textarchive.ru

Главная > Документ


Ускорению темпов развития науки способствовало и развитие средств сообщения, облегчавшее обмен идеями. Оно также связано с развитием производительных сил, с совершенствованием техники и технологии. В свою очередь ускорение развития науки обусловливает ускорение развития производительных сил. Именно из закона ускоренного развития науки как его следствие вытекает все увеличивающееся влияние науки на развитие общества, на все стороны жизни людей.

Современные СМИ, избегая показывать целостную картину и раскрывать причинно-следственные связи общественного бытия, навязывают людям дробное, лоскутное мышление. Тем самым разрушается интеллектуальный ресурс человека. Поскольку у него ослабевает способность к абстрактному мышлению. В этом нетрудно убедиться, сравнив его с печатью, с помощью письменного слова создаются и произведения искусства, и научные труды. Выразительными средствами телевидения можно созидать оригинальные творческие работы лишь в сфере искусства, художественного творчества. Вывод очевиден, если телевидение в силу своих природных ограничителей не способствует развитию у зрителей высшей формы психической деятельности — абстрактного мышления, то каждодневное созерцание программ, приводит к постепенному ослаблению умственного потенциала. Отметим, что человеческое сознание обретает силу и действенность лишь, охватывая явления жизни в их взаимосвязи, дает сосредоточиться на причинно-следственных связях общественных процессов [2].

Существенным признаком методологического знания является, прежде всего, его принадлежность к разрешению специфического противоречия — между процессами познания и преобразования социально-педагогической практики. Методологическое знание той или иной науки является результатом разрешения противоречия между процессами познания и преобразования соответствующей практики. Теоретическое знание является результатом разрешения иного противоречия — между предметом познания и методом, с помощью которого возможно познание этого предмета (при этом не является обязательным требование единства и взаимосвязи познания и преобразования, теоретической и практической деятельности). Единство и взаимосвязь познания и практики, двух процессов — познавательного и преобразовательного, теоретической и практической деятельности является важным признаком методологического знания. Этот признак методологического знания отражает его распространенность не только на процессы познания (на теоретическую, исследовательскую деятельность), но и на процесс преобразования различных объектов (его практическую деятельность). Следовательно, для науки важен вывод о том, что, наряду с теорией научно-исследовательской (познавательной) деятельностью она должна иметь и собственную теорию научно-преобразовательной (практической) деятельности.

На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание [3]. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью. При этом существуют универсальные, общие философские методы, которые действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Философские методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. И в этом вопросе последнее и решающее слово, в конечном счете, принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено кроме всего прочего тем, что каждый из них имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

На наш взгляд, наиболее отвечающей духу времени является концепция «новой грамотности». Речь идет, о так называемой новой грамотности — грамотности человека в век информационных технологий, потребность в которой сложилась в связи с переходом мировой экономики от индустриальной к информационной: академическая и цифровая грамотность [3]. В цифровую грамотность включаются четыре аспекта: 1) компьютерная грамотность — умение работать на компьютере; 2) информационная грамотность — умение находить, понимать, организовывать и архивировать цифровую информацию; 3) мультимедийная грамотность — умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео); 4) грамотность компьютерной коммуникации (точнее, коммуникации посредством компьютера) — способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной форме (электронная почта, чаты, блоги, видеоконференции и т. д.). Выделение цифровой грамотности с подразделением ее на четыре аспекта во многом явилось следствием появления нового поколения Всемирной паутины — Web-2, в котором последние два аспекта (мультимедийная грамотность и грамотность компьютерной коммуникации) приобрели масштабы воздействия на общество, сопоставимые с внедрением книгопечатания [3].

Если в индустриальном обществе для учащихся было важно освоить основы наук, чтобы у них сформировалась научная картина мира, то в информационном обществе для учащихся важным становится формирование умений работать с информацией: искать, анализировать, использовать, переструктурировать, сохранять, создавать, т.е. обладать информационной компетентностью. Компетенцию можно определить как способность личности решать возникающие жизненные проблемы, используя имеющиеся знания, умения, навыки. Ясно, что компетентностный подход не исключает необходимость формирования у учащихся знаний, но смещает акцент на умение их применять, умение самостоятельно разрешать проблемы [5].

Литература

1. http://www.social /Docum/Public/Methodol-1.html (Дата обращения: 17.11.09)

2. Короткина И. Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства // Образование и общество. — 2009. — № 4. — С. 125-129.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Обучение основам методологии // Педагогика. — 2009. — № 7. — С.125-129.

4. Осмоловская И. М. Проблемы развития дидактики в информационном обществе // Инновации в образовании. — 2009. — № 6. — С. 4-19.

