textarchive.ru

Главная > Документ


Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Ярославской области

Федеральное Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

200 лет отечественной статистики

Материалы научно-практической конференции

«Статистика – регионам:
состояние, проблемы, перспективы»

24 ноября 2011 г.

Ярославль

2011 год

ББК

65.051.Я431

УДК

330+311(063)

С78

«Статистика – регионам: состояние, проблемы, перспективы»: материалы научно-практической конференции, 24 ноября 2011 г./ Росстат (Ярославльстат) ; ЯрГУ им. П.Г.Демидова ; гл.ред. Ф.Н.Завьялов. – Ярославль,2011. – 132с. –
200 лет отеч. статистики

Научный сборник посвящен 200-летнему юбилею отечественной статистики России.

Он объединяет статьи научных и практических работников Москвы, Орла, Твери, Тулы, Ярославля. Состоит из двух разделов.

В первом разделе рассматриваются направления совершенствования организации и методологии региональной статистики: более широкого использования опыта земской статистики (Ф.Н.Завьялов), внедрения корреспондентского метода сбора данных на основе новых информационных технологий (Е.М.Спиридонова), совершенствования расчета оценочных показателей (В.П.Сергеев), совершенствование расчетов качества жизни (В.В.Нехаев), использование рекомендаций комиссий Стиглица в оценке качества жизни населения (А.А.Мироедов), прогнозирования ВРП (Г.Е.Козлов), определения заменяемости факторов роста промышленности (О.В.Зеткина,
Г.Г.Коновалова).

Второй раздел посвящен совершенствованию оценки и расчета отраслевых показателей: демографии (Е.А.Лазурин, Н.Н.Панарская), экономике знаний Л.Г.Батракова), инновационному развитию регионов
(Н.Б.Дмитриева, Н.В.Дроздова, И.Г.Переломова), внешней торговле (Д.С.Лебедев), социологических исследований (В.В.Жолудева), охране труда и технике безопасности (М.Ф.Завьялов), льноводства и льнопереработки (А.М.Козырева).

Сборник будет полезен всем, кого волнуют и кто занимается вопросами статистики: преподавателям, ученым, практическим работникам, аспирантам и студентам.

Статьи публикуются в авторской редакции.

Главный редактор выпуска – Ф.Н.Завьялов, д.э.н., профессор, заслуженный работник высшей школы.

©

ISBN 978-5-8397-0845-7

Росстат (Ярославльстат)

© ЯрГУ им.П.Г.Демидова

© Авторы публикаций

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. 4

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 4

В качестве начальной спецификации эконометрической модели будем рассматривать множественную линейную регрессию вида: 60

Yt = b0 + b1X1t + b2X2t +…+ bpXpt + et , 60

где Yt - значение эндогенной переменной или результативного признака модели, измеренного в момент времени t; 60

b0 ,b1, b2,…, bp – параметры модели; 60

X1t ,X2t ,…,bpXpt – значения используемых в модели экзогенных (объясняющих) переменных или факторных признаков, измеренных в момент времени t; 60

P – количество объясняющих переменных; 60

et – случайная компонента, характеризующая разницу между фактическим значением результативного признака в модели и соответствующим расчетным значением в момент времени t. 60

Расчетное значение результативного признака определяется по найденному регрессионному уравнению и его параметрам: 60

Ŷt = b0 + b1X1t + b2X2t +…+ bpXpt. 60

В качестве объясняющих переменных для построения регрессионных уравнений были использованы индексы показателей экономики Ярославской области относительно предыдущего года в сопоставимых ценах: промышленного производства (Х2), потребительских цен на непродовольствен-ные товары (Х3), потребительских цен на платные услуги (Х4), потребительских цен (Х5), физического объема розничной торговли (Х6), физического объема продукции сельского хозяйства (Х7), потребительских цен на продовольствен-ные товары (Х8). Из общероссийских показателей был выбран индекс физического объема ВВП России (Х1). Результативный признак – это индекс физического объема ВРП Ярославской области (Y). 60

