textarchive.ru

Главная > Инструктивно-методическое письмо


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный институт педагогических измерений

согласовано:

Председатель научно-методического совета ФИПИ по биологии,

д. б. н., профессор А.Ф.Валихов

подпись

_______________________2006 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Ученым советом ФИПИ (протокол №4 от 15.12.06)

Председатель Ученого совета ФИПИ, директор ФИПИ

к.философ. н. А.Г.Ершов

подпись

_______________________2006 г.

Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена

2006 года в преподавании биологии в средней школе»

Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ.

Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по биологии к.п.н. Г.С.Калиновой и к.п.н. В.З. Резниковой

на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2006 года», размещенного на сайте ФИПИ ().

Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена

2006 года в преподавании биологии в средней школе»

Развитие системы общего образования в целом, в том числе и биологического, в настоящее время зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает потребность общества в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных принимать профессиональные грамотные решения, обеспечить конкурентоспособность страны на мировом рынке труда.

Не случайно в последние годы наблюдается возрастание роли образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, и перед российской образовательной политикой ставится главная задача – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Контроль за качеством образования требует разработки объективной, научно-обоснованной системы оценки, которая рассматривается, с одной стороны, как индикатор состояния всего образовательного пространства страны, а с другой – как действенный и надежный инструмент повышения эффективности образования.

Анализ проблемы экзаменов по биологии в школах ряда зарубежных стран показывает, что у них накоплен большой опыт в области организации контроля современными средствами и методами. Наиболее распространенной моделью являются мониторинг качества образования и национальный экзамен, результаты которого могут использоваться и в школе, и в вузе.

В нашей стране эксперимент по введению ЕГЭ проводится шестой год. Одной из главных целей введения ЕГЭ и является формирование системы объективной оценки результатов обучения, создание условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования с тем, чтобы они имели одинаковый вес и были признанными не только на всей территории страны, но и на международном уровне.

Таким образом, проведение ЕГЭ позволяет:

  • получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по биологии;

  • выявить овладение учащимися содержанием биологического образования, отраженным в нормативных документах;

  • определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.

Описание модели экзамена по биологии в форме ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы в 2006 г. определялось на основе обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.1998 N 1236 и от 30.06.1999 N56), а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

В целом экзаменационная модель была прокомментирована в методическом письме «О преподавании биологии в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года», направленном в органы управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Департамента государственной политики Минобрнауки России от 20.03.2006 N 03-302.

В 2006 г. при разработке контрольных измерительных материалов в определенной степени учитывалась содержательная новизна стандарта по биологии 2004 г. В связи с этим в экзаменационную работу включены задания, контролирующие знания о важнейших теоретических закономерностях и свойствах живой природы – системной организации, взаимосвязях живых систем и среды обитания, методах научного познания, отражающих цели изучения курса, его содержание, развитие логического мышления и творческого потенциала выпускников. Увеличено число содержательных линий и заданий по разделу “Человек и его здоровье”, так как в стандарт 2004 г. включены сведения о социальной сущности человека, его психологии и поведении, здоровом образе жизни и правилах поведения в окружающей среде.

Содержание проверки на едином экзамене, как и в предшествующие годы, составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они были объединены в 7 содержательных блоков:

- Биология – наука о живой природе;

- Клетка как биологическая система;

- Организм как биологическая система;

- Многообразие организмов;

- Человек и его здоровье;

- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;

- Экосистемы и присущие им закономерности.

Таким образом, содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.

В соответствии с требованиями стандарта в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам “Общая биология” и “Человек и его здоровье”: цитологические, генетические, эволюционные, экологические, анатомо-морфологические, гигиенические, о нейрогуморальной регуляции, закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Проверке подлежат также научные факты, необходимые для конкретизации теоретических обобщений.

