Главная > Документ


Получил Ваше письмо от 12.07 с новосибирскими приложениями. Спасибо! Буду ждать инф. письмо №2. Выбирая место и время, Вы изучаете возможности и в Волгограде. В связи с этим Вам приходится оценивать тамошнюю ситуацию, осложнённую конфликтом Мюллер-Сухонос. Поскольку Калинин и Шорников оказались тут жертвами коварства Мюллера (временными), я хотел бы более чётко открыть Вам свою позицию. Для этого посылаю копию своего письма к Сухоносу от 23.01.83. В июне мы говорили на эту тему с Г.В.Рязановым, и наши оценки в принципе совпали. История семиодинамики продолжается. Посылаю ещё 4 документа и перечень, по которому Вы можете заказать недостающее. Ситуация не исключительная. Аналогичные осложнения сейчас во многих местах. Думаю, что это надо преодолевать, а не избегать. КД не спасётся, открещиваясь от «дела Баранцева». Если же Баранцев выстоит, КД получит возможность шагнуть вперёд. Даром движение не даётся. Продолжается и «сценарий». Недавно был такой Шрейдер-штурм, что я вспоминал апостола Павла во время бури. Серьёзными письмами обменялись и с Мейеном. Если Вы не устали от этих материалов, могу кое-что прислать. Спасибо за готовность бороться с инквизицией. Держитесь на своём фронте. Мы выстоим. С трудоустройством ещё не ясно, но общий настрой наша выдержка улучшает. У меня сейчас много радостей от Ксении. Передали ли ж-л «Природа» вдове Кузина? Нужно ли ещё? Хочется призвать к сдержанности в стремлении «играть умнее и тоньше» в «большой и сложной игре». Чтобы избежать участи Сопикова-Зарандиа-Мефистофеля, нужно во время выходить из игры. В этом смысле ситуация с семиодинамикой – не тривиальна. К моему большому сожалению, спасти Серёжу Чебанова от соблазна логизма не удаётся.

