Главная > Пояснительная записка


Введение.

История прослеживает эволюцию возникновения и развития фи­зической культуры и спорта с древних времен до наших дней. Она знакомит с происхождением и распространением в мире идей, тео­рий, систем, средств, форм и методов физического воспитания и спорта, существовавших в различные периоды человеческого об­щества.

Физическая культура и спорт - огромное педагогическое простран­ство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, развитой личности обратили Внимание еще великие греки-философы: Сократ, Платон, Аристотель. В их трудах оформился ранее родившийся идеал калокагатии - гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. Олимпийские игры древних греков были неотъемлемой частью их высокоразвитой культуры и одновременно полем, на котором развивалась олимпийская педагогика.

Как семь нот являются основой бесконечного разнообразия в му­зыке, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) -источник бесконечного разнообразия движений, которое определяет осанку, походку, и в какой-то мере - всю манеру поведения человека, создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на раз­витии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех ор­ганов и систем тела.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем, здоровье детей оставляет желать лучшего, поэтому, в настоящее время, все больше возрастает роль занятий физической культурой с детьми как важней­шей части всей программы оздоровления населения, укрепления здо­ровья, создания в детстве и юности надежной основы будущего дол­голетия и здоровой жизни.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена на основе образовательной программы «Здоровье» Центра досуга и развития детей и юношества «Лефортово» г. Санкт-Петербурга.

Образовательная программа «Здравушка» рассчитана на 1 год обучения для детей от 13 до 16 лет, являющимися воспитанниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Здоровье есть правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благо­получие.

Физиологи считают движение врожденной потребностью челове­ка. Гигиенисты и врачи считают, что движение - это преграда для любой болезни.

Физической, культуре и спорту всегда отводилась важнейшая роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода.

Физическая культура - часть общей культуры общества, достиже­ний в области физического воспитания и совершенствования челове­ка. Она включает в себя систему физического воспитания, специаль­ные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, раз­витие спорта и достижения в нём.

Согласно исследованиям специалистов 75 % болезней взрослых заложены еще в детстве. Основная причина повышенной заболевае­мости - гиподинамия. Многие понимают это упрощенно - как недо­статок движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобраз­ная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе - на­рушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, крово­обращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

Современные дети в своем большинстве испытывают двигатель­ный дефицит, то есть количество движений, производимых ими в те­чение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижаются сила и ра­ботоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой наруше­ние осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку воз­растного развития; нарушения быстроты, ловкости, координации дви­жений; гибкости и силы.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. По мнению академика Амосова современный ребенок сталкивается с тремя пороками циви­лизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической раз­рядки, перееданием и гиподинамией.

Образовательная программа «Здравушка» направлена на то, чтобы обеспечить ребенку полноценное физичекое развитие, спра­виться с гиподинамией. Так как в понятие «физическая культура» входят также общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим тру­да и отдыха, рациональное питание, оздоровление и закаливание, программа «Здравушка» помогает обучить умственно отсталых детей в наиболее доступной для них форме здоровьесберегающим технологиям, ознакомить детей с принципами рационального питания, двигательной активности, правильного дыхания, личной гигиены.

Особенности умственно отсталых детей.

Развитие умственно отсталых детей просисходит в условиях органического поражения мозга. Особенности наших воспитанников обуславливаются нарушением высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостю эмоционально-волевой сферы.

Известно, что для учащихся с отклонениями в умственном развитии характерны быстрая утомляемость, резкие колебания работоспособности.

Нарушения интеллекта ребёнка влекут за собой аномальное развитие двигательной сферы, особенно координационной, совершенно необходимой для его социально-трудовой адаптации после окончания школы.

У детей с отставанием в умственном развитии нарушена нервная регуляция мышечной деятельности, в результате чего своевременно не формируется система обратных связей, запаздывает формирование координационных способностей, возникает сложность в формировании произвольных движений.

Уровень сформированности координационных способностей умственно отсталых детей позволяет отметить следующие нарушения: крайне низкую точность движений в пространстве, частую неточную дифференциацию мышечных усилий, невысокую реагирующую способность, значительное запаздывание зрительно - моторной реакции, низкий уровень развития способности к сохранению равновесия, искажение форм и амплитуд двигательного акта, низкую способность к анализу собственных действий.

