textarchive.ru

Главная > Урок


Методика формирования теоретического и понятийного мышления

Теоретическое или абстрактное мышление может быть объектом фор­мирования и развития точно так же, как формирование и развитие знаний, умений и навыков. Это значит, как можно целенаправленно воздействовать на формирование знаний, так же можно целенаправленно воздействовать на мышление.

Тема развития мышления - это в настоящий период одна из важнейших проблем развития методической системы обучения информатики. Практи­чески в каждом новом учебном пособии во введении говорится, что учеб­ное пособие способствует формированию мышления (системного, аналити­ческого и т. д.). Практически каждый автор учебного пособия во вступле­нии говорит о формировании системного, аналитического, теоретического, алгоритмического или творческого мышления. Например, это звучит так: «... при получении гуманитарного образования проблемы выработки поня­тий и навыков в систематизации образования, системного мышления игра­ют первостепенную роль и данный курс будет этому способствовать»1 или «...опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осоз­нанию принципов организации) и синтезу (сознанию новых схем, структур и моделей)...это и есть ответ на вопрос: чему и как учить на уроках инфор­матики»2.

Конечно, каждый учитель осознает, что учебная деятельность не должна ограничиваться процессом обмена и хранения информация, порой и иска­женной информации. Мало осознавать необходимость развития мышления, но и надо владеть инструментом, средством способным целенаправленно воздействовать на человеческое мышление. Развитие мышления это слиш­ком общая постановка задачи, которую можно сравнить с задачей развития личности вообще, поэтому мы несколько ограничим наше внимание на раз­витии теоретического мышления.

Развитие теоретического мышления - это действительно злободневная задача образования. Возможность развития теоретического мышления за­кладывается в структуре и в логике построения любого курса, отражается в его содержании и стиле изложения учебного материала, отражается, то есть «закладывается» автором в структуре каждого параграфа, в вопросах и за­даниях, в оформлении учебного пособия и т. д. В учебном процессе нет мелочей, все важно, все вносит свой вклад в дело развития школьника.

Иметь на парте и дома хороший учебник - это важно. Но информация -это не знаки и символы, картинки и таблицы на страницах учебника. Ин­формация заключена, содержится в структуре, в знаках и символах, зафик­сированных на материальных носителях, например - в текстах на бумаж­ных страницах учебника или в изображениях на экране компьютерного дисплея. И все же основной вклад в развитие мышления вообще и теорети­ческого мышления, в частности, вносит учитель, который ведет урок. И эффективность воздействия учителя на мышление ученика зависит в нема­лой степени от того, насколько учитель понимает, что такое мышление и какими средствами на него можно воздействовать.

Вот и начнем с вопроса о том, что такое мышление.

Прежде всего, обратим внимание на то, что мышление - это некая объ­ективная реальность, информационный процесс, который протекает как бы непроизвольно, независимо от воли и сознания. То есть мышление - это чаще всего непроизвольное умственное действие, «психологический про­цесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с реше­нием задач, с творческим преобразованием действительности»1.

Мышление формируется в процессе развития личности: развития эво­люционного и развития революционного. Различают различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое или понятийное, теоретическое, системное, практическое и т. д.

Мышление характеризуется стилем мышления. Стиль мышления - это привычно применяемые человеком система

понятий или логика рассуждений, в основе которых лежит менталитет.

Кроме того, к характеристикам мышления можно отнести понятия: структурность восприятия и схема мышления. Проявляются эти характе­ристики в речи, в поведении и в состояниях личности, а непосредственно мы не можем видеть и оценивать процесс мышления, только косвенно, в результате различных его проявлений. Учитель должен уметь видеть эти проявления и учитывать в процессе организации учебной деятельности, если он хочет создать творческую, деловую атмосферу, в которой каждый ученик играет «свою роль» и занимает «свое место».

Как правило, в существующей практике обучения информатике, то есть в процессе изучения информационных технологий, учитель целенаправ­ленно развивает2 скорее наглядно-действенное, чем теоретическое и сло­весно-логическое мышление. Развитие наглядно-действенного мышления -это одна из наиболее простых педагогических задач, с которой легко справляется .каждый учитель информатики.

