textarchive.ru

Главная > Документ


2-й сектор - средний, пелагический, расположенный в толще воды состоит из 10-ти вертикальных капроновых тросов (диаметр – 10 мм, длина – 2 м), к которым прикрепляются волокна из полипропиленовой ткани. Верхний и нижний концы этих тросов прикрепляются к металлическим кольцам, приваренным к горизонтальным металлическим стержням: верхний стержень соединяется с поплавком-боном (обеспечивающий плавучесть пелагической части), а нижний металлической цепью к донной части биофильтра. Высоту пелагической части модели можно «наращивать» посредством колец, соединяя несколько частей, в зависимости от глубины моря. Эта пелагическая конструкция самая оптимальная. Анализ результатов экспериментов с различным пелагическими конструкциями биофильтров и выяснил, что на конструкциях из полипропиленовой ткани биомасса обрастаний в 1,5 раза, а биомасса фитопланктона – в 1,3 раза выше, чем на других конструкциях (1. С.109, 190).

3-й сектор - «донный» в виде бетонных ступенчатых конструкций со специальными камерами, где концентрируются самые активные донные фильтраторы. При изготовлении бетонных конструкций, в сырую бетонную поверхность «вживляется» органика: семена зерновых культур или древесные опилки, которые привлекут на поверхность биофильтра большую массу организмов, сделав донную часть «биологически активной».

Таким образом, разложение осаждающейся на пелагической части конструкции нефтяной взвеси начнётся ещё в толще воды на средней части биофильтра, а осевшая на дно взвесь будет отфильтрована донными организмами.

Для того чтобы понять сущность процессов «защиты» морской среды с «помощью» искусственных биофильтров при нефтяном загрязнении, рассмотрим, что происходит с нефтью, попавшей на поверхность моря при указанных аварийных ситуациях.Отравление морской среды проходит в три этапа: загрязнение поверхности моря, толщи воды и морского дна. С первых же секунд контакта нефти с морской средой в ней начинает развиваться сложная картина превращений. Проиллюстрируем процессы, каким образом происходит трансформация нефти в определённых зонах и, какую роль смогли бы сыграть акваполигоны биофильтров в деле нейтрализации нефтяного загрязнения. При попадании нефти на поверхность воды в ней начинают происходить физико-химическая трансформация: перенос под воздействием ветра и течений, растекание и испарение, диспергирование (измельчение) и эмульгирование и, наконец, осаждение на дно (5. С.111-112).

Уже при растекании нефти на поверхности моря сырая нефть быстро теряет свои летучие и водорастворимые компоненты (частичное испарение). И далее в виде пленки нефть дрейфует в направлении ветрового потока. При обнаружении нефтяного пятна на поверхности моря комплекс биофильтров, соответствующий размеру периметра нефтяного пятна, (при необходимости наращивается), вынимается с акваполигона и на судах с широкой палубой транспортируется к месту нефтяного пятна. Достигнув места расположения нефтяного пятна, биофильтры располагают по периметру пятна. Поплавки-боны, которые держат пелагическую часть конструкции в вертикальном положении, послужат боновым заграждением, локализующим нефтяное пятно на поверхности участка моря. Аварийная служба собирает нефть с поверхности моря. А пелагическая часть биофильтра задерживает растекание нефти в толще воды за пределы установленного заграждения. Внутри боновых заграждений по периметру и по всей площади нефтяного пятна на дно моря устанавливаются донные модули из бетона.

Следующим этапом трансформации нефти в толще воды являются её диспергирование, эмульгирование и сорбирование нефти на взвеси и осаждение их на дно. Здесь вступает в работу фито- и зоопланктон. Водоросли облепляют нефтяные гранулы, облегчая задачу разложения оседающей на дно нефти, а зоопланктон биофильтра начинает фильтрацию морской воды.

Осевшая на дно нефть попадает в зону донных конструкций, где начинается активное химическое окисление нефти, а также её полное микробиологическое разложение до двуокиси углерода и воды (полной нейтрализации). В этом процессе активное участие принимают организмы-фильтраторы: моллюски, балянусы, гидроидные полипы, сапрофитные бактерии, заселяющие поверхность донных акваполигонов.

