textarchive.ru

Главная > Документ


Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского

ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов

Материалы студенческой

научно-практической конференции

(22 октября 2008 года)

Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского

ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов

Материалы студенческой научно-практической конференции

(22 октября 2008 года)

Смоленск

2009

УДК 028

ББК 78.303

Ч-77

Составители:

Мертенс Е.С., к.п.н., доцент СГИИ; Сударева И.И., зав. Гуманитарным центром чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского

Ответственный за выпуск:

зам. директора СОУБ им. А.Т. Твардовского Горовая Г.С.

Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол. обл. универс. б-ка им. А.Т. Твардовского, Каф. библиотековедения и информ. ресурсов ОГОУ ВПО «Смол. гос. ин-т искусств»; сост. Мертенс Е.С., Сударева И.И. – Смоленск, 2009.- (печ. изд. отдела СОУБ). - 107с.

В сборник включены доклады студентов самой разнообразной тематики: «Российский опыт продвижения чтения», «История возникновения и развития семейного чтения в России», «Мотивы чтения», «Возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения», «Использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения» и многое другое.

Сборник рассчитан на широкий круг читателей. Составители надеются, что он будет полезен тем, кто заинтересован в повышении высокого статуса книги и чтения, в возвращении России звания «самой читающей страны в мире».

©Смоленская областная универсальная

библиотека им. А.Т. Твардовского

© Мертенс Е.С., Сударева И.И.

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя

Сударева И.И. Гуманитарный центр чтения СОУБ

им. А.Т. Твардовского: новые возможности и технологии по привлечению населения к чтению.

Секция 1. Поддержка и популяризация чтения.

Ринейский И. Н.А. Рубакин о русской читающей публике конца XIX века )

Левченко И. Продвижение книги как способ популяризации чтения

Акулич Л.С. Игра как форма творческой реализации личности юных читателей

Кирилова В. История возникновения и развитие традиций семейного чтения в России

Тарасенкова А. Детское чтение как педагогическая проблема

Мищенкова А. Изучение информационных потребностей молодежи в современной социокультурной среде

Клиенкова Е. Мотивы чтения взрослых: социологический аспект

Нечаева Н. Профессиональное чтение – путь к успеху

Востенкова Ю. Возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения

Крупенкова Т.А. Библиотека как социальный институт формирования нравственности у молодежи (на примере библиотеки Смоленского областного Государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 3»).

Секция 2. Чтение и информационные технологии.

Микишанова О.А. Использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения

Волкова И. Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению

Сапунова С.В. Коммуникационные барьеры в документальной и электронной коммуникации: основные способы их преодоления

Новикова Л.В.Технология проведения акции в поддержку чтения

Изотова И. Классическая литература в экранизациях отечественных кинематографистов

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Еще недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. Сегодня же для значительной части населения снизился престиж чтения. Телевидение, электронные носители информации для многих заменяют сегодня книгу.

Это доказали исследования последних лет, проведенные Фондом «Пушкинская библиотека» совместно с Центром Юрия Левады. Анализ исследования показывает уход из книжной культуры значительных слоев населения и разрастание той части общества, которая не нуждается в чтении, довольствуясь такими формами культуры и коммуникации как Интернет и др. Постоянные читатели книг составляют сегодня четвертую часть взрослого населения страны (23%), а те, кто вообще не читает книг, - 7%. Если сопоставить эти показатели с данными 70-80-х годов прошлого века, то скорость регрессивных изменений становится очевидной.

Это вызывает тревогу уже не только у специалистов библиотечного и книжного сообщества, но и у широкой общественности.

Проблемы чтения были затронуты на студенческой научно-практической конференции «Чтение как основное средство обучения и развития человека», которая проходила в Смоленской областной универсальной библиотеке

им. А.Т. Твардовского 22 октября 2008 года.

Студенты, обучающиеся по специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность» в Смоленском государственном институте искусств, приняли активное участие в проведении данной конференции. Под руководством зав. кафедрой библиотековедения и информационных ресурсов Е.С. Мертенс, канд. пед. наук, доцента и педагогов СГИИ: Ю.А. Бабарыкина, доцента; Г.В. Максименковой, доцента; С.В. Сидоровой, ст. преподавателя студентами были подготовлены сообщения самой разнообразной тематики: российский опыт продвижения чтения, история возникновения и развития семейного чтения в России, мотивы чтения, возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения, использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения и другие.

