textarchive.ru

Главная > Интернет справочник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

[16]

Произведения

Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. М. Гаспарова. — М.: Худож. лит., 1979.— 550 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. С. Шервинского. - М.: Худож. лит., 1971 — 446 с. — (Б-ка всемирн. лит.): Сельские поэмы; Буколики; Георгики / Пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского. - М.; Л.: Academia, 1933.- 166 с.; Энеида / Пер. В. Брюсова, С.Со­ловьева; Ред., вступ. ст. и коммент. Н.Ф.Дератани. — М.; Л.: Academia, 1933.— 379 с.

Литература

Шервинский С. В. Из второй книги «Георгик» Вергилия; Ошеров С. А. История, судьба и человек

в «Энеиде» Вергилия.— В кн.: Античность и современность, М., 1972, с. 310—329.

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (OUINTUS HORATIUS FLACCUS. 65-8 гг. до н. э.)

— родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника. Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной деятельности Горация. В противоположность Вергилию он всегда старался держаться подальше от двора. В своем творчестве Гораций сравнительно мало касался острых политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться «золотой серединой» (принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви, борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких сборников од и сатир, а также «Посланий», где особенно примечательна «Наука поэзии», содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт древности не печатался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина и других поэтов.

Сатиры (Satirae)

— этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. до н. э. «Сатиры» представляют собой беседы на бытовые и философские темы Иногда это диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные современники поэта. В «Сатирах» Гораций рассказывает о себе, говорит о своем «низком» происхождении, вспоминает свое прошлое, когда он выступал защитником республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир посвя­щены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на творчество, более подробно изложенные им позднее в «Науке поэзии», где он советует поэтам написанное «девять лет хранить без показу». Сатиры Горация отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоин­ствами.

Оды (Carmina)

— под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация, переписан­ных в трех книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические стихотворения словом «carmina» («песни»). Термин «ода», заимствованный из древнегреческого языка, где он выступает в значении «песня», в античности совсем не обязательно связывался с произведением, написанным в торже­ственно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным свойством, что и все его творчество,— интеллектуализмом. Тематика сборника весьма разнообразна. В нем есть группа дидактических, или «увещательных», стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие «оды» представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика, в которой поэт славит «скромного Вакха». Особый раздел составляют оды на политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник знаменитым «Памятником», который много раз переводился в позднейшие времена и служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов. Фет. Брюсов. Реминисценции из этого стихотворения очевидны в «Па­мятнике» Державина и «Памятнике» Пушкина.

[17]

Произведения

Полное собрание сочинений / Пер. под ред. и с примеч. ф. А. Петровского; Вступ. ст. В. Я. Каплинского.— М.; Л.: Academia, 1936.— XX, 447 с.; Оды / Пер. размерами подлинника Н. И. Шатерникова.— М.: Гослитиздат, 1935.— 198 с.; Оды, эподы, сатиры, послания / Вступ. ст. М.Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1970.— 478 с.— 1Б-к.а античн. лит. Рим).

Литература

Мокробородова Л. С. Sapere как важнейший принцип учения Горация о поэзии.— Вести. Ленингр. ун-та, 1983, № 8: История, яз., лит., вып. 2, с. 44—48.

ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (PUBLIUS OVIDIUS NASO. 43 г. до н. э. - 18 г. н. э.)

— римский поэт, младший из плеяды выдающихся поэтов эпохи Августа. Все литературное творчество Публия Овидия Назона можно разделить на три этапа: любовная поэзия («Любов­ные стихотворения»), мифологическая поэзия («Метаморфозы» и «Фасты») и стихи лет изгнания («Скорбные элегии», «Послания с Понта»). Предполагают, что «Наука любви» Овидия послужила причиной катастрофы, постигшей его в конце жизни. Август, стремившийся играть роль блюстителя чистоты нравов, сослал 50-летнего поэта (в 8 г. н. э.) в город Томы на берегу Черного моря (нынешняя Констанца), где Овидий провел последние десять лет жизни, томясь мучительной тоской по родине, и где он окончил свои дни, так и не дождавшись позволения вернуться в Рим. Популярность Овидия была очень велика во все времена. Его сюжеты послужили материалом для создания многих стихов, новелл, опер, балетов. В русской литературе имя Овидия связано с именем Пушкина, который в период южного изгнания часто сопоставлял свою судьбу с его судьбой.

