textarchive.ru

Главная > Документ


Юнина Е.А.

Материалы документа опубликованы в учебно-методическом пособии «Педагогическая психология: социально-личностное образование». (-Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.), авторские права защищены. Материалы можно использовать, но при этом делать ссылку на доктора философских наук, профессора Елену Анатольевну Юнину.

Современные образовательные технологии

ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:

  • Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

  • Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

  • Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

  • Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

  • Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий.

Современные образовательные технологии

Направлены на <цель>

Повышение качества образования

Опирается на <принципы>

Научности

Личностно-деятельностный

Системности

Достигаются через <средства>

Обучение в вузах

Повышение квалификации

Самообразование

Мониторинг качества преподавания

Приводит к <результатам>

  • Личностному и профессиональному росту педагогов

  • Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности

  • Созданию здоровьесберегающей среды

Зависит от < ресурсов >

Кадровых ресурсов

Информационных ресурсов

Финансовых ресурсов

Временных ресурсов

Рис. 2.

Тезаурус

Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Качество образования – означает соответствие образования интересам человека, общества и государства.Качество образования проявляется через ценностное отношение к нему со стороны человека, общества и государства. Главные «вечные» ценности образования - приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, при­обретение жизненно важных знаний и умений - реализуются в процессе вос­питания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего собственно невозможно говорить о социальной ценности образования.

Принцип Научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области разработки образовательных технологий.

Принцип Системности – означает целостный подход (не фрагментарный) к изучению и овладению образовательными технологиями.

Принцип личностно-деятельностный – означает осознанный подход педагогов к изучению и овладению образовательными технологиями.

Обучение в вузах – означает специальную подготовку студентов в области образовательных технологий.

Повышение квалификации – означает последипломную подготовку специалистов по современным образовательным технологиям через семинары, стажировки, консультации.

Самообразование - означает самостоятельную деятельность педагога по изучению современных образовательных технологий при помощи специальной литературы.

Мониторинг – процесс сбора, накопления и обработки информации для целей управления.

Мониторинг качества преподавания – означает оценивание качества процесса или деятельности педагога на уроке, занятии при помощи Анке Кадровый ресурс - означает изменение мировоззрения педагога с объектного на субъектное.

Информационный ресурс - означает совокупность информации о современных образовательных технологиях.

Создание здоровьесберегающей среды – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.

Успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности – означает интерес детей к учебе, понимание ими учебной информации, самовыражение и самоопределение детей в процессе обучения и воспитания

Личностный и профессиональный рост педагогов – означает многоплановое изменение человека, обусловливающее наиболее высокий уровень его развития.

2.1.Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания

Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации.

Г.Драйден

В чем специфика данной технологии?

  • Представляет собой первую ступень развития субъектного мировоззрения педагога.

  • Является базовой для овладения последующими технологиями социально-личностного образования.

  • Обеспечивает фундаментальность образования за счет перевода педагога с методического на концептуально-методологический уровень деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания

Направлена на <цель>

Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса

Опирается на <принципы>

Научности

Креативности

Интеграции

Достигаются через <средства>

  • Концептуальное осмысление обучения

  • Концептуальное осмысление воспитания

  • Применение специальных технологий и методик развивающей направленности

  • Развивающие модули содержания урока или занятия

  • Мониторинг процесса развития

Приводит к <результатам>

Пониманию ценности развития человека

Осознанному построению педагогического процесса на развивающей основе

Зависит от < ресурсов >

Кадровых

Информационных

Временных

Рис. 3.

Тезаурус

Личностно-ориентированное обучение и воспитание – означает направленность обучения и воспитания на личность.

Направленность на личность – означает развитие в человеке личности.

Развитие в человеке личности - означает развитие личностных качеств.

Личностные качества - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации человека в обществе. В социально-значимые качества входят личностные и профессиональные качества. Их соотношение таково: 80% - личностные и 20% - профессиональные качества. Классификация личностных качеств представлена в Приложении 4.

Адаптация – означает процесс вживания индивида в общество при помощи жизненно-важных качеств, помогающих человеку быть успешным в конкретных жизненных ситуациях.

Проявления адаптации:

  • Непрерывное обучение (сад-школа-лицей-вуз и т.д.)

  • Устройство на работу

  • Продвижение по службе

  • Создание семьи

  • Обретение друзей, единомышленников.

Развитие личностных качеств - означаетведущую педагогическую деятельность, цель которой - развитие личностных качеств детей на уроке, занятии, внеклассном мероприятии через учебно-познавательную информацию, а также через личный пример.

