textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


24

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Департамент гражданской защиты

Утверждаю

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

генерал-полковник

п\п

Г.Н. Кириллов

«18» августа 2003 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по планированию действий по предупреждению и

ликвидации ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, а так же мероприятий ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ для территорий и оБЪЕКТОВ

Заместитель начальника Департамента

гражданской защиты МЧС России

полковник

п\п

Начальник

Департамента

управления в кризисных ситуациях

МЧС России

генерал-лейтенант

п\п

Руководитель

Департамента

предупреждения чрезвычайных

ситуаций и научно-технической

политики

МЧС России

п\п

В.А. Пучков

С.С. Салов

В.Д. Новиков

«10» августа 2003 г.

«15» августа 2003 г.

«15» августа 2003 г.

Москва 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Общие положения………………………………………………………………...

4

1.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций для муниципальных образований и объектов…….……………………………………………………….……….

8

Раздел I. Краткая географическая и социально-экономическая

характеристика муниципальных образований и объектов Российской

Федерации и оценка возможной обстановки на них…………………………..

8

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных

производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий………………….

8

Приложения..………………………………………………………………………

9

Раздел III. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана…………..

11

1.1.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Дирекции единого заказчика (органа управления ЖКХ

муниципального образования)………………...………………………….

13

1.2.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

для объекта с опасными веществами……………………………………..

25

1.3.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера Теплоэлектроцентрали ………………………………………..

31

1.4.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

водопроводной станции …………………………………………………..

41

1.5.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера высшего учебного заведения ………………………………….

56

1.6.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

общеобразовательного учреждения (школы, лицея, колледжа)..……….

67

1.7.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

поликлиники……………………………………………………………….

71

1.8.

Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

больницы …………………………………………………………………..

77

2.

Макет Плана гражданской обороны для территорий

и объектов………………………………………………………………………

86

Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории и объекте

в результате воздействия противника……………………………………………

86

Раздел II. Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при

планомерном приведении ее в готовность……………………………………….

86

Раздел III. Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при

внезапном нападении противника………………………………………………………..

86

Приложения………………………………………………………………………..

88

2.1.

Макет Плана гражданской обороны Дирекции единого заказчика……..

100

2.2.

Макет Плана гражданской обороны объекта с опасными веществами...

111

2.3.

Макет Плана гражданской обороны Теплоэлектроцентрали……………

121

2.4.

Макет Плана гражданской обороны водопроводной станции…………..

133

2.5.

Макет Плана гражданской обороны высшего учебного заведения …..

156

2.6.

Макет Плана гражданской обороны общеобразовательного

учреждения…………………………………………………………………

164

2.7.

Макет Плана гражданской обороны поликлиники………………………

170

2.8.

Макет Плана гражданской обороны больницы………………… ……….

176

3.

Макет инструкции по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 человек

(далее – малого объекта) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера и выполнении мероприятий гражданской

обороны…………………………………………………………………………….

185

Общие положения…………………………………………………………………

185

1.

Действия персонала при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера……………………………………..

186

2.

Организация и выполнение основных мероприятий гражданской

обороны………………………………………………………………………

193

Список нормативных правовых и нормативно-методических

документов…………………………………………………………………………………..

200

Приложение.

Примерный перечень документов по вопросам

гражданской обороны и чрезвычайных

ситуаций, рекомендуемых для разработки в

районах и на объектах (организациях,

учреждениях, предприятиях)………………………………..

202

Общие положения

Обозначения и сокращения

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АТК – аварийно техническая команда

АТО – административно территориальное образование

АТС – автоматическая телефонная станция

АТЦ – автоматическая теплоцентраль

АХОВ – аварийные химически опасные вещества

БВУ – быстровозводимые укрытия

БНС – береговая насосная станция

ВПЧ – военизированная пожарная часть

ВТО – высокоточное оружие

ГЗПУ – городской запасный пункт управления

ГО - гражданская оборона

ГО ГО – гражданские организации гражданской обороны

ГООП – группа охраны общественного порядка

ГПС – Государственная противопожарная служба

ГП-7 – гражданский противогаз

ГСМ – горюче-смазочные материалы

ГЩУ – главный щит управления

ДЕЗ – дирекция единого заказчика

ДРГ- диверсионно-разведывательная группа

ЗвС – звено связи

ЗВХЗ – зона возможного химического заражения

ЗПУ – запасный пункт управления

ЗС – защитные сооружения

КИХ –4 – изолирующий комплект

КЧС – комиссия по чрезвычайной ситуации

ЛСО – локальная система оповещения

Л-1 – легкий защитный костюм

МР – мобилизационный резерв

МС ГО – медицинские силы гражданской обороны

МТС – материально-технические средства

МУ – муниципальный участок

НГО – начальник гражданской обороны

НРС – наибольшая работающая смена

ОВ – опасные вещества

ОВТ – отбой воздушной тревоги

ОД ГЗПУ – оперативный дежурный городского запасного пункта управления

ОНХ – объекты народного хозяйства

ОПМП – отряд первой медицинской помощи

ОРУ – открытое распределительное устройство

ОТП – отделение пожаротушения

ОУВД – отдел управления внутренних дел

ОЭ - объект экономики (предприятие, объединение, учреждение или организация

сфера материального производства или непроизводственной сферы хозяйства,

расположенное на единой площадке)

