических слова­рей для определения истинного значения слова, состава и спо­соба его образования, обогащения речи

Оценивание рассказа о строении сло­варной статьи этимологическо­го словаря

Знать об исторических измене­ниях в структуре слова, осо­бенностях построения словар­ных статей в словаре. Уметь пользоваться этимологически­ми словарями для определения истинного значения слова, со­става и способа его образова­ния, обогащения речи

Выполнить упр.131

31

Р. р. Сочинение

с составлением сложного плана по теме: « Способы словообразования»

1

Урок развития речи

Систематизация ма­териалов к сочине­нию. Сложный план.

Написание сочинения

Знать структурные особенности описания, особенности сложно­го плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению; отбирать, систе­матизировать материал к сочи­нению, создавать текст в соот­ветствии с темой и типом речи

Дописать сочинение

32

Правописание чередующихся гласных О и А

в корне – кос---кас-

1

Усвоение новых знаний

Составление текста по опорным словам

Тематические карточки

с заданиями

Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласны­ми от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

Выполнить

№ 138

33

Правописание чередующихся гласных О и А в корне – кос---кас-

1

Закрепление изучен-ного

Написание словарного диктанта

Оценивание словарного диктанта

Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласны­ми от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

Упр. 144. Заполнить таблицу примерами

34

Правописание чередующихся гласных О и А в корне – гор- - гар-

1

Усвоение новых знаний

Составление текста по опорным словам

Оценивание объяснитель­ного диктанта

Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, отличать корни с проверяемы­ми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

Упр. 145.

35

Правописание чередующихся гласных О и А в корне – гор- - гар-

1

Закреп-ление изученного

Написание диктанта по памяти

Оценивание диктанта по па­мяти, осложнен­ное списывание

Знать перечень корней с чере­дованием гласных, уметь заме­чать орфограммы, ха­рактеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в слу­чае затруднения, подбирать примеры с изученными ор­фограммами

Сочинение по опорным словам

36

Буквы И и Ы после приставок на согласные

1

Усвоение новых знаний

Словарный диктант

Оценивание словарного диктанта

Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на соглас­ные.

Уметь применять правило на практике

Упр. 153. Обозначить орфограммы

37

Проверочная работа по теме: «Правописание слов с чередующимися гласными»

1

Закрепление изучен-ного

Написание проверочной работы

Оценивание результатов проверочной работы

Уметь применять правило на практике

Письменно ответить на вопросы 1-5

38

Правописание гласных в приставках пре- и при-

1

Усвоение новых знаний

Опре­деление значения приставки ПРИ- (при­ближение, присоеди­нение, добавление к чему-либо, нахожде­ние вблизи чего-либо, неполное действие) и приставки ПРЕ-(«очень», «пере-»), правильное написа­ние приставок

Тест, выбороч­ный диктант.

Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения

Упр. 154, 155. Обозна­чить орфограммы

39

Правописание гласных в приставках пре- и при-

1

Закрепление изучен-ного

Применение правила учащимися на практике

Подготовительный диктант

Оценивание подготовительного диктанта

Уметь правильно определять значение приставок и в зависи­мости от значения выбирать приставку

Упр. 159, обозначить орфограммы

40

Р.р. Выборочное изложение по теме: «Правописание гласных в приставках

пре- и при- »

1

Урок развития речи

Выборочный пересказ исходного текста повествовательного ха­рактера. Включение описания помещения в художественном стиле. Отрывок из по­вести А. С. Пушкина «Станционный смот­ритель»

Изложение

Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информа­цию, определять и формулиро­вать основную мысль аудируе­мого текста, вычленять струк­турные части исходного текста.

Повторить скло­нение существи­тельных

41

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание гласных в приставках

пре- и при- »

1

Урок повторе-ния

Работа над ошибками

Карточки с заданиями

Умение видеть и исправлять свои ошибки, опираясь на правила

Ответить письменно на вопросы 1-5

42

Правописание гласных в приставках пре- и при-

1

Закрепление изучен-ного

Применение правила учащимися на практике.

Оценивание словарного диктанта

Уметь правильно определять значение приставок и в зависи­мости от значения выбирать приставку

Упр. 164. Подготовить связ­ный рассказ о пра­вописании ПРЕ- и ПРИ-

43

Словарный диктант по теме: «Правописание приставок пре- и при- »

1

Закрепление изученного материала

Написание проверочной работы

Оценивание проверочных работ

Уметь применять правило на практике

Выполнить тестовые задания

44

Соединительные

О и Е в сложных словах.

1

Усвоение новых знаний

Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соеди­нительных гласных О и Е. Выбор соединитель­ной гласной О и Е в сложных словах

Словарный дик­тант, подобрать антонимы, за­менить словосо­четание слож­ным словом

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных глас­ных О и Е. Уметь правильно вы­бирать соединительную гласную О и Е в сложных словах

Упр. 168, 169. Обозначить гра­фически орфо­грамму

45

Сложносокращенные слова

1

Усвоение новых знаний

Определение лекси­ческого значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилага­тельными, глаголами прошедшего времени

Осложненное списывание

Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род слож­носокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значе­ние сложносокращенных слов;, употреблять их с именами при­лагательными, глаголами про­шедшего времени

Упр. 174. Подго­товиться к сочинению

46

Р.р.Контрольное сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро» на тему: «Орфография и культура речи»

1

Урок контроля

Написание сочинения по картине Т. Н. Яблонской «Ут­ро»: замысел сочине­ния-описания, тема, основная мысль Составление плана.

Сочинение-описание.

Знать особенности написания сочинения по картине.

Дописать сочинение

по плану

47

Р.р. Написание сочинения – описанияпо картине Т. Н. Яблонской «Утро» на тему: «Орфография и культура речи»

1

Урок контроля

Написание сочинения по плану

Сочинение-описание.

Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цеп­ную и параллельную связь, си­нонимы и однокоренные слова как средства выразительности

Выполнить задания по карточкам

48

Работа над ошибками.

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения

1

Работа над ошиб-ками

Классификация ошибок, объяснение графически орфограмму

Оценивание работы над ошибками

Умение видеть и исправлять допущенную ошибку

Выполнить тестовые задания

49

Морфемный и словообразователь-ный разбор слова.

1

Усвоение новых знаний

Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного раз­бора и разбора слова по составу. Образо­вание различных час­тей речи

Словообразова­тельный разбор. Разбор слова по составу. Со­ставление слов по схемам

Знать различия словообразова­тельного разбора и разбора слова по составу, уметь опре­делять значения морфем, груп­пировать слова по общности словообразовательных призна­ков и общности морфем, про­изводить словообразователь­ный разбор и разбор слова по составу

Упр. 181. Ука­зать способ обра­зования слов

50

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок обобще-ния и повторения

Повторение тем «Проверяемые и не­проверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся глас­ные А-О, Е-И в корне. Правописание глас­ных в приставках ПРЕ-ПРИ, гласных И-Ы после приставок на согласные. Приставки»

Объяни­тельный диктант

Опознавать изученные орфо­граммы в слове, группировать их, разграничивать написания проверяемых гласных от не­проверяемых.

Выполнить

№ 183

51

Систематизация и обобщение знаний

по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выполнение самостоятельной работы

Оценивание самостоятельной работы

Опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание

Ответить письменно

на вопросы 1-5

52

Контрольный диктант по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Написание контрольного диктанта

Контрольный диктант

Уметь применять изученные правила

Повторить словарные слова

53

Работа над ошибками

по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Работа над ошиб-ками

Работа над ошибками

Задания

по карточкам

Уметь определять место орфо­граммы в слове, ее вид, объяс­нять причину появления ошиб­ки, корректировать и редакти­ровать готовый текст

Выполнить тестовые задания

Морфология. Орфография. Культура речи (121 час)

Имя существительное (18ч+3ч)

54

Повторение изученного по теме: «Имя существительное»

1

Урок повторе-ния

Повторение таких знаний по сущ-му, как: Грамматическое зна­чение существитель­ного. Морфологиче­ские признаки имени существительного. Типы склонений. Вы­бор условий написания падежных оконча­ний имен существи­тельных

Доказать спра­ведливость ут­верждения Л. В. Успенского «Имя существи­тельное - хлеб языка»

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен су­ществительных, синтаксическую роль в предложении, вы­разительную роль имен сущест­вительных в речи. Уметь распознавать существительные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли, типичных суффиксов и окончаний.

Выполнить

упр. 192,200.

55

Р.р. Подробное изложение по теме: «Имя существительное»

1

Урок развития речи

Выборочный пересказ исходного текста повествовательного ха­рактера. Включение описания помещения в художественном стиле. Отрывок из по­вести

А. С. Пушкина «Станционный смот­ритель»

Изложение

Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информа­цию, определять и формулиро­вать основную мысль аудируе­мого текста, вычленять струк­турные части исходного текста, дифференцировать главную и второстепенную информацию, включать в пересказ описание

56

Р.р. Написание изложенияпо теме: «Имя существительное»

1

Урок развития речи

Изложение

Знать особенности написания подробного изложения.

Повторить правописа­ние падежных окончаний имен существительных

57

Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на мя-

1

Усвоение новых знаний

Склонение существи­тельных на -МЯ и сло­ва ПУТЬ.

Объяснитель­ный диктант

Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило скло­нения существительных на -МЯ.

Выполнить

упр. 209, 21,

58

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя

1

Усвоение новых знаний

Склонение существи­тельных на -МЯ и сло­ва ПУТЬ.

Оценка дом. задания

Уметь правильно образо­вывать формы косвенных паде­жей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновы­вать выбор гласной в оконча­ниях

Упр. 214. Распределить су­ществительные

по типам склонения.

59

Р.р. Публичное выступление. Различные сферы употребления устной публичной речи.

1

Урок развития речи

Создание собственного текста данного типа

Оценивание публичных выступлений

Умение правильно изложить свои мысли в устной форме

Написать публичное выступление

60

Несклоняемые имена существительные.

1

Усвоение новых знаний

Упот­ребление несклоняе­мых существительных в косвенных падежах

Составить сло­варные статьи к 2-3 несклоняе­мым существи­тельным

Оценивание составление сло­варной статьи к 2-3 несклоняе­мым существи­тельным

Знать, что большинство не­склоняемых существительных -заимствованные слова, их не­возможно разобрать по соста­ву. Уметь правильно употреб­лять несклоняемые существи­тельные в косвенных падежах

Упр. 220, соста­вить словосочетания

с несклоняе­мыми существи­тельными

61

Род несклоняемых имен существительных

1

Усвоение новых знаний

Знакомство с родом несклоняемых имен существитель­ных. Способы опре­деления рода нескло­няемых существи­тельных. Употребле­ние несклоняемых существительных в речи. Согласование прилагательных и гла­голов прошедшего времени с несклоняе­мыми существитель­ными

Оценка редактирования текста, записать существитель­ные по их тол­кованию

Знать способы определения рода несклоняемых существи­тельных.

Уметь употреблять в речи не­склоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существи­тельными

Упр. 228. Подго­товить устное вы­сказывание.

62

Имена существительные общего рода.

1

Усвоение новых знаний

Мини-сочинение с употреблени­ем слов общего рода Имена существитель­ные общего рода, оп­ределение рода этих имен существитель­ных. Согласование сказуемого и под­лежащего - сущест­вительного общего рода. Употребление в речи имен существи­тельных общего рода

Оценка мини-сочинения с употреблени­ем слов общего рода

Знать об именах существи­тельных общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее - существитель­ное общего рода и сказуемое, употреблять в речи

Упр. 232, соста­вить словосочета­ния или предло­жения с существи­тельными.

