textarchive.ru

Главная > Документ


ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Природа многому учит и воспитывает. В течение миллионов лет в ней все взаимообусловилось и гармонизировалось. Такая гармония дает нам радость, наслаждение жизнью. Что же мешает нам бережно относиться к богатствам природы, к своему организму, к каждой капле воды? Каким образом пробудить у современной молодежи интерес к живому? Как привить бережное отношение к биологическому разнообразию?

Результатом экологического образования является формирование экологической культуры – важнейшей составной части общей культуры человека, проявляющейся во всей духовной жизни и поступках. Человек, овладевший экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа составляет первооснову становления и существования человека (2. С. 94). Такая личность подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому такому человеку необходимо овладеть научными знаниями, усвоить морально-ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе.

Экологическое воспитание должно помочь созданию гуманных условий жизни, преодолеть потребительское отношение общества к природе.

Школьный курс биологии направлен на воспитание гражданина, который бы знал общие закономерности развития природы и общества.

Задача экологического образования школьников состоит в том, чтобы воспитать у каждого потребность сознательного соблюдения норм ответственного поведения в окружающей природной среде в различных видах деятельности. Воспитание такой потребности неотделимо от развития ценностных ориентаций личности. Здесь особое значение приобретают такие объекты окружающей природной среды, как природные материалы и изделия из них, памятники природы. Все они являются ценностями, поскольку удовлетворяют различные потребности человека: практические, познавательные, эстетические, нравственные.

Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и ее чувственного восприятия, которое побуждает нравственно-эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. При рассмотрении экологических проблем должны сочетаться рациональное познание и художественно-образное, с учетом непосредственного общения с природой (2. С. 96).

Среда, в которой живет школьник, дает убедительные примеры для раскрытия различных форм и направлений взаимодействия человека с природой, помогает получить знания и навыки, и жить с ней в гармонии. Такое ближайшее окружение оказывает влияние на школьника и предопределяет его отношение к нему. При формировании экологической грамотности в обучение включаются вопросы проблем природной среды, которые имеют локальный и глобальный, характер. При изучении предметов естественного цикла нами уделяется особое значение экологическому воспитанию учащихся. В своей работе учитель приводит факты и данные, расширяющие представления об экологических проблемах, направляет их к мысли о том, что необходимо беречь свою малую и большую Родину и заботиться о комфортных условиях жизни на нашей огромной Земле.

В целостной системе школьного биологического образования и воспитания укрепляется сознание и деятельность учащихся, соответствующие такой морали, которая регулирует удобства для природы и человека. При этом изучаются экологические проблемы на всех уровнях их проявления - глобальном, региональном и локальном. В 5 классе учащиеся вместе с учителем посещают краеведческий музей, а уже в 7 классе – такая экскурсия совершается самостоятельно и дети по карточкам выполняют определенные задания. На соответствующих уроках во всех классах мы обсуждаем природные комплексы Астраханской области. Охраняемые природные территории нашего региона, разбираем значение создания Астраханского заповедника с просмотром видеофильма, проблемы Волги и Каспия, а также касаемся вопроса о природном комплексе Богдинско-Баскунчакского природного заповедника и его охране. Местные вопросы экологии, рассматриваемые на уроках или во внеучебное время, школьники воспринимают с величайшим интересом. Постепенно формируются понятия чести и долга, достоинства и смысла жизни, совести, ответственности и безответственности. Очень важно создать психологическую основу для развития личностной убежденности, уверенности в необходимости охраны природы и вера в то, что не только «я», но и все человечество осознает эту необходимость. В то же время школьники осознают «право каждого человека на природу», возникает убеждение о недопустимости расхищения природных богатств. Постепенно в сознании развивается идея сотрудничества человека с природой в целях сохранения Земли как планеты для всех людей, для всех народов.

Видами и формами получения экологических знаний в нашей работе являются наблюдения во время экскурсий, фенологические наблюдения, озеленение школы, подкормка зверей и птиц в городе, выращивание комнатных растений, а также овощей на дачных участках по заданию учителя, уход за плодовыми деревьями, изготовление поделок из природного материала, уход за ландшафтом, создание памяток, выпуск рисунков, плакатов и газет, обсуждение видеофильмов и др.

