textarchive.ru

Главная > Документ


1. Капралов, А. И. Из истории организации и опыта работы научного общества учащихся [Текст] / А. И. Капралов // Наука и школа. — 2001. — № 6.

2. Капралов, А. И. Историко-научное содержание учебного материала по физике как одно из средств осуществления регионального компонента образования [Текст] / А. И. Капралов // Вестник ЧГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Теория и методика обучения. — 2003.

3. Капралов, А. И. Пути организации внеурочной работы по физике в средней школе с использованием материалов о коллекциях политехнического музея [Текст] / А. И. Капралов // Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. — М.: Новая школа, 2003.

4. Моделирование и конструирование в обучении физике: из опыта работы [Текст] / В. А. Тайницкий, А. И. Капралов. — Челябинск, РЕКПОЛ, 2008. — 179с.

5. Теория и методика обучения физике в школ: Общие вопросы [Текст] / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важиевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения: [Текст] / А. В. Усова. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.

Корлыханова Н. Н.
Эргономичность отображения информации в программе MS PowerPoint при подготовке презентаций по предметам естественно-математического цикла

В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, так и корпоративной, политической, образовательной и других сферах. На мировом рынке программных продуктов пользователям предлагаются специализированные программы и целые интегрированные пакеты программ, отвечающие все возрастающим запросам их потребителей. Одной из таких программ является Microsoft PowerPoint, созданная в 1984 г.

Слово PowerPoint уже стало синонимом презентации. По статистическим подсчетам программа PowerPoint к настоящему времени распространилась на планете в количестве, превышающем полмиллиарда копий. PowerPoint уже не просто программа подготовки презентаций, а скорее феномен культуры.

С помощью данной программы можно эффектно и профессионально представить свои идеи: сопроводить выступление перед аудиторией показом слайдов, которые потом можно напечатать на прозрачных пленках, бумаге, 35-миллиметровых слайдах или просто демонстрировать на экране компьютера или проекционного экрана, можно также создать конспект доклада и материал для раздачи слушателям.

Качество и эффективность презентаций зависит от такого параметра, как эргономичность. При подготовке презентаций важное значение имеет соблюдение правил использования цвета, текстовой информации, шрифтов, анимационных эффектов, звука.

Эргономичность — в изначальном смысле это эффективность инструмента производства или системы в эргономике.

Под эффективностью при этом понимается наибольшая производительность при наименьшей вероятности ошибки. Ныне термин употребляется в более широком смысле, обозначая общую степень удобства предмета (не обязательно средства производства), экономию времени и энергии при использовании предмета. Например: «эргономичный токарный станок».

Эргономичность как характеристика программного продукта обозначает степень, с которой программа позволяет минимизировать усилия пользователя по подготовке исходных данных, обработке данных и оценке полученных результатов.

Использование цвета. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Одним из основных компонентов дизайна презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

– на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один (реже два) для текста;

– для фона и текста используйте контрастные цвета (стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый; дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый; нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

– сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

– составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;

– наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;

– белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля;

– любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

– фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– при наличии в презентации нескольких частей целесообразно при сохранении шаблона назначить для каждой части отдельную цветовую гамму; с этой же целью можно использовать при сохранении цветовой гаммы, меняющийся от части к части и соответствующий ее содержанию логотип (логотип может быть небольшим и размещаться в одном и том же месте презентации, он может быть выполнен как традиционный графический объект или как подложка).

В ряде случаев, например, при смене внешне однотипных слайдов целесообразна анимация (лучше в первые 1-2 с). Отдельных элементов оформления слайда, что является показателем того, что слайд обновлен.

Использование текстовой информации. Заголовки (подзаголовки) слайдов должны привлекать внимание аудитории. Используйте короткие слова, фразы и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных во фразах и предложениях.

Наилучший вариант размещения текста на слайде удовлетворяет принципу «шесть слов в строке — шесть строк на слайде». Только один текст на слайде всегда воспринимается плохо. Следует использовать различные приемы оформления и подачи текста (например, анимация текста, цветовые анимированные подложки для абзацев текста). Если информацию можно представить на слайде графическим объектом с использованием сигнального слова или фразы, то следует воспользоваться этим: «лучше показать объект, чем о нем написать». Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм.

