textarchive.ru

Главная > Документ


История физики может развить свойственную юности пытливость ума, позволяет понимать суть науки, какие люди были основоположниками физической науки, понять, что есть добро и зло, в чем истинные ценности жизни, помогает сформировать в ученике лучшие человеческие качества.

Для разрядки класса на уроке по теме «Основы МКТ» рассказываю: «Если бы в результате какой-либо мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными и к грядущим поколениям перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Какая фраза, по словам Р. Фейнмана, несла бы наибольшую информацию грядущему поколению?» Мгновение и дети от сложных, абстрактных вещей попадают в абсолютно другой мир, мир идей, мыслей, интеллектуальной зарядки. Закипела работа в группах. Версии, предположения и ответ…

Р.Фейнман писал: «Я считаю, что это атомная гипотеза… — все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольших расстояниях, но отталкиваются, если одно из них приближать к другому».

После разрядки обстановка в классе меняется, урок заканчивается на позитивной ноте. Эмоции и обсуждения остаются за рамками кабинета физики и возможно у ребят возникнет желание написать послание о нашем мире будущим поколениям Творчество безгранично, как урок… «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд», — писал Н. Островский.

Решение познавательных задач вносит в привычный ритм урока новизну, оригинальность, повышает мотивацию, формирует мировоззренческий интерес, что способствует самообразованию, способствует формированию целостной научной картины мира. Учитель в свою очередь получает значительные преимущества:

– может добиться от каждого ученика полного понимания изучаемого материала;

– может удовлетворить потребности успевающих и менее успешных учеников;

– информационная емкость и познавательный эффект способствует увеличению темпа выполняемых учебных умений и навыков;

– может добиться вовлечения каждого ученика в активную мыслительную, творческую работу;

– может воспитывать и развивать личность каждого ребенка.

Задача учителя на уроках физики всеми способами оживить его, наполнить практической значимостью и познавательным эффектом. Ученики Джозефа Томсона вспоминали, что их руководитель любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный им эксперимент. Даже если он не найдет того, что ищет, он может открыть нечто иное и вынести для себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий. Соглашаясь со словами великого учителя, хочется дополнить, что правильно организованная дискуссия на уроках физики поможет, повысить уровень знаний учащихся, эмоционально развить ребенка, оживить урок, наполнить его практической значимостью и познавательным эффектом. Глубоко убежден, что задача учителя физики состоит в том, чтобы научить ребенка видеть обычное в необычном и необычное в обычном.

Скоробагатова О. О.
Исследовательская деятельность учащихся начального профессионального образования в связи с формированием методологических знаний

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в системе среднего профессионального образования главной определяет задачу — «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности». Современное производство требует принципиально новых технических, технологических и организационных подходов, которые могут разрабатывать только специалисты, способные интегрировать идеи из различных областей знаний, оперировать междисциплинарными категориями, комплексно воспринимать инновационные процессы, должны не только запоминать информацию, но и уметь ее анализировать, сравнивать, делать выводы, получать новые знания посредством использования методов и приемов познавательной деятельности.

Таким образом, основной целью профессионального образования являются такие приоритеты как: индивидуальное развитие личности, подготовка к оптимальному вхождению в окружающий мир, ориентация на самообразование, переход к усвоению объединенных знаний, развитие исследовательской деятельности.

«Если человек научился анализировать, доказывать, систематизировать и обобщать, это значит, что он сможет выполнять задания высшего уровня сложности — объяснять незнакомые явления или создавать новые алгоритмы для решения задач» (Е. А. Шимко).

Именно «в условиях развивающего обучения, формирование приемов познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач — подлинная организация познавательной активности возможна лишь в том случае, если учащихся в ходе овладения знаниями и навыками специально и систематически обучают приемам познавательной деятельности» (И. С. Якиманская). Одним из основных путей формирования познавательной активности, учащихся является метод учебно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской деятельности.

Проблемно-поисковая ситуация возникает довольно часто при решении учащимися конкретной задачи, когда они явно сталкиваются с недостаточным уровнем своей подготовки. Поэтому проблемы, которые решают для себя учащиеся, являются не строго научными, а учебными, но не менее важными для них.

