textarchive.ru

Главная > Документ


Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра к условиям ее реализации и срокам ее освоения определены настоящим государственным стандартом. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Дисциплины по выбору студента являются обязательными. Факультативные дисциплины, предусмотренные учебным планом, не являются обязательными.

По всем дисциплинам и практикам, должна выставляться итоговая оценка.

Сформированность химического мышления бакалавра определяется пониманием особенностей химической формы организации материи, места неорганических и органических систем в эволюции Земли, единства литосферы, гидросферы и атмосферы и роли химического многообразия веществ на Земле.

Знакомство с концептуальной базой и экспериментальными методами современной химии должно служить основанием для сравнения и критической оценки естественно-научных и теоретических построений, технологических решений, а также для прогноза последствий своей профессиональной деятельности для окружающей природы и человека.

Методологическая подготовленность подразумевает знание уровней организации вещества и химических систем, умение для каждого из уровней идентифицировать исходные структуры, определять их взаимосвязи, принципы организации, условия функционирования, механизмы сохранения и пределы устойчивости.

На основе освоения основных химических объектов и закономерностей бакалавр должен уметь моделировать течение биологических процессов и прогнозировать последствия антропогенных воздействий на окружающую среду.

Зрелость химического мировоззрения бакалавра определяется также пониманием того, что химия является основой производительной силы общества и четкой ценностной ориентацией на охрану окружающей среды.

Бакалавр должензнать: теоретические основы неорганической химии, состав, строение и химические свойства основных простых веществ и химических соединений; понимать принципы строения вещества и протекания химических процессов; владеть методами и способами синтеза неорганических веществ, описанием свойств веществ на основе закономерностей, вытекающих из периодического закона и периодической системы элементов; понимать роль аналитической химии в системе наук; знать метрологические основы химического анализа, типы реакций и процессов в аналитической химии, основные методы анализа (выделения, разделения и концентрирования, гравиметрических, титриметрических, кинетических, электрохимических, спектроскопических; знать основные объекты анализа; владеть методологией выбора необходимого метода анализа и методикой его проведения; владеть теоретическими представлениями органической химии, иметь знания о составе, строении и свойствах органических веществ — представлений основных классов органических соединений (углеводородов, гомофункциональных соединений, гетерофункциональных соединений, гетероциклических соединений); владеть основами органического синтеза; понимать основы физической химии как теоретического фундамента современной химии, владеть основами химической термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, элементами статистической термодинамики, знать основы химической кинетики и катализа, механизма химических реакций, электрохимии, владеть основными законами физической химии; понимать принципы и основы химии живой материи, быть знакомым с химическими основами биологических процессов и важнейшими принципами молекулярной логики живого, знать основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, метаболизма, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции, иметь представление о структуре и свойствах важнейших типов биомолекул в связи с их биологической функцией, понимать химические аспекты происхождения жизни; знать основные особенности свойств высокомолекулярных соединений, отличающие их от свойств низкомолекулярных соединений, иметь общие представления о принципах синтеза полимеров, их структуре, физико-механических свойствах и областях их применения; иметь общее представление о структуре химико-технологических систем, обладать знанием типовых химико-технологических процессов и производств и пониманием взаимодействия технологий и окружающей среды; о наноструктурах и нанотехнологиях; обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему работать в различных областях химической науки и современной технологии, уметь самостоятельно повышать свой образовательный уровень знаний при изменении направлений профессиональной деятельности в связи с научно-техническим прогрессом.

Планируется, что все обучающиеся по специальности 020100 , будут иметь возможность получить дополнительную квалификацию «Преподаватель химии основной школы», поскольку в учебные планы введена дисциплина «Методика, методы и средства обучения». Так как в настоящее время в учебные планы по направлению «Химия» введен курс «Химия на английском языке», то на все 4 года обучения планируется дополнительная квалификация «Переводчик в области профессиональной деятельности»,

В течение последнего 4-го года обучения студенты получают углубленную академическую подготовку в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Здесь идут дисциплины: строение вещества, математические методы аналитической химии, физическая химия, химические основы жизни, химическая технология, химический контроль объектов окружающей среды, основы фармацевтической химии, электрохимические методы анализа, спектрофотометрия, хроматография, методы и средства обучения химии. Подготовка завершается государственным экзаменом и защитой квалификационной работы. Выпускникам присваивается степень «Бакалавр химии».