63

Морфологический разбор имени существительного.

1

Усвоение новых знаний

Морфологиче­ский разбор имени сущест­вительного, лек-си ко-

стилистический анализ текста по плану

Оценивание выполнение морфологического разбора существительного

Знать морфологические призна­ки имени существительного, по­рядок морфологического разбо­ра.. Уметь определять морфоло­гические признаки имени суще­ствительного; производить его морфологический разбор, упот­реблять в речи

Сделать морфологический разбор существительных

№ 234.

64

Р.р. Контрольное сочинение -описание личных впечатлений от увиденного (услышанного)

по теме: «Имя существительное»

1

Урок развития речи

Составление плана сочинения

Оценивание ответов учащихся

Умение создавать свой текст данного типа

65

Р.р. Написание сочинения по теме: «Имя существительное»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

Проверка сочинений

Правильное изложение своих мыслей в письменной форме

Ответить письменно на вопросы 1-5

66

Работа над ошибками по теме: «Имя существительное»

1

Урок обобще-ния и повторения

Классификация ошибок, объяснение графически орфограмму

Оценивание работы над ошибками

Умение видеть и исправлять допущенную ошибку

Выполнить тестовые задания

67

Словообразование имён существительных

1

Усвоение новых знаний

Выполнение упражнений, ответы на вопросы

Определять способы образования существительных.

Образовать имена существительные.

68

Не с существительными

1

Усвоение новых знаний

Заполнение таблицы. Обра­зование существи­тельных с помощью приставки НЕ-

Оценивание заполнение таблицы

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ

Выучить правило стр.100, упр.243

69

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант. Выбор написа­ния в существитель­ных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сход­ных с суффиксом -ИК-

Оценивание выборочного диктанта

Знать способ действия при вы­боре написания в существи­тельных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правиль­ного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-

Упр. 249.

Подготовиться к словарному диктанту

70

Гласные в суффиксах -ек и-ик-

1

Усвоение новых знаний

Словарный диктант. Образование сущест­вительных с помощью
суффиксов -ЕК- и -ИК-
Выбор написания

Суффиксов -ЕК- и -ИК- в сущест­вительных. Образование сущест­вительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Выбор написания

суффиксов

-ЕК- и -ИК- в сущест­вительных

Оценивание словарного диктанта

Знать способ действия при вы­боре написания в существи­тельных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практикеУметь применять этот способ действия на практике, опозна­вать значение и сферу упот­ребления слов с умень­шительно-ласкательными суф­фиксами

Выполнить

упр. 252.

71

Гласные О и Е после шипящих и ц в суффиксах существи­тельных –ок (-ек), -онк, онок.

1

Усвоение новых знаний

Заполнить таб­лицу своими примерами. Выборочный диктант

Оценивание выборочного диктанта

Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О по­сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 по­сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др.

Упр. 255, графи­чески обозначить орфограммы.

72

Систематизация и обобщение знаний

по теме: «Имя существительное»

1

Урок обобщения и повторения

Осложненное списывание, Употребление существительного в речи

Оценивание осложненного списывания

Знать и уметь различать разно­склоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изучен­ных орфограмм; уметь осуще­ствлять правильный выбор.

Выполнить

упр. 268,

73

Систематизация и обобщение знаний

по теме: «Имя существительное»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

комплексный анализ художе­ственного текста Употребление существительного в речи

Оценивание комплексного анализа художе­ственного текста

уметь анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем многознач­ных существительных, слов с переносным значением, сино­нимов, антонимов, фразеоло­гизмов, поэтических

Упр. 266, подчеркнуть орфограммы

74

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

1

Урок контроля

ЗУН

Написание контрольного диктанта

Контрольный диктант

Уметь применять изученные правила в контрольном диктанте

Повторить словарные слова

75

Работа над ошибками по теме:

«Имя существительное».

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Классификация ошибок, объяснение графически орфограмму

Оценивание работы над ошибками

Умение видеть и исправлять допущенную ошибку

Повторить всё об имени прилагательном

Имя прилагательное (18ч+3ч)

76

Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Вспомнить общее грамматиче­ское значение, мор­фологические призна­ки прилагательного. Роль имен прилага­тельных в тексте.

Сравнение тек­стов, выявление роли имен при­лагательных

Оценивание ответов учащихся

Распознавать имена прилага­тельные на основе общего грамматического значения, об­щих признаков, определять роль имен прилагательных в тексте, синтаксическую роль.

Упр. 274. Определить син­таксическую функ­цию прилагатель­ных

77

P.p. Сочинение - описание природы по теме: «Имя прилагательное»

1

Урок развития речи

Составление плана сочинения

Оценивание ответов учащихся

Умение создавать текст данного типа

Выполнить тестовые задания

78

Степени сравнения имен прилагательных

1

Усвоение новых знаний

Образование сравни­тельной степени. Работа с лин­гвистическим текстом (пере­сказать его, ис­пользовать свои примеры, выде­лить новую ин­формацию).

Оценивание ответов учащихся

Знать способы образования сравнительной степени, уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, на­ходить прилагательные в срав­нительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи. в речи

Упр. 282. Выпи­сать прилагатель­ные, образовать сравнительную форму.

79

Степени сравнения имен прилагательных

1

Усвоение новых знаний

Образова­ние и изменение имен прилагательных в превосходной степени

Ре­дактирование текста

Оценивание ответов учащихся

Знать способы образования превосходной степени, законо­мерности чередования соглас­ных в корне при образовании форм простой превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосход­ной степени, находить их в тек­сте, правильно писать, произ­носить и уметь употреблять

Выполнить

упр. 289

80

Разряды имен прилагательных по значению. Качествен­ные прилагательные.

1

Усвоение новых знаний

Деление прилага­тельных на три раз­ряда.

Найти в тексте прилагатель­ные, определить их разряд.

