textarchive.ru

Главная > Урок


Практическое задание

Проверить достоверность полученного результата. И найти разность следующих выражений с последующей проверкой:

1111112-10012 =

11001112-110l2 =

1001112-1110002 =

Урок 38

Перевод чисел из десятичной системы в любую другую систему

Цель урока:

• Освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую.

Ход урока

Актуализация знаний

- Чем обусловлено использование двоичной системы в технических системах?

- В каком виде представлена в памяти компьютера информация?

- Как осуществляется перевод чисел из десятичной системы в другую?

- Как можно проверить правильность выполненных действий?

Теоретическая основа урока

В десятичной системе используется десять цифр, в двоичной - две. На­прашивается вывод, что количество цифр определяется основанием систе­мы. Тогда для описания троичной системы используется три цифры, четве­ричной - четыре, и т. д. Рассмотрим перевод чисел в пятеричную систему. Соответственно должны использоваться цифры 0, 1, 2, 3, 4.

Переведем число 5410 в пятеричную систему.

-54

5

50

-10

5

4

10

2

0

Таким образом, получили: 5410=2045

Проверяем аналогичным, как в двоичной системе, образом:

2045 = 4 · 50 + 0 · 51 + 2 · 52 = 4 · 1 + 0 · 5 + 2 · 25 = 4 + 0 + 50 = 5410

Пятеричную систему мы рассмотрели лишь в качестве примера. Други­ми системами использующимися для представления чисел при работе с компьютером являются восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Есть два способа перевода чисел в эти системы, когда десятичное число перево­дится в одну из систем или используется двоичное число.

-346

8

344

-43

8

2

40

5

3

Получили: 34610 = 5328

Задание 1

Проверить достоверность полученных данных. Используем второй способ: 34610= 1010110102

Число в двоичной системе разбиваем по три числа и приводим в соот­ветствие их десятичное значение:

101

011

3

010

5

2

34610= 1010110102=5328

Шёстнадцатеричная система использует соответственно шестнадцать знаков, но цифр только десять, поэтому для обозначения чисел использу­ются буквенные обозначения. То есть числа 10, 11, 12, 13, 14, 15 заменены буквами А, В, С, D, E, F.

-346

16

336

-21

16

10

16

1

5

34610= 15А16

Второй способ:

0001

0101

5

1010

1

10

Задание 2

Перевести десятичное число 247 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

Домашнее задание

Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную сис­темы: 7110, 64010, 79510.

Урок 39 Зачет по теме «Системы счисления»

Цели урока:

• обобщить знание по теме;

• закрепить навыки перевода чисел из системы в систему;

• закрепить навыки сложения и вычитания чисел в двоичной системе.

Контрольная работа

1 вариант 2 вариант

1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:

6410 4810

24110 30110

73610 57610

2. Осуществить сложение чисел в двоичной системе:

6410 + 24110 = 4810 + 30110 =

6410 + 73610= 4810 + 57610 =

73610 + 24110= 57610 + 30110 =

3. Осуществить вычитание чисел в двоичной системе:

24110 - 6410 = 57610 - 30110 =

73610 - 24110 = 57610 - 4810 =

73610 - 6410 = 30110 - 4810 =

Урок 40 Электронная таблица: среда и принципы работы

Цель урока:

• Познакомить с программным прикладным средством обработки чи­словой информации.

Ход урока

Актуализация знаний:

- Что такое система счисления?

- С какими системами счисления кроме рассмотренных вам приходи­лось сталкиваться?

- Какая система счисления используется для представления данных в памяти компьютера?

- Задание: представьте в двоичной системе дату своего рождения.

Теоретическая основа урока

Для работы с числовой информацией (данными) используют специальную программу, называемую электронной таблицей, либо табличным процессором. В пакете прикладных программ MSOfficeтабличный процессор называется MicrosoftExcel. Разработаны различные версии данных программ, но основные приемы работы остаются неизмен­ными. Поэтому для усвоения основных приемов работы можно воспользо­ваться любой версией.

Для запуска программы можно воспользоваться главным меню рабочего стола Пуск/ Программы/MSExcel. Либо нажать на панели быстрого дос­тупа соответствующую иконку.

После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, который имеет вид аналогичный текстовому процессору, который включает: тексто­вое меню, графическое меню (панель инструментов), рабочее поле. Только рабочее поле представлено в виде таблицы. В последних версиях программ появилась область задач, которая находится рядом с рабочим полем и ото­бражает наиболее часто выполняемые задачи. Благодаря данной области можно быстро находить файлы, создавать новый документ, запускать по­следние рабочие файлы и пользоваться буфером обмена.

В отличие от других программ электронная таблица имеет панель -строку формул, использующаяся для ввода и/или изменения значений или формул в ячейках. Именно в строке формул отображается константа или формула, содержащаяся в активной ячейке. Документ созданный в элек­тронной таблице называется рабочей книгой. Отдельными элементами кни­ги являются листы. Книга первоначально содержит 3 листа, но при необхо­димости можно добавить листы с помощью команды Вставка/Лист.

