textarchive.ru

Главная > Научно-методический журнал


Протокол IP достаточно удобен для компьютерной техники, но дает массу неудобств пользователю при обращении с ним:

- трудность в запоминании;

- изменение IP-адреса в случае переконфигурировании сети;

- при подключении компьютера не к одной сети, а к нескольким, он имеет несколько IP-адресов (например, компьютер-маршрутизатор, который объединяет две сети для взаимодействия).

Поэтому для удобства пользователя используется протокол DNS (Domain Name System - доменная система имен), который ставит в соответствие числовому IP-адресу компьютера уникальное доменное имя4.

Доменные имена, в отличие от IP-адресов, читаются справа налево. Крайняя правая группа символов обозначает домен верхнего уровня. Существует два типа доменов верхнего уровня: административные (трехбуквенные) и географические (двухбуквенные). Первые описывают ту или иную сферу деятельности человека (com - коммерческий домен, gov - государственный домен, edu - образовательный домен и т.д.), вторые – указывают на страну, которой принадлежит домен (ru - Россия, fr - Франция, uk - Великобритания). Доменные имена второго уровня в доменах верхнего уровня административного типа распределяют международные, а в доменах географического типа - национальные центры.

Пример:

1) - адрес некоего вуза (vuz), находящегося не территории какой-либо республики (respublika) в России (ru).

При работе с доменной системой имен следует помнить, что части доменного имени сообщают только о том, в чьем ведении это имя находится, а не о том, где физически расположен сервер, обеспечивающий работу с доменом.

Второй протокол из связки TCP/IP - TCP (Transmission Control Protocol - протокол управления передачей сообщений) - предназначен для разбивки сообщений, передаваемых по сети, на небольшие фрагменты. Как известно, для быстрого обслуживания многих пользователей размер передаваемой информации не должен быть слишком большим. Если линия, которой этот компьютер связан с Интернетом, медленная, то при передаче большого сообщения всем остальным пользователям пришлось бы ждать, пока канал освободится. Чтобы этого не происходило, с помощью протокола TCP сообщения делятся на фрагменты небольшого размера. Каждому фрагменту присваивается свой заголовок, в котором объясняется, частью чего данный фрагмент является. В результате, по мере роста нагрузки сети, работа каждого пользователя немного замедляется, но никогда кто-то один не может полностью заблокировать сеть. Более того, в TCP есть средства, позволяющие проверить, не вкралась ли в данные при пересылке ошибка, а при ее обнаружении - исправить эту ошибку.

Если при передаче данных важна в первую очередь не надежность, а быстрота (например, при общении в режиме реального времени), то используется протокол UDP (User Datagram Protocol - протокол пользовательских дейтаграмм), который не "заботится" о пропавших пакетах, расположении данных в правильном порядке и др. тонкостях.

Другим широко используемым протоколом является "двойной" протокол передачи сообщений электронной почты - SMTP/POP3. Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - протокол почтовой транспортной службы) применяется при отправлении и приеме электронных писем, определяет наилучший маршрут, именно он "складирует" письма на почтовой машине. Протокол POP3 (Post Office Protocol - почтовый офисный протокол) передает пользователю письма по специальному запросу.

После появления службы WWW назрела необходимость быстрого перехода от одного Web-документа к другому. С этой целью был разработан протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста).

Кроме этих протоколов, широкую популярность имеет и протокол FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи данных), который применяется при "перекачке" файлов с одного компьютера на другой.

4. Сервисы Интернет

Нынешний Интернет представляет собой не просто объединение компьютерных сетей, а совокупность разных служб, функционирующих в едином мировом информационном пространстве и обеспечивающих взаимодействие компьютеров с различным ПО и представляющих массу всевозможных услуг (сервисов).

На современном этапе все сервисы, предоставляемые службами Интернет, можно условно подразделить на две категории - средства виртуального общения или обмена информацией между абонентами сети (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.) и доступ к удаленным компьютерам или использование баз данных сети (серверы новостей, файловые серверы FTP и др.).

Самым первым сервисом явилась электронная почта (e-mail) - система, позволяющая пользователю отправлять электронные сообщения через модем5 по сети с одного компьютера на другой. Суть данного сервиса заключается в том, что при регистрации в сети Интернет каждый пользователь получает почтовый адрес, на который через почтовые серверы могут поступать электронные послания, а также через эти почтовые серверы отправлять электронные послания, подписываясь выделенным электронным адресом.