Методы и способы развития этого вида мышления хорошо разработаны и нашли свое отражение во всех существующих методиках репродуктивно-

го обучения и успешно реализуются в школе - это обучение по образцу: делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. Другими словами то же самое можно сказать так: если в процессе обучения учитель не строит свою дея­тельность на основе принципов развивающего обучения, то его деятель­ность направлена преимущественно на развитие наглядно-образного и на­глядно-действенного мышления, а развитие теоретического мышления происходит в основном эволюционным путем.

Понятия «мышление» и «информация» неразрывно связаны. Важно по­нимать учителю и донести до понимания и глубокого осознания школьни­ков, что информация «проявляется» в процессе мыслительной деятельно­сти, в процессе мышления, в процессе интерпретации человеком той или . иной знаковой системы, знака, символа, действия объекта, поведения объ­екта, его состояния и пр.

Существует такое понятие, как «направленное мышление», то есть соз­нательное использование языка и идей. Это один из видов теоретического мышления, которое «обслуживает» процесс общения, то есть «работает» в целях общения, коммуникации с внешними объектами при помощи устной и письменной речи и является для многих школьников трудной и изнури­тельной «внешней» деятельностью. На уроках информатики можно целе­направленно формировать «направленное мышление». Направленное мышление основывается и конструируется со ссылкой на реальность, то есть на мир реальных объектов.

Средствами информатики и информационных технологий можно целе­направленно развивать фантазирующее или творческое мышление, которое «использует» образы, эмоции и интуицию школьника. В отличие от на­правленного мышления, творческое мышление «работает» без труда, спон­танно, как бы «отвращается» от действительности, высвобождает субъек­тивные желания и способности и потому является не только желательной в процессе обучения, но проявляет целебное воздействие на ребенка, так как хотя бы на время снимает разного рода напряжения. Творческое мышление часто является метафорическим. Метафорическое мышление с одной сто­роны, проявляется в виде знаний и жизненного опыта личности, а с другой стороны метафоры активизируют знания, способствуя теоретическому и творческому мышлению.

Развитие теоретического мышления, возможно, прежде всего, в услови­ях творческой атмосферы урока и при соблюдении общих принципов обу­чения (см. «Общие принципы обучения»), это определенная форма прове­дения и последовательность этапов урок, это определенные задания и уп­ражнения, которые ученик должен выполнить в классе и дома, это опреде­ленная система контроля и самоконтроля и т. д., одним словом - это систе­ма взаимосвязанных действий учителя, ученика и всего класса с соблюде­нием системы принципов. Несоблюдение какого-либо из принципов значи­тельно снижает эффективность урока вообще и эффективность действий учителя, направленных на развитие теоретического мышления.

Таким образом, актуальность формирования теоретического мышления очевидна. Остается поговорить о конкретных формах и средствах форми­рования теоретического мышления. Одним из мощных средств развития теоретического мышления является целенаправленное формирование сие-

темы понятий. Для курса информатики проблема формирования понятий является наиболее актуальной, потому что основными понятиями курса являются абстрактные понятия, которые невозможно адекватно (точно) формировать разработанными на сегодняшний день методиками в других предметных областях.

Мы помним, что понятие - это одна из форм мышления, в которой от­ражаются существенные признаки конкретного объекта или класса одно­родных объектов.

Так, понятие: «компьютер» отражает некую реальную систему из ог­ромного числа всякого рода систем и объектов окружающего мира. Если вас спросят, а что такое «компьютер», вы, скорее всего, вспомните его внешние признаки, (многоэлементное рукотворное устройство, состоит из системного блока, клавиатуры, и дисплея) и функции компьютера (считает, обрабатывает информацию и т. д.). Что вы вспомните - то и есть отражение в вашем сознании того, что обозначается словом «компьютер».

Один человек вспомнит одни признаки, другой - другие. Какой из списков признаков можно охарактеризовать,-как «правильный»? Прежде всего, тот список внешних признаков и функций, которые есть в памяти учителя. Если совпадает - то «отлично», если не совпадает - «плохо».

