textarchive.ru

Главная > Урок


НВП 11 класс

Тема урока: Приборы радиационной и химической разведки

Цель урока: Ознакомить учащихся с приборами радиационной и химической разведки

Учебные вопросы:

Измеритель мощности дозы (рентгенометр) ДП-5В.

Приборы дозиметрического контроля, их характеристика.

Приборы химической разведки, их характеристики.

Использование приборов дозиметрического контроля в быту

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 3 учебных часа

Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в

военный кабинет и приступаю к занятиям.

Основная часть

Почти все современные дозиметрические приборы работают на основе ионизационного метода. Под воздействием ионизирующих излучений в изолированном объеме электрически нейтральные атомы газа разделяются на положительные и отрицательные ионы. Если в этом объеме поместить два электрода, к которым приложено постоянное напряжение, то между электродами в ионизированном газе возникает направленное движение зараженных частиц, т. е. через газ проходит электрический ток, называемый иониза­ционным током. Измеряя его величину, можно судить об интен­сивности радиоактивных излучений.

Приборы, работающие на основе ионизационного метода. 

Измеритель мощности дозы (рентгенометр) ДП-5В. Прибор предназначен для измерения уровней гамма-радиации и радиоактивного загрязнения различных предметов по гамма-излучению и позволяет обнаруживать бетта-излучения. Экспозиционной дозы гама-излучения определяется в миллирентгенах в час (мР/ч) или рентгенах в час (Р/ч). В комплект прибора входят: измеритель мощности дозы ДП-5В в футляре, два раздвижных ремня, удлинительная штанга, делитель напряжения для подключения прибора к внешнему источнику постоянного тока напряжением 12 и 24 В, головные телефоны, комплект ЗИП, техническое описание и инструкции по эксплуатации, формуляр и укладочный ящик.

Измерение уровня радиации производится на высоте 1 метр, т. е. на уровне основных жизненных центров человека.

Подготовка прибора к работе: нужно установить ручку переключателя в положение "РЕЖ", при этом отклонение стрелки измерительного прибора свидетельствует о наличии источника питания; надеть головные телефоны и подключить их к измерительному пульту; поворотный экран блока поставить в положение "К"; ручку переключателя поддиапазонов установить в положение х 1000, х 100, х 10, х 1, х 0,1 и следить за щелчками телефона. При нормальной работе телефона щелчки в телефоне слышны на всех поддиапазонах, кроме первого. Ручку переключателя установить в положение "РЕЖ"; экран блока детектирования поставить в положение "Г" и уложить в нижний отсек футляра. Прибор к работе готов.

Переключатель поддиапазонов ставится в положение, при котором стрелка прибора отклоняется в пределах шкалы. Характеристика поддиапазона измерения ДП-5В представлено в табл.

 

Характеристика диапазона измерений ДП-5В

 

Поддиапазон

 

 

Положение ручки

переключателя

Шкала

 

 

Единица измерения

Пределы измерения

I

II

III

IV

V

VI

200

х 1000

х100

х10

х1

х0,1

0-200

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

Р/ч

мР/ч

мР/ч

мР/ч

мР/ч

мР/ч

5-200 500-5000 50-500 5-50 0,5-5 0,05-0,5

 

Например, если при изменении степени заражения кожного покрова человека показания по верхней шкале прибора составит 2,5 мР/ч, а переключатель поддиапазона находится в положении "х 10", степень заражения составит 25 мР/ч.

При измерениях следует избегать отсчетов при крайних положениях стрелки (в начале или конце шкалы). При длительной работе необходимо через каждые 30—40 мин проверять режим работы прибора.

Для большей точностью измерения зонд следует ориентировать в пространстве так, чтобы его ось находилась параллельно земле.

Определение заражения радиоактивными веществами поверх­ности тела, одежды, шерстяного покрова животных и других объек­тов может производиться в том случае, если внешний гаммафон не превышает предельно допустимого заражения данного объекта более чем в 3 раза. Гамма-фон измеряется на расстоянии 15—20 м от исследуемого объекта (зонд на расстояние 1 м от земли).