Спасибо Вам за конструктивную, сочувственную, возвышенную критику. Вряд ли я сумел бы лучше сказать о недостатках своего изложения триадного синтеза. Доказательность, полезность, убедительность действительно оставляют желать лучшего. И Ваши конкретные предложения по совершенствованию формы подачи вполне разумны. Только почему же я до сих пор не сделал того, с чем так легко соглашаюсь? Не сумел? Не смог? Не захотел? Ответ не прост и не однозначен, но Вы до него догадываетесь. И не соглашаетесь. А я, приемля Ваше несогласие, не обращаю его в своё действие. Почему? Когда-то Сергей Мейен пытался наставить меня на путь популяризации, и я искренне откликнулся на его призыв, поверив, что смогу. Но, заглянув в себя поглубже,… затосковал. Безрадостна для меня эта стезя. Значит, должно быть, не моя. Конечно, совершенствование не есть популяризация. Но и к нему не лежит моя душа, теперь, в последнюю треть жизни. Пусть другие, молодые, строят свои дома, системы, религии. Статические идеалы уже не для меня. Поздно. «Всё круче поднимаются ступени, ни на одной нам не найти покоя» /Г.Гессе/. Знаете ли Вы, как П.А.Флоренский отошёл от В.И.Вернадского? Спросите у В.Н.Яковлева. За классиологию я теперь спокоен. Комиссия, хоть и однобокая, создана. Совещание в Пущино утверждено. Регулярные семинары родственного профиля прорастают, как грибы после дождя: хронобиология на биофаке МГУ, психолингвистика на филфаке ЛГУ и пр. Смею думать, что гроза, пронесшаяся над семиодинамикой, сыграла очистительную роль для такой погоды. Наш бес-охранитель В.Г.Иванов получил-таки втык в обкоме за неумеренные старания и вряд ли будет переизбран председателем головного совета по философии. На заседании парткома по “делу Б.Т.Алексеева” этот шельмец уже молчал; от преподавания Б.Т. не отстранили. Из обкома ВЛКСМ нам дали понять, что методологический семинар при Совете молодых учёных ЛГУ можно возобновить (под руководством философов). В науке сейчас пошла мода на “банки данных”; начинаются они с разработки классификации. Банк данных физико-химической кинетики для газовой динамики, создаваемый в МГУ, существенно использует мою классификацию процессов взаимодействия газов с поверхностями, и нас настойчиво привлекают к дальнейшей работе в этом направлении., развёртываемой на основании специального постановления ГКНТ СМ СССР, принятого в марте 1984 г. Аналогичная ситуация возникает в ряде подразделений ЛГУ. Моё “хобби” возвращается к пересечению с профессией. Это происходит во время: ещё при жизни и уже без суеты, которая могла бы подразмыть духовный стержень. В двойственном отношении анализ и синтез соразмерны. Выходя из него, синтез тянет вверх, анализ – вниз. «Как много зла в чрезмерной тонкости и как она враждебна истине!» /Сенека/. Разное понимание терминов-вершин не губит триаду, а раскрывает варианты класса в естественных пределах благотворной неопределённости языка. «Эфемерно, туманно» - конечно, но «Ясность и плодотворность мысли отнюдь не одно и то же» /Дж. Синг/. Ваш призыв идти в рассказе от образцов, которые должны глубоко удовлетворять, созвучен пафосу Е.Л.Фейнберга (в книге «Кибернетика, логика, искусство», М.: Радио и связь, 1981), утверждающего, что назначение искусства – убеждать в недоказуемом. Жаль только, что он традиционно перемешал эмоцио с интуицио. .. 18.04.84. Прочитал обе Ваши рукописи и попытаюсь высказать впечатления-замечания-соображения. Читаются эти работы со вкусом, привлекают энтузиазмом, самоотверженностью, размахом. Вы взяли на себя неимоверный груз грандиозной заботы. Покоряет и смелость экспликации интуитивного. Когда глубоко пахать трудно, обычно берут помельче. Вы же, когда застреваете, предпочитаете переходить на другой участок, не жертвуя масштабом ни вглубь, ни вширь. Увлечённость иногда заводит в крайности. Например, утверждения «неклассифицированный мир не нравится человеческому духу» и «в основе человеческого счастья лежит порядок» явно заострены и слишком торчат. Но это легко подчистить. Характеристика движения начинается несколько однобоко, от препятствий (с.12), но затем (с.14,18,51) развёртывается полнокровно. Не думаю, что следует считать его чисто научным, а ненаучность – недостатком. Нецелостность науки не исчерпывается её дифференцированностью, она вся нецелостна. Хорошо применяется итерационность, но не всегда. Непрерывность решения классификационной проблемы надо бы подчеркнуть с самого начала, до Мейена. Не используется итерационный принцип и в стремлении к чёткости, которое должно иметь свои разумные пределы. Мерономический (альтернативный) подход частенько не уравновешивается таксономическим; удачное исключение – на с.52. В то же время упущено различение между этажами итераций типа синкретическое-синтетическое. Двоичная структура итераций недостаточна. Троичная процедура типа меро-таксо-холо (см. с.87 в [76]) упоминается на с.34-35 без обсуждения принципиальных отличий. Автора письма в ЦК (с.10,11) можно раскрыть, с некоторым разъяснением. Цитата на с.9 вызывает недоумение, и её лучше убрать. Идея Всесоюзного общества мне нравится. Целесообразно связать классификационное движение с деятельностью по организации банков данных. Вам надо встретиться в Москве с Лосевым Сталием Андреевичем.