Оценивание ответов учащихся

Знать о делении прилагатель­ных на три разряда, уметь оп­ределять разряды прилага­тельных, их смысловые и грам­матические отличия.

Выполнить упр. 291, 295.

81

Относительные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

Распредели­тельный диктант

Оценивание распредели­тельного диктанта

Уметь различать прилагатель­ные разных разрядов, правиль­но их писать и употреблять в речи

Упр. 298, 299. Со­ставить словосо­четания

82

P.p. Контрольное изложение по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

1

Урок развития речи

Составление плана изложения

Оценивание ответов учащихся

Умение создавать свой текст данного типа.

Составлять текст-описание, использовать худ.-изобразительные средства языка

Ответить на вопросы 1-3

83

Р.р. Написание изложения по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

1

Урок развития речи

Написание изложения

Оценивание изложения

Правильное воспроизведение своих мыслей в письменной форме

Выполнить тестовые задания

84

Притяжательные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

Создание устных высказываний

Карточки с заданиями

Определять разряд прилагательных по выбору

Выучить правило.

86

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Усвоение новых знаний

Определение морфо­логических признаков имени прилагательно­го.

Морфологиче­ский разбор имени прилага­тельного, рабо­та с текстом. Ответить на во­прос: «Какую роль играют прилага­тельные в опи­сании?»

Оценивание выполнение морфологиче­ского разбора имени прилага­тельного, рабо­та с текстом.

Знать морфологические при­знаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологиче­ские признаки, определять син­таксическую роль в предложе­нии и тексте

Выполнить

упр. 304.

Сделать морфологический разбор.

87

Правописание НЕ

с именами прилагательными

1

Усвоение новых знаний

Определить но­вую информа­цию из пара­графа, Условия выбора напи­сания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с име­нами прилагательными

Оценка дом. задания

Знать условия выбора написа­ния НЕ с именами прилага­тельными.

Упр. 308. Запол­нить таблицу примера­ми

88

Не с именами прилагательными

1

Закрепление изучен-ного.

Определить но­вую информа­цию из пара­графа, исполь­зовать способ рассуждения при ответе

Оценка ответов учащихся

Уметь применять правило написания НЕ с име­нами прилагательными

Составить предложения

89

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилага­тельных.

1

Урок развития речи

Образование прила­гательных от сущест­вительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Сопоставле­ние правил правопи­сания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен су­ществительных, при­лагательных

Оценка ответов учащихся

Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в кор­не, суффиксе, окончании имен существительных, прилага­тельных, опознавать, в какой части слова находится орфо­грамма

Выполнить

упр. 315

90

Одна Н и две буквы НН в суффиксах имён прилагательных

1

Усвоение новых знаний

Диктант «Про­веряю себя». Образование прила­гательных от сущест­вительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- Образование прилага­тельных от существи­тельных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Оценка диктанта «Про­веряю себя».

Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилага­тельных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь применять правило на практике, обнару­живать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфо­грамму, безошибочно писать.

Упр. 316.

Образовать от существительных прилагательные.

91

Одна Н и две буквы НН в суффиксах прилагательных

1

Закрепление изучен-ного

Словарный диктант

Оценивание словарного диктанта

Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, без­ошибочно писать

Упр. 318.

Обо­значить орфо­граммы

92

Различение на письме суффиксов прилагательных

- и -ск-

1

Усвоение новых знаний

Осложненное списывание, морфемный и словообразова­тельный анализ. Образование качест­венных прилагатель­ных с помощью суф­фикса -К- (кроме ис­ключений), относи­тельных прилагатель­ных с помощью суф­фикса -СК-

Оценивание осложненного списывания

Знать способ образования ка­чественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- .Уметь разли­чать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, про­исходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса

Упр. 328, 329. Гра­фически обозна­чить орфограммы

93

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант Условия употребле­ния дефиса в слож­ных прилагательных, различение слитного и раздельного напи­сания слов

Оценивание выборочного диктанта

Знать условия употребления дефиса в сложных прилага­тельных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать слож­ные прилагательные, сопостав­лять способы образования сложных прилагательных со способами образования слож­ных существительных

Повторить правило.

Выполнить

упр. 334.

94

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1

Урок обобще-ния и повторения

Составить инст­рукцию «Слит­ное и раздель­ное написание НЕ с именами прилагательны­ми», распреде­лительный дик­тант, анализ текста. Напи­сать лирическую миниатюру «Краски весны Правильное написа­ние сложных прилага­тельных, одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, суффиксов прилага­тельных -К- и -СК-, букв О и Е после ши­пящих и Ц в суффик­сах прилагательных, НЕ с именами прила­гательными. Особен­ности употребления имен прилагательных в разных стилях речи

Оценивание лирической миниатюры

«Краски весны»

Уметь различать способы сло­вообразования прилагатель­ных, безошибочно писать сло­ва, в которых есть изученные орфограммы, употреблять в разных формах прилагатель­ные в речи, согласуя их с суще­ствительными, определять син­таксическую роль полных и крат­ких прилагательных, проводить элементарный анализ художе­ственного текста, определять особенности употребления в нем многозначных прилага­тельных, переносного значения слов, синонимов, антонимов, использовать прилагательные в роли эпитетов

Подчеркнуть орфограммы,

упр. 337.

95

Р.р. Публичное выступление о произведении народного промысла

1

Урок развития речи

Контрольный словарный диктант №2 «Правописание гласных и согласных в суффиксах»

Оценивание словарного диктанта, публичного выступления

Правильное изложение своих мыслей в устной форме

Оформить публичное выступление письменно

96

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное».

1

Урок контроля

Повторение темы «Правописание имен прилагательных»

Диктант с грамматическим заданием

Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух

97

Работа над ошибками по теме:

«Имя прилагательное».

