textarchive.ru

Главная > Сборник статей


Г.И. БРОЙДО

ВОССТАНИЕ КИРГИЗ В 1916 Г.

(МОЕ ПОКАЗАНИЕ ПРОКУРОРУ ТАШКЕНТСКОЙ

СУДЕБНОЙ ПАЛАТЫ, ДАННОЕ 3-ГО СЕНТЯБРЯ 1916 Г.)

Научная ассоциация востоковедения при Ц.И.К. СССР, Москва, 1925

МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВОССТАНИЯ КИРГИЗ В 1916 ГОДУ

(Показание, данное 3 сентября 1916 г. т. Г.И.Бройдо прокурору

Ташкентской Судебной Палаты по делу о киргизском восстании 1916 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В начале августа 1916 г., в связи с мобилизацией киргиз на тыловые работы, началось брожение широких киргизских масс. В несколько дней это брожение превратилось в восста­ние, охватившее почти все Семиречье.

По подозрению в участии в этом восстании я был "срочно сдан в нижние чины" по телеграфному распоряжению военного министра, в ведении которого находилось управление Туркестаном. На следующий же день по получении этого приказа я был направлен в Казалинск в 1-й Сибирский запасный стрелковый полк, в казармах которого я и пробыл до первых дней февральской революции.

По пути из Пишпека в Ташкент я был допрошен прокурором Ташкентской Судебной Палаты.

Ниже печатаемое мое показание, данное прокурору Адамову 3 сентября 1916 года, было направлено главным своим острием на выявление деятельности власти, провоцировавшей это восстание.

Официальная и либеральная дореволюционная Россия вы­двигала разные обьяснения этого восстания. Рисовали это движение, как националистически-религиозное движение, обьясняли его происками Турции и т.п.

Некоторые либералы, как напр., Керенский, даже решались указывать на земельную политику Переселенческого Управления, которая, дескать, "слишком уж много" забрала у киргиз земли.

Но основное и главное - непосредственная деятельность власти, направленная на то, чтобы вызвать, провоцировать восстание для уничтожения человеческого материала Киргизии и для расчистки земли для новых колонизации - это обстоятельство тщательно затушевывалось.

Уже после восстания в 16 г. приезжал в Казалинск ген. Куропаткин и обещал местному казачьему населению наделы в Пржевальском уезде, в районах восстания. В Переселенческом Управлении тщательно изыскивали новые земельные фонды для будущих инвалидов и подготовлялись к изысканию "земельки" русскому мужику, который должен был в результате войны поднять свой голос и оружие за землю.

Киргизское восстание и было одним из средства царских палачей, уже в 16 году искавших земли, чтобы заткнуть глотку революционизирующемуся крестьянину. Вырезать киргиз - спугнуть их в Китай и захватить новые земельные фонды - вот что ожидало царское правительство в результате своей провокационной работы.

Эту провокацию оно, конечно, могло осуществить на почве полной дезорганизации хозяйства и общественных отношений киргиз, проводимых систематически более чем полстолетия.

Но именно эта дезорганизация была доведена до таких пределов, когда немыслимо даже и восстание. Понадобился дьявольский провокационный план с мобилизацией, чтобы добиться восстания,

В истории колонизаторской политики империалистических держав этот прием не представляет собой ничего оригинального.

Систематическая работа по обезземелению трудящихся колоний, подавлению их общественной жизни, культуры, самодеятельности, и, наконец, физическое уничтожение - все это являлось и по сей день является основой колониальной полити­ки всех буржуазных государств, хотя бы прикрытых фиговом листком Интернационала.

Работа компаний английских купцов два столетия тому назад в Индии в своей основе та же, что и политика современна тоже "рабочих", тоже "социалистических" правительств Англии, Франции и т.д. в Германии, Аравии, Персии, Китае.

Это систематическое угнетение колониальных народов в известный момент при благоприятных условиях превращается в политику физического уничтожения трудящихся зависимых народов.

В этом смысле политика российского империализма в Семиречьи (Джетысу) представляет собой особый интерес.

Она прошла все стадии мирового опыта империалистов в деле колонизаторской политики порабощения, физического и духовного уничтожения колонии.

