textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №121»

Советского района г. Казани

Gerbч-б

Казан шәһәре Совет районының

121нче лицей” муниципаль автоном гомуми белем учреждениесе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Лицей №121»

Советского района города Казани

Утверждена

на педагогическом совете школы

протокол № 17 от 29. 08. 2012

Оглавление.

Содержание

страница

I

Пояснительная записка

Информационная справка

2-3

II

Характеристика образовательного процесса

4-19

III

Начальное общее образование

20-259

IV

Основное общее образование

260-326

V

Среднее (полное) образование

327-555

Пояснительная записка

  1. 1. Информационная справка

Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей №121" Советского района г. Казани (далее –МАОУ « Лиицей №121») на 2011 - 2012 учебный год разработана в соответствии

  • с Конституцией РФ, РТ;

  • Законом Российской Федерации «Об образовании». (Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год), с Законом «Об образовании РТ» (ст. 10 п. 5 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 N 26-ЗРТ),

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196,

  • Конвенцией о правах ребенка;

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

  • Концепцией профильного обучения;

  • Уставом МАОУ «Лицей №121»

Образовательная программа школы создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации города и микрорайона, материальных и кадровых возможностей школы.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №121» Советского района г.Казани, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа обеспечивает

  • возможность получения общедоступного и бесплатного общего образования;

  • удовлетворения образовательных потребностей обучающихся 1 – 11 классов,

  • обеспечения преемственности образовательных программ по ступеням обучения,

  • результата деятельности школы - качества образования,

  • соблюдения требований государственной аккредитации, лицензионных требований и условий.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в школе. Представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление образовательной деятельности МАОУ «Лицей № 121».

  1. Социальное окружение и роль школы в социуме

Микрорайон школы характеризуется:

  • большой протяженностью;

  • разнородным социальным составом родителей учащихся.

личности каждого учащегося, неповторимости индивидуальности, способностей обучаемых и, соответственно в утверждении необходимости построения образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. При таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность. Этот принцип в конечном итоге задаёт максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который реализуется в гибких учебных планах и программах.

В настоящее время школа имеет договоры о сотрудничестве с вузами: КФУ,КГТУ,РИУ. Школа имеет планы совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями № 168 «Пеликан».В школе расположен филиал МАОУ ДОД ДШИ № 6. Сложившаяся система отношений позволяет в значительной степени удовлетворять потребности учащихся в дополнительном образовании.

МАОУ «Лицей №121» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей микрорайона. Для этого в школе функционируют общеобразовательные, профильные классы, классы с воспитанием на родном (татарском) языке.

В школе сложилась система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов. В настоящее время она осуществляется через работу в школьных методических объединениях, в специальных программах методических семинаров и курсовой подготовки республиканского уровня.

  1. Характеристика образовательного процесса

    1. Основополагающие принципы работы школы

В основу всего образовательного процесса школы положены основные дидактические принципы (научности, наглядности, доступности, проблемности и др.) дополненные следующими принципами:

Принцип развития означает единство обучения и развития, создание образовательной среды способствующей развитию социальных способностей учащихся. Реализация принципа проводится: посредством обоснования выбора и создания комплекса образовательных технологий, построенных на психодидактических основаниях; посредством создания условий и возможностей развития в межличностном взаимодействии субъектов УВП (учащихся, педагогов, администрации, родителей, психологов и др.)

Принцип ценности личности и её уникальности заключается в признании самоценности есса личностного развития ребёнка как ведущего звена образовательного процесса. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или нет, отдаётся процессу приобретения ребёнком знаний, умений и навыков, по которым в конечном итоге и оценивается эффективность педагогической работы). Принцип предполагает ориентацию на внутреннюю, а не внешнюю (отметка, поощрение, избежание наказания) мотивацию обучения, свободу выбора ребёнком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности.

Принцип индивидуализации означает ориентацию УВП на максимальное развитие индивидуальности. Реализация принципа проводится посредством внедрения гибких учебных планов и программ; посредством индивидуальной психолого-педагогической поддержки учащихся и пропедевтике профессионального самоопределения.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя как дифференциацию обучения в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями обучаемого, обеспечивает доступный для него «уровень трудности» в освоении фрагментов содержания образования, так и построение совместно с каждым учащимся индивидуальных зон его личного развития.

Принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса предполагает единство чувства, мысли и поведения учащихся в педагогическом процессе. Это обеспечивается как поддержанием особой системы межличностных отношений, так и специальным построением учебных планов и программ.

Следование этим принципам лежит к основе воспитательной системы и способствует, созданию особого «духа» школы, эмоционально комфортной среды.

    1. Система воспитания школы

Ключевым моментом в развитии воспитательной системы является формирование

«образа» школы. Важнейшей составной частью является образ учащегося и выпускника школы. Обобщённый портрет выпускника взаимосвязан с целью учебного заведения, обусловливающей в свою очередь все элементы педагогического процесса.