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что тесная связь наблюдается между индексами ВВП России (Х1) и промышленного производства Ярославской области (Х2), индексами потребительских цен (Х5), потребительских цен на непродовольственные (Х3) и продовольственные товары (Х8). Не следует включать эти факторы в одну модель. 62

Наиболее тесную статистическую связь индекс ВРП Ярославской области имеет с индексами ВВП России и промышленного производства Ярославской области. 62

В качестве модели (А) рассмотрим однофакторную регрессию зависимости ВРП от ВВП России. 62

62

Раздел II. 74

Отраслевые проблемы совершенствования методологии статистики 74

РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ

В.А.Ваганов,

руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики
по Ярославской области

В 2011 г. Российская статистика отмечает юбилей – 200 лет назад
в 1811 г. при Министерстве полиции Российской Империи было создано Статистическое отделение.

В Циркуляре Министра полиции № 168 говорилось: «…В каждом благоустроенном государстве статистическая часть составляет один из самых важнейших предметов правления……». Появление этого документа было не случайным, создание статистического ведомства отвечало потребностям государства и нуждалось в официальном организационно-структурном оформлении. К этому времени в России был накоплен значительный опыт практической работы по сбору статистических сведений: централизованно собирались сведения о промышленных мануфактурах и заводах, торговле и финансах, таможенном деле и других сферах деятельности. А в 1802 г. была введена отчетность для губернаторов, которой предусматривалось предоставление сведений о социальном и экономическом положении губернии. Периодом наиболее активного формирования губернских статистических комитетов являлись 30-е годы ХIХ века.

Становление государственной статистики стало возможным благодаря всесторонней поддержке научной общественности. В 1804 г. статистика вводится в качестве самостоятельного предмета во всех университетах страны, в 1805 г. преподавание статистики было введено в гимназиях.

В 1852 г. на базе статистического отделения создается Статистический комитет Министерства внутренних дел.

В составе Министерства внутренних дел (преемника Министерства полиции) правительственная статистика просуществовала до 1917 г.

После отмены в 1861 г. крепостного права в России была проведена реформа местного управления, что вызвало к жизни необходимость создания земской статистики, перед которой ставилась задача учета объектов налогообложения. Однако направления деятельности земской статистики вышли далеко за рамки первоначальной цели. Земскими статистиками была проделана большая работа по детальному изучению многих сторон жизни русской деревни. Через сеть добровольных корреспондентов, среди которых были преимущественно представители земской интеллигенции, а также крестьяне, собиралась большая информация об урожайности, климате, промыслах, о заработной плате рабочих, о базарной торговле и др. Работой корреспондентов руководили уездные статистики. Широко практиковались также экспедиционные методы исследования, использовались развернутые программы, совершенствовались методы наблюдения, получили дальнейшее развитие статистические группировки и таблицы. В 1897 г. земские статистики приняли активное участие в первой Всероссийской переписи населения.
Эта перепись, в методологическом отношении учитывающая опыт европейских стран, проводилась под руководством Петра Петровича Семенова-Тяньшанского. В качестве волонтеров в ней приняли участие знаменитые российские писатели Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой.

Россия готова была к проведению второй всеобщей переписи населения, назначенной на 1916 г, но сложившаяся в стране к этому времени обстановка обусловленная мировой войной, не позволила это сделать.

История советской статистики началась с создания в 1918 г. Централь-ного статистического управления (ЦСУ), на которое возлагалась задача централизованного руководства государственной статистикой и развитием её методологии. Одновременно происходила организация местных статистических учреждений. В 1918 г. Губернское статистическое бюро (Губстатбюро) было создано и в Ярославле. Кроме Губстатбюро были организованы уездные статистические бюро, а в волостях работали волостные статистики.

Начальный этап советской статистики отличался исключительной интенсивностью. В 20-е годы в стране прошел ряд крупных переписей: демографическо-профессиональная, сельскохозяйственная, краткий учет промышленных предприятий и кустарно-ремесленной промышленности, городская перепись населения; плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики.