Из изученного в основной школе в проверку включены преимущественно вопросы общебиологического плана: о биоразнообразии и его сохранении, систематике, об особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их взаимосвязи, усложнении в процессе эволюции, родственных связях между организмами разных таксонов, роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие вопросы практического характера: рациональное природопользование, последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение биоразнообразия; значение биотехнологии, клеточной и генной инженерии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты; личная и общественная гигиена, соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний, нарушения осанки, зрения и др., соблюдение правил здорового образа жизни, норм поведения в природе, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, агротехнические приёмы выращивания растений, условия хранения продуктов сельскохозяйственного производства, защита растений и животных от болезнетворных бактерий, паразитических простейших.

При выполнении экзаменационной работы выпускники должны показать овладение не только теориями, понятиями, научными фактами, но и разнообразными умениями:

  • сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями биополимеров и органоидов клетки, органов, систем органов, взаимосвязь организмов в экосистемах, приспособленность их к среде обитания, между движущими силами и результатами эволюции;

  • анализировать биологические процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения;

  • применять биологические знания в практических ситуациях;

  • использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения биологических объектов, процессов, явлений;

  • решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания;

  • обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека, роль биоразнообразия, саморегуляции и круговорота веществ, деятельности человека в сохранении равновесия в биосфере.

Включение в экзаменационную работу заданий, контролирующих освоение перечисленных умений, позволяет выпускникам наиболее полно раскрыть свои достижения, показать, в какой степени у них сформирована биологическая грамотность.

Экзаменационная работа 2006 г. состоит из трёх частей. Часть 1(А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа базового и повышенного уровня. Часть 2(В) включает 3 задания с выбором нескольких верных ответов и 5 заданий на установление соответствия и последовательности объектов, процессов и явлений природы. Они требуют от экзаменуемых более сложной познавательной деятельности, чем задания с выбором одного ответа, умения применять биологические знания для обоснования сущности процессов и явлений, самостоятельно определить правильную последовательность элементов ответа, проводить анализ, сравнение, обобщение и др. Часть 3(С) включает 6 заданий со свободным ответом: 1 повышенного и 5 высокого уровня. Все задания требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. При их выполнении экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, проявить умение применять знания в нестандартных ситуациях, решать биологические задачи, обосновывать собственные взгляды.

В 2006 г. в части 3(С) выделена специальная линия, предусматривающая решение задач по цитологии и генетике: на определение генотипа и фенотипа, сцепленное с полом наследование, законы наследственности, промежуточное наследование признаков, на установление характера наследования признака по родословной, на определение последовательности аминокислот в молекуле белка по схеме генетического кода. Как и в 2005 г., в части 3(С) предлагаются задания на определение направлений и доказательств эволюции, на формирование приспособлений и видообразование, по цитологии и др., на овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

В первой части работы задания А126 направлены на проверку достижения выпускниками базового уровня общеобразовательной подготовки по биологии. Выполнение заданий этой части обеспечивает экзаменуемому получение отметки “3”. Задания повышенного уровня первой части (А2736), второй части (В18) и третьей части (С16) позволяют дифференцировать выпускников по уровню их биологической подготовки.

Таким образом, экзаменационная работа проверяет усвоение содержания курса биологии на различных уровнях, что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовленности по предмету.

Варианты экзаменационной работы эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий, их статистическим характеристикам. Равноценность всех вариантов обеспечивается строгим соблюдением одинакового распределения заданий в соответствии с содержательной линией и кодификатором. Каждый вариант работы содержит 50 заданий различного уровня сложности (26 –базового, 19 – повышенного, 5 – высокого). Содержание всех заданий соотнесено с требованиями к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии.

Эквивалентность вариантов позволяет сравнивать достижения учащихся одного или разных классов, одной или разных школ, регионов. В то же время следует учитывать,

что по результатам ЕГЭ конкретного года нельзя делать масштабные выводы о состоянии школьного биологического образования в стране, так как число его участников весьма ограничено, сам же экзамен носит добровольный характер, а контингент сдающих экзамен меняется каждый год.

В 2006 г., по сравнению с 2005 г., изменилось соотношение заданий разного уровня сложности. Уменьшилось число заданий базового уровня с 31 до 26, высокого уровня с 6 до 5. Одновременно увеличилось число заданий повышенного уровня (с 13 до 19). Общее число заданий в варианте не изменилось.