Рабочее поле ЭТ состоит из столбов и строк. Каждый столбец имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А. Каждая строка имеет свой номер. Для идентификации ячейки используется сочетание из имени столбца и номера строки и называется адресом ячейки. Например, самая первая ячейка имеет адрес А1. Ячейка, в которой находится курсор и выделена рамкой, называется активной. Воздействовать можно только на активную ячейку. Как целостный объект можно использовать и диапазон ячеек, который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделенных двоеточием (например: А1:В7). При выделении ячеек только по столбцу или по строке сохраняет последовательность: верх-низ, лево-право.

Основными информационными объектами, обрабатываемыми элек­тронной таблицей являются следующие типы данных: число, текст и фор­мула. Именно тип данных влияет на возможные действия над этими объек­тами. До ввода чисел необходимо задать формат вводимых чисел. Для это­го необходимо:

• выделить диапазон ячеек;

• выбрать Формат/Ячейки;

• в появившемся окне задать необходимые параметры.

Для числовых форматов можно задать и число знаков после запятой, по умолчанию отображаются два десятичных знака. В качестве специализиро­ванных форматов числовых данных можно выделить денежный и финансо­вый форматы, когда к числовым величинам добавляется и обозначение ва­люты (например, для рублевых сумм к числу добавляется р.). Для обозна­чения времени и даты используются собственные форматы, которые можно вводить по заданным типам (например, краткая запись даты вводится в ви­де 12.30.98). Для правильного оперирования данными необходимо всегда задавать формат ячейки до ввода чисел.

С числами в электронной таблице можно осуществлять различные ма­тематические действия (сложение, умножение, вычитание, деление, вычис­ление среднего значения, вычисление минимального и максимального значения и др.). Для выполнения вычислений необходимо установить курсор в нужной ячейке и ввести формулу.

Другим типом данных является текст, совокупность символов исполь­зующийся для оформления таблицы (заголовков, пояснений и т. д.). Фор­мулой является выражение, задающее указание для математических вычис­лений. Выражение начинается со знака равенства (=), что позволяет про­грамме отличить формулу от других данных.

Подводя итог:

  • Электронная таблица прикладное программное средство для опери­рования числовыми данными;

  • Основными информационными объектами являются числа, текст, формулы;

  • Тип данных определяет возможности их использования для даль­нейшей обработки;

  • До ввода данных необходимо задать формат данных ячейки;

  • Для обозначения ячейки используется имя столбца и номер строки;

  • Для оперирования числами в формулах используются не сами дан­ные, а их адреса ячеек.

Лабораторная работа «Создание электронной таблицы»

Задание: построить таблицу сложения трех целых чисел а, b, с, сохра­нив значение в переменной d.

1 шаг.Запуск программы MSExcel

2шаг. Создание заголовка

• Установить курсор мыши в ячейке А1 и выделить ее щелчком.

• Набрать текст «Сумма трех чисел».

• Нажатием клавиши <Enter> вести набранный текст в активную ячей­ку рабочего листа (ввести значение можно еще с помощью зеленой галочки, находящейся между полем имени и строкой формул.).

3 шаг. Задание шапки таблицы

• вписать в ячейку А2 - букву а;

• вписать в ячейку В2 - букву b;

• вписать в ячейку С2 - букву с;

• вписать в ячейку D2 - букву d.

4 шаг.Задание формата ячеек

• Выделить фрагмент A3:D7.

• Задать команду Формат/Ячейки.

• Выбрать вкладку число.

• В списке «Числовые форматы» выделить строку числовой.

• В поле «Число десятичных знаков» выбрать значение 0.

• Нажать кнопку «Ok».

5 шаг. Ввод исходных данных

• В ячейки A3, ВЗ, СЗ заносим любые целые числа (например, 3, 5, 7).

• Аналогично заполняем еще 4 строки.

6 шаг. Запись формул

• В ячейку D3 вносим запись = A3 + В3 + С3

• В ячейку D4 вносим запись = А4 + В4 + С4

• И т. д.

В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные):

7 шаг. Сохранение результатов работы.

• Выбрать команду Файл/Сохранить как...

• Задать имя файла.

• Нажать клавишу «Ok».

• Работа завершена.

Рефлексия

- С каким программным средством мы сегодня познакомились?

- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?

- Какую особенность электронных таблиц Вы заметили?

Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что в ячейке вместо формулы появляется результат решения, о чем в теории не было сказано ни слова.

Домашнее задание

Выучить основные понятия темы.

Урок 41 Форматирование данных

Цели урока:

• освоить основные приемы управления данными;

• освоить приемы форматирования данных в ячейке и в диапазоне ячеек.

Ход урока Вопросы для активизации знаний

- Какое программное средство называют электронной таблицей?

- Какие типы данных могут храниться в ячейке?

- Какими типами данных может оперировать электронная таблица?

- Какое имя используется для адресации ячейки?

- Как обозначается диапазон ячеек?

Теоретическая основа урока

Напрошлом уроке была создана таблица. Непосредственно с ней мы и продолжим работать. Общий вид таблицы не очень удобен для восприятия. Поэтому нам необходимо правильно ее оформить. Другими словами, мы должны ее отформатировать. Что такое форматирование? Какие действия или манипуляции с данными мы называем форматированием?