Электронный адрес образуется присоединением "имени пользователя" к адресу компьютера: "имя_пользователя"@"имя_компьютера". Слева от знака @ стоит имя пользователя (пользовательское имя), под которым он зарегистрирован в данной системе, а справа - "имя" того компьютера или домена (доменное имя), на котором находится "почтовый ящик", например, dekan@vuz.respublikaru.

Для отправки электронной почты используются почтовые клиенты (например, Outlook Express, Internet Mail).

Электронная почта все больше завоевывает популярность и это не случайно. Так, если сравнивать ее с физической почтой, она быстрее, дешевле, позволяет передавать практически любые виды информации (текст, графику, звук, анимацию). Кроме того, как замечено А.И.Ракитовым [1], электронная почта обеспечивает участникам информационного обмена ранее недостижимые преимущества - преодоление барьера расстояния, независимость от времени, оперативность. Передача информации на значительные расстояния осуществляется без соответствующего перемещения человека (почтальона, гонца) как носителя этой информации; не используются так называемые "открытые" механизмы транспортировки информации, основанные на свободно воспринимаемых сигналах (например, с помощью костров, флажковых знаков, световой сигнализации, зеркал и т.п.), могущих быть воспринятыми не только адресатом, но и любым другим человеком; резко возрастает скорость передачи информации.

Данный вид сервиса в зависимости от количества участников переписки может подразделяться на несколько разновидностей:

а) простая электронная почта (когда один "пишет" одному);

б) доски объявлений BBS (один ко многим);

в) телеконференции (многие ко многим).

Суть досок объявлений заключается в том, что на специальные почтовые серверы пользователи могут вывешивать "записки" с разнообразной информацией.

Телеконференция - это сетевой форум, организованный для обмена новостями и ведения дискуссий. Для передачи данных в ней используется специальный протокол NNTP (Network News Transfer Protocol - сетевой протокол передачи новостей).

Конференции принято строить по единой схеме: каждая состоит из тем, темы содержат последовательно пронумерованные отклики. Идея телеконференции заключается в том, что все, кто хочет что-то сказать по данному поводу, посылают в нее свои сообщения, как бы вывешивая записки на доске объявлений, и каждый пользователь может прочитать записки, которые его заинтересовали, пропуская ненужные. С этой точки зрения, телеконференции напоминают доски объявлений, но телеконференция обычно посвящена некоторой теме и при ее проведении большая роль отводится ведущему (модератору), чего нет на BBS.

Второй вид сервиса включает в себя работу с серверами файловых архивов, поисковыми серверами, работу в режиме удаленного доступа.

Первым появился сервис, позволяющий работать в режиме удаленного доступа. Иногда этот сервис называют Telnet - по названию программы, реализующей эмуляцию терминала удаленного компьютера. После успешного соединения на удаленном компьютере можно совершать те же операции, что и на локальном компьютере. Основными неудобствами данного сервиса является работа с интерфейсом командной строки и то, что информацию на удаленном компьютере можно лишь просматривать или запускать на исполнение программу, но вот "скачать" данные на локальный компьютер невозможно. Для преодоления этого неудобства был создан сервис FTP.

С помощью сервиса FTP стало возможно "перекачивать" информацию с серверов файловых архивов (FTP-серверы). Именно одноименный протокол позволяет не только переходить по каталогам на удаленном компьютере и просматривать его содержимое, организовывать совместный доступ к той или иной информации, но и пересылать данные по Интернету.

В 90-е годы в Интернете возникла очередная глобальная проблема - большое количество информации. Решением проблемы стало создание на базе специальных поисковых серверов информационно-поисковых систем.

5. Социальные проблемы, несомые Интернетом на современную цивилизацию

На каком же социальном фундаменте строилось виртуальное общество? Во-первых, полная и бесконтрольная свобода; во-вторых, отсутствие стандартизации. Но к чему это привело? Первое - к анархии и переносу преступности из физического мира в мир виртуальный, второе – к информационному хаосу.

Именно бесконтрольность информации, циркулирующей в сети, способствовала активизации на просторах Интернета преступных групп, к коим можно отнести хакеров, спамеров, компьютерных пиратов и др. (Более подробно о них можно прочесть в монографиях - Гершунского Б.С. "Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций)", Козловски П. "Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития" и многочисленных газетных и журнальных статьях).

Про отсутствие стандартизации хорошо сказано в одном из журналов "Компьютерра": современный Интернет представляет собой стихийное сообщество, в котором "правая рука зачастую не знает, что творит левая". По другому сравнению, Интернет - это джунгли, наполненные информацией.

