Главная > Документ


Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

Абаева И.С.

Владикавказский институт управления, Россия

Науч. рук.: С.Р.Чеджемов, д. пед. н., профессор

Современная отечественная образовательная система переживает эпоху активного преобразования. В Концепции модернизации Российского образования отмечается, что образовательная политика государства должна быть направлена на оптимизацию структуры образования, на компетентностный подход в обеспечении содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, на фундаментализацию и информатизацию образования, оптимизацию методов обучения, на опережающее развитие системы образования на основе информационных технологий, на развитие системы обеспечения качества профессиональной подготовки. Таким образом, одной из главных задач модернизации системы обучения и воспитания является реализация современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Критериями личностно-профессионально ориентированного образования учащихся в процессе получения ими необходимых знаний и навыков являются следующие:

-когнитивный - определяющий степень представления учащихся об индивидуальных качествах личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

-мотивационный - помогающий осознанию личной и общественной значимости будущей профессии;

-деятельностный - развивающий способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований в ориентированной при обучении профессии.

Учитывая социальный, педагогический, профессиональный и психологический аспекты личностно-профессионально ориентированного обучения необходимо, во-первых, обеспечить формирование разносторонне развитой, социально зрелой личности каждого учащегося; во- вторых, создать условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития школьника; в- третьих, создать условия для формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков школьника; в- четвертых, обеспечить максимально высокий уровень развития умственных способностей школьника.

При личностно-профессионально ориентированном обучении необходимо учитывать следующее:

- ситуативные особенности учащихся;

- степень сформированности учебной деятельности;

- особенности восприятия, мышления, памяти, способностей;

- степень совпадения модели с реальностью;

- формализация и коррекция модели обучаемого.

Основными требованиями, которыми должна удовлетворять индивидуализированная система обучения, можно считать таковые:

- валидность - иными словами, система должна учитывать те индивидуальные особенности учащихся, которые существенны для достижения намеченных учебных целей;

- адекватность - система должна обеспечивать соответствие модели конкретному обучаемому, для чего она должна уметь различать устойчивые и ситуативные особенности;

- динамичность - по мере накопления данных о школьнике система должна уточнять его модель, а также модели, заложенные в нее, а при необходимости осуществлять их классификацию.

Как указывается в педагогической литературе, в любой деятельности присутствует компонент творчества, так как исполнитель вырабатывает мысли, планирует работу, формирует предположения по ее будущим результатам и осуществляет их в реальной жизни. Понятие «творчество»- емкое и многогранное. Его содержание раскрывается в зависимости от адекватности использования понятий их содержанию.[1, с.9]

Творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание или конструирование нового продукта.

Основными критериями творчества в познавательной деятельности учащихся являются:

- самостоятельность;

- поиск и перебор возможных вариантов движения и цели;

- создание в процессе нового движения к цели нового продукта.

Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества - низкий, средний, высокий.

Творческая деятельность немыслима без учета следующего:

- осознания цели поиска;

- активного воспроизведения ранее изученного материала;

- интереса к пополнению недостающих знаний из известных источников;

- способностей к самостоятельному поиску;

- воображения и эмоций. [2, с.6]

Организация учебной деятельности, адекватной содержанию выбранной профессии при обучении требует включения научного знания в систему практических задач, встающих перед специалистом в жизни и на производстве; мотивировки обеспечения полноценного усвоения этих знаний для последующего конструирования своей профессиональной деятельности.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы в системе научных знаний по тому или иному профилирующему предмету у обучающихся формировалась подсистема профессионально значимых знаний.

Но, как известно, современные программы претерпели и претерпевают значительные изменения, в основном в уменьшении количества часов, что повлекло за собой перевод части материала на самостоятельное изучение учащимся. И вот тут мы получаем, возможно, одно из главных несоответствий между уровнем развитости профессионально-ориентированного мышления школьника и его готовности к полноценной самостоятельной творческой деятельности.

Данное несоответствие обуславливается, на мой взгляд, несколькими причинами:

- уменьшением количества часов гуманитарных предметов, что влечет за собой низкое владение культурой речи и как итог, развитием репродуктивного мышления;

- низкая или отсутствующая мотивация к получению полноценного профессионально-ориентированного образования обуславливается отсутствием ответа на следующие вопросы: «где мне это пригодится?», «что я буду делать с полученными знаниями?». Это влечет за собой отсутствие творческого подхода к обучению, низкое развитие профессионально-ориентированного мышления и, как итог, - отсутствие навыков самостоятельной работы;

- несовершенство системы профориентационной работы.

