textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс.

В обществе наметились две устойчивые группы детей: «организованных» (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). При этом часть детей, как «организованных», так и «неорганизованных», могут посещать подготовительные классы (на базе школы) или центра раннего развития (при учреждениях дополнительного образования). Дети, особенно проживающие в сельской местности, в современных социальных условиях не имеют возможности посещать детский сад и учреждения дополнительного образования. Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создаёт проблему для самих детей, их родителей, так и учителей начальной школы. Учителю, принимающему детей разной степени подготовленности в первый класс, приходиться осуществлять корректировку уровней подготовки. Чаще всего это выравнивание ограничивается образовательной стороной, тогда как специфика возраста детей предполагает подготовку их к осуществлению в школьной жизни широкого спектра деятельностей, формирующих базис личностной культуры. Существующая практика подготовки ребёнка в дошкольном учреждении также не снимает разноуровневость готовности, так как в каждом детском саду создаётся своя программа для подготовительной группы, зачастую дублирующая содержание образования первого класса начальной школы.

Не смотря на многообразие существующих программ, актуальной остаётся проблема преемственности дошкольного и школьного образования с учётом различия их целей.

Решить проблему преемственности дошкольного и школьного образования возможно лишь через реализацию единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства.

Анализ современной практики подготовки ребёнка к школе на базе детского сада, школы, центра дополнительного образования высветил ряд проблем:

  • ориентация педагогов на информационно-рецептурные способы обучения;

  • на принцип послушания, подражания и повторения; односторонность педагогических воздействий;

  • механический перенос в детский сад школьных форм и методов обучения, предметной системы образования;

  • тактика дублирования в начальной школе того, что уже получил ребёнок детском саду.

В итоге из детского сада вытесняется игра, а в начальной школе затрудняется формирование у детей основ учебно-познавательной деятельности. Педагогу в период подготовки детей к школе необходимо решать задачу поддержки и усиления познавательной мотивации, творческого потенциала во всех видах деятельностей в соответствии с сензитивностью периода, тем самым создавая базу плавного перехода в школьный период детства и успешной социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизнедеятельности. Переходный период к школе, по данным медицинских исследований, связан со значительными потерями физического и психического здоровья детей в силу резкого повышения умственных и физических нагрузок. Поэтому важно осуществлять плавный переход к школе с постепенным освоением её требований на основе здоровьесберегающих технологий.

Затруднения, вызванные сменой социального статуса ребёнка-дошкольника в связи с переходом из устоявшейся привычной среды: дошкольного учреждения или семьи в школу, не могут достаточно эффективно решаться учителем начальных классов на первых этапах обучения, так как в педагогическом процессе для него ведущим является решение образовательных задач.

Цель дошкольного образования –обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребёнка, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и обеспечение успешного их вхождения в новое образовательное пространство.

Сущность «переходного» периода заключается в том, что ребёнок ещё не в состоянии осознать, определить те проблемы и трудности в познании, общении, которые могут оказаться препятствием в дальнейшей школьной жизни. Поэтому миссия педагога состоит в том, чтобы заметить эти трудности и проблемы, определить содержание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи, которая позволит ребёнку обрести статус, адекватный возможностям данного возраста и индивидуально-психологическим особенностям

Задачи дошкольного образования:

  1. Создать условия для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционально-волевого и художественно-эстетического развития детей в соответствии с возрастом.

  2. Способствовать становлению базиса личностной культуры ребёнка с учётом детской субкультуры.

  3. Способствовать развитию психики ребёнка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой деятельности и других видов деятельностей, во взаимодействии с образовательной средой.

  4. Обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде.

  5. Способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

  6. Обеспечить профилактику дисгармонии в развитии личности и коррекцию неблагоприятных линий развития её эмоционально-волевой, познавательной сфер.

Образовательная среда дошкольного образования представляет собой такую общность, которая в соответствии с возрастом детей характеризуется:

  1. Особым взаимодействием ребёнка со взрослыми и детьми.

  2. Формирование процессов взаимопонимания, коммуникации и рефлексии.

  3. Наличием историко-культурного компонента.

