textarchive.ru

Главная > Программа


Республика Бурятия

Прибайкальский район

МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа»

Программа факультативного курса

«Физика своими руками» для 5 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Составитель:

Чинакаева Евгения Геннадьевна,

учитель математики и физики

С.Кома

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Курс «Физика своими руками» преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, секундомером. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий

Изучение физики с 5-го класса является эффективным, потому что в этом возрасте ребята воспринимают материал, предлагаемый им к изучению, легко. Когда ребята проходят пропедевтический курс физики, они не только получают базу знаний по физике, они также развивают свою логику, мышление, кругозор. Круг интересов учащихся очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики, третьи любят проводить наблюдения и исследования различных явлений. Данный курс позволит учащимся задуматься над окружающими явлениями и находить им правильные объяснения.

Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика – инструмент для познания окружающего мира.

Цели программы:

- курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

-формирование ключевых компетентностей учащихся, самообразовательных, информационных, коммуникативных, практических посредством выполнения практических работ и опытов, проектов, ведение наблюдений и исследовательской работы с информацией;

- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета.

Задачи программы:

- формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

- развитие способностей к исследовательской и проективной деятельности;

- создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;

- создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ по физике для 5 класса состоит в том, что каждое занятие включает в себя практическую и исследовательскую часть, изучение физических явлений, терминов через экспериментальную деятельность учащихся.

Программа рассчитана для учащихся 5 класса 11 лет.

Программа реализуется учителем в 2011 – 2012 учебном году.

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

экскурсии;

практические и лабораторные работы;

консультация с учителем;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских и проектных заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Ожидаемые результаты и способы определения их достижения

  • Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал, рассматриваемый на факультативных занятиях по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).

  • Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов проектов и исследовательских работ.

  • Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных до республиканских).

Критерии оценки деятельности учащихся:

В 5-м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, строение вещества, основные положения теории строения вещества.

В 5-м классе учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, секундомером, отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.

В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:

1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции работы с прибором.

2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5 класса насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение.

Тематическое планирование

урока

Тема занятия

Количество часов

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Введение (5ч)

1

Что изучает физика? Физические явления.

1

Комбинированный урок

Набор оборудования для демонстрации физических явлений.

2

Методы изучения физических явлений.

1

Комбинированный урок

Д.П.Р.№1

3

Измерение – основа техники.

1

П.Р. «Измерение длины, площади, объема, времени»

Д.П.Р.№2

4

Цена деления прибора.

1

П.Р. «Определение цены деления мензурки, термометра, линейки»

Оборудование: мензурка, линейка, секундомер.

Определить цену делений приборов домашнего хозяйства: весы, спидометр, линейка, термометр.

5

В мире приборов.

1

Экскурсия в школьную лабораторию.

Придумайте научное применение шариковой ручке.

Тело и вещество (14 ч)

6

Характеристики тел и веществ.

1

Комбинированный урок

Набор тел и веществ.

Д.П.Р. № 3

7

Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

1

Комбинированный урок

Д.П.Р. №4

8

Масса тела. Эталон массы.

1

Л.Р. «Измерение массы тела с помощью весов».

Рычажные весы, набор различных тел.

Измерение массы тел с помощью бытовых весов.

9

Температура. Термометр.

1

Урок – экскурсия "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха"

Термометры. Карточки с указанием объекта и планом наблюдения.

Измерить температуру воздуха: утром, днем и вечером (в течение недели).

10

Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села»

1

Проект

План составления проекта.

Д.П.Р.№5

11

Конкурс «Научные забавы»

1

Игра с демонстрациями занимательных опытов

Оборудование для опытов

12

Строение вещества. Молекулы и атомы.

1

Комбинированный урок

Модели молекул и атомов. Микроскоп.

Д.П.Р.№6

13

Движение молекул. Диффузия.