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Тематические карточки

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Составить предложения с прилагательными

Имя числительное (12ч + 2ч)

98

Имя числительное как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Наблюдение за частотностью употребления числительных в речи

Тестовые задания

Понимать, что числительное входит в группу именных час­тей речи. Знать общее значе­ние числительного, морфоло­гические признаки, синтаксиче­скую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с число­вым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами ор­фоэпии

Упр. 346, подчеркнуть числительные

99

Числительные количественные и порядковые. Простые и составные числительные.

1

Усвоение новых знаний

Осложненное списывание, со­ставление таб­лицы. Подоб­рать свои при­меры к каждому из шести значе­ний слова «один»

Оценивание осложненного списывания, со­ставления таб­лицы.

Знать признаки простых и со­ставных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреб­лять в косвенных падежах

Упр. 351, подгото­вить сообщение на тему: «О проис­хождении каких числительных вы знаете?»

100

Слитное и раздельное написание числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

Усвоение новых знаний

Подготовленный диктант

Оценивание подготовленного диктанта

Знать условия употребления мягкого знака на конце и в се­редине числительных. Уметь применять правило при напи­сании числительных

Выполнить

упр. 353.

101

Публичное выступление-призыв по теме: «Имя числительное»

1

Урок развития речи

Создание собственного текста данного типа

Оценивание публичного выступления

Знать структуру, языковые особенности публичного выступления.

Написать публичное выступление.

102

Разряды количественных числительных.

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант

Оценивание выборочного диктанта

Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числительных

Упр. 357, 360, оп­ределить разряд числительных

103

Склонение количественных числительных

1

Усвоение новых знаний

Склонение и право­писание количествен­ных числительных

Определить роль числитель­ных в тексте

Знать особенности склонения дробных числительных, значе­ние и образование собиратель­ных числительных. Знать грам­матические отличия однокоренных слов, понимать их взаимо­связь на основе общей семанти­ки: значение числа. Уметь скло­нять количественные числитель­ные, правильно употреблять в речи целые, дробные и собира­тельные числительные, пра­вильно их писать

Выполнить

упр. 365, 366.

104

Р.р. Контрольное изложение по теме: «Имя числительное»

1

Урок развития речи

Знакомство со структурой, языковыми особенностями выборочного изложения

Отрывок из «Кладовая солнца» М.М.Пришвин

Оценивание работы учащихся

Уметь правильно излагать свои мысли в письменной форме

Ответить письменно

на вопросы 1-3

105

Р.р. Написание изложения по теме: «Имя числительное»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

по плану

Оценивание сочинений

Уметь писать изложение по плану

Выполнить тестовые задания.

106

Дробные числительные

1

Усвоение новых знаний

Составление юмористического рассказа по рисунку

Оценивание ответов учащихся

Умение правильно употреблять дробные числительные

Упр.369 подготовиться к диктанту

107

Собирательные числительные

1

Усвоение новых знаний

Составление предложений

Оценивание дом. задания

Умение правильно употреблять собирательные числительные

Упр.375, подготовиться к диктанту

108

Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных

1

Усвоение новых знаний

Синтаксический разбор. Образо­вать от количе­ственных числи­тельных поряд­ковые их в речи

Оценивание синтаксического разбора.

Знать признаки порядковых числительных, правила со­гласования их с существитель­ными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно со­гласовывать их с существи­тельными, употреблять в речи

Упр. 378. Указать род, число, падеж порядковых чис­лительных Упр.

109

Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

1

Усвоение новых знаний

осложненное списывание, за­писать цифры словами

Оценивание морфологиче­ского разбора числительного, осложненного списывания

Знать морфологические при­знаки и порядок морфологиче­ского разбора имени числи­тельного. Уметь производить морфологический разбор чис­лительного

Выполнить упр. 387, 388,

110

Морфологический разбор имени числительного

1

Урок практи-кум

Морфологиче­ский разбор числительных

Оценивание устного со­общения о раз­рядах числи­тельных по зна­чению и по со­ставу на основе таблицы;

Уметь выполнять морфологический разбор имён числительных

Выучить схему разбора

111

Контрольный диктант по теме: «Имя числительное».

1

Урок контроля

Повторение темы «Правописание имен прилагательных»

Контрольный диктант

Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух

Знать разряды числительных, особенности склонения, право­писания.

112

Работа над ошибками по теме: «Имя числительное».

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Тестовые задания

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Сделать морфологический разбор числительных

Местоимение (19ч + 3ч)

113

Местоимение как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Замена место­имений сущест­вительными. Редактирование текста

Оценивание ответов учащихся

Знать особенности местоиме­ния как части речи (указатель­но-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию ме­стоимения; находить место­имения в тексте, правильно их употреблять

Упр. 392. Указать синтаксическую функцию место­имений в предло­жении

114

Раздельное написание предлогов с местоимениями

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы учителя, составление предложений

Оценивание ответов учащихся

Правильно писать местоимения с предлогами

Выполнить тестовые задания

115

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант

Выборочный диктант

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений

Упр. 396. Указать разряд местоиме­ний

116

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Усвоение новых знаний

Осложненное списывание Возвратное место­имение СЕБЯ. Лекси­ческое значение, осо­бенности склонения местоимения. Упот­ребление местоиме­ния СЕБЯ в нужной форме

Осложненное списывание

Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексиче­ское значение. Уметь правиль­но употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме

Упр. 399. Обозначить все виды орфо­грамм

117

Р.р. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам на тему: «Местоимение»

1

Урок развития речи

Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 405)

Оценивание письменного рассказа

Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связ­ность и последовательность изложения мысли, использо­вать средства связи и вырази­тельности

Выполнить

упр. 400

118

Вопросительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Упот­ребление вопроси­тельных местоимений с учетом особенно­стей склонения. Инто­нация предложений с вопросительными ме­стоимениями

Подготовленный диктант

Знать назначение вопроси­тельных местоимений; особен­ности их склонения. Уметь употреблять вопроси­тельные местоимения в речи с учетом их склонения; интона­ционно правильно произносить предложения с вопроситель­ными местоимениями

Упр. 409. Разо­брать предло­жения по членам

119

Относительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Относительные ме­стоимения. Употреб­ление относительных местоимений в речи. Различия вопроси­тельных и относи­тельных местоимений

Анализ текста

Знать назначение относитель­ных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тек­сте, различать относительные местоимения в сложном пред­ложении;

уметь употреблять относитель­ные местоимения в речи с уче­том их склонения; различать вопросительные и относитель­ные местоимения

Упр. 411. Отве­тить на вопрос: чем относитель­ные местоимения отличаются от вопросительных?

