textarchive.ru

Главная > Урок


Ход урока

Проверочная работа

1 вариант 2 вариант

1). 1).

2). 2).

3). 3).

4). 4).

5). 5).

Теоретическая основа урока

Кроме описанных символов и тригонометрических функций в элек­тронные таблицы включены математические функции (сумма чисел, сред­нее значение, среднее арифметическое значение и т. д.), статистические, финансовые и т. д. Различные версии могут иметь различные форматы дан­ных функций. При описании функций можно воспользоваться мастером функций, где поэтапно вводятся параметры функций, и мастер сам задает формат выбранной функции.

Значения, используемые в функциях для выполнения операций или вы­числений, называют аргументами. В качестве аргументов можно использо­вать не только числовые значения, но и имена других ячеек, диапазон яче­ек, текстовые строки, ссылки на другие ячейки или листы, вложенные функции. Для ввода функций можно использовать несколько возможностей: вручную, с помощью мастера, с использованием кнопки «Изменить формулу».

Ввод вручную, когда название функции вводится с клавиатуры, самый неудачный, потому что может повлечь за собой неправильное написание функции и сложно будет определить местонахождение ошибки. Мастер функций запускается командой Вставка/Функция, либо с использованием кнопки Вставка функции на панели инструментов.

В появившемся окне можно выбрать категорию: математические, фи­нансовые, статистические и т. д. А затем выбрать нужную функцию.

После выбора функции появляется диалоговое окно, которое предлагает ввести числовое выражение. В случае если необходимо использовать зна­чения ячейки, то проще воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Установить курсор в ячейки, где необходимо получить результи­рующее значение функции;

2. Выбрать с помощью мастера нужную функцию (например, СУММ);

3. В появившемся диалоговом окне, нажать , которое позволит свер­нуть диалоговое окно;

4. Выделить диапазон ячеек;

5. Нажать кнопку ,для возврата диалогового окна;

6. Нажать кнопку ОК.

Третий способ - это нажатие кнопки Изменить формулу, которое сразу вызывает диалоговое окно, где в ячейке адреса отражаются функции наи­более часто используемые на данном компьютере. Остальные действия аналогичны, как в случае работы с мастером. Функции могут использовать­ся в арифметических выражениях.

Практическое задание

1. Внесите числовые данные в диапазон ячеек А1:А6;

2. Вычислите с использованием функции СУММ сумму всех значений;

3. Вычислите сумму чисел среднего арифметического значения и мак­симального элемента данного диапазона.

Урок 44 Система связей в электронных таблицах

Цели урока:

• освоить возможности взаимодействия ячеек в таблице;

• различать возможности относительных и абсолютных ссылок;

• уметь применять различные варианты ссылок.

Ход урока

Проверочная работа

Выписать на доске изученные понятия по теме каждый с порядковым номером и зачитывать в разной последовательности определения этих по­нятий. Учащиеся должны поставить номер понятия по порядку следования определений. Такой прием позволяет быстро в течение 2—3 минут прове­рить уровень усвоения предмета и осуществить индивидуальную работу с отстающими учащимися в процессе выполнения другими лабораторных работ.

Теоретическая основа урока

Вспомним первую таблицу, с которой мы работали. Там для вычисле­ния суммы были использованы значения трех предыдущих ячеек. Для вы­числения какой-либо величины могут присутствовать значения не только ячеек этой страницы, но и значения ячеек находящихся на других листах. Результат же вычислений одной формулы, может служить параметром дру­гого выражения.

Ячейки, значения которых используются для вычисления, называются влияющими. Ячейки, использующие значения других ячеек называются зависимыми. Ячейка может быть одновременно влияющей и зависимой. Системы ссылок в таблице можно отследить с помощью команды Сер­вис/Зависимости формул/Влияющие ячейки и появившееся стрелки укажут на соответствующие ячейки:

Точно так же можно определить зависимые ячейки. При отрицательно результате появится ответ: «Значение данной ячейки не используется для вычисления значений других ячеек».