Зараженность поверхности объекта измеряется на всех поддиапазонах (кроме 200).

Для измерения степени зараженности зонд, с экраном в положении "Г", необходимо поднести к поверхности проверяемого .объекта и, медленно перемещая его на дне, определить место максимального заражения по наибольшей частоте щелчков в наушниках или максимальному показанию микроамперметра. (После чего записать показания прибора. Из этого показания (Вычитают величину гамма-фона и получают действительную степень зараженности объекта. Если показания прибора при обоих .измерениях одинаково, значит, объект не заражен.

Для обнаружения бета-излучения на зараженном объекте необходимо установить экран зонда в положение "Б". Увеличение показаний прибора на одном и том же поддиапазоне по сравнению с показателями по гамма-излучению (экран зонда в положении "Г") будет свидетельствовать о наличии бета-излучения, а, следовательно, о заражении обследуемого объекта бета-, гамма-радиоактивными веществами, что повышает степень опасности зараженного объекта. Обнаружение бета-излучений необходимо также и для того, чтобы определить, на какой стороне тентов автомашин, ящиков, емкостей, стен сооружений находятся следы радиоактивного загрязнения.

При измерении зараженности жидких и сыпучих веществ на зонд надевают чехол из полиэтиленовой пленки для предохранения датчика от загрязнения радиоактивными веществами.

 

Приборы дозиметрического контроля, их характеристика.

Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В.

Предназ­начен для измерения индивидуальных доз гамма-излучения в диапазоне от 2 до 50 Р при изменении мощности дозы от 0,5 до 200 Р/ч. В комплект приборов входит 50 прямо показывающих дозиметров (измерителей дозы) ДК11-50А и зарядное устройство ЗД-5. Отсчет измеряемых доз производится по шкале, споло­женной внутри дозиметра. Работа дозиметров обеспечивается в интервале температур — минус 40°С до плюс 50°С, при относительной влажности воздуха 98%.

Каждый дозиметр выполнен в виде авторучки из алюминиевого сплава.

При подготовке дози­метра ДКП-50А к работе отвинчивают пылезащитный колпачок дозиметра и колпа­чок гнезда "заряд" на зарядном устройстве. Ручку "заряд" выводят против часо­вой стрелки, дозиметр вставляют в гнездо, при этом внизу гнезда зажигается лам­почка, освещающая шкалу дозиметра. Оператор, наблю­дая в окуляр и вращая ручку "заряд" по часовой стрелке, устанавливает изображение нити на нулевую отметку шкалы дозиметра, вынимает дозиметр из гнезда и навинчивает защитный колпачок. После зарядки дозиметры выдают личному составу формирований, работающих в зоне радиоактивного заражения.

После возвращения из очага показания дозиметра заносят в журнал учета облучения личного состава.

Использование приборов дозиметрического контроля в быту.

Бытовой дозиметр "Белла" выполнен в виде портативного карманного прибора.

Дозиметр имеет два режима работы: ПОИСК и мощности эквивалентной дозы (МЭД). Режим ПОИСК служит для грубой оценки радиационной обстановки по частоте следования звуковых сигналов. Режим МЭД служит для измерения и индексации мощности эквивалентной дозы на цифровом табло.

Измерение МЭД осуществляется автоматически, с интервалом времени около 40 сек, а также после кратковременного нажатия на кнопку МЭД КОНТРПИТАНИЯ.

Время измерения дозиметра составляет около 40 сек, при этом на цифровом табло после каждого разряда «цифры» появляются точки.

Исчезновение после 1,2,4 разрядов сигнализирует об окончании процессов.

Дозиметр обеспечивает непрерывную звуковую и световую сигнализацию о превышении значения МЭД 99,99 мк3в\ч (переполнение звукового табло) до назначения мощности эквивалентной дозы не более 1 м3в\ч.