Мое "показание" имело своей целью изобличить эту политику российского империализма на конкретном опыте джетысуйских киргиз и вскрывать все разнообразные формы деятельности империализма в отсталой колониальной стране.

Копия этого показания, посланная немногочисленным в то время сознательным революционерам среди киргиз Джетысу, должна была послужить агитационным средством, почти единственно возможным в то время в Джетысу.

Советская власть положила конец тому состоянию, в котором находились народы, населявшие "тюрьму народов" - царскую Россию.

Но империалистическая деятельность царской России оставила большое наследие унижения, отсталости хозяйственной и культурной бывших угнетенных народов, с которыми справиться можно будет лишь упорной работой советской власти в течение многих и многих годов.

Эта деятельность империалистов оставила в наследие общественное разложение, гниение, внесенное в хозяйство, общественные отношения, идеологию целых поколений, и лишь упорной длительной работой по организации и укреплению парторганизаций, союзов бедноты советской власти можно будет изжить это тяжелое наследие российского импреиализма.

Но чтобы бороться с этими результатами хозяйничания царских сатрапов - приказчиков российского импреиализма в Джетысу, - нужно изучать эту работу наших врагов - колонизаторов. Поскольку это мое "показание" 1915 г. и в настоящее еще время является материалом, содействующим этому изучению и облегчающим борьбу с еще живыми остатками колонизаторства я считаю возможным его опубликование.

Г.И.БРОЙДО

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В СЕМИРЕЧЬЕ.

Устройство поселков в Семиреченской области началось немедленно после завоевания края. «Устроителями» являлись чины администрации, действовавшие по Времен. Правилам 68 и 83 годов. Вселение русского элемента производилось вначале исподволь и безболезненно для туземного населения. Администрация под руководством ген. Колпаковского действовала осмотрительно, внимательно относясь к вопросу об изьятии земли от киргиз. С другой стороны, переселение в Семиречье не носило массового характера, и в большинстве случаев поселки устраивались по добровольному соглашению с киргизскими обществами.

С образованием Переселенческого Управления (1905г.) заселение края пошло быстрыми шагами вперед, но наряду с этим, благодаря полному игнорированию Переселенческим Управлением интересов туземного населения, такими же быстрыми шагами пошло вперед разрушение туземного хозяйства, в частности скотоводства. Свою деятельность по образованию переселенческих запасных участков Управление основало на 1-м примечании к ст.120 Степного Положения, в силу которого земли, могущие оказаться излишними для кочевников, поступают в ведение Главного Управления Земл. и Землед". Из примечания к ст. 120 в связи с ст. 126 следовало, что под понятие "излишние земли" подходят лишь земли, оставшиеся по отводе кочевникам нужных им земель, т.е. по устроении их в поземельном отношении.

На практике выработался другой способ. Были выработаны для различных местной нормы наделения кочевого населения (от 30 до 60 десятин на кибитку, т.е. на хозяйство). С помощью этих норм и списков кибитковладельцев данной волости определялось количество земли, «подлежащее отчуждению» в данной волости, определялась площадь всей волости, и за вычетом из нее земли, подлежащей оставлению в пользовании киргиз, остальная признавалась излишней. Так определялись "излишки" в количественном отношении. Далее, производитель работ Переселенческого Управления командировался в данную волость для запроектирования в натуре переселенческого участка. Таким способом запроектировались лучшие земли. Проект этот утверждался Времен. Комиссией и по вступлении постановления в законную силу (месячный срок на обжалование в Областном Управлении) участок заселялся зарегистрированными в Переселенческом Управлении кандидатами на устройство. Таким же порядком (ст. 124-154) Правил о переселении на казенные земли, т. IX кн. 8) шло образование из киргизских земель оброчных статей, лесных дач, скотоводческих и хуторских участков. Неправильность такого способа изьятия и противоречивость его историческому смыслу закона была признана ревизией Палена. В нарушении правил о переселении Переселенческое Управление пошло значительно дальше отмеченного.