Метаморфозы (Превращения) (Metamorphoses)

— поэма в гекзаметрах, создавшая Овидию мировую славу. Она состоит из пятнадцати книг. Сю­жетным стержнем для множества мифов и преданий, составляющих поэму, является мифологическая тема превращений. Начинаясь рассказом о сотворении мира — первом «превращении» (первозданного хаоса в космос), поэма заканчивается последним «превращением» — превращением Юлия Цезаря в комету, согласно официально признанной в Риме версии. Между этими двумя «метаморфозами» расположено огромное количество самых разнообразных сказаний, преданий и мифов. В немалой части своей заимствованные из греческих источников, они оригинально переработаны Ор 'дием и присоединены друг к другу с большим композиционным мастерством. Своими нравами боги у Овидия напоминают его римских современников. Боги разделены на сильных — «патрициев» и подчиненных им — «плебеев», которые живут на небе соответственно своему рангу. Так же как верхи римского общества, небожители занимаются интригами, участвуют в любовных приключениях.

Скорбные элегии (Tristia)

— один из основных стихотворных циклов, созданных в изгнании. Тоска по родине и близким, обращения к преданной жене, признательность друзьям, которые остались верными в несчастье, и горечь обиды на неверных, мольбы о заступничестве, жалобы на суровую природу чужбины и тяжесть одиночества, наконец, хвала поэзии, Музе, единственной утешительнице в печали, — таково содержание «Скорбных элегий». В четвертой книге Овидий рассказал о своей жизни в стихотворении под названием «Автобиография».

Произведения

Метаморфозы / Пер. С. В. Шервинского; Вступ. ст. С. Ошерова. — М.: Худож. лит., 1977 — 430 с. — (Б-ка античн. лит. Рим); Скорбные элегии; Письма с Понта / Изд. подгот. М.Л. Гаспаров, С.А.Ошеров.— М.: Наука, 1978.— 271 с.— (Лит. памятники); Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1973.— 525 с,— (Б-ка античн. лит. Рим).

Литература Дримба О. Овидий — поэт Рима и Том: Пер. с рум. — Бухарест: Меридиане, 1967.— 291 с.

ГАЙ ПЕТГОНИЙ АРБИТР (GAIUS PETRON1US ARBITER. Год рождения неизвестен - 66 г. н. э.)

— был аристократом-рабовладельцем и во времена Нерона занимался политической и литератур­ной деятельностью. О жизни и личности Петрония Арбитра до наших дней дошло очень мало: все известные сведения содержатся в книге XVI «Анналов» Тацита. Образ жизни Петрония

[18]

пгличался утонченной роскошью и гедонизмом. Он знал толк в наслаждениях, за что был принят число близких друзей Нерона, снискав в ближайшем окружении кровавого императора титул судьи изящного» («arbiter elegantianim»), откуда и происходит вторая часть его имени. Став жертвой дворцовых интриг, он был заподозрен в измене и кончил самоубийством в своем родовом имении в Кумах. Из литературного наследия Петрония сохранилось — в небольшом числе (Ьоагментов — одно произведение: «Сатуры», или «Сатирикон», повествование, имеющее некоторые формальные признаки греческого любовного романа и построенное на чередовании проза­ического изложения со стихотворными вставками. Судя по имеющимся отрывкам, это было широко задуманное комическое обозрение нравов Римской империи периода разложения и упадка. Время действия книги — годы правления Нерона, место действия — преимущественно провинция Кампания. В рамках «лоскутной» композиции произведения, номинальный сюжет которого — приключения трех молодых авантюристов: вечного студента Энколпия, плута Аскилта и развра­щенного мальчишки Гитона, предмета постоянных раздоров между двумя дружками, — соединено множество разноплановых эпизодов пикарескного, авантюрного, бытового, нравоописательного, анекдотического и пародийного характера. Главные действующие лица книги попадают в немыс­лимые ситуации и положения, выступают во взаимоисключающих обличьях. Неожиданные пово­роты интриги и постоянные переодевания, смены масок и разоблачения в сочетании с народно-смеховой, бурлескной трактовкой эротической темы — источник комического в «Сатириконе». Самый завершенный фрагмент произведения — описание пиршества в доме мифически богатого вольноотпущенника Трималхиона. Здесь стиль Петрония приобретает отчетливо сатирическую окраску — но не потому, что его возмущают бесстыдство и аморализм домашней оргии, а потому. что автору, рафинированному аристократу, претят чванство не по чину и вульгарность бывшего раба, который глух ко всему изящному и прекрасному и тупо упоен могуществом, что дают ему деньги. В остальном повествование Петрония лишено нравственного суждения автора об изобра­жаемом; по мнению исследователей, в этом сказался дух нравственного релятивизма, характерный для эпохи, в которую писался «Сатирикон». Латынь книги Петрония, щедро насыщенная про­стонародной лексикой, была для литературы того времени новаторским явлением. Новым был и опыт изображения — во всем их красочном разнообразии и пестроте — быта и типов обитателей низов и даже дна римского общества. Реминисценции из «Сатирикона» нередки в европейской литературе Возрождения и более позднего периода, в частности, использование сюжета вставной новеллы об эфесской матроне. Форма и образы книги Петрония оказали несомненное воздействие на становление и развитие европейского плутовского (пикарескного) романа как жанра. А слова «Трималхион» и «трималхионов пир» стали в литературе синонимами пошляка-нувориша и вуль­гарной, рассчитанной на внешний эффект дорогостоящей роскоши. В конце 1960-х гг. итальянский режиссер Федерико Феллини снял фильм по мотивам «Сатирикона», в котором заострил ряд сюжетных положений литературного первоисточника и подчеркнул мотивы кризиса и разложения клонящейся к упадку цивилизации, дав тем самым аллегорическую параллель к состоянию современного общества.