Особая направленность образовательной среды дошкольного образования проявляется в создании условий постепенно включения ребёнка в процесс учения, который для него складывается не из усвоения предметных знаний, а накопления опыта взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе познания, определения своего места в «переходном» виде деятельности – учебно-игровой деятельности: физической, психологической готовности к обучению.

В связи с этим можно выявить несколько законов, являющихся основополагающими для решения задач психического развития детей:

  1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

  2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребёнок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

  3. Закон неравномерности детского развития: каждая психическая сторона ребёнка имеет свой оптимальный период развития. Каждый возрастной период сензитивен для развития определённых психических процессов, функций.

  4. Закон интегративности в развитии высших психических функций.

  5. Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: ответственность, опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно; образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций проходит ряд стадий, связанных с обучением в широком смысле слова в форме усвоения западных образцов.

Цели и задачи педагогического процесса в дошкольном образовании должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, педагогические принципы, вытекающие из закономерностей развития личности.

Наиболее значимым для дошкольного образования является принцип целенаправленности педагогического процесса. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребёнка, в ходе педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребёнка с предполагаемым, проектируемым эталоном, заданным основными психическими новообразованиями, что создаёт основу для формирования программы развития, определения этапов её реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребёнка, его интересы и потребности, создание ситуаций успеха.

В единстве с принципом гуманистической направленности педагогического процесса находится принцип уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность, которая определена потребностями ребёнка и направлена на необходимость положительного развития его личностных качеств.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, компенсируя с их помощью отрицательные черты, педагог предвосхищает процесс положительного формирования личности ребёнка.

Принцип сознательности и активности личности ребёнка в целостном педагогическом процессе является важным звеном образовательного процесса.

Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в дошкольном педагогическом процессе целесообразнее рассматривать как принцип «нормативности» индивидуально-типологического развития личности, основанную на последовательности закономерно сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития, и одновременно – учёт индивидуальности ребёнка.

Психологические особенности и возможности детей 4,5 – 6 лет.

Изменения в социальной ситуации развития детей 4,5 – 6 лет существенно отличается по трём основаниям:

  1. Появляется ориентация на совместную деятельность со сверстником.

  2. Увеличиваются требования со стороны взрослых, предъявляемые к его поведению – соблюдению правил и норм общественной морали, этикета, волевой регуляции поведения.

  3. Особую роль в жизни ребёнка начинает выполнять социально значимый взрослый (прежде всего воспитатель или учитель).

Место ребёнка в системе отношений в семье изменяется: ребёнок отходит от представления, что он – центр семьи, он сам проявляет заботу о близких, помогать им.

В целом для детей данного возраста характерна высокая утомляемость при монотонной деятельности и деятельности, требующей произвольности.

В содержании игры для детей шестилетнего возраста становиться подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредованного личностного поведения; она создаёт предпосылки в возникновении первичной формы личного сознания.

Активно развивается в этот период и самооценка- важная форма проявления самосознания. Самооценка 6- летнего ребёнка в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в других видах деятельности, она может быть дифференцированной.

В числе значимых мотивов для детей данного возраста – интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование и т.д.). мотивом деятельности нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение.

На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучшим). Мотивы соревнований и самоутверждения являются своеобразным проявлением потребности детей в признании не только со стороны взрослого, но и со стороны сверстников. Поведение детей дошкольного возраста часто определяется и познавательными мотивами. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако развивается она и проявляется у детей по – разному: у одних они проявляются в «теоретической» направленности, у других – в «практической». Характерным проявлением познавательной активность являются многочисленные вопросы.

Повышается дифференцированность восприятия. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учиться следить за мелодией, выделять отношение звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие ребёнка включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений и разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир на основе использования сенсорных эталонов.

Возрастает устойчивость внимания детей при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок в речевой деятельности. Использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Несмотря на то, что к шести годам устойчивость внимания увеличивается, всё же она развита ещё слабо. Дети этого возраста способны заниматься одним делом не более 10-15 минут. Объём внимания ребёнка в этом возрасте может одновременно воспринимать не один предмет, а три и с достаточной полнотой детализацией.

Уже с пяти лет начинает интенсивно развиваться способность к произвольному запоминанию. В дальнейшем произвольное запоминание становиться непременным условием организации учебной деятельности. Важным показателем развития произвольной памяти ребёнка является не только его умение принимать или самостоятельно поставить перед собой задачу, но и проконтролировать её выполнение, т.е. осуществить самоконтроль.

