textarchive.ru

Главная > Отчет


По всем учебным дисциплинам имеются рабочие учебные программы и программы практик, которые отражают содержание базового образования и удовлетворяют требованиям к уровню усвоения содержания обучения, изложенным в ФГОС и примерной ООП. При разработке учебных программ использован учебно-методический и науч­но-методический опыт преподавателей. Программы обсуждены на заседаниях соответствующих кафедр и утверждены на заседаниях Совета факультета медицинской профилактики и экологии.

Ежегодно рабочие программы пересматриваются на кафедрах, при необходимости в них вносят корректировку с учетом современных достижений, обновляются списки обязательной и дополнительной литературы.

В рабочих программах естественно-научного и социально-гуманитарного циклов отражена профессиональная направленность подготовки студентов. В региональный компонент цикла естественно - научных дисциплин введены предметы ботаника, зоология с целью углубленного изучения животного и растительного мира. Дисциплины, введенные в вузовский компонент в качестве предметов регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин: латинский язык для углубленной проработки знаний латинской терминологии по ботанике, зоологии, анатомии. Социальная экология для понимания связи общественных структур с природной и социальной средой их окружения.

В рабочих программах общепрофессионального и специального цикла дисциплин отражены взаимосвязи с дисциплинами других циклов. Введение в учебный план дисциплин национально-регионального компонента: анатомия, физиология, цитология, эмбриология, биохимия, экологическая генетика человека учитывает специфику вуза, дополняет федеральную составляющую, и обусловлено необходимостью изучения человеческого организма как одного из звеньев экологической системы. Изучение медицинских предметов позволяет более глубоко понять влияние различных факторов, в том числе и антропогенных на здоровье человека.

Межпредметные связи и согласованность содержания учебных дисциплин достигаются путем согласованием рабочих программ по смежным дисциплинам.

Диагностические средства (экзаменационные билеты, тесты, комплексные контрольные задания и др.) соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам по специальности Экология.

На всех кафедрах факультета ежегодно по семестрам составляются календарные учебные планы лекций и практических занятий, которые соответствуют типовым и рабочим программам.

3.3 Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям

Итоговая Государственная аттестация проводится после окончания полного курса обучения и полностью соответствует требованиям к выпускникам в ФГОС по специальности 020801.65 «Экология».

Порядок проведения и программа итоговой государственной аттестации выпускников определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Научно-Методическим Советом по экологии УМО университетов и ФГОС по специальности 020801 - Экология.

Итоговая Государственная аттестация осуществляется Государственной Аттестационной Комиссией (ГАК), которая создается приказом ректора. Председатель ГАК утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ из числа заведующих кафедрами профильных дисциплин, имеющих степень доктора наук и звание профессора.

К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников специальности 020801.65 «Экология» СГМУ относятся:

  • государственный экзамен.

  • защита выпускной квалификационной работы;

Программа и вопросы комплексного полидисциплинарного государственного экзамена содержит три блока: I - по общим естественнонаучным дисциплинам, II - общепрофессиональным дисциплинам, III - по специальным дисциплинам. Все вопросы ориентированы на установление соответствия уровня подготовленности выпускника профессиональным требованиям к специалисту экологу.

Заключительным этапом аттестации выпускников на соответствие требованиям ГОС является защита выпускной квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломной работы (проекта). Тематическая направленность и содержание выпускных квалификационных работ отражает область задач деятельности выпускника и соответствует требованиям ФГОС.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3:

Содержание подготовки специалистов по специальности 020801.65 «Экология» отражено в основной образовательной программе и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Научно-Методическим Советом по экологии УМО университетов

Рекомендации:

Продолжить работу по разработке Учебно-методических комплексов по дисциплинам, включенным в учебный план основной образовательной программы.

Продолжить работу по обновлению и совершенствованию банка аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ).

  1. Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе

Расписание занятий (по количеству учебных недель в семестре, совпадению сроков начала и окончания семестра, сессии, практик, каникул, соблюдению установленных форм аттестации) соответствует рабочему учебному плану. Аудиторная нагрузка ввиду большой длительности практик составляет в среднем 32 часа в неделю, что соответствует ФГОС по специальности 020801.65 «Экология». При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре, занятия по факультативным дисциплинам и курсам по выбору.

