Главная > Автореферат диссертации


В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом их экономических потребностей и уровня жизни соответствующего региона.

По данным мониторинга введения новых систем оплаты труда в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в 2011 году в 71 регионе Российской Федерации практически полностью (более 85% государственных и муниципальных учреждений субъекта Российской Федерации) введены новые системы оплаты труда.

Еще в 11 субъектах Российской Федерации переход на новые системы оплаты труда планируется завершить к концу 2012 года (Красноярский край, республики Северная Осетия-Алания, Марий Эл, Дагестан и Татарстан, Орловская, Архангельская, Вологодская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский край).

В Москве переход на новые системы оплаты труда планируется осуществить с 1 июля по 1 сентября 2012 года.

В 70 субъектах Российской Федерации полностью или частично используются элементы и принципы формирования новых систем оплаты труда, установленных для работников федеральных учреждений (самостоятельность руководителя учреждения в установлении размеров должностных окладов работникам и формировании штатного расписания, зависимость объема бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения от объема предоставляемых услуг, а не от количества штатных единиц, установление оклада руководителя учреждения в кратном отношении к средней заработной плате работников, относимых к основному персоналу и др.).

Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации переходило на новые системы оплаты труда одновременно с увеличением бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений: 12 субъектов РоссийскойФедерациина 5-10%; 18 субъектов Российской Федерации 10-20%; 32 субъекта Российской Федерации - 20-30%; 4 субъекта Российской Федерации (Республика Коми, Астраханская, Ленинградская и Саратовская области) - свыше 30%.

В ряде субъектов Российской Федерации переход на новые системы оплаты труда в связи с экономической ситуацией в регионе проходил без выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели в пределах объемов бюджетных ассигнований на соответствующий год за счет оптимизации вакантных мест, сокращения числа учреждений путем слияния и присоединения (Белгородская, Курская, Тамбовская, Вологодская, Самарская, Сахалинская области, Республики Бурятия и Мордовия и др.).

Минздравсоцразвития России продолжает работу по проведению мониторинга эффективности новых систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях и государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, который включает количественные характеристики сети подведомственных федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, рост (уменьшение) размера среднемесячной заработной платы работников учреждений.

В результате проведенных мероприятий по введению новых систем оплаты труда наблюдается положительная динамика роста среднемесячной заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений и государственных учреждений субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» величина минимального размера оплаты труда с 1 июня 2011 года повышена на 6,5% и составляет 4611 рублей в месяц.

В целях реализации статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации подготовлены и утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год (протокол заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2011 г. № 10).

Единые рекомендации разработаны с учетом реформирования системы бюджетных учреждений в Российской Федерации, проводимого в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предполагающего их разделение на казенные, собственно бюджетные и автономные учреждения.

В Единых рекомендациях определены показатели и критерии эффективности работы федеральных государственных учреждений.

По просьбе субъектов Российской Федерации в разделе «Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений» подробно изложены рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления понедопущению установления различных размеров тарифных ставок, должностных окладов, ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним (либо диапазонов «вилки» размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию; по соблюдению оптимального соотношения в уровнях оплаты труда руководителей и работников учреждений, а также о необходимости внесения изменений в трудовые договоры с работниками в случаях изменения условий и размеров оплаты труда.

Единые рекомендации на 2012 год дополнены тремя новыми разделами об особенностях формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, а также учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Основные задачи на 2012 год

Подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 октября 2012 года на 6%.

Подготовка предложений по увеличению минимального размера оплаты труда. Вопрос о дальнейшем повышении минимального размера оплаты труда будет рассмотрен с учетом анализа социально-экономического положения экономики страны при формировании расходов федерального бюджета на соответствующие годы.

Разработка Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В 2012 году предстоит утвердить программу поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе экономики на 2012-2020 годы, разрабатываемую в соответствии с пунктом 10 поручения Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № ВП-П13-5696 и предусматривающую увязку роста оплаты труда работников федеральных государственных учреждений Российской Федерации с оптимизацией структуры занятости и усилением стимулирующего характера оплаты труда, как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.

2.2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования

В 2011 году было продолжено проведение мероприятий, направленных на повышение общего уровня пенсионного обеспечения.

В 2011 году изменен порядок индексации социальных пенсий. Существовавшие ранее два этапа индексации социальных пенсий (с 1 апреля и с 1 июля) объединены в индексацию социальных пенсий ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

Размеры социальных пенсий в 2011 году были проиндексированы с 1 апреля 2011 года на 10,27% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 224 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2011 года социальных пенсий».

Средний размер социальной пенсии по состоянию на 1 января 2012 года составил 5206,54 рублей в месяц.