Каждое конкретное понятие об охране природы формируется поэтапно, систематически. Например, понятие о заповедности рассматривается и формируется во всех классах, изучаются вопросы истории заповедников, географии заповедных территорий, формы заповедников и заповедных зон, охраняемые в них представители растительного и животного мира, законы об охране природы, создание Красной книги. В 9-х и 11-х классах интересно проходят уроки – «Экологическое лото», на которых формируются понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «экологическая пирамида». Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает карты с изображением схем экологической пирамиды и «объема продукции» на каждом трофическом уровне, а также карточки с изображением растений, животных и антропогенных факторов. Читая правила экологического лото, применяя свои знания, ученики должны составить из карточек экологическую пирамиду, ввести антропогенный фактор, разрушить сложившуюся экосистему и объяснить результаты проделанной работы. В каждой группе есть наблюдатель, который в конце игры подводит итог и делает выводы по теме.

Проводимые в школе экологические конференции (деловые игры) помогают ученику выступить в роли специалиста, общественного и политического деятеля, развить в себе морально-волевые качества, опыт принятия решений в конкретной «экологической ситуации». Экологические игры решают многие задачи: 1) формирование идеалов личности, 2) интегрирование знаний и умений, полученные на уроках географии, истории, литературы, химии и др., 3) комбинирование знаний для получения вывода, 4) перенос знаний и умений на практику, 5) развитие творческой деятельности, 6) формирование гражданской позиции (1. С. 59).

Некоторые темы, касающиеся экологических вопросов, позволяют использовать на уроках и внеклассных мероприятиях художественные произведения, поэзию, народный календарь. В произведениях русских и советских писателей рассматривается слияние духовного мира человека с окружающей его природой. Природа предстает как образ существующей красоты естественной жизни, и как символ Родины (например «Слово о полку Игореве»). В художественных произведениях прослеживаются идеи о возрождении человека до гражданской ответственности и беспокойства за ее будущее. Использование на уроках творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского расширяют представления о русском пейзаже, о Родине, формируют чувство гордости за величие России.

Воспитанию патриотизма, развитию эстетического чувства во-многом способствуют экскурсии, где ученики всматриваются в гармоничные формы и даже в некрасивых на первый взгляд объектах и явлениях замечают скрытую красоту и величие Природы. Так, поездки на лотосные поля Астраханского государственного природного биосферного заповедника и гору Большое Богдо (Ахтубинский район Астраханской области) позволяют осветить краеведческий аспект охраны природы.

Лекции и семинары экологического содержания проходят так, чтобы учащийся увидел существо и целостность всех аспектов, которые затрагиваются и обсуждаются. Лекции вводят учащихся в курс экологических проблем, развивают навык устанавливать взаимосвязи, расширяют кругозор. Лекция направлена на эмоциональный мир учащихся. Приводятся яркие сравнения, происходит обращение к личному опыту. Выделение глобальных вопросов, работа с терминами, тезисы позволяют учащимся понимать, принимать и запоминать учебный материал.

На семинаре проводятся выступления школьников по заранее подготовленным вопросам или идет свободный обмен мнениями, так как вопросы сохранения окружающей среды являются личностно-ориентированными, касаются каждого.

Для актуализации экологических проблем, понимания и оценки учащимися их значимости проводятся ролевые игры. Детям заранее предоставляется список информационных источников (журналы, газеты, официальные документы, брошюры, книги),учащиеся нацеливаются на правильность постановки вопроса при обсуждении, распределяются роли специалистов в разных областях хозяйства, науки и культуры. Такая форма деятельности позволяет получать успех полного самовыражения школьников, активности и свободы действия, а также быть взаимотребовательными и уважать друг друга.

В младших классах (5 кл.) хорошим способом обсудить вопросы экологического содержания является обсуждение рассказов или постановка экологических сказок, изготовление памяток «Что делать с мусором?».В 6 классе дети могут пробегать экологический марафон, на котором они призывают, переходя из класс в класс, активно участвовать всех в предметной неделе. Также ученики 6 кл. попадают в «Осенний Природоград», где их ждут Времена года, звучат стихи А. С. Пушкина и астраханских поэтов и писателей о природе нашего края, ребята отгадывают загадки о явлениях природы. На одном из уроков по теме «Класс Птицы» в 7 кл. учащиеся делятся на 3-4 группы. Каждая группа исследует с помощью оборудования влияние мазута, бензина, подсолнечного масла на перьевой покров птиц, пробуют очистить загрязненные перья. Делают выводы об опасности экологического загрязнения океана разлившейся нефтью, читают стихи собственного сочинения по теме урока. В 7 кл. проводятся экологический капустник или экологический турнир. Экологический капустник- это своеобразный конкурс, состоящий из нескольких заданий: 1) разминкакоманды отвечают на вопросы-шутки), 2) конкурс № 1 –находят среди списка животных, похожих на определенные растения, 3) конкурс № 2-инсценируют песни о природе, 4) конкурс № 3- определяют по названиям насекомых их принадлежность к отряду, 5) конкурс № 4 – команды представляют подготовленный экологический плакат, 6) конкурс № 5- командам предлагают рисунки фантастических животных, они должны разгадать, части каких животных были использованы, 7) конкурс № 6-команды показывают сценки об охране природы. 8) конкурс № 7- команда должна придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму, 9) конкурс № 8 – командам необходимо из карточек-фотографий составить цепи питания, 10) конкурс № 9 –команды комментируют вывешенные плакаты по экологии.