Произведение

Сатирикон / Пер. Б.Ярхо.— В кн.: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт (и др.], М., 1969, с. 235—348; Сатирикон / Пер. А. Гаврилова и Б. Ярхо. — В кн.: Римская сатира, М., 1989, с. 131-235.

Литература

Сантросян Н.М. Об идейных и художественных особенностях «Сатирикона» Петрония: Научн. докл. высш. шк.— Филол. науки, 1961, № 4, с. 56—66.

МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ (MARCUS VALERIUS MARTIALIS. Ок. 42 г. - ок. 102 г. н. э.)

— классический мастер эпиграммы в римской и мировой литературе, родился в Испании. Получив образование на родине, Марк Валерий Марциал приехал в Рим, где ему пришлось искать знатных покровителей. Унизительная зависимость оказала влияние на мировоззрение и кругозор Марциала, но вместе с тем дала ему богатейший материал, составивший затем «соль» и «желчь» его произ­ведений. Марциал сравнительно поздно стал писать и специализировался на эпиграммах, собрание которых составило двенадцать книг. Содержанием эпиграмм является, по словам автора, то, «о чем жизнь может сказать — „это мое"». В коротких, прекрасно отточенных строках эпиграмм Марциала (обычно он пользуется вымышленными именами) как живые встают самые разнообраз­ные типы людей (врачи, философы, светские щеголи, выскочки и искатели наследства), разнооб­разные характеры (скупцы, льстецы и завистники, плагиаторы, болтуны и т. п.). Особо нужно

[19]

отметить эпиграммы, относящиеся к простому люду. живущему в тяжелой нужде, о которых автор пишет с искренним сочувствием и любовью.

Произведения

Эпиграммы / Вступ. ст. и коммент. Ф.Петровского.— М.: Худож. лит., 1968.— 487 с.— (Б-ка античн. лит. Рим).

Литература

Савельева Л. И. Литературная жизнь Рима 1 в. н. э. по эпиграммам Марциала. — Учен. зап. Казанск. ун-та, 1954, т. 114, кн. 6: Сб. работ ист.-филол. фак., с. 67—91.

ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ (DECIMUS IUNIUS IUVENALIS. Ок. 60 г.- ок. 127 г. н. э.)

— родился в небольшом италийском городке Аквине. Во времена Домициана он был профессиональ­ным ритором-декламатором. Достигнув пятидесятилетнего возраста, Децим Юний Ювенал начал пи­сать сатиры, которые сделали его имя известным вплоть до наших дней. Римского сатирика считали обличителем аристократии и деспотизма. Его высоко ценили Шиллер, Гейне, Гюго, назвавший его «величайшим из римлян». В России Ювенала чтили декабристы. Не раз упоминает о нем Пушкин.

