textarchive.ru

Главная > Интернет справочник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЗДНЯЯ ПРОЗА

ПЛУТАРХ (ΠΛΟΥΤΑΡΧΟΣ. Ок. 46-120 гг. н. э.)

— писатель-моралист и историк. Он пользовался большой популярностью и занимал ведущее место в кругу друзей и учеников, образовавших небольшую академию, которая просуществовала еще около ста лет после его смерти. До нас дошло свыше 150 произведений Плутарха. Их принято делить на две категории: моральные трактаты и биографии («Параллельные жизнеописания», другой вариант заглавия — «Сравнительные жизнеописания»), сохранившие свою литературную и отчасти историческую ценность вплоть до нашего времени.

Параллельные жизнеописания (Οίβίος οι παράλληλα)

— это биографии .сорока шести выдающихся исторических деятелей Греции и Рима; они назва­ны параллельными, потому что расположены в книгах парами, по какому-нибудь сходному признаку. Плутарх дает жизнеописания знаменитых людей от мифических времен и почти до своего времени. Исторические образы государственных деятелей не совсем верны, поскольку ав­тор подходил к задаче не только как историк, но и как писатель-моралист, выставляя своих ге­роев в качестве образцов добродетели или порока. Но как художественные произведения «био­графии» Плутарха представляют большой интерес: образы героев ярки и пластичны, часто отли­чаются большим драматизмом и величием, описаны с впечатляющей силой и простотой. На основе «биографий» Плутарха Шекспир создал свои трагедии «Юлий Цезарь». «Антоний и Кле­опатра», «Кориолан». «Жизнеописания» Плутарха использовали в своих произведениях многие писатели нового времени, черпая из них сюжеты, характеры, ситуации. Высоко ценил Плутарха Белинский.

Произведения

Сравнительные жизнеописания: В 3 т. / Изд. подгот. С. П. Маркиш, С. Н. Соболевский, М. Е. Грабарь-Пассек. — М.: Изд-во АН СССР, 1961—1964.— (Лит. памятники); Избранные жизнеописания:

В 2 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. М.Томашевского. — М.: Правда, 1987; Сочинения / Сост. С.Аверинцев; Вступ. ст. А.Лосева; Коммент. А.Столярова.— М.: Худож. лит., 1983.— 703 с.— (Б-ка античн. лит. Греция).

Литература

Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра.- М.: Наука, 1973.- 276 с.

[11]

ЛУКИАН (ΛΟYΚΙΑΝΟΣ. Ок. 120-192 гг. н. э.)

— родом из шмосаты в Сирии, был сыном мелкого ремесленника. Получив риторическое обра­зование, он выступал с речами в городах Сирии, в Риме и в Афинах. Отдав в ранних сочинениях дань риторике, Лукиан впоследствии осмеял риторическую премудрость. Он усердно изучал фи­лософию, но не стал сторонником какой-либо определенной школы и сатирически изображал различных философов своего времени. Лукиан беспощадно обличает религиозные предрассудки и слепую веру в богов, не делая различия между отжившим свой век язычеством и только еще нарождавшимся христианством. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Наиболее выдающимися произведениями Лукиана, в которых он критикует древнегреческую религию, яв­ляются «Разговоры богов», «Морские разговоры», «Зевс трагический». Лукиан сыграл большую роль в развитии западноевропейской литературы. Особенно популярен он был среди писателей эпох Возрождения и Просвещения.

Произведения

Избранное / Сост. и коммент. И. Нахова, Ю. Шульца. — М.: Гослитиздат, 1962. — 514 с.; Избранное / Сост. и предисл. И. Нахова; Коммент. И. Нахова и Ю. Шульца. — М.: Худож. лит., 1987. — 624 с. — (Б-ка античн. лит. Греция).

Литература

Апт С. К.Лукиан.— Учен. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та. фак. рус. яз. и лит., 1955, т. 2, вып. 1, с. 181—215; Преображенский П.Ф. Вольтер античности.— В кн.: Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов, М., 1965, с. 113—124.

ЛОНГ (ΛΟΝΓΟΣ. Предположительно II в. н. э.)