Перечисленное и многое другое привело к возникновению множества проблем, среди которых мы выделяем следующие:

1) Интернет загадочен и непредсказуем: с одной стороны он позволяет преодолевать отчуждение за счет раскрепощения общения, но с другой, компьютер, опосредуя такое общение, ведет к обеднению личностных качеств человека. Другими словами, рациональность общения вытесняет ее эмоциональность.

2) Процессы, происходящие в Интернете, вырабатывают у человека рабские наклонности. Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать с помощью вычислительной техники новую действительность, новую реальность, что указывает на его творческое и царственное призвание в мире, но это есть и показатель его слабости, его склонности к машинному рабству. Недаром возник и широко используется термин "Интернет-зависимость".

3) Интернет дает усиление мощи человеческого интеллекта. Быстрое совершенствование средств обмена информацией, включение в эту систему все большего количества "индивидуальных интеллектов" приводит ко все возрастающей скорости совершенствования коллективного интеллекта как некоторой общепланетарной системы. Это одна из важнейших тенденций современности, но такой процесс может иметь совершенно непредсказуемые последствия.

4) Интернет своего рода информационный наркотик, особо опасно влияющий на личностное развитие.

5) С помощью Интернета происходит уход от физической реальности, что несет ряд моральных проблем, связанных с категориями "добра" и "зла", "ответственности" и "справедливости".

6) Интернетом все чаще пользуются как орудием тотальной слежки, уже сейчас он представляет колоссальный интерес для разведслужб всех стран мира.

Но самая опасная проблема, по мнению ряда авторов, заключается в том, что вскоре возникнет проблема выбора - в каком из миров мы останемся и какой мир станет для нас настоящей реальностью? У некоторых этот вопрос вызывает улыбку, но страшно слышать такие слова от молодой девушки: "Просидев в Сети всю ночь, ложишься спать днем и осознаешь вдруг: тебя просто-напросто вырывает из окружающего мира. Точнее, ты понимаешь, что твой мир - настоящий - там, в компьютере, и только теснота границ этого физического мира не позволяет тебе напрямую подключиться к розетке модема; наш несовершенный организм нуждается в посредничестве компьютера, чтобы прикоснуться к богатству мира Сети".

Многие пользователи Сети говорят о возникновении исторической общности людей Интернет. Не случайно К.Кедров утверждает: "Уверен, что многие, хотя и не большинство, предпочтут виртуальное счастье в Интернете нашей реальной земной юдоли. А это будет означать рождение новой религии и новой церкви по имени Интернет" [2, с.12].

В середине ХХ столетия английский историк Арнольд Тойнби [3] вершиной земного прогресса назвал создание "общины святых", члены которой были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели. Не находимся ли сегодня мы в преддверии создания "общины святых", имя которой - Интернет?

Литература

1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991.

2. Кедров К. Интернет. Религия XXI века // На грани невозможного. 1998. №5.

3. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. - М.: Прогресс, 1991.

А.В.Абдин

Московский государственный открытый педагогический университет им.М.А.Шолохова

ФИЛОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Происходит постепенная математизация и компьютеризация гуманитарных наук, прежде всего, лингвистики. Однако, в последние годы заметна тенденция к снижению скорости этого процесса. На наш взгляд, можно назвать следующие причины этой тенденции:

  • почти полное отсутствие математических и естественнонаучных дисциплин в учебных планах профессиональной подготовки по гуманитарным направлениям и специальностям (в Педагогических Вузах);

  • недостаточность знаний по гуманитарным дисциплинам у широкого круга математиков и информатиков;

  • отождествление гуманизации образования с гуманитаризацией образования, в результате которого справедливые призывы к срочной гуманизации естественных и технических наук привели к уменьшению роли и снижению объёма, уровня и качества преподавания естественнонаучных предметов в общеобразовательных и высших технических учебных заведениях (победа “лириков” в давнем споре “физиков” и “лириков” привела к такой ситуации, когда и “физики” в загоне и “лирики” не в почёте).

В последние годы положение с общей математизацией знаний стало меняться. С 1997 года в системе высшего профессионального образования действуют закреплённые в Государственных образовательных стандартах обязательные (с 1994 г. — временные) требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Эти требования включают цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин в обязательный минимум содержания образования по всем гуманитарным направлениям и специальностям. Однако, набор и содержание таких дисциплин практически одинаковы и для юристов, и для филологов, и для экономистов, и различаются только количеством часов, отводимых на их освоение. Кроме того, математика и информатика в стандартах рассматриваются как одна дисциплина, её объём для филологов и лингвистов крайне мал, учебно-методическое и кадровое обеспечение практически отсутствуют. Поэтому при проектировании учебного процесса подготовки лингвистов и филологов возникают проблемы концептуального и организационного характера.