Главной целью исследования в сфере образования является развитие личности, а не получение объективного нового результата, как в «большой» науке. Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Возникает типичная образовательная ситуация, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема:

Учитель транслирует знания, обучающийся их усваивает, все это происходит в рамках классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для стандартной ситуации. Явления, увиденные в живой природе, часто не вписываются в существующие готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Задача преподавателя заключается в умении подбирать и структуировать информацию (с точки зрения соотнесения известной учащимся и требуемой для решения задачи, проблемы) и, умение анализировать (с целью корректировки) результативность деятельности учащихся на различных этапах работы с материалом. В качестве апробированной формы для организации условий раскрытия творческого потенциала обучающихся используются учебно-творческие здания, при помощи которых создается ситуация, требующая от учащихся активного проявления творческой деятельности. В роли таких заданий могут быть использованы нестандартные, исследовательские, проблемные задачи, работа с текстом по реконструкции, систематизации и обобщению материала, выполнение реферативных и жанровых работ, варьирование и составление примеров и задач. Возникает новая образовательная ситуация,

которая предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет педагога- наставника.

При анализе результатов, самостоятельно полученных учащимися в процессе обучения, можно сформулировать следующие критерии исследовательской деятельности учащихся:

– осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

– формулировка новой проблемы в обычной ситуации;

– создание нового объекта или способов деятельности путем комбинирования ранее известных способов деятельности;

– выделение структуры объекта или взаимосвязи совокупности объектов;

– осуществление вариативного хода решения;

– построение принципиально нового способа решения;

– выделение новой функции объекта.

Совокупность выделенных критериев в индивидуальной деятельности учащихся, позволяет организовать работу по включению учащихся (с уверенностью в успешности результата) в творческий процесс.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся приобретает новое значение. Уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Литература

1. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. — 1969.

2. Бершадский М. Е. Когнитивный мониторинг: диагностика уровня понимания // Школьные технологии. — 2003.

3. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. — М.: 1993.

4. Герасимов В. Г. От знаний к творчеству: становление личности. — М.: 1995.

5. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.

Яшухина О. Н.
Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся

Эвристическое обучение — целая дидактическая система, которая подразумевает собственные смыслы, цели, содержание образования, формы и методы.

Зачастую эта система входит в противоречие с существующими учебными планами, программами традиционного обучения — каждый учитель и администратор учебного заведения обязан следовать стандартам, опирающихся на «Минимумы» и требования к уровню подготовки выпускников. В этих стандартах не предусмотрена творческая деятельность учеников, отсутствует сама творческая среда, вне которой невозможно научить учащихся творчеству, как невозможно научить человека плавать вне самой водной среды.

Традиционная педагогика направлена скорее на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития познавательных и творческих способностей, в эвристической педагогике научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учащимися под руководством педагога. Моделирование творческой деятельности на учебном материале подготавливает учащихся к решению «настоящих» творческих задач, развивает познавательные способности и исследовательские навыки.

Что же такое эвристика? Термин происходит от греческого «heuresko» — отыскиваю, открываю.

Эвристика — наука об открытии нового.

Дидактическая эвристика — это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.

Цель эвристического обучения — показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности.

Ценность эвристического обучения состоит в моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Прообразом эвристического обучения считают беседы Сократа, в которых он при помощи вопросов и возражений помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, получать новое (для собеседника) знание. Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Сократический метод есть дедуктивный прием, состоящий в определении понятий путем исключений.

Особенности методики эвристического обучения

Традиционно содержание образования передаётся ученику в виде учебного материала с целью его усвоения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая  используется для другой цели — создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества.

Отличие эвристического обучения от традиционного состоит также в изменении соотношения между знанием и незнанием. Цель традиционного обучения — перевод незнания в знание: учитель «дает знания», а ученики их «получают». В эвристическом обучении учитель вместе с учениками наоборот, увеличивают количество своего незнания! Незнание здесь не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его.

Особое место в эвристическом обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.

Ключевым технологическим элементом организации и проведения эвристического урока является создание эвристической образовательной ситуации — ситуации образовательного напряжения, возникающей спонтанно или организуемой учителем. Ее целью является рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в каждом случае образовательный результат непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, и т.п. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.

Лишь после того, как он создает собственные понимания, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается знакомиться с достижениями человечества по данным проблемам. И даже здесь ученик не просто усваивает готовые знания, а сопоставляет их с результатами своего опыта, продолжая образовательную деятельность.

Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само — и взаимооценке подлежат:

а) развитие личностных качеств ученика;

б) его творческие достижения по изучаемым предметам;

в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Таким образом, цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Поясню на примере открытого эвристического урока по алгебре. Этот урок разработан мной и одобрен ведущими специалистами Научной школы Хуторского А.В. дистанционного курса «Как разработать и провести эвристический урок».

Тема урока: Произведение многочленов.