В соответствии с деятельным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые возникли в человеческом обществе.

Понятие деятельности, на котором основывается и контекстный подход, давно и прочно вошло в педагогику.

В соответствии с одним из фундаментальных положений деятельной теории учения, познавательная деятельность должна быть адекватной, т.е. должна воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая кристаллизована в данном предмете или явлении в системах, которые они образуют.

Чтобы учащийся выполнял познавательную деятельность, нужно начинать с организации дидактических условий, обеспечивающих возможность самостоятельного целеобразования учащегося, как это делается, например, на проблемной лекции или деловой игре, когда:

  1. Ставятся задачи, анализируется обстановка;

  2. Решается задача;

  3. Приводятся доказательства истинности решения.

Обобщенная модель организации познавательной деятельности учащихся в активном обучении контекстного типа предполагает включение его самостоятельного мышления от зарождения проблемной ситуации до нахождения способом разрешения учебной проблемы и доказательства правильности решения.

Адекватность учебной деятельности будущей профессии, как педагогическое условие является необходимым для эффективной реализации профессиональной направленности профессионально- ориентированного образования.

Явно выраженный прикладной характер профессионально- ориентированного образования требует привлечения примеров, задач, проблемных ситуаций из смежных областей, определяемых как общекультурными предметами, так и дисциплинами специализации.

Возможность направленно реализовывать данное требование на учебных занятиях определяется правильной организацией форм и методов, имеющих цель создавать качественно новое понимание учащимися профессионально- ориентированных методов в приложении к своей будущей профессии. Выполнение указанного требования мы видим в межпредметной и внутрипредметной интеграции учебных дисциплин.

Таким образом, мы выявили и теоретически обосновали комплекс педагогических условий обеспечения профессионально-ориентированного образования школьника, это:

- соответствие профессионально-ориентированного образования профессионально значимым особенностям будущей специальности;

- соответствие учебной деятельности учащихся содержанию будущей специальности;

- усиление роли профессионально-ориентированного образования в современной системе образования школьника.

Выделенные нами в образовательном и профессиональном компонентах условия эффективного осуществления профессионально- ориентированного образования школьника, конечно же относятся и к другим компонентам, т.к. эти условия мы рассматриваем как реализуемый в предложенной нами модели комплекс.

Реализация выделенного нами комплекса условий позволит повысить эффективность развития профессионально-ориентированного образования школьника в процессе его обучения и позволит определить необходимый объём использования национальных особенностей в образовании.

Использованные источники

1. Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. – М.: Московский пед. ун-т, 1995. – 219 с./С.9

2. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с./С.6.

Подросток и компьютер: проблема продуктивного использования

Авдеев А.Ю.

Белгородский государственный университет, Россия

Известно, что жизнь в информационном обществе открывает перспективы для безграничных и свободных коммуникаций, способствует раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей личности. Но вместе с тем возникают и ряд проблем, главная из которых заключается в сохранении в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию.

Период отрочества является особенно благоприятным в плане развития интеллектуальной и творческой активности, когда любое инициативное действие подростка, направлено не столько на объект действия, сколько на себя-действующего. И в этом смысле становится ясной направленность на самоизучение, становление самосознания.

Одной из форм подростковой самореализации может выступать продуктивное использование компьютера как инструмента изучения себя, пространства для развертывания «проектной деятельности» (К.Н. Поливанова).

В современной психологии развития изучались вопросы, связанные с трансформацией процессов целеобразования деятельности, опосредованной использование компьютера (О.К. Тихомиров, Л.Н. Гурьева, Л. Хоа), особенностями эмоционального состояния пользователей (О.В. Доронина, А.Е. Сережкина), мотивацией мыслительной деятельности (О.Н. Арестова), субъект-объектным образом компьютера (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский).

А.М. Ходош отмечает, в силу того, что взаимодействие с компьютером носит диалоговый характер, пользователь склонен наделять его «человеческими» качествами, тем самым субъективизируя образ ПК. Данное отношение может проявляться посредством отражения социальных ролей, указания сферы занятий, описания личностных качеств, качественных оценок субъективных свойств компьютера.

