textarchive.ru

Главная > Научно-методический журнал


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА


Научно-методический журнал
издается с 1994 года


Издание осуществляется с участием

Академии информатизации образования

Учредители:

Московский государственный открытый

педагогический университет им.М.А.Шолохова,
Институт информатизации образования (ИНИНФО),

Уральский государственный педагогический университет

Главный редактор Я.А.Ваграменко

Редакционный совет:

Бакушин А.А. (Москва), Борисов В.М. (Москва),

Глейзер Г.Д. (Москва), Крамаров С.О. (Ростов-на-Дону),
Каракозов С.Д. (Барнаул), Колин К.К. (Москва),

Конкин М.В. (Москва), Король А.М. (Хабаровск),

Куракин Д.В. (Москва), Лапчик М.П. (Омск),

Лазарев В.Н. (Москва), Могилев А.В. (Воронеж),
Плеханов С.П. (Москва), Румянцев И.А. (Санкт-Петербург),

Сарьян В.К. (Москва), Смольникова И.А. (Москва),
Хеннер Е.К. (Пермь)

Редакционная коллегия:

Зобов Б.И.(зам. главного редактора, Москва),
Жаворонков В.Д. (Екатеринбург),
Круглов Ю.Г. (Москва), Нижников А.И. (Москва),
Подчиненов И.Е. (Екатеринбург)

СОДЕРЖАНИЕ

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

Е.В.Гусельникова Интернет и информационная культура школьников…

3

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

П.П.Анисимов, С.И.Берил, Я.А.Ваграменко, Е.В.Саломатина

О системе обучения информационным технологиям в вузе…………………..

6

Г.В.Никитина, В.Н.Романенко Влияние информатизации на требования к базовым умениям инженера…………………………………………

16

И.Е.Костенко Изучение средств создания телекоммуникационных проектов в педагогическом университете…….……………………………………

20

А.А.Зубрилин Сеть Интернет: чему учить, если нет подключения………….

23

А.В.Абдин Филология и информационные технологии в вузе………………..

34

Т.Б.Казиахмедов О направленности профессиональной подготовки будущего педагога в области информационных технологий…………………..

39

РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Н.М.Стадник, Е.К.Хеннер Региональная система дополнительного профессионального образования по новым информационным технологиям …………………………………………………………………………………

41

Е.Л.Алфеева Семантические аспекты информатики: информационная система текста………………………………………………………………………………

47

В.И.Тузлукова К постановке задачи создания информационного ресурса «Международная педагогическая лексикография»……………………………….

57

В АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (АИО)

Поздравление Председателя Комитета по образованию и науке И.И.Мельникова………………………………………………………………………….

64

Я.А.Ваграменко О деятельности Академии информатизации образования в 1996-2000 гг……………………………………………………………

65

Информация об отчете Ревизионной комиссии АИО…………………………..

72

Решение отчетно-выборной конференции АИО…………………………………..

73

Состав Президиума АИО, избранного 19 июня 2001 г………………………….

74

Список членов Академии информатизации образования, избранных

19 июня 2001 г…………………………………………………………………………….

75

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

Е.В.Гусельникова

Нижневартовский государственный педагогический институт

ИНТЕРНЕТ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

1) переосмысление целей и содержания обучения по курсу «информатика»;

2) поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;

3) разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информатика – один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задача школьного курса информатики – привить необходимую информационную культуру, научить школьников ориентированию в сложном информационном мире. Для того, чтобы обеспечить эти возможности, необходимо использование в процессе обучения новых информационных компьютерных технологий, в которых немаловажную роль играют коммуникации.

В курсе школьной информатики компьютерные коммуникации изучаются в базовых и профильных классах по следующим разделам:

  • передача информации;

  • линии связи, их основные компоненты и характеристики;

  • компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы;

  • локальные и глобальные компьютерные сети;

  • основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференция, файловые архивы;

  • гипертекст;

  • основы технологий World Wide Web;

  • сеть Интернет;

  • информационные ресурсы;

  • поиск информации.