Целью обучения математике филологов и лингвистов, по нашему мнению, является понимание ими сущности ряда математических методов, получивших применение в языкознании, и умение применять их на практике. Основными дидактическими принципами в обучении математике, как и в обучении информатике [1, 11], в условиях крайней перегруженности студентов должны стать принцип прагматичности и принцип контекстного (предметно-ориентированного) обучения. Принцип научности при этом подходе трансформируется в принципы простоты, доступности и правдоподобности [2, 19] при недопущении чрезмерного упрощения и популяризации. Проблемы отбора содержания и организации учебного процесса могут быть решены только на основе интеграции математики, информатики и лингвистики, при этом в первую очередь необходимо создать учебные пособия по математике для лингвистов и филологов и подготовить соответствующие кадры (очевидно из представителей естественнонаучных специальностей, имеющих необходимые знания в области лингвистики и филологии).

Например, известно что на факультете иностранных языков РГПУ при проектировании учебного процесса подготовки лингвистов и филологов в учебный план, наряду с требуемой стандартом дисциплиной “Математика и информатика”, были включены за счёт дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента такие курсы, как “Деловые применения современных персональных компьютеров”, “Элементы математической лингвистики”, “Элементы компьютерной лингвистики и машинный перевод”. В качестве факультативных дисциплин для студентов и спецкурсов для магистрантов и аспирантов предложены курсы: “Элементы структурной и прикладной лингвистики”, “НИТ в лингвистике и образовании” и их компоненты. В настоящее время на факультете решается задача создания учебных пособий по этим курсам. Предполагается, что инвариантные части этих курсов будут использованы и на других гуманитарных факультетах., постигающий сегодня "аз да буки" работы на компьютере, шагнув в ХХ1 век, столкнется со сложной, информационноемкой техникой. В таком случае существенным для педагогики становится задача – адаптировать учащегося к новой информационно-компьютерной среде, сформировать информационную культуру личности.

Видимо, в обозримом будущем компьютеризованное (компьютерное) обучение может стать одним из основных способов обучения. Компьютеризованное обучение означает (исходя из морфологического анализа слова) любое обучение с применением компьютера. Английский аналог – соmputer – aided (computer – assisted) instruction (education) – можно перевести как "обучение с помощью компьютера". К сожалению, обычно этим и ограничивается понятие новых информационных технологий в обучении. В него включается лишь использование технических средств работы с информацией в системе образования. Такой подход вряд ли можно признать перспективным.

Во-первых, остается "за кадром" связь с бескомпьютерным уроком, его методикой, в результате чего компьютеризованный урок как бы "повисает в воздухе".

Во-вторых, учителю часто остается непонятным, зачем нужно делать на компьютере то, что можно сделать и без него.

Т.е. компьютеризованное обучение, в котором существенную роль играет компьютер, требует переосмысления концепции обучения.

Значит ли это необходимость ломки классических методик обучения? Нет. Вся классическая методика, если рассматривать применительно к начальному этапу обучения, то это работы К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, – является блестящим подтверждением информационной подготовки учащихся.

Вдумаемся в название лишь некоторых разделов методики обучения чтению: "Буква как графический символ звука", "Смыслообразующая роль буквы в печатном слове, звука в слове речи", "Слово как упорядоченное множество букв", "Элементы комбинаторики при формировании слов из заданного набора букв".

Напрашивается важный вывод: компьютеризованное обучение может и должно быть основано на классической методике обучения.

Поэтому преподавателю надлежит как можно ранее и глубже освоить новые информационные технологии, потому что из практики школы известно, – именно учителям приходится преодолевать внутренний барьер, когда они входят в компьютеризованную учебную среду.

Как бы то ни было, урок ведет Учитель. Разнообразие возможностей компьютера ни в коем случае не может нивелировать учительский труд.

Большинство обучающих программ, которые использует учитель в работе, есть ни что иное как учебное пособие, то есть не более, чем вспомогательный инструмент обучения, дополняющий и расширяющий учебник.

Авторская работа всегда в чем-то субъективна. Взгляд на нее со стороны глазами учителя – покажет насколько широки возможности ее использования в учебном процессе.