120

Неопределенные местоимения.

1

Усвоение новых знаний

Образо­вание, написание, синтаксическая роль в предложении.

Выборочный диктант с грам­матическим за­данием

Знать признаки неопределен­ных местоимений, способы об­разования, правила написания. Уметь находить неопределен­ные местоимения в тексте, пра­вильно писать их.

Упр. 411, 415. Обозначить гра­фически орфо­грамму

121

Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант с грам­матическим за­данием

Оценивание диктанта

Уметь находить в тексте и пра­вильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предло­жении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ

Выполнить

упр. 416.

122

Отрицательные местоимения.

1

Усвоение новых знаний

Написание словарного диктанта «Правописание местоимений»

Оценивание словарного диктанта

Знать, как образуются отрица­тельные местоимения, как из­меняются.

Выполнить

упр. 425

123

Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

1

Закрепление изучен-ного материа-ла

Тестовые задания

Оценивание тестовых заданий

Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образо­вывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрица­тельных местоимениях

Ответить письменно на вопросы 1-3

124

Притяжательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Объяснитель­ный диктант Склонение притяжательных ме­стоимений. Различия личных и притяжа­тельных местоимений. Употребление личных местоимений в значе­нии притяжательных

Объяснитель­ный диктант

Знать признаки притяжатель­ных местоимений, различия личных и притяжательных ме­стоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, упот­реблять личные местоимения в значении притяжательных

Упр. 434. Подчеркнуть притяжательные местоимения.

125

Р.р. Сочинение - рассуждение как тип текста по теме: «Местоимение»

1

Урок развития речи

Написание

сочинения – рассуждения «О животных»

Сочинение - рассуждение

Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка

Выполнить №436

126

Работа над ошибками.

Указательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Исправление ошибок в тексте. Терминологиче­ский диктант. Составление плана рассказа об указательных местоимениях

Оценивание работы учащихся на уроке

Знать значение указательных местоимений.

Уметь находить указательные местоимения в тексте.

Упр. 437. Подчеркнуть местоимения

127

Определительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Предупреди­тельный диктант

Оценивание предупреди­тельного диктанта

Знать значение определитель­ных местоимений, особенности изменения местоимений каж­дый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные ме­стоимения в тексте; использо­вать их в речи

Упр. 445. Подчеркнуть местоимения.

128

Склонение местоимений

1

Усвоение новых знаний

Склонение местоимений разных разрядов

Оценивание ответов на вопросы

Правильно употреблять местоимения в речи

Указать склонение местоимений

129

Р.р. Контрольное сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» на тему: «Местоимение»

1

Урок развития речи

Составление плана

к сочинению

Оценивание устных ответов учащихся.

Проверка плана

к сочинению.

Умение создавать свой текст данного типа

Выполнить упражнение

№ 450

130

Р.р. Написание сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» на тему: «Местоимение»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

по плану

Оценивание сочинений обучающихся

Правильное изложений своих мыслей в письменной форме

Повторить все орфограммы по местоимению

131

Работа над ошибками по теме: «Местоимение как часть речи»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Карточки с заданиями

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Составить предложения

с местоимениями

132

Морфологический разбор местоимений

1

Выполнение морфологического разбора местоимений

Оценивание ответов учащихся

Уметь правильно выполнять морфологический разбор местоимений

Сделать морфологический разбор местоимений

133

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Местоимение»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выполнение тестовых заданий

Оценивание ответов учащихся

Уметь правильно применять правила на практике

Ответить на вопросы 1-3

134

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

Проверка диктанта с грамматическим заданием

Знать морфологические призна­ки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, производить морфо­логический разбор местоиме­ний, безошибочно писать место­имения, распознавать их и оп­ределять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрица­тельных местоимениях, упот­реблять местоимения в соот­ветствии с литературными нор­мами,

Сделать морфологический разбор местоимений.

135

Работа над ошибками по теме: «Местоимение как часть речи»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Выполнение тестовых заданий

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Ответить письменно

на вопросы 1-3

Глагол (24ч + 6ч)

136

Повторение изученного

о глаголе.

1

Урок повторе-ния

ЗУН

Проанализировать текст, ответить на во­прос: «Слова ка­кой части речи несут основную смысловую на­грузку в тексте?» Определить спряжение и значение глаго­лов несовер­шенного вида

Оценивание ответов учащихся

Знать морфологические при­знаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаго­лами.

Упр. 458, повторить правило.

137

Текстообразующая роль глаголов

1

Урок повторе-ния ЗУН

Составление таблицы «Лич­ные окончания глаголов»

Оценивание ответов учащихся

Уметь применять прави­ла правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать

Выполнить упр.461

138

P.p. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текстапо теме «Глагол»

1

Урок развития речи

Составление рассказа

по сюжетным картинкам

Оценивание ответов учащихся

Уметь создавать собственное высказывание на основе услы­шанного, соблюдать компози­цию рассказа, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка и глаголы. Употреблять местоимения в качестве средства связи пред­ложений в тексте

Дописать

рассказ

139

Разноспрягаемые глаголы

1

Усвоение новых знаний

Исправление ошибок в тексте, предупреди­тельный диктант

Оценивание предупредительного диктанта

Знать определение разноспря­гаемых глаголов. Уметь отли­чать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно опре­делять окончания разноспря­гаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чере­дование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола

Упр. 474, выучить правило.

