Главная > Учебно-методические указания


Казанский государственный университет

В.Ю. Юринов

Индийская классическая философия

Учебно-методические указания

Специальность 0200100 – Философия

Казань

2010

Печатается по рекомендации

Учебно-методической комиссии

философского факультета КГУ,

протокол №3 от 10 марта 2010

УМУ по курсу «История зарубежной философии», раздел «Философия Древнего Востока», подраздел «Индийская классическая философия» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020100 – «Философия».

Рецензент –

канд. филос. наук, доцент кафедры общей философии КГУ

Ф.Ф. Серебряков

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель курса

Способствовать осознанию студентами того, что философия есть квинтэссенция культуры, а история философии – мировой историко-культурный процесс разворачивания богатства и многообразия ее форм; содействовать пониманию того, что различные учения, с которыми студенты знакомятся в ходе изучения зарубежной философии, и индийской философии в частности, демонстрирует непрекращающийся умственный и нравственный поиск человека в мире.

Задачи курса

Курс в целом представляет собой систематическое изложение истории зарубежной философии от античности и древнего Востока до современности. Индийская классическая философия является законной частью этого мирового процесса.

Основная задача курса и его разделов – способствовать созданию у студентов целостного представления о всемирном историко-философском процессе и его региональных особенностях; ознакомлению с фундаментальными философскими текстами, а также формированию и развитию в ходе обучения навыков и стремления к самостоятельной философской работе.

Освоение раздела «Индийская классическая философия», как и всего курса истории зарубежной философии должно содействовать:

выработке анализа оценки философских течений, школ, учений, направлений;

пониманию связи философских учений с культурными и социальными процессами эпохи;

формированию умения работать с философскими текстами: анализировать, составлять комментарии, выявлять смыслы, интерпретировать и т.д.;

развитию умения логично и со знанием дела формулировать, излагать и отстаивать собственное видение рассматриваемой проблемы;

одновременно, бережному отношению к философской традиции, ее инокультурным и исторически далеким формам;

формированию теоретического мышления.

Место курса в системе социогуманитарного образования

Индийская классическая философия, являясь разделом курса истории зарубежной философии, охватывает собой значительный период «древней» и «средневековой» истории Индии. Философская культура Индии теснейшим образом связана с различными областями не только социальногуманитарного плана (политика, право, история, лингвистика, религия, антропология, ориенталистика, востоковедение и др.), но и с науками математическими и естественными. Одновременно, высокий интерес к Востоку в условиях современных изысканий неклассической логики, разнообразных постнеклассических научных направлений требует серьезного отношения к философской преемственности, диалога философских традиций и овладения будущими специалистами методами компаративных исследований.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Индийская классическая философия» курса «История зарубежной философии»

иметь представление о своеобразии индийской философии, ее месте в автохтонной культуре, религиозной картине индусского мироздания и в научной индологии (западной и отечественной);

понимать особенности и характер складывания философской культуры Индии в целом и ее соотношение с другими философскими культурными традициями;

хорошо знать шесть классических школ (даршан) философии Индии и основные настические направления;

иметь ясное представление о четырех основных школах буддийской философии;

четко различать философско-научный уровень фундаментальных категорий индийской культуры и профанное (вульгарное), в том числе современное массовое, употребление псевдо-индусской терминологии.

Форма итогового контроля: 4 семестр – экзамен.

II. РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

п/п

Наименование тем

Всего часов

Лек

ции

Семи

нары

Само

стоя

тельная работа

1.

«Восток» как культуро-логическая

и культурно-историческая категория.

6

2

1

3

2.

Традиционный тип культур,

их трансляция и философская школа.

4

1

1

2

3.

Фундаментальные категории

индоарийской традиции

и философская культура Индии.

14

3

4

7

4.

Общая композиция классической

индийской философии: шесть даршан

и настика.

8

2

2

4

5.

Буддизм как настика, самокритика

традиции и философия.

12

2

4

6

6.

