Главная > Инструктивно-методическое письмо


Инструктивно-методическое письмо

об особенностях преподавания информатики

в 2010/2011 учебном году.

Развитие информационного общества предопределяет потребность в новых подходах к изучению информатики в общеобразовательных учебных заведениях.

В условиях профильного обучения в старшей школе курс информатики приобретает новое функциональное назначение, направленное на формирование информационной культуры, информационной компетентности, осознание учениками роли информационных технологий в развитии современного общества. От уровня и качества овладения школьным курсом информатики зависит успех дальнейшего продолжения образования и самообразования выпускников.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 23.02.2010 г. № 139 «О дистанционном мониторинговом исследовании уровня сформированности у выпускников общеобразовательных учебных заведений навыков использования информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности» 20 апреля 2010 году было впервые проведено дистанционное мониторинговое исследование. В мониторинговом исследовании принимали участие по 5 школ из каждой области Украины.

Цель и задания исследования:

- проверить степень готовности выпускников общеобразовательных учебных заведений использовать ИКТ для решения практических заданий в повседневной жизни;

- определить уровень сформированности у выпускников критического мышления, креативного решения проблем, умение общаться;

- определить уровень готовности учителей информатики к формированию у учеников информационных компетентностей;

- оценить технические возможности общеобразовательных учебных заведений относительно проведения дистанционных компьютерных мониторинговых исследований и качество подключения школ к глобальной сети Интернет.

Согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 05.07.2010 г. № 660 «О результатах мониторингового исследования уровня сформированности навыков использования информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности у выпускников общеобразовательных учебных заведений» при выполнении заданий наибольший средний бал среди школ Украины набрали учащиеся общеобразовательной школы I-III ступеней № 43, г. Симферополя (директор Андрейчук Н.В., учитель информатики Андрейчук Н.В., Клюйкова В.М.) и Евпаторийской общеобразовательной школы I - III ступеней № 12 (директор Котенева Н.Г, учитель информатики Мирошниченко В.Г). Первое и второе место по рейтингу среди школ Украины.

В 2009/2010 учебном году III этап Всеукраинской ученической олимпиады по информатике проводился в два практических тура. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Украины от 30.11.2009 г. №1/9-828 задания III этапа Всеукраинской ученической олимпиады по информатике были по темам «Работа с большими числами», «Сортировка и поиск данных», «Метод перебора вариантов», «Отсечение перебора», «Элементы вычислительной геометрии», «Принцип динамического программирования», «Жадные алгоритмы», «Алгоритмы на графах», «Элементы лексического и синтаксического разбора». Победителей III этапа Всеукраинской ученической олимпиады по информатике подготовили учителя: Симонова О. Ю., экспериментальный учебно-воспитательный комплекс «Школа будущего» г. Ялты; Огиренко И.  Т., гимназия им. А.П. Чехова г. Ялты; Чайка К. В., гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского г. Симферополя; Сабитова Д. А., Азовский учебно-воспитательный комплекс «общеобразовательная школа I–III ступеней - гимназия» Джанкойского района; Полищук И. П., учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» №3 им. А.С.Макаренко г. Симферополя; Чайка Е.В., учебно-воспитательный комплекс школа-лицей «Открытый космический лицей»; Мирошниченко В. С., учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия» № 25 г. Симферополя; Сикачёва Е. В., Маленская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней Симферопольского района.

Для подготовки учащихся к олимпиаде по информатике рекомендована учебная программа курса по выбору «Олимпиадное программирование» для учащихся 9-12-х классов общеобразовательных учебных заведений. Автор: Симонова О.Ю., учитель информатики высшей категории, учитель-методист ЭУВК «Школа будущего» г. Ялты. Программа курса по выбору «Олимпиадное программирование» утверждена коллегиею Министерства образования и науки Автономной Республики Крым (протокол № 6/10 от 24.12.2009 г.). Целью изучения курса по выбору «Олимпиадное программирование» является формирование теоретической базы знаний учащихся по темам «Алгоритмизация» и «Программирование», практических навыков в использовании средств современных систем программирования, подготовка к участию в олимпиадных соревнованиях. Автор вносит изменения в программу в соответствии с 11-летним общим средним образованием.

