textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать элементарное представление о предложениях. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.

Связанная речь

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между учителем и детьми, между детьми; учить их быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Продолжать обучать содержательному, выразительному пересказу литературных текстов, их драматизациям.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимися событиями. Помогать составлять план рассказа и руководствоваться им.

Продолжать работу по составлению рассказов из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребёнку), придумывать броский краткий текст рекламы.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, пробовать составлять простые небылички и загадки.

К концу учебного года дети могут:

  • Участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

  • Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голос.

  • В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться стандартизированными формулами словесной вежливости.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения: по плану и образцу, составлять рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действий.

Тематическое планирование второго года обучения

Название темы занятий

Кол-во часов

1.

Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и козёл». Пересказ.

1

2.

Составление рассказа по картине «В школу»

1

3.

Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского. Чтение и пересказ рассказа «Четыре желания».

1

4.

Обучение составлению коллективного рассказа.

1

5.

Знакомство с творчеством В.Бианки. Чтение и пересказ рассказа «Купание медвежат»

1

6.

Составление рассказа по картине «Домашние животные»

1

7.

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».

1

8.

Составление рассказа на заданную тему «Осенний сад»

1

9.

Чтение и пересказ сказки «Как ёжик выручил зайца» по заданному плану.

1

10.

Чтение и пересказ сказки «День рождения зайца»

1

11.

Составление рассказа с элементами сравнения и описания предметов.

1

12.

Составление рассказа по картине «Верблюд-житель пустыни»

1

13.

Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Чтение и пересказ рассказа «Первая рыбка»

1

14.

Составление рассказа по картине «Вот так покатался»

1

15.

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

1

16.

Составление описательного рассказа «Моя картина»

1

17.

Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики»

1

18

Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял»

1

19.

Составление рассказа по картине «Природа родного края»

1

20.

Составление рассказа по картине «Мои друзья»

1

21.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

22.

Составление рассказа на основе личного опыта на тему «Как мы играем зимой на улице»

1

23.

Составление описательного рассказа по предметным картинкам.

1

24.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

25.

Составление рассказа по картине «Подарки маме»

1

26.

Знакомство с творчеством М.М.Пришвина «Ёж».

1

27.

Чтение и пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»

1

28.

Придумывание сказки на заданную тему.

1

29.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Как аукнется, так и откликнется»

1

30.

Рассматривание и составление рассказа по пейзажной карт инке.

1

31.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

1

32.

Чтение и пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»

1

33.

Составление рассказа на свободную тему.

1

34.

Повторение изученного материала за год. Обобщающий урок по теме «Что мы запомнили»

«УТВЕРЖДАЮ»«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ АООШ Зам.директора по УВР

Бондаренко Л.И. Лаас Г.И.

__________________ __________________

№ ____ «____» _____200 _ г. № ____ «____» _____200 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2010 - 2011 учебный год

(первый год обучения)

Предмет: Математика

Кол-во часов за год: 68ч

Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна

Пояснительная записка

Работа с детьми 5-6 лет предусматривает значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 5, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).

На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежные числа в пределах 5 с опорой на наглядный материал, дети усваивают, какое из двух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление о числовой последовательности - о натуральном ряде.

На первом году обучения начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) , а также другие предметы, сравнивают целое и части.

Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.

Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов.

У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе ("слева от меня окно, впереди меня шкаф"), по отношению к другому предмету ("справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка").

Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, "я стою за стулом", "около стула" и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ

Работу начинают с повторения пройденного, этому отводят 4-5 занятий. Педагог выявляет у детей уровень математических представлений, уточняет их и закрепляет. Особое внимание он уделяет отстающим, обеспечивая выравнивание знаний, 4-5 занятий бывает недостаточно для повторения всей программы средней группы. На этих занятиях в основном закрепляют материал раздела "Количество и счет", представления детей о форме, величинах и др.

Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач ("Найдите ошибку Незнайки", "Кого больше?") и занимает от 1 до 5 мин. С игровых упражнений начинают и занятия, посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используют комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: "Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?" Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний. Математические представления "равно", "не равно", "больше - меньше", "целое и часть" и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.

Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Теперь предъявляются предметы, имеющие уже 2-3 признака различия (например, берут полоски не только разной длины и ширины, но и разных цветов и пр.).

Детей сначала учат производить сравнение предметов попарно, а затем сопоставлять сразу несколько предметов. Одни и те же предметы они располагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Наконец, они осуществляют сравнение в конфликтной ситуации, когда существенные признаки для решения данной задачи маскируются другими, внешне более ярко выраженными. Например, выясняется, каких предметов больше (меньше) при условии, что меньшее количество предметов занимает большую площадь. Сравнение производится на основе непосредственных и опосредованных способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, "моделирования измерения"). В результате этих действий дети уравнивают количества объектов или нарушают их равенство, т. е. выполняют элементарные действия математического характера.

Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

Расширяются виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например "числовые фигуры", "числовая лесенка", "схема пути" (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить "заместители" реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки - маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.

В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: "Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?"

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает; один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

Начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: "Скажи наоборот!", "Кто быстрее назовет?", "Что длиннее (короче)?" и др.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: "Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?" и т. д.

Компетентности

Общеучебные

  • Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

  • Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

  • Увеличение объёма внимания и памяти.

  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

  • Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы старшей группы.

  • Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятий.

Предметно – ориентированные

  • Упражнять в счёте и воспроизведении количества по образцу и названному числу в пределах 5.

  • Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.

  • Получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

  • Учить раскладывать предметы разной длины, высоты в возрастающем и убывающем порядке.

  • Учить измерять объём условными мерками.

  • Учить выделять отношения между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе.

  • Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

К концу года ребёнок должен уметь:

  • Считать в пределах 5.

  • Правильно называть количественные числительные.

  • Сравнивать рядом стоящие предметы.

  • Различать форму предметов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  4. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  5. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..