Учитель начинает работать с программой, примеривая увиденное на экране к своей методике, "вносит" свои коррективы и видит, в какой "доработке" с его точки зрения нуждается предложенный продукт.

– Отсекай лишнее, – советовал средневековый мыслитель Оккаям. Необходимо следовать известному философскому принципу, получившему название "бритва Оккаяма": не приумножай сущности сверх надобности. Авторам хотелось бы дополнить афоризм: наполняй своим содержанием в соответствии с используемой методикой.

В таком случае получаемая информация на компьютерном уроке максимально просто укладывается в систему обучения, в которой ученик уже пребывает. Особенно это проявляется при использовании таких обучающих ПМС, когда уроки ведет один и тот же учитель, владеющий методикой начального обучения. В этом случае ученику, попадающему в компьютерный класс, не приходится погружаться в другую среду.

Возможности творческого подхода в том и заключаются, когда авторы разрабатываемой компьютерной программ готовы в сотрудничестве с учителями дополнить то или иное задание, изменить какие-то фрагменты по усмотрению учителей, тестирующих программу.

Здесь как раз и обнаруживается тот оселок, на котором рождается сотрудничество и ответственность авторов, создающих программное обеспечение, и учителей, использующих эти средства. Только на такой основе возможно правильное определение истинных целей информатизации школьного образования. Иначе восторженность по поводу компьютеризации обучения может смениться быстрым разочарованием. Все очевиднее становится необходимость разработки педагогической и дидактической стратегии информатизации обучения, компьютерного обучения иначе центр внимания может сместиться на разные аспекты совершенствования чисто технических коммуникативных возможностей .

Современному состоянию работ в области компьютерного обучения иностранным языкам свойственны те же особенности, которые выявлены для сферы исследования, называемой человеко - компьютерным взаимодействием (В.Н.Агеев, Г.Я.Узилевский, 1995), а именно: теория не является ведущей по отношению к практике, часто исследования направлены на изучение и интерпретацию успешных практических решений; когнитивное пространство исследований не является однородным, подчас трудно найти связи и стыки между отдельными его подобластями, что затрудняет аккумуляцию знаний; отсутствуют связи между результатами исследований и практической реализацией компьютерного обучения иностранным языкам.

Основная характеристика компьютерного обучения иностранным языкам как объекта научного исследования состоит, как мы полагаем, в его очевидной междисциплинарной природе. Речь идет о специфическом типе проблемно-ориентированного исследования, расположенного между областью чистых теоретических исследований, в которых главное - знание, и областью информированного действия, где на первом месте стоят применимость, эффективность и практические результаты (Bie P., 1967; Мирский Э.М., 1972). Цель таких исследований лежит в области практики, и их осуществление требует первичного выделения и отграничения объекта исследования, его структурных компонентов, соотнесенных с предметами исследующих этот объект дисциплин. Междисциплинарная сущность объекта определяет и междисциплинарную парадигму его исследования. Так, выделение параметров классификации компьютерных обучающих программ и систем может проводиться в соответствии с тем или иным аспектом их анализа: общесистемным, информационно-кибернетическим, семиотическим, психолого-педагогическим, лингводидактическим и пр. В частности, в качестве чисто системных оснований классификации можно назвать открытость - закрытость, автономность - принадлежность другой системе в качестве структурного элемента и т.д.

Вторая специфическая особенность компьютерного обучения иностранным языкам как объекта научного исследования состоит в том, что этот объект входит в класс так называемых интеллектуальных систем (И.С.Ладенко, Г.П.Волкова, 1994; Ю.А.Шрейдер, 1988). Под интеллектуальными системами понимаются человеко-машинные системы, выполняющие интеллектуальные функции. Это такие образования, в которых сочетаются качества средств информатики с возможностями интеллекта специалиста. Проектирование и экспериментальное испытание интеллектуальной системы совместно образуют процесс создания конкретной интеллектуальной технологии. Интеллектуальная технология рассматривается как способ организации интеллектуальных возможностей специалистов с возможностями применяемых ими средств интеллектуальной деятельности при постановке и решении некоторой познавательной задачи. Поэтому каждая интеллектуальная система или класс сходных систем оказывается воплощением соответствующей интеллектуальной технологии. При этом технология понимается как способ организации разнородных естественным образом не связанных компонентов целенаправленной системы. Такими компонентами оказываются: приемы и методы мышления, модели объектов внешнего мира, концептуальные и знаковые системы, средства измерительной и вычислительной техники, использующие все это специалисты. Сочетание объектов перечисленных видов производится разными способами, каждый их которых составляет свою особую технологию.