Таким же образом можно устанавливать акваполигоны биофильтров и в местах проникновения нефтяных пятен со стороны казахского сектора Каспия. Необходимо будет своевременно выявить нефтяной разлив и рассчитать точное направление дрейфа нефтяного пятна. Должна существовать договорённость российских и казахских нефтяников о совместных работах по отслеживанию, локализации и удалению нефтяных разливов. Установка акваполигонов биофильтров вокруг месторождений должна стать обязательной частью плана ликвидации аварийных разливов нефти.Причём этих «акваполигонов» должно быть несколько: «рабочие» и «резервные». В случае оседания большого нефтяного пятна на акваполигоны биофильтров вся его микрофлора может погибнуть. Тогда эти биофильтры должны быть удалены, транспортированы на сушу и утилизированы. А на смену удалённому акваполигону в это место доставляться «резервные».

Финансирование работ по изготовлению, установке и содержанию указанных объектов санитарной марикультуры должны взять на себя компании, добывающие нефть на Каспии, включив их в план мероприятий по компенсации ущерба рыбным и другим биологическим ресурсам моря. Тем самым они внесут реальный вклад в дело защиты Каспия от загрязнения и воспроизводства биоресурсов моря.

Даже если вообще не случится аварий, акваполигоны биофильтров на лицензионных участках нефтяных компаний не станут лишними, а создадут новые очаги морской жизни, где сконцентрируются в большом количестве все виды каспийской флоры и фауны. Уже через 3-4 месяца эти биофильтры могут начать самоокупаться. Установлено, что сразу после установки этих конструкций, в их окрестностях сразу начинает концентрироваться большое количество бычковых рыб, которых в Каспии водится 15 видов.Эти рыбы используют поверхность биофильтров в качества нерестилищ, а рифовых организмы входят в их спектр питания. К примеру, в магазинах г. Астрахани реализуются только азово-черноморские консервированные бычки, произведённые на Украине и в Ставрополье. Каспийских бычков можно будет вылавливать специальными бычковыми тралами и сдавать для переработки на астраханские рыбокомбинаты. Учёными подсчитано, что только на акваполигоне площадью 100 кв. м. можно в год добывать 2,5 т. бычковых рыб (12. С.75) Их оперативно могут принять на переработку предприятия находящиеся в селах на каспийском взморье: Оля (Лиманский р-н), Оранжерейное (Икрянинский р-н), Мултаново (Володарский р-н), Караульное (Камызякский р-н). Доход от реализации этой рыбной продукции пойдёт на устройство новых акваполигонов искусственных биофильтров на Каспии.

Построение данных акваполигонов может также способствовать пресечению браконьерского вылова ценных видов рыб: при контакте браконьерских орудий лова с поверхностью конструкций, любые сети и крючковые снасти приходят в негодность.

Фильтрационная эффективность акваполигонов подсчитана учёными: организмами биофильтров, длиной 100 м может быть утилизировано более полутоны нефти (1. С.204).

Необходимо учитывать, что работы по исследованию и защите Северо-каспийской экосистемы с «помощью» акваполигонов санитарной марикультуры должны проводиться совместно, российскими и казахскими учёными-биологами и нефтяниками.

Библиографический список

  1. Абдурахманов Г.М., Курапов А.А., Попова Н.В. Экологический мониторинг перспективных районов добычи углеводородного сырья Северного Каспия. Астрахань, 2006.

  2. Афанасьев Д.Ф., Корпакова И.Г., Барабашин Т.О., Грицихин В.А. Экосистема Азовского моря: Перифитон искусственных субстратов. Ростов-на-Дону, 2009.

  3. Идём на дно! Океанологи защитят Каспий от нефтяных загрязнений // Поиск. №26, 26.06.2009.

  4. Касымов А.Г. Экология Каспийского озера. Баку, 1994.

  5. Курапов А.А., Попова Н.В., Островская Е.В. Экологическая безопасность нефтяных операций на мелководном шельфе. Международная практика и опыт российских Компаний на Северном Каспии. Астрахань. 2006

  6. «ООО «Петроресурс» подозревается в незаконной разведке» // Астраханские ведомости. № 31(976).14.08.2009.

  7. Пономаренко Д.В.,Ушивцев В.Б., Водовский Н.Б., Нефтяные разливы и защита морских экосистем путем создания искусственных рифовых полей // Нефть и газ, 2007.