На выполнение экзаменационной работы в 2006 г., как и в предшествующие годы, отведено 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени отведена на выполнение первой части, 2/3 времени занимает выполнение более сложных второй и третьей частей. Исходя из опыта проведения итоговой проверки знаний, в том числе единого государственного экзамена, на выполнение каждого задания отводилось от 1,5 до 20 мин. в зависимости от типа задания.

Проверка заданий частей 1(А) и 2(В) осуществляется автоматизированно путем сканирования бланков ответов экзаменуемых, а ответы к заданиям части 3(С) проверяются экспертной комиссией. К каждому заданию со свободным ответом прилагается инструкция с эталоном ответа. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.

Следует иметь ввиду, что эталоны ответов являются примерными. Экзаменуемый может иначе сформулировать свой ответ, а в некоторых случаях дать полный развернутый ответ, привести дополнительные данные, которые содержатся в эталоне. В этой связи допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла. Исключение составляют критерии оценивания задач по цитологии и генетике, которые требуют однозначного ответа.

Оценка экзаменационной работы осуществляется на основе первичных баллов, полученных выпускниками за выполнение заданий из всех частей. В 2006 г. для получения отметки «3» достаточно было набрать от 17 до 34 первичных баллов за выполнение заданий базового уровня или других заданий из всей работы, для отметки «4» – от 35 до 51 балла. Как правило, отметка «3» выставляется, если правильно выполнено более половины заданий базового уровня. Для получения отметки «5» нужно было выполнить правильно задания из всех трех частей, набрав свыше 52 баллов.

Познакомиться с новыми документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по биологии 2007 г., можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

Основные результаты единого государственного экзамена

по биологии в 2006 году

В 2006 г. в ЕГЭ по биологии участвовало 95473 выпускника из 61 региона РФ. В мае 2006 г. (на первом этапе проведения экзамена) число участников составило 68157 человек, что на 9,4 тыс. больше, чем в 2005 году.

Число девушек и юношей, принимавших участие в едином экзамене в 2006 г., составило соответственно 73% и 27% от общего числа экзаменуемых, т.е. процентное соотношение девушек и юношей, участвующих в ЕГЭ 2005 и 2006 г., практически осталось на том же уровне.

В едином экзамене участвовали выпускники средних общеобразовательных школ и школ с углублённым изучением предмета, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, кадетской школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, лицеев, гимназий.

Больше всего участников ЕГЭ 2006 г., как и 2005 г., – учащиеся общеобразовательных учреждений (94,9%). В то же время по сравнению с 2005 г. наблюдается увеличение числа выпускников гимназий, лицеев, средних общеобразовательных школ с углублённым изучением биологии.

В ЕГЭ по биологии приняли участие выпускники различных населенных пунктов, как сельского типа (сёл, деревень, хуторов и пр.), так и городского типа, городов Санкт-Петербурга и Москвы. В 2006 г. процент экзаменуемых из разных типов населённых пунктов, по сравнению с 2005 г., практически не изменился.

Положительные отметки по пятибалльной шкале получили 92% выпускников (из них тройки 46,6%, четвёрки 33,5%, пятёрки 11,9%). Двойки выставлены 8% экзаменуемым. Число двоек, троек и четвёрок колеблется в пределах статистически допустимых норм.

Выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов всего 7 человек, что составляет 0,001% от общего числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что проверочная работа имеет необходимую степень трудности, даёт возможность дифференцировать учащихся по уровню знаний.

Большинство участников проверки набрали от 40 до 60 баллов, что свидетельствует об усвоении ими основного содержания школьного биологического образования. Более 80 тестовых баллов получили примерно 10% экзаменуемых.

Результаты проведенного экзамена позволяют получить в целом объективную картину состояния общебиологической подготовки выпускников средней школы. Как и в предыдущие годы, сдававшие экзамен овладели базовым уровнем содержания биологического образования, системой знаний, составляющих основу формирования научного мировоззрения, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологической и генетической грамотности.