Последовательность изучения учебных дисциплин логически обусловлена и соответствует рабочему учебному плану. Доля практических занятий составляет в среднем 60 % от общего объема аудиторных занятий. Расписание составляется с учетом возможностей приема пищи и отдыха студентов.

Для обеспечения преемственности и непрерывности учебного процесса, накопления объема знаний и практических умений и навыков студенты подвергаются различным видам контроля: входящий, текущий, решение ситуационных задач, тестирование и т.п. Все виды контроля и формы его кафедры разрабатывают самостоятельно с учетом ФГОС, часов учебного плана и особенностей дисциплины.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, направлена на более глубокое усвоение изучаемого курса, формирование навыков исследовательской работы и ориентирована на умение студентов применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа студентов выполняется под руководством преподавателя и организована по следующим формам:

  • конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

  • работа с нормативно – правовой базой Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

  • выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

  • решение задач, упражнений;

  • написание рефератов (эссе);

  • работа с тестами и вопросами для самопроверки;

  • выполнение переводов с иностранных языков;

  • моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Результаты самостоятельной работы студентов учитываются при аттестации.

Совершенствование подготовки специалистов на факультете экологии осуществляется путем интеграции (координация и преемственность преподавания), интенсификации (широкое использование технических средств обучения, компьютеризация учебного процесса), внедрения новых форм и методов обучения и расширения учебно-исследовательской работы студентов.

В образовательном процессе наряду с традиционными технологиями используются инновационные (мультимедийные учебники и программы, технологии проблемно-ориентированного обучения и др. на базе информационных ресурсов). Проблемно-ориентированный подход к обучению применяется, в том числе и при написании курсовых работ и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом важно грамотно поставить и сформулировать проблему, цель и задачи ее решения. Междисциплинарный подход к обучению стимулирует студентов самостоятельно "добывать" знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.

Активизация познавательной деятельности студентов достигается также внедрением на кафедрах активных методов обучения (мозговой штурм, семинары, деловые игры, диспуты, работа в команде и др.) и вовлечением студентов в исследовательскую работу (выполнение курсовых научно-исследовательских работ, студенческие учебно-практические и научно- практические конференции).

При организации учебного процесса к преподаванию общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации привлекаются специалисты государственных органов исполнительной власти города Архангельска (ФС по надзору в сфере природопользования, ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), а также сотрудники института Экологических проблем Севера.

Составной частью основной образовательной программы является практика студентов. Виды, объемы, сроки и продолжительность практик определены в соответствии с ФГОС 020801 «Экология» высшего профессионального образования и учебными планами университета.

Цели и задачи практики полностью соответствуют характеру профессиональной деятельности будущего специалиста, обучающегося по основной образовательной программе специальности 020801 -Экология.

Общее количество практики при очной форме обучения составляет 30 недель, из них на проведение учебной практики отводится 12 недель, на проведение производственной – 8 недель, предквалификационой – 10 недель.

До начала практики проводятся собрания студентов с деканом факультета и преподавателями, ответственными за практику. Проводятся методические совещания декана факультета с руководителями практик. Секретарь факультета готовит приказы по практике, ведет отчетность и хранение документации.

Для организации учебной практики используют материально-техническую базу музея антропологии кафедры медицинской биологии с курсом медицинской генетики, а также организуют выездные занятия в полевые условия.

За период учебной практики студенты осваивают не только практические навыки, но и занимаются исследовательской работой, результаты которой оформляют в виде рефератов.

Для организации производственной и предквалификационной практик заключены договора с предприятиями, учреждениями и организациями (табл.4.1.). Например, на период 5 лет заключены договора на прохождение студентами, обучающимися по специальности экология, производственной и предквалификационной практики со следующими организациями: Управление Росприроднадзора по Архангельской области, Комитет по экологии Архангельской области, Институт физиологии природных адаптаций УрО РАН и др. К сожалению, многие руководители предприятий организуют практику студентов, но договора о сотрудничестве заключают только на период практики. К таким предприятиям можно отнести Архангельский ЦБК, Соломбальский ЦБК, Соломбальский ЛДК, ЛДК № 25, ЛДК № 3, Архангельский Водоканал, Архангельский мусороперерабатывающий комбинат, НОУ «Экологический консалтинговый центр» и другие предприятия, в том числе и расположенные на территории Ненецкого Автономного Округа. Данные предприятия и организации нельзя назвать базами практики, но, тем не менее, проходя предквалификационую и производственную практику на данных предприятиях, студенты получают опыт работы по своей будущей профессии.