5. Розин В. М. Философия и методология: традиции и современность // Вопросы философии. — 1996. — № 11. — С. 61-67.

6. Рузавин Г. И. Роль и место абдукции в научном исследовании // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 59-63.

7. Хусаинова А. Х. Некоторые аспекты рационального сознания в постиндустриальную эпоху // Сб. статей преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы «Истины человеческого бытия». — Уфа, 2007. — С. 34-39.

Нестерова В. Н.
Системный подход в формировании здорового образа жизни у студентов

Современное состояние общества предъявляет новые более высокие требования к молодому человеку и его здоровью. Здоровье характеризуется как главный фактор жизнедеятельности человека, обеспечивающий его полноценное участие в физическом и умственном труде, общественной и личной жизни. Хорошее состояние здоровья молодого человека обеспечивает стабильность функций ведущих органов и систем его организма в условиях окружающей среды.

Образование в области здоровья в процессе социализации личности в качестве стержневой задачи предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения — приобретению культуры социального поведения для сохранения своего здоровья. Теория обучения здоровому образу жизни не обособлена от существующей образовательной теории. Она построена в соответствии с требованиями дидактики, тесно связана с психологией и педагогикой и основана на всем предшествующем теоретическом и практическом опыте передовой педагогической мысли. Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья — обучение студентов укреплению здоровью. В процессе этого обучения у молодых людей формируются:

  • научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

  • отношение к здоровью как к ценности;

  • целостное представление о человеке;

  • навыки управления своим здоровьем;

  • знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей;

  • навыки оказания первой медицинской помощи;

  • культура межличностных отношений;

  • навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

  • стратегии и технологии саморазвития.

Важным качеством педагогической технологии является системность. Она выражается в единстве определенным образом организованных компонентов: цели, содержания, методов, форм и результатов педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Системообразующим звеном в технологии формирования здорового образа жизни как целостности является общая цель — комплекс педагогических задач, конкретная задача. Термин «технология» активно внедряется в педагогическую науку и практику, что отражает эффективность осмысления педагогической общественностью многих закономерностей процесса образования и развития подрастающего поколения. Понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, logos — учение) имеет множество толкований. Важным в этих интерпретациях является процесс последовательного осуществления на научной основе эффективного решения социальной проблемы. Педагогическая технология организационно упорядочивает все зависимости образовательного процесса, выстраивает этапы, выделяет условия их реализации [3].

Системность в формировании здорового образа жизни у студентов содержит следующие этапы: аналитический, организующий, целевой, деятельностно-формирующий (процессуальный), диагностико-корректирующий, результирующий, прогностически-ориентирующий. Перечисленные этапы составляют целостную сис­тему иерархически расположенных фрагментов технологического сопровождения педагогического процесса по определенным правилам и ал­горитмам продвижения студентов к поставленной цели.

Процесс образования и процесс оздоровления при взаимопроникновении способствуют устойчивому развитию личности с широкими адаптационными возможностями к погрешностям природного и социального влияния. Формирование валеологического мировоззрения у студентов на этапе профессиональной подготовки достигает результативности при соблюдении полноты содержательного (когнитивный, эмоционально-ценностный, творчески-деятельностный) и процессуального (методы, приемы и т. д.) аспектов заданного способа познавательной активности.

Воснове системности технологического подхода по упорядоченности педагогического процесса, формирующего мировоззренческие ориентиры развития студентов с жизненно-смысловым признанием для себя предписаний здорового образа жизни лежит теория (тео­рии) научно обоснованного решения проблемного явления в педагогике высшей шко­лы (или эмпирических фактов) в сфере духов­но-нравственного развития личности. Специфика данного процесса заключается в том, что он протекает на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, присвоение, преобразование внешнего социокультурного опыта здорового образа жизни в практику индивидуального оздоровления. Концептуальное своеобразие данной образовательной технологии заключается в том, что процесс ориентируется в направлении от здоровьесбережения как приспособления к окружающей среде к оздоровлению с позиции приращения ресурсов физического и психического благополучия.

