textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет права

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Международное экономическое право»

для специальности 030501.65«Юриспруденция»

подготовки специалиста

Авторы программы:

Ганюшкина Е.Б., кандидат юридических наук, доцент, ganushel@

Постникова Е.В., кандидат юридических наук, преподаватель l_postnikova@

Юмашев Ю.М., доктор юридических наук, профессор,yuri.marina.ivan@

Рекомендовано секцией УМС

Секция «Право»

Одобрено на заседании кафедры

международного права

Председатель Шаталов А.С.

______________________________

«13» декабря 2011 г.

Зав. кафедрой Юмашев Ю.М.

______________________________

«14» марта 2011 г.

Утверждена УС факультета

Права

Ученый секретарь Маркунцов С.А.

_____________________________

«____» ________________ 20___г.

Москва, 2011

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция», обучающихся по программе подготовки специалиста по специализации «Международное публичное право», изучающих дисциплину «Международное экономическое право».

Программа разработана в соответствии с:

  • Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) «Юриспруденция», утвержденным Приказом Министерства образования РФ № 686 от 02 марта 2000 г.;

  • Образовательной программой специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста;

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста специализации «Международное публичное право», утвержденным в 2011 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Международное экономическое право» является подготовка специалиста к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

  • разработка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

  • осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

  • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

  • юридически правильная квалификация фактов и обстоятельств;

в) правоохранительная деятельность:

  • защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

  • оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

  • осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

  • толкование нормативных правовых актов на высоком профессиональном уровне;

д) педагогическая деятельность:

  • преподавание правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне;

  • эффективное осуществление правового воспитания;

е) научно-исследовательская деятельность:

  • проведение научных исследований по правовым проблемам;

  • участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать характерные особенности международного экономического права как отрасли международного публичного права; различные взгляды на источники и круг субъектов международного экономического права; виды международных торговых договоров и основные направления регулирования международной торговли на многостороннем уровне; основные виды и формы экономической интеграции государств; особенности развития международного экономического права на региональном уровне (в том, числе, в Европейском Союзе); этапы формирования единого внутреннего рынка ЕС; содержание, правовую природу, сферу действия, исключения и допустимые ограничения свободы движения товаров, свободы движения лиц, свободы предоставления услуг, свободы движения капиталов в ЕС; принципы и особенности права конкуренции ЕС; правовые инструменты политики конкуренции ЕС; правовые основы Экономического и валютного союза ЕС; значение решений Суда ЕС для развития экономической интеграции в рамках ЕС; правовые основы отношений ЕС с третьими странами.

  • уметь соотносить процедуры разрешения международных экономических споров с общими принципами международно-правового разрешения споров, и осознавать значение экономических мер в международной ответственности и принуждении для нарушителей норм международного права; различать виды международной экономической помощи; проводить разграничение между основными свободами внутреннего рынка ЕС и обосновать его значение; юридически грамотно и аргументировано толковать, в том числе, экономическое право Европейского Союза благодаря всестороннему знакомству с особенностями его применения государствами-членами, органами Европейского Союза и в первую очередь Судом Европейского Союза; использовать теоретические международно-правовые знания для анализа и правильной оценки современных международных отношений экономического характера; использовать полученные знания в практической деятельности, не только в практике деятельности государственных учреждений России, но и в рамках организационных структур СНГ, а также в практике региональных международных организаций, при заключении сделок с иностранными партнерами в различных секторах экономики, осуществлении инвестиционных проектов и программ экономического развития;

  • обладать навыками анализа международных договоров, материалов международных конференций и международных организаций, судебной практики; работы с научной юридической литературой, аналитическими материалами.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по

ГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-2

добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-3

совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-13

свободно пользуется русским и английским языками как средством делового общения

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-5

компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-7

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-9

анализирует социально значимые проблемы и процессы

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-1

разрабатывает нормативные правовые акты

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-2

Осуществляет профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-5

применяет нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-6

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-9

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-14

принимает участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-15

квалифицированно толкует нормативные правовые акты

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-16

дает квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-17

преподает правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-19

эффективно осуществляет правовое воспитание

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина, относится к циклу дисциплин специализации и не входит в число дисциплин Федерального компонента.