А что представляет собой список признаков и функций, который есть в памяти учителя, с которым учитель сравнивает ответ ученика (с целью оценить знания или провести диагностику своей педагогической деятель­ности)? Это представление учителя о «компьютере», отраженные в виде образа и системы понятий, с помощью которых можно компьютер описать. И эта система понятий не ограничивается числом понятий, которые мы привели выше, так как учитель знает, что там, в системном блоке, как уст­роена клавиатура и т. д. То есть учитель мог бы составить дерево понятий, которое, и отразит его представление о конкретном объекте - в данном случае о компьютере.

Что дает нам для понимания нашей проблемы формирования теоретического мышления это простой пример?

Этот пример помогает нам глубоко осознать, что такое простое и не простое педагогическое действие, как формирование отдельного понятия: во-первых - не простое; во вторых - чрезвычайно важное для развития тео­ретического мышления, которое происходит по мере того, как ученик по­степенно, от внешнего признака к функции, от функции к состоянию, от состояния к поведению, от поведения к процессу, от процесса к закономер­ности и далее к принципу деятельности или действий над чем-либо. Здесь мы открытия не сделали, а лишь выстроили некоторую логическую после­довательность, раскрывающую понятие «развитие понятия».

Значит ли это, что в нашем сознании любой предмет, явление или про­цесс отражен с искажениями, неполно? Именно так и всегда. Другое дело, с чем сравнивать? Если, например, я знаю об объекте столько, сколько знает самый умный человек на земле, то это еще не означает, что процесс разви­тия представлений об этом объекте прекратился - рано или поздно насту­пит момент, когда мы еще что-то узнаем нового, что дополнит или изменит

знания о нем. Но периодически наступает период, когда знания об объекте как бы стабилизируются и некоторое время все образованные люди дают одинаковое определение.

Так, если открыть российский энциклопедический словарь, выпущен­ный в 2000 году, то там можно прочитать, например: «информация (от лат informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, предавае­мые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью ус­ловных сигналов, технических средств и т. д.); с середины 20 века общена­учное понятие, включающее обмен-сведениями между людьми, автоматом и человеком, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и рас­тительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к .организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий ки­бернетики.»

Если внимательно проанализировать это определение, то первое, что бросается в глаза - это присутствие в определении временных периодов: «первоначально», «с середины 20 века». Это отражает и подтверждает на­шу мысль о том, что понятия порождаются во времени, развиваются. Пе­риодически проводится огромная работа - формулируется определенное соглашение о том, что мы на текущий период (в данном случает от 2000 года и некоторое время) будем понимать под понятием «информация».

Фактически, любое определение понятия из словаря или энциклопедии -это условное соглашение, зафиксированное в словаре и тогда на некоторое время вводится «общепринятое» значение понятия. Таким образом, значе­ние понятия «информация» на сегодняшний день именно таково, а смысл понятия «значение понятия» - это разъяснение понятия в официально из­данном словаре. Это как бы «общепринятый смысл» понятия. Но каждый человек, который использует это понятие в своих мыслях и в своей речи -как правило, не знает и не помнит вышеприведенного определения, а вкла­дывает какой-то свой смысл в понятие, который можно определить по кон­тексту высказывания.

9 Является ли значением понятия информация следующее оп-

ределение:

«Информация — это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность, наряду с двумя другими точками зрения -с позиции вещества и энергии. Информация - это высоко абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например, «научная информация», «политическая информа­ция», «важная информация», «полезная информация», «Он получил досто­верную информацию об экономическом положении своей семьи». Инфор­мация не существует сама по себе - она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных но­сителях. Информация проявляется в информационных процессах в приро­де, в обществе и технике, а так же в процессе мыслительной деятельно­сти и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой систе­мы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.»?

Откуда это? Кто сформулировал? Кто бы это ни сформулировал, с какой бы точностью это определение ни отражало суть понятия «информация» -это не определение, а, в отличие от приведенного выше, - просто разъясне­ние смысла. Определением оно станет только тогда, когда будет принято в научном сообществе и после одобрения специально созданной комиссии будет помещено в официальное издание типа «Словарь по информатике», «Энциклопедический словарь по кибернетике» или в новое издание «Большой Российской энциклопедии».

