textarchive.ru

Главная > Научно-методический журнал


О НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В учебных планах педагогических Вузов в блоке дисциплин общей профессиональной подготовки предусмотрена учебный дисциплина “Математика и информатика”, основное назначение которой – обучение студентов простейшим математическим вычислениям и использованию информационных технологий в своей деятельности. Нам кажется, что этот курс по содержанию не в полной мере не отражает в себе использование новейших информационных технологий и аппарата математики в предметной области, а именно использование информационных технологий в педагогическом эксперименте, методов сбора, обработки данных педагогического эксперимента. Нам представляется, что предлагаемый нами курс, учитывая государственные требования к учебной дисциплине “Математика и информатика”, дает более полное представление о математических методах и информационных технологиях в предметной области.

Курс содержит следующие основные разделы.

Информационные технологии обучения. Классификация учебной деятельности учащихся. САПР учебного назначения. Система тестирования. Создание тестов в Microsoft Word. Основы Visual Basic for Application(VBA). Электронные таблицы и их использование для сбора и хранения данных. Основы математической статистики. Методы сбора и представления данных. Выборочный метод. Средние характеристики выборки. Точечные и интервальные оценки случайной дискретной величины. Статистические функции в ЭТ. Использование статистических методов в анализе параметров педагогического эксперимента. Создание визуальной учебной среды средствами офисных программ. Создание демонстрационных фрагментов уроков в среде Microsoft Power Point. Основы инженерии знаний. Дидактические, психологические требования к структурированию учебного материала и визуализации обучения. Типы компьютерных программно-педагогических систем (ППС). Создание учебных сред и электронных учебных пособий средствами HTML. Основы HTML. Электронные справочники. Компьютерные образовательные сети. Дистанционное обучение. Параллельные виртуальные учебные заведения. Внеклассная работа по предмету через образовательные городские, районные, областные, федеральные и международные компьютерные сети.

Практическая часть курса реализуется на основе использования «Банка примерных учебных проектов»:

  1. Создание информационной модели школы средствами электронного процессора.

  2. Создание автоматизированного классного журнала.

  3. Создание электронного справочника по учебному предмету в Microsoft Word с помощью гиперссылок.

  4. Создание тестов по учебному предмету в среде Microsoft Word в режиме конструктора.

  5. Моделирование расчетной таблицы параметров педагогического эксперимента в среде EXCEL

а) с использованием табличного языка и встроенных функций;

б) с использованием VBA.

  1. Компьютерные презентации “Наша школа”, “Мой факультет”

  2. Справочно-поисковая система по учебному предмету средствами VBA (EXCEL, ACCESS, Word, Power Point по выбору).

  3. Коллективный тест по разделам учебного предмета.( Сетевой вариант).

  4. Создание электронного мини-учебника средствами HTML (не менее 20 страниц).

  5. Создание электронного учебника в среде пакета ToolBooks.

  6. Комлексная ППС по одному из разделов учебного предмета (обучение, тренинг, контроль, справка).

  7. Модель школьного расписания в среде EXCEL.

  8. Алфавитная книга школы.

  9. Создание визуальной среды обучения по одной из тем предмета.

  10. Электронная мини – библиотека (групповой проект).

  11. Справочник основных понятий и терминов по учебному предмету (групповой проект).

  12. “Говорящий” англо-русский словарь для школьника (групповой проект).

  13. “ Говорящая ” коллекция стихов любимых поэтов (групповой проект).

  14. Сборник любимых песен.

  15. Автоматизированный учебный курс по учебному предмету.

В ходе изучения данного курса студенты должны

а) знать:

  • функциональные возможности офисных программ и их дидактическое применение;

  • основы инженерии знаний;

  • VBA;

  • основы математической статистики и реализация статистических и вероятностных функций в Электронных таблицах;

  • HTML;

  • визуальные среды обучения;

  • СУБД Access;

  • multi-media технологии;

  • компьютерные ППС.

б) уметь:

  • проектировать учебную деятельность учащихся на ЭВМ;

  • создать компьютерные модели школьных документов;

  • моделировать педагогический эксперимент на ЭВМ;

  • использовать статистические методы сбора и обработки данных в анализе педагогического эксперимента;

  • моделировать различные фрагменты учебных занятий на ЭВМ;

  • создать электронные учебные пособия;

  • создать систему тестирования с использованием режима конструктора и режима программирования в офисных программах.

Предлагаемый курс обеспечивает формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию ЭВМ в профессиональной деятельности учителя, способствует ускорению информатизации образования в средней школе и предназначен для всех гуманитарных факультетов педагогических вузов.



РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Н.М. Стадник, Е.К. Хеннер

Пермский региональный институт педагогических информационных технологий

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Программно-целевой подход, положенный в основу информатизации образования Пермской области в 1991 году и нашедший свое отражение в трех целевых комплексных программах, в числе ведущих направлений предусматривает решение проблемы создания единого регионального информационного образовательного пространства. Основное внимание разработчиков было уделено механизму реализации программ, предусматривающему создание на уровне региона новых организационных структур, обеспечивающих функционирование этого процесса на основе организационной, технологической и содержательной составляющих. Поэтапная реализация данных программ на уровне региона обеспечила появление в системе образования не только новой категории управленцев, ответственных за решение проблем информатизации как на региональном, так и муниципальном уровнях, но и появление в системе образования новых организационных структур (областного и районных центров педагогической информации, медиатек и т.д.) на всех уровнях иерархии образовательной системы региона. Это позволило обеспечить выполнение работ, связанных с определением единой технической политики в вопросах оснащения системы образования новым оборудованием; проведение работ по развитию системы электронных телекоммуникаций и их содержательному наполнению; создание регионального банка образовательной информации; переподготовку и повышение профессиональной квалификации педагогических кадров.

Для решения последней задачи на основании распоряжения областной администрации в г.Перми было создано государственное областное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский региональный институт педагогических информационных технологий» (ПРИПИТ). Как ВУЗ субъекта федерации, институт создан по согласованию с Министерством образования РФ. Права учредителя переданы департаменту образования и науки администрации области.

Отрабатываемая в институте система обучения включает в себя подготовку бакалавров образования, повышение профессиональной квалификации и профессиональную переподготовку кадров системы образования Пермской области. В настоящее время институт имеет постоянные связи практически со всеми звеньями системы управления образованием региона, с абсолютным большинством учреждений образования. Это дает возможность обеспечивать востребованность предлагаемых институтом тематических курсов повышения профессиональной квалификации, более гибко, «под заказ» строить учебный план курсовой подготовки.

Краткосрочные курсы повышения квалификации (от 72 до 120 часов) охватывают широкий диапазон вопросов – от приобретения начальных знаний по использованию персонального компьютера до создания педагогами собственных программных модулей. Организационная работа института по набору слушателей на курсы осуществляется в тесной связи со специалистами районных органов управлением образованием, которые курируют вопросы информатизации образования. Стало традицией проведение на базе института установочных семинаров для этой категории управленцев.

Тематика предлагаемых курсов определяется кафедрами института, утверждается Ученым советом и проходит ежегодное согласование со специалистами органов управления образованием региона. Учебные программы курсовой подготовки включают инвариантную и вариативную часть, которая может изменяться в соответствии с запросами слушателей, с учетом их потребностей, которые выявляются в ходе тестирования перед началом курсов и через определение результативности курсов в момент их окончания.

Предлагаемые темы курсовой подготовки таковы:

  • начальное знакомство с ЭВМ;

  • методика преподавания общеобразовательного курса информатики;

  • инновации в преподавании информатики;

  • работа в сетевом классе IBM-УКНЦ;

  • использование компьютеров в учебной деятельности;

  • методика разработки педагогических программных средств;

  • компьютер на уроках математики;

  • базы данных в образовании;

  • автоматизированное составление расписания учебных занятий;

  • информационные технологии в школьном делопроизводстве;

  • новые информационные технологии в высшем образовании и научной работе;

  • компьютер во внеклассной работе;

  • технология и автоматизация управления учебным заведением;

  • издательские системы;

  • издательская система Latex;

  • введение в Windows 95;

  • компьютерное моделирование;

  • компьютерная графика;

  • компьютерные телекоммуникации и сети ЭВМ;

  • знакомство с Borland Delfi;

  • язык ассемблера для КУВТ УКНЦ;

  • язык программирования Паскаль;

  • язык программирования Пролог;

  • современные метафоры языков программирования;

  • принципы работы и архитектуры ЭВМ;

  • компьютер как средство обучения на различных предметах базисного учебного плана.

Поскольку в образовательной практике начался процесс использования вычислительной техники не только в преподавании курса информатики, но и других предметов базисного учебного плана, институт ведет работу и в этом направлении. Приобретение институтом лицензионных компьютерных обучающих средств по иностранному языку, истории, физике, математике и другим предметам позволило начать массовую подготовку учителей-предметников.

Повышение профессиональной квалификации педагогов области осуществляется как на базе института, с использованием его имущественно-материальной базы, так и в территориях области на базе опорных школ с выездом преподавателей института.