— автор греческого любовно-буколического романа «Дафнис и Хлоя». Никаких биографических сведений о нем не сохранилось. Правда, в одной лесбосской надписи — действие романа происходит как раз на острове Лесбос — упоминается некий жрец Лонг. но можно ли отождествлять его с автором романа — не известно. Не установлено даже время жизни писателя. Предположения ко­леблются между концом ! в. н. э. и началом VI в. н. э. Самая вероятная датировка — II в. н.э.

Дафнис и Хлоя (Ποιμενικά τα κατά Δάφνιν και Χλόην)

— история любви двух молодых людей — Дафниса и Хлои, наиденных и выращенных пастухами. Их отношения характеризует все нарастающее любовное чувство. Юным героям приходится преодо­левать не только собственные неведение, робость, стыдливость, жалость, но и внешние препятствия, мешающие их любви. В начале романа у Дафниса появляется соперник — пастух Доркон. Но его домогательства только усиливают любовь героев. Вскоре Дафниса захватывают пираты. Хлое удается его спасти, но тут девушку похищают вражеские воины и угоняют ее стадо. Покровитель влюбленных грозный бог Пан освобождает Хлою. Наступившая зима вновь разлучает героев, а весной появляется некая молодая горожанка, которая пытается отнять Дафниса у Хлои. Но наконец все препятствия преодолены, и тут происходит то, что должно предшествовать счастливой свадьбе,— «узнавание» истинных родителей героев — знатных и богатых людей. Юные супруги остаются жить в поместье, которое они получают в подарок. Среди греческих романов «Дафнис и Хлоя» занимает особое место. В центре изображения здесь — любовные переживания героев. Условная идиллическая обстановка выражает стремление позднеантичного человека к «древней простоте», к скромной и сладостной жизни вдали от мирского зла и мирских тревог, все время врывающихся в жизнь героев. Это — «авантюрная» линия романа, и в этом у «Дафниса и Хлои» много общего с другими греческими романами. Но испытания, постигающие юных героев, нетяжелы и непродолжительны. Боги не оставляют Дафниса и Хлою своей заботой. Люди отвечают богам трогательно-нежным поклонением, скромными пастушескими жертвами. В ткань романа изящно введено несколько мифов, рассказанных героями. Любовные и буколические темы эллинистической поэзии, восходящие к гомеровскому эпосу приключенческие мотивы — кораблекрушение, война, похищение, прием «узнавания», играю­щий немаловажную роль в комедии и трагедии, — все это нашло свое отражение в романе Лонга. И все-таки «Дафнис и Хлоя» воспринимается как произведение жанрово цельное, при очевидном преобладании буколических настроений. «Дафнис и Хлоя» — произведение большого мастера. Роман написан изысканной ритмической прозой; некоторая манерность и изнеженность слога позволяют отнести памятник к периоду упадка античности. Эпоха Возрождения извлекла роман Лонга из забвения, а в XVII и XVIII вв. он стал необычайно популярным, послужив образцом для «пасто­ральных» романов Сервантеса, Тассо и многих других авторов.

[12]

Произведения Дафнис и Хлоя / Пер. С.П.Кондратьева; Под ред. и с предисл. М. Е. Грабарь-Пассек. - М.:

Худож. лит., 1964.- 177с.

Литература Бескова Е. А. Буколический роман Лонга.— В кн.: Античный роман, М., 1969, с. 75—91.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (TITUS MACCIUS PLAUTUS. Ок. 254-184 гг. до н. э.)

— чрезвычайно популярный среди своих современников поэт-драматург. Уроженец Умбрии, Тит Макций Плавт, как полагают, вышел из зажиточного плебейства. Он подвизался в области комедий на греческие сюжеты (так называемая паллиага), переделывая их для римской сцены. Им было создано множество самых разнообразных пьес. До нас дошло целиком только 20. Используя греческий сюжет и наделяя своих героев греческими именами, Плавт искусно изображал явления чисто римской жизни, сочетая подражание высокохудожественным греческим образцам с элемен­тами народного театра. Влияние Плавта на западноевропейскую литературу велико. Некоторые его комедии послужили основой для произведений крупнейших художников нового времени: Шекс­пира, Мольера, Лессинга; некоторые образы из произведений Плавта использовали в своем творчестве Пушкин и Гоголь. Хорошо знаком был с пьесами Плавта А. Н. Островский.