Сатиры (Satirae)

— литературное наследие Ювенала состоит из пяти книг, заключающих в себе шестнадцать сатир. Изображая в них пороки своего времени, автор пользуется особого рода «защитным» приемом: он избегает осмеивать живых лиц и называет имена из недавнего прошлого, давая, однако, читателю понять, что его сатира имеет в виду настоящее. По тематике, а также по силе обличительного пафоса творчество римского сатирика можно разделить на два периода. К первому периоду (приблизительно до 120 г. н. э.) относятся первые три книги сатир, которые содержат самые сильные и яркие произведения автора: известную в мировой литературе сатиру о знатности, сатиру о деспотическом режиме Домициана, а также ряд сатир, посвященных бедственному положению людей умственного труда, зависящих от богатого патрона, и т. п. Ко второму периоду творчества Ювенала можно отнести последние две книги сатир па морально-философские темы. Написанные уже в менее резких тонах, они приобрели более отвлеченный характер жалобы на общий упадок нравов и развращенность римского общества.

Произведения

Сатиры / Пер. Д. С. Недовича, Ф.А.Петровского; Вступ. ст. А. И. Белецкого — М.; Л.: Academia, 1937.— XXXVI, 154 с.; Сатиры / Пер. Д. Недовича, Ф. Петровского.— В кн.: Римская сатира, М , 1989, с. 239-340.

Литература

Апт С. К. Ювенал и риторика. — Уч. записки, т. 3: Фак. рус. яз. и лит., вып. 2, 1956, с. 223—243. — В надзаг.: Орехово-Зуевский пед. ин-т.

ЛЮЦИЙ АПУЛЕЙ (LUC1US APULE1US. Ок. 124 г.- ок. 180 г. н. э.)

— последний яркий писатель Рима периода упадка, родился в Мадавре, римской колонии в Нумидии. Люций Апулей происходил из богатой семьи и получил образование в Карфагене, затем обучался философии в Афинах и много путешествовал по греческому Востоку. Некоторое время жил в Риме, где занимался адвокатской деятельностью и совершенствовался в искусстве владения латинским стихом. После этого Апулей снова возвратился в Карфаген, где славился как «профессор» ораторского искусства. Он был избран на высшую должность «жреца провинции», ему при жизни был поставлен памятник. Апулей писал и по-латински и по-гречески. До нашего времени дошел создавший автору мировую славу роман-сказка «Метаморфозы, или Осел», получивший за свои литературные достоинства название «Золотой осел». Слава Апулея была очень велика и в после­дующие времена. Боккаччо заимствовал ряд отдельных новелл из его «Метаморфоз». Апулея ценили Шекспир, Вольтер и Пушкин. Сюжеты Апулея использовали для своих произведений выдающиеся мастера изобразительного искусства — Рафаэль, Канова, Торвальдсен и др.

Метаморфозы (Превращения), или Золотой осел (Metamorphoseon libri XI)

— наиболее известный и читаемый из дошедших до нас античных романов. Молодой грек по имени Лукий путешествует по Фессалии — знаменитой стране волшебниц. Там он останавливается

[20]

в доме своего знакомого, жена которого слывет могущественной колдуньей. С помощью своей возлюблeннoй Фотиды, молоденькой прислужницы хозяйки, ему удается подсмотреть, как ее госпожа превращается в птицу, и он сам загорается желанием испытать такое превращение. Но произошла какая-то ошибка, и Лукий вместо птицы оказался превращенным в осла, сохранив при этом человеческий разум и человеческие вкусы. Прием превращения героя романа в осла позволил автору с едкой насмешкой изобразить современные ему нравы. Самые разнообразные социальные слои провинциального общества (развратные жрецы-шарлатаны, сумасбродные богачи, администоаторы-самодуры и т. п.) показаны в романе остросатирически. Заключительная часть «Метаморфоз», в которой рассказывается о дальнейшей судьбе Лукия, носит полуавтобиографический характер. Самостоятельное значение имеет рассказ об Амуре и Психее, вставленный в роман. Здесь используется популярный сюжет мирового фольклора. Героиня Апулеевой новеллы-сказки Психея становится женой Амура, сына богини Венеры. Оскорбленная тем, что смертная девушка оказалась наделенной такой же необыкновенной прелестью, как сама богиня красоты, Венера преследует несчастную Психею, разлучая ее с возлюбленным. После многих несчастий и странствований, в конце которых Психея по воле Венеры попадает в царство мертвых, любящим удается соединиться. Им помогает сам Юпитер, который дарует Психее бессмертие и делает ее равной богам. Боги Олимпа, действующие в сказке наравне с людьми (разъяренная свекровь богиня Венера, добро­душно-ворчливый дедушка Юпитер), изображены Апулеем в комически-бытовых тонах. Трогатель­ность и лиризм сказки об Амуре и Психее сделали ее одним из самых интересных и популярных произведений в мировой литературе.