Принцип Научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области развития человека.

Принцип креативности – означает творчество педагога при создании концепции и при использовании методик.

Принцип интеграции – означает комплексный подход к развитию (синтез философских, психологических, педагогических знаний).

Концептуальное осмысление обучения и воспитания – означает осознанный и системный подход педагогов к развитию учащихся, воспитанников.

Концепция – означает развернутую идею.

Идея – сгусток смыслов.

Сгусток смыслов – система наиболее важной, существенной информации о чем-либо. Другими словами, Концепция – означает постижение, раскрытие существенных, главных смыслов о чем-либо.

Концепция в педагогической сфере – означает самое эффективное средство, позволяющее придать обучению и воспитанию развивающую направленность, поскольку развитие – это главный смысл образования.

Алгоритм построения концепции:

    1. Наработать мыслительное содержание о предмете деятельности.

    2. Создать образ предмета деятельности.

    3. Перевести образ на язык пяти логических категорий (сформулировать цель, принципы, средства, ресурсы, результат).

    4. Представить логические категории в форме денотатного графа.

    5. Составить тезаурус к денотатному графу.

    6. Обосновать ценность каждого понятия в денотатном графе.

    7. Выявить трудности в реализации каждого понятия.

    8. Подобрать варианты решения к каждой трудности.

    9. Сделать обобщение проведенного анализа (5 ценностей и 5 трудностей).

    10. Написать текст заключения по концепции.

Подробно технология разработки концепции представлена в Приложении 7.

Применение специальных технологий и методик развивающей направленности – означает процесс использования педагогом конкретных «механизмов» (в зависимости от своей индивидуальности, специфики предмета) превращения зунов в средство развития.

Развивающие модули содержания урока или занятия - означают отслеживание развития личностных качеств учащихся или воспитанников от начала урока (занятия) и до его завершения через предметное содержание. Для того чтобы главная цель образования – развитие личностных качеств - не просто провозглашалась, а реализовывалась в течение всего урока, занятия или мероприятия, для этого мы предлагаем использовать Приложение к уроку или занятию (специальный конспект) в виде таблицы, состоящей из двух столбцов: комментарий хода урока и развитие личностных качеств учащихся. В первом столбце педагог прописывает модули содержания урока. Во втором столбце фиксируются соответствующие каждому модулю личностные качества. Ценность данного приложения заключается в том, что оно дает возможность педагогу как при подготовке к уроку (занятию), так и во время урока (занятия), а также после урока (занятия) все время помнить о необходимости развития детей и отслеживать реализацию этого процесса. Примеры конспектов проблемного урока и занятия в ДОУ приводятся в Приложении 9 и 10.

Мониторинг – процесс сбора, накопления и обработки информации для целей управления.

Мониторинг процесса развития - означает измерение вклада педагога в развитие учащихся, воспитанников на уроке или занятии и выяснение причин слабого вклада в развитие (см. Приложение 5,6).

Понимание ценности развития человека - означает переворот в педагогическом сознании: обучение и воспитание значимы только тогда, когда они являются способами развития человека

Осознанное построение педагогического процесса на развивающей основе – означает глубоко продуманную деятельность педагога по развитию учащихся и воспитанников на каждом уроке, занятии.

Кадровый ресурс – означает изменение мировоззрения педагога с объектного на субъектное.

Информационный ресурс – означает специальные знания по развитию человека.

2.2. Технология дифференцированного обучения и воспитания

Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным.

Дж.Восс

Данная технология основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей при построении отношений с ним.Рассмотрим названную технологию в аспекте двух подходов: ненаучного и научного.

Ненаучный подход основан на упрощенном отношении к дифференциации: отождествление дифференциации с ее следствием (деление на группы), т. е. сущность явления выводится из его следствия, а не наоборот. В данном случае это можно классифицировать как грубейшую логическую ошибку. В результате само деление на группы приобретает весьма поверхностный и даже уродливый характер:

  • становится примитивным, т. е. причины отставания, слабого усвоения учащимися информации не исследуются, а выводы делаются только по факту отставания как приговор ребенку;

  • приобретает искусственный характер, т. е. противоречит законам природы (деление детей на сильных и слабых, хотя в жизни в чистом виде нет ни тех, ни других);

  • неэтичным, т. е. способствует формированию у детей сильнейших комплексов (комплекс элитарности как проявление завышенной самооценки, и комплекс неполноценности как следствие унижения достоинства ребенка).