Амфитрион (Amphitmo)

— комедия, сюжет которой взят из греческого мифа о божественном происхождении Геракла. Действующими лицами наравне с людьми являются и боги (Юпитер и Меркурий), но последние выведены в довольно неприглядном виде. Приняв человеческий облик, небожители предаются любовным утехам и бесчестно обманывают людей. Сам Юпитер в обличий Амфитриона является к жене его Алкмене и заставляет ее невольно изменить мужу. Амфитрион, однако, чувствует, что в доме его что-то неладно. Назревает семейный конфликт, который только усиливается, когда у Алкмены рождаются близнецы — один от Юпитера, другой от мужа. Тогда Юпитер появляется в своем настоящем виде и открывает Амфитриону истину. Мир в семье восстановлен. Этот сюжет был использован Мольером в одноименной комедии.

Два Менехма (Menaechmi)

— комедия, основанная на сходстве двух братьев-близнецов. Действие пьесы происходит в течение одного дня. В городе, где живет один из братьев, пропавший из дома в раннем детстве, появляется второй брат-близнец, который его разыскивает. Братья носят одно и то же имя — Менехм, а необык­новенное сходство молодых людей приводит к целому ряду смешных и нелепых ситуаций — в них оказываются вовлеченными все действующие лица пьесы. Все разрешается встречей братьев, которая кладет конец недоразумениям. Фабула пьесы была использована Шекспиром в его «Комедии ошибок».

Скупой, или Клад (Aulularia)

— самая серьезная из комедий Плавта, где автор создал психологически обоснованный и тонко разработанный характер героя. Им является в пьесе старый Эвклион, честный бедняк, который неожиданно разбогател благодаря найденному кладу. С этой минуты старик лишился покоя и сна. В каждом человеке ему мерещится грабитель, и он никак не может придумать, где бы ему лучше и надежнее спрятать свое золото. Его сокровище действительно похищают. После многих перипетий злополучный клад все же возвращается к своему владельцу, который тут же отдает его в приданое дочери и сразу обретает утраченный покой. Многие черты плавтовского изображения легли в основу знаменитой комедии Мольера «Скупой».

Произведения

Избранные комедии: В 3 т. / Пер. А. В.Артюшкова; Под ред. и с примеч. М.М.Покровского;

Вступ. ст. Н.Ф.Дератани, М.М.Покровского; Ввел. к комедиям Н.Ф.Дератани, Б. В.Варнеке.—

[13]

М.; Л.: Academia, 1933—1936. (В издание вошли все комедии Плавта]; Избранные комедии / Вступ. ст. и коммент. С. Ошерова. — М.: Худож. лит., 1967. — 663 с. — (Б-ка античн. лит. Рим); Комедии:

В 2 т. / Коммент. И. Ульяновой.— М.: Искусство, 1987.— (Античн. драматургия. Рим).

Литература

Савельева Л. И. Приемы комизма у Плавта. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1963. — 77 с.; Трухина Н.Н. Герой и антигерой Плавта.— Вестн. древн. истории, 1981, № 1, с 162—178.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (PUBLIUS TERENTIUS AFER. Ок. 190-159 гг. до н. э.)

— уроженец Карфагена, попал в Рим в качестве раба сенатора Теренция Лукана. Оценив талант своего раба, просвещенный хозяин дал ему хорошее образование и отпустил на волю. Публий Теренций Афр (т. е. Африканец) вращался среди знатной римской молодежи и принадлежал к избранному аристократическому кружку будущего победителя Карфагена Сципиона Младшего. За свою короткую жизнь Теренций написал шесть комедий, которые полностью сохранились до наших дней. Серьезные по содержанию и написанные прекрасным литературным языком, пьесы Теренция были высоко ценимы в эпоху Возрождения. Его творчество оказало влияние и на позднейшую европейскую драму.

Братья (Adelphoe)

— пьеса, посвященная вопросу воспитания молодежи. Здесь показаны два типа наставников, совершенно противоположных друг другу. Один из них — родной отец, другой — дядя двух юношей-братьев. Старший юноша усыновлен и воспитан дядей — гуманным, мягким человеком, сумевшим чутко и просто отнестись к женитьбе приемного сына на бедной девушке. Младший брат, живущий со строгим отцом, влюблен в девушку, которую нужно отнять у сводника. Однако юноша боится сурового отца, и эту услугу ему оказывает старший брат. В конце концов все улаживается ко всеобщему благополучию. Торжествует человечная система воспитания, а методы строгости и насилия терпят крах и отталкивают сына от родного отца. Характеры действующих лиц изящно очерчены и наделены свойственными творчеству Теренция чертами гуманизма.

