textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ

ГЕОГРАФИЮ И РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Под общей редакцией

профессора В.Г. Глушковой,

доцента А.А. Винокурова

В двух частях

ЧАСТЬ 1

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

вузов в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по специальностям:

060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и

аудит», 060600 «Мировая экономика»,

351200 «Налоги и налогообложение»

УДК 911+332(075.8)

ББК 65.049(2Рос)я73

В24

Авторы:

Винокуров А.А.,Глушкова В.Г., Макар С.В.,

Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А.

Рецензенты:

В.А. Шульга —

доктор экономических наук, профессор,

лауреат Государственной премии

Б.С. Хорев —

доктор географических наук, профессор

И.Л. Черкасов —

кандидат географических наук, доцент

Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. В24 высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 1. —432с.

ISBN 5-305-00093-9.

ISBN 5-305-00108-0(I).

В учебном пособии изложены теоретические основы региональной науки, общие условия осуществления региональной политики и региональной экономики в России; дается характеристика хозяйственного и межотраслевых комплексов страны; описаны и оценены особенности и новейшие тенденции регионального развития России. Пособие содержит табличное приложение, в котором представлен обширный статистический материал, составленный на основе данных официальной статистики и авторских расчетов.

Пособие адресовано студентам и аспирантам экономических и географических факультетов и вузов, преподавателям кафедр региональной экономики, экономической и социальной географии, а также широкому кругу специалистов, занятых исследованием и решением региональных проблем.

УДК 911+332(075.8)

ББК 65.049(2Рос)я73

© Коллектив авторов, 2003

© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

ISBN 5-305-00093-9. © Серийное оформление обложки.

ISBN 5-305-00108-0(I). «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

Посвящается памяти Василия Алексеевича Шулъги, доктора экономических наук, профессора, директора института «Региональные экономические исследования», заведующего кафедрой «Национальная экономика» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, директора департамента экономического анализа и прогнозирования Межгосударственного экономического Комитета Экономического Союза, Академика РАЕН, лауреата Государственной премии СССР.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В России, самой большой по площади стране мира, отличающейся разнообразием природных условий, степенью хозяйственного освоения отдельных территорий и динамизмом истории, изучение пространственной, в том числе региональной, организации производительных сил необходимо как для обучения подрастающего поколения, так и для практического использования специалистами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., каждая республика в составе России имеет свою конституцию и законодательство, а каждый край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство (статья 5). Федеральное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5).

Именно в 1990-е гг. все субъекты РФ получили большие права и возможности для решения своих проблемных ситуаций, упорядочения и совершенствования развития в социальной, экономической, политической и других сферах жизни.

Залог успеха России — благополучие всех ее регионов и их надежный политический союз на основе взаимовыгодного экономического единства. Только зная особенности регионов России, можно правильно сформулировать экономическую политику нашей страны, в том числе и региональную.

На данном этапе для России очень важно, чтобы региональные особенности развития страны хорошо знали не только профессионалы высшего звена — управленцы, экономисты, политики и др., но и самый широкий круг специалистов, в первую очередь в экономической сфере. Поэтому подготовка высокограмотных специалистов-экономистов должна включать обстоятельное изучение экономической и социальной географии России, освоение основ ее региональной экономики.

В лучших экономических вузах страны (Финансовая академия при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Всероссийский заочный финансово-экономический институт и др.) изучают основы региональной науки в масштабе России в рамках курсов «Экономическая география и региональная экономика», «Экономическая география и регионалистика», «Регионоведение», «Региональная экономика». Среди экономических вузов наиболее качественно и представительно обучение студентов региональной специфике России ведется в Высшей школе экономики, где курс «Экономическая география» изучают на первом году обучения, а «Основы региональной экономики» — на третьем курсе. Дальновидные руководители многих экономических вузов непременно включают в план обучения студентов изучение основ экономической географии и региональной экономики России.

Однако изучать этот курс в современных условиях совсем не просто. В последнее десятилетие в общеобразовательной школе сокращаются часы на изучение географии, в первую очередь экономической, не хватает учителей, а в выпускном классе ее просто нет. При поступлении в высшие учебные заведения экзамен по экономической географии обычно отсутствует. Крайне низок уровень знаний молодежи о региональной специфике России. Вот почему абсолютно необходимо в учебный план вузов и факультетов экономического профиля включать изучение экономической географии и основ региональной экономики России, знакомить студентов с территориальными особенностями страны и тенденциями их изменения.