Существенных различий в выполнении учащимися заданий ЕГЭ в 2006 г. по сравнению с предшествующими годами не выявлено. Включение в работу заданий разного типа, большое их число в каждом варианте позволили не только оценить учебные достижения экзаменуемых, но и выявить глубину понимания ими усвоенного материала, получить обобщенное представление об уровне общеобразовательной подготовки выпускников по биологии.

Наметилась тенденция повышения уровня биологической подготовки выпускников по ряду вопросов. Лучше, чем в 2005 году, выполнены задания об уровнях организации живого, что в значительной мере объясняется вниманием к этим вопросам в методических рекомендациях по подготовке к ЕГЭ.

Достаточно высокие результаты получены по генетике: общий показатель выполнения 58%-62%, для выпускников, получивших отметки «4» и «5» – 76%-96%, для троечников – 39%-60%. Выпускники владеют основными генетическими понятиями, понимают смысл генетических законов, применяют их к конкретным ситуациям. На базовом уровне пятерочники и четверочники успешно решают простейшие генетические задачи. В 50% случаев с ними справляются даже выпускники, получившие на экзамене тройки.

Традиционно высокие результаты продемонстрировали учащиеся при выполнении заданий, контролирующих гигиенические знания. Средний результат составил 72,4%. Самый низкий результат равен 55%.

Высокий уровень усвоения гигиенических знаний можно объяснить интересом учащихся к своему организму, вниманием к проблеме сохранения здоровья в школьных учебниках, периодической печати, на телевидении, в Интернете.

Учащиеся неплохо ориентируются в проблемах экологии, понимают важность антропогенных факторов в решении ее задач, понимают место биогеценозов в поддержании устойчивости биосферы, необходимость изучения человеком закономерностей развития органического мира, бережного отношения к природе и ее охраны. Школьникам удалось составить пищевую цепь или показать в ней перемещение веществ. Это вполне объяснимо, так как при подборе звеньев пищевых цепей составители старались использовать хорошо знакомые школьникам объекты. Эти задания были выполнены на достаточно высоком уровне всеми экзаменуемыми. Максимальный балл – два – имели 72% – 87% ответов. На формирование экологических знаний в современный период развития общества, безусловно, оказывает влияние не только школьная программа и материал, изложенный в учебниках, но и многоплановость освещения этих проблем в средствах массовой информации. Актуальность экологического воспитания стимулирует и современного учителя, заставляя его занимать активную позицию при обучении молодого поколения.

Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ позволил выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников, наиболее типичные ошибки, допускаемые в ответах. При подготовке к экзамену на них следует обратить внимание. Особенно большие пробелы обнаружены в знаниях по биологии за курс основной школы. Это материал о многообразии организмов и их классификации, ароморфных особенностях отделов растений и типов животных.

Отчасти это можно объяснить тем, что данный материал изучается в основной школе (VI-VII класс) и у учителей практически нет времени на его обобщение и повторение. Следует порекомендовать учителям проводить закрепление знаний о многообразии и эволюции растений и животных, их классификации в органической связи с изучением теории эволюции и вопросов экологии на заключительном этапе биологического образования.

Как и в предыдущие годы, значительная часть учащихся не смогли справиться с заданиями, контролирующими знания о химической организации клетки, обмене веществ и превращении энергии, физиологических процессах, протекающих в организме, основах эмбриологии, онтогенезе, направлениях эволюции и их роли в достижении биологического прогресса.

Наиболее слабые знания регистрируются при выполнении заданий, в которых выпускникам предлагалось доказать, что клетка является единицей строения организма, установить взаимосвязь свойств молекулы белка и липидов со свойствами плазматической мембраны, расположение в клетке ферментов, участвующих в энергетическом обмене, определить структуру молекулы гемоглобина, число полипептидных связей в ней, продемонстрировать умения применять знания о свойствах липидов, функциях лизосом, видоспецифичности молекул ДНК, водородных связях между комплементарными азотистыми основаниями в молекулах ДНК, сравнивать первое деление мейоза и анафазу митоза и др. Это в значительной степени объясняется трудностью данного учебного материала, несогласованностью программ по биологии и химии, в частности, разными сроками изучения материала о биополимерах, недостаточным вниманием закреплению цитологических знаний в учебном процессе, их применению в нестандартных ситуациях.