Если рассматривать данный подход к дифференциации с позиции выбора между меньшим и большим злом, то такая дифференциация, строго говоря, бесчеловечна, так как в конечном итоге создаст все условия для раздоров, противостояний, разжигания неприязни между детьми. Кроме того, унижение одних (класс дураков) и возвышение других (класс элитных детей) ни в коей мере не помогают развитию человека, способствуя скорее выпячиванию отрицательных качеств. Наконец, снимается ответственность с учителя за качество обучения и перекладывается на плечи детей (дети плохие) или других педагогов, которые в дальнейшем вынуждены работать в слабых классах. Основываясь на сказанном, можно вполне уверенно сделать вывод, что ненаучный подход к дифференцированному обучению точно соответствует давно известной истине: «благими намерениями дорога вымощена в ад».

Научный подход основывается на понимании сущности дифференцированного обучения и воспитания. В этом ключе сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности:

1. Могли эффективно усваивать на уроке или занятии учебную информацию;

2. Могли грамотно сделать профессиональный выбор:

  • подготовиться к поступлению и дальнейшему обучению в вузе

  • сделать осознанный выбор будущего рода деятельности.

В связи с чем можно выделить два вида дифференциации:

1. Внешняя дифференциация.

2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации – помочь учащимся грамотно сделать профессиональный выбор. Внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа:

  • Предпрофильное обучение (8-9 кл.);

  • Профилизация обучения (10-11 кл.).

Первый этап направлен на выявление и удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся через создание сети кружков, факультативов, а также курсов по выбору (9 класс). Благодаря этому учащиеся смогут научиться делать выбор, без чего невозможно осуществить профильное самоопределение. Кроме того, этап предпрофильного обучения призван реализовать здоровьесохраняющую направленность обучения. Статистика показывает, что именно на средней ступени обучения дети болеют чаще, чем обычно. Этому способствует, на наш взгляд, повышенная утомляемость учащихся, которая возникает по причине информационной избыточности. Для реализации этой цели необходимо пересмотреть содержание программ и учебников и произвести «информационную чистку»: убрать лишнюю (узконаправленную) информацию, информацию для углубленного изучения. Основные критерии информационной чистки – это необходимость и достаточность информации.

Второй этап предполагает две цели: во-первых, помочь учащимся сделать осознанный выбор будущего рода деятельности, во-вторых, помочь подготовиться к поступлению в вуз и дальнейшему обучению в вузе.

Направления профилизации:

1. Изучение учебных дисциплин;

  • базовых общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для того или иного профиля,

  • профильных общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для конкретного профиля,

  • курсов по выбору (элективные курсы).

2. Диалог с вузами (дни открытых дверей, подготовительные курсы, разработка и преподавание элективных курсов).

3. Работа с одаренными учащимися по индивидуальным планам.

Для того чтобы помочь учащимся успешно обучаться в вузе, педагогам необходимо на этапе профилизации обратить пристальное внимание на развитие академических умений и способностей:

  • мыслительных (уметь анализировать, обобщать, систематизировать, аргументировать и пр.)

  • речевых (уметь грамотно устно и письменно выражать свои мысли, уметь работать с текстом)

  • исследовательских (уметь писать рефераты, тезисы, рецензии, конспекты, аннотации, выступать с докладами, работать с литературой)

  • организационных (уметь организовывать себя на самостоятельную работу, управлять своим вниманием во время учебного процесса, планировать время)

Заметим, что работать в профильных классах сможет не каждый учитель, а только тот, кто творчески подходит к своей деятельности, обладает осознанной потребностью в личностном и профессиональном росте, способен создавать экспериментальные, авторизованные, авторские программы преподавания, кто по-настоящему влюблен в свой предмет и может, сколько бы лет он предмет ни преподавал, открывать в нем все новые и новые грани, кто способен увлекать учеников и содержанием самого предмета и процессом преподавания.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока, занятия. Внутренняя дифференциация основывается на ряде методологических положений:

  • Неодинаковость усвоения информации – это естественное явление, поскольку все дети разные

  • Усвоение информации бывает эффективным и неэффективным

  • Необходимо выявить причины неэффективного усвоения информации

  • Неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся, воспитанников

  • Дифференциация осуществляется не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении

  • Деление на группы – это следствие дифференциации по причинам отставания.