Производственная и предквалификационная практики включают в себя направления: научно-исследовательское, проектно-производственное, контрольно-экспертное, что обеспечивает формирование способностей выпускников, использовать интегральную методологию при выполнении профессиональных задач. Студенты знакомятся с навыками научно- исследовательской работы (исследование факторов, воздействующих на окружающую среду, составляющие экосистемы), приобретают навыки оценки воздействия на окружающую среду, навыки анализа полученных данных, установления причинно-следственных связей. Студенты также проектируют типовые мероприятия по охране природы, разрабатывают практические рекомендации по сохранению природной среды.

За время прохождения практики студенты факультета имеют возможность развивать свои профессиональные способности, а также собирать материал для написания дипломной работы.

При организации производственной и предквалификационной практики помимо руководителя практики от университета назначается руководитель от организации (учреждения).

В последний день практики руководители от предприятий (учреждений) проводят зачет, выставляют оценку, заполняют характеристику на студента.

Материалы, собранные в период практик оформляются студентами в виде отчетов и докладываются на практических конференциях, посвященных результатам практики. Данная форма защиты проведенной студентом работы в период производственной и предквалификационной практики дает возможность приобрести опыт публичного выступления, опыт умения кратко доложить результаты проведенной работы, носит информативный характер для остальных студентов.

После проверки дневников, отчетов студентов и итоговой зачетной конференции выставляется итоговая оценка за практику.

Методическое руководство практикой осуществляется методическим советом факультета медицинской профилактики и экологии и ЦКМС. Под их руководством разрабатываются методические руководства по практике, совершенствуется форма дневника. Ежегодно на заседании методической комиссии по практике и на Ученом совете факультета медицинской профилактики и экологии заслушивается отчет руководителей практики, и принимаются меры по её совершенствованию.

Все виды учебных занятий, контроля и практики реализуются в полном объеме.

Договоров на подготовку выпускников и распределение специалистов – экологов Университет не имеет.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 4:

…………………………………………………………

Организация учебного процесса студентовсоответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.65 «Экология».

Рекомендации: заключить договора на подготовку выпускников и распределение специалистов – экологов.

  1. Качество подготовки специалистов

В университете в целом, а также в рамках аттестуемой ООП создана система контроля качества подготовки выпускников. Анализ эффективности данной системы включает в себя оценку уровня требований при приеме студентов, эффективность системы контроля текущих аттестаций, оценку качества подготовки выпускников.

5.1 Уровень требований при приеме

Профориентационная работа выполняется в соответствии с планами работы деканата и профориентационного Совета СГМУ. Данная работа проводится путем участия декана, студентов факультета медицинской профилактики и экологии, сотрудников профильных кафедр в региональных и областных мероприятиях, организуемых подготовительным факультетом и приемной комиссией вуза. Это встречи с учащимися школ и колледжей Архангельской, Вологодской областей, Ненецкого Автономного округа. Выступления в средствах массовой информации, проведение дней открытых дверей вуза, издание рекламной продукции.

До 2006 учебного года на специальность 020801.65 «Экология» существовал план бюджетного приема - 10 мест. Конкурс заявлений на 1 бюджетное место в 2005 году составил 6,8. Помимо приема на бюджетные места был организован прием на коммерческое обучение, который 2005г составил 6 человек.

Но с 2006 года ввиду отсутствия бюджетных мест и небольшого количества желающих обучаться на коммерческой основе резко сократилось количество обучающихся по специальности 020801.65 «Экология».

