Главная > Автореферат диссертации


Кроме того, приказами Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 156н, от 3 ноября 2011 г. № 1322н утверждены:

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения (форма 4 ФСС);

расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, и Порядок его заполнения (форма РВ-3 ПФР).

В целях реализации права застрахованных лиц на получение выплат, сформированных за счет средств пенсионных накоплений, принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступает в силу с 1 июля 2012 года).

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат, сформированных за счет средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации и в негосударственном пенсионном фонде.

В дополнение к действующей системе выплат в сфере обязательного пенсионного страхования, сформированных за счет средств пенсионных накоплений, введен принципиально новый вид выплат в сфере обязательного пенсионного страхования - срочная пенсионная выплата. Введение данной выплаты предоставит застрахованному лицу возможность увеличить размер выплаты, сформированной за счет пенсионных накоплений, в связи с сокращением периода выплаты. Срок осуществления срочной пенсионной выплаты может выбрать сам застрахованный, при этом установлено, что минимальный период выплаты должен составлять 120 месяцев или 10 лет.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ также регулируется порядок установления размера накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной пенсионной выплаты, как в Пенсионном фонде Российской Федерации, так и в негосударственном пенсионном фонде, порядок корректировки накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной пенсионной выплаты, источники финансового обеспечения выплат за счет средств пенсионных накоплений и порядок их инвестирования, расширен перечень субъектов отношений по инвестированию средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованного лица, которым установлена срочная пенсионная выплата, за счет государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, которой Пенсионный фонд Российской Федерации обязан передать средства выплатного резерва, а также пенсионные накопления для срочной пенсионной выплаты, в доверительное управление.

Введены новые правовые нормы, регламентирующие выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц. Так, в случае смерти застрахованного после назначения ему срочной пенсионной выплаты правопреемники получат остаток средств пенсионных накоплений, не выплаченных в форме срочной пенсии (за исключением средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования), в общеустановленном порядке (в соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации охватывает более 60 млн. работающих граждан. Регулирование отношений в сфере обязательного социального страхования в части установления условий и порядка реализации работающими гражданами прав на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», а в части обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для обеспечения гражданам прав на получение указанных пособий по обязательному социальному страхованию и страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающий новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Изменения, внесенные в порядок исчисления пособий, направлены на обеспечение социальной справедливости в отношении граждан, за которых стабильно уплачиваются страховые взносы и которые имеют право претендовать на адекватный уплаченным страховым взносам размер страхового обеспечения.

Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» с целью адаптации граждан к новому порядку расчета пособий установлен двухлетний переходный период, в течение которого получателям пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставлено право выбора наиболее выгодного порядка расчета указанных пособий - согласно порядку, действовавшему до 1 января 2011 года (средний заработок исчисляется за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая), либо согласно порядку, установленному Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ.

С 1 января 2013 года изменяется порядок определения среднего заработка для исчисления указанных видов пособий. При определении среднего заработка не будут учитываться периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, что позволит избежать снижения размера пособий в случаях, когда страховые взносы не уплачивались за застрахованное лицо по объективным причинам.

В целях повышения эффективности системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выработки мер экономического стимулирования организаций-страхователей к соблюдению требований охраны труда принят Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ с 1 января 2012 года изменился порядок расчета размера скидки или надбавки к страховому тарифу, согласно которому указанные скидки и надбавки рассчитываются по итогам работы страхователя за три года, а не за предшествующий год, как это было до 1 января 2012 года. При установлении размера скидок и надбавок к страховому тарифу будет учитываться состояние охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

В целях обеспечения социальной защиты пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в условиях инфляции принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1072 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проиндексирован с 1 января 2011 года на 6,5%. В целом за 2011 год размер ежемесячной страховой выплаты увеличен около 500 тыс. пострадавших.

В целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания благоприятных условий для их получателей Фондом социального страхования Российской Федерации были подготовлены проекты административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций). Из 20 проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), закрепленных за Фондом, 9 проектов зарегистрированы в Минюсте России, 8 проектов находятся на регистрации в Минюсте России, на 3 проекта административных регламентов подготавливаются приказы Минздравсоцразвития России об утверждении административного регламента.

В 2011 году были доработаны и реализованы технологии приема расчетов страхователей в электронном виде с электронной цифровой подписью.

Осуществлено подключение Фонда социального страхования Российской Федерации к Системе межведомственного электронного взаимодействия. Обеспечена технологическая готовность Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах» к формированию запросов к электронным сервисам межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в процессе предоставления государственных услуг в соответствии с утвержденными форматами электронных сервисов межведомственного взаимодействия.

Разработаны Технологические карты межведомственного взаимодействия по 9 услугам Фонда.