Расширение сферы применения информационных ресурсов способствует обучению и воспитанию подрастающего поколения, открытого к интеллектуальному планетарному общению в информационном демократическом социуме. Вместе с тем реализация возможностей современных технологий информационного взаимодействия расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие организационные формы и методы обучения и порождает новые. При этом происходит изменение критериев отбора содержания учебного материала – они основываются на необходимости интенсификации интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося – формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять «микрооткрытия» в процессе изучения закономерностей, использовать современные информационные технологии в качестве инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир. Это становится возможным на основе приобщения учащегося к современным методам продуцирования, обработки, хранения и передачи информации, представленной в любой форме, в том числе и в аудиовизуальном виде. На смену традиционным, иллюстративно-объяснительным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит овладение умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения знаний, технологиями информационного взаимодействия с моделями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах.

Современный этап информатизации общества и глобальной системы сетевых коммуникаций характеризуется процессом активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной «сетевого пространства» информационной среды, позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам конкретного потребителя информации. Имеется в виду сеть Интернет.

Современный рынок информации, основанный на компьютерных технологиях, можно разделить на следующие взаимосвязанные части:

  • рынок информации (политическая, деловая, финансовая, демографическая, юридическая, научно-техническая, потребительская и другие виды информации);

  • рынок сделок на основе компьютерных технологий (банковские операции, электронные торги, покупка билетов на транспорт, заказ товаров и услуг);

  • рынок программного обеспечения ПЭВМ;

  • рынок услуг сетевых коммуникаций.

Сеть Интернет (Internet) – средство обмена информацией между людьми, а не между компьютерами. Люди пишут письма, собираются и ведут разговоры, дают объявления, пишут статьи, книги и собрания сочинений. Интернет создает основу нового, информационного общества, в котором большая часть населения занята производством и обработкой информации. Владение компьютером и умение пользоваться Интернетом становятся новым вариантом грамотности. Опрос среди американских учителей, проведенный в 1996 году, показал, что они считают эти навыки более важными для своих учеников, чем знание физики, химии или биологии.

Уже становится очевидным, что Интернет принесет с собой такие же глубокие изменения в обществе, какие принесло книгопечатание. За книгопечатанием последовал Ренессанс, затем Просвещение, индустриальная революция и урбанизация. Мир превратился из преимущественно аграрного в преимущественно индустриальный. Это был непростой процесс, заставивший многих людей порвать с традиционным крестьянским укладом и переехать в города, ходить в школу в детстве и становиться наемной рабочей силой в зрелом возрасте. В целом в лучшем положении оказались народы, которые не бунтовали против неизбежных перемен, а активно старались к ним приспособиться.

Интернет с самого начала обладал открытой архитектурой. Это означает, что новые службы могут возникать по мере необходимости. Некоторые из них становятся популярными и процветают, некоторые отвечают потребностям ограниченного круга пользователей, некоторые вытесняются более совершенными конкурирующими службами. Все зависит от потребностей людей в данном способе обмена информацией и, в какой-то степени, от моды и от привычки.

На профильном этапе обучения ключевым инструментом может быть Интернет. Всемирная сеть растет поистине ураганными темпами и уже содержит громадное количество ресурсов. Это несомненно положительное явление. Однако следует иметь ввиду, что полный плюрализм Всемирной Сети имеет и свои негативные последствия. Интернет изобилует опусами графоманов, неточной и сознательно фальсифицированной информацией, статьями и целыми сайтами, пропагандирующими бредовые экстремистские теории, содержащими информацию откровенно криминального характера и т.п. Поэтому прежде чем «бросать» учащегося в информационное поле Интернета, ему необходимо дать глубокие базовые знания и четкие моральные ориентиры. Это не только вопрос педагогики, но и в каком-то смысле – общественной безопасности.

От технических возможностей и уровня владения учителем компьютерными технологиями будет меняться только форма проведения занятия, но не его содержание.

