Главная > Документ


Допущено

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

подготовки дипломированных специалистов

";Финансы и кредит";, ";Бухгалтерский учет, анализ и аудит";,

";Мировая экономика";

УДК [004:331](075.8)

ББК 65ф.я73

Э40

АВТОРЫ:

В.П. Косарев, Л.В. Еремин, О.В. Машникова, Е.Л. Шуремов,

Н.Н. Голубева, И.Ю. Порохина, Г.В. Сонина, А.И. Кижнер,

В.А. Новиков, В.А. Суханов, Е.А. Мамонтова, Н.В. Степанова,

А.Л. Шадур, П.П. Мельников, В.П. Поляков, Б.Ю. Левит

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра компьютерных технологий

Московского института экономики, политики и права;

Б.А. Щукин,

доктор технических наук, профессор

Э40 Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 592 с: ил.

ISBN 5-279-02824-Х

Рассматриваются общетеоретические вопросы информационных процессов в системах организационно-экономического типа, структурная организация современных компьютеров, общесистемное и прикладное программное обеспечение офисного назначения для персональных компьютеров (ОС Windows NT/2000/XP и MS Office 2000). В отличие от первого издания (2001 г.), значительное внимание уделено компьютерной графике, программированию на VBA, основам работы пользователей в локальных сетях и Интернете, информационной безопасности.

Для студентов вузов экономических специальностей и лиц, использующих компьютеры.

УДК [004:33](075.8)

ББК 65ф.я73

© Коллектив авторов, 2001

ISBN 5-279-02824-Х © Коллектив авторов, 2004

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ИНФОРМАТИКУ

1.1. Понятие информатики и информатизации

Информатика как наука сформировалась в результате целенаправленного изучения информационных процессов. Впервые термин ";информатика"; возник во Франции в 60-х годах XX столетия путем слияния двух слов information(информация) и automatique(автоматика) для обозначения деятельности по автоматизированной обработке информации с помощью ЭВМ. В англоязычных странах аналогичный круг проблем обозначили термином ";computer science";, т.е. компьютерные науки.

Предметом информатики были заявлены выявление и изучение: свойств информации; закономерностей переработки информации; процессов управления переработкой информации в искусственных, социальных и биологических системах.

В бывшем СССР термин ";информатика"; утвердился в 1983 г., когда в Академии наук было создано отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика стала трактоваться как ";комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики";.

Наряду с термином ";информатика"; в тот период был распространен и термин ";кибернетика";, обозначавший научную область по разработке теории управления сложными динамическими системами. Создателем кибернетики принято считать американского ученого Н. Винера, опубликовавшего в 1948 г. книгу ";Кибернетика, или управление и связь в животном и машине";.

Сейчас информатика чаще всего трактуется как область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью технических средств, прежде всего компьютеров, и их взаимодействия со средой применения.

В ";узком"; смысле информатику можно представить как взаимосвязь технических, программных и алгоритмических средств.

С другой стороны, информатику рассматривают как отрасль народного хозяйства, фундаментальную науку, прикладную дисциплину.

Словосочетание ";экономическая информатика";, широко вошедшее в обиход в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия, обозначило область науки и деятельности, связанную с информационными процессами в объектах экономического (социально-экономического) типа.

Бурное развитие информатики в настоящее время обусловлено появлением микропроцессорной техники, развитием интегрированных сетей передачи данных, способных осуществлять в полном объеме все процедуры по преобразованию информации. При этом ведется разработка концепций информационной политики и информационного обслуживания различных категорий пользователей; решаются проблемы и условия предоставления информационных услуг в самых разных сферах научной, производственной, общественной, образовательной и других видов деятельности. Быстрыми темпами развивается глобальная информационная сеть Интернет, обеспечивая широкие слои населения и группы пользователей разнообразной информацией.

Стремительное развитие информатики приводит к тому, что она становится неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Вместе с тем развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило резким толчком к развитию общества, построенного на всемерном использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Ныне, по общепринятому определению, человечество на Земле живет в индустриальном обществе, когда основная масса людей занята в сфере производства материальных продуктов, но общество последовательно движется в направлении создания нового типа общества, имя которому ";информационно-индустриальное";, а затем – ";информационное";.

В индустриальном обществе главенствующее место занимают материальные ресурсы, капитал и производство, через которые живет и развивается общество; в информационно-индустриальном обществе этим главенствующим ресурсом должны стать информация, знания, творчество. Должна быть резко повышена духовная сторона человеческих отношений.

Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе должно измениться не только материальное производство в сторону его автоматизации, интенсивности, эффективности, но и сам уклад жизни людей, должны возрасти значимость культурного досуга, доля умственного труда.