По материалам научно-практической конференции издан сборник «Чтение как основное средство обучения и развития человека». Предлагая его вниманию читателей надеемся, что он принесет пользу всем, кто заинтересован в повышении высокого статуса книги и чтения, в возвращении России звания «самой читающей страны в мире».

Гуманитарный центр чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского:

новые возможности и технологии по привлечению

населения к чтению

Сударева И.И.

зав. Гуманитарным центром чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского

Сегодня масштабы российского книгоиздания уже не только значительно превзошли лучшие показатели советского периода, но и являются одними из самых высоких в мире. Россия вошла в число крупнейших книгоиздающих держав и ныне занимает четвертое место в мире по числу ежегодно выпускаемых книг, уступая лишь Китаю, США и Великобритании.

Однако, несмотря на столь широкое многообразие предлагаемого ассортимента, Россия по-прежнему остается страной с низкой читательской культурой и неуклонно снижающимся уровнем грамотности населения, особенно детского.

И это вызывает тревогу уже не только у специалистов библиотечного и книжного сообщества, но и у широкой общественности.

Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению - важнейшие задачи общества, еще два десятилетия назад считавшегося самым читающим.

В настоящее время одной из важнейших проблем всего книжного сообщества России является совершенствование пропаганды чтения и книги в обществе, выработка политики воспитания интереса к чтению у подрастающего поколения.

Данные проблемы становятся особенно актуальными в условиях вытеснения печатных источников информации электронными, утраты широкими слоями населения навыков систематического чтения, возникновение элементарной языковой безграмотности.

На решение этой проблемы направлена Национальная программа поддержки и развития чтения, текст которой был подписан 24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне.

Разработка Национальной программы велась на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли.

Механизм продвижения книги и чтения обретает сегодня новые контуры. В первую очередь, это создание Фондом «Пушкинская библиотека» специальной сети – региональных центров чтения, которые созданы сегодня более чем в 30 регионах страны.

В 2008 году Гуманитарный центр чтения был организован в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т. Твардовского.Центр является структурным подразделением отдела общего обслуживания читателей.

Гуманитарный центр чтения осуществляет научно-исследовательскую, научно-методическую, и информационно-просветительскую деятельность в области чтения в регионе.

Создание Гуманитарного центра чтения на базе областной библиотеки открывает перспективы для формирования современного образа библиотеки в информационном пространстве. Сегодня библиотека не должна ограничиваться только быстрым и свободным доступом к различным источникам информации, ее основная цель - влиять на формирование читательской культуры, повышать свой статус как социального института.

Основная цель Гуманитарного центра чтения – способствовать сохранению и развитию культуры чтения в регионе, проведение мероприятий направленных на повышение высокого статуса книги, чтения и библиотеки в обществе.

Деятельность Гуманитарного центра чтения осуществляется в нескольких направлениях:

  • проведение презентаций книг, литературных вечеров, встреч с писателями, акций, фестивалей книг;

  • проведение медиа-лекций «Читаем классику – сегодня!»;

  • организация персональных и тематических книжных выставок (в том числе выездных);

  • помощь в разработке литературных творческих проектов;

  • представление информации о литературных премиях, об объединениях и союзах писателей;

  • составление рекомендательных списков литературы;

  • создание собственной страницы на сайте библиотеки в Интернет для размещении материалов о книге, чтении, мероприятиях Центра и многого другого.

Гуманитарный центр чтения координирует свою работу по проблеме привлечения к чтению с Союзами писателей, литературными объединениями, писателями, поэтами, библиотеками области, издательствами, книготорговыми организациями, учреждениями культуры и образования, общественными организациями.

С первых дней работы Центра была разработана Программа Гуманитарного центра чтения, которая находится в постоянном развитии, обрастая новыми темами, идеями, начинаниями.

Свою работу ГЦЧ начал с участия в семинаре-тренинге«Инновационная деятельность библиотеки (Центры чтения как комплексная система продвижения читательских и книжных инициатив)». Семинар проходил в Кардымовской ЦБС в апреле 2008 года.