Закон ограждал киргизское хозяйство, запрещая включать в образуемые участки "постоянные общественные угодья, к числу коих относятся: усадебные земли, пашни, огорожденные поскотины, сады и душевые покосы" (ст. 132). Переселенческое Управление вышло из того затруднения, установив денежное вознаграждение за изьятие земель, перечисленных в ст. 132. Денежное вознаграждение определялось в размерах, не могущих возместить наносимый изьятием ущерб. Так, например, цена одной десятины клеверного поля определялось в 15-25 рублей. Помимо всего, вопреки ясному смыслу ст. 133, предоставляющей смещаемым киргизам пользоваться 2 года своими землями, киргизы смещались немедленно. С другой стороны, причитающиеся им суммы за изьятые хозяйственные затраты выдавались через 3-5 лет после их смещения. Наряду с этим полная неопределенность в поземельном положении киргиз, неизвестность, какие земли будут изъяты в будущем году, заставляли киргиз воздерживаться от разработки новых земель, могущих по обработке их быть вновь отчужденными. Закон говорит об изъятиях их земель, входящих с состав волости. Основанием такого правила являлось то соображение, что волость, являясь хозяйственной единицей, должна и после изьятия оставаться таковой. Переселенческое Управление, в особенности за последние 6-7 лет, переступило через это правило, допустив из одной волости изьятия в большем количестве даже по сравнению с количественным исчислением "излишков". Производители работ Переселенческого Управления докладывали, что в такой-то волости излишков (т.е. количества земель, подлежащих изьятию у киргиз) нет, и что, несмотря на это, ими запроектирован переселенческий участок с предоставлением киргизам данной волости земельной компенсации из другой киргизской волости. Этими землями (предоставленными в компенсацию) киргизы не пользовались, ибо у них не было средств к смещению киргиз других волостей, и, это вызывало крупные недоразумения между киргизами обеих волостей.

Когда в Пишпекском уезде (в особенности в лучшей части его - от поселка Рыбачьего до границы Ауэлитинского уезда) не осталось волостей с излишними землями, Переселенческое Управление выработало план компенсаций на летнем пастбище (Джайлау) на Сусамыре... За земли, которыми возможно было пользоваться 2-4 месяца и притом лишь как пастбищем

Следует отметить, что к такого рода компенсациям Переселенческое Управление перешло после образования на Сусамыре целого ряда громадных скотоводческих участков в виде оброчных статей и не приведя даже в известность количества оставшейся еще свободной земли, могущей быть пользованной в виде компенсации.

При этом Переселенческое Управление не указывало даже, какие именно земли на Сусамыре переходят в пользование обездоленной волости, ибо в большинстве случаев указать такие земли и невозможно было.

Какое значение такого рода компенсациям придавали сами члены Врем. Комиссии видно из того, что в заседаниях слова "компенсация на Сусамыре" для краткости заменялись (и вошли в обиход) словами "на небо".

Такого рода деятельность Пересел. Управления проявлялась не только в тех случаях, когда вынуждалась какими-либо планами заселения, которых у Переселен. Управления никогда и не было, но и во всех тех случаях, когда группа пришельцев путем самоуправства, насилия и т.п. захватывала киргизскую землю. Против этих, так называемых, самовольцев не предпринималось никаких серьезных мер, и земельные права киргиз нарушались не только Переселенческим Управлением, но и частными лицами под покровительством Переселенческого Управления и администрации. В таком порядке (захватом) были легализованы и устроены Перес. Управлением большое количество поселков, как напр., Кассык, Санташ, Белогородское, Полтавский (Фольбаумский, бывш. "Свинячий поселок") и многие другие. Все жалобы киргиз на такого рода захваты оставались без всякого внимания, и, "устраивая" эти поселки, Перес. Управление часто отбирало у окрестных туземцев воду, необходимую для хозяйства последних.

Плана заселения, как я уже говорил, никакого не было. Предписано было лишь как можно больше запроектировать десятин земли. И провожая на эти работы чинов Управления, завед. перес. делом Белецкий указывал то количество десятин, какое они должны запроектировать для получения права двигаться по службе вперед.

Один из таких чинов, Мазуренко, дошел в своих "запроектированниях десятин" до того, что запроектировал для изьятия часть Китая. В результате бывали случаи, что командированные чины убеждались в полном обезземелении киргиз. Так, один из них по осмотру оставшейся у киргиз земли доложил, что на осмотренной им площади "он не обнаружил ни воды, ни земли", так как вся площадь представляла собой скалистые вершины гор.