В 30-е годы XX века развитие российской статистики серьезно затормозилось из-за массовых репрессий, затронувших, в том числе, лучших экономистов и статистиков.

В годы Великой Отечественной войны государственная статистика решала серьезные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил и, в основном, обеспечивала потребности страны, связанные с мобилизацией всех имеющихся ресурсов, необходимых для решения задач военного времени.

Многие статистики, оставив мирный труд, с оружием в руках защищали Родину.

В послевоенные годы статистика как наука и как отрасль практической деятельности получила свое дальнейшее развитие. Была создана стройная система единого народнохозяйственного учета, которая базировалась на принципах централизованной организации сбора, обработки и публикации статистических данных. Появились новые виды статистических работ: баланс трудовых ресурсов, баланс доходов и расходов населения, расчет производства продукции сельского хозяйства и др.

Увеличившийся объем информации потребовал применения новых методов ее обработки. В 50е-60е годы во всех регионах страны стали создаваться вычислительные центры и машиносчетные станции, позволившие впервые механизировать учет. В 70е-80е годы отчетность обрабатывалась с помощью огромных ЕС ЭВМ, занимавших целые этажи.

Значительные изменения в политической и экономической жизни страны последних двух десятилетий потребовали глубоких преобразований
и в государственной статистике, сближения ее с общемировой статистической практикой, международными стандартами, показателями и методами работы.

Переход на рыночные принципы хозяйствования обусловил необходимость в реформировании, в первую очередь методологии исчисления многих показателей и организации статистических наблюдений. Практически заново были созданы: макроэкономическая статистика, статистика уровня жизни, статистика труда, статистика цен, статистика предприятий.

В российской государственной статистике возникли совершенно новые отрасли и направления. Среди них такие, как статистика макроэкономических показателей и национальных счетов, статистическое наблюдение за уровнем и изменением цен, статистика внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства.Стали широко применяться программы выборочных статистических наблюдений, индексные и расчетные методы формирования показателей, научно-обоснованные методики проведения досчетов и распространения итоговых данных. Крупнейшими статистическими работами начала нового века были проведенные в стране Всероссийские переписи населения 2002 г., 2010 г., Всероссийская сельскохозяйственная перепись
2006 г., сплошное обследование субъектов малого предпринимательства 2011 г.

В настоящее время обработка статистической информации ведется на самой современной вычислительной технике, рабочие места специалистов оборудованы персональными компьютерами, в качестве хранилищ баз данных используются мощные серверы, передача статистической информации осуществляется по электронным каналам связи.

Важнейшим событием стало принятие Федерального закона
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». В основу закона были положены основополагающие принципы официальной статистики, принятые Статистической комиссией ООН в 1994 году: независимость, объективность, общедоступность научность, профессиональные стандарты и этика, конфиденциальность, использование международных стандартов, международное сотрудничество.

Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» установил четкие правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета.

Постоянно совершенствуясь, изучая новое, опираясь на традиции, заложенные своими предшественниками, работники органов государственной статистики не только выполняют свою основную функцию – в полном объеме обеспечивать статистической информацией органы государственной власти, местного самоуправления, большое число других пользователей, но и решают задачи развития статистической науки и методологии, направленные на поиск и реализацию принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формирование гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ
В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВ ФЕРМЕРОВ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Ф.Н.Завьялов,

д.э.н., профессор,
ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Появление земской статистики после реформы 1861 г. было связано с организацией местного самоуправления, на которые были возложены задачи по развитию территорий: здравоохранения, образования, строительства дорого и создания инфраструктуры – пожарной охраны, страхования, ветеринарии и т.д. Правительство переложило практически все местные налоги на плечи земств, которых на начальном этапе явно не хватало для решения поставленных задач. Потенциальные возможности увеличения уровня налогообложения могли быть выявлены лишь при наличии подробной информации о положении губерний и уездов, которая практически отсутствовала. К 1861 г. сложилась ситуация, что при наличии удовлетворительной информации в целом по России, информационное обеспечение местного самоуправления еще не сложилось. Получив власть, руководство земств мало или совсем не представляло экономики губерний и уездов, поэтому одним из первых шагов стало изучение их, организация исследований с фискальной целью – увеличить налоговые поступления. Налогами облагались три категории населения: землевладельцы (помещики), городские общества (фабриканты, купцы), сельские общества (крестьяне).