С 1 февраля 2011 года осуществлена индексация трудовых пенсий. Данная индексация учитывала фактически сложившийся индекс роста потребительских цен за 2010 год, в связи с чем она осуществлена в размере, превышающем запланированный (8,8% вместо 8%).

Средний размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2012 года составил 8876,05 рублей, по инвалидности - 5496,76 рублей, трудовой пенсии по случаю потери кормильца - 5323,24 рубля.

Размер пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, получающих две пенсии, составил на указанную дату:

инвалидов вследствие военной травмы - 20762,95 рубля;

участников войны, ставших инвалидами - 21117,78 рублей;

вдов погибших военнослужащих - 15493,53 рубля;

родителей погибших военнослужащих - 14673,24 рубля;

лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», являющихся инвалидами - 16089,53 рублей.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» продолжает действовать программа государственного софинансирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

По состоянию на 1 января 2012 года в программу вступило 6,8 млн. человек, что составляет 4,7% от общей численности населения.

Платежи дополнительных страховых взносов в 2011 году произвели 680 тыс. участников программы (10% от общего количества вступивших в программу) в сумме 10,3 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 4,0 млрд. рублей. Средний размер уплаченных страховых взносов составляет 5900 рублей.

В 2011 году необходимые средства федерального бюджета на софинансирование поступили в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, объем этих средств составил 3,4 млрд. рублей. Указанные средства отражены в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, участвующих в программе софинансирования.

С 2010 года благодаря социальным доплатам к пенсиям не осталось пенсионеров, материальное обеспечение которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, где он проживает.

С 1 января 2011 года путем установления социальных доплат к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания улучшено материальное положение 5152726 пенсионеров, из них:

федеральная социальная доплата к пенсии территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации установлена 2749830 пенсионерам;

региональная социальная доплата к пенсии уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлена 2402896 пенсионерам.

Объем средств, израсходованных на выплату социальных доплат к пенсии в целом по Российской Федерации в 2011 году, составил 133,47 млрд. рублей, из них:

на федеральную социальную доплату к пенсии - 29,03 млрд. рублей;

на региональную социальную доплату к пенсии - 104,44 млрд. рублей.

Наибольшие прибавки к пенсии за счет социальных доплат получили такие социально незащищенные категории граждан, как получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В 2011 году в 66 субъектах Российской Федерации и в г. Байконур территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации установлена и выплачена федеральная социальная доплата к пенсии. В 17 субъектах Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации установлена и выплачена региональная социальная доплата к пенсии.

Объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату федеральной социальной доплаты, составил в 2011 году 34511,9 млн. рублей. На 2012 год указанная величина составляет 38492,1 млн. рублей.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Данный Федеральный закон предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения отдельной категории шахтеров за счет средств организаций угольной промышленности, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В настоящее время дополнительным социальным обеспечением охвачено 68767 пенсионеров из числа бывших шахтеров.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерациисредний размер доплаты к пенсии шахтеров составляет 1949 рублей в зависимости от стажа подземной работы и заработка шахтера.

В целях повышения качества предоставляемых населению государственных услуг в 2011 году Пенсионным фондом Российской Федерации начата работа по организации и проектированию системы межведомственного электронного взаимодействия в отношении следующих государственных услуг:

прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

установление трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

выплата трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности;

осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Наряду с этим осуществляется разработка и согласование технологических карт межведомственного взаимодействия указанных государственных услуг с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также независимыми экспертами.

Предоставление государственных услуг с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия предусмотрено с 1 июля 2012 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 863 «О внесении изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», в Правила были внесены изменения, предусматривающие упрощение порядка обращения пенсионеров за компенсацией. В результате в IV квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года численность пенсионеров, обратившихся за компенсацией, увеличилась на 24,5% и составила 58,3 тыс. человек.

Всего за 2011 год, по оперативной информации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, за компенсацией расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно обратилось 143,6 тыс. человек (10,86% от общего числа пенсионеров, имеющих право на компенсацию), что на 16,4% (на 23,5 тыс. человек) превысило аналогичный показатель 2010 года.

Численность получателей компенсации в 2011 году составила 142,6 тыс. человек, что на 33,2 тыс. больше, чем в 2010 году.

