textarchive.ru

Главная > Урок


Урок 47 Графическое представление числовых данных

Цели урока:

• освоить способы визуализации числовых данных;

• научиться строить математические модели с использованием диа­грамм.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения число­вых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т. д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности пред­ставленных числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию

построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма, либо с по­мощью пиктограммы:

Для построения диаграмм используется Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и ка­ждый элемент по отдельности. Основными элементами диаграммы являют­ся: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диа­грамме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда - это подпись, опреде­ляющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Практическое задание:

1. Открыть в папке «Мои документы» файл «Tempo», построить диа­граммы отражающие динамику изменения уровней осадков в каж­дом десятилетии.

2. Использую круговую диаграмму построить диаграмму, отражающую соотношение среднестатистических значений температур в каждом десятилетии.

Другой возможностью диаграмм является возможность наглядного представления значений математических функций. График - диаграмма, изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.

Построим графики функций: у = х, у = х , у = х312. В итоге должны по­лучить следующую диаграмму:

Подводя итог

• Способом наглядного представления числовых данных является диа­грамма.

• Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных и необходимости получения результирующих описаний числовых зависимостей.

• Диаграмма состоит из нескольких элементов, которые можно после­довательно и независимо друг от друга отредактировать, выделяя нужный объект двойным щелчком мыши.

Урок 48 Обобщение по теме «Электронная таблица»

Цель урока:

• Обобщить знания по теме «Электронная таблица»;

• Закрепить основные понятия темы;

• Выделить основные возможности электронных таблиц.

Ход урока

Вопросы на понимание

- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?

- Какие возможности заложены в электронной таблице?

- Перечислите основные элементы электронной таблицы.

- Назовите объекты управления электронной таблицы.

- Какие действия можно осуществлять над данными объектами?

- Назовите средства оптимизации управления данными в электронной таблице.

Практическая работа

1. Найти сумму ряда 40 + 36 + 32 + ... + (-8), если известно, что ее сла­гаемые являются последовательными членами арифметической про­грессии.

2. Построить графики функций: у = х2, у = х2 + х, у = х2- х.

3. Курс воздушных ванн предполагает увеличения продолжительности процедуры с 15 минут до 1 часа 45 минут. Через сколько дней стоит прекратить процедуры, если каждый день курс должен увеличивать­ся на 10 минут?

Урок 49

Практическая работа «Решение неформализованных задач»

Цели урока:

• освоить способы решения неформализованных задач;

• освоить приемы формализации.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Третье задание практической работы, предложенной на предыдущем уроке относится к таким типам задач, которые принято называть неформа­лизованными. Решение таких задач носит творческий характер и является задачей повышенной трудности. Без выработки определенных навыков, решение подобных задач для большинства учащихся является проблема­тичным. Отработку необходимых навыков решения можно начать с разбора предложенной задачи.

Задача, предложенная на предыдущем занятии, относится к неформали­зованным или жизненным задачам, когда необходимо самому определить исходные данные, результат и способ решения. Рассмотрим способ реше­ния на основе задачи «Курс воздушных ванн». В качестве исходных значе­ний даны продолжительность процедуры, другим значением является ну­мерация дня. Курс процедуры изменяется на 10 единиц каждый день и должен достигнуть значения 105 (1 час = 60 минут плюс 45 минут). И в итоге должны получить следующий вид таблицы:

Задание: описать последовательность действий при создании данной таблицы.

Практическая работа

Разработать электронную таблицу для возможности автоматической об­работки данных.

Возникновению искусственных водоемов способствовало развитие энергетики. Первый водоем возник на р. Косьва (Широковское водохрани­лище) с гидроэлектростанцией мощностью 28 МВт, введенный в строй в 1948 г. Площадь его зеркала и длина составили соответственно 40,8 км2 и 24,5 км. Подъем уровня воды у плотины на 30 м позволил создать емкость около 0,53 км3. Позднее на р. Каме выше г. Перми возник водоем, относя­щийся по своим параметрам уже к категории крупнейших водохранилищ планеты, с гидроэлектростанцией в 504 МВт. Его площадь составляет

1915 км2, а полный объем 12,2 км2. Заполнение этого водохранилища про­исходит в течение 1954-1956 г.г. В начале 60-х годов на Каме был возведен еще один гидроузел с ГЭС мощностью 1000 МВт, и в 1964 г. достигло про­ектной отметки другой крупное водохранилище - Боткинское. Площадь его оставляет 1120 км2, а полный объем 9,4 км3.