 

Приборы химической разведки, их характеристики.

Обнаружение отравляющих веществ в воздухе, на местности, технике и других объектах производится при помощи приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химической лаборатории. Принцип работы почти всех приборов основан на химическом методе индикации, заключающемся в том, что при взаимодействии отравляющих веществ (ОВ) с реактивом меняется цвет реактива или выпадает осадок, если реакция идет в жидкой среде.

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Предназначен для обнаружения ОВ в воздухе, на местности и на поверхностях объекта. Он смонтирован в корпусе с крышкой и ремнями для переноски. В корпусе размещается ручной насос, насадка к насосу, три бумажных кассеты с индикаторными трубками, противодымные фильтры, защитные колпачки, фонарь, грелка и патроны к ней. Снаружи корпуса крепится лопатка для отбора проб.

Определение ОВ в воздухе. Начинают определение ОВ с зарина, замана и УХ. Для этого нужно открыть крышку прибора, отодвинуть защелку и вынуть насос. Из кассеты извлечь две индикаторные трубки с красным кольцом и красной точкой, надрезать их концы, вскрыть. При температуре 5°С и ниже трубки перед вскрытием нагреть в грелке до температуры не выше 40°С. С помощью ампуловскрывателя с маркировкой, соответствующей маркировке индикаторных трубок, разбить верхние ампулы обеих трубок и энергично встряхнуть 2-3 раза (взяв за маркированные концы). Затем вставить одну из трубок (опытную) немаркированным концом в насос и сделать 5-6 качаний (вторая трубка - контрольная через нее воздух не прокачивается). Тем же ампуловскрывателем разбить нижнюю ампулу обеих трубок, встряхнуть их и наблюдать за изменением окраски из наполнителей. Окрашивание верхнего слоя наполнителя опытной трубки в красный цвет (к моменту появления желтой окраски в контрольной трубке) свидетельствует о наличии воздухе зарина и ви-икс. Если цвет наполнителя в обеих трубках одновременно изменится на желтый, то в воздухе данных ОВ, в опасных концентрациях, нет.

Определение этих же ОВ в безопасных концентрациях V производят в том же порядке, но делается 30-40 качаний, нижние ампулы разбивают не сразу, а через 2-3 минуты после прососа.

Независимо от того, что покажет трубка с красным кольцом и красной точкой необходимо продолжать определение ОВ с помощью остальных трубок - сначала с тремя зелеными кольцами, затем с одним желтым кольцом.

Для определения наличия в воздухе фосгена (дифосгена) и синильной кислоты или хлорциана необходимо вскрыть трубку с тремя зелеными кольцами, разбить в ней ампулу, вставить ее в насос и сделать 10-15 качаний.

Затем вынуть трубку из насоса и сравнить окраску наполнителя трубки с эталоном, нанесенным на кассету. После этого определяют наличие в воздухе паров иприта (с помощью трубки с одним желтым кольцом), для чего трубку вскрывают, вставляют в насос и делают 60 качаний, затем ее вынимают из насоса, выдерживают 1 минуту и сравнивают с окраской, изображенной на кассете. При наличии кассет с индикаторными трубками на СD и ВZ можно обнаружить присутствие в воздухе этих ОВ.

Проводя обследование воздуха при пониженных температурах, трубки надо подогревать. Для этого в центральное отверстие грелки вставляют патрон и штырем через отверстие в колпачке патрона разбивают находящуюся внутри ампулу. Убедившись, что ампула разбита, штырь вынимают из патрона. После запуска грелки ею пользуются для подогревания или оттаивания индикаторных трубок, опуская их в боковые гнезда Следует иметь в виду, что цвет наполнителя индикаторных трубок может изменяться от наличия в воздухе не только ОВ, но и примесей кислого, основного характера, ядовитых или маскировочных дымов. Поэтому в сомнительных случаях исследование воздуха повторяют с применением противодымного фильтра.