Ваши письма от 21.09 и 29.10 получены. В Пущино собираюсь поехать на 28-29.11. Повидаться с Вами, И.Н.Степановым и неожиданностями хочется, а дух совещания, боюсь, уже испущен. Анкету возвращаю, с минимальной корректировкой…... Доклад типа «Классиология и системный подход» я готов сделать. Экспликация целостности – главное, в нём и в «Методологическом введении…». Информация определяется не объёмом знаний, а порядком; поэтому нарушение естественной структуры увеличивает энтропию. Взгляните приложение из Фуко. Затею с этическим кодексом КД я скорее осуждаю, чем разделяю. Не поддавайтесь этой прелести: КД – не клуб, не секта, не ложа. Мораль – общая для всех верующих. И духовное – бесструктурно. Привет Ирине, Роме и др. 09.04.85. Боюсь увидеть в “этическом кодексе КД” нечто более детализированное, чем в Катехизисе. Как я писал Шрейдеру, эта стенка – не для гвоздей. Вспомните “моральный кодекс строителей коммунизма”. Что он дал? И что от него осталось? Читали ли подлую заметку трёх академиков в «Природе» №1? Видели ли отклики К.Пруткова и А.К.Толстого на неё? Изучаю сейчас работы М.К. Мамардашвили. У него триадный подход к основному вопросу философии: без человека антитеза “материя-идея” безнравственна. Вашу переписку с Орловым хотел бы видеть и иметь. В Борок до осени мне выбраться невероятно. Что смогу, помогу заочно. Вашу депонированную работу – заказал. Всего доброго! 29.05.85.

Возвращаю Вам текст письма Орлову, с дополнительным экземпляром, как обещал. На мой взгляд, это один из центральных документов КД, а для Вас лично – звёздное мгновение. Несмотря на отсутствие многих хороших участников КД, в Миассе произошло единение дела, движения и духа. И оппозиция способствовала этому, вынуждая объединяться. Слышал, что Мейена в Москве не было. Как Вы передали в МОИП решения Оргкомитета от 10.10.85? Встречались ли с Лосевым? Письмо МОИПа и “меморандум “ Шорникова видел Ткачёв у Т.Ф. 14.10.85 в Челябинске. Доступны ли эти документы? Материалы Миасса я рассылаю в Минск, Волгоград, Таллин, Ригу,… Как научные, так и художественные. Духовные долетают сами. Обратите внимание на статьи Кагана и Горелова в «Вопросах философии», №9, 1985. После Миасса у меня были ещё две поездки (Псковщина и Свердловск), сейчас разгребаю дела. Эссе «КД и этика» скоро напишу и пришлю… 31.10.85. Писал Вам 14.05.86, потом был в Кавказском заповеднике; в Москве; сейчас собираюсь в Иркутск и Новосибирск. Детей с Людой отвёз в деревню 13.06, наладил там быт и вернулся работать. Борьба с начальством продолжается с переменным неуспехом. Признавать ошибки они крепко разучились, и одному мне их этому не научить. Если «Известия» и Министр не помогут, буду постригаться в научные сотрудники, сохраняя достоинство за немалую плату. 5 июня был у Кати, подарил книгу Вежинова «Барьер». Поговорили о классификационных делах. Участвовал в совещании в МГУ вместе с Грейсухом. В Ленинграде 12-13 июня прошёл семинар «Экологические календари». Познакомились с В.Л.Казначеевым. Посылаю письма Лузина Вернадскому. Надеюсь, будут интересны Вам и в Борке вообще. Не робейте перед судьбой. Неопределённость всегда есть и это совсем не плохо. Пусть мои трудности не ложатся тенью на Ваше решение. Каждый достоин своего креста. 21.06.86. Жду от Вас письмо как знак освобождения от экзаменов и предзащитных забот. Надеюсь, моё от 28.04 Вы получили. Посылаю «Колледж» и заявочные документы книги Любищева. 9-10 июня в Москве звонил Кате; сказали, что на даче. Перед этим был в Обнинске: день работал на семинаре (доклад, разговоры с Розовой и др.), а потом рванул в Козельск и пошёл босиком в Оптину Пустынь; это был один из заветных дней. В Москве вечер провёл у Риты Мейен. Говорили о Сергее. Подборка его переписки с Любищевым идёт в «Природе» непросто (опять выручает Б.С.Соколов). За восстание против диадности судьба воздала мне по силам; теперь воздаёт за принцип неопределённости: не вижу многого в своём закате. Не знаю, останусь ли до конца неприкаянным или же предстоит “третий невод – с золотой рыбкой”. Вижу, что детей придётся выпускать в жизнь – мне; но почему, когда, как – не знаю. На работе – рутинная тоска и боль за студентов; их прикосновение ко мне сразу влечёт гонения – как тут сеять доброе?! Жаль и Людмилу, не смог уберечь её от фанатизма. 12.06.88.

