textarchive.ru

Главная > Статья


Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24 ИЮЛЯ 2007 Г. N 209-ФЗ

"О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 ноября 2007 года

Ю.А. ПОДГОРНАЯ, И.А. СМАГИНА

Подгорная Юлия Александровна - доцент кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, практикующий юрист. Автор ряда статей в сфере предпринимательского права.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.А. Смагиной "Налогообложение субъектов малого предпринимательства" включена в информационный банк согласно публикации - Право и экономика, 2007, N 11.

Смагина Ирина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. Автор многочисленных статей: "Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы развития", "Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства", "К вопросу об ограничении права государственных служащих на предпринимательскую деятельность", практического пособия "Малый бизнес. Все, что нужно знать предпринимателю" (в соавторстве).

В издании представлен постатейный комментарий к ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором детально освещаются основные правовые аспекты современного малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Комментируемый Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В комментарии прокомментированы общие положения в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Комментарий рассчитан на всех субъектов малого и среднего предпринимательства. Комментарий может быть полезен при изучении специализированных учебных курсов и дисциплин на юридических и экономических факультетах, научным работникам, а также иным лицам, интересующимся вопросами предпринимательства в Российской Федерации.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2007 года.

24 июля 2007 года N 209-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса <1>.

--------------------------------

<1> Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 62.

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов <2>. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

--------------------------------

<2> Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. 2006. С. 5.

Очевидно, что ранее действовавший Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества. Отдельные положения данного Закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 06.07.2007 Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства с 01.01.2008 должен стать Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

На встрече с министром правительства Москвы, руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы М. Вышегородцевым, которая прошла 27.08.2007, президент "ОПОРЫ РОССИИ" С. Борисов справедливо отметил, что принятый 06.07.2007 Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" является рамочным. "В этом и сила, и слабость. Но закон прямого действия у нас бы не получился - он пошел бы вразрез с действующим законодательством", - сказал глава "ОПОРЫ РОССИИ". Он уверен, что теперь дело за региональными и муниципальными законами, которые тоже нуждаются в корректировке. Признанным лидером в развитии малого бизнеса в настоящее время является Москва. Законодательство этого субъекта РФ, регулирующее предпринимательскую деятельность, во многом опережает федеральное. Поэтому закономерно, что столичный опыт активно перенимается другими регионами России.

2. В соответствии со ст. 1 указанного Закона, предмет его регулирования составляют отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Закон призван также определить понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Очевидно, что в отличие от Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ новый Закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый Закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (см. комментарий к ст. 15 комментируемого Закона).

В связи с тем что комментируемый Закон впервые вводит такие понятия, как "субъект среднего предпринимательства", "среднее предприятие", существующее федеральное и региональное законодательство в настоящее время не содержит норм о поддержке таких хозяйствующих субъектов. Их только предстоит создать, дифференцировав при этом виды и объемы поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Комментарий к статье 2

Предпринимательские отношения и, в частности, отношения, связанные с организацией и деятельностью малого и среднего предпринимательства, являются предметом регулирования нескольких отраслей законодательства. Среди них необходимо выделить следующие:

1) гражданское законодательство, важнейшая роль которого определяется тем, что оно закрепляет признаки предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности; регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя и коммерческих и некоммерческих организаций; устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства (главы 3, 4 ГК РФ), виды и порядок заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров (главы 27 - 29, часть II ГК РФ) и т.д.;

2) административное законодательство, значение которого состоит в том, что оно регламентирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией хозяйствующих субъектов, лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности, в процессе государственного контроля (надзора), и т.д.);

3) налоговое законодательство, которое устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства;

4) бюджетное законодательство, регулирующее порядок предоставления субсидий, субвенций и т.д.

Важно также помнить о том, что гражданское законодательство отнесено ст. 71 Конституции РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации, в связи с чем в данной сфере издаются нормативно-правовые акты только федерального уровня (федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств). А вот административное, налоговое и бюджетное законодательство составляют сферу совместного регулирования Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие вопросы регулируются нормативно-правовыми актами федерального уровня и законодательством субъектов РФ.

Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства. С учетом этого обстоятельства ст. 2 комментируемого Закона относит к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, следующие:

1) Конституция РФ, значение которой состоит в том, что она:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):

- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ);

- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ);

- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ);

2) Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

б) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";

- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

- Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

- Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и т.д.;

3) иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Очевидно, законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");

- постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);

4) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемый Закон четко указывает на необходимость принятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы.

В настоящее время региональное законодательство о малом предпринимательстве представлено такими актами, как, например, Закон города Москвы от 28.06.1995 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", Закон Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 137-48 "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге", областной Закон Ленинградской области от 25.07.1995 N 26-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" и др. Очевидно, что к моменту вступления в силу комментируемого Закона данные акты должны быть приведены в соответствие с ним;

5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Комментируемый Закон не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования, видимо, потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", <3> принятом Государственной Думой 16.06.1995 и вступившем в силу 21.07.1995, дано определение международных договоров. Так, международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

--------------------------------

<3> СЗ РФ. 1995. N 29. С. 2757.

Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти, договоры межведомственного характера).

В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

1) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в 1956 г.);

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в 1980 г.);

3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

4) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних норм о предпринимательской деятельности решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства. Следовательно, в случае противоречия норм национального законодательства, включая нормы Конституции РФ, общепризнанным нормам и принципам международного права и международным договорам РФ применяются последние.

Большое практическое значение имеет вопрос о действии норм, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, во времени, пространстве и по кругу лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральные подзаконные акты вступают в действие в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Так же как и законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская целевая программа " Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы" Состояние программы

    Программа
    ... государственной политики в области развитиямалого и среднегопредпринимательства и реализации Федеральногозаконаот24июля2007 года N 209-ФЗразвитиималого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации". Основной целью настоящей ...
  2. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 сентября 2011 г N 277 " О республиканской целевой программе " Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012 - 2016 годы"

    Закон
    ... - Федеральныйзаконот24июля2007 года N 209-ФЗразвитиималого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации"; Закон Республики Марий Эл от 27 ноября 2009 года N 63-З "О развитиималого и среднегопредпринимательства в Республике ...
  3. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г N 105 " О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (с изменениями от 10 сентября

    Программа
    ... Программы - Федеральныйзаконот24июля2007 г. N 209-ФЗразвитиималого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации"; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики ...
  4. Методика выявления и оценки " скрытых" и " мнимых" активов и обязательств (применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса введение

    Документ
    ... А.В., Сафронова Е.Г. Комментарий к Федеральномузаконуот24июля2007 г. - N 209-ФЗразвитиималого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации". - М.: Юстицинформ, 2008. 104 с. - (Сер. "Комментарий специалиста"). Экономика и управление ...
  5. От 6 июля 2009 г n 349-п " об отраслевой целевой программе " развитие малого и среднего (с изменениями от 18 марта 2 августа 2010 г )

    Документ
    ... мероприятий подпрограммы. Нормативную правовую базу подпрограммы составляют: - Федеральныйзаконот24.07.2007 N 209-ФЗразвитиималого и среднегопредпринимательства в РоссийскойФедерации"; - Федеральныйзаконот 02.08.2009 ...

Другие похожие документы..