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает: государственный экзамен по химии и защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра химии к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации, должны соответствовать основной образовательной программе подготовки бакалавра химии.

Государственный выпускной экзамен по химии является основным видом итоговой государственной аттестации бакалавра и призван дать возможность установить уровень образованности, полноту знаний и навыков, приобретенных выпускником в рамках образовательной программы направления; уровень интеллектуальных способностей бакалавра, его творческие возможности для дальнейшего продолжения образования в магистратуре или по специальности.

Требования к бакалавру, сдающему государственный экзамен, определяются требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению «Химия» и критериями, устанавливаемыми Государственными аттестационными комиссиями.

В материалах, выносимых на государственный экзамен, представляются все основные разделы дисциплин цикла ОПД, причем в них прежде всего должны найти отражение фундаментальные составляющие этих дисциплин. Примерное соотношение объемов дисциплин, выносимых на экзамен, составляет: Неорганическая химия — 20%; Аналитическая химия — 20%; Органическая химия — 20%; Физическая химия — 20%; Химические основы жизни — 7%; Высокомолекулярные соединения — 6%: Химическая технология — 7%.

Выпускная квалификационная работа, представляемая в виде рукописи, является дополнительной к государственному экзамену итоговой оценкой деятельности студента и предназначена для получения опыта постановки и проведения научного исследования. По форме представляет собой углубленную курсовую работу (экспериментальную, расчетную или теоретическую) по одной из специальных дисциплин и должна отражать умение выпускника в составе научного коллектива решать поставленную научную проблему.

Тема выпускной работы определяется кафедрой в соответствии с разрабатываемой тематикой и утверждается заведующим кафедрой. Защита выпускной работы проводится на заседании ГАК.

Результаты государственного экзамена и защиты квалификационной работы учитываются высшим учебным заведением при рекомендациях бакалавра для продолжения образования.

Если бакалавр подготовлен к продолжению образования, то он имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по направлению «ХИМИЯ» в любых других вузах России. Магистратуры по направлению «Химия» в ЮУрГУ пока нет. По положению Минобразования, чтобы заявиться на магистратуру или специалитет необходимо сделать один выпуск бакалавриата. Но наш выпускник — бакалавр по направлению «Химия» после получения диплома может поступить в магистратуру к нам в ЮУрГУ по направлениям «Химическая технология тонкого синтеза» или «ВМС» по кафедре «Органическая химия» или по направлению «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», а также по направлению «Технология неметаллических тугоплавких материалов» по кафедре «Химическая Технология».

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 020100 являются производственные организации химического и смежного профиля, образовательные учреждения, сфера услуг, экономические и учреждения, требующие специалистов с высшим химическим образованием.

На наш взгляд основной задачей базовых кафедр НХ, ОХ, АХ и ФХ является привлечение студентов химического факультета с 1-го года обучения к научной работе, каждый преподаватель (профессор, доцент) должны предложить научную тематику и работать в предложенном научном направлении так, чтобы вывести студента на квалификационную работу — защиту этой работы с перспективой применения своих знаний и умений на производстве.

Чтобы осуществлять научную деятельность со студентами на факультете необходимо иметь на факультете единую центральную научно-исследовательскую лабораторию, оснащенную современными методами, методиками и оборудованием для физико-химического анализа.

Соответственно стратегии концепции высшего образования по направлению «Химия» — бакалавр приоритетом, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах деятельности специалиста.

Планируется выходить на химические предприятия и предприятия смежных отраслей с определением студентов на практику и поддержкой соответственно предприятию курсовых и дипломных работ с последующим направлением этих студентов на эти предприятия.