Определение ОВ в почве и сыпучих материалах. Для этого следует достать и подготовить необходимую индикаторную трубку и вставить ее в головку насоса. Затем навернуть на насос насадку, оставив откинутым прижимное кольцо, надеть на воронку насадки защитный колпачок. Лопаткой взять верхний слой почвы (сыпучего материала) в подозреваемом в заражении месте и насыпать в защитный колпачок до краев. Накрыть воронку противодымным фильтром, закрепить его прижимным кольцом и сделать необходимое число качаний насоса. После этого выбрасывают противодымный фильтр, пробу и колпачок, вынимают индикаторную трубку и определяют ОВ, как указывалось выше.

Определение ОВ на местности, технике, одежде и различных предметах.Определение начинают с ФОБ. Вставив подготовленную трубку в насос, навинчивают насадку, надевают защитный колпачок и прикладывают насадку к почве или поверхности обследуемого объекта так, чтобы колпачок накрыл участок с наиболее выраженными признаками заражения, после чего делают необходимое количество качаний. Далее снимают насадку, выбрасывают колпачок, вынимают из головки насоса индикаторную трубку и проводят определение ОВ, руководствуясь указаниями, имеющимися на кассетной этикетке.

 

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание

НВП 11 класс

Тема урока: Спасательные и неотложныеаварийно-восстановительные работы в очагах

поражения и районах стихийных бедствий

Цель урока: Ознакомить учащихся со спасательными и неотложными аварийно

-восстановительными работами в очагах поражения и районах стихийных бедствий

Учебные вопросы:

Спасательные работы

Неотложные аварийно-восстановительные работы

Медицинская помощь пострадавшим

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут

Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в

военный кабинет и приступаю к занятиям.

Основная часть

Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ является одной из важнейших задач Гражданской обороны. Они проводятся в очагах поражения для спасения людей, оказания помощи пострадавшим, предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от вторичных факторов по­ражения (пожаров, аварий, обвалов, отравления промыш­ленными газами и ядами и т. д.) и создания условий для выполнения последующих восстановительных работ.

К спасательным работам относятся; разведка маршрута выдвижения и участка работ; локализация и тушение пожаров на маршрутах движения и участках раоот; розыск пораженных и извлечение их из-под завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; вскрытие заваленных защитных сооружений, подача в них воздуха и спасение находящихся там людей; оказание первой медицинской помощи и первой врачебной помощи пора­женным и их эвакуация; вывод (вывоз) населения в безопасные районы; санитарная обработка пораженных и обезза­раживание их одежды, территории, транспорта и техники.

Неотложные аварийно-восстановительные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах для движения техники и транспорта;крепление и обрушение конструкций, угрожающих обвалом; локализацию аварийна коммунально-энергетических сетях; временное восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей для обеспечения спасательных работ.

Для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ привлекаются части и невоени­зированные формирования Гражданской обороны общего назначения, формирования служб различного назначения (медицинской, противопожарной, инженерной, охраны общественного порядка, материального и технического обеспечения и др.).

Для механизации работ используется войсковая и другая хозяйственная техника, которой оснащены части и фор­мирования ГО: землеройные, дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, специальные поливомоечные машины для дезактивации и санитарной обработки, пожарные машины, насосы и мотопомпы, электростанции, автомобили общего и специаль­ного назначения и т. д.

До подхода спасательных команд (групп) разведка определяет уровень радиоактивного заражения на участке (объекте) работ, отыскивает входы в защитные сооружения и аварийные выходы из них, устанавливает характер разрушений сооружений и состояние находящихся в них людей.

Локализация и тушение пожаров производятся в первую очередь непосредственно на объектах спасательных работ силами противопожарных команд при помощи инженерных и спасательных формирований, оснащенных средствами механизации.

Мелкие очаги пожаров ликвидируются спасательными группами с помощью табельных средств пожаротушения и инженерных машин.