Экологический турнир – это КВН, состоящий из нескольких заданий: 1) инсценировка экологической пьесы, 2) исполнение экологического гимна, 3) демонстрация плана обследуемой территории, прилежащей к школе.

С учениками 7–8 кл. мы готовим и проводим экологический концерт, где главные герои – сказочные персонажи, исполняющие экологические песни, звучат стихи о красоте нашей земли, демонстрируются сценки.

В 8 кл. проходят конференции – ролевые игры,. например, по теме «Экология и здоровье», на которых участвуют «корреспонденты журналов, терапевт, санитарный врач, гидролог, эколог, почвовед, агрохимик, синоптик, ученый-прогнозист».

Успешно проходит экологическое путешествие, как соревнование между командами 10 классов. Во время экологической зарядки «экипажи» прикрепляют к магнитной доске термины и дают определения. В конкурсе «Космическая связь» экипажи, просматривая сценку, дают комментарий. В задании полета члены экипажей решают экологические примеры, экологические задачи, составляют схемы пищевых цепей. При представлении домашнего задания учащиеся прогнозируют ситуацию, имитируют поведение туристов, составляют письмо-протест против загрязнения биосферы. В заключение команды-экипажи демонстрируют придуманные проекты чистого города.

Ко всем мероприятиям подбираются высказывания известных людей, стихи, вывешиваются плакаты из серии «Берегите природу», ребята сами готовят музыкальное сопровождение, при необходимости – костюмы.

При организации выставки творческих работ учащиеся получают задания по изготовлению Красной книги растений, Красной книги животных, ученики изготавливают птичьи гнезда с муляжами яиц, создают макеты биоценоза и другие поделки из природного материала, рефераты и доклады с экологическим содержанием.

Учащиеся старших классов проводят исследовательские работы. Такими работами становятся следующие: «Мониторинг зеленых насаждений», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны», «Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки», «Кресс-салат как объект для оценки загрязнения почвы и воздуха», «Влияние биотических факторов на растительные сообщества», «Экологически грамотный потребитель товаров», «Выявление экологически опасных веществ в быту», «Воздействие излучения сотового телефона на здоровье человека», «Положительные и отрицательные стороны Интернета», «Железодефицитная анемия у подростков»., «Человек как биологическое и социальное существо». Рассуждая логически, перерабатывая факты, мысля философски, школьники находят в природе произведения искусства, эстетический идеал и истину.

Подобные формы работы с учащимися помогают им осознать положение человека в природе, развивать экологическое мышление, формировать «экологическую зрелость», учат принимать правильные решения.

Библиографический список

1. Зверев И. Д., Суравегина Т. И. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1993.

2. Пироговский М. И., Сокольская Н. И., Семчук Н. М., Федорович В. В., Кушникова С. Н. Основы экологии и охрана природы. Астрахань, 1997.

АРХЕОЛОГИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Новичков А.Б.

Сумина О.Н.

ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»

ПРЕДМЕТЫ ВООРУЖЕНИЯ РАННЕСАРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ РАЗВЕЯННОГО ПОГРЕБЕНИЯ У СТАНЦИИ ДОСАНГ

Начало сарматской истории в Нижнем Поволжье представляет собой фрагментированною картину в силу малой информативности письменных источников и немногочисленности археологических памятников (2. С. 141). Поэтому каждая находка заслуживает внимания.

В нашей статье речь пойдет о случайной находке предметов вооружения раннесарматского времени в дефляционной котловине в 15 км. к северо-востоку от станции Досанг Красноярского района Астраханской области в окрестности чабанской точки «Дедушка». Предметы представлены бронзовыми наконечниками стрел в количестве 24 штук (рис. 1-24) и фрагментированным железным мечом (рис. 25).

