textarchive.ru

Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Материалы Всероссийского научно-методологического семинара

Новый Уренгой

2010

Развитие методологических знаний у обучаемых: Материалы Всероссийского научно-методологического семинара, Новый Уренгой, 11 декабря 2009 г. / Отв. ред. Г. А. Дзида. 2010. 194 с.

Содержание сборника материалов Всероссийского научно-методологического семинара составляют научные статьи российских ученых, отражающие теоретические и практические вопросы развития представлений об общих логических, экспериментальных и теоретических методах познания у обучаемых.

Научное издание адресовано научным работникам, педагогам образовательных учреждений, студентам педагогических вузов, университетов и всем, кто интересуется данной проблемой.

Редакционная коллегия:

Г. А. Дзида, доктор пед. наук, профессор

З. Э. Борлакова, канд. пед. наук

М. С. Атепалихин, канд. пед. наук

© Филиал ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Новый Уренгой, 2010

© ГУ НИИ УрО РАО «Развитие образования в условиях Приполярья», 2010

Содержание

Глава 1. Роль методологической культуры педагога в образовательном процессе 7

Атепалихин М. С.
Эргономичное представление учебной информации как фактор формирования методологической культуры обучающихся 7

Борлакова З. Э.
О методолого-мировоззренческой функции юношеских исследовательских работ 16

Дугужева М. Х.
О методологической культуре преподавателей правовых дисциплин 24

Животовская Г. П., Антошкина Е. Г., Сидоренкова Л. А.
Формирование методологической культуры специалистов направления «Химия» — бакалавр 29

Капралов А. И.
Психолого-дидактические условия формирования историко-методологических знаний при изучении физики в школе 35

Корлыханова Н. Н.
Эргономичность отображения информации в программе MS PowerPoint при подготовке презентаций по предметам естественно-математического цикла 42

Лукоянова Н. А., Молодых Т. Э.
Реализация межпредметных связей при обучении математике студентов экономических специальностей
в вузе 47

Максютова З. Г.
Влияние современных средств познания на характер методологических знаний 58

Нестерова В. Н.
Системный подход в формировании здорового образа жизни у студентов 68

Сауров Ю. А.
Вопросы методологии познания в учебниках физики нового поколения 77

Сосновский Б. А.
Трансформация психологических проблем современного образования 85

Юрчук О. Л.
Освоение логической культуры, как условие эффективной организации образовательного пространства. 89

Глава 2. Развитие методологических знаний обучающихся 97

Атепалихин М. С.
Методологическая роль физических измерений при формировании элементов современной физической картины мира 97

Васильева А. П.
Развитие общих логических знаний в курсе обучения химии в учреждении начального профессионального образования 106

Власова Н. М., Епанчинцева О. С., Пирожкова Т. А.
Формирование экологической культуры дошкольников 111

Добротин Д. Ю.
Взаимосвязанное формирование понятия «вещество» и приемов учебной работы 115

Кашавгалиева С. К.
Актуальность и перспективность введения пропедевтического курса по физике 132

Керейтова З. К.
Решение экспериментальных задач по физике 152

Кудинов В. В.
Формирование экспериментальных умений у учащихся 5-6 классов при изучении опережающего курса физики 157

Мелкова И. А.
Системный подход как метод исследования, формируемый у учащихся в практике начального профессионального образования 173

Петижева Н. Н.
Формирование рефлексивного мышления в процессе становления профессионального самосознания учащихся 182

Хайбуллина А. М., Михайлова Е. Т.
Развитие словесно-логического мышления у дошкольников на материале скороговорок, чистоговорок, законченных предложений 186

Шабанова М. В.
Формирование методологических знаний как основа повышения самостоятельности учащихся в решении математических задач 193

Щербич С. Н.
Методы социологии в документоведческих исследованиях 211

Глава 3. Организация учебного процесса по освоению методологии научного познания 220