В книгу ";Люди в письмах"; я включил 40+7 переписок с теми, кто уже ушёл из этой жизни (разными путями, включая и несчастные случаи на дорогах, в горах и пр.). Мир пустеет. Что остаётся от ушедших, кроме памяти?! Что останется от нас?! По какому адресу послать эту книгу (два тома)? С почтовым индексом!  В Борок или Москву?  02.11.07. Вопрос о памяти сейчас почему-то обострился. Мемуарная литература растёт. И её - читают! Книги я могу отправить через университет, так что без наложенного платежа. Но есть ещё вариант: 26-27 ноября буду в Москве, и если удастся встретиться с Катей, передам их ей. Всего доброго! И бодрого! 

Козина О.А.

Дорогая Олеся! Ваше письмо, стихи о Рерихе и Белая сказка возрождают во мне тот божественный мир, о котором мечталось в тайном детстве. Русская классическая литература питала веру в реальность возвышенного, нагнетая энергию перехода из провинциальной глуши в тот мир, где думают, говорят и действуют, как герои Лермонтова. Но путь от деревенского школьника до петербургского профессора потребовал столько интеллектуальных трудов, что я надолго стал уверенным рационалистом. Однако судьба оказалась ко мне благосклонной и несколькими сильными ударами разрушила рациональную ограниченность, вернув способность страдать, удивляться и радоваться, пока уже есть опыт и ещё есть силы. Когда Вы приедете сюда на пути из Петрозаводска? Я познакомлю Вас с Петербургом, с друзьями, с идеями. Покажу, как удаётся не быть в рабстве у быта. Расскажу, как справляюсь с проблемами, радуюсь сомнениям, оживляю борьбу противоположностей. Берегите, очищайте, совершенствуйте Ваш творческий дар. И попытайтесь волю и покой совместить в счастье. 07.04.96.

Олеся! На письмо от 26.07.96 отвечать не велено, но можно его читать и перечитывать, пытаясь с его помощью разобраться и в себе. Я вбираю Вашу боль, обостряя мучительное желание расширить пределы понимания. Свою боль я слишком научился обуздывать, чтобы всё-таки выжить. Слов – недостаточно, даже в притче. А время, действительно, двузначно; душа способна в нём путешествовать. У человека много жизней, даже в одном воплощении. Не старайтесь выплеснуть всё сразу, всё равно останется нечто невысказанное. И это хорошо: будет чем жить дальше. 01.11.96. Когда-то меня восхитила статья А.В.Гулыги об игре в журнале «Природа», 1986, №4. Я вспомнил о ней, увидев Ваши тезисы. Красоту я всегда относил к “эмоцио” и потому восприятие её как онтологического базиса стоило некоторых усилий. Конечно, если ей суждено спасать мир, то и через осознание, и через сущность. Но в триаде “энтропия-творчество-красота” я не ощущаю целостности. Как энтропия может стать регулятором отношений между красотой и творчеством?! Буду на Вашем докладе задавать вопросы. Например, нельзя ли 6 заключительных моментов структурировать не столь одномерно? И т.п. С Вашей критикой можете разгуляться по моему “германскому” тексту, половина которого - у папы (повод для встречи и обмена). Лаконичность моя – слишком замечательная. Обвинение в эстетизировании – скромно принимаю. Прислушайтесь, например, к “звучанию будущего в оркестре целостного времени”, чтобы “различить ритмы грядущего резонанса”. Свои тезисы на философский конгресс я передал какому-то секретарю, так что о принятии их тоже ничего не знаю. Запросúте по E-mail информацию о принятии Вашей заявки. Мои проблемы после приобретения компьютера “пополнели”: осваивать его надо. Набираю сейчас текст доклада in English, с помощью аспиранта, который сумел переделать references в постраничные сноски. До Чтений осталось меньше двух месяцев. Поселиться думаю на этот раз у Р.В.Наумова. Всего доброго!