1990-е гг. открыли принципиально новую страницу в истории, в жизни России. Появилась острейшая необходимость в актуальных учебниках по региональной тематике для обновляющейся демократической России. Инициатива создания таких учебников и учебных пособий принадлежит Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту. Силами его профессорско-преподавательского состава была выпущена серия учебников и учебных пособий по региональной тематике. Среди них «Регионоведение» (под редакцией Т.Г. Морозовой, 1998), «Региональная экономика» (под редакцией Т.Г. Морозовой, 1998), «Экономическая география России» (Т.Г. Морозова, Н.Л. Победина, С.С. Шишов, 2002), «Экономическая география и регионалистика» (С.С. Шишов, 1999). Вышли учебники и учебные пособия, созданные профессорско-преподавательским составом Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова: «Экономическая география России» (под редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова, 1999) и «Региональная экономика» (под редакцией М.В. Степанова, 2000),—и профессорско-преподавательским составом географического факультета МГУ: учебник «Экономическая и социальная география России» (под редакцией А.Т. Хрущева, 1997, 2001), — а также учебник, созданный преподавателями ряда вузов: «Размещение производственных сил» (под редакцией В.В. Кистанова, Н.В. Копылова, 1994). Очень интересные учебники были написаны профессорами из Санкт-Петербурга: «Основы региональной политики» (Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев, 1998), «Экономическая география России» (Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов, 1999), «Регионоведение» (Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев, 2000). Выделяются своим нестандартным построением учебное пособие «Гуманитарная география» (Е.М. Ковалев, 1995), учебник «Введение в геополитику» (К.С. Гаджиев, 1998), учебные пособия «Географические основы управления» (В.Л. Бабурин, Ю.Л. Мазуров, 2000), «Региональная экономика России» (В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, 2002) и др.

Особый интерес для студентов, преподавателей и практиков представляет учебник «Основы региональной экономики» (2000), написанный заведующим кафедрой региональной экономики в Высшей школе экономики, председателем Совета по изучению производительных сил А.Г. Гранбергом. Это учебник нового поколения, первый в своем роде, резко выделяющийся высочайшим научно-теоретическим уровнем, информационной базой. Однако работа с ним предполагает наличие у студентов представительных знаний по курсам «Экономическая и социальная география России», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Основы рыночной экономики», а также обширных знаний математики, навыков экономико-математического моделирования, что существенно осложняет широкое использование этого учебника, а мизерный тираж делает его практически недоступным для студентов типовых экономических факультетов, экономических и финансовых высших учебных заведений.

Необходимо отметить, что ни один из названных учебников и учебных пособий не содержит солидного, актуального табличного информационного приложения, созданного на основе данных официальной первичной статистики и являющегося результатом (полностью или частично) личной расчетно-аналитической работы их авторов, а также актуальных карт и картосхем. С 1990-х гг. практически все высшие учебные заведения не могут регулярно и в достаточном количестве покупать необходимую для изучения региональной тематики первичную информацию, даже официальные сводные статистические ежегодники («Российский статистический ежегодник» и др.). Как правило, не получают они ежегодно издаваемый Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей природной среды в Российской Федерации» и многие другие информационно-аналитические издания. А на лекциях, семинарских занятиях со студентами актуальная и ретроспективная информация очень нужна, необходима она и для выполнения курсовых, дипломных работ, контрольных и проверочных заданий.

Авторы данного учебного пособия старались учесть достоинства названных выше учебников и учебных пособий, реальные возможности (часы, выделенные для изучения региональной экономической тематики, доступную информационную базу, степень подготовки студентов для ее изучения и др.), а также свой десятилетний опыт преподавания курсов «Экономическая география», «Экономическая география и региональная экономика», «Экономика природопользования» в Финансовой академии при Правительстве РФ, в Московском финансовом институте, Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Московском государственном педагогическом институте и результаты собственной многолетней научно-практической деятельности в ряде научных и планово-проектных организаций (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Совет по изучению производительных сил, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы и др.).

Авторы создали свою версию регионального экономического курса, разработали его содержательную концепцию, составили текст и приложения.

