textarchive.ru

Главная > Литература


Дата проведения.

урока.

Количество часов.

Названия тем, уроков, планы уроков.

Планируемые результаты изучения материала

Основные понятия, термины, реалии.

И К Т.

Оборудование урока.

Домашнее задание. Литература из учебно-методического комплекса.

  • Введение (1 ч)

1

1

    • Что изучает история Средних веков.

Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков; сформировать у уч-ся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории; продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Средние века, хроники, ар хив

Карта мира, лента времени, учебник.

И К Т.

База данных библиотеки ЭНП «История Древнего мира и средних веков». М., 2004 г.

Прочитать Введение с. 6-8; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Что изучает история средних веков»

  • РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (13 ч).

2

1

Древние германцы и Римская империя.

  1. Занятия и быт древних германцев.

  2. Появление неравенства у германцев.

  3. Великое переселение народов.

Ознакомить с жизнью древних германцев в IV-VI вв. и подвести к пониманию причин появления у них неравенства; усвоить понятие «великое переселение народов»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Тацит, герцог, кровная месть, народное ополчение, Великое переселение народов

Карта «Великое переселение народов».

Прочитать п.1; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Как появилось неравенство у древних германцев?».

3

1

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

  1. Причины образования государства у франков.

  2. Управление Франкским королевством.

  3. Обогащение знати. Принятие христианства Хлодвигом и его дружиной.

  4. Организация христианской церкви.

  5. Военная реформа Карла Мартелла.

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства у франков; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, давать отзывы на другие ответы учащихся. Подвести учащихся к пониманию причин принятия христианства франками; обеспечить усвоение понятий «феод», «феодал», продолжить формирование умений составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, давать ответы на вопросы уч-ся.

Хлодвиг, Галлия, род Меровингов. Нижний Рейн, Майордом, феод, Пуатье, лангобарды, феодал.

Карта «Франкское государство V-начале IX вв.»

Прочитать п. 2, с. 23-26; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему союз короля с христианской церковью был им взаимно выгоден?». Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы причины появления государства у франков?».

4

1

Империя Карла Великого.

  1. Каким был Карл Великий.

  2. Завоевательные войны.

  3. Империя Карла Великого.

  4. Феодальная раздробленность, причины.

  5. Организация феодального общества.

  6. Священная Римская империя.

Подвести учащихся к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков; продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение. Подвести уч-ся к пониманию причин появления феодальной раздробленности на примере распада империи Карла Великого; обеспечить усвоение понятия «феодальная раздробленность»; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей.

Междоусобные войны, барон, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница, авары баски.

Карта «Франкское государство V-начале IX вв.»

Прочитать п. 3, с. 29-36; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Что явилось главным в деятельности Карла Великого?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о военных походах викингов. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности?».

5

1

Западная Европа в IX- XI вв.

  1. Кого называют норманнами.

  2. Завоевания викингов.

  3. Государство норманнов.

Ознакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов, сформировать представления об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии викингов.

Норманны, викинги, варяги, Скандинавский, Ютландский полуострова, Хастинга, Альфред

Современная политическая карта мира.

Прочитать п. 4 (с. 38-42); подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Как жили норманны в 8-11 вв.»

6

1

В рыцарском замке.

  1. В замке феодала.

  1. Снаряжение рыцаря.

  2. Ценности рыцарей.

Ознакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов; подвести к пониманию того, как феодалы поддерживали свое господство над зависимыми крестьянами, какие у них существовали моральные нормы.

Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз.

Учебник. Раздаточный материал, карточки с новыми терминами.

Прочитать п. 11; подготовить рассказ по теме: «Один день из жизни феодала».

7

1

Средневековая деревня и ее обитатели.

  1. Отношения феодала с крестьянами.

  2. Крестьянская община.

  3. Жизнь крестьян.

  4. Натуральное хозяйство.

Ознакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа развития феодализма; продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, участия в обсуждении.

Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Учебник. Раздаточный материал, карточки с новыми терминами.

Прочитать п. 12; подготовить рассказ по теме: «Как жили крестьяне в средние века».

8

1

Культура стран Западной Европы в раннее Средневековье.

  1. Представления человека о мире.

  2. Обучение в церковной школе.

  3. Создание рукописных книг.

  4. Развитие литературы.

  5. Искусство странствующих артистов

Ознакомить учащихся с культурой стан Западной и Центральной Европы эпохи раннего Средневековья; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку различным явлениям культуры; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Культура.

Учебник. Раздаточный материал, карточки с новыми терминами.

И К Т.

Прочитать п. 15; начать подготовку к уроку систематизации знаний по теме: «Европа в период раннего средневековья». Повторить все значимые понятия раздела 1.

9

1

Образование славянских государств.

  1. Где жили славяне.

  2. Образ жизни и занятия славян.

  3. Возникновения государства у славян.

Ознакомить учащихся с занятиями и образом жизни славян в первые века нашей эры; продолжить формирование умений работать с исторической картой, изучать исторические источники. Извлекая из них новые знания.

Вече, печенеги, Кирилл, Мефодий, р. Морава, князь.

Карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

Прочитать п.8, ответить на вопросы после параграфа. Повторить п. 2, 3, 5; знать ответы на вопросы, написанные в тетради.

10

1

Урок систематизации знаний по теме: «Европа в период раннего Средневековья».


  • Тестовый контроль № 1.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по указанной теме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

Феод, феодал, феодальная вотчина, вассал, натуральное хозяйство, барщина, оброк, повинности, Феодальная раздробленность, Великое переселение народов.

Карта «Франкское государство V-начале IX вв.»

11

1

Византия при Юстиниане.

  1. Отличия в развитии Византии.

  2. Деятельность Юстиниана.

  3. Расширение границ Византии.

Подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи; продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой.

Скипетр, г. Антиохия, пролив Босфор, г. Равенна.

Карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

Прочитать п.6; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Чем отличалась власть императора Византии в период раннего Средневековья?».

12

1

Культура Византии.

  1. Памятники архитектуры.

  2. Развитие живописи.

  3. Научные знания.

  4. Искусство ремесленников.

Ознакомить учащихся с важнейшими достижениями византийского искусства; продолжить формирование умений составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, давать ответы на вопросы уч-ся.

Храм св. Софии, канон, мозаика, алтарь, смальта, икона.

Карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

И К Т.

Прочитать п.7; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Какие достижения в области культуры появились в Византии в VI-XI вв.», рассказать на выбор об одном из них.

13

1

Возникновение ислама. Арабский халифат.

  1. Условия жизни и занятия рабов.

  2. Появление новой религии – ислама.

  3. Обычаи, нравы, традиции мусульман.

  4. Завоевательные походы арабов.

  5. Два направления в исламе.

  6. Восстания покоренных арабами народов.

Ознакомить учащихся с особенностями жизни арабских племен, подвести их к пониманию роли новой религии.

Подвести к пониманию причин распада Арабского халифата; показать характер взаимоотношений между победителями арабами и завоеванными народами; продолжить формирование умений работать с исторической картой, соотносить событие с веком.

Ярмарка, храм, Кааба, Медина, г. Мекка, Мухаммед, Коран, шариат.

Халах, имам , везир, сунниты и шииты, Багдад, Королевский эмират.

Карта «Арабы в VII-XI вв.».

Прочитать п.9; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения»

14

1

Культура стран халифата.

  1. Образование.

  2. Наука и техника.

  3. Литература.

  4. Архитектура.

  5. Быт и культура повседневной жизни.

Подвести учащихся к пониманию роли народов стран халифата в развитии мировой культуры; продолжить формирование умений самостоятельно делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры; воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой литературы.

Карточки-задания для групп.