Произведения

Комедии / Пер. А.Артюшкова; Вступ. ст. и коммент. В.Ярхо.— М.: Худож. лит., 1985.— 574 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Адельфы: Комедия / Ввел. и коммент. С.И.Соболевского.— М.: Изд-во АН СССР, 1954.— 461 с. [Текст на лат. яз. В прилож. — стихотворн. пер. комедии на рус. яз.].

Литература

Преображенский П Ф. Теренций и его время.— В кн.: Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов, М., 1965, с. 41—57; Савельева Л. И. Художественный метод П.Теренция Афра.— Казань: Изд-во Казанск. ун-та, I960.— 207 с.

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (MARCUS TULLIUS CICERO. 106-43 гг. до н. э.)

— римский оратор, философ и политический деятель. Слава оратора затмевает его заслуги в области философии. Произведения Марка Туллия Цицерона распадаются на три категории: это трактаты по теоретической, практической и политической философии. Практической, нравственной фило­софии посвящены, кроме других сочинений, «Тускуланские беседы» — диалог в пяти книгах, каждая из которых имеет свою тему. Книга 1-я учит не бояться смерти и ставит вопрос, есть ли смерть зло. Цицерон полагает, что смерть — избавление от всех зол и опасностей. Мертвые обладают всеми истинными благами. Нужно заботиться о том, чтобы честно прожить и достойно умереть. Книга 2-я говорит о перенесении боли. Ничего нет достохвальнее, чем перенесение боли и самообладание. Поскольку душа состоит из двух частей, разумной и неразумной, первая должна повелевать второю, как хозяин рабом. Самое прекрасное — величие духа, а оно обнаруживается прежде всего в победе над болью. Тема 3-й книги — утешение в скорби. Мудрец недоступен для горя, так же как и для других «страстей», неподвластных разуму. Этому учат и стоики, для которых скорбь связана со страхом, несдержанностью и другими недостойными мудреца «страстями». Причина горя, как и прочих душевных волнений, — в ложном мнении о добре и зле. «Удали все, что привнесено произволом, — и скорбь, как болезнь души, исчезнет, останутся только мелкие уколы и судороги души... Горю нет места рядом с мудростью». Книга 4-я трактует о страстях. Автор развертывает рассуждение против перипатетиков, которые считают, что страсти естественны и подлежат не искоренению, а сдерживанию и ограничению. Далее говорится о врачевании страстей.

[14]

Для различных страстей различны и лекарства. Настоящее исцеление наступает, когда докажешь, чтo страсти сами по себе порочны и неестественны. Муж сильный и высокий духом недоступен ни горю, ни страху, ни желанию, ни ликованию. Книга 5-я учит, что добродетель — единственный источник счастья. Автор произносит воодушевленное похвальное слово философии — учительнице добродетели, спасительнице ото всех ошибок, слабостей и погрешностей. Несмотря на различия и противоречия представлений философов о счастье, они сходны в том, что мудрец — истинно счастливое существо. Цицерон не приписывал себе философской оригинальности. Он был пре­красным, хотя и не всегда глубоким, знатоком греческой философии и донес до нас многое, не известное по первоисточникам. То, что превращает обилие сведений и материалов в цельное творение, — это сама личность Цицерона, который не только мастерски владеет изложением, но и вносит в него нравственный пафос. Обладая большим даром популяризации, Цицерон исполнил свой замысел перенесения греческой философии на римскую почву. От него ведет начало римская философия, а также философия романизированного Запада.

Произведения

Избранные сочинения / Предисл. Г. Кнаббс. — М.: Худож. лит., 1975.— 454 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); О старости, о дружбе, об обязанностях / Изд. подгот. В. О. Горенштейн, М.Е.Грабарь-Пассек, С.Л.Утченко. — М.: Наука, 1975.— 245 с.— (Лит. памятники).