Специфика координационных упражнений позволяет обеспечить овладение большим разнообразием двигательных умений. Чем шире и разнообразнее круг движений, которыми овладевают дети, чем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому развитию координационных упражнений, как составляющих качества ловкости и одного из средств, способствующих развитию мышления, в образовательной программе «Здравушка» уделяется особое внимание.

Актуальность программы.

Рост и развитие детского организма в норме подчинены закономерностям, которые обусловливают периоды со специфическими количественными и качественными особенностями, характерными для определённых этапов онтогенеза человека. В то же время своеобразие психофизиологических процессов, протекающих в организме человека, в значительной мере обусловлено влиянием социальной среды

Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской популяции.

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих вторичные отклонения в развитии умственных способностей, перед специалистами физического воспитания и адаптивной физической культуры возникают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию физического развития умственно отсталых детей и на этой основе последовательно адаптировать их к предстоящей жизнедеятельности.

Успешное деятельностное освоение обучающимися с нарушениями интеллекта, двигательных, мобилизационных, коммуникационных и интеллектуальных ценностей физической и спортивной культуры создает важные дополнительные возможности для их умственного развития и социальной реабилитации

Педагогическая целесообразность

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - осно­ва формирования личности.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интел­лектуальным и морально-ролевым развитием других психических функций. В процессе физического воспитания имеются большие воз­можности для осуществления нравственного, умственного и эс­тетического воспитания. На занятиях физической культуры у детей развиваются как психические (восприятие, мышление, память, воображение и др.), так и мыслительные процессы (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенны­ми знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляли активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, созда­ющие доброе, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состо­яние, что очень актуально для умственно отсталых детей, которые отличаются неустойчивостью психо-эмоционального состояния.

Проблемная ситуация в пространстве физического воспитания умственно отсталых детей определяется ныне существующей определенной потребностью использования творческого потенциала физической культуры для создания новых возможностей полезного включения такого ребенка в процесс физической и интеллектуальной реабилитации.

От успешного решения задач физического воспитания в школьном возрасте во многом зависит умственное развитие умственно отсталого ребенка.

Также необходимо отметить, что педагогические исследования уровня физического развития детей и подростков с отклонениями в умственном развитии выявили значительный процент нарушений физического развития детей и подростков с данными нарушениями. Особенно это, касается осанки, состояния опорно-двигательного аппарата (плоскостопие), веса тела, сердечно-­сосудистой системы (повышенное артериальное давление), зрения.

Недостаточно сформирована костно-мышечная система у умственно отсталых детей. Поэтому необ­ходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, спо­собствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать её возможности приспосабливаться к разным и быстро меняющим­ся нагрузкам. Необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию нерв­ной системы и органов чувств, умения согласовывать дыхание с движением.

Проблема полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури, влияют на адаптивную перестройку организма ребенка, заставляют организм детей, проживающих в высоких широтах, интенсивно приспосабливаться к учебной и трудовой деятельности в школе и в повседневной жизни, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на психофизическую сферу. Особое значение эта проблема имеет для умственно отсталых детей.

Специфичность, экстремальность природных условий Крайнего Севера оказывает отрицательное влияние на детский организм, на здоровье ребенка, на его физическое развитие. Дефицит двигательной активности (гипокинезия), который испытывают школьники, проживающие в высоких широтах, приводит к нарушению метаболических процессов в нервной и мышечной ткани организма детей.

В последнее время число здоровых учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера, в младшей школе не превышает 8-10 %, в основной – 6 %, в средней – 2-3 % .

В становлении здоровья, физического развития подрастающего поколения Крайнего Севера существенную роль играет разработка нетрадиционных педагогических систем физического воспитания; организационно-методических условий формирования потребности в здоровом образе жизни, в индивидуальных и самостоятельных занятиях физической культурой и спортом. Образовательная программа «Здравушка» учитывает экологический аспект проблемы физического воспитания школьников. Обучение здоровьесберегающим технологиям, основам валеологических знаний проводится с учетом конкретных природных условий Кольского полуострова.