Меч с узким бабочковидным перекрестием и навершием в виде несомкнутых волют. Лезвие линзовидное в сечении, с продольным ребром жесткости с обеих сторон. Длина меча 59,5 см., ширина у перекрестия 5 см. На лезвии следы продольных волокон древесины от ножен. По сохранности предмет сильно коррозирован, собран из фрагментов.

Меч относится, к средним мечам, которые могли использоваться «в пешем бою в качестве колющего вспомогательного оружия» (2. С. 22). Как отмечает Клепиков В.М., к II отделу 2 типа следует отнести меч средней длины с узким бабочковидным, а скорее близким к ложнотреугольному, перекрестьем и навершием в виде несомкнутых волют. Такой меч происходит из Аксёновского I могильника, кургана 12, из погребения в яме с заплечниками (2. С. 26).

Волютообразные навершия с бабочновидным перекрестием известны в скифских савроматских и кавказских древностях VI – V вв. до н.э. (6. С. 18-20, рис. 3).

На территории Астраханской области похожий меч был найден экспедицией Астраханского музея-заповедника в 1987 – 1988 гг. при раскопках у поселка Комсомольский Красноярского района Астраханской области в погребении № 23. Учитывая архаичность колчанного набора, форму и размеры меча авторы датируют погребение № 23 второй половиной VI – началом V в. до н. э. (1. С. 127, 139). Ещё один меч с бабочковидным перекрестием и волютообразным навершием найден в разрушенном раннесарматском погребении №7 на бугре Приволжском в Наримановском районе Астраханской области (5. С. 7). Комплекс относится к V в. до н. э.

Наконечники стрел относятся к классу бронзовых, группе втульчатых. Представлены двумя отделами (трехлопастные-трехгранные и четырехгранные) и несколькими типами:

  1. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной со сводчатой головкой с выступающей длинной втулкой с шипом (рис. 8 и с фрагментом шипа рис. 1, 2, 3, 5, 6, 7). Аналогичный наконечник встречен в погребении № 23 у поселка Комсомольский (1. С.134, рис. 6, 9), а так же в кургане 34, погребении 6 у ст. Жутово (2. С. 40 - Тип 3, подтип 1, вариант «е», рис. 8/23) Октябрьского района Волгоградской области. Последнее погребение датируется IV в. до н. э.

  2. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной с выступающей втулкой, головка комбинированная, с лопастями срезанными под острым углом к втулке (рис. 9). Аналогичный наконечник встречен в кургане 14, погребении 1 Аксёновского II могильника (2. С. 40 - Тип 3, подтип 1, вариант «в», рис. 8/14). Погребение датируется IV в. до н. э.

  3. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной, со сводчатой головкой и выступающей втулкой (рис 4). Аналогичный наконечник встречен в кургане 63, погребении 1 у ст. Жутово (2. С. 39 - Тип 2, подтип 1, вариант «б», рис. 7/8). Погребение датируется IV в. до н. э.

  4. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной, со сводчатой головкой и выступающей втулкой (рис 22, 23). Аналогичный наконечник встречен в кургане 33, погребении 1, Кривая Лука XIV Черноярского района Астраханской области и в кургане 14, погребении 1, Аксеновский II (2. С. 39 - Тип 2, подтип 1, вариант «г», рис. 7/16, 7/18). Оба погребения датируются IV в. до н. э. Такие же наконечники встречаются и в более ранних погребениях конца IV - V в. до н. э. курганного могильника у села Блюменфельд (Цветочное) Старо-Полтавского района Волгоградской области (7. С. 13, табл. 12/79).

  5. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной, со сводчатой головкой и длинной втулкой (рис 13, 24). Аналогичный наконечник встречен в кургане 34, погребении 6 у ст. Жутово (2. С. 40 - Тип 3, подтип 1, вариант «б». рис. 8/11). Погребение датируется IV в. до н. э.

  6. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной, с выступающей короткой втулкой. Головка сводчатая комбинированная с лопастями срезанными под острым углом к втулке. На одной из лопастей орнамент в виде «змейки» (рис. 10, 11). Аналогичный наконечник встречен в погребении № 23 у поселка Комсомольский (1. С. 134, рис. 6,27), в погребении у с. Блюменфельд(7. С. 13, табл. 12/67; 6. С. 115 рис. 16/5-17), а так же в кургане 12, погребении 1 Аксёновского I могильника (2. С. 39 - Тип 2, подтип 1, вариант «в». рис. 7/14). Последнее погребение датируется IV в. до н. э.