Литература Утченко С.Л. Цицерон и его время.— М.: Мысль, 1972.— 387 с.

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (TITUS LUCRECIUS CARUS. Ок. 98-55 гг. до н. э.)

— талантливый и оригинальный поэт-философ, которого Маркс назвал «свежим, смелым, поэти­ческим властителем мира». Получивший прекрасное образование, Тит Лукреций Кар был пламен­ным последователем античной материалистической философии — эпикуреизма. Во взглядах Эпи­кура поэта больше всего интересовала естественнонаучная часть его системы. Изложение ее составляет содержание замечательной поэмы Лукреция «О природе вещей». Лукреций оказал огромное влияние как на древнюю, так и на новую литературу. Он был любимым писателем французских революционеров времен буржуазно-демократической республики. В России почита­телями Лукреция были Ломоносов, который перевел отрывок из его поэмы, и Радищев. Востор­женный отзыв о его поэме принадлежит Герцену.

О природе вещей (De renim natura libri sex)

— эта философская поэма — единственное произведение Лукреция — представляет собой и подлинно художественное творение. Она написана гекзаметром и состоит из шести книг, в которых образным поэтическим языком изложено учение о происхождении мира, о вечном движении атомов, о жизни и смерти. Отрицая идею божества и загробную жизнь, Лукреций выступает перед читателем в качестве просветителя и борца с суевериями и предрассудками.

Произведения

О природе вещей / Пер., вступ. ст. и коммент. Ф. А. Петровского. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 260 с.; О природе вещей / Пер. Ф. Петровского; Вступ. ст. Т. Васильевой. — М.: Худож. лит., 1983.— 383 с.— (Б-ка античн. лит. Рим).

Литература Васильева Т. В. Концепция природы у Лукреция.— Вопр. философии, 1969, № 7, с. 131—141.

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ (GA1US VALERIUS CATULLUS. Ок. 87-54 гг. до н. э.)

~ был родом из Вероны, города Цизальпинской Галлии. Короткая жизнь Гая Валерия Катулла совпала с бурной эпохой гражданских войн. Молодой поэт примкнул к противникам Цезаря — республиканцам. Против Цезаря и его приспешников направлен ряд резких стихотворений и мет­ких, беспощадных эпиграмм поэта. Катулл отдал дань и модной в его время так называемой ученой поэзии, разрабатывавшей мифы и мотивы произведений, которые могли быть известны лишь знатокам. Но лучшими из его творений, бесспорно, являются лирические стихи, посвященные Лесбии. Этим вымышленным именем названа красавица Клодия, которая прославилась в Риме своими любовными похождениями. Безответная любовь к Клодии была самым тяжелым пережи­ванием в короткой жизни поэта. Стихотворения, посвященные этому страстному чувству, которое

[15]

завершилось горьким разочарованием, отличаются исключительной эмоциональной силой и вы­разительностью. Крупнейшие лирические поэты Европы увлекались творчеством Катулла. Его любил и переводил Пушкин, о нем писал Блок.

Произведения

Книга стихотворений / Изд. подгот. С. В. Шервинский, М.Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1986. — 302 с. — (Лит. памятники); Книга Катулла Веронского / Пер. В.А.Сосноры, А. В. Ларина; Ст. В.А.Сосноры.— М.: Книга, 1991.— 286 с.; [Стихотворения].— В кн.: Валерий Катулл; Альбий Тибул; Секст Пропорций, М, 1963, с. 17—156; Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. М. Черняковского. — М.:

Гослитиздат, 1957.— 146с.

Литература

Пронин В. Катулл.— М.: Мол. гвардия, 1993.— 304 с.— (Жизнь замечат. людей); Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и образ человека. — М Наука, 1977.- 268 с.

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 70-19 гг. до н. э.)