В основу предлагаемой программы взяты три принципа:

принцип фасцинации (очарования) - специально организован­ное вербальное (словесное) воздействие, которое предназначает­ся для уменьшения потерь семантически значимой информации при
восприятии детьми различного рода сообщений, управления про­цессом занятий и достижения результативности во всех сферах ре­ализации программы: оздоровительной, воспитательной, образова­тельной;

принцип синкретичности (соединение, объединение) - нерас­члененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Согласно теории Л. С. Выгодского он имеет большое значение для развития детского мышления. В данной методике принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере син­кретических связей, с помощью которых ребенок постигает истин­ное значение физических упражнений, их назначение, природу вне­дрения;

принцип творческой направленности, результатом которого явля­ются самостоятельное создание ребенком новых движений, основан­ных на использовании его двигательного опыта, и наличие мотива,
побуждающего к творческой деятельности.

Форма обучения коллективная с элементами индивидуального подхода.

Ведущая идея программы:

Занятия спортом, призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Цель программы:

Обучение здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего Севера.

Задачи:

  • воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное
    совершенствование личности,

  • формирования потребностей и мотивов к систематическим заня­тиям физической культурой и спортом,

  • воспитания моральных и волевых качеств, формирования гума­нистических отношений и приобретения опыта общения,

  • овладение жизненно важными двигательными умениями и навы­ками;

  • создание условий для укрепления здоровья детей через специ­альные упражнения (дыхательная гимнастика, йога, занятия с пред­метами);

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • формирование коллективистских отношений.

В реализации данной программы принимают участие дети возрастной группы школьники среднего возраста (13-16 лет).

Организация образовательного процесса

Особенностью предлагаемой программы является возможность ее реализации в целом, как самостоятельной по всем этапам, так и при включении ее отдельных этапов в другие комплексные развивающие образовательные программы.

В зависимости от начальной физической подготовки детей и увеличения времени занятий, содержание базовых тем может быть дополнено комплексами специальных упражнений различной степени слож­ности. Соответственно в данной программе прослеживается пре­емственность в организации системы физических упражнений, направленных на укрепление и оздоровление детей как здоро­вых, так и имеющих отклонения в состоянии здоровья на различ­ных возрастных этапах.

Группы целесообразно формировать в количестве 10-12 человек с учетом возрастных психических особенностей и санитарных норм спортивного зала. Прием детей в течение учебного года на соответ­ствующий этап обучения производится по результатам тестирования или медицинских рекомендаций.

Занятия строятся из расчета:

1 год обучения- (1 раза в неделю по 2 часа) х 36 недель=72 часа

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В ходе каждого занятия преподаватель контролирует физи­ческое состояние ребенка и уровень формирования двигатель­ных навыков на текущий момент. По итогам пройденной темы для выявления достижений проводится итоговое занятие, на котором оценивается уровень двигательных способностей ре­бенка.

Упражнения, в которых имеется возможность оценить достигну­тый ребенком результат (бег, прыжки и т. д.). Таблица оценки резуль­татов составлена отдельно для каждого возраста на основе научных разработок и многолетних наблюдений. Упражнения, в которых изме­рение результата невозможно (гимнастические упражнения), оцени­ваются педагогом на основе визуального восприятия по следующей шкале:

  • 10 баллов - за полностью выполненное упражнение;

  • 8 баллов - за упражнение, выполненное по основным требованиям;

  • 6 баллов - за в целом выполненное упражнение с отдельными су­щественными недостатками;

  • 4 балла - за не полностью выполненное упражнение;

  • 2 балла - за невыполненное по основным требованиям упражне­ние.

Итоговое занятие может проводиться в форме контрольного уро­ка, выступления на концерте, соревнований.

Решение воспитательных задач осуществляется во время иг­ровых заданий, игр, эстафет и оценивается по следующим крите­риям:

  • умение работать в коллективе;

  • помощь товарищу при выполнении заданий;

  • сопереживание во время соревнований;

  • помощь педагогу при выполнении сложных элементов (страхов­ка) и др.

Принимая во внимание все полученные данные и показания, педагог делает вывод об уровне осво­ения образовательной программы каждым обучающимся:

высокий уровень - основные показатели выше нормативных (бо­лее 60 баллов);

достаточный уровень - результаты соответствуют нормативным
(от 30 до 60 баллов);

низкий уровень - результаты ниже нормативных (менее 30 бал­
лов).