Образование участков шло без какого-либо обследования, достойного такого названия, часто с неверными вычислениями площадей в сторону преувеличения. Это обстоятельство являлось следствием возложения на производителей работ обязательства за лето запроектировать громадное количество десятин (до сотни тысяч), незначительным составом землеустроительных партий и весьма низким уровнем личного состава.

Мне приходилось пересмотреть много проектов и убедиться, что под громким заглавием:

" Статистическое, коммерческое, метеорологическое, агрономическое, геологическое и этнографическое обследование" помещается материал на 1,5-3 страницах. Это небрежное отношение к вопросу о целесообразности данного изьятия привело к тому, что вызвало к жизни целый ряд нежизненных и потерпевших крах проектов. Так, например, образованные на Сусамыре переселенческие участки, о которых было дано агрономическое заключение в том смысле, что там вызревает ячмень, через год после заселения опустели: там ничего не вызревало, и зимой поселки оказались снежными завалами, отрезанными от всего мира.

В отношении же вопроса о быте киргиз. Перес. Управление не принимало никаких доводов: изьятия понимались в практи­ке, как экспроприация и только. В казачьих станицах дело обстояло еще хуже. Нормальным наделом здесь считалось 30 дес. На душу, т.е. 100-150 десятин на семью, и для устроения казаков были изьяты громадные площади, не могущие быть ими обработаны и сдаваемые в аренду киргизам.

В целях казачьего устроения Войсковое Управление еще менее стеснялось вопросом киргизского землевладения, чем Переселенческое Управление. В 1915 г. по предложению генерала Фольбаума* (*Военный губернатор Семиреченской области) верненским казачьим станицам должна была быть образована земельная приезка до пополнения первоначального надела казаков, сократившегося вследствие естественного прироста населения. Переселенческое Управление проектировало произвести эту прирезку с тем, чтобы как можно менее нарушить интересы таких киргизских хозяйств, которые уже носят характер земледельческого хозяйства. Генерал Фольбаум протребовал изьять от киргиз правильную площадь, прилегающую к наделу казаков, что вызывало необходимость в смещении 3.500 киргизских семейств, ведущих оседлое земледельческое хозяйство, 3.500 налаженных хозяйств подлежат уничтожению в интересах правильности фигуры площади земли, подлежащей прирезке казакам по воле губернатора Фольбаума. Вопрос, кажется окончательного разрешения не получил, но, конечно будет решен согласно проекта Фольбаума, несмотря на протесты даже некоторых чинов Переселенческого Управления.

Отдельные лица, снимая в аренду определенное количество земли, захватывают огромные площади путем неопределенных указаний в приговоре границ и прибавления слова "около" к числу десятин. При нежелании пропустить приговор администрация требует точных указаний, а при желании пропустить этого не замечает.

Деятельность Переселенческого Управления и характер тех элементов переселенцев, которых оно устроило, привели к тому, что киргизское хозяйство сильно упало. Ежегодно наблюдается все большее увеличение падежа скота от бескормицы (джут). Падение хозяйства и обеднение вызвали сильную потребность в деньгах и займах. В степи все более развивается в самых ужасных формах ростовщичество, которым ещё более, чем узбекские купцы, занимаются русские переселенцы, принимающие характер настоящей кабалы. Среди киргиз заметно стремление перейти в оседлое состояние; стремление это "поддерживается" центральными правительствеными учреждениями, хотя бы в форме освобождения переходяящих в оседлость киргиз от уплаты налогов в течение 5 лет и половины в следующие 5 лет.

Заявление о переходе в оседлость превращается в новое основание для изьятий. Кочевая норма выше оседлой, которая, в свою очередь, ниже оседлой русской нормы. Норма эта для туземцев определена в Семиречьи Перес. Управ, в 4-5 дес. на душу. Притом количество потребной для киргиз земли уменьшается в случае обнаружения излишков; по обычному методу, изымаются до устройства киргиз новые излишки.

Когда вследствие деятельности Пер. Управления прекратилась, даже при самых широких толкований закона, всякая возможность дальнейшего процесса экспроприации, администрация провоцировала действия, оправдывавшие экспроприацию земель, как наказание.