При этом компенсацию в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, получили 6,8 тыс. человек, компенсацию в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно - 135,8 тыс. человек.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработаны Административный регламент по предоставлению Пенсионного фонда Российской Федерации государственных услуг по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, и административные регламенты по предоставлению Пенсионного фонда Российской Федерации государственных услуг:

по приему от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

по приему от застрахованных лиц через страхователей и организаций, с которыми у Пенсионного фонда Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Сложилась эффективная практика, и функционирует отлаженный механизм представления отчетности по персонифицированному учету в электронной форме с электронной цифровой подписью (ЭЦП), в т.ч. по каналам связи в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

В 2011 году принято с ЭЦП более 88% индивидуальных сведений (в 2010 году - более 25% от общего количества страхователей). Практически все эти сведения были представлены по электронным каналам связи.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Для взаимодействия органов Пенсионного фонда Российской Федерации и организаций федеральной почтовой связи по вопросам доставки застрахованным лицам писем Пенсионного фонда Российской Федерации с извещениями о состоянии их индивидуальных лицевых счетов между Пенсионным фондом Российской Федерации и ФГУП «Почта России» подписано совместное письмо от 21 сентября 2011 г. № НЕ-08-25/10701 «Об организации доставки в 2011 году заказных писем Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованным лицам с извещениями о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования».

Основные задачи на 2012 год

В 2012 году будет осуществляться индексация трудовых пенсий в два этапа: с 1 февраля трудовые пенсии уже проиндексированы на 7%, с 1 апреля будет проведена дополнительная индексация на 2,4%.

Индексацию социальных пенсий предусматривается осуществить с 1 апреля 2012 года в соответствии с законодательством.

В 2012 году предусмотрена подготовка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, работа над которой осуществляется в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

Будут подготовлены нормативные правовые акты по реализации Федеральных законов от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ и № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», в том числе 2 федеральных закона, 14 постановлений Правительства Российской Федерации, 9 приказов Минздравсоцразвития России.

2.3. Формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан

За 2011 год на обязательное пенсионное страхование поступило страховых взносов на сумму 2815,3 млрд. рублей, или на 46,9% больше фактических поступлений за 2010 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 102,9%.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год поступило страховых взносов на сумму 326,6 млрд. рублей или в 3,59 раза больше по отношению к поступлениям за 2010 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 103,8%.

В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2011 год поступило 220,7 млрд. рублей, что на 34,6% превышает уровень поступлений за 2010 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 111,4%.

В Фонд социального страхования за 2011 год поступило страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 313,0 млрд. рублей. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 102,8%.

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29 июня 2011 года в части снижения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ.

Федеральным законом № 379-ФЗ внесены изменения в законодательство Российской Федерации о страховых взносах, предусматривающие на 2012-2013 годыснижениемаксимального тарифастраховых взносов для основной массы плательщиков с 34 до 30 процентов в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (512000 рублей в 2012 г. и 573000 рублей в 2013 году) и установление тарифа страховых взносов в размере 10,0% в Пенсионный фонд Российской Федерации с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Одновременно указанным законом с целью создания благоприятных условий для инновационной деятельности, поддержки представителей малого предпринимательства и некоммерческих организаций также снижены тарифы страховых взносов для следующих категорий плательщиков страховых взносов:

для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, - до 30 процентов без установления тарифа страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов;

для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), а также благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения - до 20 процентов.

Кроме того, в перечень видов деятельности субъектов малого предпринимательства, при осуществлении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов (20 процентов), включена деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей, стальной проволоки.

Также к субъектам малого предпринимательства, применяющим пониженные тарифы страховых взносов, отнесены аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» принято постановление Правительства Российской Федерации «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 года» от 24 ноября 2011 г. № 974, которым установлено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежит индексации с 1 января 2012 года в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

В связи с изменениями, внесенными в 2010 году в Федеральный закон № 212-ФЗ, Минздравсоцразвития России были внесены соответствующие изменения в отчетность по страховым взносам. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 54н изменения внесены в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н (форма 1- РСВ ПФР).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " российская газета" - федеральный выпуск №5418 (42) от 1 марта 2011 г статья «правила хорошего развода верховный суд разъяснит с кем должны жить дети после развода родителей»

    Документ
    ... на почве личных политических пристрастий. В итоге ... , что задачи выполнены, ... Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н "Об ... работу" с привлечением общественности. Напомним, что 11 марта 2011года ...
  2. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Задача
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  3. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Документ
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

    Документ
    ... на 2006-2008 годы; - Концепция Стратегии социально-экономического развития районов Российской Федерации; - Стратегии федеральных министерств ... 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 Выпуск продукции, работ, услуг по базовым ...
  5. Итоги работы департамента за 2011 год и задачи на 2012 год разработка законодательных и иных нормативных правовых актов

    Закон
    Итогиработы департамента за 2011год и задачина2012год Разработка законодательных и иных нормативных правовых актов В течение 2011года отделом методической ...

Другие похожие документы..