С 1 июля 2011 года стартовал пилотный проект в 2-х субъектах Российской Федерации (Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области), определяющий особенности назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения и иных выплат территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2014 года предполагается полностью отменить действующую «зачетную» систему и перейти на осуществление прямых выплат Фондом по страховым случаям застрахованным гражданам.

Реализация указанного проекта и в дальнейшем полный переход на прямые выплаты застрахованным гражданам будет способствовать повышению доступности получения страхового обеспечения по обоим видам страхования и позволит исключить нарушение законодательства недобросовестным работодателем.

В результате работы по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проведенной в 2011 году, обеспечен высокий уровень сбора страховых взносов. В целом по Российской Федерации объем сбора страховых взносов в 2011 году превысил данный показатель 2010 года на 78,7% или на 40732742,01 тыс. рублей.

По предварительным отчетным данным в 2011 году коэффициент сбора страховых взносов превысил плановый показатель 97,5% и составил 97,7%.

Основные задачи на 2012 год

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах предусматривается разработка в 2012 году комплексных предложений по развитию системы обязательного социального страхования с учетом вызовов складывающейся социально-экономической ситуации.

Будут подготовлены нормативные правовые акты в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также нормативные правовые акты по вопросам предоставления гарантий отдельным категориям граждан.

Будет продолжена реализация пилотного проекта об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения. С 1 июля 2012 года в число субъектов, участвующих в проекте, включатся еще 6 регионов (Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край).

2.4. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями

По данным Федерального регистра численность лиц, которые имели право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на конец 2011 года составляла около 5,2 млн. человек.

Ежемесячная денежная выплата, включая набор социальных услуг, в 2011 году была проиндексирована на 6,5%.

Отдельным категориям граждан (инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам, детям-инвалидам) государственная социальная помощь в 2011 году предоставлялась в виде набора социальных услуг, предусматривающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Численность граждан, получающих необходимые лекарственные препараты в рамках набора социальных услуг, в 2011 году составила 4415,5 тыс. человек.

Норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2011 году составил 570 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 357-ФЗ норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год составит 604 рубля.

Обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно в рамках набора социальных услуг в 2011 году осуществлялось Фондом социального страхования Российской Федерации и 22 субъектами Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации на основании соответствующих соглашений, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований на предоставление гражданам санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно определялся в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с учетом численности лиц, сохранивших за собой право на получение данных услуг, и стоимости этих услуг.

В 2011 году из числа граждан, оставивших за собой право на получение санаторно-курортного лечения и проезда в рамках набора социальных услуг, обратились с заявлениями на получение:

путевок на санаторно-курортное лечение порядка 870,0 тыс. человек, из которых 422,8 тыс. человек (или 48,5% от числа очередников) получили путевки на санаторное лечение;

проезда к месту лечения и обратно, в том числе санаторно-курортного лечения, порядка 437,3 тыс. человек, из которых обеспечены проездом 429,9 тыс. человек (или 98%).

Организация предоставления проезда на пригородном железнодорожном транспорте в 2011 году гражданам из числа льготных категорий осуществлялась в рамках Договора между Минздравсоцразвития России и ОАО «РЖД» от 31 декабря 2010 г. № 1477/Д-18-Т/162-5 на сумму 4022,6 млн. рублей.

В соответствии с изменением в 2011 году Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1140) в 2012 году договоры по перевозке льготных категорий пассажиров на 2012 год заключаются со всеми существующими компаниями, функционирующими в сфере пригородных перевозок. Цена договоров рассчитывается исходя из нормативов финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Бесплатный проезд предоставлялся на основании разовых билетов. Осуществлено 82,1 млн. перевозок льготных категорий граждан.

В целях завершения реализации длящихся правоотношений в отношении по обеспечению инвалидов автотранспортом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей» принят совместный приказ Минздравсоцразвития России и МВД России от 13 декабря 2011 г. № 1101-н/849, предусматривающий порядок передачи в собственность инвалидов легковых автомобилей, выданных им на основании медицинских показаний бесплатно в безвозмездное пользование за счет средств федерального бюджета.

Наряду с федеральными мерами социальная поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите, осуществлялась в регионах и муниципальных образованиях.

Субъектами Российской Федерации предоставлялись меры социальной поддержки отдельных категорий граждан: при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (компенсации, субсидии, скидки в оплате), льготный проезд на городском общественном транспорте, бесплатный ремонт жилых помещений, установка квартирных телефонов и компенсации расходов на оплату услуг телефонной связи, бесплатное зубопротезирование, помощь в ведении домашнего и подсобного хозяйства.