Карта «Арабы в VII-XI вв.».

И К Т.

Прочитать п.10; ответить на все вопросы после параграфа.

  • РАЗДЕЛ II. Расцвет Средневековья (7ч).

15

1

Возникновение средневековых городов.


  1. Причины возникновения городов.

  2. Места появления новых городов.

  3. Значение появления городов.

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века; продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Карточки-задания для групп.

Карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.)»

Прочитать п.13; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему и где возникали города в период Средневековья?»

16

1

Борьба городов с сеньорами.

  1. Причины борьбы городов с сеньорами.

  2. Итоги борьбы городов.

  3. Жизнь и быт горожан.

Подвести учащихся к пониманию причин борьбы городов с сеньорами; показать итоги борьбы для жителей городов; продолжить формирование умений составлять четкий и связный рассказ по тексту учебника на основе простого плана, изучать исторические источники, извлекая из них новые знания.

Самоуправление

мэр, коммуна, городской совет, бургомистр, ратуша.

Прочитать п.14; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Какими были последствия борьбы городов с сеньорами?»

17

1

Могущество папской власти.

  1. Раскол христианской церкви.

  2. Отношение светской и духовной власти.

  3. Источники могущества католической церкви.

Подвести учащихся к пониманию источников могущества католической церкви в Европе; продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, находить на исторической карте нужный объект.

Католическая церковь, православная церковь, индульгенция, десятина, реликвии, мощи.

Карта «Западная Европа в XI – XIII вв. Крестовые походы».

Прочитать п.15; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы источники богатств католической церкви?»

18

1

Крестовые походы.

  1. Причины крестовых походов.

  2. События первого крестового похода и их последствия.

  3. Состав участников крестовых походов.

  4. Третий и четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.)

  5. Детские крестовые походы.

  6. Последствия крестовых походов.

Обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения крестовых походов. Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий крестовых походов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, участвовать в обсуждении, определять свое отношение к вопросам.

г. Клермон, г. Эдессе, крестовые походы, орден тамплиеров, госпитальеров,

Тевтонский орден, Фридрих 1 Барбаросса, Ричард 1 Львиное Сердце, Тунис, о. Кипр, Тивериадское озеро.

Карта «Западная Европа в XI – XIII вв. Крестовые походы».

И К Т.

Прочитать п.16; подготовиться к уроку систематизации знаний по теме: «Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы».

19

1

Урок систематизации знаний по теме: «Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы».


Тестовый контроль № 2.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по указанной теме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

Все значимые понятия темы.

Карта «Западная Европа в XI – XIII вв. Крестовые походы».

20

1

Объединение Франции.

  1. Причины объединения Франции.

  2. Процесс объединения страны.

  3. Последствия объединения.

Подвести к пониманию причин объединения Франции; обеспечить усвоение понятий «централизованное государство», «Генеральные штаты».

Централизованное государство, генеральные штаты, денежный оброк.

Карта «Англия и Франция в XI- начале XIV века».

Прочитать п.17; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы причины образования централизованного государства во Франции?»

21

1

Средневековая Англия.

  1. Покорение Англии Вильгельмом Завоевателем.

  2. Причины усиления королевской власти.

  3. Значение реформ короля Генриха II.

  4. Деятельность Иоанна Безземельного.

  5. Основные положения «Великой хартии вольностей».

  6. Созыв первого парламента.

Подвести учащихся к пониманию причин усиления королевской власти в Англии; подвести учащихся к пониманию причин возникновения парламента в Англии; показать значение Великой хартии вольностей; продолжить формирование умений сравнивать однотипные исторические события, процессы, самостоятельно формулировать выводы и обосновывать их фактами из исторических источников, работать по карте.

Баллады, реформа, «щитовые деньги», шериф, графство, хартия, парламент, г. Оксфорд, палата лордов, палата общин.

Карта «Англия и Франция в XI- начале XIV века».

