Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________Е.А.Ваганов

«___»_________2011 г.

_________________

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

131000 Нефтегазовое дело

Профиль подготовки

131000.62.07 Эксплуатация и обслуживание технологических объектов

нефтегазового производства

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Красноярск 2011

Содержание:

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки бакалавра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно - методическое обеспечение системы оценки качества освоения, обучающимися программы подготовки бакалавра

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки бакалавра

8. Другие нормативно - методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело предусматривает изучение следующих учебных циклов:

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная
(профильная) часть дает возможность расширения и углубления
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный

и экономический цикл» предусматривает изучение следующих

обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Экономика», «Правоведение».

Базовая (обязательная) часть математического и естественнонаучного

цикла предусматривает изучение дисциплин: «Математика», «Физика», «Химия», «Экология», «Информатика», «Экология».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла предусматривает изучение следующих дисциплин: «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика», «Теоретическая и прикладная механика», «Материаловедение и ТКМ», «Электротехника», «Химия нефти и газа», «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика», «Термодинамика и теплопередача», «Безопасность жизнедеятельности», «Метрология, квалиметрия стандартизация», «Основы автоматизации технологических процессов нефтегазового производства».

Цель программы - развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики конкретной ООП, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научных школ вуза и потребностей рынка труда.

Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

1.2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе нормативных документов:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009 г. №503;

Нормативно - методические документы Минобрнауки России;

Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки (носит рекомендательный характер);

Устав СФУ.

И другие внешние и внутренние документы, касающиеся ООП.

1.3.Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП,

включая последип­ломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответ­ствии с приня­той классифи­кацией ООП

Наимено­вание

ООП подготовки бакалавра

62

бакалавр

4 года

240 **)

*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме

обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

1.4.На первый курс для обучения по программам бакалавриата принимаются заявления от лиц, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании, а также документ государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.

Прием в высшее учебное заведение на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится:

1. По результатам единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования, и по результатам дополнительных вступительных испытаний – лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

2. По результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузом самостоятельно для следующих категорий граждан:

-имеющих среднее профессиональное образование – при приеме по программам бакалавриата соответствующего профиля;

-имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

 Результаты ЕГЭ, признаваемые как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, результаты вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, не должны быть ниже устанавливаемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимального количества баллов по результатам ЕГЭ по таким общеобразовательным предметам, подтверждающим освоение основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в текущем году.

Абитуриент должен обладать следующими компетенциями:

представляет современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, полученных в средней школе, ориентируется в ценностях бытия, жизни, культуры;

логически верно, аргументировано и ясно строит устную и письменную речь;

критически оценивает свои личностные качества, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков;

бережно и уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям, осознает ценность российской культуры и ее место во всемирной культуре;

реализует права и соблюдает обязанности гражданина, способствует граждански взвешенному и ответственному поведению;

владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

владеет методами решения математических задач в рамках объема знаний, полученных в средней школе (алгебра, геометрия, тригонометрия, начала математического анализа);

знает основные эмпирические законы физики;

владеет методами решения физических задач в рамках объема знаний, полученных в средней школе;

обладает естественнонаучными представлениями о планете Земля, ее недрах, о полезных ископаемых;

осознает социальную значимость своей будущей профессии, имеет высокую мотивацию к выполнению будущей профессиональной деятельности.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: сегмент топливной энергетики, включающий освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

- техника и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

- техника и технологии добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и море;

- техника и технологии промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;

- техника и технологии трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;

- техника и технологии хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело готовит к следующим видам профессиональной деятельности:

- производственно – технологическая деятельность;

- организационно – управленческая деятельность;

- экспериментально – исследовательская деятельность;

- проектная деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Производственно – технологическая деятельность:

осуществлять технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;

эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции;

осуществлять промысловый контроль и регулировать извлечения углеводородов;

осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;

эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа;

осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при хранении и сбыте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

Организационно – управленческая деятельность:

планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

Экспериментально – исследовательская деятельность:

анализировать информацию по технологическим процессам и тех­ническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регули­рования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта неф­ти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию.

Проектная деятельность:

собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу неф­ти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводоро­дов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных га­зов;

выполнять с помощью прикладных программных продуктов расче­ты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысло­вому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;

участвовать в составлении проектных решений по управлению ка­чеством в нефтегазовом производстве.

3. Выпускники по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должны демонстрировать следующие компетенции:

Общекультурные (ОК):

способность:

обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК - 1);

быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК - 2);

логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК - 3);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК - 4);

вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты

(ОК - 5);

проявлять инициативу, находить организационно – управленческие решения и нести за них ответственность (ОК - 6);

использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

(ОК - 7);

осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК - 8);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК - 9);

уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК - 10);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК - 11);

критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК - 12);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

(ОК - 13);

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК - 14);

понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК - 15);

понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК - 16);

осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК - 17);

быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК - 18);

быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению (ОК - 19);

адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК - 20);

владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне (ОК - 21);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа Направление подготовки 131000 Нефтегазовое дело Профиль подготовки 131000

    Основная образовательная программа
    ... «___» _________2012 г. ____________________ Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки131000НефтегазовоеделоПрофильподготовки131000.62.01 Бурение нефтяных ...
  2. «___» 2012 г номер внутривузовской регистрации Основная образовательная программа Направление подготовки 131000

    Основная образовательная программа
    ... номер внутривузовской регистрации Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки131000.62 НефтегазовоеделоПрофильподготовки131000.62.02 Эксплуатация ...
  3. Примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    ... Мартынов В.Г. 2010г. Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕДЕЛО»Профильподготовки: Бурение нефтяных и газовых скважин ...
  4. Примерная основная образовательная программа (6)

    Основная образовательная программа
    ... Мартынов В.Г. 2010г. Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕДЕЛО»Профильподготовки: Бурение нефтяных и газовых скважин ...
  5. Образцы профессиональных образовательных программ (программы подготовки бакалавров) москва

    Основная образовательная программа
    ... г. Номер внутривузовской регистрации __________________ ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направлениеподготовки131000НЕФТЕГАЗОВОЕДЕЛОПрофильподготовки БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ...

Другие похожие документы..