Ваше письмо от 01.07.97 получил уже после возвращения из Германии и Чехии. Пытаюсь сравнивать Ваши впечатления от Петербурга со своими от Бамберга и Праги. Готовность, открытость к многоликости у меня была, благодаря освоению наследия А.А.Любищева. Самым трудным оказалось совмещать естественность, натуральность поведения с нетривиальностью, интересностью для собеседников при ограниченных возможностях словесного выражения (in English). Эта проблема возникает не в самые первые часы или дни, дышащие свободой новизны. Я доволен тем, что моё пребывание в новой среде не ограничилось временем эйфории, и с проблемой стереотипов, границ, меры пришлось иметь дело. Сейчас работаю над подготовкой к изданию книги Любищева «Наука и религия». Вскоре поеду на псковские (к детям) и вятские (к маме) просторы. Высылаю Ваше удостоверение члена СПбСУ. Перевод на 6 т.р. взял, но высылать его было, конечно, не нужно (обижаете!). Листаю книгу «И звук, и свет».17.07.97.

Чтобы дожить до улыбки над Вашим письмом, пришлось не только одолеть псковские и вятские просторы, но и завершить предисловие к «Науке и религии», чтобы сдать книгу Любищева в набор. Правда, завтра надо снова ехать на псковский хутор, но несколько часов приоткрылось. Спасибо за фотки. Одну при случае пошлю Сороко. Собаку на сене я воспринимал через эстетику, в следующий раз попробую через этику. «Барьер» же, конечно, через сюжет. Невольно хочется смотреть на всё с лучшей стороны. Витрувия я уважал напрямую. Лосев – в помощь. «Старика и море» пока не перечитывал. Реакция–молчание понятна, через память. 30 тысяч получил без улыбки (берегитесь!). Какие именно книги покупать? А тезисы доклада, обещанные “в следующем письме”, ещё не получены. Моя улыбка – разноцветнее! Не жалейте красок. 15.08.97.

Поздравляю Вас с днём рождения, Вашим, моим и Махатмы Ганди, который, в отличие от меня, родился на 31 год раньше, а не позже начала XX века. Мой подарок Вам – стихи Евгения Карасева. Поплачьте над ними слезами очищения. Рекомендательный отзыв, к сожалению, пока не получается: информации недостаточно. В 1993 году я подавал в CEU проект “Studies in Trinitary Methodology” и помню, что пришлось писать, кроме Project proposal, Literature on the Topic, Curriculum vitae, Personal Bibliography etc. И всё это представлять рецензентам. Прилагаю копию одного из тогдашних отзывов (in Russian). Правда, мой проект не был поддержан. Но думаю, что не из-за основательности отзыва, а из-за моего возраста ( > 45). Ваших фраз о «Живой этике» как мифе мне нехватает для развёрнутого отзыва, т.к. я воспринимаю её иначе. Кроме того, нужно точное название проекта in English. Тезисы «Категория прекрасного в истории эстетики» возбуждают к вопросам, но не подсказывают ответов. Возможно, это не плохо. Две недели назад выслал Вам автореферат Шарова и ещё пару в качестве образцов. Всего прекрасного! 24.09.97. Предыдущее письмо отправил раньше, чем получил Ваше от 20.09.97. А на днях пришёл Подарок! Радуюсь тому, что я ещё в состоянии, несмотря на годы, воспринимать душой столь сокровенные создания из слов. С трепетом показал это Ксюше и порадовался отклику в её душе. Хочется показать Яше Гордину в журнале «Звезда». Берегите, лелейте, совершенствуйте Ваше чувство слова и стиль выражения. Понаслаждайтесь текстами К.А.Свасьяна. Для смелости, раскованности, радости. Верно, что в целостном экосе игра должна быть искренной. Миф – прекрасная ступень к постижению Рерихов и необходимая компонента целостности, но, на мой взгляд, не достаточная и не оболочка. Не смущайтесь тем, что чья-то диссертация оказывается не исследованием и даже возможно не интерпретацией. Вы уже обрели свою позицию и владеете собственным языком. Трудненько будет втиснуть свои мысли в рамки диссертабельности. Но справитесь и с этим, если от не “оспоривай глупца” шагнёте к деликатному сочувствию ограниченности фанатов. Надеюсь, минимум по английскому Вы сдали по оптимуму. И поймали блуждающую идею для Владивостока. Я послал туда докладик «Где границы целого?»… 21.10.97. Подарочные притчи пришли вскоре после 08.03. Я окунулся в них пока дважды. Сегодня ближе всего мне оказались Дорога, Лес, Ветер. Приобщение к Тайне, к Чуду у меня происходит лучше всего через песни. Когда поёт Фёдор Шаляпин, или Анна Герман («Эхо»), или Булат Окуджава («Заезжий музыкант»), по коже бегут “мурашки”. Ваша попытка структуризации методологических принципов А.А.Любищева несомненно дерзновенна, но… сомненно назрела. Словосочетания “научная истина”, “подлинная методология”, “рациональный синтез” ещё не переплавились в Ваши собственные понятия, пережитые, выстраданные, наполненные ясным смыслом. Уверен, что Вы сами чувствуете шаткость построенных сооружений и захотите переделать их раньше, чем дождётесь критики. Осваивая философский жанр, исходите не из рутинных понятий и правил, а из уже обретённого Вами родства с Душой Природы. Диссертация пусть будет не помехой, а уступкой консервативному социуму. Пожалуйста, поделитесь прилагаемой информацией о конференциях с заинтересованными коллегами. Ваш ужасный критик. 21.03.98.