На основании полученных данных педагог дает рекомендации по дальнейшему обучению ребенка в этой области.

Контрольные упражнения для оценки

физической подготовленности и умений подростка

Ходьба и бег: ходьба с перестроениями, медленный бег на дис­танцию 320 м, быстрый бег на 30 м.

Прыжки в длину с места.

Прыжки в высоту с места и с разбега.

Метание мяча на дальность (5-9 м).

Метание мяча в цель.

Упражнение на шведской стенке.

Упражнение на равновесие.

8.Гимнастические упражнения: «мостик», «березка», «шпа­гат», «ласточка»; «кувырки вперед» с выходом в вертикальное
положение.

9.Гимнастические упражнения с предметами (скакалкой, обручем, мячом).

Формы проведения занятий

Занятие по традиционной схеме (подготовительная, основная, заключительная части), оставаясь без изменения по содержанию, видоизменяется по форме. Вместо трех четких переходов от одной части к другой (традици­онно) могут быть использованы 10-15 переходов в течение занятия, т. е. волнообразная система нагрузки, при которой бы дети меньше утомлялись:

занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

занятия-тренировки по основным видам движения;

занятия-соревнования, где дети в ходе проведения различных эстафет из двух команд выявляют победителя;

занятия-зачеты, на которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;

ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений, выполняемых под музыку;

самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается какой-либо вид движений, отводится на это определенное время и он самостоятель­но занимается, после чего проверяется качество выполнения задания.

Содержание, формы и методы организации образовательной деятельности.

В образовательной программе каждый этап представля­ет собой законченный блок определённых знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными задачами. Поэтому ребенок, прошед­ший определенный этап (или этапы) данной программы, может выйти из нее, чтобы получить специализированное спортивное или хореогра­фическое образование или специализироваться в какой-либо другой области знаний.

Ослабленный ребенок по рекомендации врача может выйти из дан­ной программы в связи с улучшением его физических показателей.

Если представить схематично все эти этапы, то можно проследить определенную связь предлагаемой программы в системе непрерыв­ного спортивно-оздоровительного и специального образования.

В содержании программы насчитываются 4 базовые темы: строе­вые и общеразвивающие упражнения, основные и специальные гим­настические движения.

На разных этапах они могут менять названия, так как идет посте­пенное усложнение программы. Общая направленность в планировании физического воспита­ния в образовательной программе может быть наглядно представлена в виде поднимающейся вверх и постепенно рас­ширяющейся спирали, каждый виток которой условно означает учебный этап.

Постепенно увеличивая диапазон осваиваемых физиче­ских упражнений ребенок ос­ваивает все содержание образовательной программы.

Первый показатель - количественный

С ростом диапазона освоенных двигательных действий постепен­но должна возрастать и сложность физических упражнений.

Усложнить упражнения можно:

- увеличив продолжительность их выполнения;

- увеличив длину преодолеваемого отрезка;

- увеличив быстроту движений;

- сократив паузы пассивного отдыха или сделав его активным;

- увеличив силовую нагрузку на мышцы;

- повысив их координационную сложность;

- выполнив несколько элементов подряд (в связке).

Как известно, такой принцип планирования и проведения занятий называется повторно-кольцевым (по спирали): когда одно и то же «коль­цо» двигательных режимов повторяется на следующем этапе, но вся­кий раз на более высоком исполнительском уровне. Ни для кого не секрет, что многократное повторение одного и того же элемента очень важный педагогический принцип.

Общий учебный план

п/п

Название базовой темы

Количество часов

1.

  • Строевые упражнения

4

2.

  • Основные движения (упражнения для формирования правильной осанки)

14

3.

  • Общеразвивающие упражнения (общая и специальная подготовка)

10

4.

  • Специальные гимнастические и акробатические упражнения

14

5.

  • Игры

6

6.

  • Ритмическая гимнастика

22

7.

  • Коммуникативные навыки

2

Итого:

72

Содержание занятий.

Тема 1. Строевые упражнения

Построение по росту и перестроения в колонну по двое.