Водопьянова Л. Н.
Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности 220

Головнер В. Н.
Элементы музейной педагогики в преподавании химии 227

Дубоневич В. Н.
Метод проектов как способ формирования методологических знаний школьников 235

Капштык М. Ф.
Алгоритмический метод решения познавательных задач по математике 242

Кузнецова С. Л.
Информационные технологии обучения как средство формирования химических знаний школьников 248

Ольховская Е. Н.
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе 255

Панкратова Г. П.
Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования 259

Семке А. И.
Методика решения познавательных задач 264

Скоробагатова О. О.
Исследовательская деятельность учащихся начального профессионального образования в связи с формированием методологических знаний 270

Яшухина О. Н.
Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся 273

Сведения об авторах 283

Глава 1. Роль методологической культуры педагога в образовательном процессе

Атепалихин М. С.
Эргономичное представление учебной информации как фактор формирования методологической культуры обучающихся

Не секрет, что для формирования мировоззренческой культуры вообще и методологической в частности необходимо, чтобы у учащегося имелся немалый запас знаний по основным научным дисциплинам как естественнонаучного, так и социально-гуманитарного направлений. Только человек, обладающий широким кругозором способен обладать достаточно адекватными представлениями об окружающем его мире. Однако здесь кроется одна принципиальная проблема — обилие знаний, накопленных человечеством за последние несколько столетий. Особенно бурными темпами наука развивается с начала XX в. При этом следует иметь в виду, что знания, полученные в течение нескольких последних десятилетий играют важнейшую роль в формировании научной картины мира.

Анализ развития образования развитых стран показывает, что складывается некая тенденция, тормозящая как личностное развитие человека, так и общее развитие человечества в целом. А именно, процесс приобретения знаний может занимать большую часть жизни человека. Мало того, зачастую бывает так, что и жизни не хватает для достижения такого уровня знаний и компетенции, которые объективно востребованы обществом.

Такая ситуация складывается еще и потому, что учебная информация часто представляется в форме, не способствующей ее эффективному усвоению. Особенно ярко выражено это в дисциплинах социально-гуманитарного направления. Часто можно встретить учебники и учебные пособия, написанные очень трудно воспринимаемым языком (термин «интеллектуальный терроризм»), содержащие чрезмерные по объему тексты, с минимальным иллюстративным сопровождением (или вообще без такового).

Некоторые интересные идеи по поводу эргономичного построения учебника высказывает В. Д. Паронджанов [1, 2]. Он выражает уверенность, что процесс обучения необходимо интенсифицировать. Традиционное обучение является, по мнению Паронджанова, экстенсивным — объем передаваемого учебного материала увеличивается за счет увеличения времени, затрачиваемого на обучение. Нужно изменить методику преподавания таким образом, чтобы учащийся мог получать больший объем знания за более короткое время с минимальными затратами интеллектуального труда (то есть без излишних умственных усилий).

В связи с рассматриваемой проблемой Паронджанов вводит понятия:

1) диосцена — двумерная информационная оптическая сцена, предназначенная для зрительного восприятия информации человеком, целиком лежащая в поле зрения и предъявляемая человеку на бумаге или экране компьютера;

2) диоряд — последовательность связанных по смыслу диосцен, например, страниц печатного учебника или кадров электронного учебного материала;

3) диоинформация — общий термин для обозначения диосцены и диоряда. В общем случае диоинформация состоит из крупных блоков: словесного текста, формул, чертежей, фотографий, картин, видео и т. д. [1].

Можно говорить об эргономическом качестве диоинформации как совокупности свойств диосцен, позволяющих ускорить безошибочное, точное и полное восприятие, глубокое понимание и прочное усвоение учебного материала.

Автор предлагает правило эргономизации: для улучшения понимаемости учебной диоинформации необходимо изменить форму представления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание учебного материала с помощью оптимального (эргономичного) сочетания словесного текста, формул и чертежей.