  8. Проблемы повышения продуктивности прибрежных экосистем и пути их решения /itog/3/vishkovec.doc

  9. Сокольский А.Ф., Попова Н.В., Колмыков Е.В., Курапов А.А.. Биологические основы и практические результаты разработки системы защиты биологического разнообразия Каспийского моря от нефтяного загрязнения // ООО «Каспийская нефтяная компания», Астрахань, 2005.

  10. Сохраним Каспий! /articles.php?articles_type

  11. Трансграничный диагностический анализ Каспийского моря. Баку, 2002. Т. 2.

  12. Ушивцев В.Б. Искусственные рифы и проблема сохранения биоразнообразия в Северном Каспии // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. № 9. 2009.

Л.В. Воробьева

ОГУК «Астраханский государственный объединенный

историко-архитектурный музей-заповедник»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ

Экологическое и природоохранное образование и просвещение, в настоящее время являются одной из важнейших задач естественно-научных отделов музеев. Явление это относительно молодое. Впервые о перестройке отделов природы по экологическому принципу и об экологизации просветительской деятельности заговорили в 1981 году в Астрахани на совещании музейных работников Поволжской зоны. Появление в начале ХХ1 века видео-компьютерной культуры привело к тому, что люди стали меньше читать и больше смотреть. В этой связи музеи с рядом экспонатов имеющих цвет, форму, объём, являются мощной базой воспитания и образования. Научная достоверность, подлинность экспонатов, их познавательная ценность как и красота, визуальный образ музейной экспозиции, заключаются не только в научном познание мира, но и формируют человеческий интеллект душевную культуру этику восприятия.

Наличие качественной научной природоведческой экспозиции позволяет вести разнообразную просветительную деятельность. Экспозиция является тем стержнем вокруг которого строится информационно-образовательный процесс, раскрываются экологические проблемы региона.

На сегодняшнем этапе перед коллективом отдела природы стоит задача создания современной интерактивной экспозиции. Научная работа заключается в первую очередь в разработке концепции экспозиции, тематико-экспозиционных планов, художественного решения и т.д.

Принцип по-которому будет строиться отдел природы эколого-ландшафтный т.е. вначале даётся характеристика каждого отдельного компонента (климат, гидрология, полезные ископаемые, почвы и т.д.) в жизни ландшафта, а далее музейные диорамы воспроизводят конкретные ландшафтные единицы, где все комплексы находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Такой принцип демонстрирует экологические системы, где раскрываются особенности природных условий и воспроизводятся связи всех элементов природы. Таксидермическая коллекция музея позволяет представить биологические особенности того или иного вида животного и почувствовать, что между ними существуют разнообразные взаимоотношения. Экологические знания – это по-существу знания биологии.

Экспозиционная деятельность - это только одна из форм культурно-экологической коммуникации. В настоящее время ввиду отсутствия музейной экспозиции просветительная работа ведется за его стенами. Активизировалась выставочная деятельность. Созданы передвижные выставки по природоохранной тематике: «Ихтиологические ресурсы Волго-Каспийского бассейна. Охрана и воспроизводство», «Природные особенности и уникальные ландшафты Астраханской области», «Редкие животные Астраханской области», «Лекарственные растения» и т. д.

Выставки экспонируются в районах области (Ахтубинский, Черноярский, Енотаевский, Лиманский ). За время работы их посетило около 10 тысяч человек.

Из собрания частной коллекции сотрудника музея, заведующего таксидермической лабораторией М.В.Головачева выставка «Экзотические животные», где были представлены уникальные зоологические экспонаты, пользовалась большой популярностью. Посетители смогли познакомиться с обитателями природных зон мировых регионов: Америки, Африки, Европы, Азии, Антарктиды.

Передвижные выставки позволяют расширить музейную аудиторию, дают возможность показать новые экспонаты, способствуют привлечению посетителей. Новой формой экологического просвещения стали экскурсии по природным объектам города, объединенные общей темой «Экология городской среды».

Осваивается природно-культурный комплекс Астраханского кремля. Его территория это не только архитектурный памятник, но и уникальный природный ландшафт. Дендропарк кремля – главный объект, экспонат в разработке новых методов экообразования: экскурсий, праздников, занятий по садово-парковому дизайну.