Использование шрифтов. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что:

прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные;

– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5;

– наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

– размеры: для заголовков — не менее 24 пт, для основной информации — не менее 18 пт;

– можно воспользоваться эффектами шрифта (преимущественно для заголовков);

– шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

– нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

– для выделения главных элементов информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, цветовое выделение. Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);

– не следует злоупотреблять курсивом, он читается хуже обычного прямого шрифта.

Использование анимационных эффектов. Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания. Релевантный движущийся объект, наоборот, оказывает положительное влияние.

Анимационные эффекты можно использовать с целью:

– акцентирования внимания на смене слайда;

– выделения главного и существенного на слайде;

– последовательного обращения к различным элементам слайда;

– для отображения перемещения моделей физических объектов на слайде.

При перемещении объекты на слайде не должны перекрывать текст и другие объекты. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Использование звука. При большой текстовой нагрузке слайда можно организовать его звуковое сопровождение (опция звукового сопровождения должна включаться по выбору пользователя).

Демонстрация слайда может выполняться при музыкальном сопровождении. Музыкальный жанр должен соответствовать содержанию слайда.

Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

В образовательных презентациях лучше использовать музыкальные композиции, включающие медленные и спокойные мелодии. Музыка должна быть преимущественно тихой. Устный текст может звучать на фоне музыкальной композиции.

Итак, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что эргономичность способствует созданию качественной мультимедийной презентации.

Однако следует заметить, что создавая красивую и эффектную презентацию, нельзя забывать о ее содержании. Попытка замаскировать плохую работу красивыми картинками и «пустить пыль в глаза» вряд ли увенчается успехом. Но если презентация — это красивая упаковка для качественного продукта, то все получится!

Литература

1. Безека, С. В. Создание презентаций в PowerPoint 2007: Как создать красочную и информативную презентацию [Текст] / С. В. Безека. — М.: НТ Пресс, 2008.

2. Безручко, В. Презентации PowerPoint [Текст] / В. Безручко. — М. : Финансы и статистика, 2005.

Лукоянова Н. А., Молодых Т. Э.
Реализация межпредметных связей при обучении математике студентов экономических специальностей
в вузе

Сосуществующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знания на естественные, технические и гуманитарные. Прогресс научного познания, взаимопроникающие процессы интеграции и дифференциации обостряют противоречия предметной системы обучения:

– между усвоением знаний и умений, разобщенным по отдельным предметам, и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека — противоречие, акцентирующее практический аспект межпредметных связей в обучении;

– между задачей формирования целостного индивидуального сознания личности учащихся и разобщенным отражением форм общественного сознания в различных учебных предметах — противоречие, акцентирующее мировоззренческий аспект взаимосвязей предметов.

Межпредметные связи как отражение процессов интеграции научного познания составляют объективную основу совершенствования предметной системы обучения и представляют собой одну из конкретных форм общего методологического принципа системности, который определяет особый тип мыслительной деятельности — системное мышление, характерное для современного научного познания. Отношения «учебный предмет — межпредметные связи — процесс обучения» носят диалектический характер. Структура учебного предмета — основной источник межпредметных связей, многообразия их видов в содержании процесса обучения. В свою очередь межпредметные связи влияют на формирование структуры учебных предметов, на выделение «межсистемных компонентов» — знаний и умений, обобщенных понятий и способов учебно-познавательной деятельности. Кооперация различных учебных дисциплин в целях формирования знаний специалистов в конкретной области, отвечающих требованиям экономики постиндустриального общества, должна рассматриваться как органическое целое.

Включение межпредметных связей в учебный процесс придает качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности учащихся:

– ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения;

– интерес к предметам, с которыми устанавливается связь, значительно обогащает мотивы учебной деятельности;

– содержание учебно-познавательной деятельности становится более обобщенным;

– действия, способы оперирования знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания;

– активизируются процессы познания.

Важнейшей частью профессиональной подготовки будущего экономиста является математика. К сожалению, многие выпускники вузов, умея формально производить различные математические операции (дифференцирование, интегрирование и т.п.), не имеют должного представления о роли математических методов при решении экономических задач. Это обусловлено тем, что формирование математического аппарата в недостаточной степени ориентировано на его дальнейшее использование в профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема органичного сочетания профессионального и фундаментального образования, которая решается, прежде всего, путем установления межпредметных связей математики с гуманитарными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Математическая подготовка экономиста имеет свои особенности, связанные с широким кругом и спецификой экономических задач. Для решения этих задач применяются различные способы использования полученной информации — от простого логического вывода до составления сложных экономических моделей и разработки математического аппарата их исследования. Неопределенность экономических процессов, значительный случайный разброс и большой объем изучаемой информации обусловливает необходимость привлечения к исследованию экономических задач аппарата теории вероятности и математической статистики [3].