Паронджанов критикует традиционное текстовое представление учебной информации, поскольку оно не позволяет задействовать огромные резервы производительности мозга, связанные с его способностью к скоростной обработке больших массивов симультанно (с помощью периферического зрения) воспринимаемой информации. Текст задействует лишь центральное зрение (сукцессивное восприятие), которое работает гораздо медленнее.

Справедливости ради нужно заметить, что проблема наглядного представления учебной информации достаточно давно известна, однако до сих пор не имеет эффективного решения. Так, К. Гомоюнов замечает: «какие-либо принципы «графического конструирования» учебного материала либо не разработаны, либо неизвестны. А они остро необходимы. Неумелое использование чертежей и рисунков может принести только вред… Думается, что настала пора серьезно заняться разработкой теории и практики применения графического языка в учебном процессе» [3].

Для решения обозначенной проблемы необходим переход от эмпирического поиска средств создания наглядного представления диоинформации к осознанному научно-обоснованному, управляемому и массовому исследованию. Паронджанов В. Д. в своих трудах предпринял соответствующею попытку. По его мнению необходимо разработать единый стандарт представления знаний. Знания, накопленные человечеством можно подразделить на два класса: декларативные («знаю, что …») и процедурные («знаю, как …»). Для представления процедурных знаний разработано несколько подходов, которые рассматриваются в рамках информационных технологий. Это, прежде всего, запись алгоритмов на языке блок-схем. Однако, Паронджанов предлагает собственный подход для конструирования блок-схем с использованием особых правил оформления — язык ДРАКОН. Здесь основной вклад автора заключается именно в тех правилах, которые позволяют упорядочить элементы блок-схемы с целью их более эффективного восприятия человеком (см. подробнее в [4]).

Однако, более интересны, на наш взгляд, идеи Паронджанова относительно представления именно декларативных знаний, поскольку в этой области никакой системы в настоящее время не наблюдается вообще. А учебная информация, как правило, содержит в большей степени именно декларативные знания. Более подробно с системой представления таких знаний можно ознакомиться в работе [2] (язык ГРАФ). Автор рассматривает наиболее употребимые смысловые конструкции, применяемые в учебной литературе, и предлагает единый стиль оформления схем, соответствующих этим конструкциям. Рассмотрим обзорно элементы языка ГРАФ.

Для записи определений применяется схема «запоминатель»:

Примеры и пояснения к определению можно оформить элементом «выноска»:

При необходимости изобразить деление понятия или классификацию применяют схемы «классификаторы». Если членов деления немного, можно использовать «линейку»:

Приведем пример деления из курса политологии:

Если членов деления достаточно много, чтобы оформлять их в одну строку, то применяют «шахматы»:

Если же и шахматного расположения недостаточно, то используется схема «гребенка»:

При необходимости представления двухступенчатой классификации следует использовать классификатор «эполеты»:

Классификаторы можно использовать и не по прямому назначению. Часто встречается ситуация, когда изучается важный вопрос и дается несколько ответов к нему. На самом деле, это тоже своего рода классификация, но только не понятий, а суждений. В таком случае применяется классификатор «гребенка со связкой».

Связка служит для смыслового и грамматического согласования ответов с вопросом. Приведем пример снова из курса политологии.

Рассмотрим, наверное, самый важный элемент языка ГРАФ — «лестницу»:

«Лестница» применяется, когда необходимо записать сложное суждение с одним субъектом и несколькими предикатами (или систему простых суждений с одним предикатом). Кроме того, «лестница» применяется для отражения структуры текста. С помощью нее записывается последовательность предложений текста. При этом вместо субъекта записывается заголовок блока предложений, а вместо предикатов — предложения текста.

В случае записи «лестницей» сложного суждения может быть так, что заголовок схемы должен содержать не субъект, а именно заголовок. В этом случае применяется связка, в которой записывается субъект. Например,

Для записи системы суждений с различными субъектами (в частности, системы определений связанных по смыслу терминов) применяется схема «батарея»:

В «указателях» записываются субъекты суждений (или определяемые термины), а в «мнемоблоках» — предикаты (соответственно, определяющие понятия). При этом предикаты могут выражать характеристики предметов, действия или состояния предметов, назначение предметов и т. д.