Материальной и технологической базой информационного общества должны стать различного рода системы на базе компьютерной техники и телекоммуникационной связи, информационной технологии и глобальных информационных сетей.

Выделяются следующие наиболее характерные черты такого общества:

• разрешение проблемы между информационной лавиной и информационным голодом;

• глобальный характер информационной технологии, которая охватывает все сферы человеческой деятельности;

• формирование единого информационного пространства всей человеческой цивилизации.

Реализуется свободный доступ каждого члена общества к информационным ресурсам всей цивилизации с помощью технических и программных средств информатики. Однако построение такого общества – процесс длительный, требующий множества различных ресурсов, осуществляемый под управлением государства. В ряде стран (Япония, США, Германия и др.) одним из направлений государственной политики являются инвестиции и поддержка инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и систем телекоммуникаций. По опубликованным данным, в США планируется затратить на информационные технологии в 2003 г. более 50 млрд долл., при этом доля затрат на информационную безопасность государственных органов должна составить около 15% этой суммы.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда в мире накоплен громадный информационный ресурс, а люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу целой системы ограничений: недостаток компьютеров и отсутствие средств связи, выхода в глобальные информационные сети и базы данных; недостаток знаний в части информационных технологий; недостаток финансовых средств и др.

Создание ЭВМ, персональных компьютеров, средств телекоммуникаций и других технических и научных новшеств в области информатики послужило во второй половине XX в. началом длительного эволюционного процесса, который носит название информатизации общества.

В Законе РФ ";Об информации, информатизации и защите информации"; № 24-ФЗ от 20 января 1995 г. под информатизацией понимается организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Следует различать два понятия: компьютеризацияи информатизация.

При компьютеризацииобъекта или общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы в виде компьютеров для оперативной обработки информации. При информатизацииупор делается на комплекс мер по обеспечению доступа каждого человека к накопленному и имеющемуся в системе информационному ресурсу.

Многие страны, включая Россию, внедряющие идеи информатизации в практику, подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества (2000 г.). Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя также ряд важных обязательств по информационной открытости.

В последнее десятилетие Россия проводит активную политику информатизации, в стране формируется нормативно-правовая база для построения информационного пространства. В частности статьи 24, 29 и 42 Конституции РФ закрепили право каждого гражданина на поиск и получение информации; приняты на государственном уровне такие программные документы, как Концепция государственной информационной политики; Концепция управления государственными информационными ресурсами; проект Закона ";О праве на информацию";, федеральная целевая программа ";Электронная Россия 2002-2010"; и др.

По опубликованным данным, в 2002 г. компьютерный парк России по сравнению с 2001 г. увеличился на 20% и составил по оценке Министерства связи и информатизации Российской Федерации девять ПК на 100 человек населения; количество регулярно пользующихся Интернетом достигло 6 млн человек; объем отечественного IT-рынка превысил 4 млрд долл.

1.2. Информационные основы систем организационно-экономического управления

Научно-техническая революция XX в. вызвала появление нового объекта исследований в области управления, получившего название ";большие системы";. При этом хотя точного общепринятого определения понятия ";большие системы"; не существует, принадлежность к большим системам того или иного объекта связывают главным образом со степенью его сложности, а не с реальными физическими размерами. Из множества определений понятия ";система"; наиболее удачным, по нашему мнению, является следующее: система – это организованное множество, образующее целостное единство, направленное на достижение определенной цели.

Сложность изучения больших систем обусловлена необходимостью анализа огромного количества разнообразных взаимосвязей, элементов и явлений, присущих этим системам, необходимостью учитывать различный характер взаимодействия частей и целого, неопределенностью поведения системы, а также ее связей и взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Проблема создания больших систем и управления ими стала центральной проблемой в обеспечении развития общества на современном этапе. Возникло целое направление в науке, занимающееся изучением особенностей создания и функционирования больших систем.