ПМ - первоочередные мероприятия

ПМ-1- первоочередные мероприятия ГО 1 группы

ПМ-2 – первоочередные мероприятия ГО 2 группы

ПРУ – противорадиационное укрытие

ПРЗ – противорадиационная защита

ПРХ – противохимическая защита

ПРХН - пункт радиационно–химического наблюдения

ПСС – поисково-спасательная служба

ПСО – поисково-спасательный отряд

ПТМ-1 – противопыльные тканевые маски

ПУ – пункт управления

ПЭС – противоэпидемическая станция

РВ – радиоактивные вещества

РВК – районный военкомат

РГ – разведывательная группа

РПСО – региональный поисково-спасательный отряд

РС – руководящий состав

РСО – региональные спасательные отряды

РСУ - ремонтно-строительное управление

РСЧС – Единая Государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РТС – районная тепловая станция

РХБЗ - радиационной, химической и биологической защиты

РХН МУ – радиационно-химическое наблюдение муниципального участка

РХР – радиационно-химическая разведка

РЦ – региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий

РЭУ – ремонтно-эксплуатационный участок

СвГ – сводная группа

СГ – спасательная группа

СД – санитарная дружина

СИЗ – средства индивидуальной защиты

СНБ стационар для нетранспортабельных больных

СОП – санитарно–обмывочный пункт

СП – санитарный пост

ССП – современные средства поражения

ССК – сводная специализированная команда

СЭП – сборный эвакуационный пункт

СЭС – санитарно-эпидемиологическая станция

ТЭЦ – теплоэнергоцентраль

УГОЧС – органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны,

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республик, краев,

областей

ЦАМО – Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд

ЦДП – центральный диспетчерский пункт

ЦПСООР – Центр по проведению спасательных операций особого риска

ЧС – чрезвычайная ситуация

Приведенные в разделах специфические сокращения и обозначения не раскрываются.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

Последствия ЧС природного и техногенного характера могут быть весьма значительными и, как показывает анализ, в ряде случаев парализуют нормальное функционирование объектов экономики и существенно нарушают жизнедеятельность населения на обширных территориях. Для наглядной характеристики данного положения достаточно вспомнить аварии на Чернобыльской АЭС, Севезо (Италия), Бхопале (Индия), катастрофические наводнения в Якутии (Ленск) и Южном федеральном округе, крупные землетрясения на Сахалине в Турции и т. д.

В связи с этим важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление ряда крупных мероприятий по предупреждению и заблаговременной подготовке к ликвидации возможных последствий ЧС, а в идеале их существенного снижения. Данная система мероприятий охватывает все уровни управления страной и все системы и подсистемы экономики. Это и повышение устойчивости объектов и технических систем, разработка и внедрение современных технологий, создание систем мониторинга и прогнозирования, разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ, создание резервов финансовых и материальных ресурсов, накопление в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, подготовка населения и многое, многое другое.

Важное значение отводится в данной проблеме эффективному функционированию РСЧС. Потому что именно эта система и ее органы управления заблаговременно обязаны планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведения АСДНР.

Учитывая сложность и объемность всех мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, в Методических рекомендациях основной упор сделан на порядке разработки, структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и плана гражданской обороны.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатываются в городах, сельских районах, других административно-территориальных образованиях и на объектах экономики.

Они предусматривают объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяют привлекаемые для этого силы и средства.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера состоит из текстуальной части и пяти приложений. Текстуальная часть включает два раздела. Для района и объекта разделы носят наименования:

первый – краткая географическая и социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки на территории;

второй – мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

структура и содержание плана гражданской обороны

для территорий И ОБЪЕКТОВ

План гражданской обороны для территорий и объектов определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение зашиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности ("Воздушная тревога") и получения средств индивидуальной защиты, состав и задачи невоенизированных формирований ГО, а также схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.

Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий гражданской обороны.

Текстовая часть Плана гражданской обороны включает три раздела:

Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории и объекте в результате воздействия противника;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М инистерство российской федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов (далее – Методические рекомендации) содержат макеты планов
  2. М инистерство охраны окружающей среды республики казахстан республиканское государственное предприятие «информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» (3)

    Отчет
    «ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О КОНТРОЛЕ ЗА ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКОЙ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ И ИХ УДАЛЕНИЕМ ЗА 2009 ГОД И ОБЗОРА ПО ОТХОДАМ, ПРИЗНАВАЕМЫМ ОПАСНЫМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
  3. М инистерство охраны окружающей среды республики казахстан республиканское государственное предприятие «информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» (2)

    Отчет
    «ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О КОНТРОЛЕ ЗА ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКОЙ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ И ИХ УДАЛЕНИЕМ ЗА 2010 ГОД И ОБЗОРА ПО ОТХОДАМ, ПРИЗНАВАЕМЫМ ОПАСНЫМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
  4. М инистерство науки и образования российской федерации актуальные проблемы психологии в образовании

    Документ
    А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г.
  5. Республики казахстан национальный профиль

    Документ
    Глава 6. Деятельность промышленности, заинтересованных общественных организаций и исследовательских центров по управлению обращением химических веществ
  6. Правоохранительные органы (1)

    Список учебников
    Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Г 93 У4®^™11 W"1 юридических вузов и факультетов. Издание 5-е, переработанное и дополненное.

Другие похожие документы..