Ссориться со Временем я никогда не знал в себе отваги. Оно ведь как Жизнь. И как Бог. Паузы – естественны. Более того, они содержательны, значимы, как в музыке. Не ищите оправдания во внешнем. Внутреннего – достаточно. Спасибо за стихи и песнопения. Ваша поэзия для меня как сказочный дворец, загадочный и тревожный (вроде Спаса-на-Крови), войти в который я не в силах. Одна из загадок: почему «Скорбная» - сказка? На многое из того, что требует дополнительных усилий, меня уже не хватает. Поэтому приходится принимать, переживать и гасить обиды. Утешаюсь тем, что могу ещё немало. В августе подарил Ксюше и Толику горы и море. Прошли втроём из Майкопа в Дагомыс и три дня были в Сочи. Палатка, костёр, перевалы, ледник; Солнце, пляж, безбрежность, прибой. Десять дней поработал, вместе с братом, в селе у мамы, которой скоро 94 года. Несколько раз ездил на свой псковский хутор наводить порядок в доме и огороде. В августе там жила мама Ксюши и Толика со своим новым мужем. Сейчас надо вывозить оттуда картошку и прочие овощи-фрукты. Благо, их немного (залили дожди), так что стаскаю на себе, без машины…. Ваш 67-летний друг.