Капралов А. И.
Психолого-дидактические условия формирования историко-методологических знаний при изучении физики в школе

В своих исследованиях мы убедились что, методологические проблемы истории физики отражаются в обучении физике и в школе, и в вузе. Однако при этом историко-научные знания и методы их получения остаются за пределами внимания обучаемых, но эмпирически применяются преподавателями. Овладение определенной системой знаний, сложившихся в процессе исторического развития, является и средством, и целью процесса обучения. Обучающимся иногда не ясно, зачем в том или ином случае преподаватель рассказывает об истории открытия, о трудностях с которыми сталкивались когда-то ученые. Для эффективности применения историко-методологических знаний в обучении физике, необходимо определить психолого-дидактические условия этого процесса. В реальном обучении происходит и освоение определенной системы знаний, и развитие способностей учащегося. При этом, для того чтобы учащийся включился в учение, необходимо чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были бы им не только поняты, но и внутренне приняты [1, 2, 3].

Методологические вопросы истории физики до настоящего времени в чистом виде не находили отражение в учебном процессе при изучении физики в средней школе. Учитель физики чаще всего на эмпирическом уровне применяет методы историзма при обучении физике, но этот подход не дает возможности предсказать поведение ученика и степень усвоения им учебного материала по физике. Мы понимаем что, чтобы сформулировать задачи обучения перед учениками, они должны быть поняты вначале учителем, и приобрели для него значимость.

Практически все научно-методические разработки направлены на то, чтобы в процессе изучения основ физики учащиеся знакомились и осваивали методы познания неживой природы, учились сравнивать общие свойства вещей и способы использования полученных знаний на практике. Учение это процесс деятельности учащихся, в котором они изменяются, приобретая новые знания, умения и навыки. Поэтому учение есть деятельность учащихся по самоизменению путем присво­ения элементов социального опыта. В традиционных (классических) работах психологов в обучении выделяются четыре фазы.

В первой фазе на основе психического отражения объекта в субъекте возникает чувственный образ объекта: учитель в наглядной форме предлагает ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс учения.

Во второй фазе психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование этапов (шагов) решения и их тренировка с помощью учителя.

В третьей фазе то, что субъект освоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; эта фаза используется для закрепления и проверки знаний.

Четвертая фаза — синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.

Мы пришли к выводу, что эти фазы выступают психологическим условием методики с элементами историзма в обучении физике.Учитель должен учестьпсихологические фазы учения и требования учебного предмета (государственного образовательного стандарта), и идеей обучения методологии исторического познания. В ней должны отражаться возможные сочетания содержания (объема и глубины знаний) и процессуально-деятельностного компонентов обучения на основе социального опыта учащегося. Если проанализировать процессы учебного и научного познания, то можно выделить условия цикличности и преемственности в построении методик обучения. А если принять за исходное положение, что любое содержание становится предметом учебной деятельности лишь тогда, когда оно принимает вид определенной задачи, направляющей и стимулирующей эту деятельность, то тогда может быть сформулировано дополнительное условие понимаемости формулируемых учебных задачкак средство развития познавательных способностей в практической деятельности.

Исторически сложившийся характер обучения физике в школе создает условия для отражения в его содержании учебного материала истории физики. Объективно в истории развития физики наблюдалась связь развития математического аппарата с развитием теорий науки, например, рождение классической механики, электродинамики и квантовой физики. Возможно, поэтому изучать современную физику в полном объеме могут только те, кто овладел достаточным математическим аппаратом. Однако в истории науки известно, что даже с элементарными знаниями в математике можно понять и познать закономерности в природе, речь идет о простых логических связях и соотношений между величинами, законов природы, которые могут опираться на известные чувственные аналогии, например, сила электрического тока, сравнивается с потоком воды, а разность потенциалов — с высотой водопада [5].

В истории античная наука (возродившаяся в XV-XVI веках) послужила толчком к созданию современной классической науки. Так, например, изучая простейшие способы познания эмпирические и теоретические (методы: наблюдение, сравнение, аналогии), учащиеся могут узнать законы познания способы разрешения трудностей через новые предположения (гипотезы) и опыт (эксперимент).