Проблема поддержки и продвижения чтения такова, что становится предметом многочисленных исследований, учитывающих различные категории читателей, типы и виды литературы. В этой связи, Гуманитарным центром чтения было проведено социологическое исследование «Книга и чтение в моей жизни».

Методом исследования было выбрано анкетирование. Анкета состояла из 6 вопросов, построенных как закрытые, так и открытые. В качестве объекта исследования выступили пользователи библиотеки, а так же студенты, в ВУЗах которых было проведено исследование.

Анкетирование проводилось с мая по август 2008 года. В исследовании приняло участие 210 человек.

Основная цель исследования – получение информации о роли книги и чтения в жизни современного человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Выявить наиболее вероятную причину снижения интереса россиян к чтению книг;

- Определить наиболее популярные и любимые жанры;

- Выявить какие библиотеки посещают жители города;

- Проанализировать рекомендуемые респондентами книги.

Анализ анкет показал, что книга в современном обществе отходит на второй план, а если кто и читает, то это либо произведения школьной программы, либо художественная литература и журналы.

По мнению большинства респондентов (34%) главной причиной снижения интереса россиян к чтению книг является то, что появились другие формы проведения досуга. 24% опрошенных считают, что причина в снижении общей культуры россиян. По мнению 20% респондентов снижение интереса к чтению происходит из-за нехватки времени. Также 13% опрошенных видят причину этого явления, в том что книги стало читать не так престижно, как раньше; 6% респондентов не считают, что интерес к чтению книг снизился. И лишь 3% причиной снижения интереса россиян к чтению книг назвали то, что на сегодняшний день нет интересных произведений.

В ходе исследования было выявлено, что большинство опрошенных предпочитают искать интересующую их информацию по средствам Интернет.

Самые распространенные ответы на вопрос, о том, какую бы книгу Вы предложили прочитать - это «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, Пауло Коэльо, Анхель де Куатье, Харуки Мураками, М. Веллер, книги по психологии и по истории.

Самыми интересными оказались ответы на вопрос: «Какую книгу вы порекомендовали бы потомкам в наследство?». Среди названных произведений «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Что делать?» Чернышевского, «Тихий Дон» М. Шолохова, книги А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Библию.

Что, несомненно, радует, так это то, что респонденты советуют почитать и рекомендуют потомкам в наследство классические произведения.

На сегодняшний день Центр проводит социологический опрос «Лучшие из лучших», где читатели называют 5 великих романа мировой литературы, 3 лучших современных поэта и 3 лучшие книги для чтения.

Результаты всех опросов, проводимых Центром, будут опубликованы в сборнике по материалам социологических исследований «Читающий Смоленск».

За короткое время работы, Гуманитарным центром чтения было проведено ряд ярких мероприятий. Увлекательные массовые мероприятия Центра – это школа инновационного опыта. Литературно-музыкальные вечера, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций, и т.д. Применяются такие формы как слайд-журналы, слайд-репортажи, спор-часы, конкурсы, автограф-сессии и др.

Интересной и распространенной формой в последнее время стали компьютерные презентации экспонируемые на панели в холле библиотеки «Чтение – удовольствие и радость!», «Читают знаменитые» и др.

Для более успешного проведения массовых мероприятий Центр ведет систематическое расширение и пополнение текстового, музыкального и видео-архива по различным темам.

В последнее время классика воспринимается либо как что-то устаревшее, либо как скучное и сложное. На самом деле классическое произведение никогда не теряет современного звучания и в наибольшей степени способно обогатить внутренний мир человека. Популяризация классики сегодня имеет огромное значение. Именно поэтому Гуманитарный центр чтения организует и проводит медиа-лекции«Читаем классику – сегодня!». Лекции традиционно проходят с использованием зрелищных форм и новых информационных технологий.