В филиале Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой содержание учебной программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. При этом педагог в ходе учебного процесса выполняет системообразующую функцию, оп­ределяет стратегию воспитательного воздействия. Курс лекций по здоровому образу жизни содержит логически взаимосвязанное изложение основных тем, построен по принципам полноты, последовательности и целостности изложения, что обеспечивает системный подход к его освоению. Особое внимание уделяется четкому определению ключевых понятий и категорий — «индивидуальное здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни» и т. д. Для закрепления теоретического материала студенты должны ответить на поставленные вопросы и проверить себя по тестам. В основе обучения студентов по здоровому образу жизни используются следующие принципы:

  • аксиологический, в рамках которого здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность вне зависимости от времени, места и общественного уклада обществ;

  • холистичности, в соответствии с которым индивидуальное здоровье человека рассматривается в качестве сложноподчиненной системы, представляющей собой совокупность телесного, духовного компонентов здоровья;

  • ответственности, определяющей формирование индивидуальной, коллективной и национальной ответственности за укрепление здоровья личности и населения, здоровьеформирующие отношения человека с социумом и природой;

  • культуросообразности, когда культура здоровья рассматривается в качестве исторически обусловленного развитием общества здоровьесберегающего образа жизни и деятельности людей, ведущего к стабильности здоровья населения, преемственности традиций и норм здоровья;

  • герменевтический — приводит к осознанию студентами смысла здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в качестве профессионально значимой и жизненно необходимой;

  • креативности — ведет к рассмотрению развития творческих способностей личности и творческого подхода к использованию оздоровительных систем, понимания значимости творчества как важного условия совершенствования здоровья и долголетия.

К пониманию целостности человека и его индивидуального здоровья можно приблизиться с помощью системного, трехуровнего подхода. Человек — это система с пирамидальным принципом построения. В ней выделяются три уровня: низший — телесный; средний — душевный; вершина — духовный элемент. Эта пирамида имеет свои законы организации. Определяющим элементом режим деятельности всей системы является вершина. Системообразующим фактором являются цели функционирования элементов системы «человек»:

  • на телесном уровне — формирование и сохранение своей индивидуальной структуры; процессы репродукции с обеспечением сохранения вида, популяции.

  • на душевном уровне — стремление реализовать себя как личность, прожить полноценную жизнь в обществе.

  • на духовном уровне — психическая трансформация, ведущая к достижению состояния творца как духовной индивидуальности.

Современное, чаще всего употребляемое в контексте образовательных процессов, определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было принято, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен молодой человек, обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков [4].

В качестве основополагающих принципов занятий по формированию здорового образа жизни у молодых людей выделены:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого студента ситуации успеха повышают познавательную деятельность студентов;

  • творческий характер образовательного процесса с использованием в работе современных компьютерных методов;

  • предпочтение значимого осмысления содержания при освоении нового материала, обучение по принципу целостности;

  • осознание студентом успешности в любых видах деятельности;

  • обеспечение прочного запоминания материала.

Важной составной частью процесса обучения является самостоя­тельная работа студентов. Без активной учебной деятельности молодых людей невозможно сформировать полноценных знаний, умений, навыков, развитие способностей. Самостоятельная работа студентов преследует следующие цели:

  • закрепление знаний и умений, полученных в рамках аудиторной работы по учебной дисциплине;

  • расширение и углубление знаний по дисциплине;

  • формирование навыков работы с учебной и научной литературой, умения анализировать текст, выделять в нем главное, конспектировать;

  • структурирование знаний по темам, разделам и курсу «Здоровый образ жизни»;

  • формирование умений использовать теоретические знания для обеспечения личной, общественной, трудовой безопасной жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни;

  • развитие положительных личностных качеств в процессе обучения — организованности, само­стоятельности, творческих качеств с освоением умений самопознания и саморазвития.

К внеаудиторной самостоятельной работе студентов относитсяподготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям, которая заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточника, подбор примеров, ситуаций, решение практических задач, контрольного задания.

В каждом учебнике выражается определенная позиция автора относительно уровня и специфики изложения отдельных разделов, тем. Это приводит к тому, что определенные вопросы могут быть вообще не включены в учебник. Чтобы избежать нежелательных пробелов в усвоении курса, при чтении учебника следует ориентироваться на лекции. Чтение может быть ознакомительным и изучающим. Алгоритм ознакомительного чтения:

  • изучение содержания титульного листа, вычленение точного на­звания работы, ее автора и предназначения

  • знакомство с аннотацией или предисловием

  • знакомство с оглавлением, выявление интересующих вопросов

  • неторопливое перелистывание страниц с целью «схватывания» общего содержания и характера изложения

  • внимательное чтение нужных мест.

Изучающее чтениеимеет целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Его рекомендуется начинать после ознакомительного чтения. Оно — медленное, неторопливое, включающее в себя возвраты к тексту, повторения и сопоставления материала. Если встречается слово, значение которого неясно, следует уточнить его в словаре. Работа со словарем облегчает усвоение материала, способствует осознанию его смысла, овладению профессиональной лексикой. В процессе изучающего чтения совершенно необходимы рабочие записи и выписки. Если студент работает с собственной книгой, то пометки, записи, подчеркивания можно делать прямо в ней карандашом.