Примером тому может служить деятельность такого ученого как Архимед, известного учащимся с седьмого класса. Изучая методы и приемы ученых Древнего мира, могут быть сформированы у учащихся элементы наблюдательности, систематизации по отдельным признакам вещей и явлений и другие формы познавательной деятельности. Таким образом, принцип историзма в обучении предопределяет функции учителя, который является хранителем и трансформатором истории науки (в ее социально-исторической сущности), он призван понять ход мысли того или иного ученого и возможность действий с материальными объектами мира при исследовании их свойств, иногда мотивы этой деятельности.

Однако вопросам формирования у учащихся умения применять исторический метод при изучении физических явлений, как метод познания действительности, изменяющейся и развивающейся во времени, не уделялось в методике обучения физике особого внимания.

Современный ученик вынужден проявить знание физики через решение контрольных задач и выполнение тестовых заданий с выбором ответов ЕГЭ, а все остальное ему в зачет не идет, его кругозор, развитие собственных проектов и идей. Все это создает психологические трудности по мотивации овладения методологическим знанием, что требует увеличения времени обучения. Интересно, что содержание учебных пособий (учебников) в малой степени отражает исторический характер науки и ее роль развитии общества.

В этой связи полезно увидеть связь физики и истории (двух учебных предметов школьной программы). Ученики из курса истории могут знать, что история науки сохраняется посредством материальных (печатно-графические издания; приборы, инструменты и установки; технические приспособления и машины; правил и технологии и т.д.) и идеальных (высказанных идей, гипотез и теорий, а также легенд, рассказов о событии в истории и т.д.) носителей.

Носители истории физики разделяются на: подлинник, копию и преобразованное отражение. Ученик при знакомстве с физикой, прежде всего, знакомится с носителями ее истории (с преобразованными отражениями в текс­тах, изображениях) и, если сделать на этом акцент, то далее можно строить обучение учащихся направленное на формировании у них умения ориентироваться в материале с историко-физическим содержанием с целью познания нового.

В процессе предметного обучения в рамках школьной программы ученик познает окружающий мир в каком-либо предметном направлении, но есть специфические ограничения в познании того или иного явления, в экспериментальной ядерной физике, физике плазмы, в геомагнетизме, в биофизике и других областях науки, что лежит за рамками учебной программы.

Но исторический метод позволяет расширить знания учащихся по физике, обращение к истории физики позволяет выделить им результаты научного знания прошлого, настоящего и возможные перспективы в будущем в физическом познании. При этом найти закономерности развития физики (той или иной ее области), а так же выделить для себя путь изучения субъективно новых явлений.

Реализация исторического подхода в деятельности учащихся, является не обычной для ученика средней школы и требуется кро­потливая работа учителя по формированию у них умений по примене­нию его в изучении физических явлений.

Опираясь на разработанный метод поэтапного формирования научных понятий и умений в учебном процессе А. В. Усовой и учеников ее научной школы, мы предположили, что он может быть перенесен и в область овладения учениками историческим методом познания физики [5, 6].

На этапе конкретно-чувственного восприятия учащиеся знакомятся с источниками истории физики, если учитель организует деятельность по изучению, наблюдению или демонстрирует:

1. Повседневный опыт и наблюдения, но известные с давних времен, с указанием того, кто и когда впервые наблюдал то, или иное явление (или дал первичное определение понятия через описание).

2. Наблюдения и опыты, исторически обусловленные, которые могут быть воспроизведены по конкретным историческим сведениям.

3. Просмотр кадров фильмов телепередач, в которых отражается исторические сведения о возникновении или развитии того или иного понятия, или метода познания.

4. Описание опытов, проводившихся в научных лабораторий, и их воспроизведение по материалам научных и научно-популярных изданий в школьных условиях.

5. Описание опытов производственно-технологических процессов, в их исторической интерпретации.