Урок 50

Технология решения задач с помощью компьютера. Алгоритм, свойства алгоритма

Цели урока:

• освоить принципы решения задач с использованием компьютера;

• освоить понятие алгоритма, свойства алгоритма и способы представ­ления алгоритмов.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Принцип работы вычислительных машин был высказан еще в 1834 году Чарльзом Бэббиджем. Только после истечение ста лет были реализованы эти принципы, только не в механических, а в электронных вычислительных системах. Теперь на этих же принципах продолжают работать современные компьютеры. Компьютером управляет программа, заранее разработанная человеком. Об этом мы говорили, когда рассматривали архитектуру ком­пьютера. Теперь конкретизируем процесс создания программ, тем более, что данный процесс позволяет выстраивать схему решения любой жизнен­ной задачи.

Этапы решения задачи с использованием компьютера:

1. Постановка задачи;

2. Определение условий;

3. Построение модели задачи;

4. Описание алгоритма решения задачи;

5. Выбор оптимальных компьютерных средств для решения;

6. Описание алгоритма с помощью выбранных программных средств;

7. Тестирование решения задачи.

8. При необходимости, коррекция решения задачи.

Для нас описанные этапы решения задачи не являются новым и факти­чески при работе с любым программным средством мы проходим эти эта­пы решения задач. Мы должны научиться конкретизировать данный про­цесс, с использованием понятий информатики, что позволит нам усвоить одно из основных направлений курса школьной информатики.

Прежде чем мы с помощью компьютера конкретизируем каждый этап решения задачи, познакомимся с новыми понятиями. Алгоритм решения задачи - это конечная последовательность четко сформулированных пра­вил решения определенного класса задач. Любой результат деятельности человека - это последовательно выполненная совокупность действий. Воп­рос лишь в том, насколько оптимально подобное решение задачи. Получа­ется, что, продумывая ход решения задачи, можно найти оптимальную последовательность действий. Это означает, что нужно не просто решить за­дачу, а решить ее с минимальными затратами.

Любой алгоритм должен быть построен с соблюдением определенных правил, согласованных с его свойствами. Основные свойства алгоритма: дискретность, точность, понятность, результативность, массовость. Дис­кретность означает разбиение алгоритма на последовательность отдель­ных законченных действий. Точность - строго определенная последова­тельность шагов. В одном случае задаются номера строк, но даже при от­сутствии нумерации предполагается строгая последовательность выпол­няемых действий.

Однозначное понимание исполнителем каждого шага алгоритма задает свойство понятности. При этом алгоритм должен выполняться за конечное число шагов (результативность) и может быть применен для решения целого класса однотипных задач (массовость). Прежде чем писать алго­ритм нужно выяснить, возможно ли решение данной группы задач с помо­щью строго заданного алгоритма, в противном случае подобные алгоритмы относят к неразрешимым алгоритмам.

Для представления алгоритмов используют несколько способов:

• словесный;

• графический;

• с помощью алгоритмического языка.

Самый простой способ - словесный. При данном способе в каждой строке перечисляется определенная команда, последовательное выполне­ние команд приводит исполнителя к нужному результату. Посмотрим на примере алгоритма «Заварка чая»:

1. вскипятить воду;

2. окатить заварочный чайник кипятком;

3. засыпать заварку в чайник;

4. залить кипятком;

5. закрыть крышкой;

6. накрыть полотенцем.

При графическом описании алгоритма используются геометрические фигуры для обозначения каких-либо команд, называемых блоками. Каждый блок соответствует конечному этапу процесса. Внутри каждого блока дает­ся описание тех операций, которые необходимо выполнить. Рассмотрим каждый блок:

Блок начала и конца

Функциональный блок

Блок ввода-вывода данных

Блок условия

Схемы строятся в соответствии с заданной задачей, в которой с помо­щью стрелок отслеживается направление движения по алгоритму. В качестве основных базовых структур используются объединенные схемы: ли­нейные, ветвление, цикл.

Рассмотрим сказанное на примере решения физической задачи.