Память дошкольника является ведущей функцией, заняв центральное место среди познавательных процессов. Развивается долговременная память, с пяти лет начинают развиваться такие виды памяти как логическая и опосредствованная.

У детей пяти – шестилетнего возраста сформировано наглядно-действенное мышление. Новообразованием является наглядно-образное мышление, происходит переход к наглядно-схематическому мышлению.

Основная функция речи – общение, сообщение, или коммуникация. Пересказ услышанной истории. Собственный рассказ о случившемся доступны шестилетнему ребёнку.

Письмом ребёнок данного возраста овладевает значительно медленнее, чем семилетний ребёнок, так как овладение письмом требует определённой физической готовности, а дошкольника пока отсутствует точная координация движений, слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, не укреплён позвоночник.

Воображение ребёнка в шестилетнем возрасте становиться управляемым, приобретает черты произвольности. Воображение ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём идёи речь, что написано в книге.

При всей значимости развития воображения в общем психическом развитии ребёнка с ним связана и некоторая опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создаёт особый воображаемый мир, в котором ребёнок живёт, без труда достигает удовлетворения любых желаний.

У детей эмоции становятся «умными», они начинают переходить в высшие чувства. Появляются эстетические , интеллектуальные, нравственные, практические чувства.

Организация дошкольного образования.

Дошкольное образование не дублирует начальное образование, оно является своего рода «переходным» мостом между направлениями в образовании (составными частями образования) и призвано способствовать целостному развитию и плавному включению ребёнка в процесс учения.

В дошкольном образовании преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний , получение новых и т.д.). воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребёнка. Собственная деятельность ребёнка дошкольного возраста – игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры; игры, стимулирующие поисково-эксперементальное поведение; игры с готовыми правилами; строительные, трудовые, технические, конструкторские, в которых дети осваивают процесс созидания; пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи; строительные, технические игры; игры- конструирование, игры-моделирования, способствующие развитию пространственных представлений; игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Занятия дополняются экскурсиями, содержание которых определяется программой.

Основной деятельностью детей остаётся – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребёнка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно – эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребёнка должна организовываться так, чтобы её результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира.

При такой организации занятий появляется переходная форма деятельности – учебно – игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задаёт мотивы, учит ставить задачи, показывает способы их решения, оценивает результаты.

Игровая и учебная виды деятельности являются генетически преемственными, и поэтому развитые формы игр плавно переходят в учение .

Игра становиться формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Таким образом, происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности – учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой.

Образовательная программа дошкольного образования 4,5 – 6,5 летних детей предусматривает развитие личности ребёнка по следующим направлениям:

  • Развитие познавательной активности и познавательных процессов ( образного мышления, памяти, воображения, контекстной речи);

  • Становление личностной культуры ребёнка (культура общения и межличностных отношений, культура эмоций и чувств, культура поведения, культура игровой деятельности, культура труда, здоровья, личной безопасности);

  • Формирование товарищеского отношения к сверстникам, интереса и потребности к совместным занятиям с ними;

  • Развитие воли ребёнка, сознательного управления свои поведением, внешними и внутренними действиями, формирование умений добиваться принятой цели и преодолевать трудности;

  • Развитие самосознания и самооценки ребёнка, понимание своего места в системе общественных отношений, пробуждение внимания к собственной внутренней жизни;

  • Формирование коммуникативно-поведенчесокй рефлексии – строить свое поведение с учётом ситуаций общения и социального положения, возможных реакций окружающих ;

  • Воспитание культуры эмоций и чувств: осознание своих переживаний, выражение их вербальными и невербальными средствами, освоение элементарной эмоциональной саморегуляции.

Содержание дошкольного образования выстраивается с учётом становления базиса личностной культуры, которая включает основные сферы действительности: природу, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни и деятельности, понимание самого себя.

Пояснительная записка к программе «Мой мир»

Целевым ориентиром, определяющим содержание образования детей дошкольного возраста, является понятие «культура и личность». Содержание общей культуры в дошкольном образовании складывается из следующих аспектов:

  • Культура эмоций и чувств.

