textarchive.ru

Главная > Научно-методический журнал


СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ: ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТЕКСТА

Актуальность проблемы. Текст является основополагающим носителем информации в научной и учебной сфере человеческой деятельности. Анализу и синтезу текста в образовании уделяют недостаточное внимание. В образовании анализом текста, и притом только художественного, занимаются только филологи. Все прочие специалисты смотрят «сквозь текст», тексты на естественном языке выпали из их поля зрения.

Требования к научному тексту, рекомендации по анализу и синтезу текста излагаются в работах, адресованных специалистам, работающим над диссертациями. Технология работы с текстом для школьников и студентов не разработана. Приёмы извлечения и переработки информации из текстов осваиваются интуитивно. Переход от адаптированных учебных текстов к научным является очень трудоёмким и для студентов и для преподавателей. Эти трудности особенно заметны в научно-исследовательских формах учебной деятельности, а именно при выполнении курсовых и дипломных работ.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы предложить модель текста на естественном языке минимальной сложности, позволяющую выделить систему ключевых понятий и отражающую его существенные свойства на семантическом уровне. Такая модель необходима для выделения формальных этапов анализа и синтеза научного текста на естественном языке, чтобы упорядочить, ускорить, усовершенствовать познавательную деятельность. В этой модели учтем следующие эмпирические сведения о познавательной деятельности:

  1. Предмет мысли выделен тогда, когда он получает имя и установлены имена основных свойств. Действия становятся осознанными тогда, когда они отражены в тексте.

  2. Узнавание образа ускоряется, если известна его структура.

  3. Объём оперативной памяти позволяет фиксировать 72 элементов.

Объект исследования. Объектом данной работы являются научный и учебный тексты на естественном языке.

Предметом исследования(и одновременно предметом текста)является семантическая информация в научных и учебных текстах на естественном языке.

Считаем, что текст это модель исследуемой предметной области. Одновременно текст является моделью познавательной деятельности некоторого автора-исследователя [, ]. Текст является элементом системы текстов некоторой предметной области, которая является подсистемой системы научного знания. Тексты предметной области (Тi), авторы (Аi), адресаты (Адi) образуют сложную динамическую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся информационную систему. Роль адресата могут выполнять как авторы других текстов, так и обучаемые. Автор-исследователь и адресат-исследователь имеют различные задачи или различные цели исследования. По существу это различные этапы деятельности или роли познающей личности в любой научно-исследовательской работе. Символически информационное взаимодействие авторов и адресатов можно представить следующим образом: Аi  Тi Адi.

На этапе Аi  Тi осуществляется преобразование отражения реального мира в индивидуальном сознании в знаковые модели научных и искусственных языков. Рассмотрим основные способы моделирования и организации информации об исследуемом предмете, как этапы абстрагирования в построении познавательного образа предмета, которые включают: 1) построение чувственного образа, который можно рассматривать как этап образного моделирования качественных и количественных признаков предмета в индивидуальном сознании; 2) составление текста о предмете, при этом чувственный образ предмета дополняется абстрактными сведениями о содержании предмета, т.е. преобразуется в познавательный образ; 3) построение математической модели предмета, в процессе которого отвлекаются от конкретного содержания качественных признаков материальных предметов и оперируют только количественными соотношениями их свойств и отношений; 4) построение познавательного образа предмета, на котором завершается объединение всех сведений о форме и содержании предмета, полученных на предыдущих этапах.

В зависимости от степени постижения сущности предмета, его отражение может осуществляться как всеми рассмотренными способами, т.е. в форме познавательного образа, так и различными сочетаниями первых трех способов. Для социальных и гуманитарных задач формализация очень часто ограничивается именно текстом. Математическая модель в них присутствует «неявно», например, теоретико-множественная модель в задачах классификации. Комментарии к исследованию, интерпретация результатов, прогнозирование развития исследуемого объекта и теории осуществляется в научных и учебных текстах. Для интерпретации результатов также используют таблицы, рисунки, схемы, графики, чертежи, пиктограммы и т.д. Но, подчеркиваем, ведущим, организующим носителем научного знания является текст.

Полагаем, что для упрощения задачи моделирования познавательной деятельности этапы познания удобно рассматривать в следующей последовательности: чувственный образ, внутренний образ текста в индивидуальном сознании, математическая модель как составляющая текста (если свойства предмета и наличие математического аппарата это позволяют), познавательный образ. Результаты познавательной деятельности могут быть представлены на материальных носителях, например, как текст некоторого автора. Если этот текст опубликован, считаем его включенным в обобществленную модель предметной области.