Произведения Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии; Метаморфозы в 11 книгах;

Флориды / Пер. М.А.Кузмина и др.— М.: Изд-во АН СССР, I960.— 434 с.— (Лит. памятники);

Метаморфозы и другие сочинения / Сост. и научн. подгот. текста М.Гаспарова; Вступ. ст. Н. Григорьевой; Коммент. М.Гаспарова, Н.Григорьевой, А.Кузнецова, Е.Рабинович, Р.Урбан.— М.:

Худож. лит., 1988.— 399 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Метаморфозы, или Золотой осел / Пер. М.Кузмина.— В кн.: Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт [и др.], М., 1969, с. 349—544.

Литература

Поляков С. В. «Метаморфозы», или «Золотой осел», Апулея.— М.: Наука, 1988.— 148 с.; Стрель­никова И.П. «Метаморфозы» Апулея.— В кн.: Античный роман, М., 1969, с. 332—364.

[21]

Византийская литература

Литература Византийской империи со столицей в Византии (Константинополе) существовала на древнегреческом и среднегреческом языках; в ранний период создавалась в тесной связи с коптской и сирийской литературой (на сирийском языке). Особенность византийской литературы — взаи­модействие в ней древнегреческих традиций и форм со средневековым, опирающимся на рели­гиозное начало (христианство) миросозерцанием. Она носила в сильной степени религиозный характер, хотя соотношение в ней религиозных и светских форм и жанров менялось на разных этапах ее бытования. Протовизантийский период (IV — середина VII в.) — эпоха становления византийской литературы: освоение наследованных от древнегреческой литературы форм — басни, эпиграммы, исторического повествования; полный отказ от драмы; развитие собственных форм — литургической поэзии, житийного повествования, проповеди. Место традиционного литературного героя, наделенного телесной красотой и воинскими доблестями, постепенно занимает святой, мученик, страстотерпец, воитель за христианскую веру. В историографии античный принцип изложения истории как драмы человеческих страстей и интересов замещается установкой на телеологическое истолкование истории как извечного противоборства добра со злом или на ее дидактическое изложение, как в «Истории» Феофилакта Симокатты (первая половина VII в.). Риторика представлена проповедями, речами, беседами Иоанна Златоуста (между 344 и 354—407);

поэтический эпос — Нонном Панополитанским (V в.), автором поэмы в 48 песнях «О Дионисе» и переложения в гекзаметрах «Евангелия от Иоанна», и Георгием Писидой (конец VI—VII вв.), создавшим цикл поэм о войнах империи с аварцами и персами, религиозно-дидактическую поэму «Шестоднев», эпиграммы на библейские темы. Гимнография достигла расцвета в творчестве Романа Сладкопевца (конец V в.— около 560), в совершенстве разработавшего жанр кондака, своеобразной и сложной по форме поэмы на религиозный сюжет, автора знаменитого «Акафиста Богородице». Во вторую половину VII—IX вв. византийская литература переживает период упадка; религиозное начало почти полностью вытесняет в ней античные традиции, в роли авторов выступают преиму­щественно религиозные деятели. Наиболее значительным в их ряду является богослов и философ Иоанн Дамаскин (около 675 — до 753), автор текстов церковных песнопений (канонов) и философско-теологического компендиума «Источник знаний». Кондак вытесняется каноном — религиозным гимном из 9 «песней», каждая из которых соотносится с ветхозаветным сюжетом, который, однако, воспринимается как прообраз события из Нового Завета. Создателем нового жанра и его классиком был Андрей Критский (около 660—740), автор «Великого канона». С середины IX в. византийская литература вновь обращается к наследию античности и раннего христианства. Культурному освоению этого наследия способствует просветительская деятельность императора Константина VII Багрянородного (912—959), под чьим руководством было предпринято составление сводов («энциклопедий») по отраслям знаний. Итогом развития агиографической литературы становится фундаментальный свод житий святых, собранный и обработанный Симе­оном Метафрастом (X в.). Лишь небольшая часть житий может быть соотнесена с реально существовавшими лицами, большинство сочинений такого рода представляют собой взятые из древней литературы и устного фольклора сюжеты, перенесенные в более близкие времена и переработанные в духе христианской дидактики. XI—XII вв. иногда называют Византийским Возрождением. Появляется литература на народном языке, светские жанры теснят религиозные;

