textarchive.ru

Главная > Планы семинарских занятий


ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

_____________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА

________________________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской лесотехнической

академии имени С.М.Кирова 8 июня 2010 г.

Составители:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин

кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов

кандидат философских наук, доцент П.Г. Выжлецов

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

старший преподаватель Е.В. Соколова

Ответственный редактор

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

Рецензент

кафедра философии СПбГЛТА

Методические материалы предназначены для студентов всех

факультетов и форм обучения, изучающих дисциплину «Философия»

Темплан 2010 г. Изд. №

ОГЛАВЛЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

  1. Оглавление………………………………………………….4

  1. Введение…………………………………………………….5

  1. Государственный стандарт по дисциплине

«Философия» для нефилософских специальностей……..6

  1. Программа дисциплины «Философия»……………………7

  1. Планы семинарских занятий………………………………12

  1. Список литературы………………………………………...29

  1. Как подготовиться к зачету и экзамену по философии …31

  1. Экзаменационные вопросы…………………………………32

Введение

Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2 – 4 курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Предлагаемая работа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеет своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы.

Д.Е.Любомировым написаны: тема 1, тема 2 (занятие 1,2), тема 7;

Е.В.Соколовой – тема 2 (занятие 3, 4);

А.А.Дюрановым – тема 2 (занятия 5, 6);

С.О.Петровым – темы 3, 6;

Н.А.Антипиным – темы 4, 10;

О.В.Сапенок – темы 5, 9;

П.Г.Выжлецовым – тема 8.

Государственный стандарт знаний по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских специальностей

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПРОГРАММА учебной дисциплины «Философия»

Наименование тем и их содержание

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: философия (ее основные разделы), философские дисциплины (этика, эстетика и т.д.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.д.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция ХУП века и философия Нового времени. Эмпиризм /Ф. Бэкон/ и рационализм / Р. Декарт/ как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения. Классики немецкой философии / И. Кант, Г. Гегель/ о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные направления и особенности развития русской философии ХIХ - ХХ веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозно-философская мысль /В Соловьев, Н. Бердяев/, русский космизм / Н. Федоров и др./

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ - XXI веков / неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др./

3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология как учение о бытии. Основные виды бытия (материальное, идеальное, социальное, человеческое) и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия и субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека: его происхождение, природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание. Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.

5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философского подхода к познанию. Сознание и познание. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания /обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др./ Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Проблема истины. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая, конвенционалистская и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное и вненаучное знание. Научное познание, его структура, методы и формы. Критерии научности.

Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника в третьем тысячелетии.

  1. ДИАЛЕКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Категории диалектики. Принцип системности и его раскрытие в категориях «часть-целое», «система – элемент - структура», «форма - содержание». Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие посредством категорий «причина-следствие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации бытия в философии и науке.

7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Структура общества, его элементы и системообразующие факторы.

Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость в истории.

Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.

8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока.

Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции.

Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого бытия в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.

9. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новации. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм, перфекционизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.

10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.

Система глобальных проблем современности /обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др./, их взаимосвязь и основные подходы к решению.

Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации.

Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Человек и природа. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально- философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В. И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н. Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет философии (4 часа)

Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ(2 часа)

  1. Понятие мировоззрения. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения.

  2. Структура мировоззрения: его элементы, уровни, исторические типы. Мироощущение и миропонимание.

  3. Дофилософские типы мировоззрения: мифологии и религия. Их сходство, различие и место в современном мире.

  4. Философия как теоретическое мировоззрение. Основные типы философских систем.

  5. Роль философии в жизни человека и общества.

Базовые понятия:

Мировоззрение, ценности, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. В чем заключается «ненаучность» философии?

  2. Имеет ли место мифотворчество в культуре техногенной цивилизации?

  3. Может ли философия «вытеснить» мифологию и религию из сознания современного человека?

  4. В чем секрет «вечности» главных философских проблем?

  5. Нужна ли философия будущему лесоводу (инженеру, экономисту и т. п.)?

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА (2 часа)

  1. Философия как учение о сущем и должном: специфика ее предмета и метода.

  2. Основной вопрос философии и его историческая эволюция.

  3. Структура философского знания: взаимосвязь основных разделов, дисциплин и проблем.

  4. Философия в системе культуры: философия и религия, философия и искусство, философия и наука.

  5. Функции философии.

Базовые понятия:

Онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология, этика, эстетика, логика, история философии, субстанция, субъективный идеализм, объективный идеализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Что в философии научного?

  2. Предмет философии как философская проблема.

  3. Специфика философского вопрошания.

  4. Философия и наука: история взаимоотношений.

  5. Может ли философия изменить мир?

Дополнительная литература:

Адо П. Философия как способ жить.: Пер. с франц. - М. 2010.

Делез Ж. Что такое философия?: Пер. с франц. - М., 2009.

Дильтей В. Сущность философии. – М., 2005.

Кто сегодня делает философию в России /сост. А.Нилогов. – М., 2007.

Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. № 10.

Межуев В.М. Культурная функция философии // Вопросы философии, 2008. № 1.

Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии.// Современные наукоёмкие технологии. 2005. №6.

Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2004. № 4.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека: Пер. с англ. - СПб., 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    ... ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методическиеуказания и рекомендации длястудентоввсехспециальностей Гродно ... по политологии / . . – Гродно : ГГАУ, 2010. – 44 с. Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к семинарскимзанятиям, а также для ...
  2. Часть ii игорь владимирович вишев биобиблиографический указатель

    Документ
    ... философии» // Планысеминарскихзанятий и методическиеуказанияпокурсу марксистско-ленинской философии: Для дневного ... мысли: Планысеминарскихзанятий и методические рекомендации длястудентоввсех форм обучения ... , 2004, Санкт-Петербург) Вишев И.В. ...
  3. История отечественной культуры методические указания и программа курса для студентов обучающихся по специальности «история» москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... и исследовательские ресурсы Учебно-методический комплекс покурсу. Часть 1. Тематический планзанятий. Часть 1…………………………………………………. Планысеминарскихзанятий и методическиеуказания к ним. Часть 1 Программа ...
  4. Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)

    Программа
    ... культура: курс лекций длястудентоввсехнаправлений подготовки и специальностей. Ч. ... Философия : планысеминарскихзанятий и методическиеуказания / М-во образования и науки РФ; Федеральное агентство по ... во образования РФ; Санкт-Петербург-ский ин-т ( ...
  5. Практические задания по философии для студентов всех специальностей

    Документ
    Практические задания пофилософиидлястудентоввсехспециальностей Успешное усвоение курсафилософии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе ...

Другие похожие документы..