Означает ли вышесказанное, что, если четко сформулировать все суще­ственные признаки объекта, не заглядывая в словарь, то это уже не будет «определение понятия»? Это будет «рабочее определение», которым можно пользоваться в пределах той группы людей, которые согласятся с таким определением, и которое будет помогать в решении тех задач, ради кото­рых это определение было создано. Например, можно сформулировать оп­ределение понятия в учебных целях, чтобы продемонстрировать способ­ность выполнять такого рода деятельность или доказать, что некое явление или объект реальной действительности изучены достаточно глубоко и под­робно.

Таким образом, формирование системы понятий, как отраже­ния реальной действительности и формирование умения предъявить эту систему понятий в виде поля понятий - это способ раз­вития теоретического мышления вообще. Кроме того, это хороший способ развития понятийного и системного мышления. На, каких конкретно примерах, заданиях и упражнениях можно разви­вать теоретическое мышление? На любых, которые создают условия умст­венной деятельности, вынуждают совершать те или иные мыслительные операции. То есть не просто «подумать о чем-то», а целенаправленно осу­ществить именно ту мыслительную операцию, о которой идет речь. На­пример, осуществить в уме операцию «найти сумму», «сформулировать понятие», «выявить существенный признак», «описать последовательность действий», «найти общий признак», «построить модель» и т. д. Работа с тестами - классическая информационная задача.

Все вышеописанные действия могут иметь различный «результат». Ре­зультат действия закладывается в конкретной «команде»: «назови», «запи­ши», «построй в уме и нарисуй», «выяви и назови». В последних вариантах заданий как бы прослеживаются этапы - сначала сделай умственное дейст­вие, то есть действие на «внутреннем плане» (подумай, выяви, найди, под­считай), а потом как бы следует «вынести» его на «внешний план» (назови или напиши).

Мы дошли до принципиально важного момента, который обладает ог­ромным значением с методической точки зрения, но который часто не осоз­нается и не применяется в системе, что ведет к резкому снижению эффектив­ности учебно-воспитательного процесса при прочих равных условиях.

Поговорим немного о формальной логике. Системно-информационная картина мира - это информационная модель мира, которую можно пред­ставить в виде системы взаимосвязанных сложных понятий: «система»,

«информация», «картина мира», структуру которой можно представить в виде графа-дерева. Мы хорошо знаем, что такое информационная модель, но порой не задумываемся о том, что понятие «информационная модель» есть нечто другое.

В народе говорят: «Какова среда - таковы мысли, каковы мысли - тако­вы поступки, каковы поступки - такова судьба». Мысль - это обобщенное отражение действительности. Понятие - это то, «чем» мы думаем, что хра­ним в нашем сознании, то есть в памяти. Понятие - это средство мышле­ния. Образ - это буквальное отражение объекта в сознании человека и в его памяти, а понятие - это более сложная форма отражения реальной действи­тельности, соответствующий как бы более высокому уровню развития соз­нания. Можно думать понятиями (внутренними словами), а можно думать «образами» - тогда это образное мышление.

Когда мы понятие произносим с помощью звуковых сигналов - это мысль, произнесенная с помощью звука, называется словом. Когда слово мы фиксируем в виде системы знаков на каком-либо «носителе» (бумага, камень, дерево, ткань, стекло и пр.) - это называется текст. Понятие может выражаться одним словом или состоять из нескольких слов (тогда это сложное понятие или дефиниция). Дефиниция - это «список» существен­ных признаков и связей, позволяющих однозначно «узнать» объект среди множества других.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается, или отрицается. Суждение выражается в форме повествовательного пред­ложения. Например: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Б. Паскаль). Умозаключение - это форма мышления, по­средством которой из одного или нескольких суждений, называемых по­сылками, делается заключение - новое «общее» суждение, то есть сужде­ние, обобщающее мысль, высказанную в посылках.

