Главная > Автореферат диссертации


Комитет по образования Правительства Санкт-Петербурга

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

СБОРНИК

документов

по вопросам профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма

Санкт-Петербург

2011

Сборник нормативных документов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Санкт-Петербург: типография Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2011. - 133 с.

Сборник содержит нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации, Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга, статистические данные ГИБДД Российской Федерации и в сфере профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию культуры безопасного поведения детей на дорогах и в транспорте.

Сборник адресован педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов и видов, родителям, руководителям и специалистам автотранспортных организаций, а также всем тем, кто интересуется вопросами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанием культуры безопасного поведения детей на дорогах и в транспорте.

© Составители:

Панов Н. А. – заведующий кафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Чикулаева В.В. – доцент кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Ответственный за выпуск: Панов Н. А. – заведующий кафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Экспертиза документов по содержанию: Зыбина Т.Н. – начальник отдела пропаганды БДД Управления Госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Компьютерная верстка: Васильева О.В.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….……..7

1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ………………………….10

1.1. Конвенция ООН о правах ребёнка (Извлечения)……………………………………10

1.2. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.)

(Извлечения) ……………………………………………………………………………………13

1.3. Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”

от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. Федеральных законов

от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ,

от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ,

от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,

от 23.07.2010 № 169-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ) (Извлечения) ………………………….19

1.4. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 1042

“О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения” ……….30

1.5. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100

";О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного

движения в 2006 - 2012 годах” (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 528, от 02.06.2008 № 423, от 15.07.2008 № 538,

от 14.02.2009 № 132) (Извлечения)……………………………………………………………30

1.6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации

от 2 декабря 2003 г. № 930 “Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской

Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения” (Извлечения)....................47

1.7. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации

от 28 августа 2006 г. № 678 “Об утверждении положения об управлении

реализацией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности

дорожного движения в 2006 – 2012 годах» и положения о совете по координации реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности

дорожного движения в 2006 – 2012 годах»…………………………………………………...53

1.8. Письмо Департамента государственной политики в образовании

Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572

";Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях"; ………………………...56

1.9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.07.96

№ 354 “О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся

России” (с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года) …………...58

1.10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 19 октября 2009 г. № 427 “О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.

№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования» ……………………………………………………59

1.11. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации

от 28 декабря 2010 г. № 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,

воспитанников” ………………………………...........................................................................61

1.12. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 2 декабря 2008 года

№ 1506 “О Плане мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы” ……………………………………………………..65

1.13. Распоряжение мэр - председателя Правительства Санкт-Петербурга

от 27 июля 1994 года № 796-р “О комиссиях по обеспечению безопасности

дорожного движения” (с изменениями на 17 ноября 2010 года) …………………………...66

1.14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2007 г.

№ 721 “Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня

правосознания и формированию законопослушного поведения участников

дорожного движения” ………………………………………………........................................71

1.15. Распоряжение Комитета по образованию от 12.04. 2006 года № 335-р

“Об организации деятельности образовательных учреждений по с

овершенствованию работы в сфере профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма …………………………………………………...........74

1.16. Информационно-методическое письмо Комитета по образованию от 03.12.2008

№ 04-5389/08 «Об организации деятельности образовательных учреждений по

совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» …………………………………………………………………………………...76

1.17. Положение о городском конкурсе среди образовательных учреждений

на лучшую организацию работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» …………………………..81

1.18. Распоряжение Комитета по образованию от 17 июня 2010 г. № 1116-р

“Об итогах городского смотра-конкурса среди образовательных учреждений

Санкт-Петербурга на лучшую организацию работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма “дорога без опасности”

в 2009/2010 учебном году” ……………………………………………………………………87

2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ………………………………….91

2.1. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-

эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения

при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом

(утверждены 21 сентября 2006 года) …………………………………………………………91

2.2. “Порядок направления заявок на сопровождение транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции при организованных перевозках

групп детей и учащихся”. Совместное письмо Комитета по образованию

Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования

Правительства Ленинградской области, Главного Управления внутренних дел

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области …………………………………………....96

2.3. Образец заявки на сопровождение транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции при организованных перевозках групп детей

и учащихся ……………………………………………………………………………………..97

2.4. Требования к транспортным средствам для перевозки детей. Извлечения

из Приложения № 6 “Дополнительные требования к специализированным и

специальным транспортным средствам” к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (Постановление Правительства Российской

Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720) ……………………………………………………98

3 ДАННЫЕ АВАРИЙНОСТИ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ (за 2010 год и январь-апрель 2011 года) …………………………………...102

3.1. Состояние аварийности по Российской Федерации ……………………………..102

3.2. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма

за 12 месяцев 2010 года на территории г. Санкт-Петербурга ……………………………..107

3.3. Состояние ДТП в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

за 4 месяца 2011 г. …………………………………………………………………………….110

3.4. Обзор детского дорожно-транспортного травматизма за 4 месяца

2011 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ………………….111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….113

ВВЕДЕНИЕ

В России сохраняется тенденция снижения числа аварий, а также погибших и пострадавших в них людей. Этого удалось добиться благодаря реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

«В 2010 году было зарегистрировано 199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, чем годом ранее, - сообщил начальник отдела пропаганды Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации полковник милиции Владимир Шевченко. – В результате погибли 26 567 человек – меньше на 3,9% и получили травмы – 250 635, что также почти на 2% ниже предыдущего показателя».