Данная тема рассматривается в 7 классе курса «Алгебра». Это вторая тема главы «Алгебраические выражения» и она полностью связана с предыдущей темой «Произведение одночлена на многочлен».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление, с использованием элементов эвристического обучения.

Были поставлены следующие цели и задачи урока:

– вывести и усвоить правило умножения многочлена на многочлен;

– помочь в организации разработки учащимися собственных версий умножения многочлена на многочлен;

– развить логику познания учащихся;

– научить приобретать, преобразовывать и систематизировать информацию;

– принимать разную точку зрения в дискуссии;

– развить творческий и научный потенциал детей.

Этапы эвристической образовательной ситуации и виды деятельности учеников

I. Образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения).

На доске записано несколько выражений:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) .

Вопрос: что объединяет все эти выражения? — “В каждом из них присутствуют многочлены”. Верно! “Глядя на выражения, придумайте к ним задания?” (Следуют ответы ребят — привести многочлен к стандартному виду, сложить и вычесть многочлены, умножить одночлен на многочлен, вынести общий множитель за скобки, перемножить многочлены). Назовите номера тех заданий, которые вы сможете выполнить. (Ответы учеников — 1,2,3,4,5)

На этом этапе учитель проблематизирует ситуацию на уроке, учащиеся узнают о своем незнании.

II. Уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета).

На этом этапе определяется тема урока, цели урока.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока.

Учитель задает вопрос:

Как Вы думаете, можно ли перемножать многочлены? Почему?

(Ответы ребят — да, так как, подставив вместо переменных числа, мы всегда можем найти значение каждого многочлена и произвести над полученными числами операцию умножения и т.д.).

Как Вы уже понимаете, сегодня мы будем учиться умножать многочлен на многочлен.

Учитывая тему урока, давайте попробуем поставить перед собой цели:

Что бы Вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Чему Вы хотели бы научиться?

На какие вопросы Вы хотели бы найти ответ?

(из всего предложенного ребятами, выбираются основные вопросы).

Например, узнать:

Как умножить многочлен на многочлен?

Что получится в результате произведения многочленов?

Какие знания можно применить для поиска правила умножения многочленов?

Где, в каких задачах применяется это правило?

Мы научились представлять многочлен в виде произведения одночлена на многочлен. Можно ли представлять многочлен в виде произведения многочленов?

Можно ли делить многочлены? Возводить в степень?

При этом на доске выписываются начальные вопросительные слова из этих основных вопросов. Эти слова сохраняются на доске до конца урока, чтобы затем к ним вернуться и подвести итоги урока. Все ли поставленные цели были выполнены?

Итак, я предлагаю Вам попробовать вывести правило, по которому можно умножить многочлен на многочлен.

III. Конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником)

Учитель предлагает ученикам самим вывести правило умножения многочленов.

Задание: письменно на листочках попробуйте предложить свою версию умножения многочлена на многочлен. Проверьте свое правило на конкретных числах. Примените свое правило к заданию пункта 6.

Для выполнения этого задания ученикам предлагаются алгоритмические рекомендации:

Что такое многочлен?

Сформулируй и запиши распределительный закон умножения.

Как умножить одночлен на многочлен?

Если можно было бы представить один многочлен как одночлен, то, как бы ты выполнил умножение?

IV. Решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников)

Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником.

V. Демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников)

Определяются несколько учеников, желающих первыми прочитать свои правила и показать свое решение. Остальным ученикам задается вопрос: «На что Вы будете обращать свое внимание при ответе учащегося?»

— Буду готовить вопросы для авторов.

— Буду делать записи по ходу ответа.

— Буду искать в рассуждениях «разумное зерно» и т.д

Выясняется отношение учеников к чужим продуктам, и формулируются критерии их оценки.

VI. Систематизация полученной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта)

На данном занятии зачитываются и обсуждаются только две — три версии, составленные учениками. Учитель или сами ученики развивают и проверяют на прочность каждую версию.

Задача учителя на данном этапе — заметить, постараться понять противоречивые суждения детей, а также помочь им точнее выразить словами свои мысли.

Остальные ученики сдают свои версии учителю. Лучшие работы будут озвучены на следующем уроке.

Представляю правила умножения многочленов, составленные двумя учениками.

I. Струц Артем

II. Кардумян Анна

VII. Работа с литературно-историческими аналогами (введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам)

Сравнение образовательных продуктов учеников готовит их к последующему восприятию соответствующих культурно-историчес­ких аналогов — общепризнанных продуктов познания, полученных учёными и специалистами при исследовании тех же фундаментальных объектов, которые изучали ученики. Культурно-исторический аналог не означает его сходства с продуктом ученика, он относится к той же области реальной действительности и соответствующей проблематике; он может быть противоположен ученическому продукту, принадлежать иному миропониманию.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом, изложенным на страницах учебника. Каждый из учеников сопоставляет свой текст с текстом из учебника, отыскивает сходства и различия

Ребята сравнивают свои варианты ответов и работы одноклассников с аналогом.