На прошлом занятии было отмечено, что в ячейках с формулами от­ражаются не сами формулы, а результаты вычислений. По умолчанию ячейки таблицы настроены на режим отображения значений. Если необ­ходимо просмотреть режим отображения формул, тогда выбираем коман­ду Сервис/Параметры выбираем вкладку Вид и устанавливаем галочку в Параметрах окна напротив слова Формулы. И получаем следующий вид таблицы:

Если обратили внимание, то представленная таблица имеет несколько иной вид, нежели тот, что мы создавали. В процессе выполнения лабора­торной работы у каждого таблица должна приобрести аналогичный вид. Теперь рассмотрим возможности форматирования таблицы. Форматирова­ние используется для улучшения впечатления и восприятия таблицы. Мож­но воздействовать на всю таблицу или на каждый элемент по отдельности.

Виды форматирования:

• позиционирование относительно краев ячейки;

• изменения начертания, цвета, размера шрифта;

• изменение фона;

• использование стилей;

• обрамление (задание границ) ячейки, диапазона ячеек, таблицы.

По умолчанию текстовые данные выравниваются по левому краю, чи­словые данные по правому. Значение ячейки можно растянуть относитель­но нескольких ячеек и отцентрировать относительно не только боковых краев, но и верха и низа. Для этого необходимо изменить высоту строки.

Лабораторная работа «Форматирование таблицы»

1 шаг. Позиционирование заголовка

• выделить строку с заголовком во всю длину таблицы;

• задать команду Формат/Ячейки;

• выбрать вкладку Выравнивание;

• задать параметры выравнивания по горизонтали - по центру выделе­ния, по вертикали - по центру;

• выбрать команду Формат/Строка/Высота;

• задать значение - 20;

• задать полужирное начертание.

2 шаг. Центрирование шапок таблицы

• выделить ячейки с шапками таблицы;

• выровнять нажатием кнопки «по центру»;

• выбрать команду Формат/Строка/Высота;

• задать значение - 15.

• залить светло-серым фоном.

3 шаг. Обрамление таблицы

В итоге должны получить таблицу следующего вида:

Практическое задание

Создайте таблицу «Сводная ведомость по оплате труда», которая бы со­держала столбцы: ФИО работника, Специальность, Количество часов, Оп­лата 1 часа, Итого в рублях. Отформатировать соответствующим образом. Сохранить файл в своей папке.

Дополнительное задание

Создайте таблицу с расписанием занятий, так чтобы в столбцах находи­лись дни недели, а в строках номера уроков.

Домашнее задание

Повторить все основные понятия темы.

Урок 42 Построение арифметических выражений

Цели урока:

• освоить форму записи арифметических выражений в виде пригодном для обработки компьютером;

• отработать навыки построения арифметических выражений.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Простым выражением называется константа, переменная, встроенная функция или набор функций. Константой является уже заданная величина, которая не меняет своего значения, проще сказать, числовое выражение. Переменной является величина, которая может менять свое значение. В нашем случае, имя ячейки, использующееся для нахождения какого-либо значения в другой ячейке, будет являться переменной величиной. Встроен­ными функциями являются выражения, которые позволяют вычислять ав­томатически значения, например, тригонометрических функций. Способы вычисления уже заложены в постоянную память компьютера, а пользовате­лю достаточно знать, наименование соответствующей функции.

Арифметические выражения образуются из простых выражений, где к ним применены операции сложения, вычитания, умножения, деления и т. д. Компьютер может выполнять соответствующие операции, лишь в том слу­чае, когда запись арифметического выражения осуществлена по следую­щим правилам:

• запись выражения осуществляется в одну строку, без надстрочных и подстрочных знаков;

• для обозначения операций используется определенный набор симво­лов;

• для определения приоритетов выполнения действий используются

скобки.

При отсутствии скобок, при вычислении выражений, операции выпол­няются в следующей последовательности:

1. вычисляются значения функций;

2. возводится степень;

3. умножение и деление;

4. сложение и вычитание.

Используемые символы:

+ сложение

- вычитание

* умножение

/ деление

^ степень числа

sin(x) sin x

(Акцентируем внимание учащихся на то, что знаки умножения не могут быть пропущены, как это принято в математике.) Рассмотрим сказанное на примере:

Практическое задание

Расписать выражения в виде удобном для обработки компьютером.

Урок 43 Способы построения выражений в электронных таблицах

Цели урока:

• освоить принципы построения арифметических выражений;

• уметь ориентироваться в различных способах описания арифметиче­ских выражений в зависимости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и опера­ции над ними (ячейка, столбец, строка).
  2. Моу «новокиреметская основная школа»

    Календарно-тематический план
    Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 8 классе средей школы в объеме 68 часов, составленным на основе авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.
  3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  4. Содержание учебных дисциплин по направлению 081100 62 государственное и муниципальное управление гуманитарный социальный экономический цикл учебная дисциплина история

    Автореферат диссертации
    История как наука и способ познания окружающего мира. Сущность, формы и функции исторического знания. Современные научно – исторические подходы: формационный и цивилизационный.
  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.

Другие похожие документы..