Учитель может организовать работу с ресурсами Интернета на уроке в двух вариантах. Если имеется возможность обеспечить относительно быстрый доступ в Сеть, чтобы загрузка документов не занимала значительную часть урока, учащиеся могут работать в режима on-line. Другой вариант – подготовка документов для работы в режиме off-line – более надежен. При подготовке урока учитель заранее копирует необходимые для занятия web-страницы в отдельную папку на школьном сервере (или на одном из школьных компьютеров).

В процессе изучения учащийся должен знать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней; описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями; иметь навыки передачи и получения сообщений по электронной почте, а также осуществлять поиск информации в глобальной сети Интернет.


ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

П. А. Анисимов, С.И. Берил, Я.А. Ваграненко, Е. В. Саломатина

Приднестровский Госуниверситет,

Институт информатизации образования

О СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ

ТЕХНОЛОГИЯМ В ВУЗЕ

Феномен «Информатика в ВУЗе» имеет по меньшей мере, следующие проекции:

  1. Обязательная учебная дисциплина, преподаваемая студентам всех факультетов и специальностей;

  2. Средство представления и описания всех без исключения учебных дисциплин и учебных планов;

  3. Органическая часть различных процессов, протекающих в ВУЗе;

  4. Средство интеграции всех структурных компонентов ВУЗа в единую проблемно – ориентированную информационную систему и интеграции этой системы с подобными себе и другими системами на всех уровнях: местном, региональном, национальном и планетарном;

  5. Совокупность средств и методов исследования в различных областях науки, техники, культуры, искусства;

  6. Орудие интеллектуального труда, заменяющее и расширяющее традиционные средства оргтехники;

  7. Средство формирования, накопления и использования информационных ресурсов (данных и знаний) в обучении, научной работе, хозяйственной деятельности;

  8. Наука, которую можно и должно развивать в каждом ВУЗе, по меньшей мере, ее прикладные аспекты.

В предлагаемых кратких заметках концептуально рассмотрены некоторые приложения, обозначенные выше.

10. Преподавание информатики в ВУЗе преследует две основные цели:

  1. Приобретение студентами второй (компьютерной) грамотности, позволяющей широко использовать местные, региональные, национальные и планетарные информационные ресурсы и современные информационные технологии в процессах обучения и самообучения.

  2. Использование методов и средств информатики в узкой профессиональной области деятельности.

Реформа образования в средней школе, важнейшим компонентом которой является информатизация обучения, значительно снизит актуальность первой цели, и сделает более значимой вторую. Информатизация образовательной среды в высшей школе в сочетании с подъемом экономики и углублением ее социальной направленности должны привести к стиранию границ между очным, заочным и дистанционным обучением. Оно станет открытым, распределенным, более доступным и качественным.

20.Традиционно любая учебная дисциплина представляется совокупностью информационных блоков. В нее входят:

  • программа дисциплины;

  • блоки информации, содержащие множество фактов, утверждений, правил, рекомендаций, декларируемых программой;

  • связи с другими дисциплинами;

  • символические системы учебно-образовательных процессов, контроля знаний и различного рода обеспечений (научного, организационного, методического и др.)

Этой совокупности может быть поставлена в соответствие проблемно – ориентированная информационная система (ПОИС).

Как любая система, ПОИС имеет множество структур: концептуальную, организационную, функциональную, управления, знаний и т. д. Некоторые из них, как например концептуальная, имеет не одну, а несколько версий. Одни версии адресуются пользователям (преподавателям и студентам), другие – информатикам, эксплуатирующим (сопровождающим) ПОИС.

Структурно ПОИС состоит из физической, информационной, функциональной и документальной компонент, а также персонала.

Физический компонент – это множество технических средств, обеспечивающих создание прикладных процессов обработки и транспортировки информации.

Информационный компонент представляет собой распределенную физическую базу знаний (ФБЗ). В нее входят справочная база знаний (СБЗ), электронные библиотеки (ЭБ) и периферийные источники информации. Последние могут быть внутренними и внешними. Предполагается, что СБЗ, ЭБ и внутренние источники информации принадлежат данному ВУЗу. Доступ к внешней периферии и ЭБ обеспечивается телекоммуникационными сетями.