Только что прошла конференция (изображённая на обороте). Круглый стол «Наука о душе» оказался содержательным, хотя тема названа вызывающе нелепо, как, например, “искусство об уме”. Некролог по Шрейдеру (из газеты «Русская мысль») я послал недавно Р.В.Наумову. Сашу Козырева я действительно знаю давно. Но… он не имел морального права ссылаться на это давнее знакомство, ибо знает, что перестал быть для меня человеком чести…. 07.10.98. На днях отправил “емелю”, а сейчас шлю два материала, объединённые темой языка. И откликаюсь на письмо от 22.10. Вам ведь не надо объяснять, что сложность – не обязательно случайность, и не только математика. Чередование сложности и простоты тоже очевидно. Интереснее спросить: что больше радует? Я знаю человека, который получает удовольствие от непонятного. Словá «Чушь собачья!» он произносит с завидным смаком. Вероятно, он счастлив. Но я его не люблю. Асимптотическая математика нравится мне тем, что она соединяет простоту и точность, избавляясь от всего лишнего, как Э.Хемингуэй, сочиняя рассказы. Причём никогда не претендует на абсолютную точность (в отличие от классической математики), а заботится о мере неточности. До десятка переводов «Гамлета» я, помню, брал в библиотеке, когда вникал в то место, где рвётся связь времён. «Порвалась дней связующая нить, как мне теперь её соединить» - так, кажется? Пришло письмо от Р.В.Наумова с приглашением на XI Чтения. Скоро напишу А.Н., с приложением программы московского семинара, на котором 24.11.98 запланирован доклад Ю.В.Линника «Синергетика времени». P.S. Как Матросик смотрит на обитателей аквариума? 30.10.98. Сдержанность – это самоограничение, необходимая часть самоорганизации. Булат Окуджава сказал, что «Весь мир построен из ограничений, чтобы от счастья не сойти с ума». Этические системы обычно строятся из запретов. И это совсем не огорчительно. Куда делся московский снобизм? Что теперь вместо него? Или это место – не свято? Метеор по имени Линник пролетал недавно и здесь. Но меня не зацепил. Вероятно мы действительно в разных временах. Жду словесную проекцию его доклада. Какие книги П.Флоренского Вы приобрели? С Оргкомитетом конференции «Наука и образование: третье тысячелетие» у меня связей нет. Попробую поискать. Дух и тело должна мирить душа. Синергетик В.Г.Буданов полагает, что смысл обретается в ходе делокализации. Это – спорно, но по отношению к Вашим стихам, пожалуй, справедливо. Пока в них приходится вчитываться, вживаться, чтобы за вехами слов открылся вложенный смысл. Пятен суеты в праздничные дни я всё же не избежал…. 17.01.99.

Ваш бунт восхитителен. Со многим я согласен. Но не категорически. Давайте поспорим. Категоричность диктует жёсткую границу. Ту самую, против которой Вы восстаёте. Или Вы только против мягких границ? Когда рождается точное слово (само собой, без выбора), нет нужды в доказательстве, ибо торжествует чувство меры. Чувство! Хотя и меры. Не оставайтесь с этим понятием в рациональном углу. Воспринимайте целостную триаду: мера-вкус-такт. Для меня мера никогда не противоречила искренности. Даже тогда, когда я ещё не понимал, что натуральна не полнота, а целостность. Не изгоняйте душу. Её спасают, потому что она спасает нас. И научитесь прощать. Начните хотя бы с меня. За то, что я с Вами не вполне согласен. Пусть будут и счастье, и боль, но – в пределах бытия. Вероятно, так устроен этот мир, что в стремлениях к Абсолюту человек встречается со своей не-бесконечностью. Эти мучения соединили судьбы Гёделя, Эшера и Баха в книге Хофштадтера, не переведённой пока на русский язык. В апреле я тоже собираюсь подарить Вам новое знакомство. А с москвичами не всегда так везёт. Хотя, конечно, “люди лучше учреждений”.

Ваш непокорный Р.Г. 06.02.99.