Прививать навыки бережного отношения к природе необходимо с детства. Сотрудники отдела природы разработали программу «Большой секрет для маленьких», цикл игровых мероприятий с использованием интерактивных экспонатов (муляжи растений, насекомых, чучела птиц и зверей). Заинтересовать малышей помогают разнообразные творческие задания: разучить танец журавля, нарисовать любимую птицу, определить на вкус фрукт. Здесь действует принцип-обучение через развлечение.

Музеи как учреждения культуры и неформального образования нашли свое место в системе школьного образования. Музейное обучение дополняет школьную программу, осуществляет разнообразные подходы к преподаванию учебных предметов.

Природоведческие экспозиции музеев, являясь средством активной пропаганды экологических и природоохранных знаний, могут не только обогатить школьников новой информацией, но и способствовать формированию экологического мышления. Так например, разработанные краеведческие занятия по теме «Астрахановедение» дают возможность учащимся школ пополнить свои знания о природе родного края. («Красная книга Астраханской области», «Кто живет под землей», «Царство пернатых», «Заповедный край » и многие другие»), заставляют задуматься о состоянии окружающей среды и о том вреде который мы наносим природе. Этой задаче посвящен разработанный буклет «Как вести себя в природе» о нормах и правилах поведения в природе. Кроме познавательных задач на музейных занятиях решается задача формирования у учащихся эмоционального восприятия окружающей природы, личного сопереживания.

Музеи и в частности естественнонаучные экспозиции обладают прекрасным потенциалом для различных форм экологического просвещения. В современном обществе в системе неформального экологического образования музеи являются важным звеном, важной ступенью.

Библиографический список

  1. Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск IX М., 2006.

  2. Музей на рубеже веков. Опыт прошлого, взгляд в будущее. Тезисы докладов III Всероссийской научно - практической конференции. Ассоциации естественно - исторических музеев России. М., 2000.

  3. Новые проекты в экспозиционной и образовательной деятельности музеев. Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции М., 2002.

М.А. Гаврилова

ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

МЕСТО БИОЭТИКИ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Биоэтика (от греч. bios - жизнь и ethikos - этика, мораль, обычаи) - наука о нравственной стороне жизнедеятельности. Биоэтика или этика жизни является разделом прикладной этики - философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы (1).

Основателем биоэтики является американский биолог-биохимик и ученый-гуманист В.Р. Поттер. В 1969 г. В.Р. Поттер вводит в научный обиход термин «биоэтика» и определяет ее основные направления (2). Он рассматривал биоэтику как «новую дисциплину», которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками, соединит знание и размышление, разум, интуицию и эмпирический опыт для выживания человечества и для улучшения условий его жизни. Выступая в Коста-Рике в марте 1999 г., В.Р. Поттер сказал в заключение своего доклада: «Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность» (3).

Междисциплинарность биоэтики является следствием смешения в современном мире культурно-религиозных традиций, глобализации, «проблемных ситуаций» правового характера. Биоэтика касается всех областей использования человеком животных: как источник питания, сырье для промышленности, объект для медико-биологических исследований, развлечений.

Понятие «биоэтика» имеет широкую и узкую трактовку.

В узком смысле, биоэтика соответствует понятию «медицинская этика». Наиболее значимыми проблемами медицинской биоэтики являются: определение чётких критериев фиксирования смерти; отношение к таким явлениям как эвтаназия (убийство и самоубийство в реанимационной практике в качестве средства избавления от тяжких физических и нравственных страданий); аборты; клонирование и использование стволовых клеток; искусственное оплодотворение; пересадка органов; допущение возможности психофизических модификаций человека, в т.ч. нарушений половой определенности; проведение научных экспериментов над людьми, в том числе их эмбрионами и др. Если за основной показатель жизнеспособности этноса принять среднюю продолжительность жизни людей, то связь устойчивого развития с вопросами биоэтики становиться очевидной. Такие возможности продления жизни, как использование тканей эмбрионов, препаратов на основе крови – являются, предметом изучения именно биоэтики.

В широком смысле термин биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека ко всему живому. Предметом изучения биоэтики в этом случае является исследование социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов. Являясь разделом этики, биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие нет (3).

В своем исследовании мы будем опираться на термин «биоэтика» в широком смысле.