Уже в 1868 г. появился первый статистический «стол» в Вятской губернии под руководством В.Я.Заволожского. К началу 70-х гг. 19 столетия появились статистические бюро в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях, а к 90-м годам органы земской статистики появились уже в 34 губерниях. За 40 лет своего существования было проведено огромное количество переписей уездов с самыми разными целями. Работая над этой темой, автором проанализировано 3438 томов различных исследований по 34 губерниям, в одной только Херсонской губернии их было выпущено 391 том1.

Оценивая вклад земской статистики в общую методологию ее развития, руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суринов в докладе на Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию образования государственной статистики России отметил: «Развитие земской статистики характеризовалось большим количеством творческих инициатив и своеобразием научно-прикладных школ»2. Действительно, начав изучение социально-экономической жизни уездов практически с нуля, за 50 лет своего существования земская статистика выработала огромное количество методов и приемов, которые с большим успехом можно использовать сегодня, когда страна уже 20 лет развивается в рыночных условиях. В значительной степени это касается сельского хозяйства, так как именно в этой сфере был сделан самый большой вклад. Проведенная в 2006 г. Всероссийская сельскохозяйственная перепись дает богатейший материал для выделения тех новых характеристик, которые появились в этой отрасли за последние 20 лет и на основе опыта земской статистики наметить пути совершенствования организации сбора материала и изучения этой отрасли.

Из 3438 изученных нами томов изданий за 1868-1914 гг. самое большое количество публикаций было выпущено в Херсонском земстве – 391 том, Полтавском – 262, Харьковском – 217.Объясняется это тем, что статистические бюро этих земств широко применяли наряду с экспедиционным методом, который являлся основным в других земствах, корреспондентский способ сбора данных.В крупных селениях с помощью интеллигенции: ветеринаров, врачей, учителей и других были образованы специальные корреспондентские пункты, где собиралась масса данных обо всех сторонах жизни жителей данного и соседних селений. Преимущества этого способа заключались в том, что проводившие сбор данных люди хорошо знали изнутри жизнь крестьян, поэтому информация отличалась большой достоверностью, получали ее достаточно оперативно и с меньшими затратами. На наш взгляд, когда процесс компъютеризации в школах и в системе муниципальных органах достиг достаточно высокого уровня, вполне возможно на новой технической основе организовать корреспондентские пункты сбора информации в настоящее время. Особую роль в этом могут сыграть учителя школ, которые в селах и деревнях знают, как правило, все обо всех жителях, со многими знакомы лично. Это поможет не только проводить единовременные обследования, но и расширить текущую статистическую информацию. Например, информация о ценах потребительских товаров в нашей области, как и в других, собирается лишь по пяти муниципальным образованиям: г.Ярославлю, г.Рыбинску, Ярославскому, Ростовскому и Даниловскому районам. За счет корреспондентских пунктов ее можно расширить без значительного увеличения затрат. Например, стоит подключить регрессивные северные муниципальные округа: Брейтовский, Пошехонский, Некоузский, Любимский и др. Компъютерные сообщения не зависят от расстояний, более оперативны, анонимны, а потому более точны. Социальные индикаторы области станут более надежными и адекватными, так