  • Культура познания.

  • Культура общения и межличностных отношений.

  • Культура речи.

  • Культура поведения.

  • Культура игры.

  • Культура труда.

  • Культура здоровья.

  • Культура безопасности.

Эти аспекты могут быть конкретизированы по следующим компонентам общей культуры: знания, компетентности, ценности и смыслы, рефлексия творчество.

На занятиях соединяются собственный житейский опыт детей с новым, заложенным в образовательной программе, обеспечивая преемственность опыта «по вертикали» (дошкольное и школьное образование) и «по горизонтали» (с семьёй и внешкольными учреждениями). Через игру, общение, познание создаётся возможность приобщить детей к основам культуры (коммуникативной, познавательной, игровой).

Занятия с детьми построены на сюжетно-событийной основе. Каждое занятие имеет определённый сюжет. Дети вовлекаются в деятельность, которая является целесообразной и мотивированной, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу. Событийность занятий означает не только включение изучаемого материала в событийный контекст, но и живой отклик на реальные события, происходящие в жизни детей.

Для развития сюжетности и обеспечения персонификации преподаваемого материала введены постоянно и временно действующие персонажи (любые мягкие или другие игрушки). Не исключается возможность вариации, импровизации в построении занятий, что позволяет учесть особенности и возможности детей.

Содержание занятий направлено на развитие у детей важнейших психических новообразований их возраста. В программе тесно взаимосвязаны воспитательные и учебные задачи, направленные на развитие познавательной и личностной сфер психики ребёнка. Достижение поставленных задач осуществляется не только подбором содержания, но и особенностями форм и методов работы с детьми. Сложность заданий соотносится с сензитивностью возраста и зонами ближайшего развития детей.

Занятия построены таким образом, чтобы обеспечить состояние внутреннего благополучия, комфорта и защищённости у детей, что обусловлено принятыми в группе правилами взаимодействия и личностно – центрированным стилем общения педагога с детьми. Поддержание интереса и положительного эмоционального настроя является главным условием профилактики переутомления и стрессов у детей.

Формы и методы работы с детьми.

Дошкольное образование осуществляется, в основном, посредством интегрированных занятий, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. Дети активно исследуют окружающую среду, выполняют совместно со взрослыми задания, играют, и осуществляют другие виды деятельности, отражающие их интересы и индивидуальные особенности детей конкретной группы, их готовность к школьному обучению. Важную роль играет взаимодействие детей друг с другом и взрослыми. Это отличает занятия от школьных уроков. Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребёнка.

Занятия построены на тематической основе. Выделяемые педагогом сюжетные линии проецируются на разные виды познавательной деятельности, дополняя, обогащая и формируя у детей целостное представление о теме. Это особенно важно в организации образовательного процесса для детей, ранее не посещавших ДОУ, в условиях дефицита времени. Содержание направлено на формирование компетентностей, ценностного отношения к себе, другим людям, природе, рукотворному миру, интересу к познанию и т.д.

Планирование занятий необходимо осуществлять с учётом ситуативного подхода. Ситуативный подход предполагает обучение на базе реальных жизненных ситуаций, тесную взаимосвязь свободной игры и учения детей. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать умения мотивированным, радостным и тесно взаимосвязанным с реальной жизнью. Педагогическая работа при этом строиться с учётом потребностей детей и конкретных жизненных ситуаций, возникающих во время их пребывания в детском учреждении, в общении и взаимодействии со взрослыми, сверстниками. Дети являются полноправными участниками занятий, они могут высказывать свои идеи, вносить предложения, задавать вопросы.

На занятиях моделируются такие ситуации, где можно пережить какую – либо жизненную ситуацию, а затем поделиться своими впечатлениями, переживаниями и найти оптимальный выход. «Участником» таких ситуаций часто является реальный или придуманный персонаж. Если педагогу трудно демонстрировать свои артистические способности, имитируя диалог с игрушкой, можно использовать такие приёмы: послушать как говорит игрушка и пересказать своими словами.

Планирование носит открытый характер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров: примерных планов занятий и абриса основной темы каждого занятия, предложенного в рабочих тетрадях. С другой стороны, педагог имеет возможность отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, вид деятельности, текст художественного произведения, упражнения и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  4. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  5. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..