Считаем, что вначале необходимо рассмотреть текст «из системы научного знания» с позиции автора-исследователя – элемента, обеспечивающего приращение знаний и определяющего развитие предметной области, располагающего обобщенными, категоральными знаниями. Категоральные знания имеют метакогнитивное значение и определяют структуру научного текста. С позиций дидактики научные тексты некоторой предметной области определяют верхнюю оценку состояния трех составляющих образования: качества содержания образования (как первоисточников для учебных текстов), качества методов обучения и воспитания (как отражения познавательной деятельности автора-исследователя), качества образованности личности (как отражения необходимого уровня компетентности в некоторой предметной области).

На этапе «информация – адресат» (Тi Адi) получателем информации осуществляется обратная процедура построения познавательного образа предмета на основании знаковой модели. Различие между адресатом-исследователем и адресатом-обучаемым состоит в умении первого «видеть проблему», т.е. самостоятельно ставить и решать задачи, анализировать и эффективно строить своё информационное поведение. Таким образом, в отличие от адресата-исследователя адресат-обучаемый работает главным образом с внешней информацией. Целью адресата-обучаемого является принятие, присоединение, внесение новой информации в свое сознание, расширение, усложнение своей внутренней информационной системы. Продуктом этой деятельности выступают вторичные тексты, представляющие ценность для самого обучаемого, а также для преподавателя, корректирующего перемещение обучаемого по предметной области.

Рассмотрим с точки зрения семантической информатики фундаментальные свойства текста, которыми являются целостность, информативность, переводимость.

Целостность характеризует текст как систему. В лингвистических исследованиях подчеркивается свойство связности, причем наряду с формальными связями (такими как лексические, грамматические, логические, стилистические) имеется в виду и смысловая или семантическая связность. Связи текста с другими текстами предметной области осуществляются через ссылки на предшествующие тексты и через понятийно-терминологическую систему. Считаем, что текст, как элемент самоорганизующейся саморазвивающейся системы научного знания, является фрактальным объектом, т.е. подобен по своему строению предыдущим текстам. Текст многозначен в смысле многообразия путей развития теории и практических приложений результатов исследования, т.е. играет роль точки бифуркации. Особое значение имеют тексты, которые нарушаютэволюционное развитие науки и вызывают революционный скачок, определяемый принципиально новой моделью изучаемого предмета. Такие тексты или множества текстов с наиболее развитой теорией, как правило, кроме указанной выше ролив системе научного знания, играют роль аттракторов. Они являются системообразующими элементами процессов организации и координации выдвижения идей, гипотез, разработки методов постановки и решения проблем и задач. Такие тексты оказывают существенное влияние на развитие нескольких областей научного знания, приводят к появлению новых научных направлений и дисциплин. В области семантической информатики роль аттракторов принадлежит, например, работам Н.И. Жинкина, Ю.А. Шрейдера, Г. Фреге, в частности [, , ].

Информативность отражает цели создания текста и знание свойств, устройства, функционирования объекта и предмета исследования, т.е. наличие информации об объекте и предмете исследования. Текст является носителем фундаментальных свойств научной информации, отражает её логичность, адекватность, способ организации.

Переводимость здесь понимается в широком смысле как возможность представления предмета исследования в различных знаковых системах естественных и искусственных языков. Например, свойство переводимости позволяет преобразовать научные тексты в учебные. В логико-лингвистическом и логико-семантическом планах это означает переход от тезауруса автора-исследователя к тезаурусу обучаемого. В соответствии со свойством переводимости возможно построение бесконечного множества текстов-моделей предмета, которые с различной точностью отражают его сущность. Точность моделирования определяется физическими, психическими, интеллектуальными особенностями личности создающей текст.

Указанные свойства текста дают основания ввести понятие информационной системы текста, которая, как и любая информационная система, предназначена для хранения, поиска, выдачи информации по запросам пользователя.