Можно выделить два вида внутренней дифференциации:

1. Дифференцированный подход к детям с отклонениями:

  • умственного характера

  • физического характера

  • психического характера (задержка в развитии)

2. Дифференцированный подход к детям без отклонений.

Естественно, что в первом случае с детьми необходимо работать особо, привлекая врачей, психологов, социальных педагогов и учителей со специальным образованием. Заметим, что если с первой и второй группой детей в нашей стране работают, и работают неплохо, то третьей группой профессионально мало кто занимается. Конечно, создаются в школах классы коррекции (выравнивания, педагогической поддержки), но чаще всего работа в них ведется не специалистами, а обычными учителями, которые методом проб и ошибок пытаются помочь детям, но такая деятельность (об этом уже говорилось неоднократно) мало результативна и даже может быть отрицательной по своим последствиям, так как дети не проходят настоящую реабилитацию, так как педагоги в силу своей некомпетентности не могут определить ни критический, ни оптимальный период развития тех или иных западающих качеств детей, и дети просто обречены на всю жизнь быть отстающими.

Что касается второго вида внутренней дифференциации, то речь здесь идет о нормальных здоровых детях, чья богатая природа требует к себе пристального внимания учителя, являясь для него стимулом к поиску новых технологий и методик преподавания, недостающих психологических знаний, оригинального, гибкого стиля обучения. Важно подчеркнуть, что работать с данной категорией учащихся нисколько не легче, как это может показаться на первый взгляд. Здесь качество усвоения и результативность обучения напрямую зависят от того, насколько педагог учитывает особенности учащихся (возраст, мотив, отношение, уровень понимания, внимание, память, психосоматический тип, тип мышления, каналы восприятия и т.д.) при подготовке и проведении урока: варьирует ли средства подачи материала, чтобы его в равной мере хорошо воспринимали самые разные дети, подбирает ли задания с учетом особенностей учащихся, отслеживает ли реакции учащихся на выдаваемую информацию и своевременно ли реагирует на ту или иную реакцию и т.д.

Дифференцированный подход к детям без отклонений представляет собой следующую последовательность действий:

  • Педагог изучает особенности учащихся или воспитанников прежде всего при помощи наблюдения (тестирование можно подключать, но только как дополнительный метод диагностики). Важно подчеркнуть, что те или иные особенности учащихся/воспитанников выступают в качестве признаков дифференциации. Например, дифференциация по типам мышления или каналам восприятия, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т.д.

  • Педагог мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, отношениям, уровням понимания и пр.).

  • Педагог дает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом определенных признаков дифференциации.

При таком подходе к внутренней дифференциации можноизбежать тех негативных явлений, о которых говорилось выше, однако при этом значительно возрастают требования к профессионализму учителей, большинство из которых сегодня в принципе не готовы работать с такой наукоемкой, гуманной технологией как дифференцированное обучение и воспитание. Это во многом связано с тем, что более чем у 80% педагогов объектное мировоззрение (отношение к себе и к учащимся как к объектам). Кроме того, причиной является также психологическое невежество педагогов (незнание и непонимание человека). В результате - многие дети являются неуспешными в учебной деятельности. Важно подчеркнуть, что технология дифференцированного обучения и воспитания радикально изменяет направленность учебно-воспитательного процесса: уроки или занятия педагог проводит не ради выполнения программы и не ради собственной самореализации, а для и ради учащихся / воспитанников.

Теоретическим фундаментом технологии дифференцированного обучения и воспитания является Психология человека.

Ниже представим концептуальное осмысление рассматриваемой технологии.

Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания

Направлена на <цель>

Обеспечение адресного построения педагогического процесса

Опирается на <принципы>

Научности

Личностно-деятельностный

Природосообразности

Достигаются через

Внутреннюю дифференциацию

Внешнюю дифференциацию

Мониторинг качества урока, занятия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные технологии

    Автореферат диссертации
    ... решение образовательных задач участника­ми образовательного процесса с применением информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ): использование в образовательном процессе современныхоб­разовательныхтехнологий ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  3. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  4. Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе раздел iii тепло в жизни растений урок №8 – приспособление растений к высоким

    Урок
    ... урок экологии в 6 классе на тему: Современныеобразовательныетехнологии как средство формирования ключевых компетенций ... учебной информации средствами критического мышления 2).Образовательная - Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися ...
  5. Современные педагогические технологии

    Документ
    ... « ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ » КЛАССИФИКАЦИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ А) РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 Б) МЕТОД ПРОЕКТОВ 1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Современные условия ...

Другие похожие документы..