Видов умозаключений много. Их изучает наука логика. Сложные поня­тия: «мировоззрение»», «миропонимание» и «системно-информационная картина мира» - это разные языковые выражения одного и того же явления. Основными формами абстрактного мышления принято считать понятие, су­ждение, умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой ней­трально (без эмоциональной окраски: хорошо, плохо, нравится, не нравится, хочу, не хочу, буду, не буду, понимаю, не понимаю и т. д.) просто фиксиру­ются существенные признаки объекта (предмета, явления, процесса и пр.).

Существуют понятия. Которые вместе с именем отражают (обозначают) конкретные единичные объекты окружающей действительности. А понятия «цифра», «число», «ученик», «учитель», «родитель» отражают, или обозна­чают, классы однородных объектов: класс цифр, класс чисел, класс учени­ков, класс учителей и т. д.

Известно также, что понятия в языке выражаются с помощью одного слова («компьютер», «память», «процессор»), либо с помощью словосоче­таний («позиционная система счисления», «система понятий», «иерархиче­ская структура», «программное обеспечение»). Например: для работы с понятиями можно предложить задание, найти в тексте понятия, выражае­мые одном словом и словосочетанием. На первый взгляд задание достаточ­но простое, но практика доказывает, что ученики сталкиваются с определенными трудностями, выделяя в качестве понятия, какое - либо суждение.. Поэтому на начальном этапе важно сформировать умение приводить при­меры понятий и отличать понятие от суждения.

Научившись отличать понятия от суждения и находить понятия в тек­сте, переходим к формированию умений, выделять признаки объектов, проводить системный сравнительный анализ. Мы помним о том, что при­знак - это абстрактное понятие, которое отражает свойство объекта. С помощью признаков мы можем составить описание объекта, сравнить объ­ект с другим объектом, для чего выделяем признаки, из них выделяем об­щие, то есть те, которые равно отражают свойства того и другого объекта, и «НЕ общие», то есть которые присущи только одному из двух сравнивае­мых объектов.

Важно сформировать умение выделять существенные или несуществен­ные признаки, при этом помнить, что существенность признака зависит от цели описания, сравнения, анализа.

Например, если цель сравнения компьютеров - выбрать более быстрый способ обработки данных, то существенным признаком будет «быстродей­ствие компьютера», а если целью является подобрать компьютер, способ­ный обрабатывать одновременно большой объем данных - то тогда суще­ственным будет признак «объем оперативной памяти».

Основными логическими приемами (способами) формирования понятий являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

В процессе формирования понятия осуществляем следующие действия -выделение объекта из множества других, составление его описания (список признаков), выделение существенных признаков (помним о цели). Затем целый объект мысленно расчленяем на части (элементы), выявляем отно­шения между ними. Признаками являются «белый», «холодный», «жест­кий», «внутренний», «внешний», а отношениями между элементами объек­та или объектами - это «больше», «быстрее», «выше», «раньше», «правее», «легче», и т. д.

Таким образом, анализ - метод исследования объекта, заключающийся в мысленном расчленении объектов на составные части, элементы,"мыслен­ное выделение признаков, составление структуры объекта с выделением отношений между элементами (частями).

Синтез - это также метод исследования объекта, обратный анализу, за­ключающийся в мысленной сборке частей объекта в единое целое, с учетом правильного объединения элементов. Синтез - это мысленное образование единого целого из частей или элементов, то есть из признаков, выделенных в процессе анализа.

Приложение 4

Тематическое планирование базового курса информатики для 8-9 кл. (1 ч. в неделю)

Раздел 1 Семантический и гносеологический аспекты информации

1. Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процес­сы. (2 ч.)

. Основные понятия:

Информация, сведения, знания, информационные процессы, источник инфор­мации, приемник информации, канал связи, знак, язык. Цепь:

1. Знать основные определения;

2. Различать виды информации;

3. Находить примеры информационных процессов из окружающей действи­тельности.

2. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. (4 ч.)

Основные понятия:

Бит, байт, информативность сообщения, алфавит, мощность алфавита. Цель:

1. Знать единицы измерения информации и формулу вычисления количества информации;

2. Уметь решать задачи по вычислению количества информации двумя спосо­бами;

3. Уметь определять нужный подход при решении задач.

3. Семиотический аспект информации. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. (4 ч.)