Во исполнение письма Министерства образования и науки Украины от 30.05.2008 № 1/9-350 Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования организована в 2009, 2010 годах система тренингов по подготовке учителей информатики общеобразовательных учебных заведений к преподаванию курсов по выбору для профильного обучения. На базе института в 2009 году было проведено два тренинга по темам «Основы веб-дизайна» и «Основы визуального программирования», в 2010 году проведен тренинг по теме «Основы компьютерной графики», в ходе которых были подготовлены 28 региональных тренеров для Автономной Республики Крым. Тренинги по данным темам были проведены в городах Джанкой, Евпатория, Симферополь и Бахчисарайском, Джанкойском, Красногвардейском, Нижнегорском, Раздольненском районах. В 2009 году тренинги по теме «Основы веб-дизайна» прошли 96 учителей, по теме «Основы визуального программирования» - 103 учителя. В 2010 году тренинг по теме «Основы компьютерной графики» прошли 20 учителей. Отчеты о проведенных тренингах и работы участников размещены во всеукраинской онлайновой среде http://sites.google.com/site/osvitaonline/ .

Преподавание информатики в 2010/2011 учебном году необходимо осуществлять в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Украины «Об изучении информатики в 2010/2011 учебном году».

Школьный курс информатики в 11-х классах общеобразовательных учебных заведений в 2010/2011 учебном году будет изучаться по программам:

- опубликованным в сборнике «Программы для общеобразовательных учебных заведений. Учебные программы для профильного обучения. Программы факультативов, спецкурсов, пропедевтических курсов, кружков. Информатика» (Запорожье: Премьер, 2003 г.);

- по учебной программе по информатике для 8-11-х классов общеобразовательных учебных заведений универсального и физико-математического профиля, опубликованной в научно-методическом журнале «Компьютер в школе и семье», №1, 2005г.,

- «Программам для профильного обучения. Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные технологии в учебных заведениях», № 4-5, 2006 г.

Все перечисленные программы представлены в электронном варианте на Web-сайте КРИППО www.krippo.crimea.edu в разделе «В помощь учителю информатики».

В 9-х классах изучение информатики будет осуществляться, как и в 2009-2010 учебном году, по программе авторов И.А. Завадского, Ю.О. Дорошенко, Ж.В. Потаповой из расчета 1 час в неделю. Программа, в соответствии с типовыми учебными планами, рассчитана на учащихся, которые до 9 класса еще не изучали информатику.

Распределение часов на изучение отдельных разделов, количество практических работ, варианты распределения учебных часов для тех классов, в которых информатика изучалась до 9 класса, опубликованы в «Информационном сборнике» МОН Украины №№19 -21, 2009 г. и в научно-методическом журнале “Информатика и информационные технологии в учебных заведениях” №4, 2009 г.

В 2010 – 2011 учебном году учащиеся 10-х классов впервые начнут изучение информатики по новым программам для уровня стандарта и академического уровня (авторы И.А. Завадский, Ю.О. Дорошенко, Ж.В. Потапова) из расчета 1 час в неделю. В пояснительной записке к каждой программе указывается для какого профиля она предназначена.

Почти все разделы программ уровня стандарта и академического уровня можно расширять путем преподавания курсов по выбору. В 10 классах это необходимо осуществлять в таких случаях:

- на изучение информатики отводится больше 1 часа в неделю;

- изучение информатики началось до 9 класса и, таким образом, определенные темы можно изучать углублено за счет других тем, которые учащиеся выучили раньше и поэтому в 10 классе могут пройти обзорно.

В таблице ниже показано, какие именно разделы программ для 10 класса можно расширять курсами по выбору.

Раздел или подраздел учебной программы

Курс по выбору, который расширяет содержание раздела

Создание и показ слайдовых презентаций.

Обработка мультимедийных данных.