1

Исследовательская работа «Наблюдение и изучение диффузии»

Дезодорант, бензин, нашатырь, криссталы калия марганца кислого, чайная заварка, горячая и холодная вода, чернослив или изюм.

Определить скорость диффузии.

14

Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях»

1

Проект

Оборудования для исследования диффузии

Д.П.Р.№7

15

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Проект

Д.П.Р.№8, подготовка к конкурсу

16

Конкурс «Найдите применение»

1

Игра

Презентация, оборудование

17

Плотность вещества.

1

Комбинированный урок.

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Определить плотность мороженого, шоколада.

18

Проект «Плотность овощей»

1

Проект

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Д.П.Р.№9

Сочинить сказку с физическим смыслом.

19

Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были…»

1

Игра, конкурс

Презентация

Д.П.Р.№10

Народные приметы (4ч)

20

Проект « Народные приметы глазами физика»

1

Проект

Набор книг по народным приметам: «Круглый год» и др. Интернет ресурсы.

Составить список народных примет по группам: к улучшению погоды, к ухудшению погоды.

21

Ролевая игра «Синоптики природы»

1

Ролевая игра

Пословицы и поговорки о погоде.

22

Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов»

1

П.Р.

Набор оборудования для конструирования приборов.

Изготовить флюгер, барометр для дома.

23

Конкурс «Круглый год»

1

Конкурс

Презентация

Взаимодействие тел (7ч)

24

Сила как характеристика взаимодействия

1

Комбинированный урок

Динамометр.

Конкурс рисунков «Физика своими руками»

25

Явления тяготения. Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Трубка Ньютона, динамометр, наборы тел.

Исследование «Действие сил в практической деятельности человека»

26

Вес тела. Невесомость.

1

Комбинированный урок

Динамометр, целлофановый мешок.

Определить вес тела различных тел с известной массой тела.

27

Деформация. Виды деформации.

1

Исследовательская работа «Деформация. Виды деформации»

Полосовая резина, пружина, линейка, материя, пластилин.

Д.П.Р.№11

28

Сила трения.

1

Урок – экскурсия на СТО.

Польза и вред силы трения.

29

Роль трения в природе и технике.

1

Проект «Роль трения в природе и технике»

Песок, вазелин, шарик, наклонная плоскость.

Конкурс кроссвордов по физике.

30

Турнир знатоков любителей физики.

1

Игра

Презентация, оборудование

Школьная книга экспериментов (4ч)

31

Проект «Школьная книга экспериментов»

1

Проект

Наборы для различных физических экспериментов.

Подготовить письменное и графическое описание опыта

32

Занимательные опыты

1

П.Р.

Набор для занимательных опытов.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

33

Удивительное рядом

1

П.Р.

Мыльные пузыри и др. Презентация в MS Power Point.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

34

Шоу «Физика своими руками»

1

Заключительный урок.

Демонстрация своих опытов учащимися.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение

5

2

3

2

Тело и вещество

14

5

9

3

Народные приметы

4

-

4

3

Взаимодействие тел

7

3

4

4

Школьная книга экспериментов

4

-

4

Итого:

34

10

24

Содержание учебного материала.

Раздел 1. Введение (5ч)

Физика – наука о природе. Ознакомление с физическими методами исследования природы, физическими явлениями, объектами изучения физики, физическими величинами, измерительными приборами. Цена деления прибора.

Раздел 2. Тело и вещество (14ч)

Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Температура. Термометр. Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села» Строение вещества. Молекулы и атомы. Движение молекул. Диффузия. Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях». Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Плотность вещества. Проект «Плотность овощей». Игра «Научные забавы». Конкурс «Найдите применение». Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были».

Раздел 3. Народные приметы (4ч)

Проект « Народные приметы глазами физика». Ролевая игра «Синоптики природы». Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов». Конкурс «Круглый год».

Раздел 4. Взаимодействие тел (7ч)

Сила как характеристика взаимодействия. Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Турнир знатоков любителей физики.