Отношение к компьютеру как объекту способно проявиться в перечислении основных функций, а также косвенных, возникающих в связи с насыщением ПК специфическим личностным смыслом («моя работа», «престижная вещь»), оценивании возможностей компьютера («нормальная штука», «интересная вещь») и перечислении особенностей внешнего вида, внутреннего устройства и принципов его работы.

Б. Шнейдерман, анализируя динамику отношения к компьютеру в зависимости от опыта пользователя, константировал, что движение образа компьютера происходит от субъективизации, признания компьютера партнером по взаимодействию к отрицанию его субъектных качеств и объективизации.

На наш взгляд, особую значимость приобретает изучение особенностей содержания отношения к использованию компьютера у учащихся подросткового возраста, поиск факторов, в наибольшей степени содействующих формированию готовности к его продуктивному применению.

Для выявления особенностей отношений подростка к компьютеру нами был разработан специализированный опросник, утверждения которого сгруппированы в пять основных блоков: «компьютер – учебная деятельность», «компьютер – досуг», «компьютер – общение», «компьютер – познание», «компьютер – будущее».

В анкетировании приняли участие учащиеся 8-х и 9-х классов информационного профиля лицея № 10 г. Белгорода, выборка составила 41 ученик (16 девушек и 25 юношей) в возрасте от 12 до 15 лет. Домашний компьютер есть у 90,2% подростков, постоянное подключение к сети имеется у 70,7% опрошенных. Стаж работы с компьютером варьирует в диапазоне от года до 11 лет (); в течение недели юноши на работу с компьютером затрачивают в среднем 20,8 часов, а девушки – 7,9 (U=68,5, p=0,008). Средний балл общей успеваемости у юношей составляет 4,08, у девушек – 4,49 (U=125,5, p≤0,05), а по дисциплинам математического профиля – алгебра, геометрия, информатика – 3,96 и 4,33, соответственно (U=148, p>0,1).

Для анализа и систематизации результатов опроса был проведен контент-анализ информации анкеты, позволивший выделить группы подростков, характеризующих компьютер функционально (средство познания – развлечения) и эмоционально (положительно – нейтрально – негативно). В данной работе мы рассмотрим лишь группы учащихся с функциональным отношением к ПК.

27,9% выборки охарактеризовали компьютер как «хорошего помощника» и «средство познания». Обобщенные сведения по выделенной группе следующие: домашний компьютер имеется у каждого испытуемого, а с постоянным доступом к сети Интернет у 66,7%. Общий средний балл успеваемости равен 4,26 (), по математическим дисциплинам – 4,11 (). Средний стаж работы на компьютере составляет 5,58 (). В течение недели испытуемые рассматриваемой группы отводят на работу с ПК в среднем 11,4 ().

Компьютерная деятельность для учащихся характеризуется эмоциональной вовлеченностью, они сосредоточены, испытывают чувства радости при работе с ПК.

В отношении учебной деятельности более 70% учащихся первой группы согласны с утверждением, что знание и использование компьютера позволяем им лучше учиться, однако они не разделяют того, что компьютер способен заменить функции учителя (). Уроки с использование технических средств нравятся больше, чем традиционные.

Подростки рассматриваемой группы пользуются не только «стандартным набором» программного обеспечения (офисные приложения, средства интернет-коммуникации), но и специализированными пакетами, отдавая предпочтение графическим (Photoshop, CorelDraw), звуковым (Wave Editor) и видео (Movie Maker) редакторам, работа с которыми, с нашей точки зрения, стимулирует творческую активность, развивает фантазию и воображение.

Основную функцию компьютера как средства для развлечений видят 16,3% анкетируемых. Компьютеризация досуговой деятельности не ограничивается только использованием различных версий видеоигр, многие подростки отмечают, что работа с компьютером позволяет развивать и стимулировать их познавательную активность, получать эмоциональную разрядку. Вместе с тем, они затруднились ответить на вопросы о типе аппаратного и программного обеспечения, указывая лишь «программы для учебы», «графические редакторы», «колонки», «принтер» и т.д.

В связке «компьютер – учебная деятельность» 80% анкетируемых полностью не разделяют мнение о том, что знание компьютера способствует лучшей учебе (средний балл по предметам математического цикла составляет ), а увеличение времени взаимодействия с ПК никак не отразится на успеваемости. Общий стаж работы с компьютером составляет 6,25 лет (), в течение недели – 13,5 часов (). Уроки с использование ТСО нравятся 80% учащихся, положительно относятся к возможности замены функций учителя компьютерами.