Компьютерные презентации

Основы создания компьютерных презентаций

Службы Интернета

Основы Интернета

Системы обработки табличной информации

Microsoft Excel в профильном обучении

Рекомендованные Министерством образования и науки Украины программы по информатике уровня стандарта и академического уровня (для 10-х классов), а также программы курсов по выбору по информатике, программа для 9 класса и программа углубленного изучения дисциплины опубликованы в сборнике «Информатика. Программы для профильного обучения и допрофильной подготовки» (Киев, «Издательская группа BHV», 2009).

Информатика в общеобразовательных учебных заведениях информационно- технологического профиля.

В 2010 – 2011 учебном году изучение информатики в 10-х классах на профильном уровне будет происходить из расчета 5 часов в неделю по программе академического уровня, дополненной учебными модулями курсов по выбору: «Основы создания компьютерных презентаций», «Современные офисные информационные технологии», «MS Excel в профильном обучении». С целью подготовки учащихся к олимпиаде по информатике, в классах информационно-технологического профиля должен обязательно преподаваться курс по выбору «Олимпиадное программирование», автор Симонова О.Ю, утвержденного коллегиею Министерства образования и науки Автономной Республики Крым (протокол № 6/10 от 24.12.2009 г.).

Учебно-методическое обеспечение изучения информатики в 10-х классах

Изучение информатики в 10-х классах общеобразовательных учебных заведениях будет осуществляться по новым учебникам:

  1. «Информатика. 10 класс» (авторы Т.И.Лисенко, Й.Я.Ривкинд, Л.А.Черникова, В.В.Шакотько) издательство “Ґенеза”;

  2. «Информатика. 10 класс» (авторы И.А. Завадский, И.В. Стеценко, О.М. Левченко) издательство “BHV”;

  3. «Информатика. 10 класс» (авторы Н.В.Морзе, В.П.Вебер, О.Г.Кузьминская) издательство “Школьник”.

Допрофильная подготовка по информатике

Учебный курс «Основы информатики, 7-9 классы» (авторы: В.В. Володин, И.Л. Володина, Ю.О. Дорошенко, Ю.О. Столяров) может изучаться в 7-х, 8-х и 9-х классах как по 35-часовой, так и по 70-часовой учебной программе (из расчета 1 или соответственно 2 часа в неделю).

Учебный курс по выбору «Основы робототехники» (автор: Кожемьяка Д.И.) предназначен для изучения основ объектно-ориентированного и графического программирования. Курс направлен на популяризацию отрасли робототехники в Украине. Он предназначен для изучения в 5-8-х классах на протяжении одного года из расчета 1 час в неделю. Обязательными условиями для реализации данной программы является наличие компьютерного класса и учебно-методического комплекта.

Программа пропедевтического курса «Шаги к информатике. Искатели сокровищ»(автор Коршунова О.В.) предназначена для изучения учащимися 2-4-х классов из расчета 1 час в неделю. Курс имеет четко выраженную практическую направленность. В учебно-методический комплект для данной программы входят: рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, программное обеспечение – комплект программ «Сокровищница знаний» (программное обеспечение можно бесплатно скачать с сайта www.vesna-books.com.ua).

Обязательными условиями внедрения экспериментальных интегрированных пропедевтических курсов «Ступеньки к информатике» для 2-4-х классов и «Информатика» для 5-6-х классов, программы которых опубликованы в научно-методическом журнале «Информатика и информационные технологии в учебных заведениях» (№ 4-5, 2006 г.), является надлежащее материально-техническое состояние компьютерного парка, наличие необходимого программного обеспечения, соблюдение санитарно-гигиенических требований и достаточный уровень подготовленности учителей.

Преподавание интегрированного учебного курса «Ступеньки к информатике» в 2-4-х классах и курса «Информатика» в 5-х классах общеобразовательных учебных заведений осуществляется за счет вариативной составляющей учебных планов (из расчета 1 час в неделю).

Общеобразовательным учебным заведениям, в которых изучение информатики начинается с 5 класса, рекомендовано использовать учебную программу пропедевтического курса информатики для учащихся 5-6 классов «ИНФОпутешествия» (автор — О.П. Казанцева, учитель информатики Херсонского лицея журналистики, бизнеса и правоведения, победитель конкурса «Учитель года – 2009»). Учебно-методическое сопровождение курса размещено на веб-сайте .