В формулах Excelдля осуществления связи с зависимыми ячейками ис­пользуются абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Относи­тельными ссылками являются имена ячеек, описываемых по умолчанию и автоматически меняющие свои значения при изменении адреса ячейки. Из­менение осуществляется относительно смежных ячеек. Например, относи­тельные ссылки имеют вид: А5, AS7 и т. д. При копировании ячейки А5 в ячейку справа, будет изменяться имя столбца, при копировании вверх или вниз будут изменяться значения номера строки. Аналогично происходит изменения и в диапазоне ячеек.

Абсолютная ссылка не меняет своего вида при копировании в другие ячейки. Этот процесс еще называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $А$5. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки. Смешан­ная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет по другому. Закрепляемая часть обозначается значком $, другая часть без значка.

Задание на закрепление материала

Создать таблицу умножения для чисел от 1 до 5.

(Ввод чисел и формул здесь необходимо осуществлять вручную, чтобы учащиеся в последствии ощутили привлекательность некоторых строенных возможностей электронной таблицы.)

В режиме отображения формул должны получить аналогичную таблицу:

Создать таблицу ведомости начисления заработной платы, содержащую следующие элементы:

Фамилия

Имя

Отчество

Дата

Начисле­но

Налог 13%

Налог ПФ 2%

К выпла­те

Урок 45 Оптимальные приемы работы с электронной таблицей

Цель урока: освоить основные приемы работы с электронной таблицей с использо­ванием встроенных возможностей программы.

Теоретическая основа урока:

Электронная таблица имеет возможность оптимизации процесса ввода данных. Рассмотрим на примере создания таблицы умножения. Все данные и формулы были введены нами вручную. Посмотрим, как можно было об­легчить и ускорить процесс ввода данных. Первоначально рассмотрим воз­можность работы с числовыми данными.

У активной ячейки выделяется правый нижний угол. Этот черный квад­рат называется маркером заполнения. При подведении курсора к маркеру заполнения стрелка превращается в черный крест. С помощью маркера за­полнения можно скопировать значения ячейки в каждый элемент диапазо­на. Копировать можно не только значения ячейки, но и ее формат, либо что-то одно из двух.

Маркер заполнения используется и для ввода числовых рядов по строкам или по столбцам. Первоначально задается образец заполнения, затем выде­ленный диапазон вытягивается с помощью маркера заполнения. Выделенные ячейки заполняются элементами выбранного ряда. Таким образом, можно вести нумерацию строк, ввод значений даты и времени, месяца года, дни не­дели и т. д. При необходимости можно ввести собственный образец ряда.

Для текстовых выражений предусмотрена возможность автозаполнения. После ввода нескольких значений в столбце для текстовых объектов при совпадении символов автоматически дописывается недостающая часть слова или выражения. Нажатием клавиши Enter можно закрепить написан­ное, либо клавишей Backspace удалить появившееся символы. Выбрать по­вторяющееся значение ячейки можно и с использованием контекстного меню командой Выбрать из списка. В появившемся списке выделяется необходимый объект.

Горячие клавиши:

  • CTRL+D- заполнение активной ячейки, содержимым верхней смежной ячейки;

  • CTRL+R- заполнение активной ячейки, содержимым левой смеж­ной ячейки;

  • CTRL+C- копирование объекта (ячейки или диапазона ячеек) в бу­фер обмена;

  • CTRL+V- вставка объекта из буфера обмена;

  • CTRL+S- сохранение файла с вызовом диалогового окна;

  • CTRL+1 - вызов диалогового окна с форматами данных;

  • CTRL+2 - изменение начертания шрифта на полужирное;

  • CTRL+3 - изменение начертания шрифта на курсив;

  • CTRL+4 - изменение начертания шрифта на подчеркнутое.

Лабораторная работа «Построение пользовательского ряда»

Задание: создать пользовательский ряд, состоящий из цветов радуги. Вспомним присказку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Цветовая гамма имеет такую последовательность: красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

1 шаг. Открытие диалогового окна

• выбрать команду Сервис/Параметры;

• выбрать вкладку Списки.

2шаг. Внесение данных нового списка

• по умолчанию курсор стоит на строке новый список, иначе устано­вить курсор на строку Новый список;

• установить курсор в окне Элементы списка;

• внести необходимые значения через запятую;

• нажать кнопку Добавить.

3 шаг. Проверка полученных данных

• Вписать в ячейки таблицы слова «красный» и «оранжевый»;

• Протянуть маркером заполнения необходимо количество ячеек.