Философские системы:

ньяя и вайшешика.

6

1

2

3

7.

Санкхья и йога

6

1

2

3

8.

Пурва-Мимансы и Веданта.

8

2

2

4

Итого

64

14

18

32

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.«Восток» как культуро-логическая

и культурно-историческая категория

История вопроса: эллин и варвары; западная и восточная часть Римской империи. «Европоцентризм», «западоцентризм» и «востокоцентризм». «Восточная философия» как проблема западной философии Нового времени и европейская цивилизация. «Западная система преподавания» и «восточные тексты». Трудности, связанные с изложением традиционной культуры Индии в хронологическом порядке.

В качестве отправной точки в осмыслении темы рекомендуется избрать раздел «Восточные искушения» книги Пименова «Возвращение к Дхарме» (М., 1988). «У каждой вещи – свой восток и свой запад» (Гегель). Предельное (простое) определение «Востока» – «не-Запад». Крайняя позиция: «Восток» есть постольку, поскольку есть «востоковедение», т.е. категория консолидирована западной наукой.

Следует знать позицию (ознакомится с ее аргументами), которая отказывает духовной мысли Востока (Индии и Китаю) в самоопределении через философию, считая последнюю исключительно продуктом греческого гения. [См., например: Реале, Антисери...]. Существует противоположная позиция, которая полагает только восточную мысль (традицию) настоящей философий в противовес, как полагают ее сторонники (т.н., «ориенталисты») сциентистской, рационалистской, позитивистской мысли Запада. Имеется третья позиция, связанная с компаративистскими изысканиями, которая связывает «западную» и «восточную» философии в «единую человеческую философию» по принципу взаимодополнительности. [См., например: Григорьева. Дао и логос.] Имеются разнообразные промежуточные позиции и толкования этой проблемы.

«Осевое время» истории К.Ясперса. Спор о «первой» философии и «заимствованиях». Необходимость уяснения проблематичности прямого инокультурного заимствования философии в древности, традиционными обществами. Проблема «чистоты», сакральности знания и замкнутость (эзотеричность) культурных традиций времен до-мировых религий (буддизма, христианства, ислама).

Тема 2.Традиционный тип культур, их трансляция

и философская школа

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнегреческого, древнекитайского и древнеиндийского. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пред-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пред-философии к философии. Традиционализм: консерватизм, реставрационность («циклизм»), анонимность, без-письменность древнеиндийской культуры.

Под «философией Древнего Востока» в данном курсе понимается философская традиция Индии, которая существенно отличается (не-совпадает) от философской культуры (культур) Средиземноморья. Последняя, несмотря на значительное разнообразие (и историческую противоречивость) имеет единое логическое основание – греческая философия (платонизм, аристотелизм) и общие авраамические корни (иудаизм, христианство, ислам). Последовательнее всего такое единство проявляется в линейном, необратимом понимании человеческой истории (предельное выражение – идея прогресса нововременной науки и философии), в общем признании хронологических принципов.

Традиционное противопоставление индийской философии и «западной»: религиозная – светская; духовно-практическая – теоретическая; мистическая – рационалистическая; интуитивная – дискурсивная; интравертная – экстравертная; созерцательная (пассивная) – прагматическая (активистская) и др. «Индийская философия» и индийские философы (позиция В.М.Шохина). «Логика», «физика», «этика» – как единое основание всех начальных философий: греческой, китайской и индийской.

Если исходить из определения философии как «квинтэссенции», самосознания культуры (духа народа, общества, эпохи и т.п.), определения, идущего от Гегеля, то необходимо постоянно держать в голове «атрибутивную вторичность» философии, т.е. производность ее от о-предел-енной культуры. Соответственно, в качестве отправного пункта для осмысления философской традиции Индии можно избрать рабочее определение «рефлективный ведизм», что будет оправданно как для «брахманизма» (астика), так и для «буддизма» (настика), как (предельной) самокритики индоарийской культуры.