Прочитать п.18; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы отличия и общие черты укрепления королевской власти в Англии и Франции?»

  • РАЗДЕЛ III. Осень Средневековья (7 ч).

22

1

Столетняя война.

  1. Причины войны.

  2. Главные события войны.

  3. Последствия войны.

Подвести учащихся к пониманию причин начала Столетней войны; ознакомить уч-ся с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении.

Креси, Пуатье, Жакерия, Гильом Каль.

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453.»

Прочитать п.19; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Столетняя война?»

23

1

Восстание Уота Тайлера в Англии.

  1. Причины восстания Уота Тайлера.

  2. Цели участников восстания.

  3. Главные события восстания.

  4. Причины поражения.

  5. Значение восстания.

Подвести учащихся к пониманию причин восстания Уота Тайлера в Англии; продолжить формирование умений сравнивать события, определяя их основополагающие характеристики, самостоятельно выделять в тесте учебника причины восстания, главные события, причины поражения, значении, составлять план.

Замок Тауэр.

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453.»

Прочитать п.20; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Каковы причины восстания Уота Тайлера?»

24

1

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста.


  1. Объединение Франции. Людовик XI/

  2. Управление централизованным государством.

  3. Война Алой и Белой розы. Генрих VII.

  4. Значение образования централизованного государства.

  5. Завоевание арабами Испании.

  6. Реконкиста и ее итоги.

  7. испанское королевство и инквизиция.

Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного государства во Франции и Англии в конце XV века; подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове; обеспечить усвоение учащимися понятия «реконкиста»; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно- следственные связи; продолжить формирование умений работать с исторической картой: читать ее, пользоваться легендой; составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

г. Марсель, ежегодный налог. Реконкиста, кортесы, Португалия, Мавритания.

Карта «Англия и Франция во второй половине XV века». Карта на с. 185.

Прочитать п.21, п.22; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имело образование централизованного государства во Франции?»

25

1

Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв.

  1. Особенности развития торговли Германии и Италии.

  2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

  3. Последствия феодальной раздробленности.

Подвести учащихся к пониманию причин сохранения политической раздробленности Германии и Италии в XI-XV вв.;

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой и текстом учебника.

Булла, кантоны, курфюрст, чомпи, гвельфы, гибеллины

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке».

Прочитать п.23-24; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему в Германии и Италии в XI-XV вв. не произошло образование централизованных государств?»

26

1

Гуситское движение в Чехии.

  1. Причины гуситского движения в Чехии.

  2. Цели гуситов.

  3. Ян Гус и его учение.

  4. Вооруженная борьба гуситов.

  5. Течения в гуситском движении.

  6. Вооружение и способы борьбы гуситов.

  7. Итоги и значение гуситского движения.

Ознакомить уч-ся с причинами гуситского движения в Чехии. Ознакомить уч-ся с ходом гуситских войн, их итогами и историческим значением.

Карта «Чехия в XIII-XV вв.».

Табориты, умеренные, сейм, паны, великий раскол, церковный собор,

г. Констанце.

Прочитать п.25; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему началось движение гуситов в Чехии?»; «Как боролись гуситы за изменение своего положения?».

27

1

Османская империя в XIVXVI вв.

  1. Положение Балканских государств перед завоеванием.

  2. Характеристика османов.

  3. Причины упадка Османской империи.

Подвести уч-ся к пониманию причин быстрого захвата турками-османами Балканского полуострова и причин упадка Османской империи; продолжить формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой: читать ее, использовать для получения новой информации.

Карта «Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей».

Адрианополь, янычар.

Прочитать п.26;

подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Почему в Германии и Италии в XI-XV вв. не произошло образование централизованных государств?»;

«Почему началось движение гуситов в Чехии?»; «Как боролись гуситы за изменение своего положения?»; «В чем причины успехов турок-османов?».

28

1

Культура в средние века. Эпоха Возрождения.

  1. Образование и философия.