Информатика как школьный предмет появилась сравнительно недавно. Учитывая общий объем часов, отводимых на изучение данного предмета в соответствии с базисным учебным планом, следует отметить, что не во всех школах области можно определить полную нагрузку учителя информатики, поэтому на преподавание информатики часто ориентируются учителя других предметов. Для получения профессионального права на работу в качестве учителя информатики институтом реализуется программа профессиональной переподготовки. В начале каждого учебного года осуществляется новый набор на курсы профессиональной переподготовки по направлению «Естествознание», профиль «Информатика». Программа данных курсов разработана на основе государственного стандарта по указанному направлению и профилю и содержит 9 разделов:

  • устройство и архитектура ЭВМ;

  • программное обеспечение ЭВМ;

  • языки и методы программирования;

  • компьютерное моделирование;

  • информационные системы;

  • компьютерные телекоммуникации и сети ЭВМ;

  • практикум по решению задач;

  • методика преподавания информатики;

  • педагогическая информатика.

Программой предусматривается параллельное и концентрическое изучение этих разделов. Это позволяет по мере обучения давать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала. На освоение рассмотренных разделов программой профессиональной переподготовки предполагается 766 часов (из них 576 часов – аудиторные занятия). По окончании обучения предусматривается сдача итогового государственного экзамена по информатике и защита выпускной квалификационной работы. Выпускная работа носит научно-методический характер, а проведенное в ее рамках педагогическое исследование, как правило, содержит решение актуальной задачи разработки и использования информационных технологий в некоторой области педагогической деятельности. Занятия в стенах института проводятся в форме семи двухнедельных очных сессий, при этом большая роль отводится выполнению межсессионных заданий.

Обучение слушателей курсов профессиональной переподготовки начинается с изучения раздела «Программное обеспечение ЭВМ», в котором излагаются состав и назначение системного и прикладного программного обеспечения компьютера. Предусматривается выработка практических навыков работы с операционными системами MS DOS и Windows95, с основными классами прикладных программ общего назначения (содержательные линии «компьютер» и «информационные технологии» временного регионального образовательного стандарта Пермской области по информатике).

Линия информационных технологий прослеживается при изучении раздела «Компьютерные телекоммуникации и сети ЭВМ». Основные задачи этого раздела заключаются в выработке представлений об основных концепциях построения компьютерных сетей и практических навыков работы в локальных и глобальных сетях.

В описанных выше разделах берут начало и другие основные образовательные линии временного регионального стандарта: информация и информационные процессы (виды обрабатываемой на компьютере информации, типы решаемых задач), введение в программирование (принцип обработки информации).

Раскрытие перечисленных содержательных линий продолжается в разделе «Устройство и архитектура ЭВМ». Данный раздел призван углубить знания в области физических и логических принципов построения различных устройств электронной цифровой техники и архитектуры вычислительных систем, показать роль программного обеспечения для функционирования компьютера, познакомить с некоторыми употребляемыми для микроЭВМ операционными системами и дать общее представление о процессоре с точки зрения программиста.

Параллельно с устройством и архитектурой ЭВМ изучается раздел «Языки и методы программирования». Предусматривается изучение двух языков программирования: процедурного типа – Паскаль (линии «управление и алгоритмы», «введение в программирование») и декларативного типа – Пролог (линия «моделирование»). Содержательные линии «Управление и алгоритмы» и «Введение в программирование» находят свое логическое продолжение в разделе «Практикум по решению задач». Практикум ориентирован не на конкретный язык программирования, а на процедурные языки в целом, и охватывает основные разделы алгоритмизации. Практикум реализует следующие цели и задачи: закрепить умения и навыки решения задач алгоритмизации среднего уровня; овладеть основными приемами и методами составления алгоритмов; дать представление о классификации задач алгоритмизации как по типам данных и структур данных, так и по основным алгоритмическим структурам; дать представление о последовательности изучения вопросов алгоритмизации применительно к школьному курсу, о методических аспектах обучения составлению алгоритмов, о некоторых приемах и методах решения задач повышенной сложности и олимпиадного типа.

Следующий раздел, который предлагается для изучения, – «Информационные системы». Его основная цель – сформировать представление о современных информационных системах, включая и Интернет. Предусматривается также выработка практических навыков работы с основными классами информационных систем (продолжение линии информационных технологий). С учетом профессиональной ориентации подготовки в целом делается акцент на особенности устройства и функционирования систем в сфере образования.