5.2 Эффективность системы текущего и промежуточного контроля

Контроль выполнения требований ГОС ВПО к качеству подготовки специалистов по специальности экология осуществляется на основе «Положения о курсовых экзаменах и зачетах» (утверждено Ученым советом СГМУ, протокол № 2 от 13 октября 2004 г.), «Положения о промежуточной аттестации студентов (утверждено Советом деканов 23 октября 2006 года) и в виде:

    • текущего контроля, к которому относятся все виды учебных мероприятий, предусмотренных программами дисциплин: семинары, практические занятия, лабораторные работы и другие контрольные мероприятия. Мероприятия текущего контроля успеваемости осуществляются в соответствии с рабочими учебными планами в течение семестра;

    • промежуточного контроля, к которому относятся экзамены, зачеты, курсовые работы, учебная и производственная практики. Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины или ее части и имеет целью проверку знаний студентов по теории и выявление навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий.

В течение срока обучения студенты сдают 37 экзаменов, 39 зачетов. Количество текущих и промежуточных форм контроля студентов соответствует утвержденным учебным планам и требованиям ГОС ВПО. Уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля определяется требованиями основной образовательной программы и учебно-методическими комплексами дисциплин, обеспечивающих подготовку специалиста.

Кафедры обеспечивают контроль и учет посещаемости всех видов аудиторных занятий. К нарушителям учебной дисциплины применяются меры воспитательного воздействия. На кафедральных совещаниях обсуждаются вопросы дисциплины и успеваемости, темы практических занятий и лекций, графики выполнения письменных контрольных и курсовых работ при необходимости приглашается декан.

Расписание экзаменов утверждается проректором по учебной работе. Экзаменатор назначается зав. кафедрой, в вузе отсутствует закрепление студенческих групп за конкретными экзаменаторами.

В предэкзаменационный период кафедры проводят консультации групповые и индивидуальные. Кафедра несет полную ответственность за правильность заполнения экзаменационных ведомостей, соответствия записей, за своевременное представление документов деканат.

Студент допускается к экзаменационной сессии, если сданы все контрольные и курсовые, предусмотренные учебным планом, выполнены и сданы практические по дисциплинам данного семестра, в сроки, указанные расписанием семестра.

Ликвидация академической задолженности, в связи с пропусками занятий и неудовлетворительными оценками, проводится с разрешения деканата (во внеучебное время студента) по графику работы кафедры. Пропуском занятий по уважительной причине считается справка о временной нетрудоспособности, разрешение деканата, повестки в суд, милицию, военкомат.

Критерием для оценки результатов экзаменов по отдельной дисциплине, так и по циклу дисциплин ГОС является – процент отличных и хороших оценок, процент неудовлетворительных оценок и средний балл.

Анализ качества знаний по блокам дисциплин за три года показал достаточный уровень их усвоения студентами: по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин средний бал составил 4,42; по циклу естественно-научных дисциплин - 3,7; по циклу общепрофессиональных дисциплин - 4,27; по циклу специальных дисциплин - 4,25.

Тенденция более низкого среднего балла по циклу естественно-научных дисциплин сохраняется на протяжении ряда лет, аналогичная ситуация была отмечена и при проведении аттестации специальности в 2005 году.

Контроль хода экзаменационных сессий и анализ их результатов осуществляется учебно-методическим управлением, и обсуждаются на совете факультета медицинской профилактике и экологии СГМУ, ректоратах.

Учебно-методическим управлением осуществляется также контроль количества академических задолженностей студентов. Информация еженедельно предоставляется проректору по учебной работе. 

    1. Анализ результатов контроля знаний студентов в процессе самообследования

Формы и уровень требований текущего, промежуточного контроля студентов соответствуют требованиям ФГОС. В рабочих программах занятий на кафедрах предусмотрены контрольные работы, коллоквиумы, ситуационные задачи для оценки текущей подготовленности студентов по различным темам и разделам. На всех кафедрах ведется работа по подготовке и обновлению тестовых заданий для студентов, как для рубежного контроля, так и для итоговых экзаменов, составлению аккредитационных педагогических материалов по дисциплинам учебного плана. На кафедрах гистологии, нормальной физиологии, микробиологии внедрена рейтинговая система контроля знаний и умений студентов.

На всех кафедрах имеются и ежегодно обновляются экзаменационные вопросы. Экзаменационные вопросы соответствуют ФГОС, квалификационной характеристике, программам УМО по дисциплинам и учебным рабочим программам. Экзаменационные билеты и программы утверждаются на кафедральном совещании.