Текст (независимо от содержания) является: 1) гуманитарной сущностью как отражение деятельности индивидуального сознания; 2) социальной сущностью, как средство коммуникации в познавательной и других видах деятельности; 3) естественнонаучной сущностью, так как носителем текста является материальная субстанция. Вследствие этой тройственной природы продуктивное исследование текста невозможно в рамках какой-либо одной дисциплины. Существенные результаты можно получить на основе междисциплинарных подходов. Для построения информационной системы текста используем логико-лингвистическое, логико-семантическое моделирование и методы системно-функционального анализа, в соответствии с которыми необходимо выделить элементы системы и отношения между ними. Отношениями с системами, охватывающими текст (такими как предметная область, познающая личность), служат его функции.

Научный текст в нашем понимании – языковое выражение, выполняющее функцию передачи научной информации.

Функция передачи информации имеет следующие составляющие: познавательную (когнитивную), творческую (креативную), знаковую, общения (коммуникативную). Установим субординационные связи в компонентах функции текста. Перечисленные функции текста взаимообусловливают друг друга, но в различных аспектах информационной деятельности выявляются в разной степени. Выделим важнейшие составляющие функции передачи информации для научного текста. В качестве составляющих познавательной функции текста отметим:

описательную, которая определяет свойства объекта и существенные признаки предмета исследования;

объяснительную, которая устанавливает связи между устройством предмета и его функциями;

реконструкции (восстановления картины развития объекта и предмета в прошлом) и прогноза развития предметной области, которая определяет смысл и назначение научных исследований.

Творческая функция включает составляющие:

моделирования предмета деятельности, которая на завершающих этапах развития позволяет создать проект предмета;

алгоритма создания, изменения, использования предмета, восходящего к технологии его изготовления, преобразования, применения;

научной организации производства, труда, управления.

В знаковой функции выделяем составляющие:

репрезентации или замещение предмета мысли именем понятия;

языковой и метаязыковой деятельности;

формообразования, т.е. установления соответствия между мыслью и материальной формой её отражающей, включающую разработку текста на материальном носителе.

В коммуникативной функции для научного и профессионального общения наиболее важными составляющими являются:

указание адресата;

цели общения (передача сведений, организация производственной или научно-исследовательской деятельности);

ожидаемый отклик (применение результатов исследования в науке и производстве, новая информация и т.п.).

Компоненты функции текста связаны многочисленными координационными связями, отражающими её целостность. Так понимание, объяснение, прогнозирование развития предмета мысли требует построения его модели, то есть участие креативной функции. Для фиксации полученных знаний необходимо построить знак. Оптимально построенный знак обеспечивает эффективную коммуникацию, необходимую для организации и управления процессом познания и производства и т.д.

Попытаемся разобраться, как устроен научный текст. Лингвистические и библиографические исследования представляют внешнюю форму текста как линейную последовательность его элементов. В качестве элементов рассматривают имя текста, введение, основную часть, заключение. Некоторые авторы в качестве элементов рассматривают сверхфразовые единства, т.е. абзацы текста. Такая структура не отражает структуру семантической информации, содержащейся в тексте.

Построение структуры информационной системы текста выполним на основании исследования отношения «часть–целое». Рассматривая текст как знак, а, также учитывая, что целью научного текста является построение или уточнение определения понятия предмета исследования, используем треугольную схему структуры понятия Г. Фреге [], в которой компонентами являются имя, значение, смысл. Предлагаем иерархически развернутую структуру каждого из компонентов применительно к тексту (рис. 1).

Будем считать, что ИМЯ ТЕКСТА представляет стандартное библиографическое описание и сведения об авторе, его соавторах, научной школе, учителях и учениках, адреса сайта Internet и E-mail. Эти сведения позволяют формально построить систему запросов для поиска дополнительной информации о предмете исследования.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА как элемент структуры, как элемент модели некоторого предмета, это не сам предмет (материальный или идеальный), а познавательный образ предмета, включающий чувственный образ, определение понятия, математическую модель. Значение текста как элемент структуры знака, в свою очередь, имеет свою собственную структуру. В этой структуре можно выделить объективную и субъективную составляющие. Объективная составляющая значения (обобществленное знание) – это текст в виде знака на материальных носителях. Субъективная составляющая значения – познавательный образ, включающий чувственный образ предмета и текст в индивидуальном сознании, построенный на основании данного текста, других текстов и собственного опыта читающего.