литургическая поэзия и агиография приходят в упадок. Усложняется мир литературного героя. Характерной и яркой фигурой этого периода выступает Михаил Пселл (1018 — около 1078 или около 1096) — писатель, царедворец, философ, ученый, автор многочисленных речей, па­негириков, трактатов, энциклопедии «О всяческой науке», писем, знаменитых политических мемуаров «Хронография». В этот период литературно оформляется древнейший из дошедших до нас памятников устного творчества — героические песни о Дигенисе Акрите; возникает новый жанр — эротический роман в прозаической и стихотворной формах: «Повесть об Исминии и Исмине» Евматия Макремволита, «Роданфа и Досикл» Феодора Продрома, «Повесть о Дросилле

[22]

и Хаоикле» Никиты Евгениана. В XIII в. в прозе большую известность получил диалог «Тимарион», приписываемый Николаю Калликлу, автору пространных эпиграмм-панегириков умершим пред­ставителям влиятельного семейства Палеологов. Конец Византийскому Возрождению положил захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. Богословская полемика занимает в литературе господствующее положение. В то же время получают развитие такие светские жанры, как мему-пистяка и автобиография; начало последней положил своей «Автобиографией» (1264—1265) Никифор Влеммид (1197—1272). Получают распространение и византийские подражания средне­вековому европейскому рыцарскому роману в стихах: «Бельтандр и Хризанца», «флорий и Плацафлора», «Ливистр и Родамна», «Империй и Маргарона» и др. С завоеванием Византийской империи турками (падение Константинополя в 1453 г.) история византийской литературы прак­тически завершается, оставив в качестве поздних своих явлений ряд исторических сочинений — высокой литературе, образцы животного сказочного эпоса и плачей о погибших — в на­родной.

Византийская литература в переводах оказала воздействие на становление литературы Армении и Грузии, западноевропейской религиозной литературы, но в первую очередь — на становление средневековых литератур Болгарии, Сербии и древнерусской. «Шестоднев» Георгия Писиды был переведен на старославянский еще в XIV в. К сюжетам из византийской агиографии обращались русские писатели, начиная с А. Н. Радищева, — И. С. Аксаков, А. И. Герцен, Н. С. Лесков, В. М. Гар-щин, А. М. Ремизов и др.

Диегизис Акрит (Διγεης Ακριτος)

— народный эпос был записан в XI—XII вв.; греческий оригинал повести не сохранился, известны лишь позднейшие (XII—XIII вв.) стихотворные обработки. Герой, нареченный при рождении Василием, именуется Дигенисом Акрчтом: Дигенис значит «двоеродный», поскольку он сын сирийского эмира Мусура, принявшего ради жены христианство, и дочери каппадокийского стратига Ирины;

Акрит — «охранитель границ». Поэма состоит из восьми книг (песен). Три первые — подробный рассказ о сватовстве эмира и обращении в христианство его самого и всех его родственников. В остальных песнях повествуется о подвигах героя, его женитьбе на похищенной дочери дукского стратига Елене, о сказочных красотах его дворца, его военных победах над врагами Византии, встрече с императором, внезапной смерти в 33 года (возраст Христа) и пышном погребении вместе с женой, которая не смогла пережить его смерти. Дигенис Акрит наделен всеми типовыми достоинствами сказочного героя: прекрасен обликом, строен, обладает непомерной силой, неустрашимостью, муд­ростью не по годам и высокими моральными качествами. Он опора престола и защитник слабых. В описании его подвигов существенны гиперболизм и фантастический элемент. Так, мальчик растет со сказочной быстротой. Отроком он голыми руками убивает медведицу и медведя, юношей — могучего льва. Он поражает трехглавого дракона, побеждает в единоборстве деву-воительницу Максиме. При общей христианской тенденциозности поэмы библейские элементы прихотливо сочетаются в ней с античными и даже языческими. Например, воплощением мужества выступают в одном ряду Самсон и Ахилл, Давид и Агамемнон, Голиаф и Александр Македонский; мудрости — Моисей и Одиссей. Перевод «Дигениса Акрита» на старославянский язык (XI—XII вв.) под названием <Девгениево деяние» стал памятником старославянской литературы.