Технический комплекс в совокупности со стандартным программным обеспечением образует универсальную информационную систему. Проблемную ориентацию этой системы создает функциональный компонент. Он представлен специализированным программным обеспечением. Оно реализует заданный ансамбль алгоритмов решения задач в проблемной области использования знаний об учебной дисциплине, создает системные и пользовательские интерфейсы, эквивалентные выбранной алгоритмической схеме ПОИС [1].

В ПОИС выделены ядро и периферийная часть.

Ядро содержит справочную и операционную компоненты. Справочный компонент ориентирован на пользователей двух категорий: обучающихся и специалистов. Для первой группы лиц – это статистическая база знаний, допускающая только просмотр, поиск и распечатку данных (знаний); для второй – динамическая, доступная для модификаций, редактирования, пополнения и других операций.

СБЗ содержит:

  • программы дисциплины (типовую, индивидуальные, рабочие), структурированные по различным классификационным признакам и видам занятий (лекционных, практических, семинарских, лабораторных и др.);

  • текущую тематику и перечни курсовых работ и заданий на самостоятельную работу студентов;

  • краткие характеристики средств и технологий тестирования, контроля и оценки знаний;

  • логические схемы учебной дисциплины и ее связей с другими учебными дисциплинами;

  • адреса ЭБ, хранилищ информации на твердых носителях, периферийных источников информации, где сосредоточена содержательная и учебно–методическая информация, относящаяся к учебно-методическому комплексу дисциплины;

  • данные об аналогичных дисциплинах, читаемых в других ВУЗах

  • архивные материалы;

  • служебную информацию (регистрационные формы абонентов, гостевую книгу, учетно-статистические данные и т.д.).

Операционный компонент создает прикладные процессы обработки, транспортировки знаний, а также динамические интерфейсы типа: «ПОИС-внешние источники знаний», «Пользователи (клиенты) - ПОИС». Важнейший его элемент – сервер, поддерживает сетевые технологии типа «Клиент - сервер». К клиентам относятся внутривузовские информационные системы (ИС) и абонентские ИС, владельцами которых являются студенты разных форм обучения (стационарного, заочного, дистанционного).

Периферийная часть ПОИС – множество контрагентов и связей – не имеет четко очерченных границ. Она существенно зависит от статуса в вузовской иерархии информационных систем.

ПОИС учебной дисциплины (ПОИС знаний) является типовой системой. Аналогичные системы имеют место для представления ансамблей и циклов учебных дисциплин, учебных планов и ансамблей. Поэтому для разработки конкретных ПОИС знаний целесообразно располагать инструментальной системой (оболочкой), соответствующей областью применения.

Множество ПОИС знаний (ПОИСЗ) кафедр, факультетов, учебной части образует интегрированную систему (ИСЗО). ИСЗО может иметь различные организационные структуры. Маргинальными из них являются следующие.

Централизованная структура. Она содержит единственную ПОИСЗ, покрывающую всю область применения оболочки. Ее владелец – учебная часть. ИС факультетов и кафедр имеют статус клиентов.

Децентрализованная структура. В ней носителями знаний являются ПОИСЗ кафедр и факультетов. Первые покрывают учебные дисциплины, ансамбли и циклы учебных дисциплин, вторые –учебные планы и ансамбли учебных планов. По сравнению с централизованной в ней более сложные отношения. В частности имеют место структуры статусов и организации знаний. Первая из них является треугольной. Она фиксирует отношения «Клиент-сервер». Клиентами ПОИСЗ кафедр являются ИС факультетов и учебной части, факультетов – ИС кафедр и учебной части, учебной части – ИС кафедр и факультетов. Вторая структура представляется трехуровневым деревом. Нижний уровень образует ПОИС знаний кафедр, средний – факультетов, верхний – учебной части. Идентификация межуровневых связей зависит от способа прохождения дерева. При прохождении дерева сверху – вниз дуги (ребра) описывают отношения декомпозиции и дезагрегирования знаний, при прохождении снизу – вверх – композиции и агрегирования знаний.