Упражнения на развитие правильного положения туловища в дви­жении.

Построения, перестроения, повороты.

Тема 2. Основные движения

Бег и ходьба с отработкой непринужденной постановки корпуса и головы.

Прыжки на двух ногах на месте и в движении.

Бег с высоким подниманием коленей.

Ходьба на наружной стороне стоп. Бег на носках.

Гимнастическая ходьба. Бег широким шагом.

Ходьба и бег «змейкой».

Упражнения на равновесие на гимнастической скамейке.

Упражнения на гимнастической скамейке (ползание).

Преодоление полосы препятствий: пролезть, проползти, подлезть.

Прыжки: подпрыгивания, перепрыгивание через веревку.

Прыжки в длину.

Бросание и ловля мяча.

Прыжки в длину с места.

Бросание мяча об стенку.

Тема 3. Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Упражнения для ног и туловища.

Упражнения из положения сидя.

Упражнения из положения лежа.

Упражнения у стены для формирования правильной осанки.

Комплекс упражнений для зарядки (5-6 упражнений).

Упражнения с гимнастической палкой.

Упражнения с обручем.

Упражнения со скакалкой.

Тема 4. Специальные гимнастические и акробатические упражнения

Упражнения без предметов

Упражнения «колечко», «корзиночка».

Упражнение «кувырок вперед».

Гимнастическое упражнение «мостик» (из положения лежа на спи­не стойка на руках и ногах прогнувшись).

Упражнения с различными предметами.

Общеразвивающие упражнения с обручем:

специальные хваты, подбрасывание и катание обруча;

вращение обруча.

Общеразвивающие упражнения со скакалкой:

прыжки через скакалку на одном месте, прыжки через скакалку
в движении.

Общеразвивающие упражнения с мячом:

ведение мяча под музыкальное сопровождение;

передача мяча в паре;

применение в упражнении разнообразных движений с мя­чом;

подбрасывание и ловля мяча.

Тема 5. Игры:

«Волшебная палочка-выручалочка», «Поиграй-ка, поиграй-ка в наш веселый стадион», «Лягушка», игры с обручем, со скакалкой, с мячом.

Тема 6. Ритмическая гимнастика

Ритмические упражнения.

Гимнастическое упражнение «колечко».

Танцевальные упражнения.

Гимнастическое упражнение «корзиночка».

Обучение пружинящим прыжкам и кувырку вперед.

Обучение шагам польки по одному и в паре.

Воспитание чувства единства движения и музыки.

Гимнастическое упражнение «полумост».

Гимнастическое упражнение «мост».

Гимнастическое упражнение «березка».

Попеременные ритмические подскоки на правой и левой ноге.

Обучение гимнастической ходьбе под музыку в темпе марша.

Развитие у детей способности передавать движениями разверну­тый сюжет музыкального произведения.

Кувырки назад.

Гимнастическая композиция.

Подготовительные упражнения для выполнения стойки на лопатках.

Стойка на лопатках.

Кувырки вперед, назад, гимнастические упражнения «шпагат», «мостик».

Упражнения «колечко», «корзиночка».

Тема 7. Коммуникативные навыки

Правила поведения на занятиях гимнастикой и прави­ла личной гигиены.

Правила поведения на спортивных соревнованиях.
Этикет спортсмена,

Услдовия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо наличие следу­ющих условий:

  • место проведения занятий - специально оборудованный спортив­ный зал;

  • материально-техническая база - спортивный инвентарь;

  • технические средства обучения - магнитофон и аудиокас­сеты;

  • кадры - для создания положительного эмоционального настроя детей педагог может привлекать к совместной работе концертмей­стера.

Музыкальное сопровождение занятий усиливает воздействие фи­зических упражнений на организм ребенка и способствует успешному их выполнению. Систематические занятия под музыку вырабатывают чувство ритма. Для создания музыкального фона используются про­изведения лирического характера.

Музыкальное сопровождение может использоваться в течение всего занятия либо отдельных его частей.

Под музыку проводятся подвижные игры, эстафеты и выполняются ритмические композиции.

Споривное оборудование и инвентарь

Оборудование

Скамейка гимнастическая - 1 шт.