  2. Средневековая литература и искусство.

  3. Культура раннего Возрождения в Италии.

  4. Научные открытия и изобретения.

Подвести уч-ся к пониманию ряда особенностей средневекового искусства; уяснению учащимися значения культурных традиций в духовном развитии общества; продолжить формирование понятия феодальная культура, показать дальнейшее развитие книжного дела, образования, научных знаний, искусства и литературы. Продолжить формирование умений самостоятельно делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры; воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой литературы.

Альбомы по искусству. Учебник. Рабочая тетрадь.

Архитектура, скульптура, живопись, романский и готический стили средневековой литературы, общая композиция и масштабность, колонны, арки, башни, рисунок, цвет, композиция.

Прочитать п. 27-30, подготовить сообщения по теме.

  • РАЗДЕЛ VI. Вдали от Европы (1 ч).

29

1

Китай и Индия в Средние века. Народы Америки и Африки в Средние века.

  1. Средневековый Китай.

  2. Индия. Государства и культура.

  3. Государства и народы доколумбовой Америки.

  4. Африка.

Подвести учащихся к пониманию особенностей развития китайского и индийского обществ и государств в период Средневековья;; ознакомить с хозяйством, культурой, религией народов Америки - майя, ацтеков и инков; Ознакомить уч-ся с главными достижениями африканцев в области средневековой культуры; ; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, участвовать в обсуждении, определять свое отношение к вопросам.

Карта «Индия и Китай в Средние века»; карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII вв.».

Династия Тан, Сунн, г. Чаньань, порт Гуанчжоу, чжурчжэни,

Пагоды, поэт Ду Фу, философ Хань Юй,

Шива - бог, раджи, Империя великих монголов,

Майя, ацтеки, инки.

Пигмеи бушмены, Гана, Эфиопия.

Прочитать п.31, 32, 33, 34.

Подготовиться итоговому уроку по всему курсу истории Средних веков; повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить известных исторических деятелей этой эпохи;

30

1

Итоговое повторение по всему курсу средневековой истории (1 ч).

  1. Прогрессивное развитие человечества в средние века:

  2. Прогрессивный вклад в мировую культуру в средние века.

  3. Развитие общества в средние века.

  4. Феодальный строй - шаг вперед в развитии человеческого общества.

Повторить и обобщить характерные черты каждого из трех периодов истории средних веков, показать, что общество непрерывно развивалось по восходящей линии и эти изменения подготавливали переход к капиталистическому строю. Учащиеся должны понять, что феодальный строй был прогрессивной ступенью в историческом развитии человечества, уяснить какой вклад был внесен в мировую культуру усилиями всех народов в Средние века.

Значимые понятия курса.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дата проведения (2)

    Документ
    ... агентство, 1997. Датапроведения Название выставки Перечень литературы ... Читаем, учимся, играем. – 2008. – №8. Датапроведения Название выставки Перечень литературы 01 ... . – М.: Просвещение, Датапроведения Название выставки Перечень литературы 2003 ...
  2. Дата проведения

    Документ
    ... агентство, 1997. Датапроведения Название выставки Перечень литературы ... Читаем, учимся, играем. – 2008. – №8. Датапроведения Название выставки Перечень литературы 01 ... . – М.: Просвещение, Датапроведения Название выставки Перечень литературы 2003 ...
  3. Дата проведения (14)

    Лекция
    Датапроведения Мероприятие Место проведения Организатор Участники 1 2 3 4 5 6 11 января Лекция ...
  4. Дата проведения (27)

    Документ
    Датапроведения Время проведения Название мероприятия Место проведения 15 марта, вторник* 10.00- ...
  5. Дата проведения 6 февраля 2007г

    Урок
    Датапроведения: 6 февраля 2007г. Урок изучения нового ... тока. Амперметр» Цели урока. Образовательные: дать понятие силы тока, единиц ее ...

Другие похожие документы..