Раздел5. Школьная книга экспериментов (4ч)

Проект «Школьная книга экспериментов». Занимательные опыты. Удивительное рядом. Шоу «Физика своими руками».

Методическое обеспечение программы.

Методический комплекс:

1. А.А.Кузнецов О стандарте второго поколения //журнал «Физика в школе» № 2 2009г.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) // Стандарты второго поколения М Просвещение 2009г.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования (проект) // журнал «Физика в школе» № 3 2010г.

4. Гуревич А.Е. “Физика и химия .5-6 кл.” – М.: Дрофа, 1999 г.

5. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика. Химия. 5-6 кл.”: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.

– имеется тематическое планирование и дидактический материал, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты.

– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.

- разработаны компьютерные презентации для проведения уроков, лабораторных и практических работ.

Учебно-материальное обеспечение программы

  1. компьютеры

  2. интерактивная доска

Приборы общего назначения для кабинета физики

  • Весы технические до 1000 гр. с разновесами

  • Метр демонстрационный

  • Плитка электрическая лабораторная

  • Секундомер электронный

  • Штатив универсальный

  • Термометр демонстрационный жидкостный

  • Динамометры

  • Камертоны на резонирующих ящиках

  • Комплект тележек легкоподвижных

  • Набор для демонстрации свободного падения тел на штативе

  • Набор тел равного объема

  • Набор тел равной массы

  • Трубка Ньютона

Приборы лабораторные

  • Набор динамометров до 4 Н

  • Набор грузов по механике

  • Термометры лабораторные

  • Штатив для фронтальных работ

Экранные и печатные пособия для кабинета физики

Учебные таблицы

1. Портреты физиков

2. Международная система единиц СИ

3. Физические величина и фундаментальные константы

4. Физика 7 класс (20 таблиц)

Диски

1. Физика -1 (Лабораторные работы)

2. Физика - 2 (Волновые процессы)

3. Физика – 3 (Физическая картина мира и др.)

4. Физика – 4 (Диффузия. Поляризация)

5. Открытая физика 1.1 Ч.1

6. Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».

Возможная тематика исследовательских проектов:

  1. Исследование отражающей способности природных материалов.

  2. Определение влажности и температуры воздуха в различных местах при одинаковых погодных условиях.

  3. Исследование скорости испарения жидкости листьями растений.

  4. Расчет уровня осадков.

  5. Исследование деформации и видов деформации.

  6. Изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды.

  7. Изучение признаков наступления ненастья.

  8. Изучение и анализ народных примет.

  9. Физические приборы своими руками.

Принятые сокращения:

ЛР – лабораторная работа.

ПР – практическая работа.

ДПР – домашняя практическая работа

Фрагмент рабочей тетради для домашних практических работ по физике

Практическая работа №1.

Измерение длин.

Задание 1.

Пользуясь масштабной линейкой, измерьте следующие длины предметов и расстояний.

1.длину указательного или среднего пальца ……….

2.длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца…………..

3.длину ступни от конца пятки до конца большого пальца………………….

4.окружность шеи………………

5.окружность головы………………..

6.длину…….. ширину…… высоту…… спичечной коробки.

7.длину спички……….. иголки……..

Задание 2.

Ознакомьтесь с рулеткой, осмотрите ее устройство, научитесь разматывать и сматывать рулетку.

1. пользуясь рулеткой, измерьте длину… ширину…….своей комнаты.

2.измерьте высоту……… входной двери.

Задание 3.

Научитесь отмечать при помощи рук и пальцев длины в 1дм. и 1см.

  1. возьмите масштабную линейку, отметьте на бумаге карандашом длину 1дм.и раздвинув указательный и средний пальцы, запомните как их нужно раздвигать, чтобы откладывать 1дм. уже без линейки.

  2. проверьте длину линии при помощи «собственных» дециметров и при помощи масштабной линейки.