— поэт так называемого «века Августа», один из классиков римской литературы. Публий Вергилий Марон был сыном небогатого землевладельца из Северной Италии. Получив в Риме юридическое образование, он отказался от адвокатской карьеры и обратился к поэзии и философии, причисляя себя к последователям эпикурейской школы. Скромный и крайне требовательный к себе, Вергилий лишь к тридцати годам решился выступить публично со своим первым крупным произведением «Буколики» («Пастушеские песни»). Оно сразу сделало автора заметным и открыло доступ в избранное общество, окружавшее нового диктатора Октавиана Августа (Вергилий стал членом литературного кружка Мецената, ближайшего друга и соратника Августа). Затем появилась его большая поэма «Георгики» («О земледелии»), написанная на актуальную для того времени тему. Мировую известность принесла Вергилию его последняя, незавершенная большая поэма «Энеида», которая увидела свет лишь после смерти автора. Вергилий был новатором в области латинского стиха. Он считался создателем высокосовершенного поэтического языка римлян. Во все времена не переставали читать и изучать Вергилия. Бесспорно его влияние на творчество таких поэтов, как Шекспир, Гёте, Шиллер. Вергилия любил Тургенев, ценил Анатоль Франс.

Буколики (Bucolica)

— «Пастушеские песни» — составляют стихотворный сборник из десяти произведений. Здесь Вергилий впервые ввел в римскую литературу новый вид поэзии — буколики. Воспроизводя стиль идиллий эллинского поэта Феокрита, он в то же время остался самостоятельным и глубоко национальным. Некоторые из этих стихотворений, так называемых эклог, посвящены чисто ли­рическим мотивам, изображают чувства влюбленного пастуха, но многие из них навеяны совре­менными поэту событиями и переживаниями. В образах пастухов Вергилий изображал людей своего времени, воплощая чувства своей эпохи; в стихах он говорил о будущем, о котором мечтали его современники. Политические темы, звучащие в условно сельских сочинениях Вергилия, часто связаны с судьбой самого поэта.

Энеида (Aeneis)

— большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления самого поэта, служила также акту­альным идеологическим задачам нового строя. Герой поэмы — троянец Эней, от которого, по преданию, произошел род Юлиев, усыновивший Августа. Согласно мифу, Эней считался сыном богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры), и поэма официально утверждала божественное происхождение нового властителя Рима. Поэма Вергилия построена как цепь отдельных, вполне законченных эпизодов-повествований. Связанные общим сюжетом, они представляют единое целое. Эней, согласно воле богов, покидает разрушенную Трою и после многих скитаний по свету прибывает к берегам Италии, где основывает царство в латинской земле. Оракулы, вещие сны и всевозможные знамения предвещают его потомкам власть над миром. От сына его Аскания (иначе Иула) должен произойти Ромул, будущий основатель Рима. В поэме дается мифологическое толкование римской истории вплоть до времен автора. Законченность формы делает «Энеиду» одним из высочайших достижений римской поэзии. Она отличается точным и сжатым стилем, плавными, звучными стихами; многие из них стали крылатыми словами и вошли в культурный обиход разных народов.

4

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. К 60-летию кафедры славянской филологии

    Документ
    ... Мещеряков. В информационном сборнике «ОсновныепроизведенияиностраннойхудожественнойлитературыЕвропы, Америки, Австралии» (1999) опубликованы его ... , 13655 от 13.07.83. 31стр ... Горький и сербская литература30-х годов. VIII, ... в печать 11.09.03. Формат ...
  2. Проект ingsat

    Документ
    ... . М., 2006. 13 с.doc Авт. ... 30 с.pdf Авт. Рубцова Е.В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности ... с 28.09.05 по 30.09.05. ... 21 с.doc Основныепроизведенияиностранной худ. литературы. Европа. Америка. Австралия. Лит.-библиогр. ...
  3. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Основная образовательная программа
    ... Литература. Иностранный ... 30) 2 § 13. Основные ... Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии ... произведениямлитературы хх века. Резервные уроки (6 часов) ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ - Художественнаялитература ...
  4. Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки

    Литература
    ... ЛитератураАмерики (произведения) 84(70) Литература Латинской Америки (произведения) 84(8) ЛитератураАвстралии и Океании (произведения). 85 Искусство. Искусствознание Основные ... 85.13. Техническая эстетика см. 30.18 Психология художественного ...
  5. Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки

    Литература
    ... ЛитератураАмерики (произведения) 84(70) Литература Латинской Америки (произведения) 84(8) ЛитератураАвстралии и Океании (произведения). 85 Искусство. Искусствознание Основные ... 85.13. Техническая эстетика см. 30.18 Психология художественного ...

Другие похожие документы..