При этом интеллектуальные системы отличаются от систем искусственного интеллекта (ИИ), которые понимаются как автоматы, имитирующие человеческий интеллект в процессе автономного функционирования. В отличие от этого интеллектуальные системы предполагают выполнение интеллектуальных функций в тесном взаимодействии с человеком. Принципиальной здесь оказывается точка зрения, при которой технический и программный компоненты интеллектуальной системы не являются сами по себе интеллектуальными системами, но лишь необходимыми средствами ее успешного функционирования. По-видимому, понятие человеко-машинной интеллектуальной системы более адекватно отражает сегодняшний тип взаимодействия человека с ЭВМ, чем традиционное понятие искусственного интеллекта. Следует особо подчеркнуть, что данный подход предлагает иные пути интеллектуализации компьютерного обучения иностранным языкам по сравнению с теми, которые рассматриваются в рамках идеологии и представлений ИИ.

Плодотворным в интересах нашей проблематики представляется также и понятие артефакта, которое в какой-то степени перекликается с понятием интеллектуальной системы. Подтверждением этому служит уже предпринятая в литературе попытка опереться на данное понятие при анализе сходного с нашим круга проблем. В англоязычной литературе термин "артефакт" понимается в широком смысле как явление, предмет, объект и т.п., возникающие в процессе человеческой деятельности. Компьютерное обучение иностранному языку безусловно представляет собой артефакт в указанном выше смысле. В этой связи полезными могут оказаться выявленные Дж. Кэрролом и П. Джонсоном (В.Н.Агеев, Г.Я.Узилевский, 1995), схемы отношений между задачами и артефактами. Суть их состоит в том, что между задачами и артефактами существуют как прямые, так и обратные связи: требования к разработке артефакта имплицитно вытекают из задачи; в свою очередь, артефакт способствует переосмыслению задачи, для решения которой он был спроектирован. Применительно к обучению иностранному языку это означает, что новая компьютерная среда обучения неминуемо приводит к переосмыслению и переформулировке задач обучения иностранному языку.

Литература

  1. Агапов А.М., Розина И.Н. Блок компьютерных дисциплин на факультете иностранных языков педагогического вуза // Информационные технологии в образовании VIII Международная конференция-выставка. Направление В: Преподавание информатики. Направление: Подготовка и повышение квалификации преподавателей. Научно-методический сборник тезисов докладов. М.: МИФИ, 1998. С. 10-11.

  2. Пугачев В.С. О курсе математики в высших технических учебных заведениях России//Системы и средства информатики. Вып. 8. –М.: Наука. Физматлит, 1996. С. 13-27.

  3. Богатырева М.А. К проблеме выделения уровней профессионального владения иностранным языком (по материалам Совета Европы) / / Иностранные языки в школе. – 1997. - № 2. – С. 28 – 33.

  4. Халенко И.И. Понимание иноязычного устного текста как акт межкультурной коммуникации / / Глядя в будущее. – М.: МГЛУ, 1989.

Т.Б.Казиахмедов

Нижневартовский государственный педагогический институт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... компьютерных телекоммуникаций ……………………………………………………………………….. 9 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Методика выделения ... /Jan., 1998/99. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ М.С. Мирзоев Воронежский государственный ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (1)

    Научно-методический журнал
    ... моделирования образовательной области «информатика»………………………………………….. 11 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Л.Е. Гуторова Преподавание геоинформатики в вузе………………………… 21 Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало ...
  3. Информатика и информационные технологии

    Документ
    ... Б.Я., Цехановский В.В. Информационныетехнологии:Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2005. – 263 с. Угринович Н.Д. Информатика и информационныетехнологии. Учебник для ...
  4. Информатика и информационные технологии в экономике методические указания для подготовки отчета по учебной практике красноярск 2007

    Методические указания
    ... Миронов Г.В. Середа В.А. Филиппов К.А. Ширяева Т.А. Шлепкин А.К. Информатика и информационныетехнологии в экономике: методические указания для подготовки ... уставом вуза. 2 Цели и задачи практики Учебная практика по информатике проводится после ...
  5. Информационные технологии теория и практика

    Сборник научно-методических статей
    ... курса по информатике и информационнымтехнологиям / А. В. Могилев // Информатика и образование. ... Информатика: учебник для вузов ; под. ред. В. А. Каймина. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 263 с. 9. Когаловский, М. Р. Перспективные технологииинформационных ...

Другие похожие документы..