Поиск и спасение людей из завалов разрушенных зданий начинаются немедленно по мере ввода формирований в очаг поражения.

При поиске пострадавших детально обследуются все места возможного нахождения людей, прежде всего подвальные помещения, различные углубления и дорожные сооружения (кюветы, трубы), наружные оконные и лестничные приямки, околостенные пространства нижних этажей зданий.

Спасателями периодически подаются громкие сигналы голосом или ударами по элементам завала и сохранившимся частям зданий. Когда установлено, что под завалами есть люди, с ними стараются наладить связь путем переговоров или перестукиванием, чтобы определить их количество и состояние.

Откопка пострадавших и извлечение их из-под завала производятся, как правило, вручную путем разборки завала сверху. Пострадавшего сначала освобождают от крупных, затем мелких обломков и мусора. Личный состав звеньев, производящих откопку пострадавших, оснащается порта­тивным инструментом, удобным для работы в стесненных условиях: пожарными ломиками и топориками, малыми саперными лопатами, ножовками по металлу и дереву, скребками, молотками, зубилами.

Спасение людей из разрушенных горящих зданий осуществляется противопожарными формированиями во взаимодействии с инженерными с одновременным тушением пожаров. В случае разрушения лестничных клеток или их отдельных участков пострадавших эвакуируют по сох­ранившимся лестничным спускам, пожарным лестницам, через оконные проемы с использованием механических пожарных лестниц, приставных и веревочных лестниц, автомобильных телескопических вышек. Иногда спуск людей с верхних этажей производится по натянутому наклонно канату с помощью специальных поясов.

При поиске людей в задымленных помещениях спасатели должны работать в фильтрующих противогазах и тща­тельно обследовать помещения, так как пострадавшие, особенно дети, могут быть без сознания и находиться в самых неожиданных местах. Для защиты от дыма применяются влажные платки или просто куски неплотной ткани, которые прикладываются к дыхательным органам пос­традавшего.

Откопка и вскрытие заваленных защитных сооружений с последующим выводом из них укрывающихся и из­влечением пострадавших осуществляются формированиями общего назначения, усиленными противопожарными, инженерными, аварийно-техническими службами, во взаимодействии с формированиями медицинской службы.

Отыскание защитных сооружений среди развалин производится по заранее составленным планам и по характерным признакам (аварийным выходам, воздухо-заборам, оголовкам входов и др.)- После отыскания защитного сооружения необходимо прежде всего установитьсвязь с укрывающимися в нем людьми, выяснить их состояние, степень повреждения сооружения и его внут­реннего оборудования (главным образом, системы воздухо-снабжения). Одновременно определяются места располо­жения и состояние основных входов и аварийных выходов и выбираются место и способ откопки и вскрытия. Если вблизи защитного сооружения обнаружена авария на газо- или водопроводе, то необходимо немедленно перекрыть поступление газа (воды) для предотвращения загазованности или затопления сооружения.

При отсутствии аварийного выхода для вскрытия убежища расчищается от завала пространство перед защитной дверью в лестничной клетке или наружном входе. Если вход завален большими обломками с переплетениями арматуры и расчистить его трудно, убежище вскрывается путем пробивки проема в перекрытии или стене. В защитных сооружениях с поврежденной фильтровентиляционной системой одно­временно с производством работ по откопке убежища принимаются меры для подачи внутрь свежего воздуха.

Медицинская помощь пострадавшим организуется формированиями и учреждениями медицинской службы. Первую медицинскую помощь непосредственно на объектах спасательных работ оказывает личный состав санитарных дружин или других формирований Гражданской обороны. Большое значение также будет иметь оказание населением самопомощи и взаимопомощи.

Пострадавшие, нуждающиеся в оказании врачебной помощи, переносятся к местам (пунктам) погрузки на автотранспорт и доставляются в отряды первой медицин­ской помощи или медицинские пункты, развертываемые в сохранившихся медицинских учреждениях города.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание

НВП 11 класс

Тема урока:Разведка очагов поражения (заражения)

Цель урока: Ознакомить учащихся с разведкой очагов поражения (заражения)

Учебные вопросы:

Разведка очагов поражения (заражения)

Основные задачи разведки

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 3 учебных часа

Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в

военный кабинет и приступаю к занятиям.