как, например, уровень жизни в северных бедных муниципальных округах имеет значительные отличия в структуре потребления промышленных товаров и питании от благополучных районов. Заработная плата сельской интеллигенции очень низкая, Дополнительный небольшой заработок, как показала проведенная сельскохозяйственная перепись, будет для них совсем не лишним, а проведение социальных обследований значительной уточнит сводные итоги по области, позволит проводить опросы общественного мнения по тем или иным проблемам на более широкой основе. Проведенная в 2006 г. сельскохозяйственная перепись дала огромный материал для исследования этой отрасли с более глубоких позиций, чем это было возможно по данным текущей статистики. Стало возможным использовать для ее совершенствования достижения земских исследований. На начальном этапе ее развития остро стоял вопрос об объекте изучения или первичной ячейке, о которой необходимо собрать сведения. Академические статистики и статистика «старой» школы ратовали за общину: В. И.Орлов, А.И.Чупров, Н.А.Каблуков, Н.Ф.Анненский, Н.А.Карышев, Ф.А.Щербина были горячими сторонниками такого подхода. Новое поколение статистиков в 90-е гг. предлагало и проводило в жизнь объектом наблюдения хозяйство или двор, так как считало общину чисто юридическим образованием, давно уже ставшим неоднородным. К ним относились: А.В Пешехонов (Калужское земство), П.В.Пегеев (Самарское), Н.Л.Скалозубов (Пермское), Л.Н.Маресс (Таврическое), П.П.Румянцев (Вологодское), К.Я.Воробьев (Ярославское) и многие другие. К началу ХХ в. этот объект стал основным.

В переписи 2006 г. объектами наблюдения были взяты:
1) сельскохозяйственные организации (юридические лица, среди которых были выделены крупные и средние, малые сельскохозяйственные предприятия других отраслей; 2) крестьянские (фермерские) хозяйства; 3) хозяйства индивидуальных предпринимателей; 4) население (физические лица). Как видим, господствует юридический статус, при котором в одну группу попадают и богатые и бедные хозяйства. Он имел большое значение для организаций, как следствие преобразования бывших колхозов и совхозов в различные формы совместных предприятий: кооперативы, товарищества и т.д. Но фермерские хозяйства и хозяйства индивидуальных предпринимателей может быть вообще не разделять по юридическому статусу, а группировать по экономическим признакам. Перепись ясно показала, что фермерство и индивидуальное предпринимательство – это неоднородные массы, а уже глубоко дифференцированные слои сельского населения. В методических указаниях к Переписи3 сказано, что «Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и/или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии» «Индивидуальный предприниматель-гражданин (физическое лицо), зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица» Частично к ним же отнесли граждан, имеющих подсобные хозяйства с земельными участками, у которых они выше установленных законом норм. Как видим, они различаются лишь юридически, с образованием или без образования юридического лица. Понимая это, разработчики материалов переписи во многих таблица объединили их в одну группу, что позволяет путем применения метода вторичной группировки выделить из них типы хозяйств по тому или иному признаку. Этот вид группировки широко применялся при подведении итогов земских исследований в ряде губерний и уездов России: Пензенской, Вологодской, Таврической, Калужской и других (см. табл. 1).

Таблица 1

Структура хозяйств фермеров и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, Центрального федерального округа
и Ярославской области по численности занятых