II.ВНУТРЕННИЙ СТРОЙ КИРГИЗСКОЙ ВОЛОСТИ

Киргизы Семиреченской области представляют собой два племени: каракиргизы и казаки. Первые живут по левую сторону реки Чу, вторые - по правую. Племена эти искони состоят во враждебных отношениях и взаимная вражда существует по нынешнее время. Племена эти делятся на роды. У каракиргиз главными являются: богу, солту, сарабагыш, джантай и др. Роды эти представляют собой остатки родового устройства киргиз, в каком их застало завоевание. Руководителями этих родов были у каракиргиз "манапы", а у казаков - "султаны".

Звание "манапа" было наследственным, и старший сын его наследовал. "Манап", по существу, являлся организатором у жизни всего рода, он определял кочевья и время кочевок, поде его руководством происходил суд, через него происходили соглашения с другими родами и сношения с правительственными учреждениями того государства, под властью коего в данный момент киргизы находились. У "манапа" почти никогда не бывало личного имущества, ибо имущество всего рода было в его распоряжении. В изображении целого ряда историков (Бартольда, бар. Мейендорфа, генерала Гродекова и др.) "манапы" изображены как деятельные организаторы жизни рода.

С завоеванием края, эти "манапы" являлись лицами, через посредство которых проводились все мероприятия власти в крае. С введением административного деления на волости фигура манапа стала изменяться. В начале волость соответствовала роду. Дальнейшее Административное деление пошло, однако, вразрез с деление на роды. Новое волостное деление искусственно включало в одну административную единицу части двух родов, закладывая, таким образом, бесконечную внутреннюю борьбу в волости. С другой стороны, избирательное право внесло брешь в принцип наследственности в институт манапства.

Избирательная комбинация волостных управителей внесла деление на "партии"* в пределы волостей. (*Группировки вокруг данного манапа киргизы называли "партия". Борьба фактически шла между манапами) Недовольные деятельностью одного волостного управителя выставляли из своей среды другого кандидата. "Партийная" борьба вызвала систему взяток - обращение за содействием к администрации, с помощью коей одна партия брала верх над другой и в период своего владычества всячески эксплуатировала партию побежденную. Порядок этот быстрыми шагами подвигался вперед и в настоящее время достиг своего апогея. В настоящий момент внутренная жизнь волости представляется в следующем виде:

Одним из самых важных моментов жизни волости являются выборы. Аулы выбирают пятидесятников (представителей от 50), сьезд пятидесятников волости - волост. упр. судей и других должностных лиц. Выборы происходят под наблюдением уездного нач. и при деятельном участии его переводчика. Каждая партия рядом предварительных действий обеспечивает себе большинство. К таким средствам, в первую очередь, относятся: приписка к волости фиктивных или временных кибитковладельцев под видом приселившихся из других или отделившихся от старых кибиток. Новые кибитки называются "отау", а купленные фиктивные голоса - "кызыл пут". От администрации наблюдающей зависит при проверке до выборов списков признать эти новые кибитки "отау" и включить их, или признать их "кызыл путами" и выключить. Расследования фактически и определенно производятся переводчиком и письмоводителем уездн. нач. Задолго до выборов производятся манипуляции по изменению состава аулов. Напр. в ауле числится 97 кибитковладельцев, имеющих право выбрать 2 пятидесятников. Партия А имеет 50 голосов, партия В - 47 голосов Партия А избрала 2 своих представителей. Партия В представителей не имеет. 5 членов партии В из другого аула просят о причислении их к упомянутому аулу. Разрешение должно последовать от уездного начальника. Чем может руководствоваться уездный начальник в этом вопросе - неизвестное, так как с любой точки зрения обстоятельство является безразличным. Между тем, если по волости было 25 пятидесятников, причем у партии А было 13 пятидесятников, а у партии В - 12, то, если уездный нач. до выборов разрешит 5 киргизам перечислиться из одного аула в другой, то на выборах у партии А будет 11 пятидесятников, а у партии В - 13-14, и вол. упр., и судьи, и все должностные лица в этой волости будут из партии В.