Если необходимо сравнить или противопоставить некоторые понятия, тезисы, то применяется схема «очная ставка»:

Если внутри указателей записаны по нескольку позиций сравнения (оформляются маркированным списком), то можно использовать связки. Приведем пример из культурологии:

При возникновении необходимости сравнения понятий по нескольким парам противопоставляемых свойств используют многоэтажную «очную ставку»:

Иногда бывает необходимо «столкнуть» две группы тезисов с разными обобщающими названиями (так называемые парные тезисы). В этом случае целесообразно использовать схему «двуглавый змей»:

Из данного краткого обзора можно сделать некоторые выводы:

– имеется принципиальная возможность представления декларативных знаний в схематической форме;

– можно использовать конечное и относительно небольшое количество элементов схем и структурных каркасов;

– требуется дополнительное специальное исследование декларативных знаний из разных отраслей науки, техники и культуры, поскольку, на первый взгляд, кажется, что язык ГРАФ Паронджанова не позволяет представлять любое декларативное знание (например, затруднительно отражение структур данных, взаимоотношение объектов информационных систем и пр.);

– требуется проведение соответствующей проработки учебного материала по конкретным дисциплинам как в школе, так и в вузах.

При этом, может сложится справедливое впечатление, что такое представление учебной информации явно недостаточно для усвоения материала обучающимися. Поэтому автор не призывает строить учебники только при помощи таких схем. Естественно, учебный текст не должен терять своей роли. Предполагается, что диоинформация должна определенным образом сочетаться с текстовой информацией. Однако к последней должны предъявляться также некоторые требования. Прежде всего, это — ясность, относительная синтаксическая простота предложений, выразительность языка.

Таким образом, учебник может, например, состоять из двух разделов:

1) «для понимания». В этом разделе сосредоточена текстовая информация, описывающая материал с пояснением;

2) «для запоминания». Здесь важная для запоминания информация представляется в виде графических схем для быстрого, эффективного запоминания.

Одновременно, вторая часть будет служить неким «образцом для подражания» при обучении конспектированию насыщенных текстов.

Подобный подход к представлению учебной информации в той или иной степени практикуется довольно нередко. Однако, как правило, граф-схемы по материалам учебников публикуются отдельно, могут использовать различные подходы конструирования схем. в настоящее время наиболее систематизировано и целенаправленно ведутся разработки языков представления учебной информации в рамках так называемых кейс-технологий. Поэтому, можно сделать общий вывод, что данное направление является перспективным для специальных психолого-педагогических исследований.

Литература

1. Паронджанов В. Д. Учебник XXI века: он может быть эффективнее в 8 000 раз. // Управление школой. — № 36. — 1999.

2. Паронджанов В. Д. Почему мудрец похож на обезьяну, или Парадоксальная энциклопедия современной мудрости. — М.: Изд-во «Рипол Классик», 2007. — 1152 с.

3. Гомоюнов К. К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты анализа учебных текстов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983. — С. 54.

4. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Изд-во «Дело», 2001. — 360 с.

Борлакова З. Э.
О методолого-мировоззренческой функции юношеских исследовательских работ

В современном образовании исследовательская деятельность школьников и студентов занимает все более значимое место. Необходимость повышения готовности студентов к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний отражена также в государственных образовательных стандартах бакалавриата и магистратуры.