С 1 по 7 сентября 2008 года Гуманитарным центром чтения была организована и проведена акция«Думай о будущем – ЧИТАЙ!». Цель акции - показать школьникам важность и необходимость чтения для их будущего. Программа мероприятия была достаточно разнообразна: открытие праздника «Дня знаний», литературные игры, викторины, конкурсы, экскурсия по библиотеке, «5 минут интересной информации» («Глаголь добро»), презентация электронной экспозиции «Чтение – удовольствие и радость!». В Центре был оформлен плакат, отражающий личный выбор читателей «Прочитал – поделись мнением!», на котором каждый желающий мог написать ту книгу, которую хотел бы порекомендовать своему сверстнику.

25 сентября, в рамках Дня города, совместно с Братством православных следопытов, прошел II-ойИсторико-краеведческий марафон «Смоленск 2008», посвященный 65-годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Марафон представлял собой многоплановое соревнование по принципу ралли. Участники – учащиеся школ Смоленска и Смоленской области.

На базе Гуманитарного центра чтения расположился 16-й контрольный пункт под кодовым названием «История и кинематограф». Участники после просмотра фрагментов из кинофильмов отвечали на вопросы и зарабатывали балы. В конце членами жюри были подведены итоги марафона.

Одним из основных направлений деятельности ГЦЧ является составление библиографических пособий. Центром был разработан рекомендательный список «Пушкин 2007-2008». Первая часть сборника содержит информацию о книгах о жизни и творчестве А.С. Пушкина, его эпохе, пушкинистах и т.д., изданных в России в 2007 году, вторая часть – информация о книгах приобретенных СОУБ в 2007-2008 гг. И третья часть – список статей из журналов.

Центр проводит исследовательскую работу по изучению современного литературно-художественного потока. Отслеживает информацию о присуждении литературных премий, итогом которой является создание справочника «Литературные премии».

В современной литературе есть имена, без которых сегодня невозможно представить отечественную словесность. Каждая их книга становится событием. Гуманитарным центром чтения разработана серия книжных закладок«Современные писатели – лауреаты литературных премий». Также разработана серия книжных закладок «Юбиляры - 2009».

Важной, на сегодняшний день задачей является создание собственной страницы Гуманитарного центра чтения на сайте Смоленской областной универсальной библиотеки. Сегодня Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных. Страница задумана как уникальный источник информации о литературных новинках, выставках, презентациях, мероприятиях ГЦЧ, информации о результатах социологических исследований и т.д. Были созданы основные рубрики «О Центре», «Деятельность», «Полезная информация», и подрубрики: «Книжные новости», «Книги – юбиляры года», «Литературные премии», «Литературные объединения Смоленска», «Издательства Смоленска», «Книжные магазины Смоленска», «Путеводитель по библиотекам Смоленска», «Адреса региональных центров чтения», «Интернет-сайты для профессионалов и непрофессионалов в области чтения», «Наши работы» и другие.

Реализация проекта сайта делает возможным воплощение концепции Гуманитарного центра чтения на качественно новом уровне, так как сейчас Интернет решает многое.

В наших планах создать возможность публикации собственных сочинений посетителей сайта, возможность написать рецензию на прочитанную книгу, высказать свое мнение, рекомендацию.

Все вышеперечисленное очень интересно и востребовано, но это отдельные библиотечные или инициированные библиотекой мероприятия, которые, к сожалению, не дают должных результатов. Современному читателю нужно, что-то новое и необычное. Поэтому, реализация Национальной программы поддержки и развития чтения будет сильно затруднена, если организации, занятые в ее осуществлении, не будут действовать скоординировано. Сегодня очень важно объединять усилия администраций регионов, общественных организаций, бизнес-сообщества и образовательных учреждений, чтобы многократно усилить эффект от проводимых мероприятий, направленных на то, чтобы наша страна снова стала самой читающей в мире.

А чтобы вновь стать «самой читающей страной в мире» - нам придется много читать. Чтобы много читать – чтение должно быть модным, престижным занятием. Чтобы оно таковым стало, библиотекарям придется много потрудиться. Причем используя в своей работе как традиционные, так и современные пиар-технологии.

Секция 1. Поддержка и популяризация чтения.

А. Н. Рубакин о русской читающей публике конца 19 века.