По словам Владимира Шевченко, из года в год причины ДТП не меняются. «Согласно данным официальной статистики, по-прежнему примерно 85% аварий происходит по вине водителей, которые нарушают Правила дорожного движения», - отметил он. – Из-за их невнимательности на дороге за год погибли 22 221 человек и 233 696 пострадали».

Список самых распространенных нарушений тот же – превышение скорости (2 914), несоответствие скорости конкретным условиям (45 303), выезд на полосу встречного движения (13 391) и нарушение правил проезда перекрестков (25 807). Среди видов происшествий преобладают столкновения транспортных средств (73 700), наезды на пешеходов (68 483), опрокидывание (25 623), наезды на препятствия (12 467).

Что касается пешеходов, то нередко они ведут себя достаточно беспечно. В прошлом году по их вине произошло 31 969 ДТП, что составляет примерно 16% от общего числа аварий и почти на 1,5% меньше, чем годом ранее, - подчеркнул руководитель отдела пропаганды.

Снизилось и количество ДТП с участием пьяных пешеходов. Таких ДТП зафиксировано 3 330, что на 5,1% меньше аналогичного показателя предыдущего года.

Всего в ДТП по собственной беспечности за год погибли 5 354 пешехода (меньше на 1,7%) и получили травмы – 28 124 (меньше на 1,4%). «Несмотря на снижение, цифры, безусловно, очень большие, - подчеркнул Владимир Шевченко. – Причины таких ДТП из года в год не меняются – это переход проезжей части в неположенном месте либо неожиданный выход на дорогу из-за деревьев, припаркованных машин или каких-то заграждений и т.д.».

«Как правило, наказать пешехода за нарушение ПДД довольно сложно, - констатировал Владимир Шевченко. – И штраф в 200 рублей не останавливает наших граждан. Поэтому, в основном, приходится уповать на сознание человека. Но, не следует винить во всем только самих пешеходов, органам исполнительной власти необходимо подумать о создании надлежащих условий для них».

Кроме того, по словам Владимира Шевченко, сотрудники ГИБДД регулярно вносят предписания органам власти для устранения выявленных нарушений, но в ряде случаев ситуация по-прежнему не меняется. А стало быть, пешеход все также остается незащищенным.

«Кроме того, я рекомендую всем без исключения пешеходам – и взрослым, и детям – в обязательном порядке носить специальные световозвращающие элементы, которые крепятся на одежду и позволяют водителю даже в темноте разглядеть пешехода, – отметил руководитель пропаганды. – Поверьте, эта превентивная мера безопасности никогда не станет лишней».

Случаев нарушения правил дорожного движения пешеходами становится все меньше и будем надеяться, что в следующие годы эта тенденция сохранится.

В эксклюзивном интервью Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов обозревателю ИТАР-ТАСС Светлане Аликиной 12 января 2011 сообщил: “Что же касается ситуации на дорогах в целом, то она, к сожалению, по-прежнему остается довольно сложной. Но, несмотря на все трудности, нам удалось сохранить контроль над обстановкой и добиться дальнейшего снижения числа ДТП. Большую роль, конечно же, сыграла Федеральная целевая программа ";Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годах";, благодаря которой за это время уже удалось сохранить более 8,5 тысяч человеческих жизней, в том числе 2 тысячи - детских. Все эти люди могли бы погибнуть в авариях, если бы вовремя не был реализован комплекс мер по снижению уровня аварийности.

В настоящее время начата разработка новой национальной стратегии повышения безопасности дорожного движения, которая будет прописана в профильной ФЦП на 2013-2020 годы. Подготовка этой программы также уже начата. А задача, которую мы ставим, не менее амбициозная - сокращение за десятилетие числа погибших в ДТП в два раза к среднему показателю за последние три года, который составляет почти 30 тысяч человек.

Но такая задача может быть решена только в условиях устойчивого ресурсного обеспечения. Опыт стран Европы, добившихся успехов, показывает, что решение проблемы не может быть сиюминутным, ведь европейские страны шли к этому не один десяток лет, а также требуется системность, скоординированность, последовательное наращивание усилий.

25 марта 2011 года в Лепном зале Смольного состоялось заседание Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Санкт-Петербурга. На мероприятии присутствовали председатели и секретари комиссий по ОБДД администраций районов Санкт-Петербурга, начальники и заместители начальников отделов Управления ГАИ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, начальники районных отделов ГИБДД, руководители предприятий и организаций.

Было отмечено, что сложившаяся в Санкт-Петербурге обстановка с аварийностью за 2 месяца 2011 года характеризуется как относительно стабильная. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно уменьшилось количество ДТП — 850 ( −111). Меньше погибших — 32 (-10) и раненых — 1039 (-121).