Один из наиболее значительных классов больших систем объединяет системы административного, или организационного, управления, т.е. системы, в основе функционирования которых лежат задачи управления отношениями, возникающими между людьми в процессе их производственно-хозяйственной деятельности. Главным при создании подобных систем является определение целей (цели) функционирования организации, что предполагает анализ ее деятельности и выбор решений, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от объекта (предметной области) организационного управления эти системы могут преследовать различные цели, а значит, решать разные по характеру задачи. Так, если целью системы организационного (административного) управления является обеспечение максимальной экономической эффективности еефункционирования в рамках конкретной сферы деятельности, т.е. достижение максимума в разнице между доходами и затратами (расходами), то такие системы называются системами организационно-экономического управления (в отличие, например, от систем организационного управления в армии, здравоохранении, народном образовании и т.п., где главными считаются другие цели: обеспечение необходимой обороноспособности, обеспечение высокой продолжительности жизни и здоровья населения, качественного уровня образования и т.д.). Всем без исключения системам организационного управления в той или иной степени присущи элементы систем организационно-экономического управления (т.е. в них наряду с основными задачами управления решаются задачи достижения локального экономического эффекта, например, минимизация затрат на производство какой-либо продукции: мебели, одежды, медикаментов, медицинского оборудования и т.п.). Кроме того, часто основные задачи, решаемые в таких системах, по своей математической постановке представляются однотипными или даже идентичными с задачами организационно-экономического управления (например, задача эффективного распределения целей противника в ракетных войсках представляет собой классическую ";транспортную задачу"; оптимального распределения поставщиков между потребителями).

Конечная цель функционирования системы организационно-экономического управления в ряде случаев может не совпадать, а иногда и противоречить локальным целям функционирования отдельных подразделений организации. Например, производственный отдел предприятия заинтересован в возможно более длительном и непрерывном (серийном, а лучше массовом) выпуске продукции, так как в этом случае сокращаются затраты на наладку и переналадку технологического оборудования, а значит, появляются объективные возможности роста производительности труда, что влечет за собой снижение себестоимости продукции и повышение прибыли. Отдел сбыта заинтересован как в достаточно общем количестве продукции, так и в ее ассортиментном разнообразии, причем для него предпочтительнее, чтобы производственный отдел обеспечивал более гибкое реагирование на изменение потребностей рынка. Финансовый отдел заинтересован в сведении до минимума запасов сырья, полуфабрикатов и незавершенного производства, а также запасов готовой продукции на складах, т.е. в снижении процента капиталовложений, не дающих прибыли в общей структуре затрат на производство. Одна из его целей – ускорение оборачиваемости капитала. С точки зрения производственного отдела и отдела сбыта эти запасы должны обеспечивать, с одной стороны, непрерывность производственного процесса, а с другой – потребности рынка.

Такое расхождение локальных целей отдельных подразделений организации не является нетерпимым недостатком – это вполне естественное явление. Если большая группа людей пытается реализовать определенную цель, то они все, как правило, не могут действовать так, как на их месте поступил бы один человек. Единственным способом решения сложной проблемы в системе организационно-экономического управления служит перенесение глобальной цели на отдельные локальные функции с последующей их детализацией до конкретных задач, решаемых отдельными исполнителями.

Таким образом, задачи организационного управления возникают как результат необходимости разукрупнения функций управления внутри организации. Функции управления в системах организационно-экономического управления могут выделяться:

по стадиям (этапам) управления. Например, долгосрочное планирование, или прогнозирование; перспективное, или среднесрочное, планирование; текущее, или краткосрочное, планирование; оперативно-календарное планирование; оперативное управление; анализ производственно-хозяйственной деятельности; бухгалтерский учет и аудит;

по видам производственно-хозяйственной деятельности. Обычно этот способ выделения соответствует функциональному построению аппарата управления, отражая, например, основное производство, вспомогательное производство, капитальное строительство, материально-техническое снабжение, транспорт, финансирование, учет, социальное развитие и т.п.;

по иерархии (уровням) управления: например, министерство – объединение (фирма) – предприятие (организация) – цех (отдел) и т.д. вплоть до отдельного рабочего места исполнителя.

Функции управления при этом формируются с учетом трех основных признаков функциональной спецификации. Для производственной сферы деятельности выделение функций управления обычно соответствует элементам производственного процесса:

• управлению материальными ресурсами;

• управлению трудовыми ресурсами;

• управлению финансовыми ресурсами и т.д.

Реализация функций управления предполагает решение ряда задач, под которыми обычно понимают получение (формирование) документов, содержащих сведения, необходимые специалисту управления для принятия обоснованных управленческих решений.

Как правило, для формулирования задач заимствуются характеристики соответствующих функций управления, к которым добавляются три признака, характеризующие непосредственно данную задачу:

• принадлежность к конкретному объекту управления;

• технологический способ (тип или вид) решения задачи;

• результат управленческой деятельности.

Например, функции материально-технического снабжения реализуются в результате решения следующих задач:

• планирования потребности материальных ресурсов;

• заключения договоров с поставщиками;

• оперативного контроля за выполнением договоров поставки;

• учета поставок и расчетов с поставщиками и т.д.