И. Ринейский

Заметную роль в развитии теории и практики библиотечного дела сыграл Н. А. Рубакин, видный деятель народного просвещения, писатель-популяризатор, библиотековед и библиограф. Родился Николай Александрович в Ориенбауме, Петербургской губернии 13 июля 1862г. В 1875 году состоялось открытие в Петербурге платной библиотеки супруги, в которой стал работать Николай Александрович. С самого раннего возраста и до последних дней жизни Рубакин работал в одном направлении - изучении книги, читателя, автора, и все прочие его работы группируются вокруг этой основной темы. (7, с. 462)

В1895 г. Рубакин выпустил одну из самых замечательных своих книг - “Этюды о русской читающей публике”, в которой на основе огромной документации и личных наблюдений показал ужасающую картину народного просвещения в России, печальную судьбу библиотек и книги. В этой же книги он выдвинул идею изучения читателя, принцип подбора для него подходящих книг на основании определения его психологического типа, изучения его жизненных условий, классового и экономического положения.

До Н. А. Рубакина никто, по существу, не подходил научно к вопросу об изучении книги, ее влияния на читателя, его восприятия книги. А между тем это важнейший вопрос современности, когда книга стала играть такую огромную роль в жизни народа и в жизни личности и когда использование огромных книжных богатств, имеющихся в нашей стране, возможно только при точном изучении их, при точном изучении возможностей и особенностей читателей. Теория чтения — одна из основных частей библиопсихологии. Она основана на изучении психологии читателя, книги и психологии влияния книги на читателя.

Для изучения психологии читателя Н. А. Рубакин рассматривает различные психические типы читателей. У читателя мышление может быть конкретным или абстрактным, синтетическим или аналитическим, индуктивным или дедуктивным и т. д. (4, с. 54)

Но книги тоже написаны авторами, у которых психический тип является конкретным или абстрактным, синтетическим или аналитическим и т. д., как и у любого читателя, то есть как у любого человека. Психический тип автора отражается и в типе написанной им книги, и в изложении им предмета.

Для того чтобы содержание книги лучше дошло до понимания и усвоения читателя, надо, чтобы психический тип книги, то есть и ее автора, соответствовал психическому типу читателя. Это значит, что если читатель имеет психический тип конкретного склада, то он легче всего и быстрее всего усвоит и поймет книгу, написанную автором такого же психического типа. Это не значит, что он - не усвоит и книгу, написанную автором другого пси­хического типа. Но на это у него уйдет больше времени и усилий, чем, если бы он читал и изучал книгу, психический тип которой соответствует его типу. (4, с. 55)

Следовательно, необходимо изучение психических типов читателей и психических типов книг и авторов их, для того чтобы рекомендовать читателям те книги, которые они вследствие своего собственного психического типа мо­гут легче и быстрее усвоить.

Н. А. Рубакиным и была создана классификация типов читателей и типов книг. Н. А. Рубакин проделал большую работу по классификации типов книг, и на основании этой классификации он, определив, с другой стороны, тип читателя, рекомендовал ему книги, соответ­ствующие его психическому типу. (3, с. 9)

Переписка Н. А. Рубакина с читателями, его непосредственный контакт с ними в библиотеках показали ему, что правильная рекомендация книг читателям повышает спрос на книги с их стороны. Так, в 1929 году в библиотеке Народного дома в Лозанне, где Н.А.Рубакин организовал библиопсихологическое изучение читателя, в результате этого изучения и соответственного подбора книг для читателя выдача научных и научно-популярных книг возросла почти в 50 раз. (3, с. 10)

Н. А. Рубакин составил анкеты для читателей, чтобы выяснить их психический тип. В опросном листке анкеты содержалось 37 вопросов, кратко сформулированных. Но тут же Рубакин замечает, что «ответы на прямо поставленные вопросы не показательны». Особенно показательно то, что записывается в опросном листке рефлективно, несознательно, необдуманно. Поэтому составитель опросного листка должен быть очень тонким, вдумчивым человеком, превосходно знакомым с социальными и психологическими условиями того места и времени, к каким относится анкета. (1, с. 74-75)

Вводя все новые и новые элементы для изучения вопросов читательства и книги, Н. А. Рубакин анализирует и учитывает все факторы, участвующие в книжном деле в целом. Тем самым он крайне усложняет проблему изучения, так как число этих факторов чрезвычайно велико и, кроме них самих, надо учитывать их взаимодействие, взаимовлияние. В результате мы погружаемся в такую бездну психологического анализа, что за деталями начинаем не видеть самого главного, основного. Таким образом, даже согласившись с правильностью классификации и изучения всех элементов книжного дела.