И в централизованной, и в децентрализованной структуре при описании знаний используется определенная концептуальная модель. Одна из них рассмотрена в работе [2]. Каждая из маргинальных структур (в более широком плане каждая из множества возможных структур) имеет свои свойства, достоинства и недостатки, технико–экономические показатели. Фиксация и исследование их – одна из актуальных прикладных задач при выборе и синтезе ИСЗО.

30.По Я. З. Цыпкину [3] под обучением по6имается процесс выработки в некотором объекте определенной реакции на внешние сигналы путем многократных воздействий на объект и внешней корректировки. Подразумевается, что объект потенциально способен к обучению, а внешняя корректировка – это система поощрений и наказаний, а также информация о корректности (правильно-неправильно) реакции.

Потенциальная способность к обучению, в числе прочих, присуща целеустремленным объектам(системам)[4].

Целеустремленным назовем объект, обладающий механизмом позволяющим генерировать цель деятельности С относительно некоторой проблемой ситуации S(t), формулировать задачу Z или цепочку задач LZ , направленных на достижение цели С; выбирать и реализовывать средства решения задачи Z или цепочки LZ.

Применительно к таким объектам понятию “обучение” можно придать следующий смысл.

Обучение – это проблемная ориентация целенаправленного объекта на деятельность в области знаний, минимум которой задается базовыми ПОИС “учебная дисциплина” и “учебный план”.

Более кратко и, возможно, общо, его можно выразить так.

Обучение - это информационный процесс приобретения знаний (во всех его формах) целеустремленным объектом.

Здесь имеются ввиду, прежде всего, такие формы.

Знание – знание (система знаний).Это совокупность знаний о предметной области, образующих систему, которая позволяет использовать накопленные факты (законы, теории и т.д.) для генерации новых знаний (логический вывод) и/ или пополнения их.

Знание – понимание. Это проникновение в природу и осознание причинно-следственных связей между фактами, составляющими знания. Оно отражает способность объяснять (учитывать, использовать) влияние изменений в предметной области и принимать обоснованные решения.

Знание- умение. Это способность применять знания или способность достичь цель из данной ситуации с использованием всех допустимых средств.

Знание-навык. Это хорошо заученное действие доведенное до автоматизма. По характеру навыки разделяются на умственные, сенсорные, моторные (двигательные) и другие.

Формализация понятия «обучение», перенос этого понятия на процессы приобретения знаний в ВУЗе, возможно, обладает многими недостатками. Однако, оно конструктивно в том плане, что позволяет широко использовать моделирование этих процессов, проводить синтез и анализ информационных систем, обеспечивающих подготовку кадров.

Обучение можно описать схемой (см. рис), в которой моделями обучающего и обучаемого являются кибернетические устройства, аналогичные рассмотренным в [1].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... компьютерных телекоммуникаций ……………………………………………………………………….. 9 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Методика выделения ... /Jan., 1998/99. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Воронежский государственный ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (1)

    Научно-методический журнал
    ... моделирования образовательной области «информатика»………………………………………….. 11 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Л.Е. Гуторова Преподавание геоинформатики в вузе………………………… 21 Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало ...
  3. Информатика и информационные технологии

    Документ
    ... Б.Я., Цехановский В.В. Информационныетехнологии:Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2005. – 263 с. Угринович Н.Д. Информатика и информационныетехнологии. Учебник для ...
  4. Информатика и информационные технологии в экономике методические указания для подготовки отчета по учебной практике красноярск 2007

    Методические указания
    ... Миронов Г.В. Середа В.А. Филиппов К.А. Ширяева Т.А. Шлепкин А.К. Информатика и информационныетехнологии в экономике: методические указания для подготовки ... уставом вуза. 2 Цели и задачи практики Учебная практика по информатике проводится после ...
  5. Информационные технологии теория и практика

    Сборник научно-методических статей
    ... курса по информатике и информационнымтехнологиям / А. В. Могилев // Информатика и образование. ... Информатика: учебник для вузов ; под. ред. В. А. Каймина. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 263 с. 9. Когаловский, М. Р. Перспективные технологииинформационных ...

Другие похожие документы..