Здесь необходимо обратиться к определению А.Ф. Лосевым античной (эллинистической) философии как рефлективной (античной) мифологии. Такое определение позволило Лосеву задать «низший» (исторический) и «высший» (логический) пределы античной философии, имманентно завершив античную культуру и логику ее само-сознания. [См.:А. Ф. Лосев. История античной философии в конспективном изложении.]

Философская культура Индии задана «ведизмом» (ведическим корпусом) не только «со стороны» предмета и метода (онто-логически и эпистемо-логически), но и «со стороны» субъекта (экзистенциально), т.е. перед нами (познающим и обучающимся) определенный – специфический – способ существования и философии, и философствования, и философа (школа).

Индийская культурная традиция базируется на бесконечном циклическом перерождении (сарга/пратисарга) человека, живых существ, земли, богов, космоса, миров. Поэтому, «имя», «биография», «исторические события» – непринципиальны, все уже повторялось (имело место) бесчисленное множество раз. Однако имеются определенные законы, порядки, ритмы (рита). Ближайший порядок от земного существования и дня сегодняшнего, – это принцип юг (эпох, периодов), их четыре: сатья- (или крита-); трета-; двапара-, и кали-юга (самая жестокая и короткая), в которую мы сейчас живем по исчислению индуса (у буддиста будет несколько иная логика). Сатья – самая светлая, чистая полная («четыре четверти дхармы», «золотой век» индоария). Каждая последующая юга, уменьшается на одну четверть от предыдущей, так что в кали-югу остается всего лишь одна четвертая дхармы. Она началась по западному летоисчислению 18 февраля 3102 г. до н.э., великой битвой на Поле Куру между двумя арийскими родственными кланами, Пандавами и Кауравами. Дхарма так ослабевает, что с приходом кали-юги веду приходится разделить на три части, самхиты. Это «разделение» произвел Вьяса, так гласит сама традиция. Соответственно, ему пришлось подвергнуть разделению «ведическое знание» дальше на три разряда дисциплин: шрути-шастру, смрити-шастру и ньяя-шастру (разряд даршан). (Стало быть, чем священнее текст, тем он «естественно» должен быть древнее и безымяннее.) Имеются многие другие признаки деградации земной человеческой жизни в кали-югу, особенно к ее концу. Общая длительность кали-юги – 432 тыс. лет. Четыре юги составляют махаюгу, которая заканчивается разрушением (пралайя). Махаюга – лишь небольшой фрагмент еще большего периода, который встраивается в еще более гигантский цикл. Все это исчисляется часами (днями/ночами) и годами Брахмы (одного из трех верховных богов индуизма; «тримурти»). Числа астрономические: день (12 часов) Брахмы равен 4 320 000 000 земных лет.

Тема 3. Фундаментальные категории древнеиндийской культуры

и философская культура Индии

Конструктивный консерватизм индийской мысли. Единство и непрерывность индийской мысли. Категории: «юга», «сансара», «карма», «мокша», «атман», «пуруша», «варна», «ашрам», «прана», «дхьяна», «шрути», «брахманчарин», «бхакти» и др. Космизм (метаисторизм), экологизм (невреждение), альтруизм (жертвенность и метемпсихоза) и «пессимизм» древнеиндийской философии. Различные периоды индийской мысли: ведийский, эпический, систематический и схоластический. Веды и философская мысль. Ведийское учение о жертвоприношениях. Варнашрамадхарма. «Внешний» и «внутренний» ритуал. Шрути, смрити и «мнемоника». Основные проблемы упанишад. Учение о «пяти огнях». «Путь богов» и «путь предков». Различные виды сознания (бодрствующего, сна со сновидениями, сна без сновидений и экстаза). Брахман и Атман. Брахман и мир. Доктрина майи. Гуны. «Ритуальный символизм» (В.С.Семенцов) и рождение брахманчарина (ученика). Брахманы, упанишады и принцип «кто так знает».