Основная часть

Разведка является одним из видов обеспечения успешных действий сил Гражданской обороны. Она ведется непрерывно и активно, а данные ее должны быть достоверными.

Непрерывность разведки достигается путем исполь­зования всех ее видов по единому плану и согласования действий по месту и времени при любой погоде, днем и ночью, в любой обстановке. Активность разведки зак­лючается в стремлении командиров и начальников всеми способами и средствами добыть необходимые данные об обстановке к определенному времени.

Достоверность разведывательных данных устанав­ливается путем тщательного изучения, обобщения и сопоставления с данными, полученными из других источников. При наличии противоречивых данных организуются перепроверка и доразведка в первую очередь в районах с наиболее сложной радиационной, химической, пожарной, инженерной и медицинской обстановкой.

В зависимости от характера поставленных задач разведка бывает общей и специальной.

Общую разведку ведут разведывательные подразделения войсковых частей, пункты наблюдения и лабораторного контроля, разведывательные самолеты piвертолеты, разведывательные звенья речной (морской) разведки, железнодорожного транспорта, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства.

Специальную разведку ведут группы радиационной, химической, инженерной, пожарной, медицинской и эпидемиологической разведки.

В зависимости от способов добывания данных разведка бывает воздушной, речной (морской) и наземной.

Воздушная разведка ведется подготовленными экипа­жами разведывательных самолетов и вертолетов, которые оборудуются приборами радиационной разведки. Она способна выявлять радиационную, пожарную и инженер­ную обстановку на больших площадях в сравнительно короткое время.

Речная (морская) разведка ведется подготовленными звеньями специалистов речного (морского) флота на быстроходных катерах, теплоходах, моторных лодках и других плавающих средствах, которые оборудуются приборами радиационной и химической разведки.

Наземная разведка ведется разведывательными подраз­делениями войсковых частей, пунктами наблюдения и лабораторного контроля, разведывательными звеньями на средствах железнодорожного транспорта, разведыва­тельными группами городов, районов, объектов народногохозяйства, постами радиационного и химического наблю­дения и группами (звеньями) специальной разведки. Она с наибольшей полнотой может установить характер зара­жения, разрушений и пожаров, состояние защитных сооружений и находящихся в них людей, способы оказания им медицинской помощи, т. е. с наибольшей полнотой и достоверностью решает весь комплекс задач разведки на маршрутах выдвижения и в очагах поражения (заражения). Основными задачами разведки являются:

определение районов, городов и объектов, под­вергшихся воздействию как средств массового, так и обычного поражения, стихийным бедствиям, последствиям возникновения аварий и катастроф;

  • выявление степени разрушений, характера пожаров и заражения в очагах массового поражения и в прилегающих к ним районах;

  • определение маршрутов выдвижения, состояния объектов народного хозяйства, защитных сооружений и возможности оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения (заражения);

ведение наблюдения и лабораторного контроля за зара­женностью воздуха, воды, почвы, продуктов животноводства, растениеводства и других объектов внешней среды радиоактивными отравляющими веществами и бактериаль­ными средствами.

Разведывательные формирования выполняют свои задачи наблюдением и непосредственным осмотром объектов разведки с помощью приборов.

Для решения задач в интересах различных промыш­ленных объектов, предприятий, крестьянских хозяйств создаются разведывательные группы и посты радиационного и химического наблюдения. Они составляют разведы­вательные формирования объекта.

Разведывательная группа ведет разведку в районе расположения формирований объекта в загородной зоне, на маршруте выдвижения и на своем объекте в очаге пораже­ния (заражения). Она может привлекаться и для контроля зараженности людей, техники, имущества, продовольствия и воды радиоактивными и отравляющими веществами.