Типы хозяйств

РФ

ЦФО

Ярославская область

Доля, %%

На 1 хозяй-ство

Доля, %%

На 1 хо-зяй-ство

Доля, %%

На 1 хозяй-ство

хо-зяйств

заня-тых

хо-зяйств

заня-тых

хо-зяйств

заня-тых

Мелкие

80,3

44,8

2

82.3

41,5

2

85,1

48,4

2

Средние

17,4

33,1

7

14,7

28,3

7

12,5

25,4

7

Крупные

2,3

22,1

36

3,0

30,6

38

2,4

26,2

38

Итого

100

100

4

100

100

3

100

100

3

Нами по данным групповой таблицы переписи4 сформированы три группы хозяйств фермеров и индивидуальных предпринимателей: мелкие, куда вошли хозяйства с 1-2 и 3-4 занятыми, где у 80.3% хозяйств занято 44,8% численности занятых, а на одно хозяйство приходится 2 человека, т. е. это вероятнее всего семейные фермерские хозяйства; средние, сюда вошли хозяйство с 5-6 и 7-15 занятыми, у которых на 17.4% хозяйств приходится 33.,1% численности занятых, а на одно хозяйство приходится в среднем
7 человек, т.е. здесь уже нанимают постоянно или на сезон работ 2-3. человек; крупные, когда на 2,3% хозяйств приходится 22,1% занятых, а на одно хозяйство приходится 38 человек. Эту группу лишь условно можно назвать фермерским, на наш взгляд, это практически среднее капиталистическое хозяйство

По ЦФО таких хозяйств всего лишь 60 (0,4%), но у них 10% всех занятых, а в хозяйстве работает примерно 90 и более человек5. В Ярославской области всего лишь два крупнейших хозяйства (0,2%), занято в них 14.55% всей численности, а в среднем работает 94 человека.6 Таким образом, исходя из материалов переписи, расслоение фермерства и индивидуального предпринимательства прослеживается достаточно четко. К сожалению, в переписи не приведено деление занятых работников на постоянных и сезонных, временно привлекаемых. Однако понятно, что мелкие фермерские хозяйства и мелкие предприниматели не могут себе позволить нанимать постоянных рабочих, а если и привлекают работников со стороны, то лишь на сезон наибольшего напряжения работ. Зато крупные хозяйства уже не могут обойтись без постоянной наемной рабочей силы и сезонных работников. В целом на каждые 100 работников приходится у фермерских хозяйств
27 постоянных рабочих и 32 сезонных, т.е. 52 наемных работника. По крупным хозяйствам индивидуальных предпринимателей соответствующие цифры равны: 16 постоянных, 8 сезонных наемных работника, т.е. за год они нанимают 24 человека. Можно констатировать, что часть хозяйств фермеров и индивидуальных предпринимателей больше подходит под категорию малых предприятий и крупных капиталистических хозяйств. За 20 лет развития рыночных отношений в сельском хозяйстве России, Центральном Федеральном округе, Ярославской области, вероятнее всего и других областях произошел процесс расслоения фермеров и индивидуальных предпринимателей, когда в 80-85% хозяйств занято лишь 41-45% численности, а на 2,3-3% крупных капиталистических предприятиях работает 22-30% всех занятых, т.е. у них численности занятых в 19 раз больше, чем на мелких в основном семейных фермах



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес Проблемы развития малого инновационного предпринимательства » -

    Документ
    ... перспективу (не менее 10 лет ... Крым // Материалынаучно-практическойконференции «Проблемы формирования инновационных ... та проблеми // Статистика Украины. – 2005. - № 1. – С. 24 – ... региона посвящено широкое многообразие научных разработок отечественных ...
  2. Материалы научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров» -

    Закон
    ... экономики региона и усиление его конкурентоспособности на основе кластерных структур», Материалы Всекрымской научно-практическойконференции «Проблемы и перспективы малого ...
  3. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции

    Документ
    ... сборнике материаловнаучно-практическойконференции, представлены исследования по актуальным проблемам ... В.Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития: дис. ... отечественные и зарубежные инвестиции в подотрасль; по официальной статистике ...
  4. V международная научно-практическая конференция «михаило-архангельские чтения»

    Документ
    ... научно-практическаяконференция «Михаило-Архангельские чтения» Сборник материалов V международной научно-практическойконференции 18 ноября ... КУЛЬТУРЫ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………………………………………….53 Павлинов ... статистики по состоянию на ...
  5. Современные проблемы борьбы с преступностью Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года

    Документ
    ... проблемы борьбы с преступностью Материалы межрегиональной научно-практическойконференции 21 февраля 2011 ... в регионах; ... 200 тыс. австралийских долларов или лишение свободы сроком до 5 лет ... ноября ... статистике ... отечественном ... состояние и перспективы развития ...

Другие похожие документы..