С 2002 г. биоэтика стала одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО. Организация занимается этой проблемой в рамках своего международного мандата наряду с образованием, наукой и культурой, так как в ее компетенцию входят социальные и гуманитарные вопросы – права человека, этика науки, гуманитарная безопасность и социальные преобразования.

ЮНЕСКО разработан ряд нормативных документов, в которых представлены фундаментальные принципы биоэтики:

  1. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997);

  2. Осуществление Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (1999);

  3. Программа ЮНЕСКО по биоэтике: приоритеты и перспективы (2001);

  4. Резолюция ЮНЕСКО: Биоэтика и права ребенка. Монакская декларация (2001);

  5. Международная декларация о генетических данных человека (2003);

  6. Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (2005).

«Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» была принята в октябре 2005 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО. В этом важном международном нормативном документе на глобальном уровне «затрагиваются этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и использования технологий применительно к человеку, с учетом их социальных, правовых и экологических аспектов». Декларация ориентирована как на отдельных граждан, семьи и сообщества, так и на тех, кто принимает решения и осуществляет деятельность, находящуюся в поле зрения биоэтики. Согласно данному документу биоэтика должна стать предметом общественного внимания и общепризнанным элементом социальных отношений (4).

Важнейшим аспектом настоящей декларации является закрепление связи между областями компетенции биоэтики и всеобщими принципами прав человека, уважения личности и ее основных свобод. Таким образом, биоэтика в своем развитии теперь находит отражение не только в медицинской практике и работе специалистов в области медицины, но и в совершенствовании национального и международного законодательства в сфере прав человека и развитии общественного диалога (4).

Нравственное и этическое воспитание играют важную роль в развитии биоэтики в школе.

На Западе уже успешно внедряются программы по биоэтике в среднее и высшее образование. Исследования показывают, что благодаря введению этой дисциплины школьники проявляют большее уважение к людям, к животным, к окружающей среде, имеют свою, оригинальную точку зрения на самые разные явления повседневной жизни.

В России в 1995 г. для школ было издано пособие Т.Н. Павловой «Биоэтика в школе». Оно было выпущено комиссией по проблеме этики отношения к животным Российского национального комитета по биоэтике при РАН. Пособие состоит из двух частей: первая предназначается для 1–3х классов (как дополнение к учебнику природоведения), вторая – для 7–8х классов (как дополнение к учебнику).

В настоящее время согласно федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения биологическое образование призвано обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

экологическое сознание;

воспитание любви к природе (5).

На основании выше изложенного мы считаем, что введение биоэтики в программу школьного обучения поможет учащимся разобраться в исследовании социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и других живых организмов.

Библиографический список

  1. /

  2. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. К., 2002.- 216 с.

  3. /j/images/stories/nir/12/avramenko.pdf

  4. m.md/do/Bioetica/Bioetica_RU.pdf

  5. /catalog.aspx?CatalogId=2757

Л.П. Калмыкова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56 им. А.С.Пушкина»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Историко-архитектурный музей-заповедник» (4)

    Документ
    ... объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ Экологическое ... Герасимиди ОГУК«Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей- заповедник» ДОСУГ АСТРАХАНЦЕВ В ВОСПОМИНАНИЯХ ...
  2. Историко-архитектурный музей-заповедник» (5)

    Документ
    ... объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ Экологическое ... Герасимиди ОГУК«Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей- заповедник» ДОСУГ АСТРАХАНЦЕВ В ВОСПОМИНАНИЯХ ...
  3. Историко-архитектурный музей-заповедник» (1)

    Документ
    ... историко-архитектурныймузей-заповедник» МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В.А. ХЛЕБНИКОВА В фондах Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника ... «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник»МУЗЕЮ НА УЛИЦЕ УЛЬЯНОВЫХ ...
  4. Историко-архитектурный музей-заповедник» (2)

    Документ
    ... историко-архитектурныймузей-заповедник» МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В.А. ХЛЕБНИКОВА В фондах Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника ... «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник»МУЗЕЮ НА УЛИЦЕ УЛЬЯНОВЫХ ...
  5. Историко-архитектурный музей-заповедник»

    Документ
    ... АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙМУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ... объединенного историко-архитектурного музея в Астраханский государственный объединенный историко-архитектурныймузей-заповедник». ...

Другие похожие документы..