В регионах предоставляется адресная государственная социальная помощь малоимущим гражданам и некоторым другим социально уязвимым категориям населения в соответствии нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и государственными региональными программами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Такая помощь оказывается в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, другие выплаты) и натуральной помощи.

В 2011 году за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации адресная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи была оказана более 127,7 тыс. неработающих пенсионеров, проживающих в 77 субъектах Российской Федерации. В том числе около 9 тыс. человек получили материальную помощь в связи с газификацией их жилья, более 3 тыс. человек - на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями и среди них 1130 человек, пострадавших в результате дождевого паводка, произошедшего в мае 2011 года на территории Республики Адыгея.

Во исполнение пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 27 января 2010 г. № Пр-192 о проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта в 2011 году продолжена реализация эксперимента, начатого в 2010 году в 17 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2010 г. № 399 в эксперименте участвовали: Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Камчатский край, Астраханская, Белгородская, Курганская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Ярославская области, г. Москва.

На основании Рекомендаций Минздравсоцразвития России по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта во всех субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте, приняты нормативные правовые акты по данному вопросу.

Новая технология оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта, в отличие от действующего порядка оказания помощи, предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Граждане, заключившие социальный контракт, выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализуется трудовой потенциал семьи, ослабевает иждивенческий мотив в поведении.

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам на основе социального контракта предоставляется в виде денежных выплат (единовременных или ежемесячных), социальных услуг, жизненно необходимых товаров.

Получатели помощи берут на себя обязательства по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, предусмотренной контрактом, в том числе по поиску работы, профессиональному обучению, развитию личного подсобного хозяйства, осуществлению индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг, ремонту хозяйственных построек.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий оказывается поддержка граждан, заключивших социальный контракт, в том числе в виде предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иных мер государственной поддержки граждан.

Наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

Приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Таким семьям, наряду с денежными выплатами и натуральной помощью, предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения.

Размер социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей региона и в большинстве случаев составляет около 30-35 тыс. рублей. Социальный контракт заключается, как правило, на срок до 6 месяцев и при необходимости может быть продлен.

Доля получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта в участвовавших в эксперименте субъектах Российской Федерации не превышает 1-2% от общей численности получателей государственной социальной помощи.

Эксперимент по внедрению системы социальных контрактов показал, что при ее применении достигается ряд позитивных эффектов.

В результате повышается эффективность оказания социальной помощи, усиливается концентрация ресурсов на оказании государственной социальной помощи наиболее нуждающимся, улучшается межведомственное взаимодействие органов власти в регионах при оказании социальной помощи, совершенствуются методики работы с нуждающимися семьями, обеспечивается дифференцированный подход при оказании государственной социальной помощи малоимущим с ориентацией на оказание помощи тем гражданам, кто имеет мотивацию к трудовой деятельности и хочет улучшить свое материальное положение.

В ряде случаев среднедушевой доход получателей помощи по окончании социального контракта возрастает в 1,5-2,0 раза.

Наибольший эффект от внедрения новой технологии дает комплексный подход к программам социальной адаптации малоимущих семей с детьми. При их разработке особое внимание уделяется мероприятиям по трудоустройству незанятых трудоспособных членов семьи.

Примеры лучшей практики будут распространены для применения на всей территории Российской Федерации.

С учетом результатов эксперимента подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в связи с введением государственной помощи на основе социального контракта».

Основные задачи на 2012 год

В 2012 году в рамках государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг будет осуществляться предоставление отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Минздравсоцразвития России планируется заключение договоров по перевозке льготных категорий пассажиров с компаниями, осуществляющими пригородные перевозки.

В соответствии с пунктом 3 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2425-р, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в связи с введением государственной помощи на основе социального контракта» предусматривается внести в Правительство Российской Федерации и обеспечить его сопровождение при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятие данного закона обеспечит правовую основу для применения технологии социального контракта на всей территории Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " российская газета" - федеральный выпуск №5418 (42) от 1 марта 2011 г статья «правила хорошего развода верховный суд разъяснит с кем должны жить дети после развода родителей»

    Документ
    ... на почве личных политических пристрастий. В итоге ... , что задачи выполнены, ... Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н "Об ... работу" с привлечением общественности. Напомним, что 11 марта 2011года ...
  2. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Задача
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  3. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Документ
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

    Документ
    ... на 2006-2008 годы; - Концепция Стратегии социально-экономического развития районов Российской Федерации; - Стратегии федеральных министерств ... 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 Выпуск продукции, работ, услуг по базовым ...
  5. Итоги работы департамента за 2011 год и задачи на 2012 год разработка законодательных и иных нормативных правовых актов

    Закон
    Итогиработы департамента за 2011год и задачина2012год Разработка законодательных и иных нормативных правовых актов В течение 2011года отделом методической ...

Другие похожие документы..