Важным в определении ";система организационно-экономического управления"; является понятие ";управление";. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что управление – это целенаправленное воздействие органов управления на управляемый объект. В теории управления принято более строгое определение этого понятия: управление – функция системы, ориентированная либо на сохранение ее основного качества (т.е. совокупности свойств, утеря которых влечет разрушение системы) в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой целевой программы, призванной обеспечить устойчивость ее функционирования (свойство ";гомеостаза";) при достижении определенной заданной цели.

Управление – функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели.

Как уже отмечалось выше, современные объекты управления (предприятия, организации) представляют собой сложные большие системы, что требует адекватных по сложности систем управления этими объектами. Вместе с тем любая система управления может быть представлена в виде двух компонентов: управляющей и управляемой подсистем* (иногда говорят об управляющей и управляемой системах). Взаимосвязь и взаимодействие этих компонентов системы управления представлены в виде схемы (рис. 1.1).

* В некоторых случаях строгое разделение этих подсистем весьма затруднено.

Управляющая подсистема осуществляет функции управления, управляемая подсистема является объектом управления. При этом под управляющей подсистемой понимается комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения и передачи информации, формирования управленческих воздействий.

Любая система, в которой реализуются функции управления, обычно называется системой управления.

Система управления функционирует благодаря взаимодействию управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой через каналы связи (прямой и обратный). По каналам связи управляющая подсистема получает информацию и после ее обработки, исходя из целей управления и правил принятия (выработки) управленческих решений, формирует и передает в виде результатной информации управляющее воздействие.

В итоге этого воздействия объект управления изменяет (или сохраняет) свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой, которая анализирует это изменение и либо вырабатывает новое управленческое решение, либо сохраняет ";пассивное"; состояние. Такое функционирование управляющей подсистемы является наиболее рациональным, так как реализует принцип ";управление по отклонениям";, не перегружая излишней информацией систему управления.

Следует иметь в виду, что управление динамическими системами (к которым относится как экономика в целом, так и ее отдельные компоненты) подвергается воздействиям изменчивой внешней среды, что сопряжено с привлечением и обработкой огромных объемов информации. Ее обработка в одном центре становится практически нереализуемой задачей. Управление из одного центра всеми элементами объекта управления, даже если оно в принципе реализуемо, не может быть эффективным. Поэтому на практике структура управляющей подсистемы, как правило, строится по иерархическому многоступенчатому принципу. В правильно организованной управляющей подсистеме низший уровень управления предстает перед высшим как ";черный ящик";, информирующий вышестоящий уровень лишь о результатах своей деятельности, но не о внутренних процессах, связанных с ее реализацией.

Рис. 1.1. Принципиальная схема построения системы экономического управления

Н. Винер в своей книге ";Кибернетика, или управление и связь в животном и машине"; подчеркнул, что связь (или передача информации) и управление являются основными процессами, характеризующими любую организацию.

Таким образом, управлениеэто прежде всего информационный процесс, предполагающий выполнение функций по сбору, передаче, хранению, обработке и анализу информации, необходимых для выработки соответствующих управленческих решений.

Подчеркивая важность информационной составляющей процессов управления, специалисты в области информатики, говоря об управляющей системе, чаще всего употребляют понятия «информационная управляющая система», «информационная система управления», «информационная система».

В современных условиях принятие эффективных решений в области управления требует переработки больших объемов информации. Качественная неоднородность такой информации и сложность ее обработки в условиях оперативности получения требуют разделения функций по получению, передаче, хранению и обработке информации между человеком и техническими средствами, среди которых центральное место отводится вычислительным машинам.

Все процессы управления, протекающие в системе управления, отражаются в виде информационных процессов. Но что такое информация? В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями ";сообщение";, ";сведения";, ";данные";, ";знания";. Такое соотношение допустимо лишь до некоторой степени, так как у всех этих понятий есть одно общее важное свойство – они обозначают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако как только ставится вопрос о совершенствовании информационных процессов, подобное понимание термина ";информация"; обнаруживает ряд недостатков. Так, практически очевидным является то, что целью функционирования информационных систем не может быть выдача возможно большего количества информации (показателей, документов). Один лаконичный, грамотно составленный документ чаще всего полезнее, ";информативнее";, чем несколько документов. Взяв ряд исходных показателей, можно получить множество различных производных, но увеличение числа последних необязательно будет отражать прирост полезных сведений (знаний).

Следовательно, данные или сообщения содержат нечто такое, от чего зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, передаются и обрабатываются. Именно поэтому под термином ";информация"; чаще всего понимают содержательный аспект данных, проводя таким образом различие между информацией и данными*.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная литература

    Литература
    Цель данного учебного пособия – помочь студенту ознакомиться с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием сформировать целостный взгляд на окружающий мир.

Другие похожие документы..