140

Глаголы переходные и непереходные

1

Усвоение новых знаний

Составление таблицы:

«Глаголы переходные

и непереходные»

Оценивание

Ответов обучающихся

Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаго­лы. Уметь различать переход­ные и непереходные глаголы

Упр. 477, повторить правило.

141

Особенности переходных и непереходных глаголов

1

Закрепле-ние изучен-ного материа-ла

Выполнение тестовых заданий

Оценивание тестовых заданий

Уметь различать переход­ные и непереходные глаголы

Выучить правило

142

P.p. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста по теме: «Глагол»

1

Урок развития речи

Составление рассказа

на основе сюжетных картинок

Проверка сочинения-рассказа

Уметь создавать письменный и устный рассказ на основе сюжетных картинок, соблюдать компози­цию рассказа, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка и глаголы.

Дописать сочине­ние-рассказ

143

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Усвоение новых знаний

Выборочный диктант Наклонение глагола как непостоянный грамматический при­знак. Изменение гла­гола в изъявительном наклонении

Выборочный диктант

Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь оп­ределять время глагола изъя­вительного наклонения, пра­вильно употреблять и писать глаголы в изъявительном на­клонении

Упр. 483.

Опреде­лить наклонение глагола.

144

P.p. Контрольное изложение по теме: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Изложение на основе текста учебника

Проверка плана

к изложению

Знать строение текста-повествования, способы разви­тия основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повест­вовании глагол и его формы

Дописать план

к изложению

145

Р.р. Написание изложения по теме: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Написание изложения

по плану

Проверка изложения

Уметь писать изложение по плану

Повторить все орфограммы по теме: «Глагол»

146

Работа над ошибками по теме:

«Глагол как часть речи»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Выполнение тестовых заданий

Уметь видеть и исправлять свои ошибки

Ответить письменно на вопросы 1-3

147

Условное наклонение глагола.

1

Усвоение новых знаний

Образование глаголов условного наклоне­ния, значение, изме­нение форм условно­го наклонения

Осложненное списывание

Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте.

Выполнить

упр. 490.

148

Особенности условного наклонения глаголов.

1

Закреп-ление изучен-ного материа-ла

Образование глаголов условного наклоне­ния, значение, изме­нение форм условно­го наклонения

Оценивание ответов обучающихся

Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения

Выполнить задания

по карточкам

149

Повелительное наклонение глагола.

1

Усвоение новых знаний

Образование глаголов повелительного на­клонения, значение, изменение форм по­велительного накло­нения

Создать текст: обратиться с просьбой (вы­брать адресата, сформулиро­вать причину обращения). Ответить на во­прос: почему нельзя опреде­лить время гла­гола повели­тельного накло­нения?

Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повели­тельного наклонения, уметь находить глаголы в повели­тельном наклонении, различать формы условного, повелитель­ного и изъявительного накло­нения, правильно использовать в речи

Упр. 499, выучить правило.

150

Употребление наклонений

1

Усвоение новых знаний

Употребление формы 2 лица ед. ч. с обоб­щенным значением в художественной речи, форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном по­вествовании, инфини­тива в значении раз­ных наклонений, сти­листическая характе­ристика этих конст­рукций

Анализ текста «Как надо себя вести»

Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анали­зировать текст, определяя зна­чение глаголов в тексте

Выполнить тестовые задания

151

Словообразование глаголов

1

Усвоение новых знаний

Устный пересказ текста

Выполнение заданий по карточкам

Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анали­зировать текст, определяя зна­чение глаголов в тексте

Письменно ответить на вопросы 1-3

152

Безличные глаголы.

1

Усвоение новых знаний

Сопоставление личных и без­личных глаголов

Сопоставление личных и без­личных глаголов

Знать понятие «безличные гла­голы», их лексическое значение, формы употребления;

уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безлич­ные глаголы в речи

Записать безлич­ные глаголы. Составить с ними текст

153

Особенности безличных глаголов.

1

Закреп-ление изучен-ного материа-ла

Сопоставление личных и без­личных глаголов Безличные глаголы, их лексическое значе­ние, формы употреб­ления

Сопоставление личных и без­личных глаголов

Знать понятие безличные гла­голы, их лексическое значение формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безлич­ные глаголы в речи

Выучить правило

154

P.p. Рассказ на основе услышанного по теме: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Рассказ на основе услышанного

Оценивание написания обучающимися рассказа на основе услышанного

Уметь создавать собственное высказывание на основе услы­шанного, соблюдать компози­цию рассказа, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка и глаголы. Употреблять местоимения в качестве средства связи пред­ложений в тексте

Дописать

рассказ

155

Морфологический разбор глагола

1

Усвоение новых знаний

Найти глагол по морфологиче­ским признакам, выписать глаголы с орфограммами

Оценивание работы учащихся на уроке

Уметь определять глагол по его морфологическим признакам

Упр. 518.

Выучить схему разбора.

156

Повторение по теме: «Морфологический разбор глагола»

1

Урок повторе-ния

Выполнить морфологический разбор глагола

Самостоятельная работа

Уметь выполнять морфологический разбор глагола

Сделать морфологический разбор глаголов

157

Повторение и закрепление по теме: «Глагол как часть речи»

1

Урок

повторе-ния

Работа над ошибками

Тестовые задания

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Карточки

с заданиями

158

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева (ть).

1

Усвоение новых знаний

Составить таб­лицу «Суффик­сы глаголов»

Проверка таб­лицы: «Суффик­сы глаголов»

Знать способ действия при вы­боре гласных в суффиксах гла­голов и владеть им

Выучить правило

159

Правописание гласных в суффиксах ––ыва (ть), -ива (ть).