Содержанием этих образов являются:

  • любовь к своей Родине, уважение исторических традиций русского, татарского народа и народов других национальностей;

  • умение и потребность бережно относиться к природе, ко всему живому;

  • доброжелательное, внимательное отношение ко всем окружающим, умение общаться с людьми, этическая грамотность;

  • организованность, умение беречь свое, и чужое время, настойчивость в овладении знаниями, умение и желание учиться;

  • умение ценить прекрасное, стремиться к овладению основами мировой культуры;

  • умение и желание вести здоровый образ жизни, отрицательное отношение к алкоголю, никотину, наркотикам;

  • трудолюбие, умение своими руками создавать прекрасное;

  • подготовленность к семейной жизни, ответственность за близких тебе людей и т.д.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив определяет приоритетными следующие направления воспитательного процесса:

Формирование положительного отношения учащихся к себе (к своему умственному и физическому здоровью), к людям (уважительное отношение к
старшим, известным в обществе людям), к окружающей действительности (к
природе, к труду, к собственности);

Воспитание положительного отношения к демократическим ценностям и гражданскому обществу;

Формирование национального самосознания и самоидентификации как основы российского патриотизма и уважения к инонациональной культуре;

Формирование приоритетного отношения к общечеловеческим ценностям и труду в шкале ценностей;

Воспитание положительного социального поведения и иммунитета к антисоциальным явлениям (воровству, алкоголизму, наркомании, проституции и т.д.);

6. Воспитание чувства гордости за свою страну, за свою малую Родину, приобщение растущего человека к историческим святыням Отечества,
привитие интереса к своему родному краю, к месту, где человек родился и
живёт.

Управление воспитательной работой носит диалоговый характер, отношения сотрудничества. В школе создан орган самоуправления, где через лидера реализуются управленческие задачи.

Для того чтобы ученики школы могли самостоятельно решать управленческие проблемы, педагогический коллектив работает в направлении

  • развитие организаторских способностей, инициативности, предприимчивости;

  • умений устанавливать позитивные контакты с окружающими людьми и управлять своим поведением;

  • стимулирование социальной активности развивающейся личности, ее творческого подхода к выполнению любой деятельности.

3. Направления деятельности

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

3. 1 Основная образовательная программа начального

общего образования

Первая ступень

1. Выполнение закона РФ «Об образовании» - точный учет детей дошкольного и школьного возраста на закрепленном за школой микрорайоном; полный охват образованием детей микрорайона.

2. Обеспечение преемственности начальной ступени общего образования с предыдущей и последующими ступенями.

3. Развитие содержания начального образования. Использование в образовательной деятельности вариативных систем и технологий развивающего обучения, вариативных учебников.

4. Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

5. Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми. Реализация целевой комплексной программы «Одаренные дети».

6. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Реализация целевой комплексной программы «Формирование здорового образа жизни», «Обучение безопасному поведению учащихся на дорогах»

7. Внедрение предметной линии «Основы религиозной культуры и светской этики»

В 4 классах.

Целямиосновной образовательной программы начального общего  образования является создание условий:

- для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия;

- для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

- для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. 

 

Виды деятельности  младшего школьника:

- совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

- игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)

- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами школы, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования:

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

Для этого необходимо:

- организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

- организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

- осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам в форме самоконтроля и самооценки.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:

- ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.).

5.  Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

Содержание образовательного процесса, призванное реализовать, с одной стороны, требования Государственного образовательного стандарта общего образования, и с другой – особенности контингента учащихся, их интересов и образовательных потребностей – отражено в рабочих программах по учебным предметам.

Формы контроля и учета достижений учащихся начальной школы

Контроль и учет достижений учащихся направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы расширенного начального образования.

Используемые формы контроля и учета учебных и внеучебных достижений учащихся:

  • текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по четвертям;

  • аттестация по итогам года;

  •   результат участия в школьных и районных олимпиадах;

  • результат участия в конкурсах;

  • административные работы в 4 классе по математике, русскому языку, татарскому языку.

Ожидаемый результат

Начальное общее образование способствует воспитанию нравственности у младших школьников; обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.

Основными результатами образования в начальной школе являются

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание умения учиться -способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;

- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

К результатам, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов.

По результатам итоговой оценки педагогический совет МАОУ «Лицей №121» принимает решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе.

Успешное освоение программы расширенного обучения дает возможность учащимся:

  • достичь уровня элементарной грамотности;

  • овладеть базовыми знаниями, соответствующими стандарту начального образования;

  • иметь элементарные представления в области экологии, валеологии;

  • овладеть коммуникативными навыками, общеучебными умениями и навыками на уровне начального образования;

 3. 2. Основная образовательная программа

основного общего  образования

Вторая ступень

1. Выполнение закона РФ «Об образовании»: содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, культурно-личностная модель ориентации образования.

2. Развитие технологии обучения: создание, применение и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации форм образования.

3. Совершенствование учебных умений и навыков самообразовательной работы при условии эффективного использования групповых и индивидуальных форм сотрудничества.

Целями основной образовательной программы основного общего  образования является создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... №436/01-13 Содержание образовательнойпрограммы Введение. - Обоснование образовательнойпрограммы……………………………………………….4 - Нормативно-правовая обеспеченность……………………………………………………6 Раздел ...
  2. Образовательная программа (23)

    Основная образовательная программа
    ... обязанностями. • организация разработки образовательнойпрограммы и программы развития школы; • проведение анализа образовательной ситуации в школе; • руководство ...
  3. Образовательная программа (27)

    Основная образовательная программа
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА “ШКОЛА 2100”* 1. Общие положения Под Образовательнойпрограммой (ниже – Программа) в настоящем документе понимается общероссийская общественная ...
  4. Образовательная программа (32)

    Основная образовательная программа
    ... целей: повышение рентабельности образовательной услуги, образовательнойпрограммы; продвижение образовательной услуги; адаптация образовательной услуги к спросу со ...
  5. Образовательная программа (39)

    Основная образовательная программа
    ... блока дополнительного образования определяется образовательнымипрограммами (модернизированными и авторскими); образовательныепрограммы разработаны и адаптированы с учетом возрастных ...
  6. Образовательная программа (42)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограмме 2.. Образовательнаяпрограмма основного общего образования ii ступень обучения (5 – 9 классы) 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММ ... Пояснительная записка к образовательнойпрограмме лицея Образовательнаяпрограмма – это нормативный ...

Другие похожие документы..