Результаты контроля остаточных знаний студентов приведены в таблицах (табл. 5.2.;5.3.).

Студенты, обучающиеся по специальности 020801.65 «Экология» не принимали участие в Интернет-тестировании ввиду небольшой численности курса.

    1. Итоговая аттестация выпускников. Востребованность выпускников

Студенты, выполнившие учебный план, допускаются к Итоговой государственной аттестации, где осуществляется комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствие ее требованиям ФГОС.

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 020801.65 «Экология» включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Комплексные полидисциплинарные экзаменационные задания (экзаменационные билеты) государственного квалификационного экзамена составляются на основе экзаменационных заданий текущей аттестации по дисциплинам трех блоков. Блок I – содержит вопросы по общим естественнонаучным дисциплинам (биология, география). Блоки II и III содержат вопросы федеральной компоненты общепрофессиональных и специальных дисциплин ФГОС. Экзаменационные задания составляются с учетом основных требований к профессиональной подготовке специалиста эколога и рекомендаций Научно-Методического Совета по экологии УМО университетов. Экзаменационные задания ежегодно пересматриваются и утверждаются на учебно-методическом Совете факультета медицинской профилактики и экологии СГМУ.

Заключительным этапом аттестации выпускников на соответствие требованиям ФГОС является защита выпускной квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломной работы (проекта).

Акцент выбора тем дипломных работ определен актуальностью для Архангельской области и Ненецкого Автономного округа вопросов загрязнения и охраны окружающей природной среды. При выборе тем дипломных работ также учитывается предполагаемая практическая ценность, которая заключается в получении конкретных результатов, используемых впоследствии предприятием, а также результатов, направленных на получение знаний о состоянии окружающей природной среды.

Тематика дипломных работ направлена на производственно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность. 75 % дипломных проектов посвящены конструкторским, технологическим, организационным вопросам, а также вопросам повышения эффективности производства. Научно-исследовательские работы составляют 25%.

Тематика дипломных работ, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • выявление особенностей и закономерностей экологии организмов, популяций, сообществ методами натурных наблюдений, полевых и лабораторных экспериментов;

  • изучение интенсивности и характера загрязнения окружающей природной среды;

  • определение характера адаптаций человека к различным условиям существования.

В течение нескольких лет выполняются дипломные работы, посвященные изучению радиоактивности природной среды Архангельской области.

Дипломные работы, ориентированные на производственно-технологическую деятельность, посвящены вопросам экологической и экономической оценки конкретной хозяйственной деятельности и применения новых современных технологий, вопросам соблюдения законодательства РФ и совершенствования организации природоохранной деятельности. При выполнении данных дипломных работ студенты решают следующие профессиональные задачи:

  • определение соответствия деятельности предприятия установленным нормам и правилам;

  • разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятий с позиции обеспечения экологической безопасности, сохранения природных ресурсов;

  • проведение экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности;

  • осуществление экологического мониторинга и анализа полученных данных с целью разработки рекомендаций по оптимизации природопользования и увеличения экологической безопасности.

Руководителями и рецензентами дипломных работ являются наиболее квалифицированные работники кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ, а также квалифицированные специалисты предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. Научно-исследовательские работы выполняются под руководством научных сотрудников Института экологических проблем Севера, Института физиологии природных адаптаций УрО РАН.

Выпускные работы оцениваются квалификационно, т.е. при их выполнении студент должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне научно-исследовательские и практические задачи, грамотно излагать специальную информацию, определять степень достоверности используемой и предлагаемой информации, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Результаты итоговой аттестации выпускников представлены в таблице (табл.5.4.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие и социального страхования федерального агентства по здравоохранению и социального развития

    Отчет
    ... предприятие Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальногоразвития УДК № госрегистрации Инв. № УТВЕРЖДАЮ ...
  2. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...
  3. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (3)

    Отчет
    ... образования «Пензенский базовый медицинский колледж Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальномуразвитию»по результатам самообследования деятельности колледжа за ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (9)

    Отчет
    ... государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...
  6. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (20)

    Отчет
    ... государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федеральногоагентствапоздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...

Другие похожие документы..