Одной из серьезнейших проблем Санкт-Петербурга остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. В 2010 году на территории города в дорожно-транспортных происшествиях погибло 4 ребенка; 639 детей в возрасте до 16 лет получили ранения различной степени тяжести, большинство из них пострадало по вине водителей.

Идеальным способом исключить конфликт «транспорт-пешеход» является разделение этих потоков в пространстве. На территории Санкт-Петербурга расположено 5 тысяч 593 пешеходных перехода, из них: 2 тысячи 398 — нерегулируемые, 8 — надземных и 35 подземных переходов. На федеральной дороге КАД оборудован 1 надземный переход. До 2015 года запланировано построить 19 разноуровневых переходов. Кроме того, предусматривается строительство велосипедных дорожек.

Для реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2008 № 1506 «О Плане мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы». Данным Планом предусмотрены меры по повышению правового сознания и культуры поведения участников дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма, включающие создание радио-, видео- и телевизионной информационно-пропагандистской продукции.

С целью информационно-пропагандистского обеспечения жителей города на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга () на странице Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности помещается информация о наиболее значимых форумах и конференциях по вопросам безопасности дорожного движения, проводимых в Санкт-Петербурге; на сайте Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности () размещена информация о деятельности Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Санкт-Петербурга. Здесь можно узнать обо всех принимаемых Комиссией постановлениях.

В соответствии с п. 6.5 постановления Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Санкт-Петербурга от 26.06.2008, Ситуационным центром Санкт-Петербурга организована работа по подготовке учебно-методических материалов на основе данных Городской системы видеонаблюдения для использования при обучении водителей, а также на занятиях по ОБЖ в общеобразовательных школах.

С осени 2010 года Комитет совместно с Управлением Госавтоинспекции организовал выпуск серии коротких учебно-методических фильмов для демонстрации в сети Интернет. Проект получил название «Добрые дороги». В настоящий момент для просмотра доступно 5 фильмов. Фильм «Стой! Смотри! Иди!» рекомендован к показу учащимся 4-11-х классов общеобразовательных школ, «Добрые дороги» адресован учащимся автошкол. Работа проводилась во взаимодействии с Управлением ГИБДД, общественным фондом «Нева», Городским мониторинговым центром. Оба фильма активно используются сотрудниками Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области на профилактических занятиях и мероприятиях. Фильмы размещены на официальном сайте Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Основная идея данной серии фильмов — использовать в качестве методического материала реальные случаи ДТП на улицах Санкт-Петербурга, запечатленные камерами наружного видеонаблюдения. В дальнейшем планируется выпускать подобные фильмы ежеквартально

Новой формой информирования населения о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения Санкт-Петербурга стало проведение «круглых столов» с участием СМИ. Только постоянная, систематическая работа в данном направлении способна снизить статистику ДТП и сократить число пострадавших на дорогах.

1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Все нормативные документы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма можно разделить на несколько категорий:

- международные, к которым относится Конвенция ООН и правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года, и вступила в силу 2 сентября 1990 года;

- документы федерального уровня: законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерств - внутренних дел, образования и науки Российской Федерации;

- документы регионального уровня (постановления Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора, распоряжения и информационно-методические письма Комитета по образованию).

1.1 Конвенция ООН о правах ребёнка

(Извлечения)

Часть I

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 3

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 39

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Статья 40

1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 декабря 2008 г

    Документ
    ... мероприятия, направленные на профилактикудетскогодорожно-транспортноготравматизма 1.2.1 Обеспечение подготовки и издания сборниковдокументовповопросампрофилактикидетскогодорожно-транспортноготравматизма КО 2009- 2012 гг ...
  2. «о дальнейших мерах по повышению безопасности дорожного движения снижению числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях»

    Доклад
    ... пособия для учителей, сборники ситуационных задач, ... программы повышения квалификации повопросампрофилактикидетскогодорожно-транспортноготравматизма для педагогических ... нормативно-правовых документовпо обеспечению безопасности дорожного движения ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... общего образования по обществознанию // Сборник нормативных документов. Обществознание. ... по педагогическому просвещению родителей повопросам ... Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук: Профилактикадетскогодорожно-транспортноготравматизма». – М.: ТЦ ...
  4. «городской центр обеспечения качества образования» опыт работы дошкольных образовательных учреждений города костромы в рамках выполнения областной целевой программы

    Документ
    ... повопросампрофилактикидетскогодорожнотранспортноготравматизма ... Перечень нормативных документовпо предупреждению детскогодорожноготравматизма; Методическая литература попрофилактикедетскогодорожноготранспортноготравматизма; Интернет- ...
  5. Закон об областной программе " модернизация системы образования

    Закон
    ... рекомендаций, 10 сборниковпо проблемам сельской школы ... и издание пакета документовпо правовому обеспечению реструктуризации ... тематических теле- и радиопередач повопросампрофилактикидетскогодорожно-транспортноготравматизма 2005 2006 2007 15 ...

Другие похожие документы..