Рассмотрим способы представления текстовой составляющей значения. Текстовая составляющая значения, как самое подробное определение предмета, это объединение всех текстов рассматриваемой предметнойобласти. Можно разделить тексты в соответствии с теориями изучения предмета, каждой из них присуще свое определение предмета. Текст моделируется различными свёртками в зависимости от уровня обобщения посредством: классического определения предмета (опустив обоснования, доказательства, примеры, факты, после того как они приняты научным сообществом); тезаурусом предметной области; списком признаков предмета (содержанием понятия о предмете); именем предметной области. Свёртки текста необходимы для извлечения и обобщения информации об уже имеющихся знаниях, их анализа и критики, постановки проблемы исследования, выявления неизученных сторон темы исследования. Эта деятельность отражает информационный и аналитико-критический компоненты научно-исследовательской деятельности. Результатом этого этапа работы с внешней информацией является аналитический обзор по теме исследования, выдвижение проблемы исследования, её оценка и структурирование. Все перечисленные операции сжатия текста осуществимы благодаря свойству переводимости. Отметим, что учебный текст представляет обобществленное, научно обоснованное и проверенное практикой знание, т.е. посвящается, главным образом, значению. В нем представлено описание, объяснение теории и реконструкция развития предметной области, что соответствует составляющим познавательной функции текста.

Основываясь на требованиях к отчетам научно-исследовательских работ, научным статьям, монографиям, диссертациям выделим следующие компоненты в составе значения: объект изучения, предмет изучения, метод изучения, факты, построение вывода, ключевые термины.

В объекте исследования отражается выделенная исследователемопределенная часть окружающего мира, реальной действительности (предмет, процесс, явление), рассматриваемая отдельно от других частей, т.е. выделяется объект как система. В связи с этим необходимо иметь критерий выделения системы, некоторый системообразующий параметр, позволяющий сравнить влияние внутренних и внешних связей системы, установить границы рассматриваемой системы. Анализ объекта позволяет определить тип изучаемой системы. Основными критериями в типологии систем служат вид множеств элементов системы и вид отношений между ними. Перечислим основные типы систем: материальные и идеальные (по субстанции элементов), простые, сложные, сверхсложные (по количеству элементов и связей между ними), управляемые, самоуправляемые, самоорганизующиеся (по типу управления), вещественные, энергетические, информационные (по природе взаимодействия с внешней средой).

Под предметом изучения понимается абстрактная модель объекта, осуществляемая путем выделения его существенных свойств и абстрагирования от некоторых менее существенных свойств средствами познания некоторой предметной области. Предмет изучения характеризуется в соответствии с принципами системного анализа элементами, внутренними отношениями между элементами и внешними связями. Выбор модели объекта осуществляется в зависимости от типа изучаемой системы. Таким образом, при выделении предмета исследования осуществляется синтез модели изучаемого объекта.

Метод изучения характеризует наличие контролируемых условий, воспроизводимость и верифицируемость результатов исследования. Метод позволяет установить соответствие или несоответствие между объектом и его моделью, т.е. адекватность модели.

В естественнонаучной традиции принято разделение методов на теоретические и экспериментальные. Современное теоретическое знание построено на знаковых моделях естественных, научных и искусственных языков. Наиболее удобным и экономичным является математическое моделирование, позволяющего количественно оценить область применения и точность результатов моделирования.

Теоретические и экспериментальные методы находятся в отношении дополнительности: невозможно отделить истинное знание от ложного только теоретическими или только экспериментальными методами. Для проверки теории необходимы эмпирические данные, получаемые экспериментально. Для постановки эксперимента необходимо выдвинуть теоретические предположения о законах строения и функционирования изучаемой системы. Результаты эксперимента обобщают теоретическими методами. Нет внеэкспериментальной теории и внетеоретического эксперимента.

Социогуманитарное знание имеет ряд особенностей: многие процессы неповторимы и необратимы, в процессе эксперимента изменяется постановщик эксперимента и элементы-участники. Многие явления ненаблюдаемы, например, в области лингвистики и психологии наблюдаемым является чужое речевое поведение или содержание собственной психики исследователя, но не язык. Теория социогуманитарного знания с силу сверхсложности самоорганизующихся систем не имеет достаточно развитого математического аппарата, позволяющего строить удовлетворительные долгосрочные прогнозы. В связи с этим социогуманитарная теория часто ограничивается качественным описанием предмета в научных текстах на естественном языке.