Основные понятия:

Система счисления, позиционная система счисления. Цель:

1. Знать определения, уметь переводить в двоичную систему;

2. Различать позиционные системы и непозиционные, уметь переводить из римской в арабскую и наоборот;

3. Знать способ перевода чисел в любую позиционную систему счисления.

Раздел 2 Технический аспект информации

1. Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Знакомство с основными устрой­ствами ЭВМ. Освоение клавиатуры. (4 ч.)

Основные понятия:

Архитектура ЭВМ, процессор, память, программа, данные, знак, сигнал. Цель:

1. Знать определения;

2. Знать соответствие функций человека и устройств компьютера, понимать различие знака и сигнала;

3. Различать свойства внутренней памяти и внешней.

2. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Файлы. (Зч.)

Основные понятия:

Ячейка памяти, адрес, дискретность, адресуемость, файл.

Цель:

1. Знать определения понятий;

2. Знать свойства памяти;

3. Различать свойства внешней и внутренней памяти.

3. Магистралыю-модульный принцип построения ЭВМ, основные характери­стики процессора компьютера. (2 ч.)

Основные понятия:

Структура ЭВМ, магистраль, шина адреса, шина данных. Цель:

1. Знать основные определения;

2. Знать основные характеристики процессора;

3. Различать компьютер как структуру и компьютер как систему, соответст­венно различать системную информацию и структурную.

4. Виды программного обеспечения (ПО). Системное программное обеспечение и операционные системы. (1 ч.)

Основные понятия:

ПО, системное ПО, прикладное ПО, системы программирования, ОС, файловая система. Цель:

1. Знать основные определения;

2. Знать задачи выполняемые разными видами ПО; ,

3. Уметь различать ПО по выполняемым задачам.

Раздел 3 Семиотический аспект информации

1. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

(2 ч.)

Основные понятия:

Гипертекст, таблица кодировки, текстовый файл. Цель:

1. Знать определения;

2. Знать правило организации кодировки;

3. Уметь кодировать любую информацию на русском языке с помощью табли­цы кодировки.

2. Текстовые редакторы и принципы работы с ними. (6 ч.)

Основные понятия:

Текстовый редактор, среда редактора, меню состояния, меню команд. Цель:

1. Знать основные режимы работы текстовых редакторов;

2. Знать принципы организации работы текстовых редакторов;

3. Различать виды носителей текстовой информации.

Раздел 4

1. Компьютерная графика: области применения, технические средства, прин­ципы кодирования изображения. (2 ч.)

Основные понятия:

Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Цель:

1. Знать основные определения;

2. Знать основные области применения компьютерной графики;

3. Знать новые направления в развитии компьютерной графики.

2. Графические редакторы и принципы работы с ними. (3 ч.)

Основные понятия:

Рабочее поле, графические примитивы, палитра. Цель:

Знать назначения инструментов и уметь ими пользоваться.

Раздел 5 Коммуникативный аспект информации

1. Компьютерная телекоммуникация. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства связи. (2 ч.)

Основные понятия:

Телекоммуникация, глобальная и локальная сеть, модем, канал связи, узел, сер­вер, клиент, протоколы. Цель:

1. Знать виды компьютерных сетей, их функциональную организацию;

2. Различать программные и технические средства компьютерной связи;

3. Различать знаковую и сигнальные составляющие кодируемой информации.

2. Виды компьютерной связи. (3 ч.)

Основные понятия:

Информационная система, информационно-поисковая система, Интернет, WWW, электронная почта, телеконференции, доска объявлений. Цель:

Уметь работать в сети, пользоваться мейлером, браузером, осуществлять поиск необходимой информации в сети.

Раздел 6 Семиотический аспект информации

1. Понятие информационной модели, информационной структуры. Виды ин­формационных структур. Табличная организация информации. (2 ч.)

Основные понятия:

Структура, модель, формализация, атрибуты. Цель:

1. Знать виды информационных структур и уметь приводить примеры;

2. Уметь выделять существенные и несущественные признаки объектов при построении модели;

3. Уметь перестраивать любые структуры информации к ее табличному виду.

2. Базы данных (БД): основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы с ними. (8 ч.)

Основные понятия:

СУБД, элементы БД, тип поля. Цель:

Уметь создавать БД и работать в среде СУБД.