Разведывательное звено разведывательной группы состоит из командира, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика. Оно обеспечивается фильтрующими и изолиру­ющими противогазами, средствами индивидуальной защиты

кожи, приборами радиационной и химической разведки, средствами дозиметрического контроля, передвижения, связи, обозначения зараженных участков, частичной специальной обработки и другим необходимым имуществом.

Пост радиационного и химического наблюдения следит за изменениями воздушной и наземной обстановки на территории объекта и в прилегающих к нему районах, а также в местах размещения рабочих и служащих в загородной зоне. Кроме того, на посты возлагается наблюдение за изменениями обстановки в районах стихийных бедствий, в местах крупных производственных аварий и катастроф.

Пост состоит из трех человек — начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика. Пост оснащается фильтрующими противогазами, индивидуаль­ными средствами защиты кожи, приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля облучения, компасом, часами. Кроме того, на посту должны быть: журнал наблюдений, схема ориентиров, таблица сигналов оповещения, бинокль, средства подачи сигналов оповещения и проводной связи (радиосвязи), другое необходимое имущество.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание

НВП 11 класс

Тема урока: Действия разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения

Действия разведчика в составе разведывательногозвена при ведении разведки на

объекте в очагепоражения (заражения)

Цель урока: Ознакомить учащихся с действиями разведчика в составе поста радиационного и

химического наблюдения, действиями разведчика в составе разведывательного

звена при ведении разведки на объекте в очагепоражения (заражения)

Учебные вопросы:

Действия разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения

Действия разведчика в составе разведывательногозвена при ведении разведки на объекте

в очагепоражения (заражения)

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут

Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в

военный кабинет и приступаю к занятиям.

Основная часть

На посту оборудуются место для наблюдателя и укрытие для личного состава. Место для наблюдателя выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечивался хороший обзор территории объекта (района размещения рабочих и служащих в загородной зоне).

Задачу посту радиационного и химического наблюдения ставит начальник штаба Гражданской обороны объекта. При постановке задачи он указывает: состав поста; месторасположения; полосу (сектор) наблюдения; на что обращать особое внимание; порядок доклада о результатах наблю­дения; время готовности к выполнению задачи. Получив задачу, начальник поста организует сбор личного состава, получение имущества, доводит задачу до сведения подчи­ненных, определяет порядок наблюдения, оборудования поста, проверяет исправность приборов, организует связь с КП объекта и руководит действиями наблюдателей. Начальник поста также выполняет обязанности дежурного наблюдателя.

Дежурный наблюдатель обязан неотлучно находиться в указанном месте и непрерывно следить за изменениями воздушной и наземной обстановки. Обо всех изменениях в обстановке он должен немедленно докладывать начальнику поста и действовать по его указанию. Дежурный наблю­датель должен выполнять свои задачи в индивидуальных средствах защиты кожи, а противогаз носить в положении "наготове". Приборы радиационной и химической разведки должны быть подготовлены к работе.

По сигналу "Воздушная тревога!" личный состав поста занимает укрытие, а дежурный наблюдатель продолжает вести наблюдение. По внешним признакам он определяет вид, а по схеме ориентиров — направление (азимут) на ядерный взрыв, докл. об этом начальнику поста и продолжает вести наблюдение за направлением движения радиоактивного облака и изменениями в обстановке на прилегающей местности.

Прибор радиационной разведки наблюдатель держит включенным и следит за его показаниями. При выпадении радиоактивных осадков он определяет по показаниям прибора уровень радиации, докладывает об этом начальнику поста и по его команде подает звуковой или световой сигнал оповещения о радиоактивном заражении. Затем надевает противогаз, средства защиты кожи и продолжает непрерыв­но следить за показаниями прибора. В случае увеличения уровня радиации наблюдатель докладывает начальнику поста и с его разрешения укрывается в убежище.