Факты здесь имеются в виду как независимые от субъекта познания явления, послужившие для распознавания исследуемого объекта, как системы, так и полученные в ходе эксперимента. Соответствие теории новым фактам, не использованным при разработке теории, подтверждает ее истинность.

Построение вывода содержит общепринятые логические процедуры: выдвижение гипотезы, обоснование допущений и упрощений при построении модели предмета, выдвижение аргументов, обоснование вывода. Научный поиск сочетает индуктивный и дедуктивный методы построения вывода. Индукция применяется при сборе и упорядочивании фактов. Дедукция используется на этапе выдвижения гипотезы и на завершающих этапах исследования для обобщения, объяснения, соотнесения теоретических и экспериментальных результатов.

Ключевые термины осуществляют связь данного текста, как с терминологической системой данной предметной области, так и системой научного знания через общенаучные и философские термины, а также обеспечивают преемственность научного знания. Ключевые термины и их сочетания служат для построения запросов содержательного характера при поиске информации. Именно сочетания ключевых понятий, т.е. сочетание признаков предмета, определяют объём отклика. По закону обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, чем меньше информации о предмете, т.е. чем более общий признак содержится в запросе, тем больше сообщений будет в отклике и наоборот.

Смысл текста. Если информационный запрос к предметной области остается без ответа, исследователь обращает его к себе и организует выработку нового знания. Под смыслом текста будем понимать именно те признаки предмета и их сочетания, которые рассматриваются в данном тексте. Если эта информация новая, т.е. имеется научная новизна в тексте, то именно она представляет СМЫСЛНАУЧНОГО ТЕКСТА. Структура смысла текста совпадает со структурой его значения. На наш взгляд, именно в этом проявляется, во-первых, фрактальность текстов, а во-вторых, наличие структуры предполагает возможность для текста быть аттрактором в системе научного знания.

Целью автора текста является построение нового или уточнение известного определения понятия, что характеризует собственно исследовательский и трансляционно-оформительский компоненты научно-исследовательской деятельности. Приращение знаний, соотнесённое с компонентами граф-схемы, а именно научная новизна в объекте исследования, в предмете исследования (его свойствах, составляющих элементах и/или отношениях, в процессе развития, функциях, способах использования), получение новых фактов или новый взгляд на известные факты, в методах исследования, характеризует структуру научной информации о предмете. На основании заполнения схемы можно оценить полноту результатов исследования по нескольким характеристикам. Отметим основные из них: фундаментальные, прикладные, теоретические, экспериментальные, методологические. По уровню обобщения информации о предмете результаты исследований принято оценивать следующими проблемными уровнями значимости: общенаучные, частнонаучные, общепроблемные, частнопроблемные.

В процессе обобществления знания смысл некоторого текста преобразуется в значение для последующих текстов, т.е. в значении последующего текста объединяются смыслы предыдущих текстов. Таким образом, роль значения состоит в предоставлении исходных данных для последующих исследований, смысл которых состоит в приращении знаний.

Позиция автора текста. В тексте содержатся не только характеристики изучаемого объекта, но и отношение автора к этим исследованиям. Приводится обоснование темы, актуальность, характеристика полученных результатов, область применения и перспективы дальнейшего исследования.

Приёмы использования схемы. Возможны различные способы представления информации полученной с помощью схемы. Она легко преобразуется в табличную форму, что позволяет перейти от документальной формы представления информации в связном тексте к фактографической. Обратный переход от табличной формы к связному тексту также не является трудоемким. Ключевые термины, упорядоченные по категориям, получают автоматически при заполнении соответствующих пунктов схемы. При заполнении схемы обнаруживаются «белые пятна» предметной области и «точки роста теории». Неполнота исследований, допущения и противоречия в теоретических и экспериментальных результатах позволяют установить пути и перспективы дальнейших исследований.

Область применения и перспективы исследования. Граф-схема удобна как в индивидуальном использовании, так и в коллективном. Заполнение схемы можно рассматривать как последовательность операций цикла научно-исследовательской работы. Её применение для организации научно-исследовательской работы студентов ускоряет их профессиональную адаптацию. Для специальностей социогуманитарного профиля, таких как лингвистика, социальная работа и социальная педагогика, документоведение и документационное обеспечение управления и др., где текст на естественном языке является предметом и инструментом профессиональной деятельности, предлагаемая схема позволяет системно представить разделы курса информатики посвященные построению моделей знаний, баз знаний, информационно-поисковых систем.