Месяц молчания может означать, что моё примирительное письмо от 06.02 не вполне разрядило Ваш гнев. Рискну ещё раз шагнуть навстречу. Когда лет 12 назад одна авторитетная хиромантка разглядела в линиях моей ладони “ограниченность”, я (для самоутешения) связал это свойство с увлечением асимптотической математикой, точность в которой принципиально ограничена. Недавно другая “колдунья” тоже стала намекать мне об ограниченности, говоря, что я мало внимания уделяю тому, что остаётся вне пучка моих устремлений, в тени. Тут я тоже не растерялся и привлёк на помощь слова Ф.Абрамова «Талант – это способность к самоограничению», напоминающие о работе скульптора. Вот так недостатки превращаются в достоинства. Хочу привезти Вам в дар книгу Жиля Делёза «Складка. Лейбниц и барокко». Переводчик предыдущей его книги «Логика смысла» привёл в предисловии слова Мишеля Фуко: «Возможно, придёт день, когда нынешний век назовут веком Делёза». Его стиль – выходить за пределы. Gilles Deleuze. Прилагаю программу конференции, уровень элитарности которой оказался недоступным и для Вас, и для меня. Юбилейные торжества СПбГУ до меня пока тоже не спустились. Остальное – в письме к А.Н.! 05.03.99. Какая судьба ждёт бумажные архивы в эпоху компьютеров? Как будет храниться духовное наследие? Или хотя бы душевное? Шлю книжечку – подарок от Елены Владимировны. Приложения: информация о социологическом конгрессе, аннотации к двухтомнику Любищева и 12 историй из жизни водяных капель. Выход двухтомника до апреля не гарантирован из-за перегрузки типографии. Но я просил постараться. На конференции по социальному воображению соблюдалась факультетская субординация, так что до меня очередь (в приемлемое для меня время) не дошла. Я сказал Пигрову, что могу разгрузить плотную программу, т. к. должен уходить. Из выступлений почти ничего не запомнилось. На семинаре по социальной синергетике Василькова отвечала на критические замечания философов по её книге. Ответы мне понравились больше, чем замечания. Апрельский вариант диссертации я ей передал. Мелвар сейчас в Москве до 12.02. Три книги получены и ждут его. Предлагаю тему «Религиозная энтропия». У Басина книга получается очень интересная, и моё рецензирование затянулось. Есть там и энтропия. Усталость от поздравлений, надеюсь, уже развеялась. 04.02.2000.

Уважаемый старший преподаватель, думающий, работающий, интернетствующий. Позвольте отчитаться о проделанной работе. Передал Мелвару три полученные от Вас книги. Принято решение подарить ему кресло-кровать, в котором он нуждается. Отправлено обычное письмо Анатолию Николаевичу. Пишется учебное пособие по «Концепциям современного естествознания». Читаются лекции: три во вторник и три в среду. Болеть совершенно некогда. У Толи в паспорте появилась, наконец, здешняя прописка. Теперь будем добывать ему загранпаспорт. Скорбим о Собчаке. Ваша асимптотическая инстанция. 23.02.2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Знаки внимания отклики отзывы рецензии

    Документ
    Р.Г.Баранцев ЗНАКИВНИМАНИЯ: Отклики, отзывы, рецензии. Москва Ижевск 2010 УДК 001(044) Баранцев Р.Г. Знакивнимания: отклики, отзывы, рецензии. – Москва-Ижевск: Институт ...
  2. Аладышкин Иван Владимирович

    Автореферат диссертации
    ... -индивидуализм интересовал мало. Внимания требовали коммунистические и синдикалистские ... клуба» в Екатеринославле, действительно был знаком с сочинениями П.Ж. Прудона. Однако ... от их ориентации. Отклики, отзывы, рецензии, критические очерки, ...
  3. Международная книга предлагает вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по филологии философии современной российской литературе классической русской литературе истории образованию учебным пособиям искусству и другим дисциплинам

    Книга
    ... в историю мирового кинематографа. Внимание к мелочам и расположенность ... с аккордами, нотными знаками и знаками альтерации, клавиатурой и ... жгучая «сверхвременность». Отклики, помещенные в этом ... Г.Г. Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры, пер., ...
  4. А А 1 , частица. Разг. 1. Вопросительный отклик на обращение в обиходно-бытовых ситуациях. [СЦС

    Документ
    ... возраста; самостоятельно (как вежливый отклик на знаквнимания, незначит. услугу) или в ... глубокую благодарность и любовное уважение за рецензию… А. Блок. Письмо А. Белому ... бог. Возвыш. форма восхищенного отзыва о мужчине, юноше необычайной творческой ...
  5. Внимание! текст – результат оптического распознавания после сканирования не вычитан на ошибки не отформатирован будьте внимательны при копировании

    Документ
    ... существует в языковых знаках (зна­ки-сигналы, знаки-признаки и т. ... художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность ... находят отклика идеи западной ... центре внимания российских социологов ... . Назначает и отзывает послов и других ...

Другие похожие документы..