Данное учебное пособие отличается от подобных изданий следующим:

1) при его создании авторы, познакомившись и изучив учебные издания по экономической и социальной географии России, региональной экономике, регионалистике, регионоведению, вышедшие в России до 2003 г., учли все лучшее, содержащееся в них в методическом и информационно-аналитическом планах;

2) в пособии представлена новейшая качественная и количественная информация по отраслям экономики России и ее экономическим районам, включая данные за 1999, 2000, 2001 гг.;

3) учтены изменения в оценке производства и потребления внутреннего продукта, описаны новые экономические показатели, известные в зарубежной практике, но ранее в России широко не применявшиеся;

4) содержатся сравнения показателей экономического и социального развития России и зарубежных стран, сделанные на основе опубликованных данных Программы международных сопоставлений и Госкомстата России;

5) составлено емкое информационное табличное приложение по экономическим районам, регионам и федеральным округам России, содержащее показатели на разные периоды, годы. Таблицы составлены по данным официальных изданий Госкомстата России, а также рассчитаны авторами на основе первичной статистической информации. Кроме того, в главах издания представлено большое число целевых таблиц;

6) издание содержит авторские схемы и картосхемы;

7) наряду с изложением теоретических основ региональной науки, общих условий осуществления региональной экономики в России, особенностей развития хозяйственного комплекса страны в целом и ее межотраслевых комплексов, обстоятельно описаны состояние и тенденции регионального развития России. Рассмотрены все экономические районы.

Впервые в учебных изданиях в обновленном актуальном ключе представлены социальный и инвестиционный комплексы (инвестиционная деятельность в России и ее регионах). Кроме того, впервые в изданиях подобного рода изложены крупные общие и межрегиональные экономико-географические проблемы, особенности развития уникальных регионов России в 1990-е и начале 2000-х гг. — Москвы как главного политического, экономического, финансового и культурного центра страны, Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, а также региональные эколого-экономические проблемы.

Учебное пособие подготовлено преподавателями ряда московских вузов: доктором географических наук, профессором В.Г. Глушковой, кандидатами экономических и географических наук, доцентами А.А. Винокуровым, Е.Л. Плисецким, Ю.А. Симагиным, С.В. Макар. Руководитель авторского коллектива по созданию учебного пособия — В.Г. Глушкова, ответственный исполнитель — А.А. Винокуров.

Учебник состоит из двух частей, включающих четыре раздела. В ч. 1 представлена общая часть курса, включающая изложение его базисных теоретических основ, условий осуществления региональной политики и региональной экономики России, характерных черт хозяйственного комплекса страны и ее межотраслевых комплексов (разделы 1, 2, 3). В ч. 2 представлены региональная часть курса (раздел 4), табличное приложение, список основной литературы.

В ч. 1 изложены первые три раздела курса. В разделе 1 «Теоретические основы региональной науки» рассмотрена краткая история развития региональной науки, изложены цели регионального развития, раскрыты определения и суть предмета «Экономическая география и региональная экономика», кратко рассмотрены теории размещения производительных сил, изложены основы региональной политики, ее виды, объективные предпосылки, цели и направления. В разделе 2 «Общие условия осуществления региональной политики и региональной экономики в России» представлен краткий историко-географический обзор развития России и изменения сферы ее влияния, описаны современные экономико-географическое положение России и ее границы, а также геополитическое положение, характеризуются природные ресурсы и условия, даются оценка природно-ресурсного потенциала страны, характеристика населения России.

В разделе 3 «Хозяйственный комплекс России и ее межотраслевые комплексы» кратко описано экономическое развитие России в царский, советский, постсоциалистический периоды, определено ее место в современной мировой экономике, сделан анализ отраслевой и территориальной структур хозяйственного комплекса страны, кратко изложены основные экономические показатели и методы отраслевого размещения производств, дана характеристика основных межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, машиностроительного, строительного, социального, аграрно-промышленного, транспортного, инвестиционного), а также рассмотрены внешнеэкономические связи России.