Конспект — сжатое изложение всего существенного в содержа­нии изучаемого материала. Основные идеи, положения и доказательства излагаются в порядке их освещения в изучаемомисточнике. Перед конс­пектированием происходит первичное чтение источника и лишь после того, как текст понят, его следует конспектировать. Рекомендуется писать конспект лишь на одной стороне листа.

Цель составления студентами структурно-логических схем, таблиц по отдельным разделам, темам, вопросам курса заключается в формировании целостности, логичности и системности знаний студентов. Алгоритм составления схемы темы, курса:

  • чтение темы (раздела).

  • анализ текста, выделение главных и второстепенных мыслей и понятий. Выписать основные понятия икатегории.

  • повторный просмотр текста с целью выделения связей между понятиями и категориями.

  • выделение наиболее общих понятий и категорий.

  • построение структурной схемы с учетом выделенных взаимосвязей.

  • заключительный просмотр текста с целью сопоставления его с полученной схемой.

  • окончательное уточнение схемы.

Студенты применяют следующий алгоритм подготовки докладов, сообщений:

  • выбрать тему

  • подобрать необходимую литературу по теме и глубоко изучить ее

  • хорошо продумать и составить подробный план

  • выделить основные положения в изучаемых источниках

  • подтвердить выдвигаемые положения примерами из текста

  • подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых в источниках положений

  • сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом

  • сделать выводы

  • подготовить необходимые к работе личные наблюдения, примеры, иллюстрации.

При работе над докладом или сообщением студент, помимо рекомендуемой литературы, самостоятельно подбирает другие источники по выбранной им теме.

В научной работе студенты изучают проблему поиска смысла жизни, являющейся самой актуальной для них. Ценностные ориентации человека развиваются как продукт социализации личности, освоения общественных идеалов, оценок и непреложных нормативных требований общества. Внутренние ценностные ориентации формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и характеризуют жизненные притязания, престижные предпочтения личности. Они являются самыми стабильными характеристиками личности и регуляторами его поведения в обществе. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется студент, можно определить его гражданскую или социальную зрелость или насколько содержательная сторона ценностных ориентаций личности студентов будет соответствовать современным интересам нашего общества. Ценностные ориентации студентов относительно индивидуальные, поскольку отражают общественное сознание [1].

Социологический опрос, проведенный студентами-волонтерами, выявил, что у современной молодежи ведущими являются семь ценностей успешной жизни: семья, друзья, здоровье, интересная работа, деньги, справедливость, религиозная вера. В период развития социализма в нашей стране ведущей жизненной ценностью являлась интересная работа, а в настоящее время она на четвертом месте. Это объясняется тем, что в ходе перехода на рыночную экономику многие профессии стали незначимыми: инженера, педагога, рабочего. Исчезла четкая связь между работой и деньгами, появилась возможность получить большие деньги путем авантюр и спекуляциями.

Городская молодежь, особенно девушки (60%), более всего ценят деятельность врача и это означает, прежде всего, ориентацию на здоровье свое и близких; ученого (40%), что означает ориентацию на учебу, познание, науку; предпринимателя (30%), что означает стремление к престижу, деньгам и др. По престижности среди студентов лидируют профессии юриста, экономиста, а замыкают список учителя и рабочие. Юноши предпочитают технические специальности. Важнейшими ценностями в любом обществе являются героизм и герои. Молодым людям задавали вопрос о «герое нашего времени» Оказалось, что 80% опрошенных молодых людей не могут назвать конкретных героев и 20% из них считают, что таковых нет вообще.

Еще один важный элемент самосознания молодых людей характеризуется как самоуважение или принятие себя, удовлетворенность собой как личностью. Его можно достичь через самоутверждение, которое может быть социально ценным, социально полезным и приемлемым, асоциальным и антисоциальным. Учеба является недостаточной формой самоутверждения в юности. Для молодежи важно утвердить себя в поведении (право решать), в эмоциональной жизни (право выбирать привязанности), в морально-ценностной сфере (право на собственный взгляд). Моральные принципы человеческого существования активизируют функцию нервной системы и его интеллектульные способности. Мораль характеризуется свободой поведения молодого человека в обществе. Но наряду с чисто человеческим фактором, в вопросах морали присутствует физиологический компонент: получить пищу, оставить потомство и др. В итоге у него существует постоянный конфликт между желаниями и возможностями их реализации. Этот конфликт является источником неврозов. И лишь воспитанные с детства молодые люди могут переводить некоторые желания на реальный путь его реализации, а наиболее эгоистические желания, не согласующиеся с общественной моралью, остаются невозможными т. е. их дезактуализируют.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..