3. Условия поиска информации. Логические выражения. (2 ч.)

Основные понятия:

Существенные признаки информации, логическое выражение, виды логических связок. Цель:

1. Уметь строить простые логические выражения;

2. Уметь строить сложные логические выражения;

3. Уметь осуществлять поиск по нескольким параметрам.

4. Табличные расчеты и электронные таблицы (ЭТ). Принципы работы с элек­тронными таблицами. (6 ч.)

Основные понятия.

Электронная таблица, табличный процессор, ячейка, блок, типы информации. Цель:

1. Знать основные понятия;

2. Различать особенности функционирования БД и ЭТ;

3. Знать особенности функционирования различных типов информации в ЭТ.

5. Математическое моделирование и решение задач с помощью ЭТ. (2 ч.)

Основные понятия:

Формализация задач, математическая модель задачи, виды функций. Цель:

Уметь решать задачи с помощью ЭТ.

Раздел 7 Аксиологический аспект информации

1. Кибернетика - модели управления. (1 ч.)

Основные понятия:

Кибернетика, модель управления, объект управления, управляющая система, прямая - обратная связь. Цель:

1. Знать предмет и задачи кибернетики;

2. Знать модель управления с обратной связью;

3. Строить модели управления.

2. Понятие алгоритма и его свойства. Графический учебный исполнитель: сис­тема команд исполнителя, среда исполнителя. (1 ч.)

Основные понятия:

Алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, среда испол­нителя. Цель:

Знать определение алгоритма, свойств алгоритма и систем команд исполнителя.

3. Языки для записи алгоритмов (язык блок - схем, алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Метод пошаговой детали­зации. (6 ч.)

Основные понятия:

Блок-схема, линейный алгоритм, ветвление, цикл, метод пошаговой детализа­ции. Цель:

1. Владеть языком блок - схем и уметь составлять несложные линейные, вет­вящиеся и циклические алгоритмы;

2. Уметь составлять программы с вложенными циклами, с использованием не­скольких базовых структур;

3. Уметь выделять подзадачи и пользоваться вспомогательными алгоритмами.

Введение..............................................................................................................3

Часть 1. Методологические и методические основы преподавания информатики в 8-9 классах..............................................................5

Часть 2. Основное содержание курса школьной информатики в

среднем звене....................................................................................28

Часть 3. Поурочные разработки по базовому курсу информатики..47

8 класс....................................................................................................51

Учебный модуль «Предмет и задачи школьного курса информатики». 51

Учебный модуль «Компьютер - средство автоматической обработки информации»..........................................................................................67

Учебный модуль «Системно-информационная картина мира»..............97

Учебный модуль «Технологическая цепочка решения

информационных задач».....................................................................112

9 класс.................................................................'.................................152

Учебный модуль «Автоматизация решения информационных

задач»....................................................................................................152

Учебный модуль «Информационная система».......................................188

Учебный модуль «История создания и развития информационных ресур­сов и технологий интернет. Обзор возможностей интернет»..........212

Учебный модуль «Поиск информации в интернет»...............................227

Учебный модуль «Работа с электронной почтой и почтовыми

программами».......................................................................................240

Учебный модуль «Создание учебного веб-сайта»..................................249

Приложение 1. Методология обучения........................................................270

Приложение 2. Методика проведения эвристической беседы...................271

Приложение 3. Методика формирования теоретического

и понятийного мышления.........................................................................275

Приложение 4. Тематическое планирование базового курса

информатики для 8-9 кл...........................................................................283



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и опера­ции над ними (ячейка, столбец, строка).
  2. Моу «новокиреметская основная школа»

    Календарно-тематический план
    Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 8 классе средей школы в объеме 68 часов, составленным на основе авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.
  3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  4. Содержание учебных дисциплин по направлению 081100 62 государственное и муниципальное управление гуманитарный социальный экономический цикл учебная дисциплина история

    Автореферат диссертации
    История как наука и способ познания окружающего мира. Сущность, формы и функции исторического знания. Современные научно – исторические подходы: формационный и цивилизационный.
  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.

Другие похожие документы..