Практическое задание

Создать собственные пользовательские ряды из последовательностей не представленных в стандартных списках электронной таблицы.

Урок 46 Встроенные функции электронной таблицы

Цели урока:

• освоить основные виды встроенных функций;

• иметь представление о способах внедрения встроенных функций в формулы.

Ход урока

Актуализация знаний

- С какими средствами оптимизации ввода данных вы познакомились?

- Попробуйте назвать основное назначение средств Автосохранения, Автозавершения, Автовосстановление.

- Какие возможности заложены в средства оптимизации ввода данных?

Теоретическая основа урока: Встроенное выражение, выполняющее операции вычисления и преобра­зования называют функцией. В электронных таблицах функции разбиты по категориям. Рассмотрим наиболее часто использующие функции.

Таблица определения функций электронной таблицы

Категория

Функция

Назначение

Математические

ABS

Возвращает модуль (абсолютную величину) чис­ла

нод

Возвращает наибольший общий делитель

СУММ

Суммирует аргументы

ЦЕЛОЕ

Округляет число до ближайшего меньшего цело­го

ОСТАТ

Возвращает остаток от деления

ПРОИЗВЕД

Возвращает произведение аргументов

Статистические

СРЗНАЧ

Возвращает среднее арифметическое аргументов

СЧЕТ

Подсчитывает количество чисел в списке аргу­ментов

НАИБОЛЬШИЙ

Возвращает k-ое наибольшее значение из множе­ства данных

Текстовые

ТЕКСТ

Форматирует число и преобразует его в текст

ЗАМЕНИТЬ

Заменяет знаки в тексте

ПОВТОР

Повторяет текст заданное число раз

В таблице представлен не полный перечень функций, но знание данных функций достаточно для базового курса школьной информатики.

Использование функции в ячейке мы рассматривали ранее. Опишем, как используются функции в формулах. В ячейку вписывается знак равенства и либо в основном меню, либо на панели инструментов выбираем элемент функции. Задаем необходимые параметры аргумента (аргументов). После ввода формулы вновь входим в режим редактирования формулы и задаем другую функцию, либо необходимые значения выражения.

Практическое задание

Найти и открыть в папке Мои документы файл Tempo, найти макси­мальную и минимальную среднегодовые значения температуры, опреде­лить среднестатистическое значение осадков в каждом десятилетии.

Пример таблицы: Динамика среднегодовых температур и сумм осадков (по г. Чайковскому)

Год

Десятилетие

1940

1950

1960

1970

1980

1990

t, °C

Осадки, мм

t, °C

Осадки, мм

t, °C

Осадки, мм

t, °C

Осадки, мм

t, °C

Осадки, мм

t, °C

Осадки, мм

0

1,5

352

1,5

536

-

-

2,7

645

2,5

475

4,1

867

1

0

463

2,7

423

-

-

3,0

660

2,5

759

4,6

551

2

-

-

2,7

372

4,7

615

2,5

513

4,9

462

3,3

571

3

-

-

2,6

499

2,4

537

3,1

626

3,5

642

2,7

518

4

-

-

1,8

535

1,5

478

4,2

402

4,5

533

2,6

654

5

-

-

1,8

538

2,5

597

4,8

393

2,6

651

5,4

566

6

-

-

1,1

622

2,2

564

1,2

616

2,0

604

2,8

468

7

2,2

523

3,5

584

3,7

508

3,2

526

2,2

518

2,9

472

8

2,8

458

2,5

569

1.8

622

2,1

711

2,4

576

3,4

679

9

2,6

316

2,0

-0,1

502

2,7

483

4,2

640



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и опера­ции над ними (ячейка, столбец, строка).
  2. Моу «новокиреметская основная школа»

    Календарно-тематический план
    Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 8 классе средей школы в объеме 68 часов, составленным на основе авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.
  3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  4. Содержание учебных дисциплин по направлению 081100 62 государственное и муниципальное управление гуманитарный социальный экономический цикл учебная дисциплина история

    Автореферат диссертации
    История как наука и способ познания окружающего мира. Сущность, формы и функции исторического знания. Современные научно – исторические подходы: формационный и цивилизационный.
  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.

Другие похожие документы..