Автор считает важным различать понятия исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся. Напомним в связи с этим о существовании определенной и весьма существенной разницы между учебным и научным познанием. Например, преимущественно дедуктивный характер первого типа познания и индуктивный — второго. Также существуют различия между учебным и научным исследованием. Учебное исследование отличается тем, что методы познания в нем предстают более как объекты усвоения, нежели инструмент познания. Поэтому научно-исследовательской деятельностью занимаются в основном студенты выпускающих кафедр вузов. Соответственно, в высшей школе необходимо различать цели УИРС (учебно-иссле­довательская работа студентов) и НИРС (научно-исследовательская работа студентов). УИРС включается непосредственно в учебный процесс и осуществляется параллельно с изучением дисциплин, предусмотренных учебным планом и под руководством преподавателя. НИРС выполняется во внеучебное время. Общая стратегия проведения УИРС предусматривает на первом этапе знакомство студентов с элементарными основами и методами научных исследований, развитие навыков самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук. Как для УИРС, так и для НИРС важно, чтобы сами методы познания стали объектами усвоения. Правильное разграничение понятий способствует правильной постановке целей исследовательской работы и ее корректной организации.

Методолого-мировоззренческая функция имеет решающее значение в исследовательской деятельности учащихся. Позиционирование исследовательской работы в методологии современной отечественной и мировой педагогики связано прежде всего именно с этой функцией. Прежде чем ее рассмотреть, важно вспомнить, что явилось причиной широкого распространения исследовательской деятельности в современном образовании. Современную науку характеризует быстрый темп развития науки и техники, в результате чего полученные знания становятся неполными и недостаточными в течение короткого периода времени. Фундаментальные же методологические знания, в отличие от специальных относятся к «вечным» знаниям, на которых построены специальные разделы знаний. Напомним, что методологические знания (знания о знаниях) включают знания о методах, процессе и истории познания, о конкретных методах науки, о различных способах деятельности. Увеличивающийся поток научно-технической информации, интердисциплинарный характер современного знания вызывают необходимость увеличения доли методологических знаний, составляющих базу для быстрой адаптации учащегося, а затем и специалиста в динамичных условиях научно-технической деятельности. Методологические знания являются практически безальтернативным способом сворачивания научной информации при сохранении ее операционально-практической эффективности в деятельности субъектов научного познания. Наиболее же ярко методологические знания усваиваются в ходе учебной исследовательской деятельности.

Методолого-мировоззренческая функция юношеской исследовательской деятельности имеет своей стратегической целью:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • развитие у учащихся представлений об общих, экспериментальных и теоретических методах познания, которыми они могут пользоваться в повседневной и будущей профессиональной сферах;

  • развитие системного мышления;

  • осознание в ходе исследовательской деятельности междисциплинарных связей; продуктивное использование представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий и перенос их из одних областей в другие;

  • создание представлений о структуре научного познания;

  • выявление закономерностей; уточнение понятий;

  • формирование их методологической культуры.

Особенно остро стоит вопрос об усвоении студентами-гуманитариями методов познания, исторически выросших из «естественных наук». Возрастающие масштабы использования научно-технологических инноваций, «интеллектуализация» практически всех областей деятельности зримо меняют и структуру рынка труда и требования к будущим специалистам. Все более востребованным становится специалист, обладающий обширными профессиональными знаниями, навыками исследовательской и аналитической работы, способный к самосовершенствованию, творческому освоению новых компетенций и сфер деятельности. Участвуя в дальнейшем в организации и управлении производством, насыщенном наукоемкими технологиями, в формировании общественных отношений, в регулировании финансовых потоков, выпускники университетов и институтов гуманитарного направления нуждаются в определенном багаже естественнонаучных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественнонаучных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления у специалистов-гуманитариев — одна из важнейших задач современного образования. Важно научить студентов использовать методы естествознания в своей будущей профессии. К примеру, Н. Бор рассматривал принцип дополнительности как общефилософское представление, не ограниченное проблемами квантовой механики. Он считал, что сформулированные им принципы могут быть применены и в других областях знания — от биологии до социологии. Он и сам выступил с докладом о взаимодополнительности культур на Международном конгрессе антропологов в Дании в 1938 г. В качестве второго примера можно привести синергетику — теорию, в равной степени применяемую при описании и прогнозировании явлений, как в естественных науках, так и в гуманитарных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..