Информационно-коммуникативные увлечения проявляются в жажде новой легкой информации (более 70% предпочитают пользоваться Интернетом, нежели книгами), не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также в потребности во множестве поверхностных контактов (ICQ, QIP, чаты).

Еще одна группа учащихся (7% от всей выборки мужского пола) рассматривает компьютер как полифункциональное средство. Ребята оправдано относят себя к компьютерным экспертам, так как они лучше разбираются в технике (дана исчерпывающая информация относительно конфигурации компьютера с детализацией всех базовых характеристик устройств) и используемых программных продуктах (средства мультимедиа, текстовые процессоры, графические редакторы, интернет-пейджеры). В большинстве случаев причинами сбоев в работе ПК считают неправильные действия пользователей, а внешние факторы оказывают незначительное влияние на его работоспособности. У каждого из них имеется домашний компьютер с возможностью выхода в сеть. Компьютерный стаж составляет 5,3 года ().

Большую часть своего досуга юноши рассматриваемой группы посвящают компьютеру, в течение недели на работу в среднем уходит 32,7 часа (). При этом указывают, что в действительности они затрачивают меньше времени, чем им хотелось бы. Более того, никто из учащихся данной группы не смог бы отказаться от работы на ПК даже на несколько дней. Нередко ребята сталкиваются с непониманием со стороны родственников и близких в отношении их увлечения.

Необходимо уточнить, что ни о какой группе риска с психологическими симптомами компьютерной аддикции здесь речь не идет, хотя бы потому, что отсутствуют проблемы с учебой – показатель успеваемости по математическим дисциплинам достаточно высокий (), незначительно отличающийся от общего среднего балла (); они контролируют время взаимодействия с ПК (никто не засиживается допоздна); компьютер не является средством снятия внутреннего напряжения, тревоги или депрессии; не проявляются чувства раздражения, гнева при отсутствии контакта с ПК или попытках со стороны близких отвлечь ребят от работы.

Несмотря на то, что подросткам из указанной группы кажется, что компьютер обладает интеллектом, мы не можем утверждать о персонификации, олицетворении компьютера, так как ни один из них не видит в компьютере верного друга и товарища. Для ребят проще познакомиться и общаться в «реальной» жизни, нежели посредством известных социальных сетей и сервисов.

Анализируя сферы «компьютер – познание» и «компьютер – учебная деятельность», стоит сказать, что для подростков указанной группы знание компьютера помогает в учебном процессе, однако увеличение времени взаимодействия с ПК, по их мнению, не скажется положительно на их успеваемости. Кроме того, они однозначно согласны с утверждением анкеты, согласно которому компьютер может заменить некоторые функции учителя.

Итак, для современных подростков функции компьютера не ограничиваются только развлекательными и игровыми; он в их руках является эффективным инструментом познания и самореализации, причем не отрицается роль и других средств получения качественной и достоверной информации. Залог успешности, в том числе и профессиональной, подростки видят в компьютерной грамотности.

Таким образом, отношение к использованию компьютера порождает целый спектр психологических особенностей субъекта, отражающих его готовность к применению компьютера. Для построения эффективной программы формирования готовности к осуществлению компьютерно-опосредованной деятельности, требуется целостное изучение компонентов отношения к продуктивному использованию ПК. Кроме того, необходимо отметить, что данная работа отражает лишь один из начальных этапов проводимого исследования, что в значительной степени определяет незавершенный характер содержательных выводов. Вместе с тем проведенный анализ выявил круг определенных трудностей исследования и наметил пути дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам

    Документ
    Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам : сб. материалов III международ. науч.-практ. конф. [Текст] / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т».
  2. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (1)

    Документ
    Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам : сб. материалов III международ. науч.-практ. конф. [Текст] / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т».
  3. Профессионально -ориентированное обучение иностранным языкам

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  4. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (2)

    Пояснительная записка
    иностранным языкам : сб. материалов междунар. заоч. науч.-практ. конф. [Текст] / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2010. — Вып.2. — 135 с.
  5. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (3)

    Документ
    иностранным языкам : сб. материалов междунар. заоч. науч.-практ. конф. [Текст] / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2010. — Вып.2. — 135 с.
  6. Методика интерактивного профессионально ориентированного обучения студентов гистологии эмбриологии и цитологии с помощью компьютерных средств диндяев сергей валерьевич профессор кафедры гистологии эмбриологии и цитологии доктор медицинских

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Другие похожие документы..