А Б

М К

Сделай вывод.

Практическая работа № 2.

Измерение длины.

Задание1.

  1. вечером перед сном, снимите обувь и станьте спиной к косяку раскрытой двери.

  2. плотно прикоснитесь к косяку пятками, тазом, спиной и затылком и держите голову прямо.

  3. попросите кого-нибудь отметить на косяке небольшую черточку.

  4. измерьте расстояние от пола до черточки в сантиметрах и миллиметрах.

  5. проделайте тоже самое утром.

  6. результаты запишите в таблицу

Вечером

Утром

разница

Задание 2.

Определите среднюю длину своего шага

1. пройдите спокойной и ровной походкой 10 шагов.

  1. измерьте пройденное расстояние в метрах и сантиметрах и полученное число разделите

на 10……………………

3. установите среднюю длину своего шага …………….

4. после измерения расстояний шагами обязательно измерьте его рулеткой ………………….

Задание 3.

  1. измерьте диаметры монет достоинством 1, 5, 10, 50.копеек

Диаметр монет

1 коп …………..

5 коп…………

10 коп………….

50 коп……….

.

Сделай вывод.

Практическая работа № 3.

Измерение диаметров малых тел.

Задание 1.

1.намотайте на цилиндрическую ручку несколько витков проволоки, прижимая как можно туже один виток к другому.

  1. измерьте с помощью линейки длину полученного ряда …………….

3.подсчитайте число витков …………….

  1. разделите длину полученного ряда на число витков, и вы получите диаметр проволоки ………..

Задание 2.

1.измерьте, диаметры нитей определенного номера как вы делали это в задании № 1.

Нитки № 10 ………………..

№ 30 ………………..

№ 40 ……………….

Задание 3.

1.возмите несколько одинаковых монет, сложите их стопкой и измерьте толщину стопки -----

2.разделите полученный результат на число монет, и вы получите диаметр одной монеты -----

Сделайте вывод

« Хочу все знать!»

Турнир знатоков любителей физики.

И опыт, сын ошибок трудных,
и гений, парадоксов друг…”

Ведущий 1

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз игры: “Хочу все знать!”
Устанешь от науки мудрой-
Все объяснить сумеет вдруг
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Дорогие друзья, мы начинаем турнир знатоков и любителей математики и физики.

Первый наш конкурс "Позвольте представиться" Команды представляют свои визитные карточки (название команды, девиз, эмблема) ( Всего-3 балла)

Команда "Весёлые молекулы" Девиз команды: а удача улыбнётся, только тем, кто не сдаётся!

Команда "Почемучки" Девиз команды: хочу всё знать!

Второй наш конкурс – “Парадоксов друг или Карусель изобретений”

Ведущий 1

Вещи, которые нам так привычны,
Были когда-то совсем необычны.
Нужен был чей-то ум гениальный,
Чтобы мог мыслить парадоксально.
Гений, известно, друг парадоксов,
Тот, для кого невозможное – просто.

Вопросы командам ( ответ -3 балла)

Ведущий 2

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону,
И царю узнать охота –
Честно ль сделана работа.
- Вот корона, Архимед,
золотая или нет?
И задумался ученый –
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Опустился он по пояс.
На пол вылилась вода,
Догадался он тогда.

Вопрос: О чем догадался Архимед?

Ведущий 1

В детстве Джеймс Уатт случайно
На плите увидел чайник.
Тот старательно пыхтел,
Пар из носика свистел.
Как прекрасно, что случайно
Закипел при Джеймсе чайник!

Вопрос: Что изобрел Джеймс Уатт?

Ведущий 2

Он вместо лягушек
Взял меди и цинка,
В соленой воде
Ток пошел по пластинкам,
Недаром у Вольты
Профессора звание,
Было в болоте в тот год ликованье!

Вопрос: Что в 1799 году создал А. Вольта?