Программа пропедевтического курса «Основы программирования языком Лого» (автор Пахомова Г.В.) предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ из расчета 1 час на неделю.

При организации учебно-воспитательного процесса в кабинете информатики следует пользоваться «Положением о кабинете информатики и информационно-коммуникационных технологий общеобразовательных учебных заведений», утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины 20.05.2004г. № 407, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.06.2004 г. № 730/9329; приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 16.03.2004 г. № 81 «Об утверждении Правил безопасности во время обучения в кабинетах информатики учебных заведений системы общего среднего образования», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 17.05.2004 г. №  620/9219.

Использование компьютерной техники на уроках увеличивает статическую нагрузку на ученика. Поэтому руководителям учебных заведений необходимо постоянно контролировать соблюдение требований Государственных санитарных правил и норм обустройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 14.08.2001 г., № 63 и Государственных санитарных норм и правил обустройства и оборудования кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях и режима труда учеников на персональных компьютерах, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 30.12.1998 г. № 9.

Все учебные программы по информатике, кроме безмашинного варианта, рассчитаны на изучение информатики при условиях постоянного доступа учащихся к компьютерам. На каждом уроке информатики классы делятся на подгруппы так, чтобы каждый учащийся был обеспечен индивидуальным рабочим местом, но не менее 8 человек в подгруппе (приказ Министерства образования и науки Украины от 20.02.2002 г. №128).

Для создания единого образовательного информационного пространства необходимо наличие в каждой школе скоростного доступа к сети Интернет не менее 2 Мбит/сек.

В 2010/2011 учебном году руководителям школьных, районных (городских) методических объединений учителей информатики следует обратить внимание на решение следующих вопросов:

  • мониторинг качества учебных достижений учащихся по информатике в 10-х классах;

  • проблемные вопросы преподавания информатики в профильных классах и пути их решения;

  • работа с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к государственной итоговой аттестации по информатике;

  • апробация электронных средств учебного и общего назначения;

  • выполнение санитарных правил и норм в кабинете информатики, ведение документации по технике безопасности;

  • выполнение практической части программы, использование тестовых форм контроля во время проведения комплексных практических работ по информатике, ведение журналов;

  • проведение тренингов для подготовки учителей информатики общеобразовательных учебных заведений к работе с профильными программами.

Т.В. Киндра,

заведующая учебно-методической

лабораторией информатики и

дистанционного образования

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году

    Методические рекомендации
    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮИНФОРМАТИКИ В 2010-2011УЧЕБНОМГОДУ Изучение информатики ... и инструктивно-методическое обеспечение: ... «Об утверждении ... курс (Методическоеписьмо Департамента ... логики учебного процесса, возрастных особенностей ...
  2. Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2010-2011 учебном году национальным проектом «Образование» Проектом «Наша новая школа» «Концепцией стандарта общего образования»

    Примерная программа
    Особенностипреподавания предметов в 2010/2011учебномгодуОсобенностипреподаванияучебного предмета «Математика» в 2010-2011учебномгодуПреподавание ... с нормативно-правовыми и инструктивно - методическими обеспечениями по предмету: Стандарт ...
  3. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... регламентируется инструктивнымписьмом, утвержденным ... знаниями обособенностях ... методических материалов по преподаваниюучебных предметов в 20102011учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор по учебно-методической ...
  4. Публичный отчёт о результатах работы школы за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    ... индивидуальные беседы обособенностях возраста и ... проводит инструктивно-методические занятия ... учебно-методической и воспитательной работы, работы с родителями за 2010-2011учебныйгод педагогическому коллективу школы в 2011-2012 учебномгоду ...
  5. В 2010-2011 учебном году коллектив школы работал над проблемой

    архив
    ... ФГОС»; Методическиеписьма Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов о преподавании предметов в 2010-2011учебномгоду. Муниципального ...

Другие похожие документы..