6. Фотоматериалы, подлинные фотографии участников исторических событий, созданных научно-технических объектов и фотографии исторических архивов документов ученых.

На этапе выявления общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов, к которым относятся компоненты методологии физической идеи. Учитель организует и направляет деятельность учащихся на овладение методами обобщения и систематизации посредством:

1. Раскрытия сущности тех проблем, которые решались в науке в конкретных исторических условиях, исследований общих свойств вещей, отраженных в истории физики

2. Абстрагирования процессов в науке от социальных условий, опираясь только на процесс научного познания (на примере дифференциации и интеграции наук, расширении круга изучаемых объектов, развития научно-технических революций, динамики в методологи научного познания и научного творчества).

3. Истории возникновения новых терминов (на основе конкретно-чувственного восприятия и используемого языка) и обобщение исторически полученных результатов научных исследований.

4. Определение понятия (исторические способы формулировки определения понятий) и раскрытие исторического процесса изменяющего сущность понятий

На этапе уточнения и закрепления в памяти существенных признаков понятия в их историческом развитии учитель может использовать:

1. Описание доказательства существенных признаков на основе исторических сведений из различных источников.

2. Упражнение по варьированию существенных признаков понятий на основе использования сведений об исторических опытах и теорий, методологических идей.

3. Упражнение по дифференциации понятий друг от друга как результат исторического процесса.

4. Упражнение по выявлению существенных признаков понятий от несущественных, на примерах исторических софизмов.

На этапе установление связей данного понятия с другими понятиями учитель имеет возможность организовать непосредственно:

1. Наблюдения и опыты, воспроизведенные по описаниям в исторических хрониках.

2. Построение и анализ графиков зависимости величин по таблицам результатов наблюдений и опытов, проделанных учеными в истории.

3. Анализ формул записанных и сохранившихся в исторических материалах и нахождение согласия с опытом в современных условиях.

На этапе применение понятий в решении задач учебного характера могут использоваться задачи с историческим содержанием. В них можно выделить: абстрактные; конкретные вычислительные; экспериментальные; задачи-рисунки; задачи на определение возможности предсказания явлений; задачи по объяснение явлений наблюдаемых в истории; чтение и построение приборов и электрических (кинематических и др.) схем по сведениям из исторических источников [4].

На этапе знакомства с классификацией понятия учитель может применить традиционные способыпостроения классификационных схем таблиц с историческим содержанием; определения признака классификации.

На этапе применения понятий в решении задач творческого характера. Можно применить задачи: напредсказание изменения хода явления с изменением условий протекания; на определение плана действий по достижению результата; или что надо сделать, что бы доказать реальность события; изобрести новый прибор или способ измерения; внести изменения в конструкции приборов, созданных в ту или иную эпоху; на конструирование нового прибора по описанию идеи исторического персонажа.

На этапе обогащения понятия учитель должен организовать знакомство учащихся с исследованиями ученых известных в истории, в которых дается данное понятие более полное и исторически оправданное.

На этапе установление новых связей и отношений данного физического понятия с другими учитель может организовать учащихся на поиск

– отдельных элементов позиции исследователя (точек зрения, мнения);

– новых (не отраженных в учебнике) фиксаций истори­ко-физических фактов;

– описания и методики проведения исторических опытов;

– сведений из истории открытий явлений, законов;

– сведений об истории развития понятий и рождения теорий.

Следовательно, можно сформулировать условие поэтапного характера введения историзма в процесс обучения физике (или другим естественнонаучным предметам). Интересно, что реализация принципа историзма в обучении физике, прежде всего, должна опираться на общешкольный подход в реализации межпредметных связей на уровне общенаучных и всеобщих методов познания, т.е. на методологическом понимании процесса обучения частным сферам знания как исторического процесса. Только в процессе взаимодействия, а не конкуренции предметников может сформироваться общее представление учащихся о мире и способах его познания. Последнее дает основание говорить о межпредметных связях при реализации принципа историзма в обучении физике как одно из педагогических условий.

Литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..