Низкий уровень усвоения отмечен в ответах на вопросы, контролирующие знания об эволюции органического мира: о конкретных и древних организмах и их связи с современными группами, о конвергенции организмов, значении идиоадаптаций в достижении группой организмов биологического прогресса. Плохо сформированы у выпускников знания об основах эмбриологии, практически отсутствует понимание смысла дифференцировки зародышевых листков. Учащиеся не понимают, как дегенерации и идиоадаптации способствуют достижению биологического прогресса.

Выявлено, что уровень усвоения биологических знаний в значительной степени определяется типом контрольных измерительных материалов. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания части 1 (А), которые в основном соответствуют базовому уровню сложности. В части 2 (В) наибольшие затруднения вызвали у выпускников задания на сопоставление объектов, процессов и явлений, установление их последовательности.

Серьезные затруднения, как и в предыдущие годы, вызывают у экзаменуемых задания части 3, требующие свободного развернутого ответа, последовательного и логичного изложения знаний, отбора необходимого для ответа материала, владения умением письменно излагать свои мысли. Наибольший процент выполнения заданий базового уровня экзаменационной работы наблюдается у выпускников школ крупных городов, наименьший – у выпускников школ и населенных пунктов сельского типа. Сравнение групп выпускников, выделенных на основе полученных за работу отметок, выявило следующее. Выпускники, показавшие «отличный» и «хороший» уровни подготовки, как правило, овладевают всеми элементами содержания курса биологии, проверявшимися на базовом уровне. Лишь отдельные учащиеся этой группы не справились с заданиями, контролирующими знания о многообразии беспозвоночных и позвоночных животных, нейрогуморальной регуляции функций в организме человека, о компонентах экосистемы. 84% экзаменуемых, получивших отметку «5», дали верные ответы на задания повышенного уровня части «В». Наиболее высокие результаты этой группы выпускников получены при выполнении заданий, контролирующих знания о признаках, характерных для млекопитающих, функциях кровеносной системы, об особенностях нервной регуляции функций в организме человека, на установление соответствия между характеристикой рефлекса и его типом, между костью черепа и отделом, к которому она принадлежит и др.

Среди получивших на ЕГЭ отметку «4» задания базового уровня выполнили 87% экзаменуемых. Наиболее высокие результаты они продемонстрировали, выполняя задания об анализаторах, законах наследственности, направлениях и путях эволюции, биосинтезе, круговороте веществ в биосфере. Превысили уровень 50% при выполнении заданий повышенного уровня от 62% до 78% выпускников, показавших «хороший» уровень подготовки. С заданиями высокого уровня справились в основном экзаменуемые, получившие «5», и только в редких случаях - получившие «4».

2/3 выпускников, получивших на экзамене отметку «3», овладели базовым уровнем содержания биологического образования: о строении и жизнедеятельности клетки, тканей, организма растений и животных, человека, некоторых признаках царств живой природы, отделов растений, типов животных, компонентах экосистемы, цепях питания, биосфере и сохранения биоразнообразия в ней, значении оплодотворения, размножения, приспособленности организмов к среде обитания. В то же время экзаменуемые этой группы имеют неполные знания, не могут их применить, допускают ошибки в решении биологических задач, при обосновании процессов и явлений. Как правило, задания с выбором одного верного ответа базового уровня выполнили от 30% до 50% участников проверки, получивших отметку «3». На задания с кратким ответом дали верные ответы от 15% до 38% учащихся этой группы. Лучше других тем усвоен материал о разнообразии организмов, их воспроизведении, закономерностях наследования, гигиенические знания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

    Методические рекомендации
    ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..