Задача: определить расстояние, пройденное человеком, если известно время движения, а так же известно, что движение было равномерным.

Условия задачи: заданы скорость движения и время. Нужно найти путь.

Создание модели задачи: для решения необходимо использовать мате­матическую модель, выраженную в виде формулы равномерного движения:

s = v· tДля описания алгоритма решения задачи используем блок-схему:


Для решения данной задачи можно использовать электронную таблицу, которая позволит найти зависимость пройденного пути от скорости пеше­хода, и также представить данные в наглядном виде.

Практическое задание

1. Представить схематически алгоритм решения задачи по нахождению периметра прямоугольника.

2. Представить схематически алгоритм выключения компьютера.

3. Представить схематически алгоритм построения математической модели.

Подводя итог

• Этапы решения задач включают последовательно: постановку зада­чи; определение условий; построение модели задачи; описание алго­ритма решения задачи; выбор оптимальных компьютерных средств для решения; описание алгоритма с помощью выбранных программ­ных средств; тестирование решения задачи.

• Построение модели предполагает приведение задачи к виду, удоб­ному для обработки техническим устройством (компьютером).

• При создании алгоритмов необходимо придерживаться основных требований, базирующихся на свойствах алгоритма.

Урок 51. Формальное выполнение алгоритма

Цели урока:

• освоить основные понятия раздела «Алгоритмизация»;

• освоить различные режимы управления исполнителем;

• научиться управлять простейшим графическим исполнителем.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Исполнитель - объект или лицо, выполняющий инструкции, предписа­ния алгоритма, программы, последовательности команд. Исполнителем может быть человек, компьютер, робот, автомат, механическое устройство и т. д. Между человеком и автоматическим устройством есть существенная разница. Если для человека имеют значения не только указания, которые даны в алгоритме, но и большой фактор заложен в степени эмоционально­сти изложения, то для компьютера, или другого устройства имеет значение лишь, понимает он заданную команду или нет. Выполнив необходимые действия, автоматическое устройство прекращает работу. Поэтому испол­нителя, выполняющего команды определенного алгоритма без анализа дей­ствий и ситуации, называют формальным исполнителем.

Формальное исполнение алгоритма и предполагает, что могут быть соз­даны технические устройства, которые, выполняя определенную последо­вательность действий, могут решать какие-либо задачи, не решаемые или трудно решаемые человеком. Таким универсальным исполнителем являет­ся компьютер. Как уже отмечали раньше, характерной особенностью ком­пьютера является его программное управление. А программа и есть алго­ритм, написанный с использованием машинного языка. Чтобы понять суть программного управления компьютера и принципы создания программ, достаточно освоить алгоритм управления каким-либо программным испол­нителем. Наглядное представление об этом можно получить при работе с графическим исполнителем.

Одним из простейших графических исполнителей является кенгуренок РУ. Именно на примере данного исполнителя можно посмотреть, как с по­мощью программы можно управлять каким-либо объектом. Основными характеристиками исполнителя является система команд, среда, отказы. Совокупность команд понятных исполнителю называют системой команд исполнителя. Программная среда разбита на три области: поле програм­мы, поле рисунка и строку меню. Область, где непосредственно отобража­ются результаты действия исполнителя, называют средой исполнителя, состоящей из невидимых 15 клеток по горизонтали и 19 клеток по вертика­ли. Каждый шаг кенгуренка соответствует одной клетке.

Управление исполнителем осуществляется системой команд, заложен­ных в строке меню, где присутствуют различные наборы команд. Условно

их можно разделить на три режима, использующих определенные типы команд: команды управления исполнителем; команды управления про­граммой для исполнителя; команды управления файлами. Режимы пере­ключаются клавишей «Tab». Управлять исполнителем можно непосредст­венно и с помощью программы.

Работа исполнителя в режиме непосредственного управления возможна тогда, когда курсор находится за пределами основного поля. В этом случае, пользователь отдает только простые команды (шаг, поворот, прыжок), а управляющие решения принимает сам, анализируя обстановку на поле ис­полнителя.

Практическое задание

1. Построить лесенку с помощью графического исполнителя в режиме непосредственного управления.

2. Нарисуйте с помощью графического исполнителя цифры 2004.