Контроль за изменением уровня радиации ведется из укрытия, при этом учитывается коэффициент ослабления ионизирующих излучений. Коэффициент определяется путем двух замеров по прибору — вне укрытия и в укрытии. Отношение первого замера ко второму является коэф­фициентом ослабления. Измеряя уровень радиации в укрытии и умножая его значение на коэффициент ослабления, определяют уровень радиации на местности.

Наблюдатель, измеряя уровни радиации, устанавливает их нарастание и спад. При спаде уровня радиации наблюдатель периодически может выходить из укрытия и обследовать часть территории объекта (района располо­жения формирований объекта в загородной зоне).

В случае применения противником химического оружия или появления признаков отравляющих (ядовитых) веществ в воздухе дежурный наблюдатель надевает противогаз и средства защиты кожи, подает звуковой или световой сигнал оповещения, докладывает начальнику поста и действует по его указанию. Обследуя территорию, наблюдатель с помощью прибора химической разведки определяет тип отравляющего (ядовитого) вещества, места застоя зара­женного воздуха, концентрацию отравляющих веществ в нем. Обозначает зараженный участок знаками ограждения; непрерывно следит за изменением химической обстановки на территории объекта и в прилегающих районах, докладывает начальнику поста о результатах наблюдения. Основной задачей наблюдателя в районах стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф является своевременное предупреждение формирований, ведущих спасательные и аварийно-восстановительные работы, о резком изменении обстановки в районах и на участках работ. При стихийных бедствиях (землетрясениях, наводнениях, ураганах, катастрофическом затоплении, селях и т. д.) наблюдение ведется за районами (участками) возможных обвалов разрушенных зданий, сооружений и грунта, за уровнем воды в водоемах, направлением и скоростью ветра в приземном слое воздуха, состоянием плотин, дамб и других сооружений, сдерживающих напор воды, селя и т. д.

При пожарах наблюдение ведется за изменениями в об­становке в местах и районах их возникновения. В первую очередь определяются характер пожара и направление распространения огня. Устанавливается также наблюдение за районами, в которых пожары ликвидированы или локализованы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Начальная военная подготовка программа для 10-11 классов общеобразовательной школы

    Программа
    ... уроках ... цели. Цель ... НВП ДЛЯ 11КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № п/п Наименование глав, тем ... Тема 7. «Приборырадиационной и химическойразведки» (3 ч) Назначение, тактико-технические данные, устройство и принципы работы прибороврадиационнойразведки ...
  2. Тема урока Приемы стрельбы из снайперской винтовки

    Урок
    ... приборов и оружия в цель. ... НВП11классТемаурока: Разведка. Взвод в разведке. Цельурока: Ознакомить учащихся с действиями взвода в разведке. Учебные вопросы: Цельразведки. Способы ведения разведки ... Радиационная, химическая и биологическая разведка ...
  3. Учебное пособие

    Учебное пособие
    ... зайти в класс согласно расписанию уроков; ►внимательно ... цели и результаты террора. Вместе с тем ... обуви; ▪ работы с приборамирадиационной и химическойразведки и дозиметрического контроля; ▪ ... частью предмета НВП. С ... (1-4, 5-8, 9-11классы) и своевременно ...
  4. Кремлёвцы книга 1

    Книга
    ... восьмого класса я вступил в комсомол. Но ещё целый год ... задерживаться в кабинете НВП (начальной военной ... нами после уроков. И занимался с теми, кому это ... Изучали новые приборырадиационной и химическойразведки. Откуда Евгений ... плохое время. 11.03. Правда ...
  5. Обеспечение военной безопасности российской федерации теория и практика правового регулирования

    Автореферат диссертации
    ... тем пример США, подвергшихся атаке международного терроризма 11 ... , средства радиационной, химической, биологической ... оптических приборов. ... 3. Разведкацелей и прицеливание ... господствующего класса без ... г. с учетом уроков, полученных при ... полиция (НВП), народное ...

Другие похожие документы..