  7. Наконечник стрелы бронзовый трёхлопастной с внутренней втулкой. Головка трехгранная базисная (рис. 12). Аналогичный наконечник встречен в погребении № 23 (1. С. 134, рис. 6,30), а также в кургане 3, погребении 3 Новоникольского могильника (2. С. 39 - Тип 1, подтип 1, вариант «б», рис. 6/8; 4. табл. 15/ 43-46) Пролейского района Волгоградской области. Последнее погребение датируется IV в. до н. э.

  8. Наконечник стрелы бронзовый в сечении ромбовидный с выступающей длинной втулкой (рис. 14).

  9. Наконечник стрелы бронзовый в сечении ромбовидный с внутренней втулкой и жальцами опущенными ниже втулки (рис. 15). Аналогичный наконечник встречен в погребении № 23 у пос. Комсомольский (1. С. 134, рис. 6, 40).

  10. Наконечник стрелы бронзовый четырехгранный с внутренней втулкой (рис. 16, 17).

  11. Наконечник стрелы бронзовый трехгранный с выступающей короткой втулкой (рис. 18) (2. С. 39 Тип 2, подтип 1, вариант «е»).

  12. Наконечник стрелы бронзовый трехгранный втульчатый с непрофилированными остатками головок. Боковые грани плоские (рис. 19, 20, 21) (2. Тип 1, подтип 1, вариант «е»). Аналогичные наконечники встречены в кургане А 12 у с. Блюменфельд (7. С. 13, табл. 12/195; 6. С. 116 рис. 16/63).

Длительное использование наконечников при их систематической заточке или правке после частичной поломки привело к трансформации наконечников. В результате набор наконечников стрел демонстрирует экземпляры с лопастями, срезанными под разными углами, базисные головки с частично сохранившимся жальцем, непрофилированные едва намеченные головки, которые при дальнейшей заточке неминуемо превратились бы в пулевидный наконечник. Это все явилось результатом целого ряда действий, которые невозможно учесть. Но это, же говорит о долгом использовании данного набора наконечников стрел.

Так как савроматские и ранннепрохоровские наборы стрел мало отличаются друг от друга (4. С. 78), можно предположить что наши предметы существовали в V – IV вв. до н. э.

Библиографический список

  1. Дворниченко В.В., Плахов В.В., Очир-Горяева М.А. Погребения ранних кочевников из Нижнего Поволжья // Российская археология №3, 1997. С. 127-140.

  2. Клепиков В.М. Сарматы Нижнего Поволжья IV – III вв. до н. э. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2002.

  3. Мошкова М.Г. О раннесарматских втульчатых стрелах // КСИА № 89, М. 1962.

  4. Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры // САИ Д 1-10, М. 1963.

  5. Павленко Ю.А. Отчет по материалам грунтовых могильников «Приволжский» Наримановского района и «Началовский – I» Приволжского района Астраханской области Астрахань 2003.

  6. Смирнов К.Ф. вооружение савроматов // МИА № 101, М. 1961.

  7. Смирнов К.Ф., Петреченко В.Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья // САИ Д 1-9, М. 1963.

ПРИЛОЖЕНИЕ

А.Г. Жирова

ОГУК «Астраханский музей-заповедник»;

ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Башкирский государственный педагогический университет им. Б. Акмуллы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Историко-архитектурный музей-заповедник» (4)

    Документ
    ... объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ Экологическое ... Герасимиди ОГУК«Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей- заповедник» ДОСУГ АСТРАХАНЦЕВ В ВОСПОМИНАНИЯХ ...
  2. Историко-архитектурный музей-заповедник» (5)

    Документ
    ... объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ Экологическое ... Герасимиди ОГУК«Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей- заповедник» ДОСУГ АСТРАХАНЦЕВ В ВОСПОМИНАНИЯХ ...
  3. Историко-архитектурный музей-заповедник» (1)

    Документ
    ... историко-архитектурныймузей-заповедник» МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В.А. ХЛЕБНИКОВА В фондах Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника ... «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник»МУЗЕЮ НА УЛИЦЕ УЛЬЯНОВЫХ ...
  4. Историко-архитектурный музей-заповедник» (2)

    Документ
    ... историко-архитектурныймузей-заповедник» МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В.А. ХЛЕБНИКОВА В фондах Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника ... «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник»МУЗЕЮ НА УЛИЦЕ УЛЬЯНОВЫХ ...
  5. Историко-архитектурный музей-заповедник»

    Документ
    ... АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙМУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ... объединенного историко-архитектурного музея в Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник». ...

Другие похожие документы..