Периодизация индоарийской культуры: а) древность, средневековье, новое время; б) ведический, эпический, классический периоды; в) добуддийский, буддийский периоды; и др.

Ведийский корпус.Ригведа – самая древняя (Веда гимнов, от санскр. «рич» - гимн), сгруппирована в 10 книг (мандала). Содержит (в редакции школы Шакала) 1 028 гимнов (рич). Пурушасукта (Гимн Х): жертва Пуруши и рождение варн. Самаведа (веда песнопений, от санскр. «саман» - песнопение), содержит 1 549 мантр (жертвенных формул), подавляющее большинство которых повторяют мантры Ригведы. Яджурведа (книга жертвенных изречений, от санскр. «яджус» - жертвенное изречение, молитва) содержит жертвенные формулы, инструкции по проведению жертвоприношений, ритуальные песни, обряды, легенды (известны две ее редакции «Черная Яджурведа» и «Белая Яджурведа»). Три вышеперечисленные веды объединяются одним названием — «троякое знание» (на санскрит. «трайя видья»), т.е. они рассматриваются как три варианта одного и того же священного знания. Одновременно «троякое знание» превосходит знание каждой веды по отдельности. «Целое не равно сумме (больше) частей».

Четыре типа жрецов при организации ритуала (ашвамедха и др.), место и роль четвертого жреца (брахмана) для осмысления зарождения философской рефлексии (символических процедур) в индийской традиции. «Одна половина награды (дакшина) трем первым жрецам, вторая половина четвертому жрецу (брахману)». (1 = 3)

Три вышеназванные веды еще именуются «старшими» сборниками или самхита. По индийской традиции три веды — РВ, СВ и ЯВ противопоставлены четвертой — Атхарваведе, «младшей», которая в священном арийском, брахманистском смысле не является полностью чистой1. Атхарваведа не сразу получила название «веда», и предположительно ведет свое название от имени собственного, мифического жреца огня Атхарвана (Ангираса). В отличие от трех других вед АВ представлена метрически не гимнами, а заговорами. АВ объединена в 20 книг (канда), больше посвящена повседневному ритуалу, ненанесению ущерба брахманской варне и охране имущества жрецов.

В отечественной литературе имеется академическое издание на русском языке всех четырех вед, насчитывающее несколько томов, к которым необходимо обратиться студенту, изучающему курс ИЗФ (раздел «Философия древней Индии»).

Следует обратить внимание на аргументы, выдвигаемые в научно-философской литературе для объяснения «нечистоты» Атхарваведы: а) она самая поздняя; б) в ней присутствуют слова на пракрите; в) предполагается, что она создана в среде вратьев; г) в ней сильно преобладание «черной магии», заклятий, заговоров-убийства; д) присутствие в названии веды имени (Атхарван, Ангирас), а внутри веды прозаического (профанического) языка. Осмысление этих и других аргументов способствует прояснению категориальных оснований ведической культуры и качественной специфики философской традиции древней и средневековой Индии.

Четыре веды (три + одна) являются ведийским каноном в узком смысле слова. Однако традиционно ведический канон не исчерпывается только ведами, а представляет собой сложную композицию, представленную «горизонтально» и «вертикально». Для удобства запомним эту композицию как квадрат «четыре на четыре».

В качестве первой (верхний предел) горизонтали и выступают четыре веды. А под ними вертикально выстраиваются последовательно три других разряда священного знания: брахмана; аранька; упанишада. Нижний предел – упанишада имеет другое название «веданта», что и означает в переводе с санскрита «конец вед».

Брахманами называется толкование ученого жреца, специалиста по ведийскому ритуалу. Это своеобразные инструкции-комментарии к ведам. Каждая из вед имеет одну и более примыкающих к ней брахману. (Наиболее древние и авторитетные «Айтарея-брахмана» и «Каушитика-брахмана» относятся к «Ригведе».) О построении, темах и содержании брахман рекомендуется обратиться к соответствующей научной литературе. [См.: Шатапатха-брахмана, 2009.] В отличие от вед брахманы излагаются прозой, в них наличествуют объяснения различных типов предписаний, изложение мифов, наличествуют предфилософские идеи. Предположительно брахманы создавались в VIII-VII вв. до н.э.