Выясняется, что многие элементы их работ повторялись. Возникает версия о существовании единых первооснов, а это является одним из результатов образовательной ситуации.

Далее ученики вместе с учителем выполняют задание пункта 6 по правилу, которое записано в учебнике. Полученный результат ребята сравнивают со своим результатом. Делают соответствующие выводы.

Затем ребята по правилу произведения многочленов умножают двучлен на трехчлен и трехчлен на трехчлен. С помощью наводящих вопросов делают еще один вывод:

При умножении многочлена, содержащего m членов, на многочлен, содержащий n членов, в произведении (до приведения подобных членов) должно получиться mn членов.

Далее, подводя итоги урока, учитель возвращается к поставленным целям в начале урока. Обращает внимание на те вопросы, которые записаны на доске.

В домашнем задании, кроме параграфа и номеров из учебника, предлагается выполнить творческую работу.

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально):

– выполнить номера из учебника;

– продумать и ответить на вопросы: Можно ли многочлен представить в виде произведения многочленов? Можно ли делить многочлены? Какие еще действия можно производить над многочленами?

– приготовить реферат по теме «Деление многочленов»;

– написать мини-сочинение на тему «Моя собственная легенда возникновения многочлена» или «Многочлены в жизни человека».

VIII. Рефлексия (обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе)

Рефлексия — это психологическое отражение человеком самого себя, оценивание себя, возможность построить самому процесс самообразования.

Цель рефлексии — осознание учениками своей культурологической деятельности, использованных и усвоенных способов, полученных результатов, возникших трудностей и проблем.

Задания ученикам по рефлексии их деятельности:

Ответь на вопросы письменно: Что нового Вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Все ли цели урока оказались выполнены? Какие моменты урока вызвали наибольший интерес и почему? Нарисуйте, пожалуйста, график Вашего настроения на сегодняшнем уроке. Каких эмоций Вы испытали больше — положительных или отрицательных? Какое Ваше главное достижение на уроке? Проанализируйте эту ситуацию.

Приведу примеры рефлексий.

Головченко Мария, ученица 7 «г» класса МОУ СОШ «Гимназия г. Новый Уренгой»:

«Я узнала, как нужно умножать многочлен на многочлен, выразила свою точку зрения, поняла некоторые свои ошибки. Хоть моя версия была не совсем верная, но я ее доказала.

Все цели интересного урока были выполнены. Наибольший интерес у меня вызвало начало урока, ведь я не знала, что будет на уроке. Мое главное достижение — я доказала свою точку зрения. Для меня еще было главное, что я поняла тему. Хочу, чтобы таких уроков было больше, с помощью них мы можем узнать намного больше.»

Фахриева Рузанна, ученица 7 «в» класса МОУ СОШ «Гимназия г. Новый Уренгой»:

«Я научилась умножать многочлен на многочлен, научилась разрабатывать свою версию умножения многочлена на многочлен. Некоторые мои ответы оказались верными и некоторые даже правильными, но я их писала на черновике и поэтому доказать их правоту не смогла, но зато знала, что я это умею делать! Я даже на минуту представила себя ученым. Все цели урока были выполненными. Наибольший интерес вызвали моменты, когда мы предлагали свои версии, когда у всех все получалось, казалось бы, даже в сложных примерах. При составлении своего правила можно было проявить свою индивидуальность, рассказать свои мысли.»

Итог урока: Урок прошел интересно, насыщено и плодотворно. Дети были очень активны и свободны в своих творческих суждениях. Особенно им понравилось выступать в роли ученых. Свои чувства и ощущения от урока дети написали в рефлексии. Сама испытала удовлетворение от урока и чувство гордости за детей, за их творческую самореализацию. А это и есть предпосылка их жизненного успеха. Это дает мне основание полагать, что цели и задачи, поставленные мной, достигнуты.

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Образование детей в эвристическом обучении — своеобразный аналог, прообраз «взрослой» профессиональной деятельности и поэтому включает в себя основные типы деятельности человека и многообразие их результатов. Ученики, создавая индивидуальные образовательные продукты познания объектов, моделируют на уровне своего развития и образования аналогичные процессы «большой» науки или иной сферы деятельности взрослых. Такой процесс является переходом к знакомству и сопоставительному усвоению учениками культурного многообразия общечеловеческих продуктов труда, поскольку дети осваивают «настоящие» способы деятельности, которые имеют не столько учебно-тренировочную, сколько реально действенную роль в их жизни.