В части 2, в разделе 4 «Особенности и новейшие тенденции регионального развития России» кратко изложен опыт экономического районирования нашей страны, описаны 11 ее экономических районов и Калининградская обл., освещены крупные общие и межрегиональные экономико-географические проблемы, особенности развития уникальных регионов России, в том числе социально-экономическое развитие Москвы, проблемы Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, а также региональные эколого-экономические проблемы. Основной текст, включающий почти 100 таблиц, дополняет серия статистических таблиц по всем экономическим районам России, составленных на базе официальных статистических публикаций Госкомстата России, а также рассчитанных авторами на основе тех же данных. В таблицах за ряд лет приведены абсолютные и относительные показатели по 89 субъектам Федерации и 11 экономическим районам и Калининградской обл. и 7 федеральным округам.

Изложенный материал имеет четкую региональную направленность. Свыше 2/3 общего объема учебного пособия включает изложение вопросов регионального развития, в том числе особенностей экономических районов и входящих в их состав регионов, а также информацию (в табличной форме) по федеральным округам России.

Авторский вклад в создание учебного пособия по разделам, главам, параграфам:

доцент, канд. экон. наук А.А. Винокуров — раздел 1: главы 3, 4; раздел 3: глава 2, параграфы 1, 5; раздел 4: главы 1, 2, глава 3, параграф 2; Приложение;

проф., доктор геогр. наук В.Г. Глушкова — предисловие; раздел 1: глава 2; раздел 2: главы 1, 2, 3; раздел 3: глава 1, глава 2, параграфы 1—4, 7,8; раздел 4: глава 3, параграф 1; Приложение;

доцент, канд. геогр. наук Е.Л. Плисецкий — раздел 3: глава 2, параграфы 6, 9, глава 3; раздел 4: глава 3, параграф 3;

доцент, канд. геогр. наук Ю.А. Симагин — раздел 1: глава 1, глава 3; раздел 3: глава 2, параграф 4;

доцент, канд. геогр. наук С.В. Макар — раздел 3, глава 2, параграф 8.

Сводную научную редакцию текста осуществили В.Г. Глушкова и А.А. Винокуров. Проверочные вопросы составили А.А. Винокуров и Е.Л. Плисецкий.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ

Глава 1. Краткая история развития региональной науки

Зарождение региональной науки можно отнести к глубокой древности. Уже в античную эпоху существовало территориальное разделение труда между отдельными государствами. Вот почему римский ученый Страбон в своем труде «География» особое внимание уделял заселенности разных стран, производимым в них товарам и торговле между разными странами и территориями. Однако в период средневековья, когда в экономике почти полностью господствовало натуральное хозяйство, античные экономико-географические идеи были забыты. Развитие капитализма в XVI в., когда резко раздвинулись географические рамки известного европейцам мира, началось углубление территориального разделения труда и формирование мирового хозяйства, появилась потребность в экономической географии. Первым в истории экономико-географическим трудом можно считать книгу итальянца Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», вышедшую в 1567 г. и выдержавшую 35 изданий. Это страноведческая работа, подробно описывающая главного конкурента Италии в производстве и торговле тканями—Нидерланды. Отдельно были даны общее описание страны и характеристика ее частей и главных городов. Особое внимание было уделено Антверпену, так как именно этот город в то время являлся вторым в мире после Флоренции (родины Л. Гвиччардини) центром по производству шерстяных и шелковых тканей и торговли ими.

Первый теоретический труд по географии «Всеобщая география» был написан немцем Бернхардом Варениусом (Вареном) (1622—1650) и опубликован в 1650 г. в Нидерландах. В нем Б. Варениус отдельно выделил географию генеральную (глобальную) и частную (страноведение), а последнее он разделил на «земное» (положение страны, ее границы, рельеф, почвы и т. п.), «небесное» (географические координаты, климат) и «человеческое» (состав населения, особенности его жизни, доходы, ремесла, торговля, политическое устройство, города). «Человеческое» страноведение Варениуса и можно считать первым теоретическим обоснованием существования региональной экономической науки как отдельной области знания.

В России экономическая география как отдельная ветвь науки ведет свою историю с начала XVIII в., когда по указу Петра I были разработаны принципы размещения новых металлургических заводов на Урале, была переведена на русский язык книга Б. Варениуса «Всеобщая география». Родоначальниками отечественной региональной науки можно считать Василия Никитича Татищева (1686—1750) и Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), которые являются основателями русской географической школы

В.Н. Татищевым была разработана первая программа сбора экономико-географической информации по частям страны. При его участии, исходя из научных принципов, были основаны многие новые города, в частности Екатеринбург. В.Н. Татищев предложил вслед за Б. Варениусом трехмерную классификацию географических наук, разделяя их по объекту исследований (математическая, физическая и политическая география) и масштабу (всеобщая — глобальная, страноведческая — и региональная география). Кроме этого В.Н. Татищев ввел принцип историзма (география древняя, средняя и современная).