В 1906 году была подготовлена и издана одна из главных работ выдающего ученого Н. А. Рубакина «Среди книг» (2, с. 232)

22 октября 1916 года в Женевском педагогическом институте имени Ж.Ж. Руссо с участием большой группы ученых под его руководством была создана секция библиопсихологии. Н.А. Рубакин считал, что вся сфера рождения и циркуляции книг, их использования и восприятия определяются также факторами психологическими, ибо книга издается человеком и для человека с его сложной индивидуальной психологией. Индивидуализация чтения и обучения, по его утверждению, предполагает существование социальной среды, в которой происходят все эти явления и которые влияют на самую индивидуализацию человека, ее ход и даже суть. Н.А Рубакину принадлежит заслуга в обосновании классификации читателей по их психологическим типам, особенностям мышления — конкретного, абстрактного, синтетического, индуктивного, дедуктивного и другим. Целью библиопсихологии, по мысли Н.А Рубакина, должно было стать изучение социального психологического воздействия книги на читателя. Главное место в процессе восприятия текста отводилось особенностям психических процессов и личности читателя (памяти и ассоциациям, воображению, мышлению, эмоциям, темпераменту и т.п.). Много внимания Н.А. Рубакин уделял влиянию различных «психических способностей» на выбор книги и отношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональный общепсихологический подход к исследованию художественного восприятия не был безоговорочно принят и позднее активно критиковался как психологами, так и библиотековедами (Г.В. Головачев, Л.Б. Косова). Современные исследователи (В.И. Беспалов) опробовали информационно-психологические тесты Н.А. Рубакина и подтвердили применимость библиопсихологического анализа в современных условиях. (5, с. 52)

Таким образом, Рубакин — пер­вый человек, поставивший проблему изучения читателя и книги и их взаимоотношений и сделавший это не на основании абстрактных рассуждений, а на основании более чем полувекового опыта в этой области, тысяч писем от читателей и тысяч непосредственных контактов с ними, разработки языка своих научно-популярных книжек и изучения их действия на читателя, подбора книг в библиотеках и раз­работки массовых, коллективных, групповых и индивидуаль­ных каталогов и программ для чтения. (6, с. 147)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Октябрь 2008 год поступило в библиотеку в октябре 2008 года 53(09) к389

    Документ
    ... Октябрь2008год. Поступило в библиотеку в октябре2008года ... 2007. - 606, [1] с., [22] л. цв. ил. : ил. ... : Логос, 2008. - 527 с. - (Новая студенческая библиотека). - Библиогр ... Материалы второй Уральской родоведческой научно-практическойконференции ...
  2. ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ОТЧЕТ о работе базовых кафедр за 2008 год Отчет принят на заседании Президиума ЮНЦ РАН (Протокол№10 от 28

    Отчет
    ... 30 октября2008. С.22–24 ... материалы международной научно-практическойконференции (г. Туапсе, 29 сентября - 4 октября2008 ... научных и одна Студенческая лаборатория, существующая на правах кафедры. В 2008году планируется формирование на базе студенческой ...
  3. Социально-гуманитарные чтения 2008 года

    Сборник научных работ
    ... 2008года Вниманию читателя предлагаются материалы «Вторых университетских социально-гуманитарных чтений 2008года» ... 2008 г. и включили в себя 14 научно-теоретических и научно-прак­ти­ческихконференций. ... обозрение» № 231 от 22октября 1905 г. В основу ...
  4. Публикации 2008 года монографии

    Урок
    ... . 2008. № 2. С. 16-22. Варламова Л. Д. Студенческое самоуправление как условие формирования личности современного специалиста // Материалы международной научно-практическойконференции ...
  5. За 2010 год

    Отчет
    ... молодых специалистов Материалы 3-й международной научно-практическойконференции молодых ... года и октябре 2010 года проведены международные научно-практическиеконференции «Научно ... Всероссийская студенческая олимпиада, научно-практическаяконференция и ...

Другие похожие документы..