Араньяки (букв. «лесные книги») – примыкающие к брахманам «книги». Больше уделено места обрядности, рационального объяснения брахманизма, статуса варны жрецов. Считается, что араньяки преимущественно использовались домохозяином (ашрам грихастха). В «Айтарея-араньяка» специалисты обнаруживают интуиции важнейших понятий брахманизма «атман» и «брахман».

Наконец, четвертый, заключительный разряд ведического канона – упанишады. Упанишада (упа-ни-сад досл. «сидеть у ног» учителя) – сборники, излагающие сокровенное (эзотерическое) знание, передаваемое непосредственно от учителя к ученику, доступное лишь избранным. Корпус упанишад огромен, их насчитывается в общей сложности более 200, хотя в самой индусской традиции часто фигурирует число 108.2

Среди них имеется более десяти самых древних, предфилософских, или классических, которые создавались ориентировочно в VIII-III вв. до н.э. Это: Айтарея, Каушитака (примыкают к Ригведе); Чхандогья, Кена (примыкают к Самаведе); Тайттирия, Катха, Шветашватара, Майтри (Черной Яджурведы); Брихадараньяка, Иша (Белой Яджурведы); Мундака, Прашна и Мандукья (Атхарваведы).

Впервые 5 упанишад были переведены с санскрита на персидский язык и впервые записаны в 1656 г. по приказу султана Дара Шакоха, а в 1801 – 1802 гг. свыше 200 упанишад были переведены на латынь с фарси французом Анкетилем.

Для понимания того, как вырастали брахманы, араньяки и упанишады следует обратить внимание на название одной из древнейших – «Брихадараньяка-упанишада». «Части», «разделы» ведического канона не пристраивались извне, не «дописывались», а вырастили естественно как органы, члены изнутри священного знания. Тут будет уместно вспомнить индийский символ: черепаха, периодически выдвигающая свои четыре конечности и свободно вбирающая их вовнутрь.

Упанишады в западной индологии длительное время, фактически до начала ХХ века, отождествлялись с подлинной и единственной «философией» Индии. И хотя в настоящее время оценки и трактовки существенно изменились, значение упанишад в философской традиции Индии трудно переоценить.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философия (очная форма обучения)

    Документ
    ... Мир и человек в философииклассическойиндийской йоги. «Благородные истины» буддийской философии. Концепция реинкарнации души ... философских системах. Проанализируйте теорию реинкарнации (индийскаяклассическаяфилософия, Пифагор, Платон) и буддийскую ...
  2. Московский униве рситет мвд россии философия (очная форма обучения)

    Учебно-методическое пособие
    ... Мир и человек в философииклассическойиндийской йоги. «Благородные истины» буддийской философии. Концепция реинкарнации души ... философских системах. Проанализируйте теорию реинкарнации (индийскаяклассическаяфилософия, Пифагор, Платон) и буддийскую ...
  3. Философия программно-методический комплекс

    Документ
    ... истории индийскойфилософии, ... классической европейской философии: 1.Философия Нового времени, 2.философия эпохи Возрождения,3.античная философия, .4.философия эпохи Просвещения, 5.средневековая философия, 6.немецкая классическаяфилософия ...
  4. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

    Документ
    ... истории индийскойфилософии Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. Костюченко B.C. Классическая веданта ...
  5. Философия Откровения Том 1 1844 (Шеллинг )

    Документ
    ... , в самоостановке, и если бы определенному классу индийских браминов, среди упражнений которых (с их ... (1724—1804) — великий немецкий философ, родоначальник немецкой классическойфилософии. Первое издание его основополагающего ...

Другие похожие документы..