Область применения граф-схемы не ограничивается работой студентов над курсовыми и дипломными работами. Чтение, понимание, реферирование, создание текстов осуществляется на всех ступенях развития познающей личности и в любой профессиональной деятельности. Каждый этап требует учета возрастных особенностей, развития интеллекта, вида и целей деятельности, что невозможно отразить в рамках одной статьи и требует дальнейших исследований. Граф-схема применима не только для организации и переработки вторичной информации в виде обзоров, рефератов, но и для создания новых текстов на основе первичной информации. Результаты использования схемы могут отражаться на бумажных носителях, в компьютерной среде. Схема открыта для корректировки в соответствии с конкретной предметной областью, а также целями исследования познающей личности.

Иерархическая структура схемы проста для запоминания, благодаря возможностям «сворачиваться-разворачиваться» каждого компонента, что способствует концентрации внимания не более чем на 5-9 элементах. Как известно из психологии индивид легко распознает образ, если известна его структура. Пользуясь этим утверждением, как аналогией полагаем, что смысл текста понять легче, если известна структура информации, заключенной в нем. В этой метакогнитивной роли «обобщенного образа научной информации» выступает предлагаемая схема. Она позволяет осознать информационные потребности и рационально строить информационное поведение, т.е. рационально строить запросы и анализировать отклик. В связи с этим схему можно использовать как «каркас» для построения алгоритмов познавательной и творческой деятельности. Такие алгоритмы позволяют упорядочить, усовершенствовать, ускорить процесс построения познавательного образа предмета, выполнить его описание, построить его модель, соответствующие объяснения, осуществить реконструкцию и прогноз процесса его развития, создать семантические валентные связи присоединения новых систем понятий для развития модели исследуемого объекта.

Таким образом, граф-схема информационной системы текста является моделью текста и, соответственно, предметной области, её компоненты отражают основные категории семантической информации и их наполнение конкретной информацией предметной области в результате некоторого исследования. Граф-схема может играть роль системообразующего компонента или аттрактора в процессе осознания информационных потребностей, организации эффективного информационного поведения и научно-исследовательской деятельности.

Литература

  1. Алфеева Е.Л. Научный и учебный тексты как модели предметной области и познавательной деятельности. // Когнитивная лингвистика: современное состояние и перспективы развития. Материалы первой международной школы семинара по когнитивной лингвистике 26-30 мая 1998 г. Ч. 1. – Тамбов, изд. ТГУ, 1998, с. 92-93.

  2. Алфеева Е.Л. Структура научного и учебного текста как алгоритм познавательной деятельности. // Семантика языковых единиц. Доклады VI международной конференции. М., 1998, т. II, с. 393.

  3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.– 158 с.

  4. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ// Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 79-91.

  5. Фреге Г. Смысл и денотат.// Семиотика и информатика. Вып. 8. М., ВИНИТИ, 1977, С. 181-210.

В.И.Тузлукова

Ростовский государственный педагогический университет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... компьютерных телекоммуникаций ……………………………………………………………………….. 9 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Методика выделения ... /Jan., 1998/99. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Воронежский государственный ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (1)

    Научно-методический журнал
    ... моделирования образовательной области «информатика»………………………………………….. 11 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Л.Е. Гуторова Преподавание геоинформатики в вузе………………………… 21 Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало ...
  3. Информатика и информационные технологии

    Документ
    ... Б.Я., Цехановский В.В. Информационныетехнологии:Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2005. – 263 с. Угринович Н.Д. Информатика и информационныетехнологии. Учебник для ...
  4. Информатика и информационные технологии в экономике методические указания для подготовки отчета по учебной практике красноярск 2007

    Методические указания
    ... Миронов Г.В. Середа В.А. Филиппов К.А. Ширяева Т.А. Шлепкин А.К. Информатика и информационныетехнологии в экономике: методические указания для подготовки ... уставом вуза. 2 Цели и задачи практики Учебная практика по информатике проводится после ...
  5. Информационные технологии теория и практика

    Сборник научно-методических статей
    ... курса по информатике и информационнымтехнологиям / А. В. Могилев // Информатика и образование. ... Информатика: учебник для вузов ; под. ред. В. А. Каймина. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 263 с. 9. Когаловский, М. Р. Перспективные технологииинформационных ...

Другие похожие документы..