Для специализации «Международное публичное право» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине:

  • Международное право.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знатьместо и роль международного права в системе международных отношений, особенности и источники международного права, соотношение международного и национального права, содержание международной правосубъектности, принципы международного права, международно-правовую ответственность и принуждении в соответствии с международным правом, международно-правовые аспекты гражданства, международное экономическое право, право международных договоров, право международных организаций и конференций, международно-пра­вовые средства разрешения международных споров.

  • уметь юридически грамотно толковать действующие международные правовые нормы;

  • обладать навыками работы с международными правовыми актами, научной литературой и аналитическими материалами.

Программа обучения НИУ-ВШЭ предполагает чтение отдельных специализированных курсов «Право международной торговли» и «Право Европейского Союза», поэтому в настоящий курс, в частности, не вошла в полной мере сфера регулирования Всемирной торговой организации.

  1. Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

1.

Отечественная доктрина о сущности международного экономического права

6

2

4

2.

Зарубежные концепции о сущности международного экономического права

8

2

2

4

3.

Особенности (характерные черты) международного экономического права. Понятие «кодекса поведения»,

в том числе:

20

6

2

12

3.1.

Предмет, субъекты и источники международного экономического права

8

2

6

3.2.

Конвенция о кодексе поведения линейных конференций 1974 г.

4

2

2

3.3.

Проект Кодекса поведения транснациональных корпораций ЭКОСОС

4

2

2

3.4.

Проект Международного кодекса поведения в области передачи технологии

4

2

2

4.

Формирование международного экономического порядка. Основные концепции международного экономического порядка

12

4

2

6

5.

Международный правопорядок в области регулирования международной торговли

10

2

2

6

6.

Международный правопорядок в международной валютно-финансовой системе

10

2

2

6

7.

Международный правопорядок в международной инвестиционной системе

10

2

2

6

8.

Механизм разрешения споров в международном экономическом праве

8

2

6

9.

Проблема устранения двойного налогообложения в международном праве

8

2

6

10.

Правопорядок в сфере международной экономической помощи

8

2

6

11.

Использование мер экономического характера для осуществления международно-правовой ответственности и принуждения

8

2

6

12.

История развития европейской идеи. Создание Европейских Сообществ и Европейского Союза. Основные этапы процесса экономической интеграции.

12

4

2

6

13.

Формирование единого внутреннего рынка ЕС

8

2

2

4

14.

Правовое регулирование свободы движения товаров

16

2

4

10

15.

Правовое регулирование свободы движения лиц и свободы учреждения

14

2

2

10

16.

Правовое регулирование свободы предоставления услуг

14

2

2

10

17.

Правовое регулирование свободы движения капиталов

11

2

2

7

18.

Антимонопольная политика ЕС и регулирование конкуренции

12

2

2

8

19.

Правовые основы Экономического и валютного союза (ЭВС)

9

2

2

5

20.

Внешнеэкономические связи ЕС

12

2

2

8

ВСЕГО

216

40

40

136



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации «высшая школа экономики» (3)

    Программа дисциплины
    ... ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшаяшколаэкономики» ... ВПО НИУ «Высшаяшколаэкономики» 2011 г. по ...
  2. Правительство российской федерации «высшая школа экономики» (32)

    Программа дисциплины
    ПРАВИТЕЛЬСТВОРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯШКОЛАЭКОНОМИКИ» Факультет ...
  3. Правительство российской федерации «высшая школа экономики» (16)

    Программа
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшаяшколаэкономики» Утверждено ...
  4. Правительство российской федерации «высшая школа экономики» (23)

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшаяшколаэкономики» Факультет ...
  5. Правительство российской федерации высшая школа экономики» (18)

    Программа
    ПравительствоРоссийскойФедерации ГОУ ВПО «Государственный университет – Высшаяшколаэкономики» Факультет государственного и ... институт. М., 2003 г. Программа ПравительстваРоссийскойФедерации по повышению эффективности бюджетных расходов ...

Другие похожие документы..