Ведущий 1

Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул – Ах!
Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Что открыл Ампер?

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий 2

Время – известная величина,
В наших науках
Она так важна!
Загадки про время
Решить мудрено,
Но вам будет время
На это дано.
Мы начинаем конкурс
Загадок,
Кто первым ответит –
Тому и награда!

За каждый ответ на загадку -1 балл

Сначала – блеск
За блеском – треск
За треском – плеск
(Молния, гром, дождь)

И в огне не горит,
И в воде не тонет.
(Лед)

Две сестры качались,
Правды добивались
А когда добились
То остановились.
(Весы)

Чудо – птица
Алый хвост
Полетела в стаю звезд
(Ракета)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)

Тянусь я тонким столбиком
По трубке из стекла
Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла.
(Термометр)

Жюри подводит итоги

Ведущий 1

Продемонстрируем прилюдно,
Чтоб вы могли понаблюдать,
Как опыт,
Сын ошибок трудных,
Умеет мысль вперед толкать.

Ведущий 2

Проводится демонстрация занимательных физических опытов (за поставленный опыт -5 баллов, за объяснение – 5 баллов)

Ведущий 1

Как в бутылку поместить яйцо? Объяснить явление.

опыт.В бутылку с широким горлышко опустить зажженную бумажку и быстро закрыть горлышко круто сваренным очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки.

Ответ. Пламя нагревает воздух в бутылке. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.

Ведущий 2

Как взять монету со дна тарелки с водой, не намочив рук?

опыт. Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана (Рисунок ) и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх.

Ответ.Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки под действием атмосферного давления.

Ведущий 1Читает опыт.Возьмите парафиновую свечу. На нижнем конце закрепите небольшой грузик  и  опустите ее в стеклянный сосуд с водой. Свеча должна плавать, как поплавок (см. рис). Верхний конец с фитилем чуть выступает над водой. Как долго будет гореть свеча? Наблюдайте за горением свечи. Она горит до конца.  Как объяснить это явление? 

Ответ. Кажется, что пламя зальется водой и свеча быстро погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и всплывает.

Ведущий 2Читает опыт. Возьмите чистое оконное стекло длиной около 30 - 40 см. Под один край стекла  подложите два спичечных коробка, так, чтобы образовалась наклонная плоскость. Смочите водой край  стакана из тонкого стекла  и поставить вверх дном на стекло. Поднести к стенке стакана горящую свечу и стакан медленно поползет. Как это объяснить?

Ответ. Это объясняется тем, что при нагревании воздух внутри стакана расширяется и чуть приподнимает стакан. Вода мешает воздуху выйти из стакана наружу, в результате сила трения между стаканом и стеклом уменьшается и стакан ползет вниз.

Команды участников комментируют и отвечают на вопросы.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий 1

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись “Очень плохо!”
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул – “Шалопай!”

Чем заслужил ты единицу?- спросила старшая сестрица.
- Я думал, что гипотенуза – река Советского союза!

Ведущий 2

Дорогие друзья! Надеемся, что вы точно знаете, что такое гипотенуза.

Объявляем конкурс болельщиков. 1слово - 0.5 балла

Очки своей команде принесут составившие как можно больше слов из букв слова “ГИПОТЕНУЗА”. Сдаются листочки со словами.

Жюри принимает варианты.

Ведущий 1

Хоть вы остались без поддержки,
Щелкаем новые орешки.
Спокойно слушайте слова,
Задача ваша такова:
Все без исключения
Объяснить явления.

Начинаем конкурс “Не зная Паскаля, Ампера и Ома – в игры не суйся, сиди лучше дома!” правильный ответ -3 балла

Ведущий 2

Раз, два, три, четыре –
Сосчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Вопрос: Почему в сыре круглые дырки?

Ведущий 1

Полет этот, кажется
нынче кошмаром.
Огонь разводили
Буквально под шаром.
Шар наполнялся
Не воздухом – дымом,
Небо с тех пор
Не зовут нелюдимым.

Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом?

Ведущий 2

Деду банки прописали,
А инструкцию не дали.
Ох, намучились немало –
Деда в банку засосало!

Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок?

Ведущий 1

Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же
Огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?

Вопрос: Почему лось не проваливается?

Жюри подводит итоги

Ведущий 2

Думаем, все игроки
будут рады
дать нам ответ
на наши шарады

Начинаем конкурс “Гимнастика ума”

Ведущий 1

Командам предлагаются физические ребусы .На выполнение задания даётся 10 минут. Каждое отгаданное слово оценивается в 1 балл .

Ответы: период; скорость; изобара; спектр; экран; протон; физика; вакуум; осадка; поляризация; опыт; линза; работа; масса; колба; радар; траектория; динамометр; анод; сила; наблюдение

Учитель

Вот и закончился наш турнир, но мы надеемся, что девиз нашей игры станет девизом вашей жизни “Хочу все знать!”

Победители награждаются отличными оценками, грамотами.

А закончить нашу встречу хочу словами великого ученого А.Энштейна.

Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму”.

До новых встреч!

Литература:

  1. Остер Григорий Физика: задачник. Наглядное пособие. Москва “Росмэн” 1997г.

  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.

  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Просвещение, 2006-2009

  4. Научно-методические журналы «Физика в школе». – М.: ООО Издательство «Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1–7.

  5. Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.

  6. Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988

  7. «Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986

  8. Серия «Что есть что». М.: Слово, 2004

  9. Ф. Потури «Растения – гениальные инженеры природы». М.: Прогресс, 1979

  10. Ю.И. Дик, И.К. Турышева «Межпредметные связи курса физики в средней школе». М.: Просвещение,1987

  11. А.С. Енохович «Справочник по физике». М.: Просвещение, 1978

  12. С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ», М.: Просвещение, 1991

  13. Л.А Горев «Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы», М.: Просвещение, 1985

  14. Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988

  15. И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе», М.: Просвещение, 1990

  16. Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007

Ресурсное обеспечение

  1. /Interes/Magic/baby.htm

  2. http://igrushka.kz/vip18/soprov.shtml

  3. /detail_1068.html

  4. /publ/1

  5. /index/gia_po_fizike/0-354

  6. /load/39



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов аспирантов и стажеров нефилологических специальностей

    Документ
    ... записка Программафакультативного спецкурса ... курса с изучением избранной темы, включение в программу дополнительных тем. Программакурса ... А.О., Удмуртская республика). Республика Башкортостан и Оренбургская ... Дальний Восток. Бурятия. Читинская область. ...
  2. Программы учебных курсов

    Программа
    ... Пояснительная записка Программафакультативного спецкурса рассчитана ... курса с изучением избранной темы, включение в программу дополнительных тем. Программакурса ... А.О., Удмуртская республика). Республика Башкортостан и ... Восток. Бурятия. Читинская область ...
  3. Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 29 июля 2008 г

    Документ
    ... РеспубликиБурятия в международном сообществе, обслуживания сельских жителей РеспубликиБурятия ... факультативной части; - наличие аттестованных углубленных профессиональных программ, ... начиная с подготовительного курса музыкально-эстетического воспитания ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (80)

    Основная образовательная программа
    ... у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется Будде и ходит ... разработать программуфакультативногокурса «Речевые секреты». В данной программе сочетаются все ... управлением образования муниципального района Республики Татарстан; - документы ...
  5. Программа студенческой научно-практической конференции

    Регламент
    ... в пауэрлифтинге с помощью компьютерной программы “Спорт 3.0». Филатов А., ... РеспубликеБурятия. Бразис И., 04280 гр. История развития картографии в РеспубликеБурятия. ... Дылыкова В., 15272 гр. Факультативныйкурс «Ювенальная юстиция» для студентов ...

Другие похожие документы..