Термин экономическая география впервые был применен М.В. Ломоносовым в 1760 г. в его записке «О географических экспедициях». М.В. Ломоносов всячески подчеркивал практическую значимость, пользу и необходимость географии для развития экономики страны. Главной задачей новой науки М.В. Ломоносов считал хозяйственное освоение огромной территории России.

За рубежом в XVIII в. сформировались две национальные школы географии — в Германии и Франции. Немецкая школа камеральной статистики представлена трудами Г. Ахенваля и А. Бюшинга. В них приводятся разнообразные статистические сведения о европейских государствах. Дается лишь описание фактов, без их объяснения. Во Франции для удовлетворения потребностей торговли и экономического образования зародилась школа коммерческой географии, но позднее центром этой школы стала Англия, которая была в то время экономическим лидером.

В первой половине XIX в. выделились четыре основные географические школы — немцев А. Гумбольдта (1769—1859), К. Риттера (1779—1859) и И. Тюнена (1783—1850), а также российского ученого К.И. Арсеньева (1789—1865).

Александр Гумбольдт стал одним из основателей теоретической физической географии, а также биогеографии и климатологии. Одновременно большое внимание он уделял влиянию человеческой деятельности на окружающую природу. Введенным им в широкое использование сравнительным методом А. Гумбольдт изучал географические различия хозяйственной деятельности населения разных стран.

В отличие от А. Гумбольдта Карл Риттер считал, что развитие народов и экономики на разных территориях определяется природным окружением; он заложил основы географического детерминизма. В то же время он еще более развил сравнительный метод исследований и широко применял исторический метод для объяснения современных географических явлений.

Иоганн Тюнен в 1826 г. опубликовал труд «Изолированное государство», в котором он, анализируя многолетние наблюдения, обосновал зависимость землепользования и сельскохозяйственного производства от удаленности рынка сбыта продукции. Фактически это была первая модель размещения хозяйства, появившаяся в региональной науке.

Константина Ивановича Арсеньева можно считать первым в истории мировой науки профессиональным экономикогеографом. Исходя из теоретических предпосылок Адама Смита (1723— 1790), он построил первую систему экономических районов России, применив тем самым положения классической экономической теории к конкретным территориям. Он провел первое в мировой науке исследование, посвященное анализу исторических изменений в сети городов, открыв путь географическим и экономическим исследованиям города.

В 1845 г. было создано Русское императорское географическое общество. Это способствовало быстрому развитию экспедиционных исследований.

Николай Платонович Огарев (1813—1877) создал первую в истории мировой науки теорию экономического районирования, выдвинув принципы, остающиеся актуальными и в наше время. В частности, им было обосновано утверждение, что при выделении экономических районов нужно учитывать помимо истории и современного состояния территории возможности ее развития в будущем. Он указал на обязательное наличие в экономических районах не только главных отраслей — отраслей специализации, как мы говорим сейчас, но и дополняющих отраслей хозяйства, без которых главные отрасли не могут развиваться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экономическая и социальная география россии москва

    Конспект
    География является одной из традиционных учебных дисциплин классического образования. Она всегда была тесно связана с мировоззрением людей и, одновременно, являлась сферой приложения знаний на практике.
  2. Государственное образовательное учрежедение высшего профессонального образования региональная экономика и управление

    Методические указания
    Региональная экономика и управление. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса, обучающихся по
  3. Экономическая и социальная география россии

    Программа курса
    В практикуме предлагаются разработки практических занятий по одному из основных курсов, читаемых на факультете географии по специальности 020401 - География.
  4. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «регионалистика особенности развития регионов россии»

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Отчет о результатах самообследования кафедры философии и социально-экономических дисциплин по состоянию на 01 09 2008 г

    Отчет
    Кафедра философии и социально-экономических дисциплин создана на основании решения Ученого совета КГПУ от 23.01.2008г. (протокол №5) в результате объединения двух кафедр: кафедры философии и кафедры экономики и политологии.
  6. Программа вступительных испытаний по географии пояснительная записка

    Программа
    соответствие уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Другие похожие документы..