Литература

1. Хуторской А.В.Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 21 апреля. /journal/2005/0421.htm.

2. В статье используются материалы дистанционного курса «Как разработать и провести эвристический урок» Центра дистанционного образования «Эйдос», . E-mail: info@

3. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 14 января.

Сведения об авторах

  1. Антошкина Е. Г., к. т. н., доцент кафедры неорганической химии Южно-уральского государственного университета.

  2. Атепалихин М. С., к. п. н., доцент кафедры финансово-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  3. Борлакова З. Э., к. п. н., доцент кафедры финансово-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  4. Васильева А. П., преподаватель химии ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» г. Новый Уренгой.

  5. Власова Н. М., воспитатель-эколог ДОУ «Цветок Уренгоя», г. Новый Уренгой.

  6. Водопьянова Л. Н., преподаватель социально-психологи­ческих дисциплин ГОУ СПО «Новоуренгойский многопрофильный колледж», г. Новый Уренгой.

  7. Головнер В. Н.,координатор межрегиональных экологических экспедиций, учитель химии МОУ СОШ № 1259 г. Москва.

  8. Добротин Д. Ю., к. п. н., старший научный сотрудник лаборатории химического образования Института содержания и методов обучения РАО (г. Москва).

  9. Дубоневич В. Н., заместитель директора по УВР, учитель химии МОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой.

  10. Дугужева М. Х., к. ю. н., зав. кафедрой государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  11. Епанчинцева О. С., заместитель заведующего ДОУ «Цветок Уренгоя» г. Новый Уренгой.

  12. Животовская Г. П., д. п. н., профессор, зав. кафедрой неорганической химии Южно-уральского государственного университета.

  13. Капралов А. И., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения физике Челябинского государственного педагогического университета.

  14. Капштык М. Ф., преподаватель математики ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» г. Новый Уренгой.

  15. Кашавгалиева С. К., учитель физики МОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой.

  16. Керейтова З. К., учитель физики МВ(с)О(с)ОШ № 1 г. Сургут.

  17. Корлыханова Н. Н., Челябинский государственный педагогический университет, кафедра теории и методики обучения физике, кафедра информатики.

  18. Кудинов В. В., Челябинский государственный педагогический университет, кафедра теории и методики обучения физике; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, кафедра педагогики и психологии.

  19. Кузнецова С. Л.,учитель химии МОУ СОШ «Земля родная», г. Новый Уренгой.

  20. Лукоянова Н. А., старший преподаватель кафедры финансово-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  21. Максютова З. Г., к. ф. н., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  22. Мелкова И. А., преподаватель истории ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» г. Новый Уренгой.

  23. Михайлова Е. Т., зав. ДОУ «Цветок Уренгоя», г. Новый Уренгой.

  24. Молодых Т. Э., к. э. н., доцент Ямальского нефтегазового института (филиала) ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет».

  25. Нестерова В. Н., к. мед. н., доцент филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

  26. Ольховская Е. Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13 г. Черкесск КЧР.

  27. Панкратова Г. П., учитель начальных классов МОУ СОШ « Земля родная» г. Новый Уренгой.

  28. Петижева Н. Н., к. пс. н., доцент кафедры финансово-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой

  29. Пирожкова Т. А., заместитель заведующего ДОУ «Цветок Уренгоя», г. Новый Уренгой.

  30. Сауров Ю. А., д. п. н., профессор Вятского государственного гуманитарного университета.

  31. Семке А. И., учитель физики СОШ № 11 Ейского района Краснодарского края.

  32. Сидоренкова Л. А., к. т. н., доцент кафедры неорганической химии Южно-уральского государственного университета.

  33. Скоробагатова О. О., методист ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» г. Новый Уренгой.

  34. Сосновский Б. А., д. пс. н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права. г. Барнаул.

  35. Хайбуллина А. М., учитель-логопед ДОУ «Цветок Уренгоя», г. Новый Уренгой.

  36. Шабанова М. В., д. п. н., профессор кафедры методики преподавания математики ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова».

  37. Щербич С. Н., к. ист. н., доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Тюменского государственного университета.

  38. Юрчук О. Л., к. пс. н., педагог-психолог МОУ «Гимназия» г. Новый Уренгой.

  39. Яшухина О. Н., учитель математики МОУ «Гимназия» г. Новый Уренгой, руководитель городского методического объединения учителей математики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..