Таким же средством является ходатайство о выделении части аула в самостоятельный. Аул насчитывает 97 кибитковладельцев. К партии А принадлежит 60 чел., к партии В - 37. Последние значения на выборах не имеют, но если они будут выделены в отдельный аул, то они получат право избрать одного пятидесятника и уменьшат на одного число пятидесятников партии А.

Вся эта хитрая механика является основой неимоверных поборов всей администрации.

Против кандидата, могущего победить на выборах, иногда членами противной ему партии, возбуждаются уголовные преследования в народном суде. Направить это дело, приостановить его или рассмотреть до выборов зависит от уездного нач. Часто случается, что народный судья, рассматривающий дела под наблюдением уезд, нач., приговаривает какого-нибудь богатого и почетного бая к году тюрьмы за кражу лошади.

Этот процесс различного рода подготовительных действий к выборам начинается с момента окончания выборов вплоть до будущих выборов. Представители победившей партии и волостная администрация все время принимают меры к сохранению своего положения, представители противной группировки ведут разными способами борьбу за получение этой власти на будущих выборах, Арена борьбы - уездное управление, начиная с уезд. нач. и кончая последним джигитом. Действия зсех заправил направлены к обращению благосклонности "начальства" на свою партию,

Мне неоднократно приходилось слышать от киргиз, что уезд. нач. принадлежат к партии А, но пристав перешел в партию В. И всякий, самый серый киргиз любой волости всегда вам ясно и определенно ответит о всех джигитах, письмоводителях, приставах и переводчиках, уездных начальниках и их помощниках, к какой они принадлежат партии, В процессе уже самих выборов начинается усиленное одаривание всех могущих оказать влияние на исход выборов. Расходы эти принимают громадные размеры, Ново-Николаевская волость на выборах 14 г, израсходовала 30.000 руб. на дары и взятки во время выборов. Но нет ни одной самой захудалой волости, в которой выборы не обошлись бы в 2-3 тысячи. Немедленно по окончании выборов побежденная партия начинает принимать меры к аннулированию произведенных выборов путем обжалования их. Основаниями жалоб являются: указание на участие в выборах лиц, к волости не относящихся, обнаружение взяток, данных противной партией и т.д. По жалобам назначаются дознания, и от того, кто будет допрошен, лицо победившей партии или побежденной, зависит успех жалобы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Восстание киргизов и казахов в 1916 году

    Документ
    ... 18 ноября 2008 годаВОССТАНИЕКИРГИЗОВ И КАЗАХОВ В 1916ГОДУ Сборник материалов Документальные ... 1916года Публикуется по книге: Восстаниекиргизов и казахов в 1916году. – Б.: Учкун, 1991. – 112 с. Т. РЫСКУЛОВ ВОССТАНИЕ ТУЗЕМЦЕВ ТУРКЕСТАНА В 1916ГОДУ ...
  2. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 01 04 07 по 30 06 07 содержание

    Бюллетень
    ... 575) Т88 Турсунов Х.Турсунов Х. Восстание1916года в Средней Азии и Казахстане/ ... Токтоматов А. Деятельность Советов Киргизии в годы Великой отечественной войны 1941 ... . 94(575.2+574) В77 Восстаниекиргизов и казахов в 1916году/ Под ред. М.А. Чекирова. ...
  3. КАЗАХИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ

    Документ
    ... и называется - "1916год", и носит отпечаток влияния кюя Курмангазы "Кішкентай", посвященного восстанию Махамбета Утемисова ... веках", "Победы и поражения казахов", "Материалы по истории киргиз-казахского народа". В 1932 г. Тынышпайулы ...
  4. 17 02 2003 казаки в кыргызстане оглавление

    Литература
    ... с вами, читатель, и подошли к сюжету: "1916год и казачество". Понимаем, насколько трудно и ответственно ... в Киргизии. – Ф., 1957. 15. Восстание1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Сб. док. – М., 1960. 16. Восстаниекиргизов и казахов в 1916 г. – Б., ...
  5. 1916-й — черная дата в степном календаре

    Документ
    ... отча­янную: «Считайте малейшую группировку киргизов уже за мятеж, подавляйте, ... давал почитать свидетельство участника, казаха их рода албан Алдабергена ... Имя этой бездне — патриархальщина. Восстание1916года в Средней Азии переросло в революцию ...

Другие похожие документы..