Стенка гимнастическая - 3 пролета

Щиты для мини-баскетбола - 2шт.

Маты гимнастические - 3 шт.
Мягкий конструктор - 21 шт.

Ящики переносные для спортивного инвентаря - 3 шт.
Ворота для мини-футбола - 2 шт.

Инвентарь

Веревка длиной 7м- 2 шт.

Набивные мячи весом 1 кг - 2 шт.
Мешочки с наполнителем четырех цветов весом 200 г - 8 шт.
Обручи гимнастические большие диаметром 100 см - 10 шт.

Обручи средние диаметром 70 см - 15 шт.

Обручи малые диаметром 50 см - 15 шт.

Палки гимнастические - 15 шт.

Скакалки - 15 шт.

Ленты цветные длиной 100 см - 15 шт.
Ленты цветные для художественной гимнастики - 10 шт.

Мячи резиновые малые диаметром 6-8 см - 20 шт.

Мячи резиновые средние диаметром 12-15 см - 15 шт.

Мячи резиновые большие диаметром 20-25 см - 15 шт.

Мячи с ручками диаметром 45 см - 2 шт.

Мячи с ручками диаметром 66 см - 2 шт.

Мячи диаметром 55 см - 2 шт.

Мячи диаметром 65 мм - 2 шт.

Кубики полиэтиленовые (5x5 см) - 20 шт.

Конструктор «Лего» большой - 1 набор

Кегли - 3 набора

Свисток судейский - 2 шт.

Флажки четырех цветов - 30 шт.

Дуги, обручи на стойках - 10 шт.

Музыкальная дорожка - 1 шт.

Стойки для прыжков в высоту - 1 набор

Гимнастические коврики - 15 шт.

Секундомер - 1 шт.

Рулетка - 1 шт.

Кольцеброс - 2 набора

Разметка цветная - 1 набор

Стоики цветные - 8 шт.

Кирпичики пластмассовые (10 х 20 см) - 10 шт.

Ходунки детские - 6 шт.

Погремушки - 30 шт.

Машины игрушечные - 2 шт.

Пирамидки - 4 шт.

Канат длиной 6м- 1 шт.

";Туннель» - 2 шт.

Методика проведения занятий

Основные методы, используемые при обучении.

Репродуктивный метод преподавания можно считать основным. Дети повторяют за педагогом упражнения, которые он им показыва­ет. На следующем этапе подключается частично-поисковый метод обучения. Дети могут придумать новое упражнение с предметом или без него.

Учитывая психологические особенности умственно отсталого ребенка, можно выделить следующие основные приемы и формы для изучения комплексов упражнения по формированию правиль­ной осанки:

  • начальный этап - (от простого движения к более сложному) обучение начинается с исходного положения тела, различных захватов палки и обруча, упражнения у стены;

  • переход от различных движений к комплексу упражнений;

  • самостоятельное выполнение комплекса упражнений;

При проведении занятий трехчастная их структура (подготовитель­ная, основная, заключительная части) остается без изменений по со­держанию, но видоизменяется по форме. Вместо трех четко разгра­ниченных переходов от одной части к другой (традиционной) в дан­ной системе занятий используется волнообразная система нагрузок, при которой дети меньше утомляются.

Описание игр.

1. «Волшебная палочка-выручалочка»

В игре участвуют двое детей. На другой стороне зала стоит стул, на котором лежит «палочка-выручалочка». Дети обегают стул с двух противоположных сторон, и кто из них первый поднимет палочку вверх тот и победил.

2. «Поиграй-ка, поиграй-ка в наш веселый стадион!»

«Кто самый быстрый?»

Все дети выстраиваются на линии старта, и кто быстрее из них пробежит дистанцию, тот и побеждает.

«Кто прыгнет дальше?»

Дети прыгают с места в длину. Кто дальше прыгнет, тот и побеждает.

«Кто прыгнет выше?»

Прыжок в высоту любым способом с разбега. Кто выше прыгнет, тот и побеждает.

3. Игра «Лягушка»

а) Из положения стоя на корточках и руки на полу дети подпрыги­вают с вытянутыми вверх руками. Кто быстрее пройдет (пропрыгает) таким образом дистанцию, тот и выиграет.