Издания текстов

Византийская любовная проза: Аристенет. Любовные письма; Евматий Макремволит. Повесть об Исминии и Исмине / Пер., ст. и примеч. С.В.Поляковой.— М.: Наука, 1965.— 155 с.— (Лит. памятники); Византийские легенды / Изд. подгот. С. В. Полякова. — Л.: Наука, 1972. — 301 с. — (Лит. памятники); Византийский сатирический диалог / Изд. подгот. С. В. Полякова, И. В. Филен-ковская.— Л.: Наука, 1986.— 189 с.— (Лит. памятники); Две византийские хроники Х века:

Псамафийская хроника; Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники. — М.: Изд-во восточной лит., 1959.— 261 с.; Дигенис Акрит: Византийская эпическая поэма / Пер., ст. и коммент. А. Я. Сыркина.— М.: Изд-во АН СССР, I960.— 217 с.— (Лит. памятники); Никита Евгениан. Повесть о Дросилле и Харикле / Изд. подгот. Ф.А. Петровский.— М.: Наука, 1969.— 157 с.— (Лит. памятники); Памятники византийской литературы IV—IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг.— М.:

Наука, 1968.— 350 с.; Памятники византийской литературы X—XIV веков / Отв. ред. Л.А.Фрей-берг. — М.: Наука, 1969. — 462 с.; Пселл М. Хронография / Пер., ст. и примеч. Я. Н. Любарского. — М.: Наука, 1978.- 319 с.

Литература

Аверинцев С. С. Поэтика ран невизантийской литературы.— М.: Наука, 1977.— 320 с.; Византий­ская литература: Сб. статей / Отв. ред. С. С. Аверинцев. — М.: Наука, 1974.— 263 с.; История

[23]

Византии: В 3 т. / Отв. ред. С. Д. Сказкин. - М.: Наука, 1967; Каждая А.П. Книга и писатель в Византии.- М.: Наука, 1973.- 152 с.; Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. - М.: Наука, 1978.- 281 с.; фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета IV-XV вв.- М.: Наука, 1978.- 287 с.

Кочев Н. Античната литературна традиция и византийските автори. — София: Науката и изкуство, 1982.— 271 с.; Beck H.-G. Byzantinisches Erotikon.— Munchen: Bayerische Akad. der Wiss., 1984.— 174 S.; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner: Bd. 1—2.— Munchen: Beck 1978; Wilson M. G. Scholars of Byzantium.— London: Duckworth, 1983.— VII, 283 p.

[24]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К 60-летию кафедры славянской филологии

    Документ
    ... Мещеряков. В информационном сборнике «ОсновныепроизведенияиностраннойхудожественнойлитературыЕвропы, Америки, Австралии» (1999) опубликованы его ... , 13655 от 13.07.83. 31стр ... Горький и сербская литература30-х годов. VIII, ... в печать 11.09.03. Формат ...
  2. Проект ingsat

    Документ
    ... . М., 2006. 13 с.doc Авт. ... 30 с.pdf Авт. Рубцова Е.В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности ... с 28.09.05 по 30.09.05. ... 21 с.doc Основныепроизведенияиностранной худ. литературы. Европа. Америка. Австралия. Лит.-библиогр. ...
  3. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Основная образовательная программа
    ... Литература. Иностранный ... 30) 2 § 13. Основные ... Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии ... произведениямлитературы хх века. Резервные уроки (6 часов) ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ - Художественнаялитература ...
  4. Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки

    Литература
    ... ЛитератураАмерики (произведения) 84(70) Литература Латинской Америки (произведения) 84(8) ЛитератураАвстралии и Океании (произведения). 85 Искусство. Искусствознание Основные ... 85.13. Техническая эстетика см. 30.18 Психология художественного ...
  5. Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки

    Литература
    ... ЛитератураАмерики (произведения) 84(70) Литература Латинской Америки (произведения) 84(8) ЛитератураАвстралии и Океании (произведения). 85 Искусство. Искусствознание Основные ... 85.13. Техническая эстетика см. 30.18 Психология художественного ...

Другие похожие документы..