Урок 52 Программное управление исполнителем

Цели урока:

• освоить основные режимы работы с исполнителем;

• иметь представление о способах управления исполнителем.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Для выполнения аналогичного рисунка при непосредственном управле­нии приходится снова выполнять последовательность команд, кроме того, нельзя использовать структуры, позволяющие упростить процесс создания рисунка. Все перечисленные проблемы решаются при использовании ре­жима программного управления. В этом случае, можно говорить об имита­ции ситуации, когда объектом управляет компьютер. Основная функция человека выражается в составлении алгоритма, ввода программы и инициа­лизация ее исполнения компьютером.

В режиме программного управления имеются следующие возможности:

• установка исходного состояния и направления движения Кенгуренка (в этом режиме стирается предыдущий рисунок);

• создание программы с помощью кнопок управления;

• запуск программы на исполнение. Исполнение возможно в трех режимах:

• в автоматическом режиме (на экране сразу появляется результат вы­полнения программы);

• в автоматическом пошаговом режиме (Кенгуренок демонстрирует выполнение каждой команды);

• в отладочном режиме (исполнение каждой команды запускается от­дельно и подробно комментируется мультипликационными средст­вами).

Перечислим команды режима управления:

пуск [Fl] - запуск на исполнение готовой программы в пошаговом автоматическом режиме;

отладка [F2] - выполнение программы в отладочном режиме с оста­новкой после каждой команды;

установка [F3] - очистка поля и установка положения исполнителя с помощью клавиш перемещения курсора;

разное [F4] - содержит подменю с дополнительными командами ра­боты с файлами;

результат [F5] - мгновенное получение результата работы програм­мы (автоматический режим исполнения).

В программном режиме управления используются следующие команды:

шаг - перемещение на один шаг вперед с рисованием линии;

поворот - поворот на 90 градусов против часовой стрелки;

прыжок - перемещение на один шаг вперед без рисования линии.

пока <условие>, повторять

<тело цикла> конец цикла

если <условие>

то <серия 1 > иначе <серия2> конец ветвления

если <условие>

то <серия > конец ветвления

сделай <имя процедуры>

Лабораторная работа

«Создание простейшей программы для графического исполнителя»

/ шаг. Запуск программы

2 шаг. Вход в программный режим

• С помощью стрелки ВПРАВО поля дополнительных клавиш перейти в поле программы.

3 шаг. Написать программу создания квадрата

• оставить направление кенгуренка без изменений;

• сделать 3 шага, с помощью клавиши [F2];

• выполнить 3 раза команду Поворот [F3];

• сделать 3 шага, с помощью клавиши [F2];

• выполнить 3 раза команду Поворот [F3];

• сделать 3 шага, с помощью клавиши [F2]

• выполнить 3 раза команду Поворот [F3];

• сделать 3 шага, с помощью клавиши [F2].

4 шаг. Переход в режим выполнения программы

• Нажать клавишу Tab;

• Выполнить команду Пуск [F1];

• выбрать команду Разное [F4] для сохранения данных;

• выполнить команду Запись/Запись программы;

• задать имя файла и нажать клавишу Enter;

• подтвердить выполнение команды.

5 шаг. Очистка программы и рисунка для создания новых объектов

• очистить поле рисунка командой Установка [F3];

• очистить поле программы командой Разное/Стереть программу;

• подтвердить выполнение команды;

• нажать клавишу Tab для возврата в режим создания программы.

Практическое задание

1. Написать программу для создания рисунка «Лестница»;

2. Написать программу, позволяющую создать рисунок, состоящий из двух девяток.

Урок 53. Базовые структуры алгоритма

Цель урока:

• освоить основные конструкции алгоритмического языка;

• уметь составлять алгоритмы с использованием базовых конструкций алгоритмического языка.

Ход урока



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и опера­ции над ними (ячейка, столбец, строка).
  2. Моу «новокиреметская основная школа»

    Календарно-тематический план
    Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 8 классе средей школы в объеме 68 часов, составленным на основе авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.
  3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  4. Содержание учебных дисциплин по направлению 081100 62 государственное и муниципальное управление гуманитарный социальный экономический цикл учебная дисциплина история

    Автореферат диссертации
    История как наука и способ познания окружающего мира. Сущность, формы и функции исторического знания. Современные научно – исторические подходы: формационный и цивилизационный.
  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.

Другие похожие документы..