textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Аппликация

«УТВЕРЖДАЮ «УТВЕРЖДАЮ"

Директор МОУ АООШ Зам.директора по УВР

Бондаренко Л.И. Лаас Г.И.

__________________ __________________

№ ____ «____» _____201 _ г. № ____ «____» _____201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2010 - 2011 учебный год

Предмет: Развитие речи

Кол-во часов за год: 34ч

Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна

Пояснительная записка

Дошкольное образование – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным членом современного общества, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач дошкольного образования – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи необходимо тесно связывать с развитием мышления ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей проявлялось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Одной из общих задач развития речи у детей дошкольного возраста является содействие формирование в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою ценность и значение. Конкретизируя общую задачу формирования устной речи и выделяя составляющие частные задачи, нужно учитывать единство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить несколько.

Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем и т.д. В дошкольном образование существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Учитель специальными приёмами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познаёт модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимания детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определённые правила морфологии и синтаксиса родного языка. Учитель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребёнок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребёнок подражая и учась, целенаправленно усваивает систему ударений в словах, интонационный строй языка, произношение слов. Очень важно научить ребёнка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой. Важнейшее качество звучащей речи – её выразительность.

Формирование разговорной (диалогической) речи зависит от умения детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связанной разговорной речи зависит от состояния словаря ребёнка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе, можно узнать много интересного.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связанная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребёнка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному – пересказывать. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребёнка. Во время дошкольном образовании воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией, что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

Большинство задач решается во всех возрастных группах дошкольного образования, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможней детей. Каждая из указанных задач имеет воспитательную и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания. Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остаётся формирование грамматической стороны речи. Для неё были подобраны специальные приёмы обучения, другие же задачи решались попутно.

Такое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Если учитель твёрдо знает, какие качества речи он должен формировать у детей, он будет планомерно развивать каждое их них. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приёмов обучения. Зная, какая задача на данном занятие по развитию речи является основной, учитель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредотачивая их внимание на определённом качестве речи. Таки образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в группах дошкольного образования.

По развитию речи у детей 4,5-5,5 лет следует расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания предметы народных промыслов, мини-коллекций (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определённого материала), иллюстрированные издания книг (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т.д.

Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для обозрения предмете (картинки, альбомы, буклеты), проявляя осведомлённость. Способствовать превращению высказывания ребёнка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.

Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях, поощрять их попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки).

Продолжать развивать речь как средство общения. Учить детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты: убеждать, доказывать, объяснять.

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания об окружающем мире. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы из бытового окружения , профессий, растений, животных, птиц; прилагательными , характеризующими свойства и качества предметов, эмоций, чувств, переживаний; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых. Учить детей подбирать существительные к прилагательным с прямым и противоположным значением. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков родного языка. Создать условия для развития фонематического слуха, для умения определения места звука в слове (начале, середине, конце). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в словах, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.

Знакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Обучать детей в употреблении простых, сложноподчиненных и сложносочинённых предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Создать условия для знакомства с диалогической формой речи. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу. Развивать умение связанно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Обучать рассказывать (по плану или образцу) о предмете, содержание сюжетной картинке, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную учителем.

К концу учебного года дети могут:

  • Объяснять правила игры, аргументировано оценить ответ, высказывание сверстников.

  • Употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая, пользоваться прямой и косвенной речью.

  • Составлять по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовку сказок, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Определять место звука в слове.

  • Подобрать несколько прилагательных к существительным; заменить слово другим со сходным значениям.

  • Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

  • У детей должна быть чистая спокойная речь, желательно, чтобы они без искажений произносили звуки родного языка.

Тематическое планирование первого года обучения

Название темы занятий

Кол-во часов

1.

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Пересказ сказки.

1

2.

Обучение составлению рассказа по картине «Кошка с котятами» по предложенному плану учителем.

1

3.

Составление рассказы о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

1

4.

Обучение составлению рассказа по скороговорке

1

5.

Знакомство с творчеством Н.Калининой. Чтение и пересказ рассказа «Разве так играют?»

1

6.

Обучение составлению рассказа ( по готовому плану) по картине «Строим дом»

1

7.

Обучение составлению рассказа по стихотворению «Где чей дом?» Т.Волжиной.

1

8.

Составление рассказа на тему стихотворений об осени разных авторов.

1

9.

Составление рассказа на заданную тему «Осенние работы»

1

10.

Знакомство с творчеством Е. Чарушина «Лисята». Пересказ рассказа.

1

11.

Обучение составлению рассказа по картине «Ежи»

1

12.

Составление рассказа на основе имеющегося опыта на тему «Наш живой уголок»

1

13.

Составление рассказа на тему стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

1

14.

Чтение и пересказ Н Калининой «Про снежный колобок».

1

15.

Составление рассказа по картине «Речка замёрзла».

1

16.

Составление рассказа на основе личного опыта на тему «Игры зимой»

1

17.

Составление рассказа на темы пословиц о труде .

1

18.

Знакомство с произведением «Петух да собака». Пересказ.

1

19

Составление рассказа по картине «Северные олени»

1

20

Обучение ролевому составлению предложений.

1

21

Знакомство с народной сказкой «Лиса и кувшин». Пересказ по цепочке.

1

22.

Составление рассказа по картине Лошадь с жеребёнком».

1

23.

Составление рассказа на основе имеющихся знаний на тему «Как цыплёнок заблудился».

1

24.

Составление рассказа на тему «Как заяц ждал гостей».

1

25

Знакомство с творчеством Л.Толстого. Чтение и пересказ рассказа «Пожарные собаки»

1

26.

Составление рассказа по набору игрушек.

1

27

Обучение придумыванию сказки на тему «Приключения зайца»

1

28.

Составление рассказу на предложенную тему «Как гномы праздновали новоселье».

1

29.

Знакомство с творчеством Я.Тайца «Послушный дождик». Краткий пересказ.

1

30.

Составление по картине «Мамины помощники»

1

31.

Составление рассказа на тему «Как Серёжа нашёл щенка»

1

32.

Знакомство с творчеством В.Сутеевой. Чтение и пересказ сказки «Кораблики»

1

33.

Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

1

34.

Повторение изученного за год материала. Обобщающий урок «Чему мы научились».

1

«УТВЕРЖДАЮ»«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ АООШ Зам.директора по УВР

Бондаренко Л.И. Лаас Г.И.

__________________ __________________

№ ____ «____» _____201 _ г. № ____ «____» _____201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2011 - 2012 учебный год

(второй год обучения)

Предмет: Развитие речи

Кол-во часов за год: 34ч

Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна

Пояснительная записка

Развивающая речевая среда.

На занятияхпо развитию речи детей в возрасте 5,5-6,5 лет нужно приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. Выяснить , что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чём хотели бы узнать в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чём) предпочитают слушать и т.д. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им набор предметов, буклеты, настенные календари разной тематики и т.д. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, понятно для окружающих высказывать свои мысли. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях о неприятных случаях, произошедших в детстве («Как дед меня ябедничать отучил», «Как я «порадовала» домашних вульгарной лексикой». Эти рассказы имеют целевое назначение, помогают понять конкретному ребёнку, что дурное поведение ни у кого не вызывает восхищения. Также создавать условия для совершенствования речи как средства общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать стандартизированные формулы словесной вежливости, характерные для ситуаций общения.

Формирование словаря.

Продолжается работа по формированию словаря детей, введение в речь детей эмоционально-оценочной лексики. Помогать осваивать выразительные средства языка, побуждать детей интересоваться смыслом слов. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произведении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию, учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Грамматический строй речи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  4. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  5. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..