б) Из положения лежа на животе поджать ноги под себя, согнуть руки, вытянуться и опять вернуться в исходное положение. То же про­делать из положения лежа на спине.

4. Игры с обручами

а) Прокатить обруч, поднять его над головой и надеть на себя.

б) «Вертушка». Правой рукой держим обруч, который стоит вертикально на полу. Обруч начинает вертеться, дети отходят.

«Цветная дорожка». Обручи выложить на пол друг за другом. Преодолеть дистанцию прыжками в обручи.

5. Игры со скакалкой

Взять скакалку за одну ручку и покрутить вокруг себя. Поло­
жить скакалку и походить по ней, Прыжки вперед и назад, впра­во и влево.

Список литературы

  1. Основные требования к составлению образовательной программы.//Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16

  2. Разынова О.П. Авторские программы и методические рекомендации. –М.: Гном-пресс, 1999 – 214с.

  3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В.Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Дидактика:Учебно-методические материалы по курсу/Под ред.О.А.Абдулиной.-М.:Прометей,1992.

  5. КларинМ.В.Педагогическая технология в учебном процессе.- М.:Педагогика, 1989.

  6. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы ( приложение №2 к Приказу Минобразования России от 25.01.2002 №193)//Воспитание школьников-2002.-№5-С.2-9.

  7. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высшая школа,1990.

  8. Сиденко А.,Чернушевич В.Как стать автором педагогической разработки?//Школьные технологии-1996.-№6-С.87-96.

  9. Шерайзина Р.М.,Марон А.Е.Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений.- Новгород: Нов.ГУ,1994.

  10. Поуви Д. Чоми И. Пособие по методической терминологии (пер. с англ.).-М.: Педагогика,1982.

  11. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред.А. М.Прохоров.- М.: Советская Энциклопедия, 1982.

  12. Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы.- Архангельск, 1999.

  13. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления. - М.: Линка-Пресс, 1999.

  14. Страновская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.

  15. Гуревич И. А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1994.

  16. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

  17. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

  18. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  20. Энциклопедический словарь юного спортсмена. - М,: Педагогика, 1979

21.Хоботов С.А. Особенности физического развития и состояние умственно отсталых школьников. – Иркутск, «Физ. культура» №4 2005.

22. Дыхан. Л. Б. Педагогическая валеология. - М. - Ростов-на-Дону, 2005.

23. Джером 3. Литт. Ваша кожа от макушки до пят. Вильнюс, М, 1997.

24. Вайнер Э.Н. Валеология.- М.,2002.

25. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. - М., 1999.

26. Кожин. А. А. Здоровый человек и его окружение. - М., 2006.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    ... эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического ... возникновение и развитие ... культуре, спорте ... 97-; История Сибири с древнейшихвремендонашихдней, т. 1-2, Л., 1968-69; История СССР. С древнейшихвремендонашихдней, ...
  2. История России История России Теории изучения Книга первая С древнейших времен до конца XIX века

    Учебное пособие
    ... направлении — эволюция (постепенность) ... прослежи­ваетсядо н. э. с III тысячелетия до ... развития России с древнейшихвремендонашихдней ... спорт ... в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № ... Здравоохранение и физическаякультура 3,12 ...
  3. История России История России Теории изучения Книга первая С древнейших времен до конца XIX века (1)

    Учебное пособие
    ... направлении — эволюция (постепенность) ... прослежи­ваетсядо н. э. с III тысячелетия до ... развития России с древнейшихвремендонашихдней ... спорт ... в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № ... Здравоохранение и физическаякультура 3,12 ...
  4. История России История России Теории изучения Книга первая С древнейших времен до конца XIX века (2)

    Учебное пособие
    ... направлении — эволюция (постепенность) ... прослежи­ваетсядо н. э. с III тысячелетия до ... развития России с древнейшихвремендонашихдней ... спорт ... в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № ... Здравоохранение и физическаякультура 3,12 ...
  5. Документ СМК 4 уровня

    Документ
    ... производственной и военной деятельности. Олимпийское образование прослеживаетэволюциюфизическойкультуры и спорта с древнейшихвремендонашихдней. Знать: историю Олимпийского движения в мире и в Казахстане ...

Другие похожие документы..