Обсуждение основных направлений применения электронно-вычислительной техники в образовании ведется в разделе «Педагогическая информатика». В процессе изучения этого раздела слушатели должны ознакомиться с методологией и практикой использования НИТ в решении образовательных задач, управлении социальными процессами и организации делопроизводства. Итогом изучения этого блока является разработка программных модулей обучающих и контролирующих программ по заранее разработанным сценариям с использованием инструментальной среды УРОК.

Раскрытие содержательных линий базового курса информатики с методической стороны в разделе «Методика преподавания информатики» ведется с разделением на два уровня:

  • обязательный уровень, соответствующий требованиям временного образовательного стандарта Пермской области по информатике;

  • углубленный уровень изучения предмета.

В ходе изучения этого раздела решаются следующие задачи:

  • формирование в сознании слушателей целостной понятийной системы курса информатики;

  • отработка методики проведения урока без использования компьютера;

  • отработка методики организации практических и лабораторных работ учащихся на компьютерах;

  • обсуждение путей решения основных методических проблем, возникающих в процессе преподавания информатики в школе;

  • оказание помощи в подборе заданий для практической работы;

  • ознакомление с программным обеспечением, используемым в учебном процессе;

  • обучение организации тестирования учащихся и методике обработки тестов.

Раздел «Компьютерное моделирование» является завершающим в наборе курсов переподготовки. В связи с этим он может полностью опираться на знание программного обеспечения и практические навыки в программировании. Это дает возможность проведения в этом разделе достаточно сложных, комплексных лабораторных работ типа исследовательских проектов. Данный раздел включает в себя как общую методологию компьютерного моделирования, так и многочисленные примеры моделей из различных областей знания (линия моделирования).

Еще одно направление образовательной деятельности института – подготовка бакалавров образования по профилю «Информатика». Прием студентов осуществляется как на базе имеющегося высшего образования, так и на базе среднего профессионального образования. Условия приема и сроки обучения данных категорий студентов различны. Абитуриенты, имеющие на момент поступления в ПРИПИТ высшее образование, зачисляются на основе собеседования и проходят обучение в течение 2,5 лет по очно-заочной системе. Для тех, кто при поступлении в институт имеет среднее профессиональное образование, проводятся вступительные экзамены по русскому языку и математике, и обучение осуществляется по очно-заочной системе в течение 4,5 лет. Выбор данной формы обучения и категории обучаемых обусловлен тем, что мы работаем с учителями-практиками, с теми, кто имеет педагогический стаж и испытывает потребность в получении знаний по информатике и совершенствовании навыков по информационным технологиям. Основной акцент при этом ставится на подготовку педагогов из районов области, учителей сельских школ.

При институте действует областная заочная школа для детей и подростков «Информатика». В ней – свыше 2500 учащихся из многих школ области и соседних территорий Российской Федерации. В числе основных задач, на решения которых направлена деятельность Пермской областной заочной школы «Информатика» – оказание практической, педагогической и методической помощи детям из отдаленных от центра образовательных учреждений в освоении школьного предмета «Информатика», получение школьниками дополнительных знаний и практических умений, которые они не всегда в полном объеме получают на месте. На этих позициях строится учебный план школы, который охватывает 3 основных блока:

  • основы информатики;

  • алгоритмизация;

  • программирование.

Работая со школьниками, сотрудники института имеют возможность опосредованно получать информацию об учреждениях образования, уровне квалификации учителей, наблюдать за успехами и неудачами учащихся, профессиональным ростом преподавателей информатики. В перспективе, с учетом опыта функционирования этой школы и сложившихся в институте направлений деятельности, планируется выстроить единую модульную систему профессионального образования педагогических кадров по информатике.

Научная и научно-методическая работа в институте ведется по нескольким направлениям с активным привлечением к этой деятельности практических работников системы образования региона.

Во-первых, в институте ведется работа по созданию электронных учебников по предметам школьного курса на базе системы «УРОК» (Универсальный редактор обучающих курсов), созданной НПФ «ДиСофт» (Москва).

Преимущество системы состоит в том, что, с одной стороны, создавать программы может знающий основы компьютерной грамотности пользователь и, с другой стороны, процесс разработки учебных программ является более технологичным и позволяет легко вносить изменения в готовые программы. Все это повышает интерес к использованию инструментальных комплексов в процессе обучения с использованием компьютера у преподавателей информатики, учителей-предметников и будущих учителей. Здесь они могут реализовать свои подходы к изучению материала, использовать педагогические приемы и разработанную методику для преподавания предмета.

Во вторых, под руководством сотрудников института на базе школ Пермской области ведется научно методическая экспертиза и апробация компьютерных программных комплексов, разработанных в Сибирском институте образовательных технологий РАО (г.Новосибирск), в институте информатизации образования РАО (Москва), а также в ряде российских фирм-разработчиков учебного программного обеспечения (Кудиц, Линтех, ДиСофт и др.).

