textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ», имеющего государственную аккредитацию, лицензию на ведение образовательной деятельности, разработана

- рабочей группой по введению федерального государственного стандарта начального общего образования на 2011-2015 г.г.,

- с учётом типа и вида образовательного учреждения – общеобразовательная школа, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), а также с учетом выбора системы учебников «Школа России» и «Школа 2100» реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования,

- с привлечением органа самоуправления – Управляющего совета, обеспечивающего государственно - общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка, с игровой на учебную, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ» учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса, использования образовательных технологий, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Для ступени начальной школы общим в образовательных подходах является стратегия целостного развития личности младшего школьника.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»для достижения планируемых результатов определяет использование следующих образовательных технологий:

- технологии деятельностного метода;

- технологии развития критического мышления;

- технологий проектной и исследовательской деятельности;

- технологии проблемного обучения;

- технологии продуктивного чтения;

- проблемно-диалогической технологии;

- технологии оценивания учебных достижений учащегося;

- информационно-коммуникационных технологий;

- игровых и здоровьесберегающих технологий.

Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы организации деятельности. Помимо урочной, добавляются следующие формы:

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения
    индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности
    по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, акции, конференции, марафоны, викторины, общество одаренных учащихся, конкурс проектных и исследовательских работ, социальные проекты, занятия в клубе, выставки, творческие мастерские,эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, КТД).

Достижение запланированных образовательных результатов предполагается достичь разными видами деятельности обучающихся, которые соответствуют младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Средствами реализации основной образовательной программы начального общего образования является:

  • расширение содержания программного материала отдельных предметов учебного плана через системы учебников «Школа России» и «Школа 2100»;

  • предоставление учащимся возможности апробировать себя в различных видах
    деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической) через систему дополнительного образования;

  • обеспечение благоприятного психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доверия между учителями и учениками в образовательном процессе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МОУ «Менделеевская СОШ» содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ» предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований обучающихся, проектно-исследовательской деятельности;

  • использование в образовательном процессе общеобразовательного учреждения современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение МОУ «Менделеевская СОШ» знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) с Уставом школы и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в общеобразовательном учреждении; с правами и обязанностями участников образовательного процесса в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в договоре, заключённом между ними и МОУ «Менделеевская СОШ», отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ «Менделеевская СОШ», который содержит две составляющие: инвариантную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, творческие объединения, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Планируемые результаты

освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  3. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (личностные и метапредметные результаты)

  4. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

  5. Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

  6. Планируемые результаты учебного предмета «Русский язык»

  7. Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение»

  8. Планируемые результаты учебного предмета «Иностранный язык»

  9. Планируемые результаты учебного предмета «Математика»

  10. Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

  11. Планируемые результаты учебного предмета «Музыка»

  12. Планируемые результаты учебного предмета «Изобразительное искусство»

  13. Планируемые результаты учебного предмета «Технология»

  14. Планируемые результаты учебного предмета «Физическая культура»

Пояснительная записка

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования. Способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новыхзнаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Предметные результаты формируются за счет реализации программ учебных предметов, интеграции учебного процесса.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В структуре планируемых результатов по каждому учебному предмету выделяются следующие уровни описания:

1. Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»

2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ компетентности учащихся»;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Базисный учебный (образовательный) план моу степнинской сош реализующей основную образовательную программу начального общего образования пояснительная записка

    Документ
    ... МОУ СТЕПНИНСКОЙ СОШ РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ОСНОВНУЮОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮПРОГРАММУНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПояснительнаязаписка Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации ...
  2. 2 планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПояснительнаязаписка Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования представляют собой систему ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... освоения основнойобразовательнойпрограммы . Основнаяобразовательнаяпрограмма содержит следующие разделы: Пояснительнуюзаписку. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПояснительнаязаписка Система оценки достижения планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — система ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу североколчимской сош 1 пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПояснительнаязаписка. Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований ...

Другие похожие документы..