Студенты-экономисты изучают целый ряд дисциплин, базирующихся на математике. В соответствии с требованиями Государственного стандарта курс математики содержит следующие разделы:

− алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры;

− геометрия: аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия кривых поверхностей, элементы топологии;

− дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика;

− анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения;

− вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Каждый из этих разделов кроме общих целей имеет и конкретные цели обучения, что накладывает отпечаток на способы реализации профессиональной направленности и уровень межпредметных связей в каждом разделе математики. В качестве основных приемов реализации профессиональной направленности обучения математике в настоящее время используется:

– построение содержания образования;

– решение прикладных задач экономического содержания;

– экономическая интерпретация основных математических понятий, теорем.

На изучение всех перечисленных разделов отводится 850 часов, причем аудиторных — всего 432 часов. Безусловно, этого недостаточно для обеспечения фундаментальной математической подготовки будущих экономистов. Следовательно, возникает проблема поиска средств повышения эффективности обучения математике в вузе.

Одним из путей ее решения является реализация межпредметных связей. Рассмотрим некоторые аспекты организации этой работы в процессе обучения математике. Одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний, методов и приложений математики является решение задач. В связи с этим большое значение имеет проблема разработки таких задач и упражнений, которые с одной стороны могли бы служить средством для эффективного применения теоретического материала, а с другой стороны предполагали бы анализ конкретных практических ситуаций экономической теории, статистики или других наук. Немаловажными представляются, на наш взгляд, и вопросы методики применения таких задач в учебном процессе. Решая те или иные экономические задачи, преподаватель должен акцентировать внимание на тех математических моделях, которые применены для решения этих задач.

В результате анализа межпредметных связей нами были выделены разделы математики, на которые необходимо обратить внимание при формировании математических умений у будущих экономистов. Так, большинство важнейших понятий в экономике: бюджетные линии, спрос и предложение, цена равновесия, эластичность, предельная полезность и т.д. — является, по существу, конкретными примерами стандартных понятий математического анализа: производная, логарифмическая производная, функция и т.д.

Современная экономика с ее огромным количеством разнообразных взаимосвязей между основными ее структурами предоставляет широкую возможность для использования одного из основных понятий математики — понятие функции. Дело в том, что многочисленные величины, характеризующие экономические процессы, существуют не изолированно друг от друга, а, наоборот, очень тесно друг с другом связаны. Таковы цена товара и спрос на него, прибыль фирмы и объем ее производства, затраты ресурсов и объем выпуска продукции, размер кредита, выданного банком и плата за его использование, и т.д. Во многих ситуациях, где возникают тесно связанные между собой переменные величины, как правило, найдется место для функции.

Понятие функции является центральным не только для экономики, но и для всей математики. Особенно важную роль оно играет в математическом анализе, где определение функции на лекции предлагается начать с рассмотрения простого примера.

Предположим, некоторая фирма производит продукцию, которую продает по цене 100 д.е. за одну штуку. Далее предположим, что у нас есть таблица, в которую занесены данные ежедневных продаж и доходов:

Объем продаж (штук в день)

30

40

28

14

36

Доход (д.е. в день)

3000

4000

2800

1400

3600

Легко понять содержание таблицы. Если, например, в день продано 30 единиц продукции, то доход за этот день равен 3000, если 40, то 4000 и т.д. Обозначая дневной объем продаж через х, а соответствующий доход через у, можно связь между ними выразить простой формулой

Далее необходимо дать общее определение функции. Функциейf, заданной на некотором множестве X,называется правило, по которому каждому элементуставится в соответствие один и только один элемент Множество Xназывается областью определения, a Y — множеством значений функции. Чаще всего функция обозначается у =f(x).

В примере, рассмотренном выше, область определения функции — это множество Х = {30, 40, 28, 14, 36}, а множество значений функции {3000, 4000, 2800, 1400, 3600}, сама же функция — это «правило», по которому мы для каждого числа из верхней строки таблицы выбираем число из нижней строки, находящееся в том же столбце.

Функцию можно наглядно представить в виде «черного ящика», который каждое входное значение x преобразует в выходное значение у(рис. 1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..