В третьих, сотрудниками института ведется работа по отработке элементов дистанционного обучения, ведется научно-исследовательская работа по мониторингу образовательной среды региона, использованию системы электронных телекоммуникаций в образовательной деятельности. Сотрудники института принимали участие и выступали организаторами нескольких международных телекоммуникационных проектов: «Динамо» (Пермь-Великобринания), «Реки жизни» (Пермь-Дания), проекта по развитию межшкольных связей по ИНТЕРНЕТ «Гармония» и других.

В настоящее время институт входит, на правах коллективного члена, в Международную академию информатизации образования, академию информатизации образования России и ассоциацию «Информатизация образования Сибири».

Институтом накоплен определенный научный и научно-методический потенциал (по направлениям деятельности института подготовлена к защите докторская диссертация). В структуре институте – два факультета, две кафедры и две научно-методических лаборатории, оказывающие положительное влияние не только на функционирование системы образования и смежных образованию социальных сфер, но и в целом на развитие Пермского региона.

Несмотря на определенные сложности, (институт размещается в приспособленном под учебный процесс здании бывшего общежития для учащихся ПТУ; испытывает недостаток в учебных площадях, в размещении новых структурных подразделений; существует необходимость приведения классов вычислительной техники в соответствие с требованиями СанПиН; штатный профессорско–преподавательский состав составляет лишь 12 человек) институт обеспечивает выполнение уставных задач, контрольных цифр приема слушателей и студентов, определяемых учредителем. В образовательной и научной деятельности института активно принимают участие ведущие преподаватели и научные работники классического и педагогического университетов. При непосредственном участии сотрудников института для школ России подготовлены и выпущены под грифом Министерства образования учебно-методический комплект (учебник, задачник, пособие для учителя) по базовому курсу информатики для 7-9 классов; в соавторстве с учеными Красноярска и Воронежа – учебник по информатике для студентов педвузов; издательством ПРИПИТ издано свыше 20 пособий для слушателей и студентов, изучающих отдельные вопросы информатики.

В настоящее время институт активно занимается реализацией Президентской программы по компьютеризации сельской школы. Из числа практических работников системы образования области получают высшее образование по очно-заочной системе 224 человека, в том числе за счет бюджета – 170 человек и с оплатой по договорам – 54 человека (из сельских районов области – 130 человек). За три последних года прошли повышение квалификации свыше 2000 человек. Получили дипломы бакалавров 15 человек, дипломы о профессиональной переподготовке – 71 человек. Продолжают профессиональную переподготовку 86 слушателей. Востребованность института явно проявляется в заявках на обучение в 2001 – 2002 учебном году; по состоянию на 1 июня 2001 года число работников системы образования, желающих повысить профессиональную квалификацию, составило свыше 1200 человек.

В свете реализации современных планов и программ информатизации образования создание региональных образовательных учреждений, выполняющих функции, схожие с теми, которые реализует в Пермской области ПРИПИТ, представляется полностью оправданным.

Е.Л. Алфеева
Московский государственный открытый педагогический университет им.М.А.Шолохова


Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... компьютерных телекоммуникаций ……………………………………………………………………….. 9 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Методика выделения ... /Jan., 1998/99. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Воронежский государственный ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (1)

    Научно-методический журнал
    ... моделирования образовательной области «информатика»………………………………………….. 11 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Л.Е. Гуторова Преподавание геоинформатики в вузе………………………… 21 Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало ...
  3. Информатика и информационные технологии

    Документ
    ... Б.Я., Цехановский В.В. Информационныетехнологии:Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2005. – 263 с. Угринович Н.Д. Информатика и информационныетехнологии. Учебник для ...
  4. Информатика и информационные технологии в экономике методические указания для подготовки отчета по учебной практике красноярск 2007

    Методические указания
    ... Миронов Г.В. Середа В.А. Филиппов К.А. Ширяева Т.А. Шлепкин А.К. Информатика и информационныетехнологии в экономике: методические указания для подготовки ... уставом вуза. 2 Цели и задачи практики Учебная практика по информатике проводится после ...
  5. Информационные технологии теория и практика

    Сборник научно-методических статей
    ... курса по информатике и информационнымтехнологиям / А. В. Могилев // Информатика и образование. ... Информатика: учебник для вузов ; под. ред. В. А. Каймина. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 263 с. 9. Когаловский, М. Р. Перспективные технологииинформационных ...

Другие похожие документы..