1

Усвоение новых знаний

Составить таб­лицу «Суффик­сы глаголов»

Проверка таблицы: «Суффик­сы глаголов»

Знать способ действия при вы­боре гласных в суффиксах гла­голов и владеть им

160

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выписать из фразеологиче­ского словаря фразеологизмы с глаголами дать, есть, объяснить зна­чения фразео­логизмов, со­ставить с ними предложения

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли и типичных суффиксов и окончаний, разли­чать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи,

Составить рас­сказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного накло­нения.

161

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Глагол»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Письмо по па­мяти.

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Уметь определять спря­жение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях, характеризовать языковые при­знаки глаголов на основе ана­лиза морфемной модели, оп­ределять значение приставок в глаголах,

Ответить письменно

на вопросы 1-3

162

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Глагол»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Создать текст на тему: «Книги просят...», включая глаго­лы повелитель­ного наклонения с частицей НЕ

Оценивание деятельности учащихся на уроке

правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозна­чающими оценку действия, употреблять глаголы в этикет­ных формах выражения прось­бы, уместно использовать гла­голы-синонимы, антонимы в прямом и переносном значении в разговорной и художествен­ной речи.

Составить рас­сказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного накло­нения

163

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1

Урок контроля

Диктант с до­полнительными заданиями

Оценивание контрольного диктанта

Уметь выразительно читать текст, проводить его текстоведческий анализ (тип, тема, ос­новная мысль, стиль), находить изобразительно-выразительные средства языка, дополнять текст изложения своими рассуждениями о роли глаголов в тексте повествова­ния

Повторить орфограммы

164

Работа над ошибками по теме: «Глагол»

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Работа над ошибками

Тестовые задания

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Ответить письменно на вопросы 1-3

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (8 ч+2ч)

165

Раздел науки о языке. Орфография. Орфографический разбор.

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Чтение и анализ текста

Задания по карточкам

Распознавать части речи с уче­том разных признаков слов, уметь определять синтаксиче­скую роль в предложении, вы­разительно читать тексты, вы­бирая наиболее подходящий для содержания и настроения тон речи

Повторить правило, выполнить №540.

166

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

по учебнику

Понимать взаимосвязь морфемики и словообразования, уметь определять основные способы словообразования, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слов.

Подготовиться к сочинению, упр.549

167

Р.р. Сложный план к сочинению по теме: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Составление сложного плана

Оценивание ответов учащихся

Умение создавать свой текст данного типа

Выполнить

упр. 549

168

Р.р. Написание сочинения по плану на тему: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Составление плана к сочинению.

Оценивание сочинения.

Умение создавать свой текст данного типа

Ответить письменно на вопросы 1-3

169

Р.р. Написание сочинения на тему: «Глагол как часть речи»

1

Урок развития речи

Написание сочинения по плану

Оценивание сочинения.

Уметь писать сочинения по заданной теме.

Дописать сочинение

по плану.

170

Лексика и фразеология

1

Урок обобщения и повторения

Элементарный анализ текста (по группам), определить особенности употребления изученных час­тей речи.

Оценивание ответов учащихся

Уместно употреблять в речи разносклоняемые существи­тельные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные в качестве эпитетов, глаголы в составе фразеологических обо­ротов в прямом и переносном значении, существительные, имеющие форму только един­ственного или только множест­венного числа,

Упр. 551, повторить правило.

171

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Ответы на вопросы

Оценивание ответов учащихся

Оформление мофемного и словообразовательного разбора

Выполнить

упр. 554

172

Итоговый контрольный диктант по теме: «Морфология. Орфография»

1

Урок контроля

Контрольный диктант

Оценивание результатов контрольного диктанта

Владение орфографическими и пунктуационными навыками

Комплексный анализ текста

173

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта

1

Урок обобщен-ия и повторе-ния

Работа над ошибками

Оценивание диктанта

Умение видеть и исправлять свои ошибки

Сделать морфологический разбор глаголов

174

Морфология. Морфологический разбор слова.

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выполнение упражнений

Оценивание выполнение упражнений

Разграничить части речи по их морфологическим признакам

Выполнить

Упр. 556

175

Синтаксис. Синтаксический разбор. Итоговый урок по курсу.

1

Урок обобще-ния и повторе-ния

Выполнение синтаксического разбора предложения

Оценивание выполнение синтаксического разбора предложения

Правильно применять правила на практике

Сделать синтаксический разбор предложений



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе

    Урок
    ... Календарно-тематическоепланированиеуроков английского языка в 8 классе. Учитель: Иванов А.Д. Количество часов: 102, в неделю: 3часа Планирование ... с историей возникновения русскогоязыка и заимствованиями из других языков. 2. Развивать умение ...
  2. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по этнокультуроведческой теме «народные праздники белгородчины» 2 класс

    Календарно-тематическое планирование
    Календарно-тематическоепланированиеуроковрусскогоязыка по этнокультуроведческой теме: «Народные праздники Белгородчины» 2 класс № п/п Лингвистическая тема Этнокультуроведческая тема Словарь ...
  3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

    Урок
    ... ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ № п\п План факт Тема урока Цель урока Виды контроля ... зрения соблюдения основных лексических норм русскогоязыка работа со словарем, орфоэпическая ...
  4. Календарно-тематическое планирование уроков русского я зыка

    Календарно-тематическое планирование
    Календарно-тематическоепланированиеуроковрусскогоязыка Учитель Иванова М.В. Класс: 11, количество часов в неделю: 2. Планирование ... – вида. 11 классКалендарно-тематическоепланированиеуроков английского языка в 11 классе Экстернат 2009-20010 ...
  5. Система обобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы

    Документ
    ... обобщающих уроков в системе преподавания русскогоязыка в 12 классе (Приложение 2). Когда тематическоепланирование составлено, ... 2 2 18 18 9 2 Приложение 2. Календарно-тематическоепланированиеуроковрусскогоязыка в 12 классе на 2008-2009 учебный год ...

Другие похожие документы..